Введение 3
Глава 1. Теоретическое описание метафоры и конфликта 7
1.1. Понятие метафоры, подходы к ее изучению 7
1.2 Функция метафоры в СМИ 10
1.3 Понятие конфликта, его характеристики и структура 11
1.3.1 История изучения понятия конфликт 11
1.3.2 Понятие конфликта. Его виды 15
1.3.3 Структурные компоненты конфликта 17
1.3.4 Динамика конфликта 19
1.3.5 Основные функции конфликта 20
Глава 2. Метафорическая репрезентация сирийского конфликта в британских
СМИ 23
2.1 Медийная репрезентация конфликта в Сирии как материал для
лингвистического анализа 23
2.2 Метафорическое моделирование структурных компонентов конфликта
в Сирии 25
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Темой данной работы является метафорическое моделирование военного конфликта в британских СМИ. Работа посвящена анализу концептуальных метафор, задействованных для репрезентации конфликта в Сирии.
Человек с давних веков представлял мир через образы. Нас окружает множество «стертых» метафор (что само по себе является метафорой), в использовании которых мы даже не отдаем себе отчет.
Сегодня все большее внимание оказывается приковано к метафоре в рамках развития таких наук, как лингвистика, когнитивистика, гносеология. Являясь единицей текста, предложения и, по мнению некоторых ученых, даже мышления, метафора стала объектом многочисленных исследований. В связи с расширением медиа-пространства возможность метафоры обогащать и усиливать экспрессивность речи изучается в таком текстовом пространстве, как СМИ.
Актуальность выбранной темы обусловлена рядом причин. Метафора способна не просто создавать отдельные «очаги» экспрессивности, но в целом семантически сдвигать текст, насыщая его при этом эмоциональной окраской. Когнитивная же метафора - это не просто средство выразительности, а целая система концептуальных областей, способная моделировать определённым образом различные явления в сознании человека. Изучение интерпретационного потенциала метафоры позволяет сформировать представление о её глубинной роли в процессах языкового моделирования действительности.
Военные конфликты - не редкость в современном мире, и самые значимые из них всесторонне освещаются в СМИ. Наше же понимание описываемых событий и отношение к ним во многом зависят от подачи материала в СМИ, от тех образов, которые «рисуются» на страницах газет, от метафорического потенциала доступных нам текстов. Поэтому мы считаем актуальной тему метафорического моделирования конфликтов в СМИ. Конфликт в Сирии был выбран нами по той причине, что это один из наиболее крупномасштабных конфликтов последнего времени, широко освещаемых в западных СМИ, в который втянуты многие страны.
Таким образом, все вышеуказанные аспекты обусловливают необходимость изучения миромоделирующего потенциала метафоры, как средства формирования в нашем сознании образов, в том числе, и происходящих в мире военных конфликтов.
Проблематика работы находится в области изучения метафоры в когнитивном аспекте, что открывает доступ к способу мышления говорящего.
Объектом исследования является концептуальная метафора. Предмет исследования - метафорическое моделирование конфликта в Сирии на материале британских СМИ.
Целью работы является изучение интерпретационного потенциала метафорических моделей, используемых в британских СМИ для репрезентации конфликта в Сирии.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие основные задачи:
1. Охарактеризовать понятие «метафора», рассмотреть изучение
метафоры в когнитивном аспекте.
2. Охарактеризовать понятие «конфликт», рассмотреть признаки
конфликта, его виды, компоненты и роль в социальном устройстве общества.
3. Выявить метафорически репрезентированные структурные компоненты сирийского конфликта.
4. Выявить метафорические модели, участвующие в репрезентации конфликта в Сирии в британских СМИ, провести анализ этих моделей, определить их роль в репрезентации сирийского конфликта.
Теоретической базой данного исследования послужили работы ученых в области когнитивной лингвистики (Кубрякова Е.С., Маслова В.А., Скребцова Т.Г), медиаилингвистики (Добросклонская Т.Г.), теории метафоры (Чудинов А.П., Баранов А.Н., Резанова З.И., Мишанкина Н.А., Катунин Д.А.), конфликтологии (Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Тернер Дж.), социологии (Андреев Г. М.), психологии (Донченко Е.А., Титаренко Т.А), стилистики (Солганик Г.Я.).
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: метод лингвокультурного анализа текста, метод дискурс- анализа, метод концептуального моделирования, метод сплошной выборки.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что в нашем исследовании метафора рассматривается в одном из наиболее актуальных в лингвистике последних лет аспекте - когнитивном. Данный подход позволил выявить не только экспрессивные и стилевые функции метафоры, но и моделирующие, определяющие когнитивное пространство реципиентов. Работа вносит вклад в развитие когнитивной теории метафоры.
Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы для преподавания в области общей лингвистики, когнитивной лингвистики, стилистики. Также результаты исследования могут быть использованы для написания работ, посвященных когнитивной лингвистике, теории метафоры, публицистике.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Во введении мы определяем фокус нашей работы, её актуальность и проблематику, ставим цели и задачи, описываем использованные методы исследования, теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе мы рассматриваем понятия метафоры и конфликта, выделяем их типологию и классификации.
представленные в британских СМИ, с репрезентирующий потенциал.
В заключении мы делаем выводы исследованию, отмечаем, выполнили ли мы поставленные задачи, выделяем научные области, в которые нам удалось внести вклад.
В списке использованных источников и литературы мы указываем книги, монографии, статьи и другие научные труд, которые мы изучили, и материал которых использовали в своем исследовании
Подводя итоги дипломной работы, следует отметить, что нами были достигнуты основные цели и выполнены поставленные задачи.
В ходе работы над теоретической частью исследования мы охарактеризовали понятие метафоры, рассмотрели ее с точки зрения различных наук. Мы сконцентрировались на метафоре в когнитивном аспекте и выявили, что через призму когнитивной лингвистики метафора представляет собой мыслительную операцию, способ концептуального познания мира. Мы выяснили, что, согласно концептуальной теории метафоры, в процессе метафорического переноса взаимодействуют два концептуальных домена: сфера-источник и сфера-мишень. Сформированные на основе эмпирического опыта представления о структуре вещей помогают упорядочить в сознании домен сферы-мишени. Происходить это может тремя путями, в зависимости от чего метафоры разделяют на три группы: структурные, онтологические и ориентационные. В своей работе мы анализировали только структурные метафоры.
Также мы рассмотрели понятие конфликта, его основные виды, которые объединили в более широкое понятие - социальный конфликт. Участниками социального конфликта являются люди или группы людей. Стороны социального конфликта ставят себе целью отобрать ресурсы и территорию, порой создают угрозу культурному наследию противника. В социальном конфликте переплетаются экономические, политические, психологические аспекты. Мы проследили восприятие данного понятия в диахроническом аспекте, выделили этапы и компоненты конфликта, на которые в дальнейшем опирались в ходе своего анализа. Так, мы определили три период конфликта. Период дифференциации, характерная черта которого - это разобщенность, тенденция к защите только личных интересов, применение активных методов противоборства. Период конфронтации, характерная черта которого - эскалация, применение силовых методов борьбы. И, наконец, период интеграции. Отличительными чертами периода интеграции являются примирительные настроения, компромиссные методы сотрудничества, ведение диалога, нацеленность на деэскалацию конфликта и его разрешение.
Во второй главе нашей работы мы кратко описали конфликт в Сирии. Мы обобщили используемые в британских СМИ метафорические модели, репрезентирующие этот конфликт, и проанализировали их на предмет интерпретирующего потенциала. Мы выяснили, что чаще всего участники конфликта репрезентируются как живые организмы. Чаще всего это привычные нам существа, например, «птицы», «овцы», «растения», «носорог», но временами это нечто неизведанное и пугающее, например, «монстр». Также участники конфликта моделируются как актеры театра, инициаторы конфликта - как режиссеры, зона боевых действий - как сцена, а переговоры - как закулисье. Подобные модели «Террористическая организация/государство/режим - живой организм» моделируют субъектов конфликта гуманистически, отождествляя их с живым, чувствующим, способным испытывать боль или удовольствие существом. Также данная модель репрезентирует сложную структуру таких субъектов, как террористическая сеть, британский парламент или коалиционная армия. В этой модели все взаимосвязано, переплетено. Моделируется подверженная изменениям и способная «покалечиться» структура субъектов.
Конфликтогены, факторы, становящиеся поводом к развязыванию конфликта, репрезентируются через модели «слова - военные действия» или «документы - слуги». Причины и мотивы конфликта в подавляющем большинстве (70 процентов) репрезентируются через модель «система убеждений - здание». Разница мировоззрений репрезентируется, как «фундамаентальная». При этом большинство метафор моделируют конфронтационную фазу конфликта либо предконфликтный этап, на которой происходила разработка применяемых в настоящий момент стратегий.
1. Андреев Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., 1996.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора//Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990. - С.296-297.
4. Бабосов Е.М. Конфликтология. - М., 1997.
5. Баранов А. Н. Метафорические модели как дискурсивные практики // Известия АН. Сер. Литературы и языка. - 2004а. - Т. 63. - № 1.
6. Баранов А. Н. О типах сочетаемости метафорических моделей // Вопросы языкознания. - 2003а. - № 2.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии - Тамбов, 2001. - С. 8.
8. Брукан С. Плюрализм и социальные конфликты. - М., 1990.
9. Будаев Э. В., Чудинов А. П. Когнитивно-дискурсивный анализ метафоры в политической коммуникации. - Нижний Тагил, Екатеринбург, Россия, 1991.
10. Ван Дейк Теун. Язык. Познание. Коммуникация. (перевод с англ.) - М., Прогресс, 1989
11. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., Русский язык, 1982
12. Войтова С.Л., Зубат, Е.Н. Конфликтология. - СПб., 1993.
13. Воробьёв В.В. Лингвокультурология. Теория и методы. - М., РУДН, 1977
14. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность
интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. - 1994. № 4. - С. 304.
15. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н. Введение в общую теорию конфликтов. / 2-е изд. - М., 1998.
..47