ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТЕННОЙ ВЛАСТИ
|
Введение 3
1 Теоретические основы коррупции 4
1.1 Коррупция: понятие, сущность, типология 4
1.2 Причины возникновения коррупционных правонарушений и их последствия 10
2 Меры противодействие коррупции в Российской Федерации 21
2.1 Антикоррупционная политика в Российской Федерации 21
2.2 Административно-правовые и организационные меры противодействия коррупции в
органах государственной власти 27
2.3 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов 39
3. Противодействие коррупции на уровне субъекта РФ 49
3.1 Реализация мер антикоррупционной политики в Томской области 49
3.2 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов на уровне субъекта РФ 59
3.3 Сравнительный анализ мер противодействия коррупции в субъектах РФ 68
3.4 Рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики Томской
области 71
Заключение 73
Список использованной литературы 76
1 Теоретические основы коррупции 4
1.1 Коррупция: понятие, сущность, типология 4
1.2 Причины возникновения коррупционных правонарушений и их последствия 10
2 Меры противодействие коррупции в Российской Федерации 21
2.1 Антикоррупционная политика в Российской Федерации 21
2.2 Административно-правовые и организационные меры противодействия коррупции в
органах государственной власти 27
2.3 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов 39
3. Противодействие коррупции на уровне субъекта РФ 49
3.1 Реализация мер антикоррупционной политики в Томской области 49
3.2 Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов
нормативных правовых актов на уровне субъекта РФ 59
3.3 Сравнительный анализ мер противодействия коррупции в субъектах РФ 68
3.4 Рекомендации по совершенствованию антикоррупционной политики Томской
области 71
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена высоким уровнем коррумпированности должностных лиц в органах государственной власти. Сегодня коррупция является проблемой, которая препятствует стабильному развитию государства. Терроризм и коррупция представляют опасность, угрожающую национальной безопасности России, так заявил В.В. Путин в очередном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2015 года.
На заседании Совета при президенте России по противодействию коррупции 26 января 2016 года Президент РФ отметил, что в целом граждане хорошо оценивают антикоррупционную политику в стране, но принятых мер не достаточно. Свидетельством этому служит независимая экспертиза, которую ежегодно проводит международная организация Transparency International (TI). Данная экспертиза основана на выявлении индекса восприятия коррупции. По результатам исследования Россия по уровню коррупции занимает 131 место из 176 возможных, разделяя данную позицию с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.
Данные факты говорят о низком уровне эффективности антикоррупционных мер, принимаемых в Российской Федерации, а так же о централизации основных усилий на борьбе с коррупцией, а не на административно-правовой профилактике коррупционных проявлений, не только на федеральном, но и на региональном уровне в особенности.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является коррупция в государственных органах власти.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются меры противодействия коррупции.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Главной целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по усовершенствованию антикоррупционной политики на основе исследования основных мер противодействия коррупции на территории Томской области.
Реализация цели обусловлена условием ряда задач:
• изучение понятия, типологии и причин возникновения коррупции;
• изучение административно-правовых и организационных методов
противодействия коррупции;
• изучение организации и порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
• рассмотрение специфики проведения антикоррупционной политики на уровне субъекта РФ, на примере Томской области;
• рассмотрение специфики организации и проведения антикорруцпционнной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Методологическая основа выпускной работы базируется на традиционных методах научного познания, а именно эмпирическом анализе и синтезе. Так же был использован системный подход.
На заседании Совета при президенте России по противодействию коррупции 26 января 2016 года Президент РФ отметил, что в целом граждане хорошо оценивают антикоррупционную политику в стране, но принятых мер не достаточно. Свидетельством этому служит независимая экспертиза, которую ежегодно проводит международная организация Transparency International (TI). Данная экспертиза основана на выявлении индекса восприятия коррупции. По результатам исследования Россия по уровню коррупции занимает 131 место из 176 возможных, разделяя данную позицию с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.
Данные факты говорят о низком уровне эффективности антикоррупционных мер, принимаемых в Российской Федерации, а так же о централизации основных усилий на борьбе с коррупцией, а не на административно-правовой профилактике коррупционных проявлений, не только на федеральном, но и на региональном уровне в особенности.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является коррупция в государственных органах власти.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются меры противодействия коррупции.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы. Главной целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по усовершенствованию антикоррупционной политики на основе исследования основных мер противодействия коррупции на территории Томской области.
Реализация цели обусловлена условием ряда задач:
• изучение понятия, типологии и причин возникновения коррупции;
• изучение административно-правовых и организационных методов
противодействия коррупции;
• изучение организации и порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
• рассмотрение специфики проведения антикоррупционной политики на уровне субъекта РФ, на примере Томской области;
• рассмотрение специфики организации и проведения антикорруцпционнной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Методологическая основа выпускной работы базируется на традиционных методах научного познания, а именно эмпирическом анализе и синтезе. Так же был использован системный подход.
В рамках проведенного исследования получены следующие результаты:
1. Проведен анализ различных подходов к определению явления коррупции, а также ее типологии, исходя из различных аспектов. Выявлено, что причиной той или иной классификации коррупции может служить уровень занимаемой коррупционером должности, так выделяют «элитарную» и «низовую» коррупцию; частота коррупционных проявлений; вид деятельности коррупционера.
2. Рассмотрены проблемы, порождающие коррупционные правонарушения, так были выделены экономические, социальные и политические аспекты возникновения коррупции.
3. Исходя из аспектов коррупции, определены последствия коррупционной деятельности.
4. Изучен комплекс административно-правовых и организационных мер противодействия коррупции в органах государственной власти. Рассмотрены мотивы коррупционных правонарушений, такие как конфликт интересов и личная заинтересованность государственного гражданского служащего, закрепленные в федеральном законодательстве Российской Федерации. В ходе исследования, было определено, что важнейшим инструментом борьбы с коррупцией является закрепление антикоррупционных стандартов, главной задачей которых является устранение конфликта интересов и устранение фактов личной заинтересованности, учреждение контроля над декларированным имуществом государственных гражданских служащих и введение ограничение на занятие предпринимательской деятельностью.
5. Определены основные меры противодействия коррупции на современном этапе. Выявлено основными правовыми мерами противодействия коррупции являются федеральные законы: «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ. Так же одним из основных нормативно-правовых актов является Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, подписанный Президентом РФ.
6. Выявлена тенденция к ужесточению запретов, ограничений и введению дополнительных обязанностей в отношении государственных гражданских служащих, исключая опыт различных стран в либерализации законодательства о государственных гражданских служащих. На основании полученных данных, был сделан вывод о возможном внедрении компенсационных мер в отношении государственных гражданских служащих.
7. Проанализирован порядок и организация антикоррупционной экспертизы нормативных и правовых актов и проектов нормативных и правовых актов. На основании проведенного анализа сделан вывод, что не определен ее предмет и объект. Выявлены слабые стороны внутренней антикоррупционной экспертизы, а именно заинтересованность лиц, проводящих экспертизу нормативно-правового акта на коррупционные факты, в принятии того или иного нормативно-правого акта.
8. Изучена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Определено, что данной экспертизе отсутствует ряд обязательных элементов. На основании чего был сделан вывод о пересмотре перечня коррупциогенных факторов, которые могут содержаться в нормативно-правовых актах и их проектах.
9. Рассмотрены меры противодействия коррупции на уровне субъекта РФ, на примере Томской области. Установлено, что меры противодействия коррупции, проводимые на территории Томской области, соответствуют требованиям федерального законодательства. Органом ответственным за проведение региональной антикоррупционной политики является Администрация Томской области в лице Департамента государственной гражданской службы.
10. Проанализированы результаты работы комиссий о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих за 2014-2015 годы. За рассматриваемый промежуток времени во всех органах государственной службы проведено 249 заседаний комиссий. Основным вопросом, рассматриваемым на заседаниях комиссий, являлась профилактика коррупционной деятельности. На внеплановых заседаниях комиссий наиболее часто рассматривались вопросы, связанные с декларированными доходами, расходами и имуществе государственных гражданских служащих, в ходе чего было выявлено 31 нарушение антикоррупционного законодательства. Часто такие правонарушения признаются несерьезными, так как сведения, предоставляемые служебными лицами, являются либо недостоверными, либо неполными, и, как правило, такие нарушения несут дисциплинарный характер, в виде замечания.
11. Проанализирован порядок и организация проведения экспертизы нормативных и правовых актов и их проектов в Томской области. Выявлено, что экспертиза нормативно-правовых актов имеет два этапа. На первом этапе экспертизы проводится специалистами органов государственной власти Томской области, имеющих полномочия на проведение антикоррупционной экспертизы, а на втором этапе специалистами отдела экспертизы нормативных и правовых актов и проектов нормативных и правовых актов на коррупиогенность Комитета по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области. Определено, что в период с 2013 по 2015 годы проведена плановая антикоррупционная экспертиза 236 действующих нормативно-правовых актов Томской области, утвержденных Администрацией Томской области или Губернатором Томской области в период с 1994 - 2014 годов, и внеплановая антикоррупционная экспертиза 1855 проектов нормативных правовых актов Томской области. Выявлено, что в 185 из 236 нормативно-правовых актов, подвергнутых плановой антикоррупционной экспертизе содержаться различные недочеты. Основную массу занимают три коррупциогенных фактора «отсутствие или неполнота административных процедур», «необоснованно широкие полномочия» и «юридико-лингвистическая неопредленность». Все выявленные коррупциогенные факторы и дефекты были устранены, путем внесения изменений в эти нормативно-правовые акты Томской области, некоторые акты из рассматриваемых актов были признаны утратившими силу. Вследствие чего, сделан вывод, что антикоррупционная экспертиза соответствует стандартам, которые требуют федеральные органы власти.
12. Проделан сравнительный анализ мер противодействия коррупции в различных субъектах РФ.
13. В заключительной части исследования был разработан ряд рекомендаций по усовершенствованию антикоррупционной политики. Рекомендации были выработаны на основании анализа федеральных и региональных мер противодействия коррупции.
1. Проведен анализ различных подходов к определению явления коррупции, а также ее типологии, исходя из различных аспектов. Выявлено, что причиной той или иной классификации коррупции может служить уровень занимаемой коррупционером должности, так выделяют «элитарную» и «низовую» коррупцию; частота коррупционных проявлений; вид деятельности коррупционера.
2. Рассмотрены проблемы, порождающие коррупционные правонарушения, так были выделены экономические, социальные и политические аспекты возникновения коррупции.
3. Исходя из аспектов коррупции, определены последствия коррупционной деятельности.
4. Изучен комплекс административно-правовых и организационных мер противодействия коррупции в органах государственной власти. Рассмотрены мотивы коррупционных правонарушений, такие как конфликт интересов и личная заинтересованность государственного гражданского служащего, закрепленные в федеральном законодательстве Российской Федерации. В ходе исследования, было определено, что важнейшим инструментом борьбы с коррупцией является закрепление антикоррупционных стандартов, главной задачей которых является устранение конфликта интересов и устранение фактов личной заинтересованности, учреждение контроля над декларированным имуществом государственных гражданских служащих и введение ограничение на занятие предпринимательской деятельностью.
5. Определены основные меры противодействия коррупции на современном этапе. Выявлено основными правовыми мерами противодействия коррупции являются федеральные законы: «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ, «О государственной гражданской службе» № 79-ФЗ. Так же одним из основных нормативно-правовых актов является Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы, подписанный Президентом РФ.
6. Выявлена тенденция к ужесточению запретов, ограничений и введению дополнительных обязанностей в отношении государственных гражданских служащих, исключая опыт различных стран в либерализации законодательства о государственных гражданских служащих. На основании полученных данных, был сделан вывод о возможном внедрении компенсационных мер в отношении государственных гражданских служащих.
7. Проанализирован порядок и организация антикоррупционной экспертизы нормативных и правовых актов и проектов нормативных и правовых актов. На основании проведенного анализа сделан вывод, что не определен ее предмет и объект. Выявлены слабые стороны внутренней антикоррупционной экспертизы, а именно заинтересованность лиц, проводящих экспертизу нормативно-правового акта на коррупционные факты, в принятии того или иного нормативно-правого акта.
8. Изучена методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Определено, что данной экспертизе отсутствует ряд обязательных элементов. На основании чего был сделан вывод о пересмотре перечня коррупциогенных факторов, которые могут содержаться в нормативно-правовых актах и их проектах.
9. Рассмотрены меры противодействия коррупции на уровне субъекта РФ, на примере Томской области. Установлено, что меры противодействия коррупции, проводимые на территории Томской области, соответствуют требованиям федерального законодательства. Органом ответственным за проведение региональной антикоррупционной политики является Администрация Томской области в лице Департамента государственной гражданской службы.
10. Проанализированы результаты работы комиссий о соблюдении требований к служебному поведению государственных гражданских служащих за 2014-2015 годы. За рассматриваемый промежуток времени во всех органах государственной службы проведено 249 заседаний комиссий. Основным вопросом, рассматриваемым на заседаниях комиссий, являлась профилактика коррупционной деятельности. На внеплановых заседаниях комиссий наиболее часто рассматривались вопросы, связанные с декларированными доходами, расходами и имуществе государственных гражданских служащих, в ходе чего было выявлено 31 нарушение антикоррупционного законодательства. Часто такие правонарушения признаются несерьезными, так как сведения, предоставляемые служебными лицами, являются либо недостоверными, либо неполными, и, как правило, такие нарушения несут дисциплинарный характер, в виде замечания.
11. Проанализирован порядок и организация проведения экспертизы нормативных и правовых актов и их проектов в Томской области. Выявлено, что экспертиза нормативно-правовых актов имеет два этапа. На первом этапе экспертизы проводится специалистами органов государственной власти Томской области, имеющих полномочия на проведение антикоррупционной экспертизы, а на втором этапе специалистами отдела экспертизы нормативных и правовых актов и проектов нормативных и правовых актов на коррупиогенность Комитета по государственно-правовым вопросам Администрации Томской области. Определено, что в период с 2013 по 2015 годы проведена плановая антикоррупционная экспертиза 236 действующих нормативно-правовых актов Томской области, утвержденных Администрацией Томской области или Губернатором Томской области в период с 1994 - 2014 годов, и внеплановая антикоррупционная экспертиза 1855 проектов нормативных правовых актов Томской области. Выявлено, что в 185 из 236 нормативно-правовых актов, подвергнутых плановой антикоррупционной экспертизе содержаться различные недочеты. Основную массу занимают три коррупциогенных фактора «отсутствие или неполнота административных процедур», «необоснованно широкие полномочия» и «юридико-лингвистическая неопредленность». Все выявленные коррупциогенные факторы и дефекты были устранены, путем внесения изменений в эти нормативно-правовые акты Томской области, некоторые акты из рассматриваемых актов были признаны утратившими силу. Вследствие чего, сделан вывод, что антикоррупционная экспертиза соответствует стандартам, которые требуют федеральные органы власти.
12. Проделан сравнительный анализ мер противодействия коррупции в различных субъектах РФ.
13. В заключительной части исследования был разработан ряд рекомендаций по усовершенствованию антикоррупционной политики. Рекомендации были выработаны на основании анализа федеральных и региональных мер противодействия коррупции.



