АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИЗДЕЛИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЕТАЛЛОПЛАСТИКИ ЭПОХИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
|
Введение 3
1 Археологический контекст изделий
Художественной металлопластики 10
1.1 Погребальные комплексы 10
1.2 Поселенческие памятники 21
1.3 Культовые места и клады 22
2 Изделия художественной металлопластики в погребальном
обряде 26
2.1 Археологический контекст и классификация артефактов 28
2.2 Региональная специфика использования
изделий художественной металлопластики в погребальном
обряде 39
3 Художественная металлопластика как источник для
реконструкции социально-экономических отношений культур эпохи
раннего средневековья Западной Сибири 42
3.1 Взаимосвязь археологического контекста с
Половозрастными характеристиками 42
3.2 Роль изделий художественной металлопластики в системе
социальной стратификации 46
Заключение 51
Список источников и литературы 54
Приложение 57
1 Археологический контекст изделий
Художественной металлопластики 10
1.1 Погребальные комплексы 10
1.2 Поселенческие памятники 21
1.3 Культовые места и клады 22
2 Изделия художественной металлопластики в погребальном
обряде 26
2.1 Археологический контекст и классификация артефактов 28
2.2 Региональная специфика использования
изделий художественной металлопластики в погребальном
обряде 39
3 Художественная металлопластика как источник для
реконструкции социально-экономических отношений культур эпохи
раннего средневековья Западной Сибири 42
3.1 Взаимосвязь археологического контекста с
Половозрастными характеристиками 42
3.2 Роль изделий художественной металлопластики в системе
социальной стратификации 46
Заключение 51
Список источников и литературы 54
Приложение 57
Художественная металлопластика является одним из ярчайших отражений духовной культуры древних обществ. Она представляет собой отлитые из бронзы плоские и объемные изображения, имеющие различное функциональное назначение. Металлопластика Западной Сибири имеет общие стилистические черты и сюжеты, фиксируются и абсолютно идентичные предметы, при этом сохранятся и своя локальная специфику.
Изделия художественной металлопластики эпохи раннего средневековья представлены на памятниках неравномерно. Наибольшее число изделий фиксируется на погребальных комплексах, это характерно как для релкинской, так и верхнеобской культур. Обширный материал представлен на культовых местах, а также в качестве кладов. Стоит отметить схожесть этих категорий памятников и провести грань между ними. Оба типа представляют собой группу предметов, найденную вместе и не привязанную к определённому археологическому объекту. Культовое место - комплекс артефактов, имеющий определенные закономерности в географическом расположении или их положении в культурном слое, которые могут указывать на культовое применение. Клады же представляют собой группу предметов, контекст которых неизвестен или отсутствуют определенные тенденции в их локализации. Они являются одним и самых трудно-интерпретируемых и классифицируемых видов источников. Н.В. Федоровой было высказано несколько позиций касательно происхождения данных объектов . Согласно первой, клады следствие длительного накопление (древние святилища) или одномоментные захоронения. Вторая позиция относит клады к случайным находкам и результатам деятельности черных копателей. Третья по распространенности категория - случайные находки. Это единичные изделия, которые поступили в место хранения из внешних источников и от третьих лиц, а информация о контексте не сохранилась. Для поселенческих памятников художественная металлопластика весьма редкое явление.
На территории Нарымского Приобья впервые изделия художественной металлопластики были найдены еще в 1896 г. С.К. Кузнецовым. Материалы принадлежат памятнику Архиерейская Заимка и опубликованы в Отчете Археологической комиссии за 1889 г., а после переизданы в Записках русского археологического общества А.А. Спицыным. Им же написана работа «Шаманские изображения», в которую также вошли релкинские предметы. В 1947 г. был открыт знаковый памятник Томской области могильник Релка, на котором зафиксировано наибольшее число предметов культового литья. В публикации А.П. Дульзона «Археологические памятники Томской области» он значился как «Молчановское селище Релка» и был датирован карасукским временем. Археологические изыскания проведены в 1963, 1964 и 1966 гг. и по их итогам в монографии Л.А. Чиндиной «Могильник Релка на Средней Оби» опубликован обширный материал . Проблематике культового литья посвящен раздел второй главы, в которой был описан и систематизирован весь инвентарь памятника. Опубликованы описания и изображения культовой металлопластики, а также проведена классификация по технологическому и сюжетному признакам. По технике изготовления изделия разделены на плоские, полые и объемные, а по сюжетам на антропоморфные, сложные и зооморфные с подвариантами. В 1983 г. выходит монография О.Б. Беликовой и Л.М. Плетневой «История Томского Приобья в V-VIII вв. н.э.». В данную публикацию были включены материалы Архиерейской Заимки, Тимриязевской курганной группы I и Тимирязевской курганной группы II. Также даны описания изделий, найдены их аналогии с других памятников и культур, поддержана классификация Л.А. Чиндиной. В 1984 г. выходит статья Я.А. Яковлева «Средневековое культовое литье Нарымского приобья», в которой классификация Л.А. Чиндиной была распространена на все известные раннесредневековые изображения Нарымского Приобья. Далее свое развитие она получила в монографии «История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья» Л.А. Чиндиной. Была расширена группа зооморфных изображений, добавлены варианты к подгруппам, а также увеличена источниковедческая база. Рассмотрено место релкинского литья в структуре металлопластики Среднего Приобья, и, таким образом, оно было причислено к характерному для этого региона звериному стилю.
Для верхнеобской культуры обобщающая характеристика культового литья дана в монографии Т.Н. Троицкой и А.В. Новикова «Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье». В данной работе были описаны основные виды встречающихся изображений, а также дана их краткая характеристика. Материалы разделены на изображение медведей, изображения прочих животных, орнитоморфные изображения и антропоморфные. Также изделия культового литья публиковались в работе В.И. Молодина «Древнее искусство Западной Сибири» и отдельных статьях, посвященных памятникам данной культуры.
В Омском Прииртышье первые находки изделий художественной металлопластики отнесены к периоду с 1894 по 1914 гг. Они были присланы от крестьянина С. Усова, им были собраны в том числе и средневековые материалы, опубликованные в Отчетах Археологической комиссии. В Тобольском губернском музее на рубеже XIX-XX вв. формируется коллекция с зооморфными изображениями, переданная В.П. Митинским. Материалы были опубликованы в Хрониках музея за 1898 г. Вплоть до середины 1940х гг. продолжаются отдельные публикации материалов.
Второй период ознаменован появлением концептуальных трудов. Потчевашская культура была выделена В. И. Мошинской в 1953 г. и получило свое обоснование в статье «Городище и курганы Потчеваш (К вопросу о потчевашской культуре)». В этой же работе освящена коллекция с раскопок Дмитриева-Мамонтова, в коллекцию которых входит несколько изделий культовой металлопластики, а именно антропоморфных изображений. В 1957 г. выходит работа В.Н. Чернецова «История Нижнего Приобья в 1 тыс. н.э.», в которой был датирован и осмыслен имеющийся материал, а также проведено сравнение аналогичных изделий с Прикамья и Урала.
С 1960-х гг. начинается третий этап в изучении потчевашской культуры. Значительный вклад в ее изучение внес В.А. Могильников. В своих публикация он отмечал влияние тюркоязычной культуры на формирование антропоморфных изображений и затрагивал интерпретацию ряда изображений. В 1967 г. А.С. Шемякина открыла ряд памятников по верхнему и среднему течению р. Тары. В опубликованный материал в «Археологических открытиях» вошли и изображения художественной металлопластики. Продолжаются активные работы на памятниках раннего средневековья. Е.М. Данченко изучалось кулайское наследие в Потчевашской культуре, в том числе и в формирование бронзового литья. В целом, художественная металлопластика не была основным объектом изучения в этот период и в основном, сводилась к краткой характеристике. С 1990-х гг. данная тема начинает разрабатываться Б.А. Кониковым. Им была разработана классификация этих изделий и предложено их функциональное назначение. Также активно публикуется новый материал.
Таким образом, классификации и семантике культовой металлопластики посвящено достаточно много работ, однако в данных исследованиях не уделено должное внимание археологическому анализу контекста их местонахождения. В основном, специфика работы с данными изделиями сводилась к сравнению технологических и внешних характеристик. Данный аспект имеет достаточно большое значение, поскольку функционал и контекст позволяют сформировать наиболее полное представление о месте культовой металлопластики в системе духовной культуры рассматриваемых обществ. Все это и обуславливает актуальность данной работы.
Цель работы - установить и интерпретировать контекст обнаружения изделий художественной металлопластики эпохи раннего средневековья Западной Сибири.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Выделить закономерности в местонахождении типологически схожих изделий художественной металлопластики на различных видах археологических памятников;
2. Рассмотреть особенности археологического контекста изделий художественной металлопластики в погребальном обряде;
3. Выявить специфику использования изделий художественной металлопластики в реконструкции социально-экономических отношений культур эпохи раннего средневековья Западной Сибири.
Территориальные рамки определены локализацией памятников культур релкинской культурной общности (материалы релкинской, потчевашской и верхнеобской культур), а именно Томским, Нарымским и Новосибирским Приобьем и Омским Прииртышьем.
Хронологические рамки - V-IX вв. н.э.
Работа базируется на нескольких видах источников:
1. Коллекции Музея истории, археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского, которые включают в себя значительное число материалов памятников релкинской культуры и случайных находок;
2. Полевая документация и отчеты, хранящиеся в Музее истории, археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского;
3. Монографии и статьи с публикацией материалов культового литья. Отчеты Императорской археологической комиссии и Записки русского археологического общества.
Объект исследования - изделия художественной металлопластики памятников эпохи раннего средневековья Западной Сибири
Предмет исследования - археологический контекст изделий
художественной металлопластики
Методы исследования: Сравнительно-типологический, историко
системный, метод аналогий.
Работа состоит следующих структурных элементов: введения, трех глав и заключения
В ведении представлена актуальность, цели и задачи работы, краткая историография, территориальные и хронологические рамки, а также методология исследования.
Первая глава состоит из 3 параграфов и содержит краткий обзор памятников и их типов, на которых встречается художественная металлопластика. Рассматриваются отдельные изображения и выделяются основные стилистические черты изделий. Выделяются основные тенденции в распространении изображений.
Вторая глава посвящена месту культового литья в погребальном обряде. В первом параграфе подробно рассматривается контекст каждого изображения и сочетание с сопроводительным инвентарем погребений. Во втором параграфе выделяются основные тенденции в расположении изделий в захоронениях. Рассматриваются особенности расположения в насыпях, погребениях, совершенных по обряду ингумации и в погребениях, совершенных по обряду кремации. Также подробно изучены региональные особенности применения литья в погребальном обряде.
Третья глава содержит 2 параграфа. В первом параграфе рассматривается взаимосвязь отдельных образов с половозрастными характеристиками погребенных. Дается попытка обосновать эти тенденции с точки зрения мифологии и религиозных воззрений населения Западной Сибири более поздних периодов. Во втором параграфе изделия художественной металлопластики встраиваются в систему социальной стратификации. Выделены основные маркеры принадлежности погребений к различным слоям населения, обосновывается социальная структура с точки зрения археологического материала и с помощью этих критериев выделяются образы, характерные для каждой из групп.
В заключении представлены общие итоги и основные выводы проделанной работы.
Приложение состоит из одного раздела, в котором представлены иллюстрации изделий, включенных в подборку исследования.
Изделия художественной металлопластики эпохи раннего средневековья представлены на памятниках неравномерно. Наибольшее число изделий фиксируется на погребальных комплексах, это характерно как для релкинской, так и верхнеобской культур. Обширный материал представлен на культовых местах, а также в качестве кладов. Стоит отметить схожесть этих категорий памятников и провести грань между ними. Оба типа представляют собой группу предметов, найденную вместе и не привязанную к определённому археологическому объекту. Культовое место - комплекс артефактов, имеющий определенные закономерности в географическом расположении или их положении в культурном слое, которые могут указывать на культовое применение. Клады же представляют собой группу предметов, контекст которых неизвестен или отсутствуют определенные тенденции в их локализации. Они являются одним и самых трудно-интерпретируемых и классифицируемых видов источников. Н.В. Федоровой было высказано несколько позиций касательно происхождения данных объектов . Согласно первой, клады следствие длительного накопление (древние святилища) или одномоментные захоронения. Вторая позиция относит клады к случайным находкам и результатам деятельности черных копателей. Третья по распространенности категория - случайные находки. Это единичные изделия, которые поступили в место хранения из внешних источников и от третьих лиц, а информация о контексте не сохранилась. Для поселенческих памятников художественная металлопластика весьма редкое явление.
На территории Нарымского Приобья впервые изделия художественной металлопластики были найдены еще в 1896 г. С.К. Кузнецовым. Материалы принадлежат памятнику Архиерейская Заимка и опубликованы в Отчете Археологической комиссии за 1889 г., а после переизданы в Записках русского археологического общества А.А. Спицыным. Им же написана работа «Шаманские изображения», в которую также вошли релкинские предметы. В 1947 г. был открыт знаковый памятник Томской области могильник Релка, на котором зафиксировано наибольшее число предметов культового литья. В публикации А.П. Дульзона «Археологические памятники Томской области» он значился как «Молчановское селище Релка» и был датирован карасукским временем. Археологические изыскания проведены в 1963, 1964 и 1966 гг. и по их итогам в монографии Л.А. Чиндиной «Могильник Релка на Средней Оби» опубликован обширный материал . Проблематике культового литья посвящен раздел второй главы, в которой был описан и систематизирован весь инвентарь памятника. Опубликованы описания и изображения культовой металлопластики, а также проведена классификация по технологическому и сюжетному признакам. По технике изготовления изделия разделены на плоские, полые и объемные, а по сюжетам на антропоморфные, сложные и зооморфные с подвариантами. В 1983 г. выходит монография О.Б. Беликовой и Л.М. Плетневой «История Томского Приобья в V-VIII вв. н.э.». В данную публикацию были включены материалы Архиерейской Заимки, Тимриязевской курганной группы I и Тимирязевской курганной группы II. Также даны описания изделий, найдены их аналогии с других памятников и культур, поддержана классификация Л.А. Чиндиной. В 1984 г. выходит статья Я.А. Яковлева «Средневековое культовое литье Нарымского приобья», в которой классификация Л.А. Чиндиной была распространена на все известные раннесредневековые изображения Нарымского Приобья. Далее свое развитие она получила в монографии «История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья» Л.А. Чиндиной. Была расширена группа зооморфных изображений, добавлены варианты к подгруппам, а также увеличена источниковедческая база. Рассмотрено место релкинского литья в структуре металлопластики Среднего Приобья, и, таким образом, оно было причислено к характерному для этого региона звериному стилю.
Для верхнеобской культуры обобщающая характеристика культового литья дана в монографии Т.Н. Троицкой и А.В. Новикова «Верхнеобская культура в Новосибирском Приобье». В данной работе были описаны основные виды встречающихся изображений, а также дана их краткая характеристика. Материалы разделены на изображение медведей, изображения прочих животных, орнитоморфные изображения и антропоморфные. Также изделия культового литья публиковались в работе В.И. Молодина «Древнее искусство Западной Сибири» и отдельных статьях, посвященных памятникам данной культуры.
В Омском Прииртышье первые находки изделий художественной металлопластики отнесены к периоду с 1894 по 1914 гг. Они были присланы от крестьянина С. Усова, им были собраны в том числе и средневековые материалы, опубликованные в Отчетах Археологической комиссии. В Тобольском губернском музее на рубеже XIX-XX вв. формируется коллекция с зооморфными изображениями, переданная В.П. Митинским. Материалы были опубликованы в Хрониках музея за 1898 г. Вплоть до середины 1940х гг. продолжаются отдельные публикации материалов.
Второй период ознаменован появлением концептуальных трудов. Потчевашская культура была выделена В. И. Мошинской в 1953 г. и получило свое обоснование в статье «Городище и курганы Потчеваш (К вопросу о потчевашской культуре)». В этой же работе освящена коллекция с раскопок Дмитриева-Мамонтова, в коллекцию которых входит несколько изделий культовой металлопластики, а именно антропоморфных изображений. В 1957 г. выходит работа В.Н. Чернецова «История Нижнего Приобья в 1 тыс. н.э.», в которой был датирован и осмыслен имеющийся материал, а также проведено сравнение аналогичных изделий с Прикамья и Урала.
С 1960-х гг. начинается третий этап в изучении потчевашской культуры. Значительный вклад в ее изучение внес В.А. Могильников. В своих публикация он отмечал влияние тюркоязычной культуры на формирование антропоморфных изображений и затрагивал интерпретацию ряда изображений. В 1967 г. А.С. Шемякина открыла ряд памятников по верхнему и среднему течению р. Тары. В опубликованный материал в «Археологических открытиях» вошли и изображения художественной металлопластики. Продолжаются активные работы на памятниках раннего средневековья. Е.М. Данченко изучалось кулайское наследие в Потчевашской культуре, в том числе и в формирование бронзового литья. В целом, художественная металлопластика не была основным объектом изучения в этот период и в основном, сводилась к краткой характеристике. С 1990-х гг. данная тема начинает разрабатываться Б.А. Кониковым. Им была разработана классификация этих изделий и предложено их функциональное назначение. Также активно публикуется новый материал.
Таким образом, классификации и семантике культовой металлопластики посвящено достаточно много работ, однако в данных исследованиях не уделено должное внимание археологическому анализу контекста их местонахождения. В основном, специфика работы с данными изделиями сводилась к сравнению технологических и внешних характеристик. Данный аспект имеет достаточно большое значение, поскольку функционал и контекст позволяют сформировать наиболее полное представление о месте культовой металлопластики в системе духовной культуры рассматриваемых обществ. Все это и обуславливает актуальность данной работы.
Цель работы - установить и интерпретировать контекст обнаружения изделий художественной металлопластики эпохи раннего средневековья Западной Сибири.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Выделить закономерности в местонахождении типологически схожих изделий художественной металлопластики на различных видах археологических памятников;
2. Рассмотреть особенности археологического контекста изделий художественной металлопластики в погребальном обряде;
3. Выявить специфику использования изделий художественной металлопластики в реконструкции социально-экономических отношений культур эпохи раннего средневековья Западной Сибири.
Территориальные рамки определены локализацией памятников культур релкинской культурной общности (материалы релкинской, потчевашской и верхнеобской культур), а именно Томским, Нарымским и Новосибирским Приобьем и Омским Прииртышьем.
Хронологические рамки - V-IX вв. н.э.
Работа базируется на нескольких видах источников:
1. Коллекции Музея истории, археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского, которые включают в себя значительное число материалов памятников релкинской культуры и случайных находок;
2. Полевая документация и отчеты, хранящиеся в Музее истории, археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского;
3. Монографии и статьи с публикацией материалов культового литья. Отчеты Императорской археологической комиссии и Записки русского археологического общества.
Объект исследования - изделия художественной металлопластики памятников эпохи раннего средневековья Западной Сибири
Предмет исследования - археологический контекст изделий
художественной металлопластики
Методы исследования: Сравнительно-типологический, историко
системный, метод аналогий.
Работа состоит следующих структурных элементов: введения, трех глав и заключения
В ведении представлена актуальность, цели и задачи работы, краткая историография, территориальные и хронологические рамки, а также методология исследования.
Первая глава состоит из 3 параграфов и содержит краткий обзор памятников и их типов, на которых встречается художественная металлопластика. Рассматриваются отдельные изображения и выделяются основные стилистические черты изделий. Выделяются основные тенденции в распространении изображений.
Вторая глава посвящена месту культового литья в погребальном обряде. В первом параграфе подробно рассматривается контекст каждого изображения и сочетание с сопроводительным инвентарем погребений. Во втором параграфе выделяются основные тенденции в расположении изделий в захоронениях. Рассматриваются особенности расположения в насыпях, погребениях, совершенных по обряду ингумации и в погребениях, совершенных по обряду кремации. Также подробно изучены региональные особенности применения литья в погребальном обряде.
Третья глава содержит 2 параграфа. В первом параграфе рассматривается взаимосвязь отдельных образов с половозрастными характеристиками погребенных. Дается попытка обосновать эти тенденции с точки зрения мифологии и религиозных воззрений населения Западной Сибири более поздних периодов. Во втором параграфе изделия художественной металлопластики встраиваются в систему социальной стратификации. Выделены основные маркеры принадлежности погребений к различным слоям населения, обосновывается социальная структура с точки зрения археологического материала и с помощью этих критериев выделяются образы, характерные для каждой из групп.
В заключении представлены общие итоги и основные выводы проделанной работы.
Приложение состоит из одного раздела, в котором представлены иллюстрации изделий, включенных в подборку исследования.
Художественная металлопластика - неотъемлемая часть культуры древних обществ раннего средневековья Западной Сибири. Это часть межкультурного феномена, охватывающего территорию не только Западной Сибири, но Урала и Прикамья. Художественное литье объединяет культуры этих регионов общностью сюжетов и образов, но в тоже время сохраняет свою внутрикультурную специфику. Сохраняется и преемственность изображений других эпох, стилистические особенности преобразуются под влиянием прогресса, но ядро религиозно-мифологических верований остается, что делает художественное литье одним из важнейших источников для исследования духовной жизни древних культур.
Основной целью работы являлось комплексное изучение и интерпретация контекста обнаружения изделий художественной металлопластики эпохи раннего средневековья Западной Сибири. Анализ археологического контекста дал следующие результаты.
Во-первых, был проведен анализ распространения типологически схожих изделий на различных видах археологических памятниках. В работу вошли 114 изделий из Томского, Нарымского, Новосибирского Приобья и Омского Приишьмья. Художественная металлопластика, преимущественно, фиксируется на культовых местах и погребальных комплексах, что говорит об ее исключительно религиозно-культовом значении. Для поселенческих комплексов это достаточно редкое явление.
Во-вторых, были рассмотрены особенности применения культового литья в погребальном обряде. Выявлены специфические различия в применении ряда изображений при разных способах захоронения. Также, существуют определенные закономерности в расположении предметов культовой металлопластики в погребении. Например, в насыпях и в погребениях, совершенных по обряду кремации внутри или рядом с сосудом, а также в скоплении инвентаря. В погребениях, совершенных по обряду ингумации: в области ног, в области шеи и груди, на поясе, внутри или рядом с сосудом. Схожесть применения изделий в погребениях, совершенных по обряду кремации, и расположенных рядом и в насыпях может подтверждать теорию Л.А. Чиндиной о том, что скопления предметов в насыпи являются кенотафами. В использовании художественно литья в погребальном обряде существует региональная специфика, заключающаяся в различном распределении изделий по объектам погребальных комплексов.
Наконец, была выявлена специфика использования изделий художественной металлопластики в реконструкции социально-экономических отношений культур эпохи раннего средневековья Западной Сибири. Изделия художественной металлопластики, преимущественно, фиксируются в погребениях взрослых индивидуумов. Исключение составляют изделия с антропоморфными изображениями, которые универсальны практически для всех категорий погребений. Для женских погребений характерно использование антропоморфных изображений только в связке с орнитоморфными. Это наблюдается в погребения средней социальной прослойки. В женских погребениях с высоким социальными статусом характерно применение уже зооорнитоморфных изделий с личиной, которые также сочетают в себе орнитоморфные и антропоморфные изображения. В мужских же погребениях напротив преобладают изделия с медведем в различных вариациях. Специфичным для мужских погребений являются и сложные изделия с изображением борьбы зверей. Зооорнитоморфные изделия с личиной являются общими для женских и мужских элитарных погребений. По мере повышения социального статуса наблюдается усложнение и расширение образов и повышение качества предметов.
Таким образом, анализ контекста обнаружения изделий художественной металлопластики позволяет существенно расширить представления о социльном статусе погребенных, о стратификации общества и попытаться приблизиться к пониманию древних верований и представлений о духовной культуре.
49
Основной целью работы являлось комплексное изучение и интерпретация контекста обнаружения изделий художественной металлопластики эпохи раннего средневековья Западной Сибири. Анализ археологического контекста дал следующие результаты.
Во-первых, был проведен анализ распространения типологически схожих изделий на различных видах археологических памятниках. В работу вошли 114 изделий из Томского, Нарымского, Новосибирского Приобья и Омского Приишьмья. Художественная металлопластика, преимущественно, фиксируется на культовых местах и погребальных комплексах, что говорит об ее исключительно религиозно-культовом значении. Для поселенческих комплексов это достаточно редкое явление.
Во-вторых, были рассмотрены особенности применения культового литья в погребальном обряде. Выявлены специфические различия в применении ряда изображений при разных способах захоронения. Также, существуют определенные закономерности в расположении предметов культовой металлопластики в погребении. Например, в насыпях и в погребениях, совершенных по обряду кремации внутри или рядом с сосудом, а также в скоплении инвентаря. В погребениях, совершенных по обряду ингумации: в области ног, в области шеи и груди, на поясе, внутри или рядом с сосудом. Схожесть применения изделий в погребениях, совершенных по обряду кремации, и расположенных рядом и в насыпях может подтверждать теорию Л.А. Чиндиной о том, что скопления предметов в насыпи являются кенотафами. В использовании художественно литья в погребальном обряде существует региональная специфика, заключающаяся в различном распределении изделий по объектам погребальных комплексов.
Наконец, была выявлена специфика использования изделий художественной металлопластики в реконструкции социально-экономических отношений культур эпохи раннего средневековья Западной Сибири. Изделия художественной металлопластики, преимущественно, фиксируются в погребениях взрослых индивидуумов. Исключение составляют изделия с антропоморфными изображениями, которые универсальны практически для всех категорий погребений. Для женских погребений характерно использование антропоморфных изображений только в связке с орнитоморфными. Это наблюдается в погребения средней социальной прослойки. В женских погребениях с высоким социальными статусом характерно применение уже зооорнитоморфных изделий с личиной, которые также сочетают в себе орнитоморфные и антропоморфные изображения. В мужских же погребениях напротив преобладают изделия с медведем в различных вариациях. Специфичным для мужских погребений являются и сложные изделия с изображением борьбы зверей. Зооорнитоморфные изделия с личиной являются общими для женских и мужских элитарных погребений. По мере повышения социального статуса наблюдается усложнение и расширение образов и повышение качества предметов.
Таким образом, анализ контекста обнаружения изделий художественной металлопластики позволяет существенно расширить представления о социльном статусе погребенных, о стратификации общества и попытаться приблизиться к пониманию древних верований и представлений о духовной культуре.
49





