Введение 3
1 Приём и размещение: положение мигрантов-мусульман в ФРГ в 1950-1990-е гг 11
1.1 Увеличение численности иммигрантов-мусульман и миграционное законодательство
(1950-1990-е гг.) 11
1.2 Зарождение исламофобии в ФРГ (1990-2000-е гг.) 15
2 Проблема исламофобии 2015-2020 гг 19
2.1 Миграционный кризис 2015 г. и его восприятие в немецком обществе 19
2.2 Современная оценка немецким обществом проблемы исламофобии: анализ
оправданности стереотипных взглядов на ислам и мусульман 23
2.3 Роль партии «Альтернатива для Германии» в усилении исламофобского дискурса .38
3 Взгляд мигрантов-мусульман на миграционный кризис и беженцев 43
3.1 Реакция мигрантов второго и третьего поколения на миграционный кризис 43
3.2 Влияние исламофобских преступлений на отдельного человека и общество 53
3.3 Сферы, где мусульмане больше всего сталкиваются с исламофобией 62
Заключение 70
Список использованных источников и литературы 75
На сегодняшний день в западном мире, в частности, в ФРГ получает всё большее распространение исламофобия.
Исламофобия в Европе имеет глубокие корни, уходящие в XVI в., когда наступление Османской империи в Европу было воспринято как серьезная угроза существованию христианства. После этого национальное строительство в некоторых европейских странах продолжалось с исторической миссией действовать в качестве «оплота христианства» против неминуемой исламской угрозы. Таким образом, с момента расцвета Османской империи ислам всегда определялся как «другой» для Европы, что накладывало определённый отпечаток на самовосприятие обществ.
Затем, во второй половине XX в., миллионы рабочих-мусульман иммигрировали в страны Западной Европы. Это стимулировало создание антимусульманских организаций и политических партий, которые пропагандировали, что Европа снова находится под угрозой ислама. Углубление политической нестабильности на всем Ближнем Востоке и непрекращающееся вмешательство западных держав спровоцировали распространение террористических организаций, таких как ИГИЛ . Гражданские войны, приведшие к массовым миграциям мусульманского гражданского населения из конфликтных регионов Ближнего Востока в Европу, и продолжающийся кризис беженцев еще больше усилили ультраправые политические движения, выступающие против ислама в Европе. Вместе эти факторы подняли исламофобию на новый уровень.
На сегодняшний день европейских странах наблюдается рост исламофобии, рост правых и евроскептических настроений, значительно усилившихся из-за пандемии, которая снизила мобильность людей, вынудила их соблюдать дистанцирование. Желание найти причину случившегося поставило мигрантов, в том числе мигрантов-мусульман под новый удар. При этом, сохранение таких проблем, как социально-экономическое неравенство, отсутствие надлежащего образования, дискриминация между этническими группами, террористические акты и распространение информации о них в СМИ, ведёт к нарастанию конфликтности в мире, к ещё большей радикализации ситуации и укоренению исламофобии. Сложившая обстановка, миграционные проблемы и необходимость поиска их решений обосновывают актуальность настоящего исследования.
Научная проблематика заключается в необходимости выявления факторов и динамики радикализации и роста исламофобии, а также в выстраивании оптимальной для всех сторон интеграционной политики.
Объектом исследования является исламофобия как проблема интеграции мусульман в немецкое общество.
Предмет исследования: эволюция настроений и представлений о мигрантах- мусульманах в среде немецкого общества и самих мигрантов в контексте миграционного кризиса 2015 г.
Цель: определить причины низкой эффективности интеграции мигрантов в ФРГ в контексте исламофобии.
Задачами исследования являются:
1. Проследить эволюцию антиисламских взглядов в общественной среде ФРГ для того, чтобы определить истоки возникновения проблемы исламофобии и проследить её развитие.
2. Рассмотреть отношение немцев к исламу, их основные стереотипные взгляды на ислам и мусульман как фактор роста исламофобии, а также фактор изменений в самом немецком обществе.
3. Выявить взаимосвязь исламофобии и правительственного политического курса ФРГ и выявить тенденции развития политического дискурса в миграционном вопросе.
4. Определить, как мигранты-мусульмане относятся к существующим в немецком обществе проявлениям исламофобии.
Хронологические рамки ограничиваются 2015 г. Это объясняется тем, что в 2015 г. произошёл миграционный кризис , результатом которого стал резкий скачок мигрантов, исповедующих ислам , что значительно обострило проблемы интеграции и исламофобии и изменило их контекст. Начиная с этого времени, проблема роста антиисламских взглядов не теряет своей остроты и актуальности, поэтому в работе широко освещаются события последующих лет.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: сравнительный, системный, структурно-функциональный, метод периодизации, принцип историзма, а также методы общие методы научного исследования (обобщение, систематизация, дедукция, индукция).
Сравнительный метод позволил рассмотреть позиции и проблемы различных сторон, участвующих в вопросе, отношение политических сил к исламским мигрантам, в основе их анализа были выявлены факторы роста исламофобии, сходства и различия их позиций по вопросу разработки стратегий решения данной проблемы. Системный метод дал возможность рассмотреть вопрос взаимоотношений мигрантов и немцев как единую целостную систему и выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на радикализацию сложившейся миграционной ситуации. Благодаря структурно-функциональному методу были выявлены различные элементы, формирующие представление о исламских мигрантах, а также зависимости между этими элементами. Метод периодизации позволил более глубоко осмыслить развитие проблемы исламофобии как исторического процесса, а также понять закономерности её усугубления. Принцип историзма позволил рассмотреть динамику развития проблемы роста антиисламских взглядов в ФРГ.
Новизна исследования состоит в комплексном анализе исламофобии на примере ФРГ с трёх разных позиций: со стороны немецкого общества, со стороны мигрантов- мусульман разных поколений, а также с позиции политических сил ФРГ.
Источниковую базу выпускной квалификационной работы составили опубликованные документы федерального правительства Германии, законодательные акты ФРГ, документы политических партий, различные статистические сведения, аналитические исследования, пресса, официальные интернет-ресурсы по вопросам миграции и интеграции, а также другие материалы.
Аналитические исследования. Основными источниками для написания данной работы послужили исследования фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) - некоммерческого исследовательского института, занимающегося инновационными исследованиями национальных, региональных и международных проблем в области политики, экономики, социологии и культуры. С 2015 г. SETA ежегодно публикует «Отчет об исламофобии в Европе» (EIR). Его основная цель - анализ антиисламских тенденций и событий и повышение осведомленности об антимусульманской пропаганде и преступлениях на почве ненависти. Отчеты предоставляют ценные знания для политиков, общественных активистов и любых других заинтересованных лиц, которые хотят бороться с антиисламскими и антимусульманскими дискурсами. В них наглядно отражена подробная статистическая информация и случаи проявления исламофобии в основных сферах общественной жизни в европейских странах, в том числе и в Германии, а также их оценка. В настоящей работе были задействованы все шесть выпусков, опубликованных на данный момент.
Статистические сведения. Большой интерес для исследования представляют данные федерального статистического управления (Destatis). Так, в пресс-релизе № 227 от 30 июня 2017 г. сообщается, что численность иностранного населения из стран, не входящих в ЕС, зарегистрированных в AZR (Центральный реестр иностранцев), увеличилась на 1,279 млн. с начала 2015 г. (+ 28,5%); при этом, в период с 2007 по 2014 г. общая численность составила всего + 879 400 чел. Рост с 2016 г. по сравнению с 2014 г. был в основном за счет иммиграции из Сирии (+ 519 700 или + 439,7%), Афганистана (+ 178 100 или + 236,3%) и Ирака (+ 138 500 или + 156,1 %) .
Такой резкий скачок прибывших из исламских стран еще больше обостряет проблему интеграции и исламофобии, что показывают социологические исследования. Так, по данным Евробарометра 2017 г., 48% немцев считают, что для большинства иммигрантов интеграция не является неуспешной, ещё 35% респондентов считают иммиграцию проблемой Германии, а 38% склонны полагать, она иммиграция является в равной степени как проблемой, так и возможностью для Германии .
Документы политических партий. В данную группу источников включены партийные документы, программы, а также выступления и интервью лидеров партий. Данные из протоколов Бундестага показывают, что за всю свою историю немецкий парламент никогда не обсуждал такие вопросы, как беженцы или убежище, так интенсивно, как в период с 2013 по 2017 гг. ; это явление также сопровождается изменением содержания обсуждения: политический дискурс по этим темам сместился вправо; тон в миграционном дискурсе в последнее время стал более резким и агрессивным, а оборонительная позиция - более выраженной; при этом националистическая ультраправая партия «Альтернатива для Германии» сыграла решающую роль во всех этих событиях .
В качестве вспомогательных источников были использованы материалы электронных ресурсов и публикации немецких периодических изданий.
Помимо источников для написания работы была использована различная исследовательская литература. Её можно разделить на две большие группы: отечественную (советскую и российскую) и зарубежную.
Среди советских исследователей вопроса иммиграционной политики стоит отметить работы, Т.С. Гущиной, Ю.Д. Квашнина, Н.Н. Ксендзык, И.А. Мельникова, Н.С. Папенко, П.А. Федосова и др. . Авторы изучали тенденции процесса иммиграции рабочей силы из менее развитых стран в более развитые, а также проблему дискриминации иностранных рабочих со стороны принимающего общества.
Современные российские специалисты широко изучают вопросы иммиграции в странах Европейского союза, в том числе и в Германии. Многосторонний анализ европейского опыта интеграции даёт своей монографии профессор РАНХиГС В. Малахов : он широко рассматривает проблематику неясности понимания терминов, касающихся интеграции, анализирует проблемы интеграции, в том числе и исламофобию. Малахов раскрывает теоретические модели, объясняющие социальное поведение мигрантов, а также переносит фокус с мигрантов на нормативные взгляды принимающей стороны, их внешние проявления и социально значимые последствия. Помимо этого, важной является проделанная автором реконструкция отношения к мигрантам- мусульманам со стороны разных политических сил принимающей страны.
Также отечественные историки публикуют исследования по отдельным аспектам исламофобии в виде статей и монографий. Полезной является статья-интервью Р.И. Щуки с профессором Мюнстерского университета Д. Поллака . Поллак говорит об исключительно высоком уровне неприязни к мусульманам со стороны немцев. Автор связывает это со слишком маленьким количеством контактов с мусульманами в повседневной жизни, а также с тем, что проблемы с интеграцией магометан в жизнь Германии начали обсуждаться позже, чем в других европейских странах. Третьей причиной высокой германской исламофобии Поллак видит особенность германских мусульман, значительная часть которых - выходцы из бедных и малообразованных слоёв традиционного сельского общества.
Среди современных авторов следует отметить, С.В. Погорельскую, В. Малахова, А.Л. Бардина и др., в работах которых уделяется внимание социальным, экономическим и политическим аспектам исламофобии, а также проблеме интеграции мигрантов в принимающее общество .
В исследовании законодательных аспектов стоит отметить работы А.А. Солоненко и И.А. Скорнякова, который выделил 5 этапов формирования иммиграционной политики ФРГ .
Анализируя зарубежную литературу, прежде всего стоит выделить исследования признанного эксперта в области исламофобии Тодда Х. Грина. В монографии «Страх перед исламом» он даёт развёрнутый ответ на вопрос «Что такое исламофобия?», исследует контекст западных взглядов на ислам и предлагает излагает исторические основы антиисламских взглядов и приводит современные опасения по поводу ислама в западном мире. Говоря о причинах исламофобии, автор обращает внимание на то, что она вызвана не только религией, а в той же мере определяется расизмом, основанном на культурных традициях и этническом происхождении.
Оригинальным является мнение австрийского политолога Фарида Гафеса. Он обращает внимание и на другие причины роста исламофобии, в том числе на то, что не только высокопоставленные политики из националистических и правых политических партий и оппозиции, но и политики в «Консервативно-христианском» лагере, многие из которых находятся у власти, воспроизводят исламофобские дискурсивные стратегии. Свои позиции они узаконивают исходя из предположений о воображаемой христианской Европе, которую они хотят очистить, а некоторые оправдывают свои исламофобские позиции, ссылаясь на теории заговоров о якобы «исламизации Запада», и связывают угрозу терроризма с вызовом миграционного кризиса .
Отметим исследование немецкого социолога В. Хайтмайера , который ввёл в научный оборот понятие «идеология неравной ценности», суть которой заключается в том, что немецкий средний класс отдаляется от более слабых членов общества, а также видит в них угрозу для своего благополучия. В данном случае уместно провести аналогию со сторонниками ПЕГИДЫ («Патриотические европейцы против исламизации Запада» - немецкое правопопулистское движение, созданное в декабре 2014 г. в Дрездене), которые изображают себя жертвами растущего числа беженцев, прибывающих в Германию, не разделяя в своей антимусульманской риторике «беженцев» и «мусульман».
Каролин Махтанс (магистр, доктор философии, Гамбургский университет) на данный момент являющаяся доцентом кафедры германистики Коннектикутского колледжа выдвигает тезис о том, что сформированный СМИ стереотип о мусульманском населении Германии как об однородном и статичном объекте на самом деле является неверным. Репрезентация мусульманского сообщества в качестве монолитного в немецких СМИ и политике влечёт за собой такие серьёзные последствия, как социальная приемлемость открытой неприязни к исламу в Германии, рост маргинализации меньшинств, разжигание исламофобии, что на практике выражается в всё большей поддержке европейским населением Германии движения ПЕГИДА . Автор называет заявления немецких СМИ о мусульманах в Германии сомнительными . Далее К. Махтанс ссылается на Тодда Х. Грина с целью показать «замкнутый круг» в котором оказались исламские мигранты: внешнее давление со стороны немецких популистов и сенсационных СМИ, разжигающих исламофобию, создает исламским организациям необходимость противостоять этим атакам как однородная группа, создавая тем самым риск непреднамеренного усиления того, с чем они стремятся бороться: а именно, со стереотипом монолитного и статичного объекта, который мусульмане в Германии фактически не представляют .
Таким образом, анализ литературы показывает разносторонние, но во многом дополняющие друг друга взгляды на причины роста исламофобии в ФРГ. В данной же работе вектор рассуждений будет смещён с причин на конкретные позиции немцев, исламских мигрантов, общественных организаций, а также политических сил ФРГ на вопрос роста исламофобии.
Работа состоит из следующих структурных частей: введение, основная часть, заключение, список используемых источников и литературы.
В первой главе рассматриваются проблемы приёма и размещения мигрантов- мусульман в 1950-1990-е гг. Глава представляет собой исторический экскурс, является вводной частью работы и служит для выявления истоков и особенностей зарождения проблемы исламофобии в ФРГ в период с 1950-х по 2000-е гг.
Согласно данным Федерального статистического управления (Destatis), в 2019 г. численность населения Германии достигла рекордных 83,2 млн. чел . При этом, в конце 2019 г. в Центральном реестре иностранцев (AZR) было зарегистрировано в общей сложности 11,2 млн. иностранцев, в настоящее время проживающих в Германии. В 2019 г. их количество увеличилось примерно на 313 000 чел. (+ 2,9%) . Демографический и экономический факторы имеют особую важность в миграционном вопросе. Это связано с тем, что в Германии происходит процесс старения населения . Одним из способов решить или, по крайней мере, ослабить эту проблему является привлечение в страну мигрантов, что ведёт интернационализации немецкого рынка труда. Исходя из этого миграция в ФРГ становится необходимостью для дальнейшего развития страны, а значит проблема исламофобии в Германии будет усугубляться.
Особую роль в процессе усугубления иммиграционных проблем сыграл миграционный кризис 2015-2016 гг., который дал «зелёный свет» исламофобии. В результате этого, в последние годы в Германии значительно возросла враждебность к исламу и мусульманам как в образцах мышления, так и в поступках. Во многом эта враждебность увеличивается из-за пропаганды неонацистских групп, правопопулистских движений (PEGIDA) и крайне правой оппозиционной партии «Альтернатива для Германии».
Одной из системообразующих причин роста исламофобии были выделены СМИ, которые часто освещают ислам и мусульман в контексте терроризма, преступлений и убийств. Во многом именно этот фактор способствует укоренению стереотипных взглядов на мусульман. Таким образом из-за сугубо негативного и однообразного освещения мусульман в СМИ в обществе легко формируются и укореняются представления об исламе как о статичном и монолитном, а поскольку социальное взаимодействие между большинством и мусульманскими меньшинствами весьма ограничено, контент, производимый СМИ, часто является практически единственным легкодоступным источником информации и может влиять на индивидуальные и общественные мнения и отношения.
Один из стереотипных взглядов заключается в том, что мусульманских мигрантов неразрывно связывают с терроризмом и насилием. Несмотря на то, то угроза действительно имеет место быть, необходимо учитывать, что исламский экстремизм не является единственной и определяющей проблемой в Германии, а её масштаб сильно преувеличен из-за СМИ.
Средства массовой информации могли бы сообщать об этом по-другому. Например, информация о происхождении преступников имеет мало ценности для объяснения преступления. После преступлений или террористических нападений СМИ могли бы привлекать экспертов в области криминологии и психиатрии для обсуждения причин такого поведения преступников. Часто биографические и психиатрические данные немецких террористов правого толка обсуждаются во всех деталях, но в отношении исламистских террористов такого не происходит, так как, по-видимому, считается, что их поведение формируется «опасной и жестокой» религией. В этом контексте дополнительная информация от соответствующих специалистов способствовала бы обсуждению причин преступлений и терроризма, которые, согласно исследованию левых и правых экстремистов, а также исламистов в Германии, заключаются в основном в биографии и неблагополучном семейном происхождении террористов.
Дискриминация в отношении мусульман в немецком обществе находится на высоком уровне. Враждебность к мусульманам выражается в убеждённости в их культурной и религиозной неполноценности, а негативная интерпретация мусульман в СМИ только увиливает эти тенденции, нормализуя антимусульманский дискурс в обществе.
Особое внимание в работе было уделено анализу антимусульманских взглядов, было рассмотрено отношение немцев к исламу и мусульманам, а также влияние роста исламофобии на развитие немецкого общества. Анализ основных закрытых взглядов на ислам даёт основания полагать, что исламофобские взгляды в немецком обществе сильны. При этом, приведённые факты свидетельствуют о том, что в большей степени предрассудки являются неоправданными. Также был сделан вывод, что сами стереотипы являются неотъемлемым элементом, образующим и подкрепляющим исламофобию.
Миграционный кризис оказал сильное воздействие на тенденции развития политического дискурса в ФРГ. Правополулистской партии «Альтернатива для Германии» удалось за короткое время проникнуть во все немецкие государственные парламенты и, будучи новичком в Бундестаге, сформировать крупнейшую оппозиционную фракцию.
Такая широкая поддержка населением партии «Альтернатива для Германии» свидетельствует о проблемах в традиционных партиях ФРГ. Прежде всего речь идёт о недовольстве избирателями предлагаемой партиями миграционной политикой.
Анализ деятельности АдГ и её правого крыла «Флюгель» показал, что партия является широким транслятором исламофобских, праворадикальных идей в немецкое общество, что способствует радикализации проблемы исламофобии в ФРГ. Активную роль в данном процессе играют вызывающие тезисы и популизм влиятельных членов партии. В том, числе, высказывания в социальных сетях, которые быстро получают отклик в широких слоях населения Германии.
При этом, стоит отметить, что появление партии и её быстрый успех во многом можно назвать не причиной роста исламофобских настроений в обществе, а его следствием, так как политические партии появляются в качестве ответа на запросы общества. Из этого можно сделать вывод, что значительная часть электората Германии отступила от ислама и мусульман, а значит, проблема исламофобии остаётся одной из первичных в политическом дискурсе ФРГ.
В данном контексте особо важной является борьба с правым экстремизмом, агрессия со стороны которого направлена, в частности, против мусульман. Совместная вражда радикальных националистов и исламистов ведёт к спирали насилия, которую необходимо разорвать. Это можно сделать, в том числе, обсуждая сходства между «западным» и «исламским» мирами, а не их различия.
Были сделаны выводы о том, что немецкая полиция, которая явно недооценивает проблему антимусульманского расизма, а также воспроизводит его в своих структурах, что ведёт к ошибкам в статистике преступности и ещё большему укреплению исламофобии в немецком обществе. Органы власти, такие как полиция, должны быть проверены на предмет антимусульманского расизма.
В настоящее время в Германии сложилась ситуация, при которой антимусульманский расизм стал социально-приемлемым в определенных общественных кругах. Вот почему Германии нужна политика, которая четко даст понять, что исламофобия нарушает как антидискриминационные законы, так и демократические требования свободы вероисповедания. Политикам и общественным деятелям следует ознакомиться с результатами научных исследований по данной тематике. Необходимо разработать программы по снижению уровня исламофобии и антимусульманского расизма во всех сферах жизни общества, таких как работа, образование, государственные учреждения и гражданское общество. В том числе, разрабатывать программы и тренинги по расширению межгрупповых контактов, особенно в детском и подростковом возрасте, чтобы подчеркивать на государственном уровне тот факт, что в сознании людей больше не должно быть «мы» и «другие».
Иммигранты в Германии - это не только беженцы. Анализ интеграции иммигрантов второго и третьего поколений показал, что в той или иной мере, в зависимости от своего регионального происхождения, эти люди интегрированы в немецкое общество, а также ощущают себя немцами, при этом существуют значительные различия в уровне интеграции в зависимости от страны-происхождения. Их отношение к миграционному кризису нельзя сформировать однозначно, ровно также как и не существует однозначной позиции среди коренных немцев касаемо этого вопроса. Реакция на миграционный кризис во многом зависит не от происхождения человека и наличия или отсутствия у него миграционного фона. В большей мере она зависит от уровня образования человека, его мировоззренческих и политических позиций, уровня включенности в социальные отношения, позиции на рынке труда и уровня доверия к социальным и политическим институтам Германии.
Исламофобия способствует разрушению индивидуальной и коллективной мусульманской идентичности. Исходя из этого, одной из основных причин радикализации в Германии являются лишения и предрассудки, которые испытывают мусульмане в повседневной жизни, поскольку такой опыт часто приводит к потере чувства принадлежности среди уязвимых молодых людей и интенсивному поиску идентичности, в частности в фундаменталистских организациях или террористических группировках. Радикализация мусульманской молодежи является большой проблемой. Важно, чтобы молодые люди испытывали признание и чувствовали принадлежность. Таким образом, опыт дискриминации, такой как исламофобия, является фактором высокого риска радикализации в Германии.
Подводя итог работе, стоит отметить, что антимусульманский расизм, укрепление в немецком обществе взгляда на ислам как на отсталый, монолитный и жестокий являются важными факторами низкой эффективности интеграции мигрантов в ФРГ. Германия добилась значительных успехов в решении миграционных и интеграционных проблем в XXI в. Например, дети иммигрантов, выросшие в ФРГ, получили доступ к гражданству, в том числе и к двойному гражданству. В Германии есть закон об иммиграции и закон, разрешающий признание иностранных профессиональных квалификаций. Кроме того, правительство Германии стремится содействовать интеграции новых иммигрантов с помощью различных средств, включая обеспечение доступа к обучению немецкому языку.
Хотя правительство Германии поддерживает новых иммигрантов, расизм и исламофобия сохраняются в немецком обществе на высоком уровне. В школе и на рабочих местах расистские и особенно исламофобские настроения ограничивают возможности иммигрантов и их потомков добиться успеха. Между тем, многие немцы, независимо от их позиции в отношении иммиграции, утверждают, что иммигранты должны полностью интегрироваться в немецкое общество, тем самым отказываясь даже признавать возможность того, что интеграция должна быть взаимной. Исламофобия - это не только проблема мусульман, она в равной степени отражается на всём немецком обществе и его самоидентификации, так как рост противоречий потрясает основные демократические ценности, ведет к расколу общества, тенденциям радикализации и спирали насилия.
1. Anti-Muslim Hate Crime // Organization for Security and Co-operation in Europe
(OSCE). - Vienna, 2018. - URL: https://www.osce.org/odihr/373441? (access date:
27.04.2022).
2. Buchholz C. Antimuslimischer Rassismus und Diskriminierung von Muslimen in Deutschland / C. Buchholz, A. Hahn, G. Akbulut // Deutscher Bundestag. - Berlin, 2020. - URL: http://dip21.bundestag.de/dip21/btd/19/170/1917069.pdf (Bewerbungsdatum: 09.04.2021).
3. EU Terrorism Situation and Trend Report 2017 // European Union Agency for
Law Enforcement Cooperation. - The Hague, 2020. - 62 p. - URL:
https://www.europol.europa.eu/sites/default/files/documents/tesat2017.pdf (access date:
21.04.2021).
4. Islamfeindlichkeit und antimuslimische Straftaten im Jahr 2014 / U. Jelpke, J.
Korte, S. Dagdelen [et al.]. // Deutscher Bundestag. - Berlin, 2014. - URL:
https://dip21.bundestag.de/dip21/btd/18/040/1804067.pdf (Bewerbungsdatum: 09.04.2021).
5. Verfassungsschutzbericht 2014 // Bundesministerium des Innern und fur Heimat.
- Berlin, 2014. - 266 s. - URL:
https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/DE/publikationen/themen/sicherheit/vsb- 2014.pdf (Bewerbungsdatum: 20.04.2021).
6. Zitate aus der AfD (und uber die AfD) : „Karrieristen, Rechtsideologen, Spinner
und Pleitiers“ // Talk-republik. - Berlin, 2015. - URL: http://www.talk-
republik.de/Rechtspopulismus/docs/14/04_Zitate_AfD.pdf (Bewerbungsdatum: 15.11.2020).
7. 2014 Annual Report on the Protection of the Constitution : facts and trends //
Statewatch. - London, 2015. - URL:
https://www.statewatch.org/media/documents/news/2015/jun/germany-annual-report-int-sec- 2014.pdf (access date: 20.04.2021).
8. 2019 Report on the Protection of the Constitution // Bundesministerium des
Innern und fur Heimat. - Berlin, 2019. - URL:
https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/downloads/EN/publikationen/2020/vsb-2019-en.html (access date: 21.04.2021).
Программные документы политических партий, протоколы дебатов
9. Deutschland braucht ein Einwanderungsgesetz // Bundestagsfraktion Bundnis 90 /
Die Grunen. - Berlin, 2020. - URL: https://www.gruene-bundestag.de/themen/integration- fluechtlingspolitik/deutschland-braucht-ein-einwanderungsgesetz (Bewerbungsdatum:
09.05.2020).
10. Ein Integrationsplan fur Deutschland // Soziale Politik fur Dich. - Berlin, 2016. - URL: https://www.spd.de/aktuelles/detail/news/ein-integrationsplan-fuer-deutschland/19/1/2016/ (Bewerbungsdatum: 09.05.2020).
11. Freiheit und Sicherheit. Grundsatze fur Deutschland. - Hannover, 2007. - 14 s. -
URL: http://www.cdu.de/doc/pdfc/080215-grundsatzprogramm-kurz.pdf (Bewerbungsdatum:
08.05.2020).
12. Grundsatzprogramm fur Deutschland // Alternative fur Deutschland. - Berlin,
2016. - URL: https://www.afd.de/grundsatzprogramm/#russisch (Bewerbungsdatum:
15.05.2020).
13. Hamburger Programm. Grundsatzprogramm der Sozialdemokratischen Partei
Deutschlands. Beschlossen auf dem Hammburger Bundesparteitag der SPD am 28. Oktober 2007 // Soziale Politik fur Dich. - Berlin, 2022. -
URL:https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Grundsatzprogramme/hamburger_p rogramm.pdf (Bewerbungsdatum: 09.05.2020).
14. Integration // Fraktion DIE LINKE. im Bundestag. - Berlin, 2020. - URL:
https://www.linksfraktion.de/themen/a-z/detailansicht/integration/ (Bewerbungsdatum:
10.05.2020).
15. Integration // Freie Demokraten. - Berlin, 2020. - URL:
https://www.fdp.de/thema/integration (Bewerbungsdatum: 10.05.2020)...141