РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, сущность и механизм реализации ICO 5
1.1. Сущность ICO, взаимосвязь с токенами и криптовалютами 5
1.2. Механизм подготовки и реализации ICO 16
1.3. Регулирование ICO: зарубежный опыт и опыт ЕАЭС 22
2. Организационные основы ICO: права и обязанности, преимущества и недостатки 40
2.1. Порядок организации ICO, правовой статус токенов, участники процесса 40
2.2. Основные элементы ICO и их характеристика 47
2.3. Преимущества и недостатки ICO для инвесторов и эмитентов 50
3. Анализ и перспективы ICO в странах ЕАЭС 57
3.1. Цифровая трансформация экономик стран ЕАЭС 57
3.2. Сравнительная характеристика условий реализации и регулирования ICO в странах
ЕАЭС 61
3.3. Анализ практики и перспектив внедрения и развития ICO в странах ЕАЭС и в
экономическом союзе при формировании единого финансового рынка 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
Стремительное развитие инновационных технологий на протяжении последнего десятилетия привело к появлению таких феноменов, как криптовалюта и ICO, в основе которых лежит технология блокчейн. Переломным считается 2017 год, который запомнился высокими темпами роста количества и стоимости криптовалют и большим спросом на их первичные размещения.
Для любой новой компании основной проблемой является привлечение стартового капитала для развития своего проекта. В связи с этим, единственным вариантом всегда являлось венчурное финансирование, но с развитием криптовалют появился новая форма привлечения финансирования, так называемая процедура ICO (первичное размещение токенов). Во многом ICO схоже с IPO - первичным размещением ценных бумаг, но это далеко не равноценные явления. ICO имеет как существенные преимущества, так и неоспоримые недостатки. Популярность ICO с каждым днем растет и показывает положительную динамику, но несмотря на то, что данная процедура может обеспечить сбор средств за короткий срок и дать инвестору высокую доходность, она имеет множество рисков как для инвесторов, так и для эмитентов токенов.
В настоящее время почти ни в одном из государств нет четкого регулирования такого явления, как ICO. Некоторые из стран полностью запретили проводить его на своей территории, в то время как другие государства имеют положительный настрой по отношению к инновационным технологиям и пытаются урегулировать данную сферу, в том числе и страны ЕАЭС. В рамках формирования единого финансового пространства страны ЕАЭС собираются унифицировать подход к регулированию криптовалют и ICO, что будет способствовать обеспечению макроэкономической устойчивости государств-членов Союза в эпоху цифровизации национальных экономик.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем фактом, что ICO является инновационным инструментом, интерес к которому растет в геометрической прогрессии. Общая сумма средств, собранных в 2017 году через ICO, превысила 6 млрд. долл. Такое новое явление требует разработки соответствующего законодательства, основанного на уже признанных сообществом стандартах, но с некоторыми национальными особенностями. Разработкой специального нормотворчества в этой сфере на данный момент занимается ЕАЭС в рамках создания единого финансового рынка.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение современного состояния, проблем и перспектив внедрения и развития ICO в странах ЕАЭС.
Объектом исследования является ICO как инструмент привлечения финансирования проектов. Предметом исследования являются теоретические, правовые и методологические основы развития ICO как инструмента привлечения финансирования проектов в условиях цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС при создании единого финансового рынка.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, определившие структуру выпускной квалификационной работы:
1) раскрыть сущность ICO и показать взаимосвязь криптовалют и токенов;
2) изучить механизм подготовки и реализации ICO;
3) изучить зарубежный опыт регулирования ICO и опыт ЕАЭС;
4) рассмотреть порядок реализации ICO, основных участников процесса и правовой
статус токенов;
5) рассмотреть основные элементы ICO и изучить их характеристики;
6) выявить преимущества и недостатки ICO для инвесторов и эмитентов;
7) изучить цели цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС;
8) провести сравнительный анализ условий реализации и регулирования ICO в ЕАЭС;
9) провести анализ практики и перспектив внедрения и развития ICO в ЕАЭС при
формировании единого финансового рынка.
При написании выпускной квалификационной работы были применены следующие общенаучные и специальные методы исследования: метод анализа, сравнительный анализ, метод синтеза, методы дедукции и индукции.
Современные технологии стремительно входят в жизнь людей и меняют привычные для них устои, что говорит о неизбежной цифровизации экономики. Хотя мы находимся лишь на пороге перехода из информационного общества в цифровое, уже становится четко понятно, что за такими технологиями как блокчейн будущее человечества.
Технология блокчейн способствовала появлению криптовалют и токенов, что в свою очередь, привело к появлению нового инструмента привлечения финансирования проектов, так называемого ICO. На основании проделанного исследования, было выяснено, что ICO это достаточно эффективный инструмент привлечения финансирования, который набирает популярность с каждым днем, что доказывает динамика рынка. В таблице 6 представлены укрупненные показатели динамики и эффективности рынка прошедших ICO в 2017 году. Таблица 6 - Укрупненные показатели динамики и эффективности рынка прошедших
(завершившихся, Completed) ICO в 2017 году
Показатель Январь - март Апрель- Июнь Июль- сентябрь Ноябрь - декабрь Всего
Привлечено средств всего млн долларов США 18,9 1 291,4 1 594,2 3 133,2 6 037.7
Количество компания, завершивших проведение ICO (Completed) 11 63 112 196 382
Максимально привлечено, млн долларов США (название ICO) 5,4 (Chronoban k) 185 (EOS) 257 (FileCoin) 258 (Hdac) 258 (Hdac)
В среднем привлечено млн. долларов США 1.7 20,5 14,2 16 15,8
Max token reward (название ICO) 6 398,61x (Spectrum) 191,14x (Qtum) 63,05x (ICON) 48,38x (Dragonchain) 6 398,61x (Spectrecoin)
Average token reward (ATR) 682,19x 18,04x 9,64x 7.6x 47.86x
Weighted average current reward on funds (WACRF) 45.97x 15,44x 9,04x 6.22x 9,91x
В итоге общая сумма привлеченных средств за 2017 год составила более 6 млрд долларов США (учтены объемы привлеченных средств по 382 ICO). За прошедший четвертый квартал 2017 года объемы сборов по ICO превысили 3,1 млрд долларов США. Эта сумма складывается из результатов 196 наиболее успешных завершенных ICO, при этом наибольшая сумма сборов составила примерно 258 млн долларов США (ICO Hdac). Средняя величина привлеченных средств на один проект равна 16 млн долларов США.
В процессе проведения исследования было выяснено, что среди экспертов и регуляторов нет единого мнения по поводу определения понятия ICO, поэтому было выведено следующее уточненное определение ICO.
ICO - это новая, пока нерегулируемая форма привлечения финансирования для развития новых проектов путем выпуска и продажи токенов, которые, в свою очередь, имеют разнообразную природу и каждый из них уникален.
Также были изучены различные трактовки понятия токен и выбрано наиболее точное определение с некоторыми уточнениями.
Токен - это криптографически защищённое подтверждение прав его владельца на получение обещанных ему ценностей или возможности выполнения с его помощью заранее определённых функций, представляет собой запись в распределенной информационной системе, доступ к которой осуществляется с помощью схем электронной подписи.
В зависимости от вида актива, который предоставляет сам токен выделяют следующие виды токенов: токены-товары, токены-ценные бумаги, протокольные токены и токены-криптовалюты, из этого сделан вывод, что понятие токен более широкое, чем криптовалюта и включает последнюю. В отличие од других видов токенов, криптовалюта не предоставляет никаких прав, но имеют экономические признаки денег. Токены-криптовалюты можно использовать в качестве платежного средства внутри самой системы, их можно не только купить через ICO, но и получить самостоятельно в процессе майнинга.
Также было выяснено, что не всегда ценность, заложенная в сам токен, заключается в конечном продукте проекта. Чаще всего компании выпускают монеты, которые потом используются для оплаты транзакций внутри создаваемых проектом платформ, т.е. они не содержат в себе права требования. Однако также выпускают токены, которые обеспечены конкретной продукцией. Отсюда сделан вывод, что токены также можно разделять на токены, не содержащие право требования и токены, содержащие право требования на конкретный актив.
На основе вышепредставленных данных предложена классификация ICO по виду размещаемых токенов:
1. Размещающие токены, содержащие право требования
1.1. Токены-товары (услуги);
1.2. Токены-ценные бумаги;
1.3. Протокольные токены.
2. Размещающие токены, не содержащие право требования
2.1. Токены-криптовалюты.
В результате проведения сравнительного анализа ICO и других инструментов финансирования были определены следующие отличительные черты ICO:
1. В сравнении с IPO. Как и при проведении IPO, токен может предоставлять право на определенную долю активов компании, т.е. в этом случае токен формально является цифровым аналогом акции, но данные инструменты не являются равноценными и имеют следующие отличия:
- Владение токеном в отличие от владения акцией не дает право на участие в управлении компании, в собрании акционеров, на принятие решений, что является отрицательным фактом для акционера, но положительным для эмитента;
- Выплата дивидендов за участие в ICO фактически является проявлением доброй воли или поддержание репутации эмитента, в то время как при участии в IPO выплата дивидендов является обязательной;
- Участники ICO могут получать вознаграждение в различной форме, например за майнинг, активность в социальных сетях, за лайки, репосты, отзывы, комментарии, предоставление своих вычислительных мощностей, покупку товаров и услуг проекта;
- Большинство токенов не обеспечено имуществом, поэтому инвестор не может рассчитывать на ликвидационные выплаты в случае неудачи проекта;
- Токены могут не только иметь признаки акций и фиксировать право на получение дивидендов, а также фиксировать право на получение товара (услуги), скидки или право на использование платформы или приложения на основе технологии блокчейн;
- При ICO объектом финансирования является децентрализованная организация, функционирующая на основе блокчейн и не имеющая централизованного управления, в то время как при IPO объектом всегда выступает акционерное общество, которое осуществляет свою деятельность на традиционных рынках;
- В ICO инвестируют тысячи или сотни тысяч частных инвесторов со всего мира, в IPO инвестируют десятки квалифицированных институциональных инвесторов;
- ICO позволяет привлекать необходимые средства еще до начала разработки и производства продукта, а для IPO нужен готовый, уже зарекомендованный продукт, произведенный зрелыми компаниями, бизнес которых уже состоялся;
- Проведение ICO занимает от нескольких минут до месяца и имеет низкую стоимость (до 50 тыс. долл.), а проведение IPO требует много времени и больших затрат денежных средств;
- ICO не регулируется законодательно, инвесторы анонимны и не имеют гарантий, а IPO очень жестко регламентировано законом, инвесторы известны или легко идентифицированы, имеют правовую защиту и информационную определенность.
4. В сравнении с краудфандингом. ICO часто ассоциируют с краудфандингом из-за широкого круга участников, похожих объектов инвестирования, слабого регулирования, а также из-за ориентации на использование сервисов сети Интернет, но они имеют некоторые различия:
- Для инвестирования в ICO используют криптовалюту или фиатные деньги, а для инвестирования в краудфандинговый проект, как правило, используют фиатные деньги;
- Инвесторы, вкладывающие деньги в ICO проект, как правило, являются анонимными, а в краудфандинге инвесторы не анонимны.
5. В сравнении с венчурным финансированием. Оба инструмента используются для финансирования стартапов и высокорискованных проектов, но также имеют существенные различия:
- Объектом венчурного финансирования является частное предприятие или акционерное общество в выбранной юрисдикции, а объектом ICO чаще всего является децентрализованная организация, которая функционирует на основе блокчейна.
- Венчурное финансирование основано на диверсификации портфеля, а его участниками являются опытные и высококвалифицированные инвесторы, которые создают для этих целей специальные фонды, а ICO проекты финансируют частные инвесторы со всего мира;
- Срок выхода на инвестиции составляет от трех до пяти и более лет, инвесторы при этом активно участвуют в проекте, консультируя и оказывая иные услуги, а сбор средств для ICO проектов осуществляется на начальных стадиях разработки продукта и занимает от нескольких минут до месяца.
В итоге, можно сказать, что в сравнении с различными инструментами финансирования, ICO представляет собой универсальный, высокотехнологичный, быстрый и достаточно гибкий инструмент финансирования. Но при этом инвесторы не застрахованы от множества рисков, не имеют юридической защиты и гарантий.
Также в процессе исследования были изучены основные этапы проведения ICO:
1. Presale. На данном этапе осуществляется закрытая распродажа токенов для якорных инвесторов и бизнес-ангелов. Как правило, на этом этапе проводятся разработка технических решений для проекта, составление необходимой документации, поиск деловых партнеров и начальное продвижение.
2. Pre-ICO. На этом этапе происходит ограниченное размещение токенов с большими суммами для участия в проекте. На данном этапе проект готовится к активному продвижению. Осуществляется тестирование технической платформы, формирование запаса токенов для активного начала биржевых торгов, изучение интереса покупателей, а также создание инфоповодов для успешного продвижения проекта.
3. ICO. Здесь токены продаются без скидок или с небольшими скидками. Данный этап предшествует появлению токенов на бирже.
Далее был изучен зарубежный опыт регулирования ICO и опыт стран ЕАЭС. В результате изучения был сделан вывод о том, что сейчас в разных странах разный уровень развития регуляторной политики в области ICO и криптовалют. В одних государствах наложен полный запрет на проведение ICO, в других регулирования нет, в остальных только частичное.
Но несмотря на отсутствие специального регулирования, ICO проекты могут подпадать под существующие режимы, в зависимости о того, какие права предоставляют выпускаемые токены. Например, те, кто частично регулируют рынок ICO, в основном применяют законы о ценных бумагах, финансовых инструментах, краудфандинге, коллективных инвестициях, предоставлении финансовых услуг, а также регулирование вторичных рынков и правила формирования капитала вновь создаваемых участников финансового рынка, также законодательство по противодействию отмывания доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Но, безусловно, в ближайшем будущем будет разрабатываться специальное нормотворчество в данной области для каждой страны с учетом национальных особенностей. При этом, будущее регулирование ICO в России должно учитывать природу токена.
Кроме того, в процессе исследования были изучены юридические аспекты проведения ICO и с этой точки зрения был определен следующий порядок его подготовки и реализации:
1. Определение природы токена;
2. Выбор юрисдикции по критериям принципиальной допустимости ICO и выгодного налогообложения. Наиболее выгодными юрисдикциями являются Сингапур, Швейцария, Гонконг, Гибралтар, США;
3. Регистрация компании. Рекомендуется создание юридического лица;
4. Подготовка документации, содержание которой обусловлена природой токена.
Затем проводится PR-компания, а после неё запускается ICO. После распределения токенов между инвесторами, они, в свою очередь, могут продать их на бирже либо оставить на хранение у себя. В первом случае можно выбрать биржу, которая работает с фиатными деньгами либо любую другую и вывести деньги через обменники, Телеграмм-бота или форум, что несколько усложняет задачу.
Токены могут иметь различный правовой статус и очень важно на этапе подготовки ICO грамотно его определить и выбрать подходящую юрисдикцию для того, чтобы легально провести свое ICO, не задев интересы правительства.
На следующем этапе исследования были изучены и обобщены элементы ICO, изучение характеристик которых необходимо для выбора перспективного и жизнеспособного ICO. К таким элементам относится:
1. команда, техническая сторона проекта и проблема, решаемая создаваемым продуктом;
2. конкуренты, целевые сегменты и уровень спроса;
3. экономика токенов и используемая блокчейн - платформа;
4. проведение pre-ICO и потенциальные участники ICO;
5. прозрачность бюджета и быстрый выход на биржу.
На основе изученных данных о современных условиях и факторах реализации ICO были определены основные преимущества и недостатки данной процедуры для инвесторов и эмитентов. Основные преимущества для инвестора:
1. высокая доходность;
2. анонимность;
3. доступность;
4. ликвидность токенов;
5. Перспективность.
Основные недостатки для инвестора заключаются в следующем:
1. отсутствие правовой определенности;
2. высокая доля мошеннических схем;
3. необходимость изучения и понимания;
4. риск хакерской атаки.
Преимущества ICO для эмитентов токенов:
1. возможность сбора средств за короткий срок;
2. низкая стоимость проведения;
3. доступ к неограниченному количеству мелких и крупных инвесторов со всего мира;
4. возможность привлечения средств на самых ранних этапах реализации проекта;
5. возможность сделать публичное предложение через СМИ (если токен- не ценная бумага);
6. возможность привлечения финансирования для компаний реального сектора;
7. вера в технологию.
К основным недостаткам ICO для эмитентов относится:
1. отсутствие достаточной регулятивной определенности;
2. неэффективность проведения ICO с точки зрения налогообложения;
3. риск хакерской атаки;
4. ответственность за нарушение KYC/AML процедур.
Далее были рассмотрены и изучены цели и направления цифровой трансформации экономик стран ЕАЭС в рамках создания единого финансового пространства, которые изложены в Цифровой повестке ЕАЭС.
Для реализации Цифровой повестки ЕЭК предложила создание интегрированной информационной системы безбарьерных интеграционных взаимодействий и обмена цифровыми данными на пространстве ЕАЭС. Данная система будет функционировать на основе цифровых платформ.
Было выяснено, что данная платформа представляет собой своеобразную площадку в виде информационной системы, поддерживающей комплекс автоматизированных процессов, необходимых для потребления цифровых товаров и услуг как рядовыми потребителями и бизнес-сообществом, так и государственными структурами на цифровых рынках.
Таким образом, был сделан вывод, что создание цифровой платформы для целей развития ICO в ЕАЭС позволит уменьшить число посредников, создать финансовые продукты с сокращенным путем от источника денежного потока к конечному потребителю, поводить платежи в режиме онлайн, оперативно подтверждать актуальность данных о клиенте или сделке. Также быстро осуществлять регистрацию компаний, финансовую поддержку, подключение к информационным сетям и системам. Компании-эмитенты могут оперативно предоставлять и раскрывать информацию о себе и условиях выпуска токенов. Кроме того, возможно консультирование инвесторов с помощью робо-эдвайзера, который подберет долгосрочную стратегию для выхода на биржу, для тех, кто не имеет соответствующих знаний и рискует деньгами.
Далее был проведен сравнительный анализ условий реализации и регулирования ICO в странах ЕАЭС и сделан вывод, что все страны ЕАЭС положительно настроены на развитие новых технологий, развитие криптоэкономики, однако только Россия и Белоруссия уже делает конкретные шаги для создания регулирования в этой области. В Госдуму РФ уже внесены законопроекты по регулированию криптовалют и ICO, оба уже получили одобрение правительства страны с учетом необходимых доработок. На данном этапе наиболее продвинута в этой сфере Белоруссия. Власти страны приняли Декрет, в котором впервые устанавливаются правила использования технологии блокчейн, выпуска токенов, майнинга и урегулированы иные вопросы, которые регуляторы других стран пока не выносят в повестку дня. Многие положения уникальны в контексте мирового опыта. Белоруссия разработала либеральный подход, который позволит инвесторам, эмитентам и остальным участникам рынка максимально комфортно заниматься данной деятельностью, а также привлекать на территорию страны крупных налоговых нерезидентов. Данный факт заслуживает внимания со стороны всего мира.
Далее был проведен анализ практики и перспектив внедрения и развития ICO в странах ЕАЭС в рамках создания единого финансового пространства. Были выявлены основные предпосылки для развития ICO на уровне Союза. К ним относится:
1. Во-первых, цифровизация экономики сейчас является ключевым направлением и фактором развития и экономического роста в рамках ЕАЭС;
2. Был изучен опыт и выработка рекомендаций для получения экономического эффекта от развития единого цифрового пространства;
3. В-третьих, также был проанализирован опыт других межстрановых объединений, в частности, Европейского союза, Ассоциации государств юго-восточной Азии (АСЕАН), стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Опыт этих объединений был использован при разработке общего видения и основных направлений Цифровой повестки ЕАЭС, а также для понимания возможных результатов и достижений, к которым следует стремиться при ее реализации;
4. Доказана большая эффективность и получение более высоких дополнительных дивидендов за счет внедрения региональной Цифровой повестки ЕАЭС в отличие от внедрения индивидуальных цифровых повесток;
5. Были проанализированы и существующие национальные цифровые инициативы государств-членов ЕАЭС и отмечено, что сегодня крайне важно выработать общий скоординированный подход в целях обеспечения получения ожидаемых выгод на уровне Союза.
Таким образом, был сделан вывод о том, что для успешного внедрения и развития ICO, необходимо создать гармоничное унифицированное законодательство на уровне ЕАЭС. Нужно развивать и регулировать это явление не только на уровне страны, но и на наднациональном уровне.
На данный момент для выработки согласованных подходов к регулированию криптовалют и ICO в Союзе с целью обеспечения макроэкономической устойчивости государств-членов Союза в эпоху цифровизации национальных экономик, необходимо найти эффективную модель их взаимодействия. Сейчас конкретных проектов нет, все находится в стадии разработки. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) запустила серию экспертных обсуждений, конечной целью которых может стать разработка рекомендация по выработке единого подхода к регулированию блокчейн и криптовалют на территории ЕАЭС, что позволит обеспечить выравнивание темпов развития нормативно-правовой базы и институциональной среды государств-членов по данному направлению. Кроме того, полученную модель можно использовать в дальнейшем при регулировании технологий глобального влияния.
На сегодняшний день в ЕАЭС для создания единого подхода к развитию и регулированию криптовалют и ICO в рамках цифровой трансформации существуют как отрицательные, так и положительные условия.
В процессе исследования были определены следующие препятствия (отрицательные условия) для создания единого регулирования в ЕАЭС:
• различные позиции национальных регуляторов государств - членов по данному вопросу, что тормозит процесс формирования единого рынка ЕАЭС в данной сфере;
• отсутствует единое определение понятию криптовалюта и ICO;
• криптовалюты подрывают суверенное право эмиссии, а следовательно, основы кредитно-денежной политики;
• отсутствие трансграничного регулирования;
• низкая скорость проведения транзакций;
• постановление правительства Белоруссии №666, нарушающее законодательство ЕАЭС и создающее торговые барьеры внутри Союза;
• санкции Запада против России и ответные антисанкции;
• отсутствие общей системы ценностей.
Также определены следующие положительные условия:
• наличие новых технологий, такие как блокчейн, big data, искусственный интеллект, обеспечивающие новые возможности и уровень развития всех сфер жизнедеятельности;
• наличие «регулятивных песочниц», финансовых и платежных платформ;
• декрет №8 «О развитии цифровой экономики» в Белоруссии, положения которого уникальны в контексте мирового опыта. Белоруссия является наиболее подвинутой в этой сфере, т.к. она разработала либеральный подход, который позволит инвесторам, эмитентам и остальным участникам рынка максимально комфортно заниматься данной деятельностью, а также привлекать на территорию страны крупных налоговых нерезидентов;
• возможность горизонтального изменения традиционных экономических моделей;
• открытость и положительный настрой всех стран-участниц ЕАЭС на цифровизацию экономик и развитие новых технологий.
На основе исследованных данных были сформулированы предложения и рекомендации для внедрения и развития ICO на уровне ЕАЭС.
Для развития криптовалют и ICO на уровне ЕАЭС необходимо создать соответствующую инфраструктуру, которая будет привлекательна для современного инвестора. Инфраструктура характеризуется действующими правилами регулирования, 93 общей инвестиционной обстановкой и уже запущенными механизмами FinTech. Необходимо создать специальные «регулятивные песочницы» и евразийские финансовые и платежные платформы.
В рамках создания единого регулирования рынка криптовалют, странам-участницам ЕАЭС необходимо прийти к единому мнению насчет определения основных понятий криптосреды, таких как криптовалюта, ICO, токен и т.д. А также необходимо снять существующие торговые барьеры.
Создание унифицированного гармонического законодательства в рамках ЕАЭС является критически важной задачей для развития криптовалют и ICO. Именно сейчас, на раннем этапе необходимо создать модельные законы по криптовалютам и блокчейну, единые для всех стран, чтобы в дальнейшем не пришлось их унифицировать.
На данный момент самую привлекательную для инвесторов инфраструктуру для проведения ICO в ЕАЭС имеет Белоруссия, т.к. в стране были полностью легализованы криптовалюты, ICO, майнинг, смарт-контракты, криптобиржи и т.п. Создана система, которая может стать основной для стремительного роста как в Белоруссии, так и сферы в целом. Главным условием для запуска собственного криптовалютного проекта является необходимость сотрудничать или быть резидентом Парка высоких технологий (ПВТ). Фактически, это своеобразная оффшорная зона внутри Белоруссии для IT - бизнеса. Белоруссия разрешает своим гражданам и гражданам других стран владеть токенами, заниматься майнингом, причём майнинг не облагается налогами. Токены можно обменивать, покупать на электронные и фиатные валюты, передавать по наследству и дарить.
В рамках Парка высоких технологий разрешено осуществлять сделки через смарт- контракты. Белоруссия создаёт то, чего пока не предложили другие страны: определённость. Помимо этого, бизнесу предоставляются и другие льготы. До 1 января 2023 года майнинг, приобретение, отчуждение и обмен токенов на любые валюты не облагаются налогом на доход физических лиц. Доходы резидентов Парка высоких технологий не облагаются налогом на оборот, прибыль и добавленную стоимость.
Таким образом, Белоруссия является первой страной с определенной законодательной базой с сфере IT-технологий. Возможно, для создания единой системы регулирования криптовалют и ICO на уровне ЕАЭС, следует взять за основу некоторые разработки Белоруссии, которые являются уникальными и перспективными в рамках не только Союза, но и всего мира, и преобразовать их с учетом национальных особенностей и уровня развития стран Союза. Затем необходимо запустить проект в пилотном режиме в определенном регионе и только потом осуществлять его масштабирование.
1. Американские регуляторы поддержали биткоин и внедрение криптовалют в финансовую
систему США [Электронный ресурс] // InvestFuture: digital-media для частных инвесторов и трейдеров. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://investfuture.ru/articles/id/amerikanskie- regulyatory-podderjali-bitkoin-i-vnedrenie-kriptovalyut-v-finansovuyu-sistemu-ssha (дата
обращения 2.04.2018)
2. Антипов Г. ICO: большие преимущества и реальные риски [Электронный ресурс] //
Coinspot: новостной ресурс о биткоин, блокчейне и криптовалютах. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://coinspot.io/analysis/ico-bolshie-preimushhestva-realnye-riski/ (дата
обращения 15.05.2018)
3. Арефьев М. Как выбрать ICO: Инструкция для инвестора [Электронный ресурс] // Insider Pro: иллюстрированное онлайн-издание о финансовых рынках. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://ru.insider.pro/investment/2017-08-02/kak-vybrat-ico-instrukciya-dlya-investora/ (дата обращения 4.04.2018)
4. Армения создаст свободную экономическую зону для развития блокчейн-проектов [Электронный ресурс]: ForkLog: информ. ресурс о криптовалютах, блокчейне и децентр. технол. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: https://forklog.com/armeniya-sozdast-svobodnuyu- ekonomicheskuyu-zonu-dlya-razvitiya-blokchejn-proektov/ (дата обращения 12.05.2018)
5. Балюк О. Эксперт Госдумы по криптовалюте - о том, почему нельзя ничего покупать на
биткоины [Электронный ресурс] // ZNAK: интернет - газета. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://www.znak.com/2017-09-
08/ekspert gosdumy po kriptovalyute o tom pochemu nelzya nichego pokupat na bitkoiny (дата обращения 2.04.2018)
6. Варнавский А. Финансирование блокчейн-проектов: парадоксы ICO (часть1) [Электронный
ресурс] // ForkLog: информ. ресурс о криптовалютах, блокчейне и децентр. Технол. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://forklog.com/finansirovanie-blokchejn-proektov-
paradoksy-ico-chast-1/ (дата обращения 15. 04.2018)
7. Варнавский А. Финансирование блокчейн-проектов: парадоксы ICO (часть 2) [Электронный
ресурс] // ForkLog: информ. ресурс о криптовалютах, блокчейне и децентр. Технол. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: https://forklog.com/finansirovanie-blokchejn-proektov-
paradoksy-ico-chast-1/ (дата обращения 15. 04.2018)
8. Винокуров Е.Ю. Экономика ЕАЭС: повестка дня / Е.Ю. Винокуров, Т.В. Цукарев // Евразийская Экономическая Интеграция. - 2015. - №4(29). - С. 7-21.
9. Договор «О Евразийском экономическом союзе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // Консультант Плюс: Версия Проф: Справочно-правовая система.
10. Дук А.И. Краудфандинг как новая форма инновации в инвестировании / А.И. Дук, М.Д. Джамалдинова // Вопросы региональной экономики. - 2016. - №1. - С. 27-33.
11. Евразийский экономический союз [Электронный ресурс]: офиц. сайт ЕАЭС - Электрон. дан. - [Б. м.], 2018. - URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 5.04.2018)
12. Ильин А.В. ICO размышления о правовой основе /А.В. Ильин, Н.В. Федоровских // Томск. гос. ун-т. - Томск., 2017.
13. Как оценить ICO - проект: подробный план и анализ [Электронный ресурс] // CryptoCartel:
информ. ресурс о криптовалюте и блокчейн. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL:
https://cryptocartel.club/ru/startap -ico/kak-ocenit-i co-proekt-podrobnyy-plan (дата обращения 4.04.2018)
14. Как сейчас регулируются ICO в разных странах мира [Электронный ресурс] // Bits Media:
информ. сайт о криптовалюте Bitcoin. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL:
https://bits.media/news/kak-seychas-reguliruyutsya-ico-v-raznykh-stranakh-mira/ (дата обращения 12.05.2018)
15. Карпова В.И. Проблемы и перспективы ICO-финансирования / В.И. Карпова, А.А. Шиян // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С.197 ..62