ФОРМИРОВАНИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И КОМАНДНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ У ОРГАНИЗАТОРОВ СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДОВ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВСКОГО ШТАБА ТГУ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения феноменов инициативности и вовлеченности
в различных видах деятельности 7
1.1 Понятие и структура инициативности в междисциплинарных исследованиях 7
1.2. Вовлеченность как предмет исследования в отечественных и зарубежных исследованиях 16
1.3 Студенческий отряд как форма молодежной самоорганизации 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации тренинга, направленного
на повышение уровня инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов 31
2.1 Подготовительный этап исследования 31
2.2 Программа и апробация тренинга, направленного на повышение инициативности и
вовлеченности в командную деятельность 33
2.3 Результаты апробации и рекомендации по внедрению тренинга в другие команды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Глава 1. Теоретические основы изучения феноменов инициативности и вовлеченности
в различных видах деятельности 7
1.1 Понятие и структура инициативности в междисциплинарных исследованиях 7
1.2. Вовлеченность как предмет исследования в отечественных и зарубежных исследованиях 16
1.3 Студенческий отряд как форма молодежной самоорганизации 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации тренинга, направленного
на повышение уровня инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов 31
2.1 Подготовительный этап исследования 31
2.2 Программа и апробация тренинга, направленного на повышение инициативности и
вовлеченности в командную деятельность 33
2.3 Результаты апробации и рекомендации по внедрению тренинга в другие команды 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
В современном мире успех в профессиональной и социальной сферах во многом зависит от умения эффективно работать в команде. Работа в команде становится неотъемлемой частью жизни молодого человека сначала в образовательном процессе, а затем и в профессиональной сфере. В условиях глобализации и быстро меняющегося мира, где доминируют ценности индивидуализма, все больше людей теряют навыки коммуникации и командного взаимодействия. В этом контексте студенческие отряды приобретают особую значимость, выступая не только как способ временной занятости, но и как площадка для развития важных социальных и профессиональных компетенций.
Согласно уставу Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», студенческий отряд- коллектив обучающихся, целью деятельности которого является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики и реализующих общественно полезную программу. [28] Если рассмотреть студенческий отряд как форму молодежной самоорганизации, можно выяснить, что он выполняет не только социально-экономические функции, но и готовит будущее работящее и инициативное поколение России, способствуют личностному и профессиональному росту студентов. Успешно организованная команда в отряде позволяет не только научиться эффективно взаимодействовать в команде, достигая общей цели, но и создает площадку для самореализации каждого участника в том ключе, в каком он захочет: будь то творческая, профессиональная или другая сфера деятельности. Однако создание такой команды - сложный процесс, требующий учета множества факторов, включая различные психологические, организационные и социальные аспекты.
Исследование условий формирования успешной команды в студенческом отряде является актуальной задачей, так как оно позволяет выявить ключевые факторы, способствующие созданию сплоченного и результативного коллектива. Исходя из проведенного на базе Томского регионально отделения МООО «РСО» в 2023 году исследования, командная работа в сфере студенческих отрядов имеет собственные проблемы и недостатки, некоторые из них:
- разрыв между ожиданиями и реальностью (многие участники изначально ориентированы на личные достижения, не учитывая необходимость командной работы);
- отсутствие преемственности между поколениями участников отрядов (быстрая смена поколений в студенческих отрядах приводит к потере накопленного опыта и ослаблению традиций)
Важными аспектами командной работы являются: такое качество, как инициативность и феномен вовлеченности в совместную деятельность. Инициативность - интегральное качество личности, проявляющегося в способности к активной и самостоятельной социально полезной деятельности, которая формируются в процессе учения и целенаправленного воспитания. Эта способность проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим. [31]
В контексте командной работы инициативность проявляется как:
- готовность выдвигать предложения и генерировать идеи [17];
- активное участие в решении задач без внешнего принуждения или, иными словами, самостоятельность [34];
- способность брать на себя лидерские функции в критических ситуациях. [8]
В студенческих отрядах инициативность может выражаться в добровольном включении в организацию мероприятий, разработке социальных проектов и наставничестве над новичками.
Согласно У Канну, вовлеченность (англ. engagement) - это глубокая эмоциональная и интеллектуальная связь человека с деятельностью, сопровождающаяся высокой мотивацией и стремлением вносить вклад в общее дело. В командной работе она включает три аспекта:
- Эмоциональный - чувство принадлежности к группе.
- Поведенческий - активные усилия для достижения целей.
- Когнитивный - осознание ценности своего участия. [38]
В студенческих отрядах вовлеченность проявляется через постоянное участие в деятельности, взаимопомощь и личную заинтересованность в успехе команды.
Формирование сплоченных команд в студенческих отрядах представляет собой сложный процесс, требующий комплексного анализа с учетом современных достижений в области изучения групповых процессов. В международной академической среде вопросы командного взаимодействия получили освещение в трудах различных специалистов. Так, концепция распределения ролей в коллективе, предложенная британским ученым Р Мередитом Белбиным в начале 1980-х годов, демонстрирует важность четкого функционального разделения обязанностей для достижения командой максимальной продуктивности. Данная теория дает ключ к пониманию природы инициативности, которая проявляется в способности участников осознанно занимать определенные позиции в групповой структуре.
Не менее значимой для исследования командной динамики является модель поэтапного развития коллективов, разработанная американским психологом Б. Такманом в середине 1960¬х годов. Его концепция последовательного прохождения группой стадий формирования, конфликтного становления, нормализации и продуктивной работы позволяет проследить изменения уровня вовлеченности участников на различных этапах существования команды. В отечественной науке существенный вклад в изучение групповых процессов внесли работы А.В. Петровского и Г.М. Андреевой, посвященные вопросам сплочения коллективов и особенностям социально-психологического взаимодействия в группах.[12]
Несмотря на наличие обширной теоретической базы, специфика развития инициативности и формирования устойчивой вовлеченности в условиях деятельности студенческих отрядов до сих пор недостаточно изучена. Это подчеркивает значимость проводимого исследования. Особую ценность работе придает рассмотрение команды участников студенческих отрядов как системы, в рамках которой создаются благоприятные условия для развития ключевых командных навыков, стимулируется естественная потребность в проявлении инициативы и формируются устойчивые механизмы вовлеченности участников в совместную деятельность.
Целью данного исследования является создание условий, способствующих развитию инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов в командную работу. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению инициативности и вовлечённости в командной работе;
2. Исследовать особенности студенческих отрядов как среды для развития командных компетенций;
3. Выявить условия, влияющие на уровень инициативности и вовлечённости участников студенческих отрядов.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу, направленную на повышение уровня инициативности и вовлечённости в командах студенческих отрядов.
Объект исследования - движение студенческих отрядов.
Предмет исследования - особенности инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов.
Гипотеза - разработанный тренинг по развитию инициативности и вовлеченности в командную работу, повысит уровень этих качеств у участников команды организаторов ВШСО ТГУ, что подтвердится диагностикой и обратной связью.
Методы:
1. Анализ научной и методической литературы;
5
2. Разработка и анализ опроса;
3. Апробация тренинга на повышение уровня инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для повышения эффективности деятельности студенческих отрядов, а также для разработки программ и тренингов, направленных на развитие командных навыков у молодежи. Результаты работы могут помочь руководителям студенческих отрядов, кураторам молодежных проектов, а также всем, кто заинтересован в создании сплоченной и результативной команды.
Работа состоит из введения, двух глав, в первой - три параграфа, во второй - три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений А,Б,В,Г, конце каждой главы дается общий вывод.
Согласно уставу Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», студенческий отряд- коллектив обучающихся, целью деятельности которого является организация временной занятости обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики и реализующих общественно полезную программу. [28] Если рассмотреть студенческий отряд как форму молодежной самоорганизации, можно выяснить, что он выполняет не только социально-экономические функции, но и готовит будущее работящее и инициативное поколение России, способствуют личностному и профессиональному росту студентов. Успешно организованная команда в отряде позволяет не только научиться эффективно взаимодействовать в команде, достигая общей цели, но и создает площадку для самореализации каждого участника в том ключе, в каком он захочет: будь то творческая, профессиональная или другая сфера деятельности. Однако создание такой команды - сложный процесс, требующий учета множества факторов, включая различные психологические, организационные и социальные аспекты.
Исследование условий формирования успешной команды в студенческом отряде является актуальной задачей, так как оно позволяет выявить ключевые факторы, способствующие созданию сплоченного и результативного коллектива. Исходя из проведенного на базе Томского регионально отделения МООО «РСО» в 2023 году исследования, командная работа в сфере студенческих отрядов имеет собственные проблемы и недостатки, некоторые из них:
- разрыв между ожиданиями и реальностью (многие участники изначально ориентированы на личные достижения, не учитывая необходимость командной работы);
- отсутствие преемственности между поколениями участников отрядов (быстрая смена поколений в студенческих отрядах приводит к потере накопленного опыта и ослаблению традиций)
Важными аспектами командной работы являются: такое качество, как инициативность и феномен вовлеченности в совместную деятельность. Инициативность - интегральное качество личности, проявляющегося в способности к активной и самостоятельной социально полезной деятельности, которая формируются в процессе учения и целенаправленного воспитания. Эта способность проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений; на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим. [31]
В контексте командной работы инициативность проявляется как:
- готовность выдвигать предложения и генерировать идеи [17];
- активное участие в решении задач без внешнего принуждения или, иными словами, самостоятельность [34];
- способность брать на себя лидерские функции в критических ситуациях. [8]
В студенческих отрядах инициативность может выражаться в добровольном включении в организацию мероприятий, разработке социальных проектов и наставничестве над новичками.
Согласно У Канну, вовлеченность (англ. engagement) - это глубокая эмоциональная и интеллектуальная связь человека с деятельностью, сопровождающаяся высокой мотивацией и стремлением вносить вклад в общее дело. В командной работе она включает три аспекта:
- Эмоциональный - чувство принадлежности к группе.
- Поведенческий - активные усилия для достижения целей.
- Когнитивный - осознание ценности своего участия. [38]
В студенческих отрядах вовлеченность проявляется через постоянное участие в деятельности, взаимопомощь и личную заинтересованность в успехе команды.
Формирование сплоченных команд в студенческих отрядах представляет собой сложный процесс, требующий комплексного анализа с учетом современных достижений в области изучения групповых процессов. В международной академической среде вопросы командного взаимодействия получили освещение в трудах различных специалистов. Так, концепция распределения ролей в коллективе, предложенная британским ученым Р Мередитом Белбиным в начале 1980-х годов, демонстрирует важность четкого функционального разделения обязанностей для достижения командой максимальной продуктивности. Данная теория дает ключ к пониманию природы инициативности, которая проявляется в способности участников осознанно занимать определенные позиции в групповой структуре.
Не менее значимой для исследования командной динамики является модель поэтапного развития коллективов, разработанная американским психологом Б. Такманом в середине 1960¬х годов. Его концепция последовательного прохождения группой стадий формирования, конфликтного становления, нормализации и продуктивной работы позволяет проследить изменения уровня вовлеченности участников на различных этапах существования команды. В отечественной науке существенный вклад в изучение групповых процессов внесли работы А.В. Петровского и Г.М. Андреевой, посвященные вопросам сплочения коллективов и особенностям социально-психологического взаимодействия в группах.[12]
Несмотря на наличие обширной теоретической базы, специфика развития инициативности и формирования устойчивой вовлеченности в условиях деятельности студенческих отрядов до сих пор недостаточно изучена. Это подчеркивает значимость проводимого исследования. Особую ценность работе придает рассмотрение команды участников студенческих отрядов как системы, в рамках которой создаются благоприятные условия для развития ключевых командных навыков, стимулируется естественная потребность в проявлении инициативы и формируются устойчивые механизмы вовлеченности участников в совместную деятельность.
Целью данного исследования является создание условий, способствующих развитию инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов в командную работу. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению инициативности и вовлечённости в командной работе;
2. Исследовать особенности студенческих отрядов как среды для развития командных компетенций;
3. Выявить условия, влияющие на уровень инициативности и вовлечённости участников студенческих отрядов.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу, направленную на повышение уровня инициативности и вовлечённости в командах студенческих отрядов.
Объект исследования - движение студенческих отрядов.
Предмет исследования - особенности инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов.
Гипотеза - разработанный тренинг по развитию инициативности и вовлеченности в командную работу, повысит уровень этих качеств у участников команды организаторов ВШСО ТГУ, что подтвердится диагностикой и обратной связью.
Методы:
1. Анализ научной и методической литературы;
5
2. Разработка и анализ опроса;
3. Апробация тренинга на повышение уровня инициативности и вовлеченности участников студенческих отрядов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов для повышения эффективности деятельности студенческих отрядов, а также для разработки программ и тренингов, направленных на развитие командных навыков у молодежи. Результаты работы могут помочь руководителям студенческих отрядов, кураторам молодежных проектов, а также всем, кто заинтересован в создании сплоченной и результативной команды.
Работа состоит из введения, двух глав, в первой - три параграфа, во второй - три параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений А,Б,В,Г, конце каждой главы дается общий вывод.
Проведенное исследование было направлено на решение актуальной проблемы формирования инициативности и командной вовлеченности у организаторов студенческих отрядов. В ходе работы был реализован комплексный подход, сочетающий теоретический анализ ключевых понятий с разработкой и апробацией практико-ориентированного тренинга.
На теоретическом уровне уточнены и систематизированы понятия "инициативность" и "вовлеченность" применительно к деятельности студенческих отрядов, выявлены специфические особенности студенческих отрядов как среды для развития командных компетенций, а также определены ключевые факторы, влияющие на уровень инициативности и вовлеченности участников.
На методическом уровне разработана и апробирована трехуровневая модель организаторской активности (исполнитель ^ инициатор ^ стратег), создан комплекс диагностических инструментов для оценки уровня инициативности и вовлеченности, а также разработана модульная программа тренинга, включающая 12 специализированных упражнений.
На практическом уровне подтверждена эффективность тренинга: зафиксирован рост инициативности участников на 46% и вовлеченности на 39%. Выявлены наиболее результативные методы работы, такие как техника "Свободный микрофон" и "Теневое совещание", а также разработаны рекомендации по внедрению программы в других студенческих командах.
Перспективные направления дальнейших исследований включают разработку дифференцированных программ для участников с разным уровнем подготовки, создание цифровых инструментов сопровождения процесса развития инициативности, изучение долгосрочных эффектов тренингового воздействия и адаптацию методики для других форм студенческого самоуправления.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа может быть успешно внедрена в систему подготовки организаторов студенческих отрядов, программы развития студенческого самоуправления, систему наставничества молодежных организаций и корпоративные программы адаптации молодых специалистов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и продемонстрировало, что целенаправленное развитие инициативности и вовлеченности через специально разработанный тренинг действительно способствует повышению эффективности командной работы в студенческих отрядах. Полученные результаты открывают новые возможности для совершенствования системы подготовки студенческого актива и развития молодежного самоуправления в высших учебных заведениях.
На теоретическом уровне уточнены и систематизированы понятия "инициативность" и "вовлеченность" применительно к деятельности студенческих отрядов, выявлены специфические особенности студенческих отрядов как среды для развития командных компетенций, а также определены ключевые факторы, влияющие на уровень инициативности и вовлеченности участников.
На методическом уровне разработана и апробирована трехуровневая модель организаторской активности (исполнитель ^ инициатор ^ стратег), создан комплекс диагностических инструментов для оценки уровня инициативности и вовлеченности, а также разработана модульная программа тренинга, включающая 12 специализированных упражнений.
На практическом уровне подтверждена эффективность тренинга: зафиксирован рост инициативности участников на 46% и вовлеченности на 39%. Выявлены наиболее результативные методы работы, такие как техника "Свободный микрофон" и "Теневое совещание", а также разработаны рекомендации по внедрению программы в других студенческих командах.
Перспективные направления дальнейших исследований включают разработку дифференцированных программ для участников с разным уровнем подготовки, создание цифровых инструментов сопровождения процесса развития инициативности, изучение долгосрочных эффектов тренингового воздействия и адаптацию методики для других форм студенческого самоуправления.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа может быть успешно внедрена в систему подготовки организаторов студенческих отрядов, программы развития студенческого самоуправления, систему наставничества молодежных организаций и корпоративные программы адаптации молодых специалистов.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и продемонстрировало, что целенаправленное развитие инициативности и вовлеченности через специально разработанный тренинг действительно способствует повышению эффективности командной работы в студенческих отрядах. Полученные результаты открывают новые возможности для совершенствования системы подготовки студенческого актива и развития молодежного самоуправления в высших учебных заведениях.



