АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
|
Введение 7
1 Состояние детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья 11
1.1 Понятие, сущность, стили и типы детско-родительских отношений 11
1.2 Методики изучения детско-родительских отношений в семьях с ребенком с ОВЗ 17
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с
ОВЗ 21
2 Арт-терапия в системе коррекционной работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 28
2.1. Арт-терапия в системе комплексной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 28
2.2 Материалы и методы исследования 32
2.3 Содержание работы в коррекции детско-родительских отношений в семьях
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 35
2.4 Итоги коррекционной работы 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа исследования 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по методике «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин 59 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Беседы-лекции для родителей 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Семейные коррекционные арт-терапевтические занятия 66
ПРИЛОЖЕНИЕ З Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» (контрольный этап исследования) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И Опросник для родителей, участвующих в арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ К Результаты обработки данных завершающего опросника
1 Состояние детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья 11
1.1 Понятие, сущность, стили и типы детско-родительских отношений 11
1.2 Методики изучения детско-родительских отношений в семьях с ребенком с ОВЗ 17
1.3 Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с
ОВЗ 21
2 Арт-терапия в системе коррекционной работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья 28
2.1. Арт-терапия в системе комплексной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 28
2.2 Материалы и методы исследования 32
2.3 Содержание работы в коррекции детско-родительских отношений в семьях
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 35
2.4 Итоги коррекционной работы 37
Заключение 43
Список использованной литературы 46
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа исследования 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты по методике «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин 59 ПРИЛОЖЕНИЕ Д Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Беседы-лекции для родителей 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Семейные коррекционные арт-терапевтические занятия 66
ПРИЛОЖЕНИЕ З Результаты по опроснику А.Я. Варга и В.В. Столина «Тест-опросник родительских отношений» (контрольный этап исследования) 77
ПРИЛОЖЕНИЕ И Опросник для родителей, участвующих в арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ К Результаты обработки данных завершающего опросника
Одной из актуальных проблем, которая в настоящее время волнует многих специалистов из различных областей (медицина, психология, педагогика и т.д.) является проблема постоянного увеличения количества детей, которые имеют те или иные (психические, физические) нарушения в развитии. Поэтому в последние годы значительное внимание стало уделяться проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В научной литературе описано, что лица с ОВЗ отличаются наличием физических, психических или сенсорных дефектов, которые определенным образом ограничивают человека в повседневной жизнедеятельности, поэтому он не может исполнять те или иные функции и обязанности.
В последние годы заметно повысилось внимание непосредственно к семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, и к ее проблемам.
Еще в 60-80е годы 20 века в СССР ряд ученых (С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова и др.) разрабатывали рекомендации для родителей, полагая, что их влияние на развитие ребенка с нарушениями должно быть определяющим, несмотря на внедрение в то время системы дифференцированного обучения, предполагающего, что вопросами воспитания детей в условиях специального сада и школы, занимаются специалисты, семья же практически отстранялась от воспитательного процесса. Поскольку семья играет важную и решающую роль в развитии, социализации и адаптации ребенка. В процессе взаимодействия с членами семьи у ребенка развиваются когнитивные функции, усваиваются морально-этические нормы, образцы поведения, происходит становление его личности.
Таким образом, детско-родительские отношения являются важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития личности ребенка. А воздействие (воспитательное, развивающее и пр.) семьи на ребенка, имеющего ограниченные возможности имеют особенную значимость. Для таких детей семья, чаще всего, оказывается единственным институтом воспитания, т.к. ребенок с ОВЗ, в течении значительной части своей жизни находится именно в семье, и то, что он в ней приобретает, использует для своей дальнейшей социализации и интеграции в общество.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, без сомнений имеет специфические экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. И состояние стресса, в котором пребывают родители в таких семьях, приводит к нарушению отношений между родителем и ребенком, что в свою очередь не позволяет взрослым выбрать адекватные методы для развития и воспитания своего ребенка. Поэтому существует необходимость изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с различными отклонениями в развитии, для разработки новых или подбора из уже имеющихся средств и методов, которые помогут в коррекции и гармонизации отношений «ребенок-родитель» в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
В настоящее время, всё большую популярность набирают современные и инновационные методы обучения, которые направлены на работу с детьми с ОВЗ, и которые непосредственно включают семью в коррекционную работу в качестве значимого фактора социализации и адаптации ребенка.
На сегодняшний день, среди специалистов, работающих с такими детьми и их семьями, большой интерес представляют исследования о влиянии такого современного метода обучения, как арт-терапия, который может повлиять не только на процесс развития ребенка, но и имеет возможности гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Таким образом, проблему исследования можно сформулировать так: является ли арт-терапия одним из средств коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ?
Объект исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Предмет исследования: арт-терапия как средство, способствующее гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Цель данной работы: установить, может ли арт-терапия использоваться в комплексной реабилитационной работе для гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ;
2) Определить содержание коррекционной работы при использовании арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника с проблемами в развитии;
3) Показать возможности применения методов арт-терапии в коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.
Гипотеза: арт-терапия, используемая в совместной коррекционной деятельности ребенка и взрослого (родителя) приводит к улучшению детско-родительских отношений.
Методы исследования: беседа, опрос, психодиагностический метод. Полученные в ходе исследования данные подвергались качественному и количественному анализу.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день большая часть литературы, посвященная использованию арт-терапии, выпущена в тех странах, где арт- терапия имеет многолетние традиции, достигла высокого уровня профессионализации, например, в таких странах как США и Великобритания. Среди них имена таких значимых ученых и их труды, как:
•S Мишель Вуд «Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания»;
J Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в школе»;
•S Доминик Сенс «Арт-терапевтическая студия как инструмент социальной
интеграции»;
J Сьюзан Хоган «Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в
арт-терапии» и т.д.
В отечественной литературе исследования арт-терапии, как одного из видов психологической помощи, представлены в работах А.И.Копытина, Е.Е.Свистуновской, Л.Д.Лебедевой и др. Опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах Е.Р.Кузьминой, А.В.Гришиной, Е.А.Медведевой, Л.Н.Комиссаровой.
Анализом проблем семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ и изучению взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ посвящены работы С.Д. Забрамной, А.И Захаровой., И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, В.Л. Мартыновой и др. Их труды посвящены исследованию различных аспектов взаимодействия ребенка с ОВЗ со взрослыми (родителями), восприятия близкими людьми такого ребенка и особенностей развитие его как личности.
Особенности воспитания детей с ОВЗ и общения с ними рассматриваются в работах А.И. Баркан, А.И. Зарова, Е.С. Шапарь. С точки зрения А.И. Баркан, А.И. Зарова, Е.С. Шапарь, родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Их работы ориентированы на помощь родителям в решении вопросов воспитания детей с ОВЗ.
Анализ научной литературы показал, недостаточную изученность темы, связанной с использованием методов арт-терапии, как средства способствующего гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Арт-терапия, по большей части, рассматривается в контексте индивидуальных занятий по коррекции, обучению ребенка с особенностями в специализированных учреждениях, при этом не учитываются потребности всей семьи, воспитывающей данного ребенка. Недостаточная изученность этих вопросов и определяет актуальность предпринятого исследования.
Новизна работы состоит в том, что впервые проведено исследование возможностей арт-терапии, как метода коррекции и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Впервые на основе материалов проведенного исследования разработана и предложена программа коррекционной работы, направленной на улучшение детско- родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа коррекционной работы с применением метода арт-терапии, могут быть использованы в психосоциальной работе, направленной на улучшение детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специалистами специализированных, общеобразовательных учреждений. А также, с целью оказания психологической, педагогической, коррекционной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих, в себя семь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
В научной литературе описано, что лица с ОВЗ отличаются наличием физических, психических или сенсорных дефектов, которые определенным образом ограничивают человека в повседневной жизнедеятельности, поэтому он не может исполнять те или иные функции и обязанности.
В последние годы заметно повысилось внимание непосредственно к семье, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, и к ее проблемам.
Еще в 60-80е годы 20 века в СССР ряд ученых (С.Д. Забрамная, Е.М. Мастюкова и др.) разрабатывали рекомендации для родителей, полагая, что их влияние на развитие ребенка с нарушениями должно быть определяющим, несмотря на внедрение в то время системы дифференцированного обучения, предполагающего, что вопросами воспитания детей в условиях специального сада и школы, занимаются специалисты, семья же практически отстранялась от воспитательного процесса. Поскольку семья играет важную и решающую роль в развитии, социализации и адаптации ребенка. В процессе взаимодействия с членами семьи у ребенка развиваются когнитивные функции, усваиваются морально-этические нормы, образцы поведения, происходит становление его личности.
Таким образом, детско-родительские отношения являются важным фактором, оказывающим влияние на все стороны развития личности ребенка. А воздействие (воспитательное, развивающее и пр.) семьи на ребенка, имеющего ограниченные возможности имеют особенную значимость. Для таких детей семья, чаще всего, оказывается единственным институтом воспитания, т.к. ребенок с ОВЗ, в течении значительной части своей жизни находится именно в семье, и то, что он в ней приобретает, использует для своей дальнейшей социализации и интеграции в общество.
Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, без сомнений имеет специфические экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. И состояние стресса, в котором пребывают родители в таких семьях, приводит к нарушению отношений между родителем и ребенком, что в свою очередь не позволяет взрослым выбрать адекватные методы для развития и воспитания своего ребенка. Поэтому существует необходимость изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с различными отклонениями в развитии, для разработки новых или подбора из уже имеющихся средств и методов, которые помогут в коррекции и гармонизации отношений «ребенок-родитель» в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
В настоящее время, всё большую популярность набирают современные и инновационные методы обучения, которые направлены на работу с детьми с ОВЗ, и которые непосредственно включают семью в коррекционную работу в качестве значимого фактора социализации и адаптации ребенка.
На сегодняшний день, среди специалистов, работающих с такими детьми и их семьями, большой интерес представляют исследования о влиянии такого современного метода обучения, как арт-терапия, который может повлиять не только на процесс развития ребенка, но и имеет возможности гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Таким образом, проблему исследования можно сформулировать так: является ли арт-терапия одним из средств коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ?
Объект исследования: особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Предмет исследования: арт-терапия как средство, способствующее гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Цель данной работы: установить, может ли арт-терапия использоваться в комплексной реабилитационной работе для гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ;
2) Определить содержание коррекционной работы при использовании арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника с проблемами в развитии;
3) Показать возможности применения методов арт-терапии в коррекции и гармонизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.
Гипотеза: арт-терапия, используемая в совместной коррекционной деятельности ребенка и взрослого (родителя) приводит к улучшению детско-родительских отношений.
Методы исследования: беседа, опрос, психодиагностический метод. Полученные в ходе исследования данные подвергались качественному и количественному анализу.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день большая часть литературы, посвященная использованию арт-терапии, выпущена в тех странах, где арт- терапия имеет многолетние традиции, достигла высокого уровня профессионализации, например, в таких странах как США и Великобритания. Среди них имена таких значимых ученых и их труды, как:
•S Мишель Вуд «Арт-терапия в лечении невротических расстройств питания»;
J Кэроул Уэлсби «Часть целого: арт-терапия в школе»;
•S Доминик Сенс «Арт-терапевтическая студия как инструмент социальной
интеграции»;
J Сьюзан Хоган «Вопросы самоидентичности, сексуальности и материнства в
арт-терапии» и т.д.
В отечественной литературе исследования арт-терапии, как одного из видов психологической помощи, представлены в работах А.И.Копытина, Е.Е.Свистуновской, Л.Д.Лебедевой и др. Опыт применения арт-терапии в педагогической деятельности отражен в работах Е.Р.Кузьминой, А.В.Гришиной, Е.А.Медведевой, Л.Н.Комиссаровой.
Анализом проблем семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ и изучению взаимоотношений между родителями и детьми с ОВЗ посвящены работы С.Д. Забрамной, А.И Захаровой., И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, В.Л. Мартыновой и др. Их труды посвящены исследованию различных аспектов взаимодействия ребенка с ОВЗ со взрослыми (родителями), восприятия близкими людьми такого ребенка и особенностей развитие его как личности.
Особенности воспитания детей с ОВЗ и общения с ними рассматриваются в работах А.И. Баркан, А.И. Зарова, Е.С. Шапарь. С точки зрения А.И. Баркан, А.И. Зарова, Е.С. Шапарь, родительское отношение - это система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Их работы ориентированы на помощь родителям в решении вопросов воспитания детей с ОВЗ.
Анализ научной литературы показал, недостаточную изученность темы, связанной с использованием методов арт-терапии, как средства способствующего гармонизации детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Арт-терапия, по большей части, рассматривается в контексте индивидуальных занятий по коррекции, обучению ребенка с особенностями в специализированных учреждениях, при этом не учитываются потребности всей семьи, воспитывающей данного ребенка. Недостаточная изученность этих вопросов и определяет актуальность предпринятого исследования.
Новизна работы состоит в том, что впервые проведено исследование возможностей арт-терапии, как метода коррекции и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Впервые на основе материалов проведенного исследования разработана и предложена программа коррекционной работы, направленной на улучшение детско- родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа коррекционной работы с применением метода арт-терапии, могут быть использованы в психосоциальной работе, направленной на улучшение детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, специалистами специализированных, общеобразовательных учреждений. А также, с целью оказания психологической, педагогической, коррекционной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих, в себя семь параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу, опираясь, на работы таких авторов как А.Я. Варга, Р.В. Овчарова, В.В. Столин и др., в рамках своей работы я рассмотрела такие понятия как «детско-родительские отношения», «гармонизация детско-родительских взаимоотношений», «индивид с ограниченными возможностями здоровья», «социально-психологическая работа», «арт-терапевтический метод».
А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Данные авторы выделяют такие типы родительского отношения как: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Все виды и стили семейного воспитания, которые я рассмотрела в своей работе, по Р.В. Овчаровой можно разделить на 2 типа:
•S Эффективный (оптимальный) тип родительского отношения, который
способствует гармонизации детско-родительских отношений;
•S Неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения.
Для семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, характерны те или иные нарушения детско-родительских взаимоотношений, поэтому существует необходимость в их изучении, поиске способов для развития и гармонизации взаимоотношений в такой семье.
Согласно данным последней статистики, наблюдается рост семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, а значит, для работы с такими семьями используются различные инновационные методы и приемы, которые должны помогать родителям находить правильные и интересные подходы к ребенку. И одним из таких методов, как для самих детей, так и для родителей, является арт-терапия.
Главной целью моего исследования было апробировать метод арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ, и доказать, что при правильном ее использовании и совместной деятельности ребенка и его родителя, состояние детско- родительских взаимоотношений в семье улучшится.
Для изучения детско-родительских отношений в семье дошкольников, были апробированы 2 методики: с целью сравнительной диагностики родительских ожиданий была использована методика «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса, а также использовался «Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин для определения преобладающего типа родительского отношения к ребенку.
По результатам исследования, проведенного после применения коррекционной программы по гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечались положительные изменения в отношениях, преобладание такого типа воспитания, как «Кооперация», который является наиболее социально-желаемым типом.
Родители, участвующие в пилотажном арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни», по его окончанию, стали больше интересоваться тем, чем увлекается их ребенок, стали принимать и адекватно оценивать его особенности и возможности, поддерживать своего ребенка, верить в него и его будущее.
В рамках контрольного этапа исследования был также проведен опрос родителей. направленный на оценку предложенной коррекционной программы. По результатам данного опроса выяснилось, что большинство родителей положительно оценивают влияние арт-терапии на ребенка и считают, что их ребенок получает удовольствие от занятий, проводимых в рамках проекта. В свою очередь это также говорит о том, что большинство родителей стали замечать у своего ребенка положительные сдвиги в его развитии, его старания и достижения.
Результат опроса родителей показал, что большинство из опрошенных продолжили бы участие в данном арт-терапевтическом проекте. Данные показатели говорят о актуальности оказания такого вида помощи семьям, воспитывающих ребенка с особенностями развития.
Анализ результатов контрольного исследования помог убедиться в том, что произошли существенные изменения в улучшении детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это свидетельствует о том, что разработанная система совместных (родитель- ребенок) коррекционных арт-терапевтических занятий была эффективна.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования полностью подтверждается: в результате участия родителей и их детей в разработанной коррекционной программе с применением арт-терапии, показал высокий уровень гармонизации детско-родительских взаимоотношений, что говорит об успешности проведенной мной работы.
А.Я. Варга и В.В. Столин определяют родительское отношение как систему разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков. Данные авторы выделяют такие типы родительского отношения как: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Все виды и стили семейного воспитания, которые я рассмотрела в своей работе, по Р.В. Овчаровой можно разделить на 2 типа:
•S Эффективный (оптимальный) тип родительского отношения, который
способствует гармонизации детско-родительских отношений;
•S Неэффективный (нарушенный) тип родительского отношения.
Для семьи, воспитывающей ребенка с особенностями в развитии, характерны те или иные нарушения детско-родительских взаимоотношений, поэтому существует необходимость в их изучении, поиске способов для развития и гармонизации взаимоотношений в такой семье.
Согласно данным последней статистики, наблюдается рост семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, а значит, для работы с такими семьями используются различные инновационные методы и приемы, которые должны помогать родителям находить правильные и интересные подходы к ребенку. И одним из таких методов, как для самих детей, так и для родителей, является арт-терапия.
Главной целью моего исследования было апробировать метод арт-терапии в семьях, воспитывающих дошкольника с ОВЗ, и доказать, что при правильном ее использовании и совместной деятельности ребенка и его родителя, состояние детско- родительских взаимоотношений в семье улучшится.
Для изучения детско-родительских отношений в семье дошкольников, были апробированы 2 методики: с целью сравнительной диагностики родительских ожиданий была использована методика «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А.Г. Лидерса, а также использовался «Тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин для определения преобладающего типа родительского отношения к ребенку.
По результатам исследования, проведенного после применения коррекционной программы по гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечались положительные изменения в отношениях, преобладание такого типа воспитания, как «Кооперация», который является наиболее социально-желаемым типом.
Родители, участвующие в пилотажном арт-терапевтическом проекте «Искусство для жизни», по его окончанию, стали больше интересоваться тем, чем увлекается их ребенок, стали принимать и адекватно оценивать его особенности и возможности, поддерживать своего ребенка, верить в него и его будущее.
В рамках контрольного этапа исследования был также проведен опрос родителей. направленный на оценку предложенной коррекционной программы. По результатам данного опроса выяснилось, что большинство родителей положительно оценивают влияние арт-терапии на ребенка и считают, что их ребенок получает удовольствие от занятий, проводимых в рамках проекта. В свою очередь это также говорит о том, что большинство родителей стали замечать у своего ребенка положительные сдвиги в его развитии, его старания и достижения.
Результат опроса родителей показал, что большинство из опрошенных продолжили бы участие в данном арт-терапевтическом проекте. Данные показатели говорят о актуальности оказания такого вида помощи семьям, воспитывающих ребенка с особенностями развития.
Анализ результатов контрольного исследования помог убедиться в том, что произошли существенные изменения в улучшении детско-родительских взаимоотношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это свидетельствует о том, что разработанная система совместных (родитель- ребенок) коррекционных арт-терапевтических занятий была эффективна.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования полностью подтверждается: в результате участия родителей и их детей в разработанной коррекционной программе с применением арт-терапии, показал высокий уровень гармонизации детско-родительских взаимоотношений, что говорит об успешности проведенной мной работы.
Подобные работы
- Психолого-педагогическая помощь семьям,воспитывающим ребенка с ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Групповое консультирование как средство формирования гармоничного отношения родителей к детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019



