ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА» (НА МАТЕРИАЛЕ «ГЛЯНЦЕВЫХ» ЖУРНАЛОВ)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. «ОБРАЗ» КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1 «Глянцевые» издания как источник материала для изучения 6
1.2. Лингвистическое моделирование: становление теории и
методологической базы 9
1.3. Разграничение понятий «образ», «имидж» и «стереотип» 14
1.4. Языковые средства создания образа 17
1.5. Выводы 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА «ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА» В ТЕКСТАХ «ГЛЯНЦЕВЫХ» ЖУРНАЛОВ 24
2.1. Языковые средства формирования образа «идеального отца» на
материале «глянцевых» журналов 24
2.2. Языковые средства формирования образа идеального отца, используемые в текстах мужских и женских журналов: сравнительный анализ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Материалы для исследования 57
Литература 62
Приложение 1 67
ГЛАВА 1. «ОБРАЗ» КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 6
1.1 «Глянцевые» издания как источник материала для изучения 6
1.2. Лингвистическое моделирование: становление теории и
методологической базы 9
1.3. Разграничение понятий «образ», «имидж» и «стереотип» 14
1.4. Языковые средства создания образа 17
1.5. Выводы 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА «ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА» В ТЕКСТАХ «ГЛЯНЦЕВЫХ» ЖУРНАЛОВ 24
2.1. Языковые средства формирования образа «идеального отца» на
материале «глянцевых» журналов 24
2.2. Языковые средства формирования образа идеального отца, используемые в текстах мужских и женских журналов: сравнительный анализ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Материалы для исследования 57
Литература 62
Приложение 1 67
Данная работа посвящена рассмотрению языковых средств формирования образа «идеального отца» на материале «глянцевых» журналов. Тема формирования образов в современной лингвистической науке изучается довольно активно и считается актуальной. С учётом возрастающего интереса к данному виду лингвистики возникает необходимость в подобного рода исследованиях.
Актуальность работы обусловлена также недостаточной изученностью материала и самого явления формирования образа. Обзор теоретических научных работ показал, что многие учёные-лингвисты изучают данную область, но чаще всего в работах освещаются следующие образы: образ центральных политических фигур [Газинская, 2012], образ женщины-политика [Пронина, 2015], образ современного российского политика [Дектерев, 2013]. Многие исследователи не разграничивают понятия «образ», «имидж», «стереотип», поэтому в круг рассматриваемых работ входит множество на тему создания имиджа, например, имидж известной личности [Лозовский, 2009]. Для дифференциации понятий, определения их сущностных характеристик представляется необходимым проведение отдельного исследования данных понятий и аргументирование выбора понятия «образ» для данной работы.
Базой для данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов: Ю. В. Кравцовой, М. В. Катынской, Н. В. Татариновой, С. Б. Дектерева, Е. С. Прониной, О. Н. Лагута, Е. С. Кутугиной, Ю. В. Газинской.
Ю. В. Кравцова анализирует состояние проблемы моделирования как научного метода исследования, описывает его потенциальные возможности и особенности применения в лингвистике [Кравцова, 2014].
М. В. Катынская и Н. В. Татаринова в своих исследованиях разграничивают понятия «образа», «имиджа» и «стереотипа» [Катынская, 2012], [Татаринова, 2009].
С. Б. Дектерев и Е. С. Пронина представляют в своих работах собственные перечни языковых средств, которые формируют образ в их исследованиях [Дектерев, 2012], [Пронина, 2014].
Целью исследования является всестороннее изучение и классификация языковых средств создания образа «идеального» отца, которые используются в текстах «глянцевых» журналов.
Задачи исследования:
1) изучить явление лингвистического моделирования;
2) разграничить понятия «образ», «имидж» и «стереотип»;
3) определить круг языковых средств, используемых в ходе создания образа «идеального отца», а также установить специфику их функционирования;
4) на основе проведённого анализа выявить специфику используемого в исследовании материала;
5) систематизировать полученные результаты и сопоставить представленный образ в мужских и женских журналах.
Объектом исследования является образ «идеального отца», конструируемый в текстах «глянцевых» изданий, ориентированных на массового читателя.
Предметом данного исследования выступают языковые средства репрезентации образа «идеального отца» на материале «глянцевых» журналов.
Материалом исследования выступают 30 статей «глянцевых» журналов («Men’s LIFE», «Cosmopolitan», «NATROIX», «JUSTLADY», «Wiki How», «Partner», «Russian Parent», «Семья и дети», «Devushka.ru», «Modnue Sovetu»). Объём статей варьируется примерно от 1000 до 10000 знаков. При сборе материала использовался приём сплошной выборки. Все тексты относятся к единой тематике и расположены в вышеперечисленных журналах в следующих рубриках.
1. Секс. Разделы рубрики: «Семья», «Отношения», «Секс», «Пикап», «Ты и он», «Что думают мужчины».
2. Любовь & секс. Разделы рубрики: «Про это», «Отношения», «Глазами мужчины», «Любовь-морковь».
3. Семья и школа.
4. Семья. Разделы рубрики: «Воспитание детей», «Отцы и дети».
Методы исследования. В работе применяется целый комплекс, сочетающий как общие методы научного познания (наблюдение, синтез, анализ, сравнение), так и лингвистические методы (семантический, стилистический) и метод сплошной выборки.
Методика анализа включает в себя:
1) формирования перечня языковых средств формирования образа (с опорой на методики исследователей);
2) работа с содержательной частью: выделение языковых средств формирования образа;
3) анализ полученных средств;
4) сравнение языковых средств формирования образа в женских и мужских журналах;
5) систематизация средств в единый образ «идеального» отца.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении языковых средств создания образа «идеального отца» в текстах «глянцевых» журналов, попытке создать этот образ, рассмотреть особенность проявления языковых средств в мужских и женских журналах.
Практическая ценность исследования обусловлена возможностью применения полученных данных в лингвистике при изучении явления моделирования. Также полученные в работе выводы могут быть использованы в практике преподавания дисциплин, связанных с гендерной лингвистикой, стилистикой, социологией и психологией.
Новизна исследования заключается в том, что образ «идеального отца» впервые анализируется на данном материале. Новой представляется концентрация исследовательского внимания не на речевом или внешнем портрете образа, а на языковых средствах создания образа в СМИ стараниями авторов медиатекстов. Сложившаяся исследовательская традиция пока не представлена работами, содержащими подобное изучение образа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования языковых средств формирования образа. Определяется круг задач, способствующих выявлению особенностей лингвистического моделирования и языковых средств формирования образа.
В первой главе представлена характеристика исследуемого материала («глянцевых» журналов), его особенность, история и отличия от других видов СМИ. Также представлен такой феномен, как «лингвистическое моделирование», его истоки, различные точки зрения и подходы к его изучению. На основании теоретического обзора и его характеристики, присущей данному виду моделирования, были определены его черты. Представлены понятия «образ», «имидж» и «стереотип», выявлено, почему именно «образ» является ключевым для данной работы. Рассматриваются языковые средства создания образов, ранее введённые в научный оборот и подходящие для этого исследования.
Во второй главе рассматриваются языковые средства формирования образа «идеального отца», которые встречаются в анализируемых текстах. Производится сопоставление представленных образов в мужских и женских журналах.
В заключении подводятся итоги исследования, намечаются его перспективы.
Актуальность работы обусловлена также недостаточной изученностью материала и самого явления формирования образа. Обзор теоретических научных работ показал, что многие учёные-лингвисты изучают данную область, но чаще всего в работах освещаются следующие образы: образ центральных политических фигур [Газинская, 2012], образ женщины-политика [Пронина, 2015], образ современного российского политика [Дектерев, 2013]. Многие исследователи не разграничивают понятия «образ», «имидж», «стереотип», поэтому в круг рассматриваемых работ входит множество на тему создания имиджа, например, имидж известной личности [Лозовский, 2009]. Для дифференциации понятий, определения их сущностных характеристик представляется необходимым проведение отдельного исследования данных понятий и аргументирование выбора понятия «образ» для данной работы.
Базой для данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов: Ю. В. Кравцовой, М. В. Катынской, Н. В. Татариновой, С. Б. Дектерева, Е. С. Прониной, О. Н. Лагута, Е. С. Кутугиной, Ю. В. Газинской.
Ю. В. Кравцова анализирует состояние проблемы моделирования как научного метода исследования, описывает его потенциальные возможности и особенности применения в лингвистике [Кравцова, 2014].
М. В. Катынская и Н. В. Татаринова в своих исследованиях разграничивают понятия «образа», «имиджа» и «стереотипа» [Катынская, 2012], [Татаринова, 2009].
С. Б. Дектерев и Е. С. Пронина представляют в своих работах собственные перечни языковых средств, которые формируют образ в их исследованиях [Дектерев, 2012], [Пронина, 2014].
Целью исследования является всестороннее изучение и классификация языковых средств создания образа «идеального» отца, которые используются в текстах «глянцевых» журналов.
Задачи исследования:
1) изучить явление лингвистического моделирования;
2) разграничить понятия «образ», «имидж» и «стереотип»;
3) определить круг языковых средств, используемых в ходе создания образа «идеального отца», а также установить специфику их функционирования;
4) на основе проведённого анализа выявить специфику используемого в исследовании материала;
5) систематизировать полученные результаты и сопоставить представленный образ в мужских и женских журналах.
Объектом исследования является образ «идеального отца», конструируемый в текстах «глянцевых» изданий, ориентированных на массового читателя.
Предметом данного исследования выступают языковые средства репрезентации образа «идеального отца» на материале «глянцевых» журналов.
Материалом исследования выступают 30 статей «глянцевых» журналов («Men’s LIFE», «Cosmopolitan», «NATROIX», «JUSTLADY», «Wiki How», «Partner», «Russian Parent», «Семья и дети», «Devushka.ru», «Modnue Sovetu»). Объём статей варьируется примерно от 1000 до 10000 знаков. При сборе материала использовался приём сплошной выборки. Все тексты относятся к единой тематике и расположены в вышеперечисленных журналах в следующих рубриках.
1. Секс. Разделы рубрики: «Семья», «Отношения», «Секс», «Пикап», «Ты и он», «Что думают мужчины».
2. Любовь & секс. Разделы рубрики: «Про это», «Отношения», «Глазами мужчины», «Любовь-морковь».
3. Семья и школа.
4. Семья. Разделы рубрики: «Воспитание детей», «Отцы и дети».
Методы исследования. В работе применяется целый комплекс, сочетающий как общие методы научного познания (наблюдение, синтез, анализ, сравнение), так и лингвистические методы (семантический, стилистический) и метод сплошной выборки.
Методика анализа включает в себя:
1) формирования перечня языковых средств формирования образа (с опорой на методики исследователей);
2) работа с содержательной частью: выделение языковых средств формирования образа;
3) анализ полученных средств;
4) сравнение языковых средств формирования образа в женских и мужских журналах;
5) систематизация средств в единый образ «идеального» отца.
Теоретическая значимость работы заключается в изучении языковых средств создания образа «идеального отца» в текстах «глянцевых» журналов, попытке создать этот образ, рассмотреть особенность проявления языковых средств в мужских и женских журналах.
Практическая ценность исследования обусловлена возможностью применения полученных данных в лингвистике при изучении явления моделирования. Также полученные в работе выводы могут быть использованы в практике преподавания дисциплин, связанных с гендерной лингвистикой, стилистикой, социологией и психологией.
Новизна исследования заключается в том, что образ «идеального отца» впервые анализируется на данном материале. Новой представляется концентрация исследовательского внимания не на речевом или внешнем портрете образа, а на языковых средствах создания образа в СМИ стараниями авторов медиатекстов. Сложившаяся исследовательская традиция пока не представлена работами, содержащими подобное изучение образа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования языковых средств формирования образа. Определяется круг задач, способствующих выявлению особенностей лингвистического моделирования и языковых средств формирования образа.
В первой главе представлена характеристика исследуемого материала («глянцевых» журналов), его особенность, история и отличия от других видов СМИ. Также представлен такой феномен, как «лингвистическое моделирование», его истоки, различные точки зрения и подходы к его изучению. На основании теоретического обзора и его характеристики, присущей данному виду моделирования, были определены его черты. Представлены понятия «образ», «имидж» и «стереотип», выявлено, почему именно «образ» является ключевым для данной работы. Рассматриваются языковые средства создания образов, ранее введённые в научный оборот и подходящие для этого исследования.
Во второй главе рассматриваются языковые средства формирования образа «идеального отца», которые встречаются в анализируемых текстах. Производится сопоставление представленных образов в мужских и женских журналах.
В заключении подводятся итоги исследования, намечаются его перспективы.
Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время изучение лингвистического моделирования в разных аспектах является важной составляющей лингвистической науки. Также необходимо отметить возрастающий интерес к анализу языковых средств для того, чтобы рассмотреть в лингвистическом аспекте уже существующие понятия и образы (подвергшиеся изучению до этого, но в других научных областях).
Применение тех или иных языковых средств в текстах обусловлено материалом, который использовался для исследования. «Глянцевые» журналы оказывают влияние на общество, на формирование неких ценностей и моделей поведения у читателя, а это значит, что средства, указанные в статьях, будут использованы для этих целей.
Для анализа текстов журналов была разработана методика с опорой на работы Е. С. Прониной и С. Б. Дектерева. Однако исследование выявило необходимость введение для анализа формирования образа «идеального отца» и других языковых средств.
На каждом уровне выявлены особенности. На лексическом - используется разговорная и просторечная лексика, неологизмы, слова в переносном значении, фразеологизмы и метафоры.
Тропы и приёмы также представлены в анализируемом материале, но ведущим оказался эпитет, а сравнение и антитеза оказались не столь частотными в текстах.
Морфологические языковые средства проиллюстрированы большим количеством глаголов разного времени и модальных глаголов.
Синтаксические средства представлены множеством вопросительных предложений, сложносочиненных, сложноподчиненных и осложненных предложений.
Текстовые отображали особенность построения статей в электронном формате и особенность заголовков и содержаний.
Анализ всех вышеперечисленных языковых средств помог проанализировать образ «идеального отца» на материале «глянцевых» журналов и сделать вывод о том, каким должен быть такой отец:
«Идеальный отец» - хороший, лучший отец, он сильный, надежный, чувствительный, целеустремленный, веселый, ответственный, в меру строгий, трудолюбивый, являющийся примеров для своих детей, он содержит семью, является кормильцем и добытчиком, оберегает ребенка, с удовольствием проводит время с детьми и семьей, любит мыть полы и готовить, жертвует чем-то для блага семьи, учит детей важным навыкам, общается с детьми каждый день, проводит с ними выходные, играет, воспитывает, он создает атмосферу благополучия в семье, любит своих детей, является для них авторитетом. Также появляется еще один образ отца- домохозяина, который выполняет всю работу по дому, водится с детьми, при этом его роль как добытчика переходит на женщину.
Таким образом, в данном исследовании были выполнены следующие задачи:
1. Изучено явление лингвистического моделирования.
2. Разграничены понятия «образ», «имидж» и «стереотип».
3. Определен круг языковых средств, используемых в ходе создания образа «идеального отца», а также установлена специфика их функционирования.
4. На основе проведенного анализа выявлена специфика используемого в исследовании материала.
5. Систематизированы полученные результаты и сопоставлен представленный образ в мужских и женских журналах.
Перспективы исследования: в дальнейшем планируется произвести анализ образа «идеальной матери» на материале этих же источников с возможным в будущем их сопоставлением и выходом к понятию «идеальные родители». Также возможно увеличение количества текстовых единиц для выявления других характеристик образа. Представляется немаловажным анализ жанрового аспекта статей, так как они различаются по виду (рекомендация, интервью и т. д.). В работе можно проанализировать внешние и социальные характеристики отцов: в этом случае исследование может выйти на социологический уровень.
Применение тех или иных языковых средств в текстах обусловлено материалом, который использовался для исследования. «Глянцевые» журналы оказывают влияние на общество, на формирование неких ценностей и моделей поведения у читателя, а это значит, что средства, указанные в статьях, будут использованы для этих целей.
Для анализа текстов журналов была разработана методика с опорой на работы Е. С. Прониной и С. Б. Дектерева. Однако исследование выявило необходимость введение для анализа формирования образа «идеального отца» и других языковых средств.
На каждом уровне выявлены особенности. На лексическом - используется разговорная и просторечная лексика, неологизмы, слова в переносном значении, фразеологизмы и метафоры.
Тропы и приёмы также представлены в анализируемом материале, но ведущим оказался эпитет, а сравнение и антитеза оказались не столь частотными в текстах.
Морфологические языковые средства проиллюстрированы большим количеством глаголов разного времени и модальных глаголов.
Синтаксические средства представлены множеством вопросительных предложений, сложносочиненных, сложноподчиненных и осложненных предложений.
Текстовые отображали особенность построения статей в электронном формате и особенность заголовков и содержаний.
Анализ всех вышеперечисленных языковых средств помог проанализировать образ «идеального отца» на материале «глянцевых» журналов и сделать вывод о том, каким должен быть такой отец:
«Идеальный отец» - хороший, лучший отец, он сильный, надежный, чувствительный, целеустремленный, веселый, ответственный, в меру строгий, трудолюбивый, являющийся примеров для своих детей, он содержит семью, является кормильцем и добытчиком, оберегает ребенка, с удовольствием проводит время с детьми и семьей, любит мыть полы и готовить, жертвует чем-то для блага семьи, учит детей важным навыкам, общается с детьми каждый день, проводит с ними выходные, играет, воспитывает, он создает атмосферу благополучия в семье, любит своих детей, является для них авторитетом. Также появляется еще один образ отца- домохозяина, который выполняет всю работу по дому, водится с детьми, при этом его роль как добытчика переходит на женщину.
Таким образом, в данном исследовании были выполнены следующие задачи:
1. Изучено явление лингвистического моделирования.
2. Разграничены понятия «образ», «имидж» и «стереотип».
3. Определен круг языковых средств, используемых в ходе создания образа «идеального отца», а также установлена специфика их функционирования.
4. На основе проведенного анализа выявлена специфика используемого в исследовании материала.
5. Систематизированы полученные результаты и сопоставлен представленный образ в мужских и женских журналах.
Перспективы исследования: в дальнейшем планируется произвести анализ образа «идеальной матери» на материале этих же источников с возможным в будущем их сопоставлением и выходом к понятию «идеальные родители». Также возможно увеличение количества текстовых единиц для выявления других характеристик образа. Представляется немаловажным анализ жанрового аспекта статей, так как они различаются по виду (рекомендация, интервью и т. д.). В работе можно проанализировать внешние и социальные характеристики отцов: в этом случае исследование может выйти на социологический уровень.
Подобные работы
- Семейные ценности в освещении журнала "Домашний очаг"
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



