Объект исследования - ООО «СтройПромБетон» (г. Челябинск) .
Сфера деятельности - розничная торговля строительными материалами.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Виды планов на предприятии 5
1.2.Понятие и особенности бизнес-стратегии предприятия 9
1.3.Виды стратегий предприятия 12
2.ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА 23
2.1 Краткое описание компании и оценка финансового состояния 23
2.2 Оценка стратегии развития компании в долгосрочной перспективе и системы планирования 29
2.3 Совершенствование системы планирования ООО СтройПромБетон 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Тема курсовой работы имеет значимость для полноценного изучения в виду понимания стратегического развития предприятия от основания и его деятельность в течение 5, 10 и более лет на рынке. Данные вопросы касаются стратегического планирования деятельности предприятия и оценки результативности его деятельности.
Разработка стратегии важна для бизнеса любого размера и различной специфики. При постоянно изменяющихся условиях рынка организациям необходимо своевременно адаптироваться и выбирать подходящий метод управления, обеспечивающий их стабильное функционирование во всех отраслях народного хозяйства. Проектное управление является одним из распространенных подходов для достижения целей и решения наиболее важных задач организаций. Но при этом, необходимо изначально выбрать направление развитие, желаемый образ будущего, результат деятельности организации через несколько лет.
Правильная постановка целей и задач, объективность анализа внешней и внутренней среды – все это повысит эффективность компании на рынке. Это подтверждает актуальность темы исследования.
Разработка любой стратегии есть целеполагание: если нет цели, не может быть и стратегии ее достижения, как не может быть и стратегического управления, основанного на измерении отклонения показателей от цели.
При этом, существуют различия между стратегическим долгосрочным планированием и краткосрочным, то есть текущим планированием. И тот и другой вид планирования основан на построении планов, но план текущего планирования, более углубленный в фиксацию показателей.
На основе долгосрочного плана развития предприятия проводится текущее планирование, которое охватывает период до одного года, иногда до трех лет. Текущее планирование необходимо для детализации и уточнения долгосрочного плана. Оно также служит основой для оперативного планирования.
Актуальность данного исследования, в связи с этим определяет проблему правильного построения стратегии развития малого бизнеса, в рамках выявления конечных точек – целей оперативного и стратегического планирования. Которые, при этом, взаимосвязаны, то есть текущее планирование является пояснением к стратегическому.
Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические основы бизнес-стратегии развития и ее особенности.
Объектом исследования является ООО «СтройПромБетон».
Предметом исследования является непосредственно бизнес-стратегии развития предприятия.
При выполнении исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение теоретического материала, анализ финансовых результатов деятельности компании и составление логической структуры выводов.
Целью исследования является рассмотреть теоретические основы создания стратегии развития и ее особенности, а также разработать предложения по совершенствованию механизма создания долгосрочной стратегии.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы организации планирования деятельности на предприятии;
- проведен анализ существующей системы планирования на предприятии ООО «СтройПромБетон»;
- Разработаны рекомендации и спроектировать конкретные методики разработки стратегического и текущего планирования для ООО «СтройПромБетон» и оценки их эффективность.
Согласно рассмотренным теоретическим основам был сделан следующий вывод:
Различия в построении стратегий по временному периоду их реализации обусловлены форматом управленческого взгляда, т.е.:
Краткосрочные планы предназначены для решения локальных задач или достижения локальных целей в узком направлении.
Среднесрочные планы основаны на наборе краткосрочных плановых мероприятий.
Долгосрочные стратегии основаны на всех предыдущих плановых показателях.
Данный формат планирования является формой «снизу вверх»
Формат разработки может быть восходящим или нисходящим. Поэтому, чтобы иметь возможность проанализировать деятельность компании в следующей главе, необходимо сначала выявить в ней реальные проблемные места.
В главе 2 был проведен анализ деятельности ООО «СтройПромБетон» и сделаны следующие выводы:
ООО «СтройПРомБетон» имеет следующие недостатки в стратегии развития:
1) низкий уровень качество информации, используемой в управлении предприятием;
2) малая доля рынка;
3) низкие затраты на стимулирование сбыта.
Важнейшим направлением развития является расширение доли присутствия на рынке строительных материалов, в данном случае в области сыпучих строительных смесей.
В пункте 2.3 курсовой работы были разработаны следующие рекомендации:
Выявленная приоритетная стратегия диверсификации, направленная на выходы, согласно цели компании, на новые рынки и предоставление дополнительной услуги, реализация которой позволит выйти на новые рынки – международная и междугородняя транспортная доставка товаров.
Критериями оценки эффективности выбранной стратегии являются:
1) рост доли рынка;
2) рост финансовых показателей.
Таким образом, в долгосрочном мониторинге эти индикаторы будут сигнализировать о правильности выбранной среднесрочной и краткосрочной стратегий.
1. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования / Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. 264 с.
2. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2019.
3. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т. А.Беркутова. -Ростов н/Д: Феникс, 2019. -254 с.
4. Божко Л.М. Анализ неопределенности внешней среды и рекомендации по управлению организационными изменениями в условиях неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2022. № 9. С. 1142–
5. Божко Л.М. Методика принятия стратегических решений в условиях повышенной динамичности внешнего окружения // Перспективы и тенденции развития менеджмента в XXI веке: Сб. трудов III Междунар. науч.-практич. конф., 10 ноября 2022 г. / Под ред. Т.Ю. Ксенофонтовой, Л.А. Кравченко. СПб.: ФГБОУ ВО «ПГУПС», 2022. С. 7–10.
6. Божко Л.М. Методы коррекции стратегии организации в условиях пандемии // Синтез наук в конкурентной экономике (проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в России): сб. ст. по материалам IX Междунар. науч.-практич. конф., Воронеж, 23–25 октября 2021 г. / Европейская академия естественных наук, Воронежский ГТУ. Т. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2021. С. 50–56.
7. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. — 2019. — №9. — С. 563-567.
8. Гогчян И.Ж. Проблемы стратегического планирования организаций// World Science: problems and innovations. 2020 С. 142-144.
9. Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. - Тамбов: Бизнес- Наука-Общество, 2019. -С. 42-43.
10. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2018. - С. 42-43.
11. Дугужев, А. А. Формирование долгосрочной финансовой стратегии как компонента стратегии развития предприятия / А. А. Дугужев // Актуальные вопросы права, экономики и управления : сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. В 2 частях, Пенза, 05 декабря 2018 года / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 169-173. – EDN YRBAVN.
12. Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. – 39 с.
13. Задоя А.А. Совокупный спрос как фактор и результат экономического роста / Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2019. № 1.
14. Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт); [под ред. О. Б. Зильберштейна]. Москва, 2019.
15. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 2018. С. 34.
16. Каращук О. С., Доан М. Л. Актуальные проблемы розничной торговли России и пути их решения //Сборник научных статей международной научно- практической конференции «Экономика и инновации». РЭУ им Г. В. Плеханова. Ноябрь 2018.
17. Кобзева Т. Я., Сучков В. А. Российский менеджмент в борьбе с импортозависимостью на современном этапе // Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. РЭУ им Г. В. Плеханова. Апрель 2019г.
18. Кобзева Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка [Текст] / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 397-402.
19. Лапшина Ю. А. Совершенствование системы планирования организации в условиях санкций и экономической неопределенности//URL: https://na-journal.ru/6-2023-ekonomika-menedzhment/5620-sovershenstvovanie-sistemy-planirovaniya-organizacii-v-usloviyah-sankcii-i-ekonomicheskoi-neopredelennosti
20. Литвинова О. В. статья «Идентификация и оценка факторов, влияющих на развитие розничного рынка» // Управление экономическими системами. 2019. — № 2.
21. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл; [предисл. Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера.] – М.: Эксмо, 2019. – 832 с.
22. Назаров А.Г. Проблемы обеспечения качества стратегического планирования промышленных предприятий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022 № 5-2 (137). С. 7-13.
23. Новиков О. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий: учебник. СПб., 2018.
24. Осипов В.А., Красова Е.В., Вичковский Н.А. Современные подходы к стратегическому управлению на предприятии в условиях неопределенности // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 1015-1032.
25. Пантелеева Т.А., Бельдекова А.В. Роль и значимость планирования в деятельности организации // Мировые цивилизации, 2021 №1, https://wcj.world/PDF/20ECMZ121.pdf
26. Перспективные и текущие планы предприятия//URL: https://adeptik.com/blog/perspektivnye-i-tekushchie-plany-predpriyatiya/
27. Платицын А. Этапы разработки и направления совершенствования системы внутрифирменного планирования на предприятии//URL: https://novainfo.ru/article/9030
28. Рудь, Н. К. Проектирование информационной системы для имитационного моделирования долгосрочных стратегий предприятия / Н. К. Рудь // Новые математические методы и компьютерные технологии в проектировании, производстве и научных исследованиях : Материалы XXIII Республиканской научной конференции студентов и аспирантов, Гомель, 23–25 марта 2020 года. – Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2020. – С. 354-355. – EDN MWAUXA.
29. Управление сверху вниз и снизу вверх — в чём разница?//URL: https://asana.com/ru/resources/top-down-approach
30. Финансовые показатели ООО «СтройПромБетон»//URL: https://www.list-org.com/company/183735
31. Якименко К.П. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ // Вестник магистратуры. 2018. №3-2 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-planirovaniya-na-predpriyatii (дата обращения: 13.12.2023).