Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИБИРСКИЙ ПАНК КАК ФЕНОМЕН РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ

Работа №188866

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Панк как феномен контркультуры XX века 9
1.1 Общая характеристика и история становления панк культуры 9
1.2 Идеология и философия панка 14
1.3. Самопрезентация панков: внешний вид и коммуникативные практики 20
Глава 2. Сибирский панк: диалектика общего и особенного 24
2.1 История сибирского панка 24
2.2. Сибирский панк как часть мировой молодежной панк-культуры 32
2.3. Сибирский панк как уникальный музыкально-поэтический феномен 39
Глава 3. Сибирский панк в судьбах 45
3.1 Егор Летов: «скорый поезд вглубь в себя» 45
3.2. Янка Дягилева: «святые пустые места — это в небо с моста» 52
3.3 Роман Неумоев: «в ожидании любви и термоядерной войны» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63

Если рассматривать контркультуру как совокупность социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в определенной доминирующей культуре, то данный феномен существовал всегда, даже в древние времена. Придерживающиеся такой точки зрения исследователи называют проявлениями контркультуры движение киников в античной Греции, а также раннее христианство в контексте римской языческой культуры.
В отечественной науке существует множество определений контркультуры, представленных в научных трудах, словарях и энциклопедиях. В большинстве определений подчеркивается протестный характер контркультуры, которая противопоставляется доминирующей культуре и общепринятому официальному миропониманию. Контркультуру в современном мире чаще всего связывают с молодежными движениями 1960-х гг. Именно тогда впервые американским социологом Теодором Роззаком был выведем сам термин conterculture. Мы в данной работе будем придерживаться именно такого понимания концепции контркультуры. Наиболее часто контркультура представляет собой прогрессивное социальное явление, характерное для переломных моментов в истории человечества, связанных с кризисом традиционных ценностей того или иного общества. Такой момент в истории России связывают с последними десятилетиями XX века, а именно с приходом к власти Л. И. Брежнева, то есть с брежневской эпохой застоя, закатом и крушением Советского Союза, началом нового этапа отечественной истории, поисками новых идей, разочарованиями и снова поисками. Автора данной работы, интересует хронологический период с начала 1970-х до 2000-х, когда наиболее остро испытывалась исчерпанность старых смыслов, советских форм культуры, а надлом в сознании масс усиливался все больше. В такие периоды закономерно появление различных форм контркультуры и андерграунд-течений, в том числе, таких, как рок, панк и т.д.
Панк — крайне гетерогенный и динамичный культурный феномен, главным принципом которого изначально было уничтожение различных стереотипов и общепринятых установок. В данной работе, под панком мы понимаем не только музыкальный стиль - панкрок, а гетерогенную молодежную культуру со своими системами ценностей, определенными типами поведения, эстетическими и этическими программами. Как и множество других молодежных формаций, которые складывались вокруг некоего музыкального течения, панк сначала развивался и изучался как типичная молодежная субкультура. В процессе длительного преобразования, панк стал самостоятельной единицей контркультуры, преодолев путь от ранних форм тотального нигилизма, принципов «круши-ломай» конца 1970-х до формирования собственной позитивной программы, которая хоть и по-прежнему выступает против доминирующих смыслов, но несет в себе положительные самостоятельные идеи. Однако на данный момент существуют разные точки зрения на положение панка в контексте молодежных движений. Некоторые исследователи, рассматривают панк как часть контркультуры, иные — субкультуры. Поскольку мы считаем оппозиционную компоненту в данном молодежном движении определяющей, то будем понимать панк как часть контркультуры, а не субкультуры.
Как реакция на подобную переходную социокультурную ситуацию в стране появилось и уникальное музыкально-поэтическое движение сибирский панк, зародившееся в середине 1980-х гг. на территории Западной Сибири. Сибирский панк представлял собой круг андеграундных музыкантов, которых связывали не только географическая близость и личные контакты, но и уникальная специфика идей, резко отличающихся от рок-музыки, формировавшейся в Москве, Ленинграде и Свердловске. Самыми известными представителями данной контркультурной региональной формации стали группы «Г ражданская оборона» и «Инструкция по выживанию», исполнители Яна Дягилева и Вадим Кузьмин, поэт Мирослав Немиров и другие авторы, работавшие в Новосибирске, Тюмени и Омске.
Актуальность
Трансформация российского общества в ходе переломных десятилетий значительно изменила культурно-историческую ситуацию: границы между противоположными явлениями сместились, стали размытыми, а где-то и вовсе перестали существовать. Смыслы и ценности многих феноменов претерпели кардинальный пересмотр, становясь неопределенными и многозначными. Особое место не только в российской, но и мировой структуре культуры ХХ-ХХХ века занимает молодежная культура. Настроения молодежи, ее взгляды и идеалы отражают общий нравственный, идеологический и культурный климат в обществе. Молодое поколение наиболее часто становится социальной базой для формирования контркультуры. Контркультурные формации во многом определяют будущее культурное поле общества. Поэтому анализ контркультуры приобретает не только теоретическую, а также социально-практическую актуальность, которая диктуется необходимостью понимания процессов, происходящих в нынешней культуре. Необходимо отметить, что фундаментальные исследования в области контркультуры базируются на материалах центральных городов России, в то время как ситуация в регионах не исследована в полной мере. Также, как и мало изучен феномен сибирского панка, его специфика и особенности.
Степень изученности
В зарубежной науке проблема контркультуры стала исследоваться в связи с возникновением на Западе во второй половине XX века молодежных движений протеста, для обозначения которых и был введен термин контркультура. Официальное появление термина контркультура связано с именами Т. Роззака, Ч. Рейча и Дж.М. Йингера, которые проводили исследования по идеологии и практике молодежных движений 60-х годов. В работах Т. Роззака «Создание контркультуры» и Ч. Рейча «Зеленеющая Америка» были намечены основные теоретические концепции, которые впоследствии получили дальнейшее развитие как теория контркультуры. Названные авторы считали контркультуру порождением 60-х годов, молодежным движением, возникшим в США как протест, направленный на разрушение культуры потребления того времени.
Культура панка также стала предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей. Однако проведенный анализ литературы позволяет констатировать наличие незначительного числа публикаций, касающихся специфики этой контркультуры. В числе них работа «Философия панка» английского автора К. О'Хары, в которой содержится подробная характеристика западной панк-культуры, детально рассматриваются и анализируются многообразные аспекты и формы ее существования. Первые упоминания о панк-культуре в советской гуманитарной науке относятся к периоду 80-90-х гг. XX в. и характеризуются, как правило, негативной оценкой данного культурного явления. Более объективная интерпретация панк-культуры содержится в исследовании O. A. Аксютиной «Панк, как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве», в котором автор анализирует различные аспекты ее бытования, касаясь особенностей генезиса и сущностных характеристик.
Автору не удалось найти фундаментальных работ о феномене сибирского панк рока. На данный момент, существует ряд публикаций, которые представлены в виде различных сборников интервью, воспоминаний, фотографий и текстов песен, которые издавались непосредственными участниками и свидетелями событий развития сибирского панка. К таким публикациям относятся: «Рок в Сибири. Книга первая. Как я в это вляпался» и «Рок в Сибири. Книга вторая. Повстанческая армия имени Чака Берри» Романа Неумоева (лидер группы «Инструкция по Выживанию»), «Зачатие сибирского панк-рока. Автобиографическое чтиво», «Кайфовые хроники» (лидер группы «Путти»), сборник интервью Егора Летова «Офлайн», который посмертно выпустил его родной брат Сергей Летов. В данном ключе необходимо упомянуть сборник интервью Ивана Смеха и Владимира Козлова «Следы на снегу». Последний работал также над одноименным фильмом, который был выпущен в 2014 году и послужил основой для создания данной книги.
Помимо сборников интервью и литературы, которые исходят из рефлексии самих участников сибирского панка, существует ряд публикаций, исследующих данную контркультурную формацию с частных позиций литературоведения и лингвистики. К таким публикация можно отнести статьи М. К. Мюллер «Принцип монтажа в песенной лирике Янки Дягилевой», А. С. Новицкой «Мотив возвращения в творчестве Егора Летова», А. Н. Чернякова «Снаружи всех измерений» имперсональная топика Егора Летова», а также статья российского литературоведа И. В. Кукулина в 6 номере 2001 года журнала «Новое литературное обозрение», где автор анализирует лирику Егора Летова в рамках традиции неподцензурной литературы СССР 1980-90-х годах.
Объект: традиция панка как часть европейской, американской и отечественной контркультуры конца XX века.
Предмет: феномен и специфика музыкально-поэтического движения сибирский панк.
Проблема: осмысление трансформации традиции панка при движении от центра к периферии.
Цель: проанализировать своеобразие сибирского панка в контексте общей традиции панк-культуры последних десятилетий XX века.
Задачи:
1. Определить основные характеристики молодежной контркультуры.
2. Рассмотреть историю формирования панк-культуры в странах прародительницах: Америке и Англии.
3. Изучить историю становления панк-культуры в России.
4. Выявить специфические особенности сибирского панка.
5. Произвести анализ песенных текстов представителей сибирского панка.
В работе использованы следующие методы научного исследования: историкокультурный, компаративный и биографический методы. Также используются элементы литературоведческого анализа поэтических текстов, которые использовались представителями сибирского панка в качестве песен.
Новизна данной работы обуславливается малой изученностью явлений контркультуры в регионах, в частности, сибирского панка. Несмотря на большую популярность таких групп как «Гражданская оборона», «Инструкция по выживанию» и исполнителей Яны Дягилевой, Вадима Кузьмина и других, на данный момент не существует ни одной фундаментальной монографии, которая описывала бы генезис и историю развития данного течения.
Также автором было замечено, что имеющиеся на данный момент научные статьи, посвященные представителям сибирского панка, относятся к области литературоведческого знания. В рамках данной работы впервые предпринимает попытка многоаспектного культурологического исследования феномена сибирского панка.
Теоретическая значимость. Комплексный анализ феномена сибирского панка, выявление его духовных смыслов, генезиса и места в пространстве культуры позволяет углубить научные представления о природе и особенностях развития региональных модификаций молодежной контркультуры.
Практическая ценность обуславливается тем, что материал, собранный в ходе исследования, и его результаты могут послужить базой для создания учебных курсов по истории, теории и современному состоянию молодежных культур, субкультур и движений, для написания справочных пособий по этой тематике, а также в осуществлении культурно - воспитательной политики по работе с молодежью.
Структура выпускной квалификационной работы содержит следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из трех глав, а также заключение и список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её практическая значимость, обосновываются проблема, цель и задачи данной работы. В основной части работы решаются поставленные перед исследованием задачи. В первой главе повествуется о возникновении и формировании панк культуры в Америке, Англии и России. Во второй главе анализируется феномен сибирского панка, описывается история возникновения и стилистические черты, включающие и выделяющие данную формацию из общей традиции панка. В третьей главе проведен анализ рок-текстов Егора Летова, Яны Дягилевой и Романа Неумоева. В заключении суммируются все выводы, произведенные в ходе работы.
Апробация
Основные положения данной выпускной квалификационной работой были представлены в виде лекции «Сибирский панк: традиции и новации» для студентов культурологов в рамках прохождения педагогической практики в НИ ТГУ в апреле 2020 года.
Положения выносимые на защиту:
1. Панк — молодежная контркультура, которая, как правило, является реакцией на кризисные состояния общества. Ее мощный протестный потенциал привлекает молодежь, что способствует распространению в разных уголках мира, в том числе и в Сибири.
2. Сибирский панк будучи феноменом молодежной региональной контркультуры, является не только частью классической традиции панка, отголоском его центральных идей, но и уникальным явлением со специфическими чертами и характеристиками.
3. Своеобразие сибирского панка заключается в резком непринятии тоталитаризма, политизированности, отрицании традиционной панк-атрибутики, уникальном звучании, интеллектуализме, текстоцентризме. Кроме того, в поэтике сибпанка наблюдается интерес к фольклорным мотивам, а также выход на экзистенциальные и метафизические вопросы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Панк появился в среде молодежи на Западе в конце 60-х гг, как следствие кризисных условий существования американского и английского обществ второй половины ХХ века. Изначально панк формировался в США вокруг музыкальных групп, исполнявших свою музыку в гаражах, в следствии чего, данное музыкальное течение изначально получило название гаражный рок. В середине 70-х это веяние было воспринято Великобританией, где вскоре стало называться панк-роком.
В Америке панк был протестной реакцией общепринятым ценностям капиталистической системы. В Англии панк обрел популярность в связи со сложными экономическими обстоятельствами. Данная контркультура появилась в период самой крупной безработицы, когда атмосфера социального отчаяния распространилась наиболее полно среди молодежи. Важно сказать, что в виду невероятной популярности панк-культуры, к концу 70-х в Великобритании количество панк-групп стало свыше тысячи. В итоге, массовая культура поглотила контркультуру, сделав ее выгодным продуктом для своих коммерческих целей. По этой причине стали появляться небольшие независимые лейблы и самиздатовые журналы, которые стояли на позиции отрицания коммерциализации и проповедовали принцип DIY.
Необходимо отметить, что именно в Великобритании в середине 70-х происходит формирование панк-традиции, а именно ее этических и эстетических принципов, которые будут в дальнейшем распространены в другие страны. Резюмируя, стоит сказать, что по своей сути идейно-мировоззренческие категории панков являются революционными, нонконформистскими и антиэтатистскими. Априорными идеалами выступают абсолютная свобода личности и острый протест по отношению ко всем формам доминирующей культуры. Панки открыто декларировали идею свободы, критику власти и милитаризма, транслировали протест и эпатаж. Саморепрезентация данной неформальной молодежи реализовывалась через специфический внешний вид, а также с помощью внутренних формы коммуникации — самиздат и панк-зины, а также организацию концептуальных фестивалей и акций.
Панк в СССР зародился намного позже, нежели чем на Западе: лишь в конце 70-х, когда в Англии и Америке данная контркультура переживала закат. Первые панк-группы на территории СССР появились в Таллине в 1976 году. Позднее, ввиду территориальной близости, панк-культура была воспринята молодежью Ленинграда. Там же появилась первая панк-группа РСФРС «Автоматические удовлетворители» (1979). Затем, панк-группы стали появляться в Москве и Свердловске, но все, что объединяло этих панков это стремление подражать западным формам.
С начало 80-х в СССР происходит ужесточение режима, как следствие молодежь становится более радикальной, начинает активно осмыслять себя оппозиционно по отношению к действующей государственности. На этой почве на территории Западной Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск) появляется музыкально-поэтическое движение сибирский панк. Данная молодежная контркультурная формация развивалась сложно и интересно. Она вбирала в себя традиционные формы панк-культуры: нигилизм, радикальный протест, принципы DIY культуры, активно развивалась культура подпольных изданий. Однако смогла сформировать свой уникальный символический код, стать не только вариацией каноничной традиции, но и оригинальной яркой линией.
Говоря о протесте сибирского панка, стоит отметить, что он нес в себе радикальные антитоталитарные идеи. Это выражалось как песенной риторике, так и в образе поведения и позиционирования.
Было установлено, что сибирских панков выделяло игнорирование традиционной внешней атрибутики панк-культуры. Молодежь в Сибири предпочитала удобную и практичную одежду заместо сложных и эпатажных западноевропейских панк-образов.
Также было отмечено, что уникальное музыкальное звучание групп данной молодежной контркультуры было обусловлено самодельными инструментами и аппаратурой, которые давали специфическое шумовое звучание.
Сибирский панк выделялся среди иных явлений панк-культуры, тем что социальной базой была образованная высокоинтеллектуальная молодежь сибирских городов, ее представители, как правило, были студентами высших учебных заведений, в основном, гуманитарного профиля. Среди деятелей данной региональной молодежной контркультуры наблюдалась любовь к философии: представители интересовались как западной, так и восточной традициями, отсюда метафизический поиск и экзистенциальные вопросы в творчестве. Кроме того, сибирские панки были начитаны, интересовались различными текстами, в том числе запрещенной литературой, которая привозилась друзьями или родственниками из-за границы.
В этой связи, закономерно то, что сибирский панк выделяет текстоцентризм — многие из музыкантов этого круга воспринимаются как поэты специфической оригинальной традиции. В рамках данного исследования, были выявлены основные смысловые доминанты поэтики главных действующих лиц сибирской панк-рок сцены, а именно Егора Летова, Янки Дягилевой и Романа Неумоева. Так, доминирующей идеей в рок-текстах является тема смерти, представленная в различных семантических интерпретациях. Экзистенциализм, одиночество человека, категория абсурда выступают как магистральные линии постижения и интерпретации бытия.



. — № 5 (25). — URL: www.sisp.nkras.ru.
2. Аксютина О. А. Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве: дис. канд. культурологии / О. А. Аксютина. — М., 2003. — 245 с.
3. Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке / А. С. Алексеев. — М. : АСТ, 2009. — 560 с.
4. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период / Л. М. Алексеева. — М. : Весть, 1992. — 348 с.
5. Арустамова А. А. Урбанистическое сознание и русская рок-поэзия 1980-1990 гг.: к специфике воплощения / А. А. Арустамова, С. Ю. Королева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2000. — № 3. — С. 84-92.
6. Багичева В. В. Концепт «жизнь» в творчестве Янки Дягилевой // Русская рок- поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. — Екатеринбург; Тверь : Твер. гос. ун-т, 2008. — Вып.10. — С. 138-145.
7. Багичева В. В. Концепт «смерть» в творчестве Янки Дягилевой / В. В. Багичева, Н. В. Багичева // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. — Тверь; Екатеринбург : Твер. гос. ун-т, 2007. — Вып. 9. — С. 55-69.
8. Баталов Э. Я. Философия бунта. (Критика идеологии левого радикализма) / Э. Я. Баталов. — М. : Политиздат, 1973. — 222 с.
9. Бурдье П. Социология политики / П. Бурдье. — М. : Socio-Logos, 1993. — 336 с.
10. Верморел Ф. «Sex Pistols»: подлинная история / Ф. Верморел, Д. Верморел. — СПб., 1994. — 333 с.
11. Волков С. Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича, записанные и отредактированные Соломоном Волковым [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — 1979. — URL: http://testimony-rus.narod.ru/.
12. Гололобов И. Панк в России: краткая история эволюции / И. Гололобов, И. Стейнхольт, Х. Пилкингтон // Логос. — 2016. — Т. 26. — № 4. — С. 27-51.
13. Давыдов Ю. Н. Социология контркультуры: инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянский. — М. : Наука, 1980. — 264 с.
14. Даниэль А. Ю. Истоки и смысл советского Самиздата [Электронный ресурс] // Антология самиздата. — Электрон. дан. — URL: http://antology.igrunov.ru/a_daniel.html (дата обращения: 01.05.2017).
15. Двести лет одиночества. Интервью с Егором Летовым // Контр Культ Ур'а. — 1991. — № 3. — С.7-19.
..65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ