ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения феноменов инициативности и вовлеченности
в различных видах деятельности 7
1.1 Понятие и структура инициативности в междисциплинарных исследованиях 7
1.2. Вовлеченность как предмет исследования в отечественных и зарубежных исследованиях 16
1.3 Студенческий отряд как форма молодежной самоорганизации 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации тренинга, направленного
на повышение уровня инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов 31
2.1 Подготовительный этап исследования 31
2.2 Программа и апробация тренинга, направленного на повышение инициативности и
вовлеченности в командную деятельность 33
2.3 Результаты апробации и рекомендации по внедрению тренинга в другие команды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В современном мире успех в профессиональной и социальной сферах во многом зависит от умения эффективно работать в команде. Работа в команде становится неотъемлемой частью жизни молодого человека сначала в образовательном процессе, а затем и в профессиональной сфере. В условиях глобализации и быстро меняющегося мира, где доминируют ценности индивидуализма, все больше людей теряют навыки коммуникации и командного взаимодействия. В этом контексте студенческие отряды приобретают особую значимость, выступая не только как способ временной занятости, но и как площадка для развития важных социальных и профессиональных компетенций.
Согласно уставу Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», студенческий отряд- коллектив обучающихся, целью деятельности которого является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики и реализующих общественно полезную программу. [28] Если рассмотреть студенческий отряд как форму молодежной самоорганизации, можно выяснить, что он выполняет не только социально-экономические функции, но и готовит будущее работящее и инициативное поколение России, способствуют личностному и профессиональному росту студентов. Успешно организованная команда в отряде позволяет не только научиться эффективно взаимодействовать в команде, достигая общей цели, но и создает площадку для самореализации каждого участника в том ключе, в каком он захочет: будь то творческая, профессиональная или другая сфера деятельности. Однако создание такой команды - сложный процесс, требующий учета множества факторов, включая различные психологические, организационные и социальные аспекты.
Исследование условий формирования успешной команды в студенческом отряде является актуальной задачей, так как оно позволяет выявить ключевые факторы, способствующие созданию сплоченного и результативного коллектива. Исходя из проведенного на базе Томского регионально отделения МООО «РСО» в 2023 году исследования, командная работа в сфере студенческих отрядов имеет собственные проблемы и недостатки, некоторые из них:
- разрыв между ожиданиями и реальностью (многие участники изначально ориентированы на личные достижения, не учитывая необходимость командной работы);
- отсутствие преемственности между поколениями участников отрядов (быстрая смена поколений в студенческих отрядах приводит к потере накопленного опыта и ослаблению традиций)
Важными аспектами командной работы являются: такое качество, как инициативность и феномен вовлеченности в совместную деятельность. Инициативность - интегральное качество личности, проявляющегося в способности к активной и самостоятельной социально полезной деятельности, которая формируются в процессе учения и целенаправленного воспитания. Эта способность проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим. [31]
В контексте командной работы инициативность проявляется как:
- готовность выдвигать предложения и генерировать идеи [17];
- активное участие в решении задач без внешнего принуждения или, иными словами, самостоятельность [34];
- способность брать на себя лидерские функции в критических ситуациях. [8]
В студенческих отрядах инициативность может выражаться в добровольном включении в организацию мероприятий, разработке социальных проектов и наставничестве над новичками.
Согласно У Канну, вовлеченность (англ. engagement) - это глубокая эмоциональная и интеллектуальная связь человека с деятельностью, сопровождающаяся высокой мотивацией и стремлением вносить вклад в общее дело. В командной работе она включает три аспекта:
- Эмоциональный - чувство принадлежности к группе.
- Поведенческий - активные усилия для достижения целей.
- Когнитивный - осознание ценности своего участия. [38]
В студенческих отрядах вовлеченность проявляется через постоянное участие в деятельности, взаимопомощь и личную заинтересованность в успехе команды.
Формирование сплоченных команд в студенческих отрядах представляет собой сложный процесс, требующий комплексного анализа с учетом современных достижений в области изучения групповых процессов. В международной академической среде вопросы командного взаимодействия получили освещение в трудах различных специалистов. Так, концепция распределения ролей в коллективе, предложенная британским ученым Р Мередитом Белбиным в начале 1980-х годов, демонстрирует важность четкого функционального разделения обязанностей для достижения командой максимальной продуктивности. Данная теория дает ключ к пониманию природы инициативности, которая проявляется в способности участников осознанно занимать определенные позиции в групповой структуре.
Не менее значимой для исследования командной динамики является модель поэтапного развития коллективов, разработанная американским психологом Б. Такманом в середине 1960¬х годов. Его концепция последовательного прохождения группой стадий формирования, конфликтного становления, нормализации и продуктивной работы позволяет проследить изменения уровня вовлеченности участников на различных этапах существования команды. В отечественной науке существенный вклад в изучение групповых процессов внесли работы А.В. Петровского и Г.М. Андреевой, посвященные вопросам сплочения коллективов и особенностям социально-психологического взаимодействия в группах.[12]
Несмотря на наличие обширной теоретической базы, специфика развития инициативности и формирования устойчивой вовлеченности в условиях деятельности студенческих отрядов до сих пор недостаточно изучена. Это подчеркивает значимость проводимого исследования. Особую ценность работе придает рассмотрение команды участников студенческих отрядов как системы, в рамках которой создаются благоприятные условия для развития ключевых командных навыков, стимулируется естественная потребность в проявлении инициативы и формируются устойчивые механизмы вовлеченности участников в совместную деятельность.
Целью данного исследования является создание условий, способствующих развитию инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов в командную работу. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению инициативности и вовлечённости в командной работе;
2. Исследовать особенности студенческих отрядов как среды для развития командных компетенций;
3. Выявить условия, влияющие на уровень инициативности и вовлечённости участников студенческих отрядов.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу, направленную на повышение уровня инициативности и вовлечённости в командах студенческих отрядов.
Объект исследования - движение студенческих отрядов.
Предмет исследования - особенности инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов.
Гипотеза - разработанный тренинг по развитию инициативности и вовлеченности в командную работу, повысит уровень этих качеств у участников команды организаторов ВШСО ТГУ, что подтвердится диагностикой и обратной связью.
Методы:
1. Анализ научной и методической литературы;
5
2. Разработка и анализ опроса;
3. Апробация тренинга на повышение уровня инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для повышения эффективности деятельности студенческих отрядов, а также для разработки программ и тренингов, направленных на развитие командных навыков у молодежи. Результаты работы могут помочь руководителям студенческих отрядов, кураторам молодежных проектов, а также всем, кто заинтересован в создании сплоченной и результативной команды.
Работа состоит из введения, двух глав, в первой - три параграфа, во второй - три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений А,Б,В,Г, конце каждой главы дается общий вывод.
Проведенное исследование было направлено на решение актуальной проблемы формирования инициативности и командной вовлеченности у организаторов студенческих отрядов. В ходе работы был реализован комплексный подход, сочетающий теоретический анализ ключевых понятий с разработкой и апробацией практико-ориентированного тренинга.
На теоретическом уровне уточнены и систематизированы понятия "инициативность" и "вовлеченность" применительно к деятельности студенческих отрядов, выявлены специфические особенности студенческих отрядов как среды для развития командных компетенций, а также определены ключевые факторы, влияющие на уровень инициативности и вовлеченности участников.
На методическом уровне разработана и апробирована трехуровневая модель организаторской активности (исполнитель ^ инициатор ^ стратег), создан комплекс диагностических инструментов для оценки уровня инициативности и вовлеченности, а также разработана модульная программа тренинга, включающая 12 специализированных упражнений.
На практическом уровне подтверждена эффективность тренинга: зафиксирован рост инициативности участников на 46% и вовлеченности на 39%. Выявлены наиболее результативные методы работы, такие как техника "Свободный микрофон" и "Теневое совещание", а также разработаны рекомендации по внедрению программы в других студенческих командах.
Перспективные направления дальнейших исследований включают разработку дифференцированных программ для участников с разным уровнем подготовки, создание цифровых инструментов сопровождения процесса развития инициативности, изучение долгосрочных эффектов тренингового воздействия и адаптацию методики для других форм студенческого самоуправления.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа может быть успешно внедрена в систему подготовки организаторов студенческих отрядов, программы развития студенческого самоуправления, систему наставничества молодежных организаций и корпоративные программы адаптации молодых специалистов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и продемонстрировало, что целенаправленное развитие инициативности и вовлеченности через специально разработанный тренинг действительно способствует повышению эффективности командной работы в студенческих отрядах. Полученные результаты открывают новые возможности для совершенствования системы подготовки студенческого актива и развития молодежного самоуправления в высших учебных заведениях.
1. Авадень, Е. А. Студенческие отряды как ключевой элемент социализации молодежи Владивостока / Е. А. Авадень, А. С. Голобоков // Allbest. - 2018. - URL: https://otherreferats.allbest.ru/sociology/00966280.html(дата обращения: 25.05.2025).
2. Академический толковый словарь русского языка : в 4 т / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова ; под ред. Л. П. Крысина. - М. : ЯСК, 2016. - Т 1 : Вина - Гяур / [авт.-сост. О. М. Грунченко и др.]. - 678 с.
3. Армстронг, М. Главный учебник HR в мире / М. Армстронг ; пер. с англ. Е. Л. Бегма. - М. : Эксмо, 2019. - 411 с.
4. Бодров, В. А. Психология профессиональной деятельности / В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ, 2019. - 511 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т / В. И. Даль. - М. : Русский язык, 1989. - Т. 1 : А-З. - 700 с.
6. Ежегодный отчет МООО "Российские Студенческие Отряды" за 2024 год. - М. : РСО, 2023. - 45 с.
7. Ефремова, Т Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т Ф. Ефремова. - М. : Русский язык, 2000. - 2000 с.
8. Зайченко, Е. А.Концептуальный анализ формирования лидерства студентов вуза
в пространстве социально-культурной деятельности / Е. А. Зайченко // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Т 5, № 3. — С. 1-13. — URL: http://mir-
nauki.com/PDF/62PDMN317.pdf(дата обращения: 11.04.2025).
9. Иванов, А. В. История студенческого движения в России: от XIX века до наших дней / А. В. Иванов. - М. : Аспект Пресс, 2018. - 320 с.
10. Ковалева, Е. А. Управление студенческими отрядами в условиях цифровой трансформации : дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Ковалева. - М., 2022. - 180 с.
11. Козлов, Н. Д. Молодежные трудовые объединения: традиции и современность / Н. Д. Козлов // Социологические исследования. - 2019. - № 5. - С. 45-53.
12. Колесниченко, Е. А. Инструментарий диагностики и усиления вовлеченности персонала в управленческую деятельность организации / Е. А. Колесниченко, Я. Ю. Радюкова, В. Ю. Сутягин // Лесотехнический журнал. - 2017. - № 4 (28). - С. 245-256.
13. Концепция развития студенческих отрядов в Российской Федерации на период до 2030 года : утв. Правительством РФ 15.03.2022. - 25 с.
Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс ;
пер. с англ. А. В. Назаренко, А. Н. Свирид. - 5-е европ. изд. - М. : Вильямс, 2016. - 751 с.
15. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. - М. : Филол. фак. МГУ, 1996. - 245 с.
16. Кузнецова, О. З. Исследование инициативности как психолого-педагогического феномена / О. З. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 6 (109). - С. 263-266.
17. Ласкова Т.С., Айдаркина Е.Е., Ласкова Д.С. Идентификация ключевых составляющих элементной структуры процесса создания трудовых и управленческих команд в организации // Естественно-гуманитарные исследования.- 2020. - № 32(6). - С. 226-233.
18. Лобанова, Е. Ю. Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза / Е. Ю. Лобанова, Н. А. Тумакова // Молодой ученый. - 2015. - № 10 (90). - С. 1203-1205. - URL: https://moluch.ru/archive/90/19102/(дата обращения: 25.05.2025).
19. Лютенс, Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 692 с.
20. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Студенческие отряды: традиции и инновации". - М. : РУДН, 2022. - 150 с.
21. Методическое пособие "Организация работы студенческого отряда" / сост. А. Б. Морозов. - М. : РСО, 2023. - 112 с.
22. Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие / А. В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. - 400 с.
23. Общая психология : словарь / под ред. А. В. Петровского. - М. ; СПб. : Per Se ; Речь, 2005. - 250 с.
24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. - 939 с.
25. Официальный сайт МООО "Российские Студенческие Отряды". - URL: https://трудкрут.рф (дата обращения: 22.05.2025).
26. Павлова, Е. В. Ресурс вовлеченности как психологическая характеристика степени соответствия человека и образовательной среды / Е. В. Павлова, О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. - 2021. - № 81. - С. 52-78.
27. Петрова, С. М. Феномен студенческих строительных отрядов в СССР: социально-экономический анализ / С. М. Петрова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2015. - 215 с.
28. Положение о линейном студенческом отряде Молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» : утв. Протоколом Правления № 42 от 7.07.2018 г. - 15 с.
29. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1993. - 1628 с.
30. Смирнова, О. В. Организационные механизмы студенческих отрядов в современной России / О. В. Смирнова. - М. : ИНФРА-М, 2022. - 184 с.
31. Социальная психология : словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева. - М. : Per Se ; СПб. : Речь, 2005. - 175 с.
32. Тигрова, И. В. Принципы формирования инициативности студентов средствами проектной деятельности / И. В. Тигрова // Символ науки. - 2016. - № 7. - С. 139-140.
33. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - М. : Аделант, 2014. - 800 с.
34. Шадриков, В. Д. Психологический анализ деятельности / В. Д. Шадриков. - Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 1979. - 91 с.
35. Шаповалова, К. Н. Основные подходы к рассмотрению понятия «инициативность» в историческом аспекте / К. Н. Шаповалова // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - С. 177-184.
36. Шурухина, Г. А. Психология инициативности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» / Г. А. Шурухина, И. А. Новикова, Э. Ш. Шаяхметова. - Уфа : БГПУ им. М. Акмуллы ; Москва : РУДН, 2020. - 126 с.
37. Astin, A. W. Student involvement: a developmental theory for higher education / A. W. Astin // Journal of College Student Development. - 1984. - Vol. 25, No 4. - P 297-308.
38. Kahn, W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work / W. A. Kahn // Academy of Management Journal. - 1990. - Vol. 33. - P 692-724.
39. Schaufeli, W. B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement / W. B. Schaufeli, A. B. Bakker // Journal of Organizational Behavior. - 2004. - Vol. 25. - P. 293-315.