Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретические основы исследования организационной культуры 5
1.1 Понятие, уровни и элементы организационной культуры -
1.2 Типология организационной культуры и факторы, влияющие на её
формирование 8
1.3 Факторы, влияющие на формирование организационной культуры 16
1.4 Методы исследования организационной культуры 18
2 Особенности организационной культуры органов таможенной службы РФ 22
2.1 Общая характеристика и структура органов таможенной службы РФ -
2.2 Анализ культуры организации в органах таможенной службы РФ 24
2.3 Основы формирования организационной культуры в
органах государственной службы в России 29
3 Анализ организационной культуры в Хакасской таможне 32
3.1 Организационно-правовая структура Хакасской таможни -
3.2 Описание организационной культуры в Хакасские таможни 38
3.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры
Хакасской таможни 51
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения
Почти все российские и западные органы власти пришли к выводу, что преуспевает та компания, в которой сформирован дружный коллектив, где уничтожены иерархические рамки, где каждый сотрудник стремиться к общему успеху, потому что от этого будет зависеть его материальное обеспечение. Там, где коллектив имеет хорошую организационную культуру, то та организация будет развиваться быстрее всех.
Организационная культура — это новейшая область человеческого познания, которая входит в серию управленческих наук. Она появилась и из области знаний организационного поведения, которая изучает закономерности, законы, принципы, общие подходы в организации.
Главная задача организационного поведения способствовать сотрудникам в организациях более эффективно выполнять свои обязанности и получать от этого больше удовольствия.
Для осуществления этой цели потребуется, выработать ценностные установки организации, отношений, личности и т.д. Мысль идет о стандартах, нормах, правилах, в организационном поведении. Изучение и применение таких стандартов, правил и норм необходимо. В итоге из организационного поведения выделяется научное направление организационная культура, которая будет его частью.
Организационная культура — это совокупность общественно-развитых стандартов, норм и правил, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Можно напомнить, что организационные отношения — это противодействие или нейтральное, или взаимодействие компонентов организации вне ее или внутри.
Явление организационной культуры уже признали ученые и практики всего мира. Она отличает одну организацию от другой и определяет успех работы организации на долгий срок. Можно смело сказать, что если бы организация имела «душу», то этой «душой» была бы организационная культура.
Организационная культура считается корпусом каждой организации. Организационная культура организации, есть важный инструмент управления, который лежит в основе построения любой экономической деятельности. Актуальность моей темы объясняется также нехваткой внимания к организационной культуре со стороны управляющих, уменьшение значимости организационной культуры в деятельности организации.
Цель дипломной работы - определить особенности организационной культуры органов таможенной службы РФ на примере Хакасской таможни. Исходя из цели дипломной работы, можно выделить ряд задач:
• изучить теоретические основы организационной культуры;
• дать общую характеристику деятельности органов таможенной службы в РФ;
• проанализировать организационную культуру Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее ФТС РФ);
• провести анализ организационной культуры таможенной службы республики Хакассия.
Объект исследования - деятельность органов таможенной службы. Предмет - особенности организационной культуры органов таможенной службы на примере Хакасской таможни.
Подводя итог дипломной работы по теме «Анализ особенностей организационной культуры в системе органов таможенной службы (на примере Хакасской таможни)», можно отметить что культура содержит в себе традиции и мировосприятие, систему ценностей, основные права человека и образ жизни. В широком смысле можно сказать, что организационная культура есть вся современная человеческая жизнь. Культура влияет на качество жизни сообществ и отдельных людей, является залогом стабильного прогресса и в итоге приводит к увеличению социальных и экономических благ.
Именно культура способна гарантировать общественную стабильность и решение национальных задач.
Организационная культура - это совокупность формальных и неформальных правил и норм деятельности, традиций и обычаев, групповых и индивидуальных интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры показателей удовлетворенности работников условиями труда, стиля руководства, уровня совместимости сотрудников между собой и организацией, будущего развития. На организационную культуру человека оказывают воздействие склонности и привычки, темперамент, моральные ценности, политические взгляды, профессиональные интересы, интересы и потребности. Компонентам организационной культуры принадлежат следующие качества личности: устремление занять роль неформального лидера, способность убеждать, стремление конкурировать, терпение к однообразной административной работе, позитивное отношение к людям, которые имеют власть.
Организационная культура в организации может формироваться несколькими способами:
1) естественным отбором стандартов и правил, наилучших норм, выработанных коллективом
и руководителем;
2) искусственным формированием специалистами определенных фирм;
3) деятельностью собственника или руководителя;
4) долговременной практической деятельностью;
Организационная культура имеет свои особенности и зависит от формы собственности, рода деятельности, достигнутого положения в обществе или на рынке. Существует также государственная, предпринимательская организационные культуры, организационная культура при работе с сотрудниками, организационная культура лидера и т. д.
Таможенные органы, являясь государственными правоохранительными органами, прежде всего, являются посредниками между государством и народом. Это единая централизованная система, у которой есть свои опознавательные знаки, традиции, обычаи, требования, нормативно-правовая база и т.п. Вся организационная культура таможенной службы работает на имидж организации: она показывает, какие люди работают и должны работать на государственной службе, выделяет таможню из всех остальных государственных органов, помогает повысить эффективность трудовой деятельности организации.
На основе анализа можно сделать вывод о том, какой тип организационной культуры преобладает в органах таможенной службы. Несомненно, это бюрократический тип организационной культуры, а Хакасской таможне это бюрократическая культура с элементами клановой культуры. Есть сильное руководство, которое имеет власть и звания. Все функции и ответственность документально закреплены в Таможенном кодексе таможенного союза и других нормативно-правовых актах. На службе важны дисциплина, приказы и регламенты. Также организация в какой-то мере держится на традициях и преданностях. Достаточно дружественное место работы.
Что касается модели организационной культуры, то можно выделить Культуру Роли. Здесь преобладает строгое распределение полномочий внутри коллектива. Все очень формально и соответствует стандартам, правилам, которые редко меняются. Источник влияния - сила положения, статус. В такой организации каждый сотрудник знает, что и когда ему делать. Все функции и ответственность выполняются на автомате.
Первоначально в дипломной работе были определены конкретные задачи, которые были решены в ходе работы:
1) Были изучены теоретические основы организационной культуры, целью которой являются эффективность трудовой деятельности и самоорганизация коллектива.
2) Была составлена общая характеристика деятельности органов таможенной службы в РФ.
3) Анализ организационной культуры органов таможенной службы РФ.
4) Анализ особенностей организационной культуры на примере Хакасской таможни.
Организационная культура данной структуры, прежде всего, зависит от специфики деятельности. Большинство элементов культуры опираются на дисциплину, контроль и ответственность органов власти. Организационная культура таможни отражает социальную значимость организации перед народом.
Особенность данной организационной культуры, прежде всего, заключается в том, что все элементы культуры говорят о безопасности населения. Опознавательные знаки (эмблемы, флаги, вымпелы) помогают быстро определить данный орган из числа других. Обширная нормативно-правовая база, Дисциплинарный устав, Кодекс чести пытаются донести до народа о честности, справедливости и надежности данного государственного органа.
Таможенные службы в последнее время ведут активную и эффективную деятельность на территории нашей страны. Появляются новые рабочие места, увеличиваются требования к должностям, растет творческий потенциал сотрудников. Осуществляя эффективную трудовую деятельность, органы таможенной службы РФ оказывают положительное влияние на социально-экономические показатели. Таким образом, организационная культура влияет на имидж и финансовое положение предприятия, а также оказывает косвенное влияние на уровень жизни населения и экономическое состояние страны.
После проведенного опроса в Хакасской таможни, можно сделать вывод о том, что коллектив отличается малой численностью и поэтому у них доброжелательные и отзывчивые коллектив, который имеет свои традиции. Так же ответили, что многие сотрудники участвуют в организационно-художественной самодеятельности, поэтому их коллектив имеет гармоничные отношения. 4 сотрудника ответили, что не видят никаких отличий от других коллективов иных таможенных служб. Также одой из особенностей является интегрирование клановой культуры в бюрократическую организационную культуру Хакасской таможни, что более крепче связывает коллектив.
1. Таможенный кодекс таможенного союза от 27.11.2009 №17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года) [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 27.05.2016).
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения 28.05.2016).
3. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения 28.05.2016).
4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 09.03.2004 г. N 314 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения 29.04.2016).
5. Вопросы Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 11.05.2006 №473 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения 29.04.2016).
6. Дисциплинарный устав таможенной службы Рос.Федерации [Электронный ресурс]:
указ Президента Рос. Федерации от 16.11.1998 №1396 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения
27.04.2016).
7. Вопросы Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]: постановление
Правительства Рос.Федерации от 21.08.2004 г. N 429 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения
29.04.2016).
8. Об утверждении положения о геральдическом обеспечении таможенных органов
Российской Федерации и положения о геральдическом совете ФТС России [Электронный ресурс]: приказ ФТС РФ от 23 ноября 2004 г. N 313 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения
29.04.2016).
9. О кодексе чести таможенника Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ ГТК РФ от 03 сентября 1997 г. N 530 // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения 29.04.2016).
10. Алиев В.Г. Организационное поведение / В.Г. Алиев, С.В. Дохолян. - М.: Изд-во Экономика, 2005. - 312 с.
11. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - 8-е изд., пер. с англ. под ред. С.К. Мордвина. Санкт-Петербург, 2009. - 832 стр.
12. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю. Базаров, Б.П. Еремин.-М.: Банки и биржи; ЮНИСИТИ. 2007. - 560 с.
13. Баландина. Т. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 10. - С. 79 - 86.
14. Болмэн Ли Рефрейминг организации: Компания как фабрика, семья, джунгли и храм / Ли Болмэн, Терренс Дил.— М.: Альпина Паблишер, 2012. — 625 с.
15. Бурина О.С. Нормы организационной культуры зарубежных фирм // Экономический вестник. - 2014. - №6. - С. 12-15...47