Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «ЮНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКАССНИКОВ

Работа №188953

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Характеристика процесса формирования предпринимательских качеств
старшеклассников 6
1.1. Характеристика предпринимательских качеств 6
1.2. Карьерные стратегии старшеклассников и место профессии предпринимателя в них 13
1.3. Формирование предпринимательских качеств старшеклассников в системе основного
общего образования, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования 17
Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию предпринимательских качеств старшеклассников 28
2.1. Разработка образовательного курса «Юный предприниматель» как технологии развития предпринимательских качеств старшеклассников 28
2.2. Реализация образовательного курса «Юный предприниматель» и анализ полученных результатов 40
Заключение 59
Список используемых источников и литературы 63
Приложение А. Практическое задание образовательного курса «Юный предприниматель»:
Портрет предпринимателя 68
Приложение Б. Анкета самооценки развития предпринимательских качеств старшеклассников 72
Приложение В. Фотографии по итогам проведения образовательного курса «Юный предприниматель» 73

В настоящее время развитие молодежного предпринимательства в Российской Федерации является одним из основных направлений государственной молодежной политики, в связи с тем, что государство нуждается в молодых людях способных к самостоятельной инициативной деятельности, готовых принимать решения и нести за них ответственность.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы отмечается, что развивающемуся обществу нужны высокообразованные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора и прогнозировать их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу своей страны. Важными задачами воспитания как первого приоритета в образовании являются формирование инициативности, самостоятельности, способности к успешной профориентации и впоследствии адаптации на рынке труда, успешной социализации в целом [5].
В проекте государственной Стратегии развития молодёжи Российской Федерации до 2025 года приоритетным направлением выделяется «Поддержка талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив», в рамках которого предусматривается «обеспечение большего вовлечения молодых людей в обучение предпринимательству и создание стартапов» [6].
Таким образом, мы можем отметить, что на основании Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы существует запрос со стороны государства на формирование и развитие таких качеств молодежи как инициативность, способность к целеполаганию и целеустремленность, независимость, креативность, ответственность, способность работать в команде, гибкость и других. Одновременно с этим, на основании Стратегии развития молодёжи Российской Федерации мы видим, что государство готово оказать поддержку молодым людям, у которых развиты данные качества, тем, кто готов идти на риск и самостоятельно реализовывать молодежные стартапы и инициативы, в частности предпринимательские.
Однако ряд исследований указывает на относительно низкую инициативность большинства сегодняшних старшеклассников, на их низкий уровень ответственности, их неготовность принимать решения и самостоятельно выстраивать свою образовательную и карьерную траектории [7], [19].
Отметим, что в Стратегии государственной молодежной политики Томской области говорится, что по результатам исследований отношения молодежи (не только в Томской области, но и в России в целом) к карьере предпринимателя как перспективе будущей профессиональной деятельности, прослеживается тенденция выстраивания будущей карьеры с прицелом на трудоустройство на государственную службу либо в государственные корпорации. Исследователи полагают, что это связано с видимой стабильностью данной сферы экономики России, а также заложенными в природе предпринимательской деятельности рисками.
В некоторых исследованиях низкие результаты заинтересованности в карьере предпринимателя исследователи связывают с недостаточным уровнем развития личностных качеств, которые необходимы старшекласснику, чтобы рассматривать предпринимательскую деятельность как возможную карьерную траекторию [29],[19].
Старшеклассники нуждаются в качественной информационной поддержке по вопросам ведения предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, в ресурсной поддержке для своих первых предпринимательских проб, во взаимодействии и коммуникации с молодыми предпринимателями старшей возрастной группы для передачи уникального опыта последних.
Таким образом, мы можем выделить ряд противоречий:
1) Между необходимостью популяризации и вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и зафиксированной низкой заинтересованностью старшеклассников в предпринимательстве как в возможной карьерной траектории;
2) Между запросом на стимулирование в Российской Федерации создания молодежных стартапов и недостаточной образовательной и информационной работой для формирования и развития предпринимательских качеств старшеклассников, необходимых для реализации предпринимательских инициатив .
Исходя из выявленных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: как способствовать развитию предпринимательских качеств старшеклассников?
Представления о совокупности качеств характерных для предпринимателей основываются на исследованиях, которые проводились в разных областях науки: менеджменте (Х. Варнеке, Т.Ф. Михайленко, Е.Ф. Орехов и др.), психологии (С.Л. Рубинштейн, Ю. Гасс, Д. Халперн, и др.), экономике (А.В. Бусыгин, П. Друкер, В. Зомбарт, А.Ф. Попова, П. Хейне, Й. Шумпетер и др.). 
Объектом исследования выступает развитие предпринимательских качеств старшеклассников.
Под предметом исследования понимается образовательный курс «Юный предприниматель» как технология развития предпринимательских качеств старшеклассников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития предпринимательских качеств старшеклассников будет успешным в рамках дополнительного образования с применением практико-ориентированных образовательных технологий.
Целью работы является разработка и экспериментальная апробация образовательной технологии по развитию предпринимательских качеств старшеклассников.
Задачи:
1. Дать содержательную характеристику предпринимательских качеств;
2. Исследовать карьерные стратегии старшеклассников и место профессии предпринимателя в них;
3. Дать содержательную характеристику процессу формирования предпринимательских качеств старшеклассников в системе основного общего образования, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования;
4. Разработать, апробировать и проанализировать результаты апробации образовательного курса «Юный предприниматель» как технологии развития предпринимательских качеств старшеклассников.
В работе использовались следующие методы теоретического научного исследования: анализ правовой, экономической и педагогической литературы по теме, изучение и обобщение практического опыта работы российских и зарубежных исследователей в области развития предпринимательских качеств старшеклассников; методы эмпирического исследования: эксперимент, включённое наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности.
Представленная в работе технология может быть полезна специалистам, работающим в сфере дополнительного образования, занимающимися развитием молодежного предпринимательства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на актуальность развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации, в частности, актуальность развития предпринимательских качеств старшеклассников, проведенные в ходе работы исследования о заинтересованности старшеклассников в предпринимательской деятельности и степени развития у них качеств необходимых для ее осуществления, демонстрируют недостаточную готовность старшеклассников к созданию молодежных предпринимательских инициатив и молодежных стартапов. В тоже время, результаты исследований свидетельствуют о привлекательности предпринимательской деятельности как потенциальной карьерной траектории.
Решение данной проблемы возможно посредством реализации образовательных технологий развития предпринимательских качеств старшеклассников, которые включают в себя использование интерактивных форм работы, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка и экспериментальная апробация образовательной технологии по развитию предпринимательских качеств старшеклассников. Цель была достигнута с помощью выполнения ряда задач.
Во-первых, на основе анализа зарубежных и отечественных литературных источников нами была дана характеристика предпринимательских качеств как совокупности характеристик и черт, которые характерны для предпринимателя и отличают его от других людей. К предпринимательским качествам мы относим: ориентированность на инновации, инициативность, настойчивость, решительность, способность к целеполаганию и целеустремленность, независимость, креативность, ответственность, способность к рефлексии, способность идти на риск, гибкость, уверенность в себе, ориентированность на команду.
Во-вторых, нами были проанализированы существующие отечественные исследования карьерных стратегий старшеклассников и места профессии предпринимателя в них, что позволило подтвердить наше предположение о недостаточной степени развития предпринимательских качеств старшеклассников, что является одним из сдерживающих факторов при вовлечении старшеклассников в предпринимательскую деятельность.
Во-третьих, была дана содержательная характеристика процесса формирования предпринимательских качеств старшеклассников в системе основного общего образования, внеурочной деятельности и системе дополнительного образования. На основании нормативных документов регулирующих реализацию образовательных программ в Российской Федерации, нами были проанализированы принципиальные отличия внеурочной деятельности и дополнительного образования. На основании данных нормативных документов и анализа, существующих практико-ориентированных образовательных программ по предпринимательству для старшеклассников было выявлено, что образовательные программы по предпринимательству чаще относятся к системе дополнительного образования и являются наиболее благоприятным контекстом для развития предпринимательских качеств старшеклассников.
В-четвертых, нами была разработан и экспериментально апробирован образовательный курс «Юный предприниматель» как технология развития предпринимательских качеств старшеклассников. Технология представляет собой систему, состоящую из трех стадий, и включающую в себя 9 занятий.
Апробация образовательного курса «Юный предприниматель» проходила в 2018 году. В процессе апробации нами осуществлялось включенное наблюдение за участниками курса, в ходе которого фиксировались успехи и трудности старшеклассников в течение работы над проектом. На протяжении всего курса мы осуществляли сопровождение предпринимательских проектов, как в очном, так и в дистанционном формате, все материалы занятий отправлялись участникам, чтобы они могли вновь их просмотреть и проанализировать.
Старшеклассники оценили наш курс как современный, универсальный для любой профессиональной деятельности и мотивирующий к предпринимательству.
Для оценки влияния образовательного курса «Юный предприниматель» на развитие предпринимательских качеств старшеклассников нами применялись такие методы как включенное наблюдение, которое позволило отслеживать изменения старшеклассников в динамике, анализ продуктов их деятельности, который, в свою очередь, является свидетельством развития того или иного предпринимательского качества и анализ входных и выходных анкет самооценки, который позволил оценить степень развития предпринимательских качеств старшеклассников с позиции самих участников курса.
Наблюдение за участниками курса показало, что выраженность предпринимательских качеств стала проявляться отчетливее. Мы отмечали изменения в поведении старшеклассников, в их стратегии ведения дискуссии по теме занятия, в их подходе к разработке и реализации собственного предпринимательского проекта.
Так, например, на первом занятии старшеклассники проявляли незначительную инициативу в генерации идей, во взаимодействии с приглашенными спикерами и разработке собственного проекта. Однако чем больше старшеклассники беседовали с приглашенными экспертами, чем больше тестировали гипотез и работали над развитием проекта, тем больше они проявляли инициативу в опережении программы и самостоятельном совершенствовании предпринимательского проекта.
Безусловно, очевидны изменения в области целеполагания, если в начале курса старшеклассники затруднялись при постановке цели предпринимательского проекта, то постепенно, по ходу работы над разными аспектами проекта цель уточнялась, корректировалась и как главный итог - была достигнута. Так же, о положительном влиянии курса «Юный предприниматель» на развитие целеполагания старшеклассников свидетельствовало наличие цели их предпринимательского проекта после прохождения курса, на перспективу.
Мы наблюдали, как старшеклассники развивают свою креативность - маркером стало непрерывное совершенствование идеи предпринимательского проекта, их творческий подход к подготовке презентации своего проекта на итоговом занятии, их деятельность в ходе проекта, особенно в работе над подготовкой материалов для продвижения - текстов для публикации в социальных сетях, фотографий, фото-коллажей и др.
По мере работы над проектом у старшеклассников росла и уверенность в своих силах. Этому способствовала поддержка со стороны педагогов и сверстников, обратная связь от приглашенных экспертов. Отметим, что и факт разработки посильного проекта, идея которого интересна самому старшекласснику, получение первых положительных откликов от целевой аудитории проекта способствовали развитию уверенности в себе.
Благодаря методу гипотез, поступательной разработке и поступательному развитию проекта, а также с помощью подведения итогов после каждого занятия и анализа домашних заданий перед каждым занятием старшеклассники стали проявлять большую глубину рефлексии, а также чаще и смелее стали предпринимать рискованные решения для роста и развития своих проектов.
Анализ входных и выходных результатов анкет самооценки, а также анализ продуктов деятельности старшеклассников также подтверждает положительную динамику в развитии предпринимательских качеств.
Полученные выводы позволяют подтвердить нашу гипотезу о том, что развитие предпринимательских качеств старшеклассников будет успешным в процессе дополнительной образовательной деятельности ориентированных образовательных технологий.
Таким образом, по результатам работы была описана технология организации и проведения образовательного курса «Юный предприниматель» как технологии развития предпринимательских качеств старшеклассников, которые могут быть использованы специалистами, работающими в сфере дополнительного образования, занимающимися развитием молодежного предпринимательства.



1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273 // Российская газета : сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1998-2019. - URL: https://rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 26.05.2018).
2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 авг. 2013 г. № 1008 г. // Российская газета : сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1998-2019. - URL: https://rg.ru/2013/ 12/11/obr-dok.html (дата обращения: 26.05.2018).
3. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. № 504 // Российская газета : сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1998-2019. - URL: https://rg.ru/2012/08/15/minobr-dok.html(дата обращения: 26.05.2018).
4. Об утверждении регионального проекта «Формирование
предпринимательских компетентности детей и молодежи Томской области на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : распоряжение от 5 февр. 2016 г. № 88-р // Региональный центр развития образования. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2016/02/Titul-ny-j-list.pdf (дата обращения:
01.03.2019).
5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. № 2765 -р // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Методобъединение. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2008¬
2018. - URL: http://vmo.rgub.ru/actual/strategy_2025.php(дата обращения: 31.03.2019).
7. Стратегия государственной молодежной политики в Томской области : проект [Электронный ресурс] // Законодательная Дума Томской области. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://old.duma.tomsk.ru/ files2/7924_Strategija_GMP-TO-2006- 2.pdf (дата обращения: 31.03.2019)
8. Об утверждении государственной программы «Развитие
предпринимательства в Томской области» [Электронный ресурс] : Постановление Администрации Томской области от 12 дек. 2014 г. № 492 а : (ред. от 17 июня 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2015. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (5-9 класс) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL:
Ь11р://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 26.03. 2019).
10. Концепция развития дополнительного образования детей (проект) [Электронный ресурс] // Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 6. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234- kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo- obrazovaniya-detej (дата обращения: 26.03. 2019).
11. Архив проекта «Создание региональной сети школьных предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» [Электронный ресурс] // Региональный центр развития образования. официальный сайт. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL: http://qps.ru/EKk45(дата обращения: 01.03.2019).
12. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
13. Базилевич В. Д. Неортодаксальна теорiя Й. А. Шумпетера // Iсторiя економiчних учень : у 2 ч. - 3-е изд. - К. : Знання, 2006. - Т. 2. - С. 312-324.
14. Бизнес для школьников. Программа 2019 [Электронный ресурс] // Бизнес для школьников. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL: http://teenstarter.com/(дата обращения: 27.05.18)
15. Бусыгин А. В. Предпринимательство : учебник / А. В. Бусыгин. - М. : Дело, 1999. - 640 с.
16. Гайнетдин Д. М. Инновационные методы в организации проектной деятельности школьников [Электронный ресурс] / Д. М. Гайнетдин, З. М. Явгильдина, Л. П. Ефимова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 196. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21029 (дата обращения: 01.05.2018)
17. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
18. Документы, регламентирующие содержание общего образования [Электронный ресурс] // Сайт педагога-исследователя. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2011¬
2019. - URL: http://si-sv.com/publ/20-1-0-222(дата обращения: 01.05.2019).
19. Жемчужникова Ю. Г. Психологический портрет предпринимателя // Российское предпринимательство. - 2001. - № 3. - С. 58-62.
20. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека : пер. в нем. / В. Зомбарт. - М. : Гос. изд-во, [1924]. - 336 с.
21. Иванова В. С. Предпринимательство в планах выпускников школ // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2011. - № 343. - С. 48-50
22. Изучение общественного мнения о предпринимательстве и предпринимателях в различных возрастных категориях [Электронный ресурс] // Гражданин предприниматель. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2012-2013. - URL: http://www.gp46.ru/139-gp_research.html(дата обращения: 11.03.2019).
23. Йона Л. Групповое мышление. Миф о мозговом штурме // Проблемы управления в социальных системах. - 2013. - Т. 5, № 8. - С. 105-115.
24. Королёва Н. М. Роль интерактивного обучения в современном образовании [Электронный ресурс] / Н. М. Королёва, И. В. Костерина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2015. - № 1 (33). - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v- sovremennom-obrazovanii(дата обращения: 02.05.2018).
25. Локк Д. Мысли о воспитании // История зарубежной дошкольной педагогики : Хрестоматия. - М. : Просвещение, 1986. - 464 с.
26. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ [Электронный ресурс] // Городской методический центр. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://mosmetod.ru/
metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-napi sat-dopoln-obsherazv-programmu/metod-rekomend-po-razrab-i-oforml-dop-obsherazv-progr. html (дата обращения: 26.05.2018).
27. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] : одобрена решением от 8 апр. 2015 г. ; протокол от №1/15. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/ 2015/06/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija. pdf (дата обращения: 26.05.2018).
28. Рубаев Э. Х. Спорт и лидерские качества личности [Электронный ресурс] //
Территория науки. - 2017. - №1 - Электрон. версия печат. публ. - URL: 
https://cyberleninka.ru/article/n/sport-i-liderskie-kachestva-lichnosti (дата обращения: 26.05.2018).
29. Свердлик М. Ю. Исследование образа предпринимателя у школьников
Нижнего Новгорода [Электронный ресурс] : ввыпускная квалификационная работа : 080200.62 / М. Ю. Свердлик. - Нижний Новгород, 2014. - Электрон. версия печат. публ. - [Б. м.], 1993-2019. - URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/124745548(дата обращения:
01.03.2019).
30. Социально-педагогическая направленность [Электронный ресурс] // Единый национальный портал дополнительного образования детей. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://dop.edu.ru/article/28/sotsialnopedagogicheskaya-napravlennost(дата обращения: 26.05.2018).
31. Хаустов М. Ю. Механизм формирования предпринимательского потенциала: опыт Евросоюза и США // Рос. предпринимательство. - 2015. - Т. 16, № 16. - С. 2573-2586.

В. С. Автономова [и др.] ; общ. ред. А. Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1982. - 455 с.
34. Barry B. Human and organizational problems affecting growth in the smaller entreprise // Management Review. - 1980. - Vol. 5, № 1. - Р. 14-26.
35. De Vries M. F. R. The entrepreneurial personality: A person at the crossroads // The Journal of Management Studies. - 1977. - Vol. 14, № 1. - P. 34-58.
36. Drucker P. Les entrepreneurs/ P. Drucker. - Paris : L’Expansion-Hachette, 1985. - 344 p.
37. Fairbrothers G. E. From Idea to Success / G. E. Fairbrothers, T. M. Winter. - New York : McGraw-Hill, 2011. - 416 p.
38. Friedman S. D. Total Leadership: Be a Better Leader, Have a Richer Life / S. D. Friedman. - Boston : Harvard Business Press, 2008. - 248 p.
39. Gasse Y. L’entrepreneur moderne: Attributs et fonctions // Revue Internationale de gestion. - 1982. - Vol. 7, № 4. - P. 3-9.
40. Hnatek M. Entrepreneurial Thinking as a Key Factor of Family Business Success // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 181. - P. 342-348.
41. Kirschner P. A. Why minimal guidance during instruction does not work: an analysis of the failure of constructivist, discovery, problem-based, experiential, and inquiry-based teaching / P. A. Kirschner, J. Sweller, R. E. Clark // Educational Psychologist. - 2006. - Vol. 41 (2). - P. 75-86.
42. Lowry P. Reconsidering Research Administration at Predominantly Undergraduate Colleges and Universities // Research Management Review. - 2000. - Vol. 11, № 2. - P. 75-86.
43. Machemer P. L. Student perceptions of active learning in a large crossdisciplinary classroom / P. L. Machemer, P. Crawford // Learning in Higher Education. - 2007. - Vol. 8. - P. 9-30.
44. Mayer R. Should there be a three-strikes rule against pure discovery learning? The case for guided methods of instruction // American Psychologist. - 2004. - Vol. 59 (1). - P. 14-19.
45. Smilor R. W. Entrepreneurship. Reflections on a subjective activity // Journal of Business Venturing. - 1997. - Vol. 12, № 5. - P. 341-346.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ