Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ И ПОЛИТИКА ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В РОССИИ 1991— 2021 гг. (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №188869

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 4
1 Теоретико-методологические основания политики интеграции мигрантов 13
1.1 Понятие, типы и концепции трудовой миграции населения 13
1.2 Политика интеграции мигрантов: концепции и модели 26
2 Миграционная и интеграционная политика в Российской Федерации в 1991-2021 гг. 42
2.1 Эволюция миграционной и интеграционной политики в Российской Федерации 42
2.2 Региональная специфика политики интеграции трудовых мигрантов
(на примере Томской области) 55
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70
Приложение 1 Международная миграция в Российскую Федерацию, включая
страны СНГ 81
Приложение 2 Миграционный прирост (убыль) в Томской области 82
Приложение 3 Международная миграция в Томскую область 83


Актуальность. Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, целью является устойчивое пространственное развитие страны с сокращением различий в уровне и качестве жизни населения между регионами, а также ускорение темпов экономического развития. Из этого вытекает задача ускорить экономический рост, научно-технологическое и инновационное развитие . Однако тенденция демографической убыли и сокращение миграционных потоков ставят под угрозу реализацию устойчивого социально-экономического развития страны в целом и в регионах, в частности. С 2014 г. сокращается население России, а естественная убыль достигла исторического максимума в 2021 г. - 1,04 млн чел . Стабилизация демографической ситуации напрямую связана с миграционными процессами. Однако и в этой сфере существует преграда для развития - численность трудовых мигрантов сокращается с 2018 г., а на 2021 г. составила 2,6 млн чел .
Актуальность данной темы заключается в том, что депопуляция России может привести к снижению уровня и качества жизни, напряженности на рынке труда, безработице, оттоку населения в развитые субъекты РФ и их перенаселенность, повышению уровня преступности, а также технологическому отставанию. Активизация миграционных потоков в Россию способствует увеличению численности экономически активного населения, а значит, нивелированию ряда негативных последствий демографической убыли. С другой стороны, въезд и пребывание трудовых мигрантов на территории России затруднен рядом механизмов регулирования и контролирования миграционных потоков (разрешениями, патентами, визами), а также их социализацией в местное общество. Социокультурные ограничения политики интеграции России не позволяют сформировать сбалансированное межкультурное взаимодействие мигрантов и принимающее общество, а значит, снижают иммиграционный потенциал территории (региона).
Проблема адаптации и интеграции мигрантов в РФ в целом, многогранная и трудно решаемая, поскольку на федеральном уровне не существовало последовательного курса адаптации и интеграции мигрантов: сначала страна была открыта для выходцев Средней Азии, но потом акцент сменился на культурно близких мигрантов. Помимо этого, «ярая» защита национальной безопасности как органами власти, так и СМИ способствовала росту ксенофобских и мигрантофобских настроений , которые затрудняют процессы социализации. Поэтому важно, что Концепция государственной политики Российской Федерации до 2025 г. направлена на создание благоприятных условий для тех, кто может органично включиться в российское общество .
Важно отметить, что при адаптации и интеграции мигранты сталкиваются с языковым барьером, незнанием культуры и законодательства России, высоким уровнем стигматизации приезжих, дискриминацией на рабочих местах и низкооплачиваемым трудом. Это отчасти вынуждает трудовых мигрантов нарушать законодательство и нелегально приезжать и пребывать на территории РФ, а со стороны российского общества, поддерживать ксенофобскую и мигрантофобскую риторики.
Таким образом, если не обращать на данную проблему должного внимания, то Россия столкнётся с еще большим количеством вызовов во всех сферах жизни, но прежде всего, в социокультурной и экономической. Ужесточение и ограничение политики адаптации и интеграции приведет к стихийному и неконтролируемому характеру миграционных потоков, но в основном, поспособствует к оттоку трудовых мигрантов. Для модернизации страны необходимо выстраивать сбалансированную государственную политику в сфере миграций, которая будет регулировать и минимизировать негативные моменты, возникающие между трудовыми мигрантами и местным социумом.
Степень изученности работы. Изучение феномена миграции началось в зарубежной литературе. Особая роль принадлежит Е. Г. Равенштейну , Э. С. Ли , Ф. Дювелю , которые разработали теории, типы и виды миграции, а также факторы, влияющие на миграционные движения. Помимо этого, они выделяли цели совершения миграционных передвижений как внутри одного государства, так и между несколькими государствами, благодаря которым можно классифицировать миграционные потоки. 

B. И. Переведенцеву , Л.Л. Рыбаковскому , которые рассматривали миграционные передвижения на советском пространстве. Прежде всего, под мигрантами они понимали трудовые ресурсы, приносящие пользу или негативные последствия принимающей стране, не принимали в расчет, что это двусторонний социальный процесс. О. В. Петрова , как современный исследователь, концентрирует внимание на мигрирующих людях, перемещение которых влияет на всех участников миграционного процесса. Рассмотрение данных точек зрения дает представление о развитии миграционных изучений во времени.
На постсоветском пространстве трудовую миграцию рассматривали Ж.А. Зайончковская , В. А. Ионцев , А. Н. Рыжкова , С. В. Рязанцев и другие ученые. В их трудах данный феномен определялся как временное территориальное перемещение людей (не для смены постоянного места жительства), которое влияет не только на экономическое развитие страны, но и распределение трудовых кадров в зависимости от спроса и предложения. И. В. Воробьева , С. Абашин , Е. Капустина рассматривали мигрантов, как активных участников миграционного обмена в международном контексте, преимущественно, со странами СНГ, которые проживают продолжительное время в России, но не имели таковую цель.
Для углубленного изучения трудовой миграции Дж. Хикс , И. Валлерстайн , Э.С. Ли выдвинули концепции, которые позволили определить закономерности миграционных потоков (экономические, социальные и политические), возможные последствия. Н.Г. Шиллер, Л. Баш и К. Бланк-Зантон разработали новое видение трудовой миграции как непрерывного социального процесса нахождения мигрантов «здесь» и «там» - концепцию транснационализма. Для данной работы эти подходы помогают рассматривать трудовую миграцию на постсоветском пространстве в географических, социально-культурных, экономических и политических границах.
Для изучения политики интеграции и адаптации трудовых мигрантов в РФ были изучены труды В. Мукомеля , В. Ионцева и И. Ивахнюк , Е. Варшавера . R.T. Ashcroft , В.С Малахов , З.С. Чертина , Р. Альба и В. Ни , И.С. Новоженова , А.А. Преображенская , Д.Н. Караваева исследовали и описали модели, концепции и практики интеграции мигрантов в зарубежных странах, а также указали на ошибки, которые возникали по отношению к трудовым мигрантам. В данной работе эти исследования позволили установить, какие именно виды и механизмы интеграции следует применять в случае с трудовыми мигрантами.
В.С. Малахов , Ш.Ю. Акрамов , М. Б. Денисенко, О. Чудиновских , В.Ю. Леденев и другие авторы исследовали миграционную политику и формирование политики интеграции и адаптации на примере Российской Федерации, а также установили механизмы, институты и практики интеграции мигрантов с начала образования Российской Федерации в правовом, социально-культурном и экономическом поле в целом по стране.
Исследованию реализации политики адаптации и интеграции на региональном уровне (в Томской области) посвящены исследования И.В. Нам, В.В. Кашпура, И.Г. Поправко, Е.М. Карагеоргий, А.И. Ермоловой, С.Д. Джанызаковой, Д.Е. Брязгиной, А.А. Садырина, Ф.А. Сметанина , Т.А. Рябчикова и др.
Научная значимость и новизна данной работы состоит в том, что ее автором предпринята попытка показать влияние государственной миграционной политики РФ на формирование и реализацию адаптационных и интеграционных институтов для трудовых мигрантов в принимающем обществе на примере Томска и Томской области на региональном уровне. В работе рассматриваются механизмы и практики легализации иностранных работников, причины факторы, влияющие на привлекательность Томской области для трудовой миграции.
Объектом исследования является трудовая миграция в России.
Ввиду обширности объекта анализа представляется необходимым выделить предмет исследования, а именно механизмы и институты интеграции трудовых мигрантов.
Целью данной работы является выявление механизмов и институтов политики интеграции и практик их реализации в Томской области.
Данная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1) Определить сущность и типы миграции населения, а также концепции трудовой миграции;
2) Выделить и классифицировать концепции и модели политики интеграции трудовых мигрантов, характерные для России;
3) Выделить этапы политики интеграции трудовых мигрантов в России и определить применяемые механизмы и практики;
4) У становить механизмы и институты интеграции трудовых мигрантов и практики их реализации в Томской области и дать им оценку.
Методы, которые были использованы в данной работе: системный подход, анализ, синтез, классификация, сравнительный анализ.
Системный подход предполагает рассмотрение трудовой миграции, механизмов и институтов политики интеграции в системе государственной миграционной политики Российской Федерации для выявления региональной специфики.
Использование таких методов, как синтез и анализ позволило рассмотреть понятие, сущность и концепции миграции населения, выявить особенности трудовой миграции, а также цель и практики интеграции мигрантов.
Метод классификации был использован для разделения видов миграции, интеграции и политики интеграции мигрантов, благодаря которому можно определить к какому виду миграции какой вид интеграции следует использовать.
С помощью сравнительного анализа были выявлены различия в моделях политики интеграции США, Франции и Германии. Помимо этого, сравнивались инструменты и институты государственной миграционной политики в период 1991-2021 гг. в России в целом и на региональном уровне - в Томской области.
Для изучения механизмов и институтов политики интеграции трудовых мигрантов и реализации государственной миграционной политики РФ использовались такие источники, как нормативно-правовые документы. К ним относятся: указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2012-2025 годы» , указ «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» , Программа создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест в стране до 2020 г. , федеральный закон «О вынужденных переселенцах» , федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 2002 г. , федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 2002г. , распоряжение «Об одобрении Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» от 2003 г. , Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом от 2006 г. , федеральный закон « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 1996 г. , Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» . Для изучения зарубежных моделей интеграции - закон о межрасовых отношениях в Великобритании . Данные источники позволяют сформировать представление об основных положениях, целях и задачах государственной политики в сфере миграции России, определить приоритетные направления регулирования и контроля миграционных процессов, а также выявить интеграционные механизмы и институты.
Второй важный используемый в работе вид источников - официальная статистика. Первоначальный источник - Федеральная служба государственной статистики по России и Томской области , социологические опросы от Левада-центра , статистика Благотворительного фонда «Нужна помочь» , статистические данные Банка России . Эти данные указывают на количественную характеристику миграции.
Для выявления особенностей миграционных движений, региональной специфики, отслеживания тенденции трудовой миграции и фактичной аргументации использовалась российская периодическая печать: «РБК», «Коммерсантъ», «Ведомости», «Российская газета», «Демоскоп Weekly», «Новая газета», «Независимая газета», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Томская неделя».
Кроме этого, использовались новостные агентства: Томские новости+, РИА новости, Новости vtomske.ru, Газета.ги, MSK1RU, Los Angeles Times, itvnews, Anadolu Agency, которые поспособствовали объективному анализу событий.
Сайты и порталы: Четыре пера, News-Asia, IQ HSE RU, Агенство социальной информации, URA.RU, PhD в России, ТПУ, ТГУ, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, официальный сайт администрации Санкт-Петербурга, Юридический советник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведенному исследованию, можно сказать, что поставленная цель выполнена. Выявленные механизмы и институты политики интеграции трудовых мигрантов были определены по этапам развития миграционной политики Российской Федерации, а также проанализирована их эффективность на примере Томской области.
При развитии государства активизируются миграционные процессы, связанные с социально-экономической, культурной и политической составляющей общества. Они указывают, прежде всего, на то, какие проблемы существуют в том или ином месте проживания людей. Трудовая миграция, в частности, указывает на политические и экономические сложности, испытываемые государством-донором, которые «выталкивают» мигрантов в государства-реципиенты. Кроме этого, перемещение трудовых мигрантов способствует выравниванию экономики (ресурсы распределяются таким образом, чтобы обеспечить развитие обоих стран) взаимодействующих стран по двум направлениям. Первое - урегулирование рынка труда (из избыточного рынка миграция в дефицитный). Второе - денежные трансферты (мигрант вносит вклад как в экономику принимающего общества, выполняя трудовую деятельность, так и переводя деньги к себе на родину). Этот подход позволяет улучшить экономические условия всех участников процесса.
Социальные связи очень важны при миграции в Россию, поскольку являются каналами информации и самих миграционных перемещений. Кроме этого, благодаря им, трудовой мигрант может адаптироваться в принимающее общество. В этом им помогает НКА, НКО, этнические предприниматели в сфере трудоустройства, правовой информации, предоставлении места жительства. Долговременное нахождение в миграционном состоянии (то «тут», то «там») влияет на структурную и социальную интеграцию мигрантов: после нескольких десятков лет нахождения в России зачастую не уезжают к себе на родину, как планировалось, а могут даже перевозить полные семьи для дальнейшего проживания в «новой» стране.
Общая история нескольких государств формирует миграционные потоки, их направления и категории мигрантов. Так, в России постсоветское пространство, образовавшиеся на территории бывшего Советского Союза, подразумевает единую территорию, на которой перемещаются люди с общей историей, культурой и по исторически намеченным направлениям миграции и, соответственно, логичным было введение упрощённой процедуры механизмов и институтов адаптации и интеграции для выходцев из стран СНГ, и высокого уровня политики этнической терпимости по отношению к трудовым мигрантам.
Политика РФ по отношению к трудовым мигрантам в 1990-е годы имела преимущественно реактивный характер, потому что до распада СССР не было богатого опыта в регулировании и контролировании миграционных процессов - гражданства и правового положения мигрантов. В 2000-е годы РФ также недостаточно оперативно и конструктивно реагировала на вызовы - массовый поток мигрантов из постсоветских государств. Когда пытались легализовать миграцию через разрешения и патенты, результат получился иным - сократился поток международной миграции. В то время федеральные власти сделали акцент на возвращение на родину соотечественников, однако, было уже поздно ждать массовый приток, поскольку, когда русские хотели приехать в 1990-е, их в России не ждали. С 2012 г. политика по отношению к трудовым мигрантам включила действие рестриктивных механизмов - «черные списки», увеличение стоимости патентов, усложненная процедура получения гражданства. После 2018 г. неквалифицированные и малоквалифицированные мигранты с целью трудовой деятельности рассматриваются, как нежелательные трудовые кадры, несущие угрозу национальной безопасности.
Политика интеграции в России сегодня осуществляется двумя субъектами: УВД (раньше ФМС) и общественными организациями. Представители органов власти понимают интеграцию мигрантов в местное общество, как легализацию их въезда и пребывания на территории страны со всеми разрешительными документами, включая проведение рейдов и постоянных проверок. Общественные организации (НКА, НКО) и другие этнически ориентированные институты рассматривают интеграционные практики лишь как предоставление мигрантам информации, экономической и психологической помощи и поддержки в случае, если мигранты за таковой помощью к ним обратятся. Формальных оснований, прописанных законодательно для оказания мигрантам правовой, социальной и какой-либо иной помощи НКО не имеют, поэтому основная их деятельность выражается в проведении культурно-просветительные мероприятия, способствующих снижению уровня межэтнической напряженности, но радикально не решающих проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество.
Российская модель интеграции трудовых мигрантов схожа с германской, поскольку также не принимает «чужих» в свое общество, старается их вытеснить и обезопасить тем самым свою «нацию». Сегрегация мигрантов не приведет к успешному развитию общества, лишь к разрастанию розни на этнической почве. Поэтому упрощение процедуры натурализации, возможно, позволит частично снизить напряженность между мигрантами и местными.
Таким образом, вопрос интеграции трудовых мигрантов остается актуальным и сегодня, спустя 30 лет после образования Российской Федерации. Пересмотр отношения к мигрантам, а также выбор стратегии с не противоречащими друг другу механизмами адаптации и интеграции позволит избежать ошибок зарубежных стран.



1. Более 350 иностранцев в 2019 году сдали экзамен на знание русского языка в Центре тестирования ТПУ // Отделение русского языка. Школа базовой инженерной подготовки. - Томск., 2020. - URL: https://www.russian.tpu.ru/novosti/bolee-350-inostranczev-v-2019-godu- sdali-ekzamen-na-znanie-russkogo-yazyika-v-czentre-testirovaniya-tpu (дата обращения 08.04.2022).
2. В городском саду пройдут Дни узбекской культуры // Безформата. - Томск., 2019. -
URL: https://tomsk.bezformata.com/listnews/sadu-projdut-dni-uzbekskoj/13774947/ (дата
обращения: 08.05.2022).
3. В Петербурге заключено еще одно соглашение в сфере адаптации мигрантов //
Администрация Санкт-Петербурга. СПб, 2022. URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kmormp/news/230655/ (дата обращения: 08.05.2022).
В России зафиксирован скачок числа мигрантов // Ведомости. - М., 2019. - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/07/23/807137-rossii-skachok-chisla-migrantov (дата обращения: 29.04.2022).
4. В Россию переехали уже 800 тысяч человек по программе соотечественников // Спутник. - [Б. м.], 2018. - URL: https://lv.sputniknews.ru/20181122/V-Rossiyu-pereekhali-uzhe- 800-tysyach-chelovek-po-programme-sootechestvennikov-10091496.html (дата обращения: 05.05.2022).
5. В этом году из области выдворено в три раза больше нелегальных мигрантов // Новости vtomske.ru. - Томск., 2014. - URL: https://news.vtomske.ru/news/85081-v-etom-godu-iz- oblasti-vydvoreno-v-tri-raza-bolshe-nelegalnyh-migrantov (дата обращения: 08.05.2022).
6. Владимир Чеченцев: Вчера учёный — сегодня дворник! // PhD в России: портал аспирантов и докторантов. - [Б. м.], 2010. - URL: https://phdru.com/sciproblems/dvornik/ (дата обращения 30.04. 2022).
7. Гастарбайтеры-нелегалы в Томской тайге // Томские новости +. - Томск., 2012. -
URL: https://tomsk-novosti.ru/kontrolery-poka-ne-znayut-kak-borot-sya-s-massovy-m-
proniknoveniem-v-tajgu-gastarbajterov-nelegalov/ (дата обращения: 08.05.2022).
8. Глава МВД сообщил о нехватке денег на выдворение мигрантов из России // Российская газета. - М., 2016. - URL: https://rg.ru/2016/12/14/glava-mvd-soobshchil-o-nehvatke- deneg-na-vydvorenie-migrantov-iz-rossii.html (дата обращения: 29.04.2022).
9. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : указ от 22 июня 2006 г. № 637 : (ред. от 14 сен. 2012 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2022. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135348/9cf95e1cef34d74eca9a5792671e8c9 e40db0c88/ (дата обращения: 05.05.2022).
10. Гражданам Киргизии больше не нужен патент для работы в РФ // Коммерсантъ. - 2015. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2787293 (дата обращения: 08.05.2022).
11. ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА. Ксенофобия в 2017 году // Левада-центр : аналитический центр Юрия Левады. - М., 2017. - URL: https://www.levada.ru/2017/08/23/16486/ (дата обращения: 27.05.2022).
12. Дмитрий Рогозин: Мигранты мечтают отомстить за рабское положение // Независимая. - М., 2005. - URL: https://www.ng.ru/politics/2005-11-08/1_rogozin.html (дата обращения 10.05.2022).
13. Жители ЯНАО отговаривают россиян переезжать в регион. «Работы нет, жилье
дорогое» // URA.RU. Информационное агентство. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://ura.news/news/1052532037 (дата обращения 28.03.2022).
14. Заработать на мигрантах // РБК. - М., 2015. - URL:
https://www.rbc.ru/newspaper/2015/07/21/56bcb6499a7947299f72bda9 (дата обращения: 29.04.2022).
15. Исследование РБК: сколько Россия тратит на украинских беженцев // РБК. - М.,
2015. - URL: https://www.rbc.ru/society/22/06/2015/5575e79e9a79473a63e39b35 (дата
обращения: 29.04.2022).
..61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ