Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ-МАРАФОНЦЕВ 4
1.1 Особенности соревновательной деятельности бегунов на длинные дистанции, в том числе
марафонцев 4
1.2 Техника бега на длинные дистанции 9
1.3 Характеристика морфологических показателей бегунов на длинные и средние дистанции . 17
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1 Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 23
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
РИТМИЧНОСТИ В ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ 25
3.1 Критерии оценки двигательного ритма в беге на длинные дистанции 25
3.2 Комплекс физических упражнений, направленный на формирование рационального
двигательного ритма легкоатлетов на длинные дистанции 32
3.3 Оценка эффективности внедрения комплекса физических упражнений, направленный на
формирование рационального двигательного ритма легкоатлетов на длинные дистанции 37
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Актуальность. В настоящее время бег на длинные дистанции набирает популярность не только в России, но и во всем мире. В связи с этим, специалисты и спортсмены заинтересованы тренировочным процессом бегунов на длинные дистанции на разных этапах подготовки. Известно, что для успешного выступления спортсменов на длинных дистанциях необходимо рациональное построение тренировочного процесса [5].
Правильное построение тренировочного процесса бегуна на длинные дистанции имеет важное значение непосредственно на этапе предсоревновательной подготовки [ 8].
Соревновательные дисциплины в легкой атлетики требует от бегуна высокий уровень развития функциональных систем организма, рациональной техники бега, психологической устойчивости к длительной физической нагрузке и двигательной подготовленности, в частности развития таких физических качеств как выносливость и быстрота [19].
Данная тема актуальна, потому как марафонский бег относится к одной из дисциплин легкой атлетики, включенный в программу Олимпийских игр.
На сегодняшний день преобладание лидерства в результатах в беге на длинные дистанции остается за спортсменами из Кении, Эфиопии, Марокко и Уганды. Однако, тренировочный процесс подготовки российских спортсменов на длинные дистанции менее эффективен, чем у выше перечисленных стран.
В связи с этим, необходим поиск средств, методов, технологий и методик, а также определение специализации спортсмена с начального этапа подготовки, что в результате способствует успешному выступлению российских марафонцев на международной арене.
Цель исследования - разработать комплекс физических упражнений, направленный на формирование рационального двигательного ритма бегунов на длинные дистанции.
Задачи исследования:
1. Определить особенности соревновательной деятельности бегунов на длинные дистанции, изучить технику бега на длинные дистанции на основе анализа научно-методической литературы.
2. Выявить морфологические показатели бегунов на длинные дистанции, определить критерии рационального двигательного ритма, определить корреляционные взаимосвязи между показателями физического развития и двигательной подготовленности легкоатлетов, специализирующихся на длинных дистанциях.
3. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на
формирование рационального двигательного ритма у бегунов на длинные дистанции и проверить его эффективность в педагогическом эксперименте.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс бегунов на длинные дистанции.
Предмет исследования - рациональный двигательный ритм легкоатлетов на длинные дистанции.
Гипотеза исследования: Мы предположили, что рациональный двигательный ритм легкоатлетов, целенаправленно формируемый в учебно-тренировочном процессе на основе разработки ежедневных индивидуальных моделей двигательной активности, системной организации разнообразных средств формирования рационального двигательного ритма, окажет положительное влияние на итоговый результат в беге на длинные дистанции.
Научная новизна исследования заключается в выявлении, оптимального темпа преодоления дистанции, количество беговых шагов на различных отрезках дистанции, рациональное соотношения опорной и безопорной фазы бегового шага, равномерность распределения мышечных усилий, степень согласованности дыхательного и двигательного ритма, сохранение устойчивого рабочего состояния.
Теоретическая значимость исследования заключается в определение особенности соревновательной деятельности бегунов на длинные дистанции, в том числе марафонцев, особенностей техники бега и морфологических показателей бегунов.
Практическая значимость исследования заключается в выявленных морфологических показателях бегунов на средние дистанции, которые могут быть использованы при спортивном отборе в легкой атлетике. Результаты исследования могут быть применены в учебно-тренировочном процессе в детско-юношеской спортивной школе инструкторами, тренерами на специализации легкой атлетике.
Методы исследования. В ходе изучения использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, педагогические наблюдения,
педагогическое тестирование, методы математической обработки данных.
Структура и объем курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, восьми подпунктов главы, выводов, списка литературы. Список литературы включает 36 источников. Общий объем курсовой работы составляет 46 страниц компьютерного набора текста, включая 10 таблиц.
1. В ходе анализа научно-методической литературы было выявлено, что для соревновательной подготовки в беге на длинные дистанции немало важными характеристиками для спортсмена являются: темп бега, частота шагов, экономичность бега, длина шага, выносливость, а также спортсмен должен быть подготовлен морально и тактически. Изучая литературные источники, было выявлено, что техника бега на длинные дистанции характерна ритмичностью смены фаз, экономичностью, равномерностью и естественностью. Также, техника бега зависит от быстроты продвижения, перепадов высот, погодных условий, в частности от характеристик бегового покрытия (сухое, влажное), скорости ветра и его направления.
Цикл бегового шага включает в себя: опору, отталкивание, полет и приземление ноги. Существует несколько видов постановки ноги на беговую поверхность: на носок, на пятку и целую стопу.
2. В ходе сравнения морфологических показателей лучших бегунов на марафон и спортсменов, специализирующихся на средние дистанции, было выявлено, что показатели роста и веса бегунов на 800-1500 м являются больше, чем у спортсменов на дистанцию 42 км 195 м.
Изучение морфологических показателей строения тела является удобным и информативным ориентиром, позволяющим судить о профиле индивидуального развития и определения спортивной специализации. Зная средние морфологические показатели лучших бегунов на средние и длинные дистанции, можно определить насколько перспективны кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования. Выявлены корреляционные взаимосвязи между антропометрическими показателями и двигательной подготовленностью легкоатлетов на длинные дистанции. В процессе исследования были выявлены взаимосвязи антропометрических показателей (вес тела, длина тела, длина конечностей) влияющие на эффективность бега. Данные результаты будут способствовать в процессе формирования рационального двигательного ритма у легкоатлетов на длинные дистанции.
3. Было проведено педагогическое тестирование, включающее в себя виды общей физической, специальной физической и технической подготовленности. Студенты, принимающие в нем участие, были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Одна из них в некоторой степени видоизменила свой учебно - тренировочный процесс, в котором проводилось формирование рационального двигательного ритма с учетом индивидуальных характеристик спортсмена (морфологические и психофизические показатели). По результатам исследования у экспериментальной группы выявлен значительный прирост в тестируемых показателях. По итогам тестирования можно сделать вывод, что разработанный комплекс физических упражнений позволяет сформировать рациональный двигательный ритм у бегунов на длинные дистанции, что в итоге положительно сказывается на соревновательном результате.
1. Аикин В.А., Корягина Ю.В. Современные тенденции в физиологии бега на длинные и сверхдлинные дистанции (зарубежный опыт) // Научно -теоретический журнал «Ученые записки». 2014. №7 (113). С. 7-14.
2. Аракелян Е. Е. Вертикальная механическая работа в аспекте оценки техники бега / Е. Е. Аракелян, Ю. Н. Примаков, А.А. Умаров, В.В. Тюпа // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 2. - С. 46-47.
3. Головин О.И. Ильиных Д.В. Методика обучения технике бега на длинные дистанции // Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. 2020. С. 45-46. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10300.
4. Грецов Г.В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования // Г.В. Грецов, С.Е. Войнова, А.А. Германова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
5. Грошев В.В., Фатьянов И.А. Новые подходы к организации предсоревновательной подготовки марафонцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. №2 (168). С. 103-106.
6. Дарская С.С. Соматотип как интегральная харктеристика морфологических организаций спортсмена / С.С. Дарская // Современная морфология - физической культуре и спорту : матер. науч. конф / С.С Дарская. - Л., 1987. - С. 121-122.
7. Дорохов Р.Н. Основа и перспектива возрастного соматотипирования / Р.Н Дорохов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 10.
8. Загузова С.А., Туманова С.Ю. Рациональное планирование тренировочного процесса бегунов-марафонцев высокой квалификации в специально-подготовительном периоде годичного цикла подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т.21. № 5-6 (157-158). С. 85-91.
9. Как правильный каденс поможет бежать быстрее и защитит колени [Электронный ресурс]: URL: https://lifehacker.ru/kadens-beg/ (дата обращения: 03.09.2020).
10. Киржинов М.М. Хаупшев М.Х. Канкулов И.Х. Перхичев Т.А. Хежев А.А. Бхашх Н.Н. Цагов С.З. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова» // Журнал Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 105-110.
11. Клочко Л.И. основные физические качества спортсменов, которые занимаются бегом на марафонскую дистанцию // Педагогика, психология и медико- биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. №1. С. 79-82.
12. Кулишенко И.В. Методика обучения физической культуре: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; Под ред. Ю.Д. Железняк. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 256 с.
13. Никитюк Б.А. Показатели дерматоглифики как критерии отбора в спорте / Б.А. Никитюк, В.И. Филиппов // Критерии анатомо-антропологического контроля в спорте. - М., 1982. - С. 117-118.
14. Официальный сайт Association of International Marathons and Distance Races [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://aims-worldrunning.org/aims.html [цит. 25.05.2019].
15. Рыбковский А.Г. Техническая подготовка спортсмена и ее реализация в тактике бега на выносливость // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. №5. С. 144-146.
...36