Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Некоторые вопросы этногенеза нарымских селькупов и северных алтайцев 11
1.1 Этногенез нарымских селькупов 11
1.2 Этногенез северных алтайцев 15
1.3 Расселение и основные этнические группы 18
Глава 2 Материальная культура нарымских селькупов и северных алтайцев 22
2.1 Хозяйство и основные занятия 22
2.2 Национальная кухня и одежда 34
Глава 3 Духовная культура нарымских селькупов и северных алтайцев 49
3.1 Мифологические представления 49
3.2 Некоторые черты традиционной обрядности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 84
Актуальность темы исследования связана в первую очередь с ростом национального самосознания, что может осложнить межэтнические отношения как на территории Сибири, так и в России в целом, так как национальные идеологии содержат этнические мифы, в том числе, об этногенезе. Поэтому изучение этногенеза необходимо для критического отношения к этническим мифам и возможной реконструкции этноисторических процессов в Северной Евразии. Однако для решения вопроса происхождения народа необходимо подробно изучить особенности его материальной и духовной культуры.
Сегодня особенно остро стоит проблема сохранения традиционной культуры. В последние годы наблюдается рост интереса людей к проблемам малых сибирских народов. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, а также их местные организации выступают за сохранение и возрождение культуры. Помимо этого, реализуются различные социальные проекты. Так, к примеру, в 2018 журналисты ТВ 2 совершили экспедиции к селькупам и челканцам, результаты которых были представлены общественности в форме статей и видеофильмов . Студенты Высшей школы журналистики ТГУ по окончании собственной экспедиции к парабельским селькупам создали сайт, на котором представлены все результаты экспедиции в разных формах (статьи, фотографии, видеофильмы) . Желание сохранить или же возродить традиционную культуру вполне объяснимо, так как традиционная культура является основой этнической идентификации. Однако здесь возникает главная проблема, попытки реконструкции, безусловно, существуют, но, к сожалению, они очень редко оказываются успешными, чаще всего все сводится к чрезмерному выдумыванию несуществующих элементов, которые могут более ярко представить народ. Для того чтобы избежать подобного и сделать реконструкцию максимально достоверной необходимо тщательно изучить культурные особенности. Автор надеется, что данная работа сможет послужить одним из оснований для реконструкции традиционной культуры.
Говоря о самодийских народах, автор, в первую очередь, имеет в виду селькупов, проживающих на территории Томской области, под северными алтайцам она понимает кумандинцев, челканцев, тубаларов, проживающих в Республике Алтай. Выбор темы исследования обусловлен, во-первых, смежностью территорий их обитания в дорусский период, что могло стать причиной их общего происхождения. Во-вторых, северные алтайцы, как и селькупы, проживают в таежной местности, отличия в том, что их территория еще и горная. Существуют гипотезы об этногенетических связях селькупов и северных алтайцев, о южных самодийцах тюркизированными потомками которых считают народы Северного Алтая, о наличии самодийского субстрата в этногенезе северных алтайцев.
Степень изученности темы. Необходимо отметить, что автору не известны работы, в которых бы проводился сравнительный анализ культуры нарымских селькупов и северных алтайцев, поэтому провести историографический обзор данной темы не представляется возможным. Однако существуют исследования, направленные на решение вопроса этногенеза, рассмотрения разных аспектов материальной и духовной культуры изучаемых народов.
Историко-этнологические исследования. Большая часть исследований по данной теме принадлежит ученым этнологам. В исследованиях Г.И. Пелих , З.П. Соколовой , А.В. Головнева , А.Г. Тучкова , Н.А. Тучковой большое внимание уделяется вопросам этногенеза, этнической истории и материальной культуры селькупов. Проблемам происхождения, истории и материальной культуре северных алтайцев посвящены работы Ф.А. Сатлаева , Л.П. Потапова , В.Д. Славнина , Л.И Шерстовой , Д.А. Функа , И.И. Назарова , Бельгибаева и других. Изучением духовной культуры селькупов занимались Е.Д. Прокофьева , Г.И. Пелих , И.Н. Гемуев , Н.А. Тучкова . Духовной культуре северных алтайцев посвящены работы В.Д. Славнина . Особый интерес представляет работа А.М. Сагалаева , в которой автор вводит понятие «урало-алтайская мифология» и проводит сравнение мировоззрений соседствующих друг с другом сибирских народов.
Археологические исследования. Для проведения любого исследования по этнологии нельзя оставить без внимания археологические источники. Их значимость для этнологов велика, в следствие того, что сами исследователи народов редко принимают участие в полевой археологической работе, они вынуждены обращаться к опубликованным исследованиям специалистов. Для автора ценнейшими материалами для решения вопроса этногенеза, а также для проведения сравнительного анализа особенностей материальной культуры и погребальной обрядности изучаемых народов послужили научные работы археологов. Остановимся на некоторых из них.
Большой вклад в изучение этногенеза селькупов внесла Л.А. Чиндина. На материалах раскопок могильников, она предложила свою теорию возникновения селькупов в Среднем Приобье . Немногим позже А.И. Боброва продолжила изучение селькупов через призму археологических данных. Территория ее исследования ограничена Нарымским Приобьем, множество работ посвящено изучению населения бассейна р. Тым. Вслед за Л.И.Чиндиной, используя информацию, полученную в ходе собственных археологических раскопок могильников, исследовательница делает выводы об этногенезе селькупов. Помимо решения вопроса происхождения нарымских селькупов, археолог публикует уникальные сведения об этнической истории, материальной, духовной культуре народа . В.А. Могильников и В.И.
Молодин23 в своих исследованиях высказывали противоположную Л.И. Чиндиной и А.И. Бобровой точку зрения, предлагая свою версию этногенеза самодийцев и северных алтайцев.
Данные лингвистики представлены как работами путешественников, так и местных исследователей. Благодаря финскому ученому М.А. Кастрену отечественные исследователи получили сведения об языках, расселении, этнонимах сибирских инородцев . Томский лингвист А.П. Дульзон привлекал данные топонимики для решения вопроса этногенеза селькупов .
Физическая антропология и генетика. Данный раздел включает в себя совсем немного работ. Физический антрополог В.П. Алексеев по антропологическому типу определил близость северных алтайцев с самодийцами. В последние годы появляются статьи, в которых рассматривается этногенез селькупов с позиции генетики. Все они принадлежат авторству В.Г. Волкова .
Объектом исследования является история и культура народов Сибири в XIX - первой трети XX века.
Предметом - особенности этнической истории и культуры селькупов и северных алтайцев.
Целью работы является выявление в культуре селькупов и северных алтайцев сходных элементов, обусловленных возможными древними этногенетическими связями.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выделить особенности этногенеза народов Северного Алтая и
нарымских селькупов;
2. Установить ареалы расселения и основные этнические группы
селькупов и северных алтайцев;
Выявить общее и особенное в хозяйстве и основных занятиях селькупов
и северных алтайцев;
4. Рассмотреть национальную одежду, изучить особенности национальной кухни (пища, утварь, способ приготовления), выявить общее и особенное;
5. Изучить мифологию и религиозные представления селькупов и народов Северного Алтая, выявить общие и особенные сюжеты;
6. Проследить изменчивость традиционной обрядности селькупов и северных алтайцев, выявить общие черты.
Хронологические рамки исследования XIX - первая треть XX вв. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что в данный промежуток времени формировался основной фонд этнографических источников, по которым можно судить о выделении разных групп алтайцев и селькупов, закрепление современных этнонимов. Однако, по некоторым проблемам, автором используются более ранние источники, в частности, при рассмотрении вопроса этногенеза северных алтайцев и селькупов. Другой причиной выбора таких хронологических рамок послужило образование в 1932 году Тымского национального района, куда были переселены инородцы, что послужило причиной разрушения устоявшихся границ расселения нарымских селькупов, вынужденных переселиться в район р. Тым.
Территориальные рамки исследования. Территория исследования ограничена районами Северного Алтая (для изучения кумандинцев, челканцев, тубаларов) и Нарымским краем (для изучения южной группы селькупов).
Методы исследования: общенаучные методы: анализ и синтез, служащие для выделения субстратов (компонентов) в этногенезе и культуре изучаемых народов; нарративный метод применяется для связного изложения имеющейся в источниках информации, метод аналогии позволяет выявить общие черты у изучаемых народов используя имеющиеся критерии для сравнения. Специальные методы: сравнительно - исторический, который применяется автором для проведения сравнения селькупов и северных алтайцев с учетом выявленных особенностей. В исследовании используется метод историко-этнокультурного картографирования, его суть заключается в локализации на карте мест проживания различных этносов с районированием разнообразных внутренних этнокультурных подразделений. Работа построена на принципе междисциплинарного подхода. В данном случае междисциплинарность заключается в привлечении исследований этнологов, археологов, лингвистов, физических антропологов и генетиков.
Методологической базой работы является работа Р.Ф. Итса «Введение в этнографию», в которой представлены основные положения теории этнологии, а именно затронута проблема проведения этнографических параллелей . Для проведения сравнительного анализа духовной культуры автор использовала методику, разработанную А.М. Сагалаевым .
Для проведения сравнительного анализа автор выделяет следующие маркеры. В хозяйственной деятельности и материальной культуре это рыболовный и охотничий инвентарь, предметы собирательства, жилище, пища и пищевые запреты, национальный костюм; в духовной - мифологические представления и традиционная обрядность. Такие критерии для сравнения были выбраны в связи с тем, что в данных культурных элементах возможно сохранение архаичных черт. ВКР не предполагает проведение более детального анализа. Это может стать темой дальнейших исследований.
Для характеристики источниковой базы работы автор принимает за основу типологизацию, разработанную И.Д. Ковальченко. Источники сгруппированы в соответствии с типологической принадлежностью: вещественные, письменные,
изобразительные. Автор не использует понятие «этнографический источник», так как считает, что все вышеперечисленные типы источников в данной работе можно отнести к этнографическим. Письменные исторические источники представлены в соответствии с видовой классификацией, предложенной Л.Н. Пушкаревым , однако в связи со спецификой работы отдельной группой выделены отчеты и записки миссионеров.
Вещественные источники. Данная группа источников представлена предметами этнографических фондов МАЭС ТГУ . Работа с вещественными источниками позволяет автору наглядно сравнить предметы материальной (одежда, посуда, рыболовный и охотничий инвентарь и тд.) и духовной (предметы культа, фетиши, шаманские атрибуты и тд.) культуры изучаемых этносов. В большей степени здесь представлены материалы, относящиеся к нарымским селькупам, кумандинцам и шорцам. Все предметы поступили в МАЭС в период с к. XIX - 1/3 XX веков, что соответствует хронологическим рамкам работы.
Письменные источники.
Путевые заметки. На настоящий момент существует целый комплекс путевых отчетов, заметок путешественников, ученых. Эта группа является главной источниковой базой работы. В нее входят путевые заметки Г.Ф. Миллера , К. Доннера , В.В. Радлова , которые содержат в себе самые первые сведения об этнографических и природных особенностях региона. Отдельно стоит выделить М.А. Кастрена , который собрал уникальные сведения о расселении и этнических группах южных селькупов. Таким образом, эта группа источников дает нам общее представление об этносах, этнолокальных группах, природно-культурных ареалах их расселения.
Отчеты и записки миссионеров. При рассмотрении проблемы христианизации сибирских аборигенов, в условиях конфессионального разнообразия данная группа источников представляет для автора особую ценность. Чаще всего такие отчеты помимо вопросов, касающихся духовной миссии содержат в себе этнографическое описание народов, их образа жизни, предметов материальной и духовной культуры, природы региона. В данной работе эта группа источников представлена отчетами и сборником тематических статей протоирея В.И. Вербицкого .
Статистические данные. Этот корпус источников представлен экономико-статистическими и историко-краеведческими обзорами А.Ф. Плотникова , С.К. Патканова , В.Я. Нагнибеды , Е.Н. Орловой , на основании которых возможно сделать вывод о численности этносов, а также об их этническом самосознании.
Документальные источники представлены сборником «Вехи патернализма» . В этом сборники содержатся документы, имеющие значение для изучения инородцев томского Севера.
Изобразительные источники. Фотодокументы. Для получения визуальной информации о представителях этноса, сравнения предметов быта и культа, работать с которыми напрямую нет возможности по ряду причин, автор прибегает к работе с фотодокументами. Подавляющее большинство источников данной группы хранятся в фотоархиве МАЭС ТГУ. Бесценными источниками для изучения родового состава и культуры нарымских селькупов являются каталоги этнографических фотографий И.С. Фатеева и селькупской коллекции Колпашевского краеведческого музея .
Картографические материалы. Эта группа источников содержит информацию о расселении изучаемых этносов, природно-географических особенностях ареалов их обитания. Необходимые сведения представлены в книге С.У. Ремезова , а также в атласах первой половины XX века.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на разделы, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении автор объясняет актуальность выбранной темы, рассматривает ее степень изученности, определяет объект и предмет исследования, формулирует цель и задачи работы, обосновывает выбор хронологических и территориальных рамок исследования, дает характеристику источниковой базы и теоретико - методологической основы работы.
В первой главе «Некоторые вопросы этногенеза селькупов и северных алтайцев» в первом и втором разделе автор представляет существующие на настоящий момент гипотезы происхождения изучаемых народов и формулирует собственную позицию по данной проблеме. Таким образом, данные разделы имеют, скорее, историографический характер. Во втором разделе автор определяет этнонимы и территорию проживания селькупов и северных алтайцев.
Вторая глава «Материальная культура селькупов и северных алтайцев» состоит из двух разделов, в каждом из которых автор рассматривает элементы материальной культуры с целью выявления общего и особенного у селькупов и северных алтайцев. В первом разделе рассматривается хозяйственная деятельность и основные занятия, во втором - национальная кухня и одежда.
Третья глава «Духовная культура селькупов и северных алтайцев» посвящена рассмотрению и сравнению элементов духовной культуры северных алтайцев и селькупов. В первом разделе автор изучает мифологические представления этносов, во втором - некоторые элементы семейной обрядности.
В заключении автор предоставляет результаты работы, делает вывод о наличии / отсутствии древних этногенетических связей селькупов и северных алтайцев.
Список использованной литературы и источников.
Приложения содержат в себе картографические материалы и фотографии.
Селькупы и северные алтайцы в изучаемый период проживали на соседствующих территориях. Возможно, это послужило основанием для возникновения гипотезы южного происхождения селькупов. Традиционно считается, что автором гипотезы является М.А. Кастрен, однако существуют сведения, что она возникла ранее. Тем не менее доподлинно известно, что в XIX веке проблема определения происхождения селькупов уже стояла перед этнографическим научным сообществом. В первой главе настоящей работы автором были рассмотрены существующие на сегодняшний день этногенетические гипотезы. Относительно происхождения селькупов мнения исследователей расходятся: первые считают, что самодийцы пришли с предгорий Алтая, вторые склонны считать селькупов автохтонным этносом. Гипотез, отрицающих самодийское происхождение северных алтайцев, автор не встретила.
Вторая глава посвящена сравнительному анализу некоторых элементов материальной культуры и хозяйственной деятельности нарымских селькупов и северных алтайцев. Автором были выделены маркеры, по которым проводилось сравнение. В хозяйственной деятельности - это рыболовный, охотничий инвентарь, жилище, объекты собирательства, в материальной культуре - пища, пищевые запреты, национальный костюм. Проведенный сравнительный анализ показал следующие результаты:
1. Рыболовный инвентарь нарымских селькупов и северных алтайцев сходен. В условиях совершенной неразвитости рыболовства у алтай-кижи, можно говорить о наличии иного этнического компонента, которому был бы присущ данный способ хозяйствования. Проведенное сравнение доказывает, что, вероятнее всего, здесь наблюдается сохранение самодийских традиций.
2. Проведенное сравнение выявило, что охотничий инвентарь у изучаемых народов практически полностью совпадает. Это связано с тем, что объектами охоты, в большинстве своем, выступали одни и те же животные. Охоту на пушного зверька представители обоих народов вели с целью получения меха либо для изготовления одежды, либо на продажу. На копытных животных охотились для добычи мяса. Таким образом, несмотря на имеющиеся различия, сходства преобладают. Этот факт может говорить о наличии самодийского субстрата у северных алтайцев.
3. Собирательство играло значительную роль в хозяйствовании обоих народов, селькупы и северные алтайцы собирали практически всегда одни и те же природные дары. Однако автор полагает, что этот факт не может считаться достоверным свидетельством общего прошлого изучаемых народов. Такое сходство объясняется похожими природно-географическими условиями, и если обратиться к собирательству других близ живущих народов, то, вероятнее всего, можно будет обнаружить и у них такие же объекты собирательства, что, конечно, не может свидетельствовать об их родстве со всеми соседствующими этносами.
4. Именно в сравнении жилищ определение этнического субстрата представляет наибольшую сложность, т.к. здесь в большей мере просматривается влияние природно-географических условий. Наиболее интересным сходством, выявленным при сравнении жилища, представляется наличие у обоих народов промысловых построек «балаганов» и полуземлянок «карамо». Бытования «балагана», как временного промыслового жилища у нарымских селькупов представляется странных, в силу сурового климата местности и ненадежности такого сооружения в защите от ветра и холода. Полуземлянка, как промысловое жилище, хорошо известна на территории Нарымского края, в ходе работы было выяснено, что такое жилище существовало и у северных алтайцев. Автор не встречала описания подобных жилых построек у тюркских народов, и склоняется к мнению, что это может быть характерной особенностью именно самодийцев, а значит может подтвердить самодийское происхождение челканцев, тубаларов, кумандинцев.
5. Сравнительный анализ национальной кухни показал, что существуют значительные сходства. Интересным представляется наличие такого нехарактерного для алтайцев продукта, как рыбная мука. В изучаемый период большое влияние на северных алтайцев оказывала тюркская культура, в которой не предусмотрено использование рыбной пищи. Таким образом, выявленная особенность служит доказательством сохранения северными алтайцами самодийских традиций.
6. В традиционной одежде изучаемых этносов были выявлены сходства, которые могут свидетельствовать об общем происхождении этих народов. Первое, это шуба из сборного меха, нехарактерная для селькупов, живущих в суровых климатических условиях, однако бытовавшая на территории Нарымского края еще в начале XX века. Подобная технология изготовления одежды известная на территории Горного Алтая, но в более ранний период. Такой факт является существенным аргументом против автохтонности селькупского этноса. Второе - это наличие у южных селькупов распашного халата (каймы) не характерного ни для северной группы селькупов, ни для соседей, проживающих в Нарымском крае. Зато такая одежда известна у северных алтайцев, вероятнее всего, это может служить подтверждением гипотезы южного происхождения самодийцев.
В третьей главе настоящей работы автор рассматривает духовную культуры нарымских селькупов и северных алтайцев. Здесь в качестве маркеров для сравнения выступают мифологические представления и традиционная обрядность. Проведенное сравнение дало следующие результаты. Сходства и в мифологических представлениях, и в традиционной обрядности существует. Однако автор считает, что проведенные аналогии не могут служить свидетельство общего происхождения. К примеру, точно такие же виды брака можно наблюдать практически у всех сибирских народов, но это не может являться основанием для решения этногенетического вопроса. То же самое можно сказать и о мифологических представлениях. Автор солидарна с точкой зрения А.М. Сагалаева о том, что общего в мифологических сюжетах урало-алтайских народов существенно больше, чем особенного, но это не позволяет делать выводы об их родстве .
Вернемся к цели работы. Целью работы является выявление в культуре селькупов и северных алтайцев сходных элементов, обусловленных возможными древними этногенетическими связями. Сравнительные анализ проведен, сходные элементы выявлены.
Подводя итог работе необходимо отметить, что сравнение аспектов материальной культуры оказалось более результативным, чем духовной. Духовная культура более подвержена влиянию человеческого фактора, поэтому мифологические сюжеты, вероятнее всего, претерпели изменения. Какие-то элементы обрядности людям свойственно заимствовать у других народов. В материальной же культуре лучше прослеживаются архаичные черты. В северных районах Томской области население до сих пор использует те же рыболовные, охотничьи снасти, готовят еду в соответствии с древними рецептами.
Автор не может утверждать, что данная работа решила вопрос о происхождении селькупов. Однако она, безусловно, может послужить основанием для дальнейших более глубоких исследований, которые, возможно, смогут поставить точку в многолетнем споре.
1. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 2110.
2. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 2113.
3. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 2120.
4. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 2129.
5. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 2135.
6. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6327 а.
7. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6327 б.
8. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6952.
9. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6953.
10. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6954.
11. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6955.
12. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6957-3.
13. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6957-4.
14. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6957-5.
15. Фонд МАЭС ТГУ, отдел этнографии № 6957-6...137