Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ» И ЕЁ ЗАПРЕТ: 1930-2017 ГГ

Работа №188998

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Деятельность и взаимоотношение «Свидетелей Иеговы» с властью и обществом в период СССР 14
1.1. Создание организации и её деятельность с 1930 до 1953 года 14
1.2. Деятельность и взаимоотношение с властью с 1953 г. до распада СССР. 27
Глава 2 Деятельность и взаимоотношение «Свидетелей Иеговы» с властью,
обществом, РПЦ и её запрет в период РФ 43
2.1. Влияние на граждан РФ и догматические особенности организации 43
2.2. Взаимоотношение с властью и церковью 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день «Свидетели Иеговы» - одна из крупнейших религиозных организаций типа «секта» в РФ, на момент запрета в которой находилось примерно 165 тысяч человек, по мнению религиоведа Р. А. Силантьева. Из-за большого количества последователей, запрет затронул многие города, т.к. в РФ насчитывалось, как минимум, 400 общин Иеговистов по всей стране. Сам запрет, из-за своей масштабности, всколыхнул Российскую общественность: на период 2017 года, вопрос о правомерности запрета и адекватности обвинений звучал в СМИ и, периодически, звучит до сих пор. Можно ли считать религиозную организацию, направляющую свою деятельность в пацифистское русло и ведущую своих последователей по Богоугодному пути (по словам самих свидетелей Иеговы), радикальной, призывающей клеветать другие религии, возвышать своё и критиковать чужое? Именно такими вопросами задавались журналисты, обычные люди и сами последователи запрещенной в России религиозной организации, «свидетелей Иеговы». По информации правозащитного центра «Мемориал» (признан иноагентом): «...не менее 568 верующего свидетеля Иеговы преследуют в уголовном порядке по ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности религиозной организации, в отношении которой принято решение о ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности», до 10 лет лишения свободы) в связи с тем, что их региональные организации и Управленческий центр свидетелей Иеговы в России были запрещены и признаны экстремистскими. Всего преследованию подверглось не менее 635 свидетелей Иеговы. ПЦ «Мемориал» известно, что:
• не менее 87 свидетеля Иеговы находятся под стражей;
• 39 приговорены к реальным срокам лишения свободы;
• 48 содержатся в СИЗО в ожидании приговора;
• не менее 29 содержатся под домашним арестом в ожидании приговора;
• 101 верующий приговорён к условному сроку лишения свободы;
• как минимум 350 свидетелей Иеговы преследуются без лишения свободы.
Кроме того, по данным ПЦ «Мемориал», в настоящее время:
• 22 верующим назначено наказание в виде штрафа;
• 24 верующих уже отбыли наказание, причём 2 из них лишили российского гражданства за время отбытия наказания и депортировали из страны;
• В отношении 12 верующих уголовное преследование прекращено; 4 верующих оправдано;
• Ещё 6 верующих скончались».
Как можно увидеть из данных, преследования «Свидетелей Иеговы» производятся до сих пор, при этом, исходя из статьи «независимой газеты - Религия» на 1999 год, написанной Б. Лукичёвым и А. Протопоповым, отмечается, что 39.1% последователей организации - это люди пенсионного возраста. Способны ли пенсионеры на радикальные поступки и не опасно ли для самих пенсионеров такое отношение? - ещё один вопрос, который был затронут в СМИ. Помимо этого, можно говорить об уникальности прецедента для остальных крупных религиозных организаций типа «секта», таких как: «Церковь Сайентологии», «Пятидесятники», «Церковь сознания Кришны» и другие. Если орган государственного запрета начал заниматься одной сектой, привлекающей граждан РФ в своё течение, то это вопрос времени, когда запрет ляжет и на перечисленные выше организации. Для этого очень важно выделить критерии, по которым проводится запрет, чтобы обозначить механизм взаимодействия государства и сект на примере ситуации запрещенной в России религиозной организации «Свидетели Иеговы». С точки зрения науки, моя работа актуальна тем, что изучает такой феномен, как «симфония церкви и светского государства», так же самим изучением деятельности общины «Свидетелей Иеговы» на территории СССР и РФ. Изучая историографию, мной было найдено малое количество источников исторического характера по моей теме, это говорит о том, что данный вопрос ещё мало освещен с научной точки зрения, хотя, как писалось ранее, имеет высокий социальный отклик со стороны современного общества. Возвращаясь к теме «симфонии», необходимо дать ей развернутое определение. Большая российская энциклопедия дает следующее определение термину: «СИМФОНИЯ ВЛАСТЕЙ (Церкви и гос-ва или священства и царства) (от греч. ouiupcovia - созвучие, согласие), модель церковно-гос. взаимоотношений, предполагающая согласованную деятельность властей государства и христианской Церкви. Осн. принцип предполагает деятельность Церкви и государства при взаимной поддержке, без вторжения в сферу компетенции др. стороны: Церковь благословляет деятельность государства, получая взамен помощь в проповеди и духовном окормлении верующих, главы гос. и церковной власти получают двойную санкцию - и от государства, и от Церкви (отсюда миропомазание визант. императоров и их участие в поставлении патриархов).
Рус. правосознание с кон. 15 в. формировалось под влиянием учения о «Москве - Третьем Риме» и преемстве Руси Византии - Второму Риму, поэтому взаимоотношения гос. власти и православной Церкви строились по визант. модели. Рус. модель С. в. определили решения Московского собора 1666-67, предоставившие приоритет в гражд. делах царю, в церковных - патриарху при их общей ответственности за благо Церкви и государства.
После реформ царя Петра I, ряд элементов система гос. церковности определила своеобразие правового статуса православной Церкви в России. Продолжая считаться идеалом, модель С. в. подверглась деформации: государство стало реализовывать секулярные, автономные от религ. санкции цели, а привилегированный по сравнению с др. религ. объединениями статус православной Церкви был мотивирован православным исповеданием императора и большинства его подданных.
РПЦ не признала провозглашённый Декретом об отделении церкви от государства [20.1(2.2).1918] юридич. разрыв взаимоотношений с государством.
Ныне в существующей в большинстве стран системе разделения сфер деятельности государства и религ. организаций при их сотрудничестве про-являются черты С. в. Признание законодательством РФ в качестве традиц. исповеданий православия, др. христианских конфессий, ислама, иудаизма и буддизма способствует развитию сотрудничества между верующими и государством». Исходя из описания данного термина, можно говорить о том, что данный феномен имеет долгую историю развития в нашей стране, поэтому вопрос о его существовании в современной России может быть всё так же актуален.
Затронув тему историографии вопроса, мной не было найдено исторических источников по теме запрета организации в 2017 году, а источники, которые я находил, носили юридический, политологический и социологический характер. Это приводит к выводу о том, что с исторической точки зрения, на вопрос изучения запрета организации в РФ, ещё не был изучен. Что касается источников по деятельности организации в годы существования СССР, то источники носили, в основном, нарративный характер. Это освещение истории организации на территории СССР и характеристика взаимоотношений между организацией и властными структурами, а именно работы С.И. Иваненко по «Свидетелям Иеговы» в годы СССР; исследования по Сталинскому периоду деятельности иеговистов у Владимира Рогатина и Владислава Мальцева; была изучена статья П.К. Дашковского и Н.С. Гончаровой по деятельности иеговистов в сибирских регионах; существуют исследования по деятельности иеговистов на Украине в советский период, подробно изученная К.О. Бережко в статьях и научных работах. Что касается смежных исследований, то существует большое множество работ на тему религиозной деятельности в СССР и того, как на это реагировала советская власть: С.Л. Фирсов занимался исследованием данной темы в нескольких своих работах; зарубежные исследователи Пол Фрёз, Д.В. Поспеловски и Дэвид Пауелл в своих работах изучали систему взаимодействия института авторитарного государства и религии. Что касается работ по социальному взаимодействию религиозных организаций, то большое влияние в историографию данного вопрос в РФ привнесли такие религиоведы, как, Р.Н. Лункин, Е.Г. Балагушкин, Б.З. Фаликов, а также И.Я. Кантеров. В своих работах, данные религиоведы изучали взаимодействие между радикальными религиозными организациями и общественными институтами, а также некоторые юридические особенности их деятельности. У Е.Г. Балагушкина присутствует работа по деятельности иеговистов в 00 -ые годы XXI-ого века, в которой рассматривает правовой аспект этой деятельности. Для изучения историографии проблемы и для её анализа, мной были использованы следующие виды источников: интервью с бывшими свидетелями Иеговы; видеоматериалы обсуждений ситуации запрета между различными деятелями СМИ и представителями организации, а также представителям РПЦ. Помимо этого, мной использовались нормативно-правовые документы (указы, декреты, приговоры). Литература была следующих видов: монографии; статьи научного, аналитического, журналистского характера; газеты; биографические работы бывших представителей организации. Проблема заключается в том, что личные источники и СМИ - несут в себе много «лишней» информации: политизированность, приверженность к определенным взглядам, ненависть или симпатия к организации «Свидетели Иеговы». Я рассматриваю свою задачу в данном вопросе, как «отсеивание зерен от плевел» таким образом, чтобы сложить полную картину запрета со всех сторон обсуждения ситуации.
Объектом моего исследования является община «Свидетелей Иеговы» на территории РФ. «Свидетели Иеговы» - это мировая организация, имеющая миллионы последователей во всех точках земного шара, поэтому необходимо обозначить территориальные и хронологические рамки исследования: исследование имеет обхват с 1930 по 2017 год на территории СССР и РФ. Предметом исследования является деятельность организации в течении описанного периода и взаимоотношения между организацией и общественными институтами (общество, государства, РПЦ). С помощью изучения описанных реалий планируется дать ответ на вопрос: по каким причинам была запрещена организация «Свидетели Иеговы» на территории РФ? Исследуя данный вопрос, в первую очередь, планируется дать ответ именно с исторической точки зрения - при помощи изучения причинно-следственных связей, структурных феноменов и исторических событий, которые могли повлиять на решение запрета. При этом, будут учитываться и юридические формулировки запретов организации, которые осуществлялись в период СССР и РФ. Т.о. цель моей работы заключается в следующем: выявить особенности деятельности организации «Свидетели Иеговы», с 1917-ого по 2017 года, которые привели к запрету на территории РФ. Для того, чтобы изучить вопрос в полной мере, мною были сформированы следующие задачи:
1) Установить особенности взаимоотношений организации «Свидетели Иеговы» и СССР, от создания и до распада, и представить модель отношений между организацией и государством.
2) Установить связь организации с Русской Православной Церковью на территории РФ. Выявить причины взаимодействия или противодействия между сторонами, так же установить причастность или непричастность РПЦ к запрету организации.
3) Представить внутренние догматы организации и выявить внешние и внутренние причины запрета.
Данные задачи - отправные точки моего исследования, поэтому в самом исследовании возможно выделение подзадач, по мере продвижения работы и нахождения новых фактов, теорий и интерпретаций.
Методология. Большое количество источников неисторического характера, приводит меня к необходимости использовать не только историко-сравнительный анализ и системный подход, но и междисциплинарные подходы, а именно использование социологических, юридических и политологических материалов. Однако это не значит, что их использовании приведет к изменению вектора научной деятельности, т.к. многие современные подходы заимствованы из различных неисторических дисциплин, например, методы исследования социологов (Клод Леви-стросс), философов (Мишель Фуко) и др. деятелей научных дисциплин, успешно были перестроены на исторические рельсы. Исходя из этого, я могу утверждать, что пользование междисциплинарными источниками ничуть не умаляет историчность данной работы. Под историко-сравнительным анализом, я понимаю следующее определение из spravochnik.ru: «Сравнительно-исторический метод является одним из основных методов исследования в исторической науке. Данный метод предназначен для выявления общих черт и поиска особенностей путем сопоставления исторических объектов или явлений. При этом стоит понимать, что сравнительно-исторический метод и сравнение как логический прием различны, поскольку в последнем случае происходит разрешение задач типологии, периодизации и системного анализа. В случае же сравнительно - исторического метода сравнение является методологическим принципом, способом познания сущности того или иного исторического явления и процесса при их сопоставлении на основе аналогии». Историко-системный подход характеризуется следующим определением: «Историко-системный метод - это один из основных методов проведения исторического исследования, реализующий принципы системного подхода. Метод обращен на изучение исторических явлений и процессов как целостных систем: анализ структуры и функций, внешних и внутренних связей, динамических изменений».
При помощи всех описанных методов работы, в заключении планируется дать ответ на поставленный вопрос. Ожидаемым результатом является следующее: обнаружение связи государства и церкви в вопросе запрета организации, но, помимо этого, обнаружение объективных причин запрета. Таковыми причинами может быть экономическая несостоятельность служителей организации, социальная и политическая ограниченность, а также низкий уровень образование и эскапизм. Помимо этого, ожидается, что преследования иеговистов носили не комплексный, а конкретный характер, то есть преследовали конкретно эту организацию. Структура работы состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из двух параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассматривается создание, деятельность организации и её взаимоотношение с обществом и властью в период существования СССР. Во второй главе работы рассматривается взаимоотношение и деятельность в период РФ, а также осуществляется выявление причин запрета организации на территории РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании был рассмотрен вопрос деятельности и взаимодействия организации «Свидетели Иеговы» (запрещенной ныне в РФ секте) с властью, обществом и РПЦ. На основе полученных данных, были сделаны следующие выводы:
1. Преследования «Свидетелей Иеговы», в советский период, носило характер преследования конкретно данной религиозной организации по причинам полного отрицания советской власти. В поддержку данного тезиса выступают следующие факты: отказ публикации и отправления материалов писание «Свидетелей Иеговы» в 1929 году и полный отказ в сотрудничестве с американским центром организации, а также дальнейшая слежка и контроль за людьми, причисляющими себя к данной организации (как раз благодаря тем спискам, которые иеговисты сами же и отправили в письме американскому руководству); преследования иеговистов в 40-ые и 50-ые годы, в частности, из-за отказа служить в армии и своих пацифистских настроений, которые воспринимались руководством СССР, как «антикоммунистические» и пособнические. Самым ярким доказательством тезиса являются чистки 1951-53 гг., проводившиеся исключительно над иеговистами, в особенности, операция «Север»; даже в Хрущевский период, когда было амнистировано множество религиозных деятелей, гонения против иеговистов не остановилось, и в 1956-ом году была организована новая чистка, а руководителей организации приговаривали к высшей мере наказания; данная ситуация продолжалась вплоть до вступления на руководящую должность М.С. Горбачева и только тогда гонения на организацию были прекращены.
2. Организация «Свидетели Иеговы» имеет принципы и особенности учения, являющиеся опасными для участников самой организации: отказ от переливания крови, приводил, в некоторых случаях, к летальным исходам; в самой организации всячески способствовали подавлению критического мышления и воли рядовых членов организации, а инициатива поддерживалась только в тех идеях, которые не оспаривали учение самой организации; поощрение прозелитской деятельности, которое приводило к отказу от полноценной работы ( с соответствующей заработной платой) и получения образования; многие иеговисты оказывались в полной изоляции от мира, т.к. весь круг их общения составляли такие же члены организации, что в случае выхода из организации, приводило к полной социальной несостоятельности в различных сферах деятельности. Указанные особенности приводили к тому, что организация «Свидетели Иеговы» эксплуатировала своих членов во многих видах деятельности: они выполняли любой вид работы, не получая за это никакой платы, т.к. считали это своей обязанностью. После выхода из общины, бывшие иеговисты не могли долгое время вести нормальный образ жизни, т.к. имели сложности с нахождением работы, восстановлением социальных связей. Помимо этого, многие становились иеговистами целыми семьями, и если один член семьи выйдет из организации, то остальные не могли с ним контактировать или могли быть подвергнуты изгнанию из организации. Данные тезисы свидетельствует о внутренних причинах, приведших к запрету организации на территории РФ, т.к. обозначенные выше особенности несли опасность самим членам организации.
3. Помимо внутренних факторов, существовали и внешние факторы запрета организации. Таковыми являлись особенности организации, не влияющие на её членов, но влияющие на другие институты общества, а именно государство и церковь. Со стороны государства запрет обусловлен, на мой взгляд, не только юридически обозначенным экстремизмом, но причинами, не озвученными в приговоре. Это отказ от службы в армии, полное игнорирование политической жизни страны, в которой находятся иеговисты, подчинение американскому религиозному центру и игнорирование тех законов страны, которые не совпадают с законами Библии иеговистского перевода. Помимо этого, РПЦ, с начала создания РФ, была негативно настроена в отношении «Свидетелей Иеговы» и всячески способствовала выставлению организации в негативном свете. Также, по некоторым источникам, можно утверждать о связи между церковью и государственными силовыми структурами, что может привести к теории о непосредственном участие РПЦ в запрете организации «Свидетели Иеговы», но для того, чтобы подтвердить эту теорию, необходимо больше источниковой и доказательной базы. Тем не менее, косвенное влияние на запрет иеговистов было подтверждено фактами постоянной пропаганды со стороны церкви, в частности миссионерского центра «Ставрос», большая часть материалов которого, была направленна конкретно на создание отрицательной репутации «Свидетелям Иеговы».
В целом можно утверждать, что в ходе своего исследования, мне удалось выявить те особенности организации, которые привели к её запрету. Данные причины обозначены в выше описанных тезисах. В ходе самого исследования, мне удалось установить некоторые особенности взаимоотношения иеговистов и СССР, которые привели меня к тезису №1, а модель взаимоотношения оказалась сугубо отрицательной и направленной на деструктуризацию иеговистов со стороны власти. Что касается других задач, поставленных мной во введении, то можно утверждать о том, что они тоже были выполнены и, на основе этих задач, были сделаны тезисы №2 и №3.



Официально -документальные издания:
1. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" 23 января (5 февраля) 1918 года.
2. Указ (№ 4020-VI) Президиума Верховного Совета СССР "О снятии ограничений по спецпоселению с участников сект «свидетели Иеговы», «истинно православные христиане», «Иннокентьевны», «адвентисты-реформисты» и членов их семей 1965 г.
3. Указ Президиума Верховного Совета СССР. О направлении на спецпоселение отбывших наказание осужденных, члены семей которых находятся на спецпоселении 11 марта 1952 г.
4. № 39 Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды» 1958 г.
5. Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-238 от 20.04.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция КоАП РФ 2020 года
Источники:
1. «Симфония» власти и РПЦ. 100 лет назад был принят
декрет об отделении церкви от государства. Остается ли Россия светской? - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2018/02/02/75371-
nerazryvnaya-svyaz-skvoz-veka
2. «Стучать органам». Кураев оценил миссионерскую
деятельность РПЦ // Национальная служба новостей - [Москва], 2020. - URL: https://nsn.fm/society/kuraev-svidetelei-iegovy-poslednii-raz-
zapreschali-v-natsistskoi-germanii
3. Выступление бывших Свидетелей Иеговы - URL: https://www.youtube.com/watch?v=MnNfjcEF7MM&ab channel=StavrosVideoBlog
4. Жемчуг и ересь. Как политолог, переводчик и математичка признали экстремистским Священное Писание - URL: https://novayagazeta.ru/articles/2022/02/11/zhemchug-i-eres
5. Интервью с бывшим Свидетелем Иеговы - URL: https://www.youtube.com/watch?v=tF7YJ3JiJM4&ab channel=StavrosVideoBlog
6. Митрополит Кирилл уточнил отношение Церкви к
Свидетелям Иеговы и Обществу сознания Кришны // Информационно-аналитический центр «Сова» (признан иноагентом) - [Москва], 2004. - URL: https://www.sova-center.ru/religion/news/interfaith/against-
sects/2004/07/d2498/
7. Определение «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» // Официальный сайт Московского Патриархата - [Москва], 2009. - URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/530422.html
8. Почему власть - против "Свидетелей Иеговы"? - URL: https ://www.youtube. com/watch?v=sGSscwIj lmI
9. Правозащитное общество «Мемориал» (признано
иноагентом) - Список преследуемых по обвинению в принадлежности к свидетелям иеговы - URL: https://memohrc.org/ru/special-
projects/spisok-presleduemyh-po-obvineniyu-v-prinadlezhnosti-k-svidetelyam-ie govy
10. Радио «Свобода» (признано иноагентом). Свидетели Иеговы и свидетели несвободы - URL:https://youtu.be/E14jTFNp1zM
11. Радио «Свобода» (признано иноагентом). Узники веры. За что в России преследуют Свидетелей Иеговы? - URL: https://www.youtube.com/watch?v=2F9uTIYRFwA
12. РПЦ отрицает участие в запрете «Свидетелей Иеговы» //
Новостной ресурс «Ведомости» - [Б. м.] - URL:
https://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/05/02/688354-rpts-svidetelei-iegovi
13. Сайт Большой Российской энциклопедии - URL: https://bigenc.ru/
14. Сайт статей школьного и ВУЗовского курса Spravochnik - URL:https:// spravochnick.ru/
15. Ставрос / Межрегиональное миссионерское православное общественное движение. - 2013. - URL:https://stavroskrest.ru
16. Эксперт при Минюсте допустил полный запрет
"Свидетелей Иеговы" в России - URL:
https://ria.ru/20170323/1490704885.html
Литература:
1. David E. Powell / Antireligious Propaganda in the Soviet Union: A Study of Mass Persuasion - 1975. - 218 с.
2. Paul Froese. Forced secularization in Soviet Russia: Why an Atheistic Monopoly Failed - 2004. - 35-50 с.
3. Pospelovsky D.V. / A history of Marxist-Leninist atheism and soviet anti-religious policies Volume 1, 2, 3. - 1987-1988. - 289-291 с.
4. Байгулова Н.В. Специфика проявлений девиантного поведения несовершеннолетних, состоящих в нетрадиционных религиозных объединениях. / Н.В. Байгулова, Д.Н. Лилик // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - С. 38-40.
5. Балагушкин Е.Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России / Е.Г. Балагушкин. - Москва: Ленанд, 2014. - 256 с.
6. Бережко К.О. Религиозная и общественная деятельность Свидетелей Иеговы в условиях советского подполья в Украине. // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. Серия «исторические науки». - 2012. - №1. - С. 42-47.
7. Быков, Р.А. Исторические условия формирования религиозных движений в России // Вестник ТГУ. История. - 2012. - №360. - С. 84-86.
8. Вайкина А. А. Тоталитарные секты в США // Символ науки. - 2016. - С. 242-246.
9. Веденеев Д.В. В ожидании Армагеддона: органы
госбезопасности и подполье «Свидетелей Иеговы» в Украинской СССР (1940-1960-е гг.). // Журнал российских и восточноевропейских
исторических исследований. - 2017. - С. 111-121.
10. Дашковский П.К. Некоторые аспекты государственного контроля за деятельностью религиозных общин в Хакассии в первой половине 1980-х гг. / П.К. Дашковский, Н.С. Гончарова // Nations and religions of Eurasia. - 2021. - №2 (27). - С. 163-179.
11. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты / А.Л. Дворкин. - Нижний Новгород: Изд-во «Братства во имя св. Князя Александра Невского», 2002 - 816 с.
12. Дергалев С.М. Причины и опасности появления сект, методы противодействия. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2006. - С. 58-61.
13. Дроботушенко Е.В. Религиозная ситуация в РФСФР на рубеже 1980-1990-х годов и религиозные процессы в Сибири и на Дальнем Востоке: к поставке вопроса. / Е.В. Дроботушенко, Д.А. Крылов, Ю.Н. Ланцова. // Современная научная мысль. - 2018. - С. 101-108.
14. Дударенок С.М. Политика Советской власти в отношении религиозных организаций 1960-1980-е годы. // Россия и АТР. - 2005. - №2. - С. 123-135.
15. Евменов Д. История создания и учение Общества Сторожевой Башни / Д. Евменов. - Москва: Православный Богословский Свято-Тихоновский Институт, 1998. - 127 с.
16. Иваненко С.И. О людях, никогда не расстающихся с Библией / С.И. Иваненко. - СПБ: Изд-во Арт-Бизнес-Центр, 1999. - 114 с.
17. Казаченко Е.В. Нетрадиционные религиозные общества и секты в России // Учебные записки ЗабГГПУ. Философия, культорология, социология, социальная работа. - 2010. - С. 142-148.
18. Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ) / И.Я. Кантеров. - Москва: МГУ 2006. - 469 с.
19. Кулешов Р.В. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства как преступление экстремистской направленности: правовой и криминалистический анализ. // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - С. 72-74.
20. Лункин Р.Н. Свобода совести в современной России / Р.Н. Лункин, И.В. Загребина, А.В. Пчелинцев. - Москва: Информационно- аналитический центр «Сова», 2017 - 200 с.
21. Мамонтова Е.В. Интернет-пространство и
псевдорелигиозная деятельность на территории России как негативные факторы социокультурной составляющей общества. // Новое слово в науке и практике. - 2013. - С. 73-79.
22. Маслова О.Б. Роль совета по делам религий при Совете Министров СССР в жизни РПЦ и общества в советское время. // Вестник Пятигорского Государственного Университета. - 2017. - С. 149-156.
23. Мигунова Т.Л. «Симфония властей» как принцип взаимоотношений между церковью и государство/ Т.Л. Мигунова, Л.Р. Романовская. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - №3 (2) - С. 147-150.
24. Митрохин Л.Н. Протестантизм. Словарь атеиста / Л.Н.
Митрохин. - СПБ: Русская Христианская Гуманитарная Академия
(РХГА), 1990. - 325 с.
25. Никольская Т.К. Особенности развития протестантского
самиздата в СССР (1960-е - 1980-е гг.). // «Богословские
размышления». - 2016. - №17. - С. 131-140.
26. Одинцов М.И. Свидетели Иеговы в России: от
преследований к признанию. // Российское Объединение Исследователей Религии. - 2010. - С. 1-15.
27. Понкин И.В. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера / И.В. Понкин. - Москва: Миссионерский отдел Московского Патриархата, 1997. - 365 с.
28. Рогатин В.Н. «ГЛУБОКО ЗАКОНСПИРИРОВАННЫЕ КОНТАКТЫ С ЗАПАДОМ»: КАК СТРОИЛАСЬ ПОДПОЛЬНАЯ СЕТЬ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В СССР (1940-1950-Е гг.) / В.Н. Рогатин, В.В. Мальцев // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. - 2018. - С. 83-98.
29. Самойлина Т.Г. Изучение психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления // Северо - Кавказский психологический вестник. - 2008. - № 6/2. - С. 55-60.
30. Самойлина Т.Г. Особенности психологического воздействия на сознание и поведение адептов в христианских религиозных секстах. // Северо - Кавказский психологический вестник. - 2008. - № 6/3. - С. 20-27.
31. Шишина Е.А. К вопросу противодействия деятельности экстремистской организации «Свидетели Иеговы» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2020. - №3. - С. 252-260.
32. Шукуров Д.Л. Именование Бога в Библии и доктрина «Свидетелей Иеговы» (критический обзор проблематики) // Журнал Филология: научные исследования. - 2020. - С. 87-100.
33. Щёткин Ю.Ю. Социально-психологическая
характеристика конфессий «Свидетелей Иеговы». // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2010. - С. 417-426.
34. Ясонова Л.В. Актуальные вопросы православной миссии последователям религиозной организации «Свидетели Иеговы» в современной России // Вестник Свято-филаретского института. Философия, этика, религиоведение. - 2016. - С. 84-100.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ