Введение 7
1 Состояние детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья 11
1.1 Понятие, сущность, стили и типы детско-родительских отношений 11
1.2 Методики изучения детско-родительских отношений в семьях с ребенком с ОВЗ 17
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с
ОВЗ 21
2 Арт-терапия в системе коррекционной работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 28
2.1. Арт-терапия в системе комплексной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 28
2.2 Материалы и методы исследования 32
2.3 Содержание работы в коррекции детско-родительских отношений в семьях
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 35
2.4 Итоги коррекционной работы 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа исследования 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по методике «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин 59 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Беседы-лекции для родителей 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Семейные коррекционные арт-терапевтические занятия 66
ПРИЛОЖЕНИЕ З Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» (контрольный этап исследования) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И Опросник для родителей, участвующих в арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ К Результаты обработки данных завершающего опросника
Одной из актуальных проблем, которая в настоящее время волнует многих специалистов из различных областей (медицина, психология, педагогика и т.д.) является проблема постоянного увеличения количества детей, которые имеют те или иные (психические, физические) нарушения в развитии. Поэтому в последние годы значительное внимание стало уделяться проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В научной литературе описано, что лица с ОВЗ отличаются наличием физических, психических или сенсорных дефектов, которые определенным образом ограничивают человека в повседневной жизнедеятельности, поэтому он не может исполнять те или иные функции и обязанности.
В последние годы заметно повысилось внимание непосредственно к семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, и к ее проблемам.
Еще в 60-80е годы 20 века в СССР ряд ученых (С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова и др.) разрабатывали рекомендации для родителей, полагая, что их влияние на развитие ребенка с нарушениями должно быть определяющим, несмотря на внедрение в то время системы дифференцированного обучения, предполагающего, что вопросами воспитания детей в условиях специального сада и школы, занимаются специалисты, семья же практически отстранялась от воспитательного процесса. Поскольку семья играет важную и решающую роль в развитии, социализации и адаптации ребенка. В процессе взаимодействия с членами семьи у ребенка развиваются когнитивные функции, усваиваются морально-этические нормы, образцы поведения, происходит становление его личности.
Таким образом, детско-родительские отношения являются важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития личности ребенка. А воздействие (воспитательное, развивающее и пр.) семьи на ребенка, имеющего ограниченные возможности имеют особенную значимость. Для таких детей семья, чаще всего, оказывается единственным институтом воспитания, т.к. ребенок с ОВЗ, в течении значительной части своей жизни находится именно в семье, и то, что он в ней приобретает, использует для своей дальнейшей социализации и интеграции в общество.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, без сомнений имеет специфические экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. И состояние стресса, в котором пребывают родители в таких семьях, приводит к нарушению отношений между родителем и ребенком, что в свою очередь не позволяет взрослым выбрать адекватные методы для развития и воспитания своего ребенка. Поэтому существует необходимость изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с различными отклонениями в развитии, для разработки новых или подбора из уже имеющихся средств и методов, которые помогут в коррекции и гармонизации отношений «ребенок-родитель» в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
В настоящее время, всё большую популярность набирают современные и инновационные методы обучения, которые направлены на работу с детьми с ОВЗ, и которые непосредственно включают семью в коррекционную работу в качестве значимого фактора социализации и адаптации ребенка.
На сегодняшний день, среди специалистов, работающих с такими детьми и их семьями, большой интерес представляют исследования о влиянии такого современного метода обучения, как арт-терапия, который может повлиять не только на процесс развития ребенка, но и имеет возможности гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Таким образом, проблему исследования можно сформулировать так: является ли арт-терапия одним из средств коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ?
Объект исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Предмет исследования: арт-терапия как средство, способствующее гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Цель данной работы: установить, может ли арт-терапия использоваться в комплексной реабилитационной работе для гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ;
2) Определить содержание коррекционной работы при использовании арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника с проблемами в развитии;
3) Показать возможности применения методов арт-терапии в коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.
Гипотеза: арт-терапия, используемая в совместной коррекционной деятельности ребенка и взрослого (родителя) приводит к улучшению детско-родительских отношений.
Методы исследования: беседа, опрос, психодиагностический метод. Полученные в ходе исследования данные подвергались качественному и количественному анализу.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день большая часть литературы, посвященная использованию арт-терапии, выпущена в тех странах, где арт- терапия имеет многолетние традиции, достигла высокого уровня профессионализации, например, в таких странах как США и Великобритания. Среди них имена таких значимых ученых и их труды, как:
•S Мишель Вуд «Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания»;
J Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в школе»;
•S Доминик Сенс «Арт-терапевтическая студия как инструмент социальной
интеграции»;
J Сьюзан Хоган «Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в
арт-терапии» и т.д.
В отечественной литературе исследования арт-терапии, как одного из видов психологической помощи, представлены в работах А.И.Копытина, Е.Е.Свистуновской, Л.Д.Лебедевой и др. Опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах Е.Р.Кузьминой, А.В.Гришиной, Е.А.Медведевой, Л.Н.Комиссаровой.
Анализом проблем семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ и изучению взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ посвящены работы С.Д. Забрамной, А.И Захаровой., И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, В.Л. Мартыновой и др. Их труды посвящены исследованию различных аспектов взаимодействия ребенка с ОВЗ со взрослыми (родителями), восприятия близкими людьми такого ребенка и особенностей развитие его как личности.
Особенности воспитания детей с ОВЗ и общения с ними рассматриваются в работах А.И. Баркан, А.И. Зарова, Е.С. Шапарь. С точки зрения А.И. Баркан, А.И. Зарова, Е.С. Шапарь, родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Их работы ориентированы на помощь родителям в решении вопросов воспитания детей с ОВЗ.
Анализ научной литературы показал, недостаточную изученность темы, связанной с использованием методов арт-терапии, как средства способствующего гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Арт-терапия, по большей части, рассматривается в контексте индивидуальных занятий по коррекции, обучению ребенка с особенностями в специализированных учреждениях, при этом не учитываются потребности всей семьи, воспитывающей данного ребенка. Недостаточная изученность этих вопросов и определяет актуальность предпринятого исследования.
Новизна работы состоит в том, что впервые проведено исследование возможностей арт-терапии, как метода коррекции и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Впервые на основе материалов проведенного исследования разработана и предложена программа коррекционной работы, направленной на улучшение детско- родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа коррекционной работы с применением метода арт-терапии, могут быть использованы в психосоциальной работе, направленной на улучшение детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специалистами специализированных, общеобразовательных учреждений. А также, с целью оказания психологической, педагогической, коррекционной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих, в себя семь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, опираясь, на работы таких авторов как А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В.В. Столин и др., в рамках своей работы я рассмотрела такие понятия как «детско-родительские отношения», «гармонизация детско-родительских взаимоотношений», «индивид с ограниченными возможностями здоровья», «социально-психологическая работа», «арт-терапевтический метод».
А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Данные авторы выделяют такие типы родительского отношения как: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Все виды и стили семейного воспитания, которые я рассмотрела в своей работе, по Р.В. Овчаровой можно разделить на 2 типа:
•S Эффективный (оптимальный) тип родительского отношения, который
способствует гармонизации детско-родительских отношений;
•S Неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения.
Для семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, характерны те или иные нарушения детско-родительских взаимоотношений, поэтому существует необходимость в их изучении, поиске способов для развития и гармонизации взаимоотношений в такой семье.
Согласно данным последней статистики, наблюдается рост семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, а значит, для работы с такими семьями используются различные инновационные методы и приемы, которые должны помогать родителям находить правильные и интересные подходы к ребенку. И одним из таких методов, как для самих детей, так и для родителей, является арт-терапия.
Главной целью моего исследования было апробировать метод арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ, и доказать, что при правильном ее использовании и совместной деятельности ребенка и его родителя, состояние детско- родительских взаимоотношений в семье улучшится.
Для изучения детско-родительских отношений в семье дошкольников, были апробированы 2 методики: с целью сравнительной диагностики родительских ожиданий была использована методика «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса, а также использовался «Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин для определения преобладающего типа родительского отношения к ребенку.
По результатам исследования, проведенного после применения коррекционной программы по гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечались положительные изменения в отношениях, преобладание такого типа воспитания, как «Кооперация», который является наиболее социально-желаемым типом.
Родители, участвующие в пилотажном арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни», по его окончанию, стали больше интересоваться тем, чем увлекается их ребенок, стали принимать и адекватно оценивать его особенности и возможности, поддерживать своего ребенка, верить в него и его будущее.
В рамках контрольного этапа исследования был также проведен опрос родителей. направленный на оценку предложенной коррекционной программы. По результатам данного опроса выяснилось, что большинство родителей положительно оценивают влияние арт-терапии на ребенка и считают, что их ребенок получает удовольствие от занятий, проводимых в рамках проекта. В свою очередь это также говорит о том, что большинство родителей стали замечать у своего ребенка положительные сдвиги в его развитии, его старания и достижения.
Результат опроса родителей показал, что большинство из опрошенных продолжили бы участие в данном арт-терапевтическом проекте. Данные показатели говорят о актуальности оказания такого вида помощи семьям, воспитывающих ребенка с особенностями развития.
Анализ результатов контрольного исследования помог убедиться в том, что произошли существенные изменения в улучшении детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это свидетельствует о том, что разработанная система совместных (родитель- ребенок) коррекционных арт-терапевтических занятий была эффективна.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования полностью подтверждается: в результате участия родителей и их детей в разработанной коррекционной программе с применением арт-терапии, показал высокий уровень гармонизации детско-родительских взаимоотношений, что говорит об успешности проведенной мной работы.
I. Статистика Федеральной службы государственной статистики по числу детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет в России. - Электрон.данные. - URL: https://www.gks.ru/folder/13964(дата обращения: 05.06.2020)
2 Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние
внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. - Вып.1. - М., 1995.
3. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: дис... канд. психол. наук. Красноярск, 2000.175 с.
4. Бардышевская М.К., Бардышевский Н.В., Львова И.А. (и др.). Аутизм: методические рекомендации по пссихолого-педагогической коррекции: сб.метод.работ. М.: Сигналь, 2001.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
6. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс] / Под ред. Б.Мещерякова,
В.Зинченко. - Электрон.данные. - М.: «Прайм - ЕВРОЗНАК», 2003.- URL:
https://www.elkniga.ru/static/booksample/00/19/15/00191530.bin.dir/00191530.pdf (дата
обращения: 02.11.2019)
7. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: дисс... канд. психол. наук МГУ М., 1986. 209 с.
8. Волкова Е.М. «Трудные дети или трудные родители?» М.: «Профиздат», 1992.
9. Граматкина И.Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестник Московского гор. пед. ун-та. 2011.№ 2 (16). C. 78-84.
ЮДубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Педагогика, 1987. - Электрон.данные. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25333813(дата обращения: 02.11.2019)
II. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия /. М.:
ЭКСМО-Пресс, 2000.
12. Истратова О.Н., Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 316 с.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.
14. Керре Н.О. К вопросу об особенностях социального окружения аутичных детей // Молодой ученый. 2009. № 7. С. 238-243.
15. Колодич, Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. - Мн.: «Минск»,1999. - 321 с.
16. Котова Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: учебное пособие. Красноярск РИО КГПУ, 2003. 176 с.
17. Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 20-22 июня 2011 г. М., 2011.
18. Лесгафт П. Ф. Л 50 Семейное воспитание ребенка и его значение. - М. Педагогика, 1991, 176с.
19Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988.
20. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии И.И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2001. 220 с.
21. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие М.: ВЛАДОС, 2003. 408 с.
22Материалы исследования 2019 г. «Арт-терапия детей с синдромом Дауна»
23. Mash E., Wolf D. Abnormal child psychology. Wadsworth: Thomson learning, 2004.
24. Никольская О.С. Аутизм: возрастные особенности и
психологическаяпомощь. М.: Теревинф, 2003. 232 с.
25.Ольхина Е.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения // Специальное образование. 2006. № 7. С. 34-39.
26. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
27. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета. - 2000. - №1
28. Родители и дети: психология взаимоотношений [Электронный ресурс] / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. - Электрон.данные. - М.: «Когито-Центр», 2003. - URL: https://stomfaq.ru/kollektiv-avtorovroditeli-i-deti-psihologiya/index2.pdf(дата обращения: 03.11.2019)
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. - Электрон.данные. - СПб.: Питер, 2000. -
URL: https://www.koob.ru/rudestam_k/gruppovaya_psihoterapiya_rudestam(дата обращения: 17.11.2019)
ЭОСкворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., ВЛАДОС - ПРЕСС, 2006. 160 с.
31.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ОВЗ в семье. М.: АРКТИ, 2007. 80
32Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. 1991.
33. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - 1989. - №3.
34. Титаренко В.И. Семья и формирование личности. - М., 1997.
35. Ткачева В.В., Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008.240 с.
36. Фомина Л.К. Исследования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей со сложным нарушением развития // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 815-816.
37. Хазанова М.А. Конструктивные и деструктивные тенденции в детско-родительских взаимоотношениях [Электронный ресурс] // Мир психологии. - 1996. - № 1(6). -
Электрон.данные. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2017-4/13- atakhanov-abdurashitov.pdf (дата обращения: 03.11.2019)
38. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников // Психологическая наука и образование. 2013. №5. С. 81-90.
39. Шапарь В.Б. Практическая психология / Психодиагностика отношений между родителями и детьми. 2006
40Юлдашева О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис... канд.социол. наук. Уфа, 2010. 25 с.