Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СИБИРИ И СИБИРЯКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО

Работа №188870

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4660 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1 7
1.1. Исторический контекст визуальных исследований этнографического кино:
мировой и отечественный опыт 7
1.2. Теоретические и методологические инструменты визуальных исследований
этнографического кино 18
1.3. Понятие образа, его особенности, характеристики и значение в контексте
исследований 24
Глава 2 27
2.1. Особенности художественно-образной модели Сибири в отечественном
кинематографе XX века 27
2.2. Формирование подборки современных художественных российских фильмов о
Сибири и сибиряках 37
2.3. Особенности и характерные черты визуального образа Сибири и сибиряков в
выбранных фильмах 45
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 61

Сибирь является одним из крупнейших природных и исторических регионов России, представляя собой богатое и многообразное социокультурное наследие. Уникальная природа, история, обычаи и традиции Сибири формируют особую идентичность сибиряков и вносят существенный вклад в культурное разнообразие страны.
На всех уровнях общественного восприятия мы можем пронаблюдать четкие отличительные черты сибиряков, проявляющиеся во всех видах мысли и деятельности: коммуникации, труде, отношении к природе, обществу, государственным институтам. Однако, несмотря на это, Сибирь зачастую остается малоизученным и недостаточно представленным в современных научных и культурных дискуссиях регионом.
Визуальные репрезентации региона в свою очередь коренным образом влияют на формирование общественных представлений о Сибири и сибиряках. Образы, создаваемые в кино, фотографии, изобразительном искусстве и других визуальных формах, изменяют представления о регионе и его жителях. Художественные образы способны передать особенности природы Сибири, её характерные черты, а также отразить особенности культуры и образа жизни сибиряков.
В последние десятилетия в современной российской киноиндустрии наблюдается тенденция к возрождению и развитию этнографического кино. Этнографический жанр привлекает все больший интерес как представителей различных гуманитарных и социальных направлений, так и деятелей киноискусства, и рассматривается как специализированное направление в рамках документального и художественного кинематографа, основанное на этнографическом содержании. Высокий интерес к данной области, вероятно, обусловлен возможностью представления этнокультурной информации в множестве различных форм и с помощью современного технического инструментария.
Одним из регионов, который привлекает все большее внимание в этнографическом кинематографе, является Сибирь. Современные фильмы о Сибири позволяют привлечь интерес не только представителей культурного и научного сообществ, но и широкой зрительской аудитории. Знакомство с традициями сибирских народов, их изучение и осмысление становятся эффективным способом познания неизвестных ранее элементов культуры, религии и психологии сибиряков.
В этой связи представляется актуальным исследование репрезентации «сибирской идентичности» с помощью визуальных образов в современном российском художественном кино на примере двух фильмов.
Первым фильмом является «Сибирь. Монамур» режиссера Вячеслава Росса, снятый в 2011 году. Вторым фильмом является «Находка» режиссера Виктора Демента, снятый в 2015 году. Выбор данных кинокартин в качестве объекта исследования обусловлен тем, что они являются одними из самых популярных по «сибирской тематике», и в то же время несут в себе этнографическую визуальную информацию, включающую видеофрагменты с подробными описаниями материальной и нематериальной культуры сибирских народов. Кроме того, фильмы обладают ярко выраженной символической и образной нагрузкой, что делает их особенно интересными в плане анализа.
Актуальность темы исследования определяется большим влиянием и популярностью визуального (кинематографического) художественного искусства на тему сибирской идентичности среди общества, а также значимой ролью визуальных образов в формировании общественного мнения о Сибири и сибиряках.
Данный анализ будет полезным не только для академической общественности и исследователей, но и для людей, проживающих в Сибири, так как он поможет более глубоко понять собственную культуру, традиции и идентичность, а также влияние визуальных материалов на их представления о себе и своем регионе.
Кроме того, результаты этого исследования могут быть ценными для создания более качественного и информативного кинематографического представления о Сибири, которое отразит богатство и многогранность этого региона. Это может способствовать снижению недостоверных представлений о Сибири и сибиряках в культуре и обществе в целом.
Цель исследования заключается в нахождении особенностей представления современного визуального образа сибирской культуры и идентичности на примере выбранных фильмов.
Задачи, решаемые для достижения цели в рамках исследования:
1. Рассмотреть исторический контекст визуальных исследований этнографического кино;
2. Обозначить теоретические и методологические инструменты визуальных исследований этнографического кино, используемые в исследовании;
3. Сформулировать понятие образа, выделить его особенности, характеристики и значение в контексте исследований;
4. Рассмотреть особенности художественно-образной модели Сибири в отечественном кинематографе XX века;
5. Сформировать подборку современных художественных российских фильмов о Сибири и сибиряках;
6. Выявить, проанализировать и описать современные особенности и
характерные черты визуального образа Сибири и сибиряков в выбранных фильмах.
Объектом исследования выступают современные российские художественные фильмы, посвященные Сибири.
Предметом исследования выступает визуальный художественный образ Сибири и сибиряков в современном российском кино.
В заключение, данная дипломная работа посвящена выведению комплексного художественного образа Сибири, его анализу с учетом различных культурных особенностей, а также оценке его влияния на современную форму визуального образа Сибири и сибиряков. Результаты исследования могут пролить свет на уникальные аспекты и особенности этого региона, способствуя более полному и точному пониманию Сибири и её места в современном обществе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении дипломной исследовательской работы, освещающей современный визуальный образ Сибири и сибиряков, можно отметить, что анализируемые мной современные фильмы, содержащие комплексный визуальный образ сибирского пространства и сибирского человека - «Сибирь. Монамур» режиссера В. Росса (2011) и «Находка» режиссера В. Демента (2015) достоверно отражают главные качества и характеристики, присутствующие в «сибирском» кинематографе, фильмах «сибирской тематики» и «сибирского топоса», участвовавшие в формировании общественного представления о Сибири и сибиряках в XX веке.
«Сибирский характер», выраженный в коллективном взаимодействии, представлен в фильмах через великодушие, готовность помочь и коллективизм, а также высокий уровень морали и ответственности.
Природа и ландшафт Сибири, как отражение места действия фильмов, представлены с помощью следующих аспектов: отсутствие четких географических границ, большая широта и объемность территории, отдаленность и таинственность региона, богатство природных ресурсов, пространство для освоения, испытаний и борьбы с природой, а также суровая и нетронутая человеком природа, где главенство принадлежит стихии.
Климат Сибири, изображаемый в фильмах, представлен как «страна холодов» с постоянным холодом и неравномерными климатическими условиями.
Характер главных персонажей в фильмах отображает героизм, готовность идти на подвиг, умение обращаться с техникой и приспособлениями, высокую адаптивность к «неудобным» условиям, а также терпение и умение ждать.
Важно отметить, что современное кино трансформирует образ сибирской идентичности. Например, не всегда герои проявляют великодушие, чаще они нелюдимы и закрыты. Не все герои обладают высоким социальным статусом и на протяжении фильма постоянно совершают подвиги. Однако, в целом, догадки о современном образе Сибири и сибиряков были подтверждены образами, содержащимися в фильмах, а именно присутствие главных качеств и характеристик, характерных для «сибирского» кинематографа, которые были описаны ранее.
Проанализированные мною фильмы представляют новое прочтение ценностей, которые были заложены режиссерами в фильмах о Сибири предыдущих десятилетий. Однако в новом образе эти ценности стали более неоднозначными, и их интерпретация приобрела глубину и сложность.
Одной из важных трансформаций в фильмах является эволюция героев в процессе сюжета. Они начинают своё путешествие как черствые и суровые люди, но постепенно превращаются в великодушных индивидуумов, проявляющих любовь и заботу к своим близким. Эта изменчивость характеров героев добавляет глубины и динамики в рассмотрение сибирской идентичности.
Важно отметить, что второстепенные персонажи в обоих фильмах зачастую представлены как недобропорядочные и заслуживают наказания за свои поступки. Сами сибирская природа и окружающая среда становятся «инструментами» наказания и свершения справедливости. Природа использует свои жесткие климатические условия, флору и фауну, населяющую ее границы, а также других людей в развитии сюжета, которые также являются частью сибирского мира и играют значительную роль в нём.
Таким образом, современные фильмы, содержащие визуальные образы «сибирской идентичности», не только продолжают традиции предыдущих фильмов о Сибири, но и привносят новые аспекты и неожиданные повороты в сибирский образ. Они представляют сибирскую идентичность как нечто более сложное и многогранное, где герои преодолевают свои недостатки и становятся примерами великодушия, а негативные персонажи получают заслуженное возмездие в те моменты, когда они противостоят суровой сибирской природе


1. Сибирь. Монамур : художественный фильм / реж. В. Росс; Экспонента фильм. - фильм вышел на экраны в 2011 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/573200/ (дата обращения 20.04.2023).
2. Находка : художественный фильм / реж. В. Демент ; Reflexion Films. - фильм вышел на экраны в 2015 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/film/843870/ (дата обращения 22.04.2023).
3. «Кинопоиск» возглавил рейтинг популярных онлайн-кинотеатров в России //
«Афиша». - М., 2023. [Электронный ресурс] URL: https://www.afisha.ru/article/news-
kinopoisk-vozglavil-reyting-populyarnyh-onlayn-kinoteatrov-v-rossii/ (дата обращения 10.04.2023).
4. Онлайн-видео (рынок России) Онлайн-кинотеатры // «TAdviser» - М., 2023.
[Электронный ресурс] URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения 11.04.2023).
5. Российские зрители смотрят все больше отечественных фильмов // «КиноПоиск» - М., 2017. [Электронный ресурс] URL: https://www.kinopoisk.ru/media/news/2990966/ (дата обращения 20.04.2023).
6. Оценки фильмов и сериалов // «Яндекс» - М., 2023. [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/company/researches/2023/movie-rating/ (дата обращения 20.03.2023).
7. Спутницкая Н. Дикая собака Клык, или анекдот о первой любви к ближнему. «Сибирь. Монамур», режиссер Слава Росс». // Искусство кино - 7. - 2011. [Электронный ресурс] URL: http://kinoart.ru/ru/archive/2011/07/n7-article6 (дата обращения 25.04.2023).
8. Данилко Е. Визуальная антропология в России: анализ истории и терминов [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/33645936/ (дата обращения: 11.04.2023).
9. Ильбейкина М. Особенности визуально-антропологических исследований
индигенных народов [Электронный ресурс] URL: https://science-
education.ru/ru/article/view?id=14015 (дата обращения 12.04.2023).
10. Головнева Е. Кто такие сибиряки? Конструктивистское прочтение ценностей сибирской идентичности [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/30706873/ (дата обращения: 13.04.2023).
11. Головнева Е. «Чувство места в Сибири»: эмоциональный компонент сибирской
идентичности [Электронный ресурс] URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000619161 (дата обращения:
13.04.2023).
12. Александров Е.В. Визуальная антропология - путешествие на «машине времени» по
чужим мирам / Е.В. Александров. - Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [Электронный ресурс] URL:
http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/aleksandrov visual antropology.pdf (дата обращения 15.04.2023).
13. Копцева Н.П., Кирко В.И. Этнические характеристики и их аналитика в современных культурных исследованиях // Современные проблемы науки и образования. -
2014. - № 3. [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12726 (дата обращения: 17.04.2023).
14. Пименова Н.Н. Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики // NB: Культуры и искусства. - 2014. - № 2. - С.28-66. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/ca/article 11269.html (дата обращения 23.04.2023).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ