АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 9
1.1. Интеграция молодого специалиста в современный рынок труда 9
1.2. Тенденции развития сферы рекламы и связей с общественностью и их влияние на
современный рынок труда 20
1.3. Требования и навыки необходимые для успешного конкурирования специалиста по
рекламе и связям с общественностью на современном рынке труда 30
2. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА 39
2.1. Возможности исследования современного рынка труда и требуемых навыков в сфере рекламы и связей с общественностью 39
2.2. Этапы и средства реализации стратегии формирования конкурентного предложения 45
2.3. Рекомендации по “упаковке” молодыми специалистами в сфере рекламы и связей с общественностью своего конкурентного предложения на рынке труда 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность данной работы обусловлена контекстом современной реальности, сложившейся в последние годы во многих сферах жизни, вследствие которой произошли значительные трансформации на рынке труда России.
Специалисты Росстат отмечают, что в настоящий момент рынок труда России достиг максимального уровня дефицита кадров, чему причина аномально низкий уровень безработицы в 2,7% , что подтверждает статистика опросов, где указывается, что проблема нехватки соискателей составляет: 85% среди малых компаний и 89% среди крупных предприятий. Стоит отметить, что PR и реклама стабильно указывается как одна из сфер с дефицитом кадров современной России, но имеет самые низкие показатели из всех.
Несмотря на иллюзорную возможность легкого трудоустройства во время максимального уровня дефицита кадров, ситуация на рынке труда не стала менее конкурентной. Пропорционально количеству материальных и нематериальных ресурсов, которые работодатели затрачивают на привлечение новых сотрудников, растут и их ожидания относительно уровня профессионализма, имеющихся навыков и компетенций к соискателям.
Основными причинами в отказе при трудоустройстве эксперты указывают низкую конкурентоспособность молодых специалистов в сегменте квалифицированного труда, отсутствие опыта, недостаточную сформированность профессиональных ориентаций для построения карьеры.
По данным мониторинга показателей трудоустройства выпускников по областям образования и специальностям, проведенного 2023 году, 64% выпускников направления “Реклама и связи с общественностью” в России являлись трудоустроенными в первый год после получения высшего образования. Однако из этого числа доля трудоустроенных по специальности не уточняется.
Важным для специалистов данной области является фокусировка внимания на разработке эффективной стратегии выделения среди других кандидатов на должность специалиста по рекламе и связям с общественностью, так как уровень востребованности обучения по программе высшего образования “Реклама и связи с общественностью” в России очень высок уже достаточно большое количество времени , что в свою очередь способствует повышению уровня конкуренции в данной профессиональной сфере, независимо от состояния трудового рынка в общем понимании, так по данным сводных показателей по трудоустройству выпускников в России наблюдается рост количества выпускников специальности “Реклама и связи с общественностью” за последние 5 лет - например, в 2020 выпускников данной специальности насчитывалось меньше 5,5 тысяч, а в 2023 году их количество выросло почти до 7,5 тысяч выпускников.
Так, 25% работодателей, опрошенных в рамках исследования об актуальных проблемах в сфере PR и связей с общественностью в России, отмечают , что в связи со сложившейся ситуацией, абсолютной необходимостью является умение специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью быть гибким, адаптироваться, быстро обучаться и осваивать новое, так как специалисты по рекламе и связям с общественностью играют важную роль в различных отраслях, включая медиа, бизнес, маркетинг, политику, образование и другие.
Специалисты по рекламе и связям с общественностью должны обладать комплексными знаниями и навыками во многих областях. Кроме того, развитие интерактивных форм коммуникации и возросшая значимость личного бренда делают особо актуальным умение собственной самопрезентации и понимание особенностей рекламной и PR-деятельности в современном мире.
Формирование конкурентного предложения для специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью на современном рынке труда требует понимания актуальных требований и ожиданий работодателей, а также способности предложить уникальные навыки и знания.
Проблемная ситуация выражается в сложности позиционирования себя на рынке труда, с которой сталкиваются молодые специалисты в сфере рекламы и связей с общественностью после окончания обучения по программам высшего образования, возникающей из-за быстрой скорости изменений требований и ожиданий работодателей на рынке труда, а также несоответствия возможностей быстрой адаптации высших учебных заведений вышеуказанным требованиям.
При этом, все перечисленное сопряжено с обострением конкуренции на современном рынке труда России, что требует от выпускников университетов оперативной адаптации и умений эффективно представлять свои знания и навыки, чтобы выделиться среди других кандидатов на работу в сфере рекламы и связей с общественностью.
В связи с этим, существует необходимость проведения исследования, чтобы определить, какие конкретно компетенции и навыки требуются работодателям для удовлетворения их потребностей и какие действия молодых специалистов сферы рекламы и связей с общественностью в долгосрочной перспективе имеют большую значимость на современном рынке труда, для того чтобы научиться успешно составлять конкурентное предложение.
Степень изученности темы данного вопроса невысока. Конкурентоспособность и вопросы конкуренции, в том числе молодых специалистов, на современном рынке труда поднимаются в работах В.В. Лобановой «Современные теоретические подходы к пониманию роли и значения конкуренции на рынке труда и возможности их использования при решении задачи роста национальной конкурентоспособности» и Е.В Грязновой «Роль высшего образования в формировании конкурентоспособности специалистов на рынке труда» . Вопросы развития молодых специалистов на современном рынке труда раскрываются в работах Т.В. Тарасьевой «Тенденции развития рынка труда молодых специалистов с высшим образованием» , О. Б. Сладковой «Молодые специалисты на рынке труда» . Вопросы необходимости отслеживания потребностей рынка труда со стороны работодателей отражены в работе А.В. Попова «Требования работодателей к качественным характеристикам молодых работников» .
Однако мы не находим работ, в которых выявляются основания для формирования конкурентного предложения молодых специалистов вообще, и нет работ, где описаны основания для формирования конкурентного предложения молодых специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью.
Проблема, решаемая в данной работе, заключается в том, что не выявлены способы формирования конкурентного предложения молодыми специалистами по рекламе и связям с общественностью на современном рынке труда, это затрудняет формулировку практических рекомендаций для повышения конкурентоспособности таких специалистов как претендентов на перспективные вакантные должности.
Объектом исследования данной работы является современный рынок труда молодых специалистов в сфере рекламы и связей с общественностью.
Предметом исследования являются способы формирования конкурентного предложения молодыми специалистами в сфере рекламы и связей с общественностью на современном рынке труда.
Цель данной работы — выявить способы формирования конкурентного предложения молодыми специалистами по рекламе и связям с общественностью на современном рынке труда.
Вследствие поставленной цели дипломной работы был предопределен порядок постановки и решение следующих задач исследования:
1. Изучить интеграцию молодого специалиста в современный рынок труда.
2. Проанализировать тенденции развития сферы рекламы и связей с общественностью и их влияние на современный рынок труда.
3. Определить требования и навыки необходимые для успешного конкурирования специалиста на современном рынке труда.
4. Изучить возможности исследования современного рынка труда и требуемых навыков в сфере рекламы и связей с общественностью.
5. Рассмотреть этапы и средства реализации стратегии формирования конкурентного предложения.
6. Сформулировать рекомендации по “упаковке” молодыми специалистами в сфере рекламы и связей с общественностью своего конкурентного предложения на рынке труда.
Теоретико-методологическую базу работы составили теории и идеи отечественных и зарубежных исследователей.
В основу работы легла теория самодетерминации, разработанная Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном, в которой предполагается, что человек испытывает наилучшую мотивацию к выполнению задач, когда его действия и решения основаны на внутренних мотивах, а не на внешних стимулах. В контексте изучения формирования конкурентного предложения специалистом по рекламе и связям с общественностью на современном рынке труда, теория самодетерминации помогает понять, каким образом профессионал может стать востребованным на рынке труда и достичь успеха.
При рассмотрении средств и этапов реализации стратегии формирования конкурентного предложения молодого специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью были использованы идеи Ф. Котлера о базовой модели комплекса маркетинга и ее элементов, представленные в книге «Основы маркетинга» .
Так же полезны оказались идеи о профессиональной реализации специалистов по связям с общественностью, представленные В. В. Волковой («Профессиональная подготовка специалиста по рекламе и связям с общественностью в контексте будущего рынка труда») , Н.М. Галимуллиной и О.Н. Коршуновой («Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей») , К.А. Майоровой («Тенденции и перспективы развития PR-деятельности организаций») , А. Д. Бородай («Тенденции развития индустрии коммуникаций и подготовка в вузах кадров по рекламе и PR для будущего») , А. Кибановым («Управление трудоустройством выпускников вузов на рынке труда») .
Методы исследования: анализ научных источников и интернет-ресурсов по теме в целях раскрытия основных аспектов современного рынка труда, требований работодателей и тенденций в сфере рекламы и связей с общественностью. Анализ статистиче ских данных и отчетов о рынке труда, в целях подкрепления выводов и рекомендаций документированными фактами. Описание для выявления ключевых особенностей конкурентного предложения специалиста в области рекламы и связей с общественностью на современном рынке труда. Анализ современного рынка труда с использованием онлайн сервиса “РосНавык” . Классификация требований и навыков необходимых для молодых специалистов в целях разработки стратегии повышения профессиональной конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Систематизация полученных данных в целях создания цифрового продукта “Готов к будущему: Чек-лист для успешного старта в рекламе и PR”.
Теоретическая ценность данной работы заключается в том, что выявлены основания о формировании конкурентного предложения молодых специалистов по рекламе и связям с общественностью на рынке труда, что может использоваться как основа для последующих исследований.
Практическая ценность данной работы заключается в том, что рекомендации, полученные в ходе работы, могут быть использованы для разработки эффективных стратегий личного брендинга и адаптации к изменяющимся потребностям работодателей, а также для лучшего понимания особенностей формирования конкурентного предложения на рынке труда в сфере рекламы и связей с общественностью. Полученные знания и рекомендации могут быть использованы для повышения конкурентоспособности таких специалистов, а также для обогащения учебного процесса в вузах, где обучают по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью».
Структура выпускной квалификационной работы включает оглавление, введение, две главы, заключение и список литературы.
Значительные изменения, которые произошли в России за последние годы, отражаются на многих сферах жизни и рынок труда не исключение. В связи с происходящими изменениями все более актуальным становится вопрос трудоустройства молодых специалистов по рекламе и связям с общественностью после получения высшего образования, так как специалисты данной сферы необходимы во многих отраслях экономики.
Данная работа посвящена актуальной проблеме, заключающейся в том, что не выявлены способы формирования конкурентного предложения молодыми специалистами по рекламе и связям с общественностью на современном рынке труда, это затрудняет формулировку практических рекомендаций для повышения конкурентоспособности таких специалистов как претендентов на перспективные вакантные должности.
Для решения данной проблемы, целью работы было поставлено выявление способов формирования конкурентного предложения молодыми специалистами по рекламе и связям с общественностью на современном рынке труда.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Изучена интеграция молодого специалиста в современный рынок труда и сделан вывод, что конкурентное предложение специалиста - это уникальная совокупность характеристик, навыков, опыта, ценностей и качеств, которые делают его привлекательным для работодателей или заказчиков на фоне конкурентов. А успех на рынке труда зависит от одновременного развития профессиональных и личностных навыков через образование и личное развитие.
2. Проанализированы тенденции развития сферы рекламы и связей с общественностью и их влияние на современный рынок труда.
Сфера рекламы сейчас переживает трансформацию, с акцентом на разработку инновационных решений для повседневной жизни.
Актуальная ситуация на рынке труда показывает, в целом рынок труда в современной России находится в определенном дефиците. Из-за которого повышается конкуренция среди работодателей за квалифицированных специалистов и наблюдается общий рост заработных плат, также виден рост количества вакансий, но при этом рост количества конкурентоспособных соискателей не отмечается.
3. Определены требования и навыки необходимые для успешного конкурирования специалиста на современном рынке труда.
Выявлена высокая скорость изменений требований от работодателей к молодым специалистам, вследствие технологического процесса и несогласованности работодателей 64
и организаций высшего образования во взглядах на требования к подготовке специалистов. Возможностью устранения данных разрывов является онлайн-образование в виде курсов, открытых образовательных ресурсов и др. В таком случае высшие образовательные учреждения формируют у специалиста фундаментальные навыки и компетенции, а онлайн-платформы их дополняют и усиливают его позиции в более узких профессиональных сферах(soft-skills, seo, развитие креативности, работа с digital или content-marketing и другие).
Проведя анализ с использованием сервиса РосНавык, был получен результат из 600 уникальных навыков, которые работодатели уточняют в своих вакансиях. Самыми востребованными, на данный момент, из них являются: среди профессиональных - знание основ в области маркетинга, продвижение в социальных сетях и написание и редактирование текстов, в надпрофессиональных - коммуникативная грамотность, организаторские навыки и грамотная речь.
4. Изучены возможности исследования современного рынка труда и требуемых навыков в сфере рекламы и связей с общественностью.
Были выделены базовые этапы, необходимые для качественного исследования современного рынка труда соискателем:
- Изучение востребованных профессий и вакансий.
- Изучение резюме конкурентов.
- Изучение конкретных организаций.
- Изучение сотрудников конкретных компаний.
- Изучение отзывов относительно деятельности компаний, коммуникации и взаимодействия с работниками, положения на рынке труда и др.
- Изучение необходимого уровня компетенций.
Способами исследования были выявлены различные сервисы и аналитические инструменты:
- Платформа РосНавык,
- Платформа Факультетус,
- Сервисы с отзывами работников о конкретных организациях (например, сайт “Правда сотрудников”),
- Ежегодные рейтинги работодателей от ведущих аналитиков в данной области (hh.ru и FutureToday),
- Социальные сети для изучения профессионалов, работающих в конкретных целевых для специалиста компаниях, в возможности оценить их уровень подготовки, стратегии выстраивания личного бренда и др. (например, Tenchat),
- Сайты для поиска работы (hh.ru, superjob.ru, “Работа в России”).
5. Рассмотрены этапы и средства реализации стратегии формирования конкурентного предложения через призму базовой модели комплекса маркетинга и ее элементов.
В случае рассмотрения модели 4P, основные элементы комплекса маркетинга могут применяться в следующем виде:
1. Продукт, составляющими которого являются:
- Товар, под которым понимается непосредственно молодой специалист, то есть выпускник высшего учебного заведения.
- Качество, которое может выражаться на базовом этапе в виде уровня образования, полученного молодым специалистом и имеющее определенный авторитетный фундамент в профессиональном сообществе.
- Характеристики, которым могут соответствовать имеющиеся компетенции специалиста, как профессиональные, так и надпрофессиональные.
- Функционал, состоящий из полученных молодым специалистом навыков во время обучения и жизни в общем.
- Конкурентоспособность, заключающаяся в способности молодого специалиста превосходить своих конкурентов в условиях рынка труда.
- Ассортимент, выражающийся в гипотетической возможности специалиста занимать различные должности, то есть быть профессионально пригодным не в одном рабочем векторе.
- Дизайн и упаковка, которому может соответствовать развитый личный бренд, в том числе внешний вид молодого специалиста и его коммуникативные способности.
2. Цена - рассматривается как зарплатное ожидание, самостоятельное определение уровня стоимости услуг специалиста, которое должно быть обосновано качеством и результатами, которые молодой специалист может предложить своим клиентам. В данном случае составляющими цены для понимания ее самим специалистом могут являться:
- “Себестоимость” жизни выпускника, то есть тот минимальный уровень финансов, необходимый молодому специалисту для его обеспечения бытовых нужд.
- Ценовая стратегия как комплекс утвержденных принципов определения стоимости услуг, учитывающий уникальность и степень качества предложения, уровень спроса и конкуренции, среднерыночные цены в нише, особенности покупательской аудитории. Выделено несколько основных стратегий, из которых молодой специалист может выбрать конкретную и адаптировать ее для себя и руководствоваться ей в своем карьерном пути: стратегия премиум-ценности, стратегия низкой цены, стратегия гибкой ценовой политики.
3. Продвижение - для успешной конкуренции молодым специалистам необходимо использование современных маркетинговых инструментов, таких как социальные сети, блоги и контент-маркетинг для привлечения внимания аудитории.
Поскольку до окончания обучения по программам высшего образования не все студенты имеют возможность работать, чтобы применять полученные навыки и компетенции в профессиональном поле, а следовательно иметь возможность делиться ими для формирования своего личного бренда, стратегически верным вариантом выбрана публикация:
- учебных результатов,
- учебных проектов и исследований, “переупакованных” в статьи,
- участия в профессиональных форумах и семинарах,
- итоги научно-исследовательской деятельности,
- результаты собственно смоделированных кейсов,
- результаты проведенных практик и стажировок.
Основными принципами, которыми должен руководствоваться молодой специалист для достижения данной цели выделены:
1. Честность и прозрачность.
2. Ответственность.
3. Профессионализм и этика.
4. Последовательность и регулярность.
5. Качество контента.
6. Активное участие в диалоге с аудиторией.
7. Трансляция обновления знаний и собственных навыков.
8. Эмпатия и понимание целей и желаний целевой аудитории.
9. Работа с аналитикой и измерение результатов работы.
10. Творческий подход и постоянное стремление к совершенствованию.
Формирование стратегии присутствия в социальных сетях для молодого специалиста в области рекламы и связей с общественностью является важным этапом, на котором впоследствии строится личный бренд специалиста, входящий в стратегию формирования конкурентного предложения.
Первый этап в формировании стратегии присутствия молодого специалиста в социальных сетях: выбор платформы. Он должен быть сделан исходя из поставленных целей и заранее выбранной узкой направленности будущей специализации.
Второй этап: выбор формата коммуникации с аудиторией, который должен совпадать с поставленными целями. Выбор Tone of voice, использования мимики и жестов, визуальных компонентов в виде цветовой палитры, шрифтов и др.
Третий этап: стандартные действия, применимые к любой социальной сети, независимо от выбора молодого специалиста: необходимо заполнить информацию “О себе”, в соответствии с выбранным вектором развития, указать место обучения, загрузить актуальные фотографии, отражающие желаемый образ молодого специалиста.
Четвертый этап: выстраивание контент-стратегии. В случае молодого специалиста, необходимо аккумулировать весь имеющийся опыт в создание контента, даже если он ограничивается учебным процессом.
Последний этап: формирование контента и анализа отклика аудитории.
6. Сформулированы рекомендации по “упаковке” конкурентного предложения для специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью, которые включили в себя подготовительные этапы и этапы реализации .
Так, подготовительными этапами к процессу формирования конкурентного предложения являются:
- определение уникальных навыков и качеств,
- обучение и саморазвитие,
- участие в профессиональных мероприятиях,
- общение с профессиональным кругом,
- анализ рынка труда и конкурентов,
- создание подробного портфолио работ и проектов,
- разработка стратегии развития карьеры,
- формирование позиционирования в социальных сетях и проявленность в них.
Сформировав все вышеперечисленные аспекты, специалист по рекламе и связям с общественностью будет готов к созданию сильного и убедительного конкурентного предложения.
“Упаковка” конкурентного предложения специалиста может состоять из следующих этапов:
Этап №1 направленный на первое касание с потенциальным работодателем или его представителем, необходимый для того, чтобы вызвать заинтересованность в кандидатуре молодого специалиста и инициировать заочное знакомство с ним. Этап включает в себя: правильно составленное резюме, заранее созданный и поддерживаемый образ в социальных сетях, заинтересованное выполнение тестового задания.
Этап №2 ориентированный на то, чтобы у молодого специалиста получилось произвести положительное первое впечатление при личном знакомстве с работодателем или его представителем. Его важными составляющими являются: внешний вид, грамотная речь, информационная подготовленность.
Этап №3 сфокусированный на необходимости представления молодым специалистом своего профессионального опыта, даже в случае отсутствия прямой трудовой деятельности по специальности. В таком случае молодому специалисту стоит упоминать: опыт полученный во время обучения, пройденные стажировки и практики , участие в мероприятиях с профессиональной направленностью, готовность к обучению.
Этап №4 направленный на стабилизацию эмоционального состояния молодого специалиста и построение траектории его поведения во время собеседования с возможным работодателем или его представителем. Этап состоит из двух важных пунктов: развитие эмоционального интеллекта и описание поведение молодого специалиста во время собеседования.
Сделан вывод, что формирование конкурентного предложения для специалиста в области рекламы и связей с общественностью требует индивидуального подхода, тщательного анализа собственных качеств и навыков, а также умения адаптировать их под требования рынка труда.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, а полученные в ходе исследования данные были систематизированы и представлены в виде в виде цифрового продукта “Готов к будущему: Чек-лист для успешного старта в рекламе и PR".
1. Абасова Х.У Особенности трудоустройства молодежи // Вопросы структуризации
экономики. 2013. №4. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-trudoustroystva-molodezhi (дата
обращения: 21.02.2024).
2. Бородай, А. Д. Тенденции развития индустрии коммуникаций и подготовка в вузах кадров по рекламе и PR для будущего / А. Д. Бородай // Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы : XVI Международная научная конференция. Доклады и материалы: в 2 ч., Москва, 18-19 ноября 2020 года. Том Часть II. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2020. - С. 189-196.
3. Васечкина М.С. Анализ профессиональных требований, предъявляемых к
современным специалистам по связям с общественностью и бакалаврам направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. №4 (188). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-professionalnyh-trebovaniy-predyavlyaemyh-k-so vremennym-spetsialistam-po-svyazyam-s-obschestvennostyu-i-bakalavram (дата обращения: 13.05.2024)
4. Вешкурцева Екатерина Андреевна, Махмуд Анна Юрьевна, Кучина Ольга Владимировна Трудоустройство студентов и выпускников // Проблемы науки. 2019. №6 (42). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/trudoustroystvo-studentov-i-vypusknikov (дата обращения: 17.02.2024).
5. Виноградова Е. Число работников до 35 лет достигло исторического минимума //
РБК - 2023 URL:
https://www.rbc.ru/economics/28/02/2024/65df5d439a7947e6b3fe84e3
6. Волкова, В. В. Профессиональная подготовка специалиста по рекламе и связям с общественностью в контексте будущего рынка труда /Российский государственный гуманитарный университет, 2022. - С. 44-49.
7. Вуколов В.Л. Цифровая экономика и рынок труда, цифровые технологии и
трудовые отношения: Взаимовлияние, особенности и тенденции развития // ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруд России -
2023.https://vcot.info/blog/cifrovaa-ekonomika-i-rynok-truda-cifrovye-tehnologii-i-trudo vye-otnosenia-vzaimovlianie-osobennosti-i-tendencii-razvitia
8. Галимуллина Н.М., Коршунова Ольга Николаевна Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей // Вестник евразийской науки. 2015. №4 (29). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vospriyatie-obraza-professionalnoy-deyatelnosti-v-oblast i-reklamy-i-svyazey-s-obschestvennostyu-u-obuchayuschihsya-i-rabotodateley (дата обращения: 08.04.2024).
9. Горяйнова Н.М. О проблеме трудоустройства молодых специалистов и возможностях взаимодействия образовательных организаций и работодателей в её решении // Управление в современных системах. 2016. №4 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-trudoustroystva-molodyh-spetsialistov-i-voz mozhnostyah-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-organizatsiy-i-rabotodateley-v-eyo (дата обращения: 24.02.2024).
10. Грязнова Е.В. РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА // Современное педагогическое образование. 2023. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vysshego-obrazovaniya-v-formirovanii-konkurentosp osobnosti-spetsialistov-na-rynke-truda (дата обращения: 14.04.2024).
11. Золотарева Людмила Геннадиевна Основные тенденции развития рекламы в современном обществе // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. №166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tendentsii-razvitiya-reklamy-v-sovremennom- obschestve (дата обращения: 28.04.2024).
12. Зубок, Ю.А. Молодые специалисты; подготовка и востребованность на рынке труда [Текст] / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. - 2015. - № 5. -C. 121.
13. Иванов М.М. Символический капитал работника как средство реализации карьеры: Автореф. дис.канд. социол. наук. —Москва, 2011. — 25с.
14. Иванова, И. С. Конкурентоспособность и востребованность бакалавров рекламы и связей с общественностью на региональном рынке труда / И. С. Иванова, И. И. Гусева // Связи с общественностью в спорте: образование, тенденции, международный опыт. - 2014. - № 6. - С. 103-109.
15. Известия:В Минтруде намерены бороться с неконкурентоспособностью молодых специалистов в России[Электронный ресурс] / URL: https://iz.ru/1283700/sergei-gurianov/vuz-i-nyne-tam-kak-vypuskniku-naiti-rabotu
..64