Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет)

Работа №188847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы116
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере канала «VK видео» и Telegram-канала «Антропогенез.ру».
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Эволюция научно-популярной журналистики в России
1.1.Содержание понятия «научно-популярная журналистика»…
1.2.Возникновение и развитие научно-популярной журналистики в России (конец XIX - начало XXI вв.)…
1.3. Научно-популярная тематика в современных сетевых изданиях: общий обзор …
1.4.Инструменты популяризации научного знания………………………...
Глава 2. Специфика освещения научно-популярной тематики на современных сетевых ресурсах (на примере канала «VK Видео» и Telegram-канала «Антропогенез.ру»)….
2.1. Принципы функционирования интернет-портала «Антропогенез.ру»
2.2. Популяризация современных исследований в области происхождения человека как ведущее тематическое направление интернет-портала «Антропогенез.ру»……
2.3. Особенности «не визуального» оформления научно-популярного контента интернет-портала «Антропогенез.ру»………………
2.4. Особенности «визуального» оформления научно-популярного контента интернет-портала «Антропогенез.ру»…………
Заключение ………………………………………………………….………….
Список литературы……………………………………………………………..
Приложения……………………………………………..………………………

Научно-популярная журналистика в России играет важную роль в распространении научных знаний среди широкой аудитории. Она не только делает сложные научные темы доступными и понятными, но и помогает формировать у населения интерес к науке и ее развитию.
Одной из важных функций научно-популярной журналистики является информирование общественности о последних научных достижениях и открытиях, а также актуальных проблемах науки и технологий. Это, в свою очередь, помогает повысить уровень научной грамотности и образованности населения, а также сознательную повестку среди молодежи. Новизна исследования заключается в комплексном анализе методов и средств популяризации научного знания. Во-первых, в работе впервые рассматриваются специфические форматы подачи научного контента на платформах «VK Видео» и текстовых публикациях Telegram-каналов. Также нами в ходе исследования выявляются эффективные стратегии вовлечения аудитории через мультимедийные инструменты, интерактив и адаптацию сложных научных тем под цифровую среду. Соответственно, исследование дополняет существующие работы по научной коммуникации, предлагая практические рекомендации для создателей контента в условиях меняющегося медиапространства.
Исследование научно-просветительской тематики в современных сетевых изданиях является актуальным и важным в наше время. Современный мир переживает резкий рост доступности к научной информации и ее распространению благодаря широкому использованию социальных сетей, таких как «Вконтакте» и Telegram. Это позволяет более широкому кругу людей получать доступ к знаниям и науке, что влияет на общественное сознание, мировоззрение и культурный уровень общества.
Каналы «VK Видео» и Telegram-каналы становятся одним из основных площадок популяризации научных знаний, поскольку они обеспечивают беспрепятственный доступ к научной информации, используя доступный и удобный формат. Кроме того, они используют различные методы и техники для привлечения внимания широкой аудитории. Именно поэтому исследование научно-просветительской тематики в сетевых изданиях имеет большое значение для современного общества. Результаты исследования могут помочь научно-просветительским изданиям в развитии более эффективных методов привлечения внимания аудитории. Также исследование может помочь научному сообществу и обществу в целом стимулировать развитие научно-популяризаторской деятельности в сетевых изданиях с целью повышения научной грамотности и уровня образованности населения.
Степень изученности отдельных аспектов исследования довольно обширна и охватывает исследования от взаимодействия научно-популярной журналистики с обществом до особенностей использования юмора в научных дискурсах. В работе использовались исследования профессорско-преподавательского состава и магистрантов кафедры журналистики в сборнике «Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа», которое раскрывает разные аспекты восприятия и представления научных данных в средствах массовой информации. Дополнение к пониманию научного мифа в популяризации науки было заимствовано из работы К.С. Быковой «Лингвокогнитивные механизмы формирования научного мифа в научно-популярном дискурсе: к постановке проблемы». Отдельное внимание было уделено историческому аспекту популяризации науки, опираясь на заключение Главного Управления по делам печати конца XIX века, а также исследование А.Г. Ваганова об эволюции форм популяризации науки в России начиная с XVIII века и до наших дней, подчеркивая этим долговременный характер и актуальность изучаемой темы. Современные исследования, такие как аналитический обзор «Наука и жизнь: мониторинг» ВЦИОМ и статья Топчий И. В. и Ивановой Д. О. об особенностях инфографики в научно-популярных спецпроектах, демонстрируют вопросы визуализации научно-популярного контента. В работе Фотиевой И.В. и Кирилина К.А. «Мультимедийные технологии в научно-популярной журналистике: успехи и проблемы» выявлены новейшие тренды и вызовы, с которыми сталкиваются создатели такого рода контента. что подчеркивает многофункциональность и многослойность научно-популярного сообщения. Рассматривая лексические особенности, мы обращались, например, к труду Пустоваловой В.В. «Метафора в педагогике: экскурс и перспективы», к статье Астахова Р.Э. «Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка». Труды Отт А. А. «Аналогия в научно-популярном дискурсе» и Костюченко Р.Ю. «Аналогия в науке и обучении» помогли определить роль аналогии в популяризации научного знания. При изучении такого метода развития просветительской деятельности, как проведение тематических мероприятий, мы опирались на статьи Тихомировой Г. Ю. «Фестиваль как форма социально-культурной деятельности», Шестериной А. М. «Открытые лекции как форма популяризации научного знания: традиции и современность» и другие.
Соответственно, подход к использованию источников имеет междисциплинарный характер.
Объект исследования – популяризация научного знания.
Предмет исследования - методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях.
Эмпирической базой исследования избран научно-просветительский портал «Антропогенез.ру» в Telegram и «VK Видео». Выбор обусловлен тем, что портал является действующим активным ресурсом популяризации научного знания в России.
Цель исследования – изучить методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историю развития научно-популярной журналистики в России XIX-XXвв.
2. Определить характеристику данного тематического направления журналистики, определить основные тенденции и способы популяризации научного контента и его адаптации под аудиторию, не относящуюся к научному сообществу.
3. Собрать и проанализировать материалы научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» в Telegram и «VK Видео» с использованием качественных и количественных методов исследования.
4. Определить визуальные и не визуальные методы и средства, которые помогают авторам делать контент, легко воспринимаемый зрителями, не относящимися к научному сообществу.
5. Интерпретировать полученные результаты, а также оценить эффективность методов и средств, используемых журналистами научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» в Telegram и «VK Видео» для привлечения внимания аудитории к научно-просветительской тематике.
Хронологические рамки.
Для анализа были выбраны публикации «VK Видео», рассматриваемые в цепочке событий с 1 марта 2025 по 29 марта 2025 года (10 выпусков). Параллельно с этим нашим фокусом стали материалы Telegram-канала портала «Антропогенез.ру». Для этой части исследования были выбраны публикации за двухмесячный срок: март и апрель 2025 года.
Методология исследования.
Используя метод анализа, нам удалось рассмотреть создаваемый контент научно-популярного портала "Антропогенез.ру". Анализ был выбран в качестве метода исследования по причине его способности глубоко проникать в содержание коммуникаций и систематически отражать особенности текстовых и мультимедийных сообщений. Этот подход позволяет определить присутствующие темы, частоту и контекст их упоминания, а также выявить скрытые смыслы, которые могут не быть очевидны при поверхностном просмотре. Анализ использовался для того, чтобы исследовать выпуски группы «Вконтакте» и сообщения Telegram-канала, что дало возможность оценить как количественные (например, объем и частоту публикации информации), так и качественные аспекты материалов (например, стилистику, используемые научные аргументы и налаженную форму презентации материала). Другим методом стал структурно-функциональный подход, он обеспечил возможность рассмотреть портал "Антропогенез.ру" как сложную систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов. Исторический метод стал применим для изучения эволюции научно-популярного дискурса. Это позволило проследить, как менялось восприятие науки обществом и какие формы передачи научного знания были наиболее эффективными в разные периоды. Метод сравнения оказался наиболее полезным при анализе популярности интервью как инструмента научной коммуникации. Сопоставляя данные о числе просмотров и уровне вовлеченности аудитории в интервью с другими форматами научного контента, мы получили возможность оценить эффективность интервью для популяризации научных идей. Классификация позволила систематизировать полученные знания и выстроить типологию используемых порталом "Антропогенез.ру" подходов к созданию контента. Все это обеспечило большую ясность в понимании того, как разные типы материалов выполняют свои функции и взаимосвязаны в рамках реализации цели по просвещению общественности.
Апробация отдельных аспектов исследования проходила на XXXVI научной студенческой конференции с международным участием 17 мая 2024 года.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности оптимизации стратегий создания и распространения научной информации в средствах массовой информации. Результаты работы могут быть использованы создателями научного контента, редакторами научно-популярных изданий, медиаплатформами и организациями, занимающимися научным просвещением, для повышения уровня грамотности аудитории и вовлеченности в научный дискурс. Эксперты и практики могут воспользоваться рекомендациями для повышения интерактивности и доступности научной информации, что важно для мотивации аудитории к изучению научных тем и привлечения новых заинтересованных групп. Особенно это будет полезно для каналов и платформ, работающих в социальных сетях Telegram и «Вконтакте», где визуализация и форма подачи играют доминирующую роль. Исследование может быть полезно и методистам и педагогам, которые могут использовать полученные данные для разработки более актуальных и занимательных образовательных программ, направленных на поддержку и развитие научной литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении отражено обоснование выбора темы исследования, её актуальность, сведения об авторах и исследованиях, посвященных рассматриваемой тем, определяются цели и задачи исследования, приводится основная информация об используемой методологии и описание теоретической и эмпирической базы.
Первая глава «Эволюция научно-популярной журналистики в России» посвящена изучению теоретических границ научно-популярной журналистики как тематического направления. Далее мы обратились к истории и изучили развитие научно-популярной журналистики на территории России в период XIX-XXI вв. Также мы рассмотрели самые популярные методы популяризации научного знания, используемые современными сетевыми изданиями.
Во второй главе «Специфика освещения научно-популярной тематики на современных сетевых ресурсах (на примере канала «VK Видео» и Telegram-канала «Антропогенез.ру»» мы рассмотрели несколько основных визуальных и «невизуальных» методов популяризации научного знания, используемых научно-просветительским порталом «Антропогенез.ру» в «VK Видео» и Telegram-канале.
В заключении подведен итог исследования, сделаны основные выводы, полученные в ходе работы. Библиографический список содержит 108 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы были достигнуты все поставленные задачи. В результате их выполнения мы смогли достичь следующих результатов:
1. Описали механизм развития научно-популярной журналистики в России XIX-XX вв. С помощью литературного обзора мы выявили основные этапы развития данной сферы. В ходе исследования мы выяснили, что, если в начале XIX века научно-популярная журналистика не была развита совсем, и неграмотность основной массы населения была повсеместна, то уже в середине века процесс урбанизации и «Хождение в народ» интеллигенции смогли изменить отношение населения к чтению. Были запущены первые научно-популярные журналы, некоторые из которых продолжали свою деятельность до революции, а некоторые, например, «Наука и жизнь», продолжают свое существование по сей день. В XX веке развитие научно-популярной журналистики «подстегивал» процесс ликбеза – ликвидации безграмотности. В XXI веке издания описанной тематики стали конвергентными и на данный момент набирают охваты, расширяют направления контента и аудиторию.
2. Рассмотрели характеристики научно-популярных жанров в наше время, определили основные тенденции и способы популяризации научного контента и адаптации его под аудиторию, не относящуюся к научному сообществу. В результате анализа литературы мы определили, что в современности расширяется инструментарий научно-популярных изданий, и с его помощью они обращают внимание аудитории на наиболее актуальные и интересные темы, которые вполне реально влияют на нашу жизнь, например, искоренение псевдонаучных теорий, генетика, зоология.
3. Определили визуальные инструменты, которые помогают авторам делать контент, легко воспринимаемый зрителями, не относящимися к научному сообществу. Мы проанализировали научно-популярные материалы, определив, что инфографика, анимация и дизайн – это самые распространенные и легко воспринимаемые средства, способные усовершенствовать научно-популярный контент, сделать его интересным и узнаваемым. Инфографика позволяет проиллюстрировать то, что описывается автором. Анимация разнообразит видеоряд, помогает оформить сложные концепции в визуально приятном формате, оживить видеоряд и при относительно небольших затратах продемонстрировать то, что сложно заснять в реальной жизни. Выверенный дизайн портала визуально объединяет материалы, превращает разрозненные посты и выпуски в единый проект и обеспечивает ему узнаваемость.
4. Выявили «не визуальные» средства в виде жанровых особенностей, тщательно подобранных тем выпусков и постов, ссылок на архивные документы, аналогий, образной лексики, и интерактивных мероприятий с аудиторией, которые активно используются порталом «Антропогенез.ру» и пользуются спросом у его основной аудитории. Выбор правильных жанров, таких как обзоры, статьи, интервью, тизеры и репортажи помогают аудитории погрузиться в просветительский контент, сокращают дистанцию между аудиторией и экспертом, помогают получить ответы на вопросы. Темы выпусков являются актуальными, привлекают внимание и основываются на массовой культуре, сезонных особенностях и потребностях аудитории. Архивные документы повышают уровень доверия аудитории к автору. Богатая и образная речь экспертов облегчает понимание сложных научных концепций, интерактивные мероприятия привлекают новую аудиторию и формируют эмоциональную привязанность аудитории к проекту, помогают почувствовать себя частью заинтересованного в науке сообщества.
5. Собрали и проанализировали материалы из канала «VK Видео» и Telegram- канала «Антропогенез.ру» с использованием качественных и количественных методов исследования. В результате анализа мы выявили особенности использования различных инструментов на данных каналах, а также проанализировали способы взаимодействия авторов контента с аудиторией, подтвердив эффективность описанных нами в первой главе методов популяризации научного знания, потому как при наличии данных аспектов в материале, создаваемом проектом, популярность канала не только сохраняется, но и неуклонно растет.



1. 10 глупых вопросов антропологу | Станислав Дробышевский [Электронный ресурс] / ЖИЗА // YouTube. - 2022. - URL: https://youtu.be/36F6mBpZZ4E?si=dhcnqY9WNa8OIzlz (дата обращения: 05.04.2025)
2. [True Tech Day 2.0] [Видеозапись] / [N+1]. — URL: (дата обращения: 05.05.2025).
3. JagaJam : [аналитический сервис] – URL: https://jagajam.com/ (Дата обращения 14.04.2025)
4. N+1 [сайт]: URL: (Дата обращения: 25.04.2025)
5. N+1 Космические нейтрино высоких энергий | Лекция N + Offline [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-91933860_456241809 (дата обращения: 08.05.2025).
6. N+1. История изучения атома [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-91933860_456241513 (дата обращения: 08.05.2025).
7. N+1 : [сайт]. – 2015-2025. – URL: https://nplus1.ru/ (Дата обращения: 05.04.2025)
8. Naked Science [Электронный ресурс] // Интернет-издание о науке и технологиях. – URL: (дата обращения: 23.04.2025).
9. Naked Science: научно-популярный портал [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.05.2025). - Раздел "События": Петербургский геологический форум. URL: .
10. Paleo_lab [Электронный ресурс] // Telegram : [научно-популярный канал]. – URL: (дата обращения: 23.04.2025).
11. Telemetr : [аналитический сервис] – URL: https://telemetr.me/ (Дата обращения 09.04.2025)
12. Thoisoi. Зачем нужны редкоземельные металлы? [Видео] // VKVideo. URL: (дата обращения: 08.05.2025).
13. Thoisoi. Зачем нужны редкоземельные металлы? [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-22629421_456239805 (дата обращения: 08.05.2025).
14. Thoisoi. Что такое сверхпроводники? [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-22629421_456240166 (дата обращения: 08.05.2025).
15. «Наука и жизнь: мониторинг»: опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: (Дата обращения: 07.04.2025)
16. Аналогия как метод познания // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 14.07.2024. — URL https://spravochnick.ru/logika/analogiya_kak_metod_poznaniya/ (дата обращения: 08.05.2025).
17. Антонова Л. Г., Махалова А. И. Жанровые особенности видеоинтервью в новых медиа // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том 6, № 1. С. 95
18. Антропогенез.ру : [сайт] - URL: https://antropogenez.ru/ (Дата обращения: 09.04.2025)
19. Антропогенез.ру : [VK Видео] – URL: https://vk.com/antropogenez_ru
20. Антропогенез.ру [Электронный ресурс] // Энциклопедия о палеонтологии, антропологии и эволюции человека. – URL: (дата обращения: 23.04.2025).
21. Антропогенез.ру : [сайт]. – Москва, 2010-2023. // «О проекте» – URL: https://antropogenez.ru/about/ (Дата обращения: 12.04.2023)
22. Аргайл М. Психология счастья. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — URL: https://mir.zavantag.com/psihologiya/17445/index.html.
23. Астахов Роман Эдуардович ЭПИТЕТ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЯЗЫКА // Холодная наука. 2024. №5. С. 76-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epitet-kak-izobrazitelno-vyrazitelnoe-sredstvo-yazyka (дата обращения: 08.05.2025).
24. Астахова Татьяна Юрьевна Композиционные модификации репортажа на российском телевидении // Огарёв-Online. 2019. №1 (122). С. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnye-modifikatsii-reportazha-na-rossiyskom-televidenii (дата обращения: 05.05.2025).
25. Балашов Никита Александрович КАК СУПЕРАППЫ МЕНЯЮТ РЫНОК МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-superappy-menyayut-rynok-mobilnyh-prilozheniy (дата обращения: 22.04.2025).
26. Биомолекула [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: https://biomolecula.ru/ (дата обращения: 08.05.2025).
27. Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) : [Электронный ресурс] / Ирония – URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/24452/ (Дата обращения 14.04.2025)
28. Бруев, А. А. Научно-популярное издание: особенности коммуникации автора и читателя : специальность 05.25.03 "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бруев Александр Александрович. – Санкт-Петербург, 2022, с.23
29. Быкова К.С. «Лингвокогнитивные механизмы формирования научного мифа в научно-популярном дискурсе: к постановке проблемы» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 4 (222), с.97
30. В орлеанской могиле нашли табличку с проклятием на галльском [статья] // Наука и жизнь. – URL: https://www.nkj.ru/news/54296/) (дата обращения: 07.05.2025).
31. Ваганов, А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII-XXI вв / А. Г. Ваганов // . – 2016. – Т. 11, № 3. – с. 69-70
32. Вид на звёзды изнутри Андырчи // Кот Шредингера. - URL: https://kot.sh/zakony-prirody/tpost/85jznl7d71-vid-na-zvyozdi-iznutri-andirchi (дата обращения: 12.04.2025).
33. Вилкова Александра Викторовна ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ // Современное педагогическое образование. 2023. №2. С. 226. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/olitsetvorenie-kak-raznovidnost-metafory-v-sovremennyh-stihotvoreniyah-v-proze (дата обращения: 08.05.2025).
34. ГОСТ Р 7.0.8-2013: Делопроизводство и архивное дело: Термины и определения
35. Грачева М. О. Телерепортаж как вид журналистского дискурса // Преподаватель ХХI век. 2013. №2. С. 326. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telereportazh-kak-vid-zhurnalistskogo-diskursa (дата обращения: 05.05.2025).
36. Грибер Юлия Александровна, Цыганкова Карина Юрьевна, Устименко Юлия Александровна ЦВЕТ КАК ТРИГГЕР: ВЛИЯНИЕ ХРОМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕНСОРНЫХ КНОПОК НА МОТИВАЦИЮ ПРИКОСНОВЕНИЯ // Психолог. 2022. №6. С. 87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-kak-trigger-vliyanie-hromaticheskih-harakteristik-sensornyh-knopok-na-motivatsiyu-prikosnoveniya (дата обращения: 08.05.2025).
37. Гришечкина Галина Юрьевна Эмоциональные и образные средства в научно-популярном тексте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. №1. С. 119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-i-obraznye-sredstva-v-nauchno-populyarnom-tekste (дата обращения: 08.05.2025).
38. Гузель Мирхайзяновна Шигабетдинова, Анастасия Владимировна Шиндязова Жанр интервью в новых медиа // Вестник УлГТУ. 2022. №3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-intervyu-v-novyh-media (дата обращения: 05.05.2025).
39. Густая порода: ученые нашли способ увеличить добычу высоковязкой нефти // Наука и Техника. - URL: (дата обращения: 12.04.2025).
40. Дильмухаметова А.В. ЮМОР КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник магистратуры. 2021. №11-3 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yumor-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 10.04.2024).
41. Е.Г. ТОЛМАЧЕВА, М.Ю. ЛАВРЕНТЬЕВА, НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ, БИБЛИОТЕКИ, АРХИВЫ. РОССИЙСКАЯ ЕГИПТОЛОГИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.01.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАУЧНЫЕ-ЦЕНТРЫ-БИБЛИОТЕКИ-АРХИВЫ-РОССИЙСКАЯ-ЕГИПТОЛОГИЯ-НОВЫЕ-ПЕРСПЕКТИВЫ-РАЗВИТИЯ (дата обращения: 07.05.2025).
42. Ермакова Е. Е. РАЗРАБОТКА ТОНАЛЬНОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ // Экономика и социум. 2019. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-tonalnosti-kommunikatsii-dlya-prodvizheniya-brenda-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 12.04.2025).
43. Заключение Главного управления по делам печати [Электронный ресурс] // Природа и люди : [сайт]. – URL: (дата обращения: 05.05.2025)
44. И.В. Фотиева, К.А. Кирилин МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ // МНКО. 2021. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-v-nauchno-populyarnoy-zhurnalistike-uspehi-i-problemy (дата обращения: 05.03.2024).
45. Интерфакс [Электронный ресурс] // Минкультуры советует регионам заменить увеселительные мероприятия на просветительские. – URL: (дата обращения: 07.05.2025).
46. Как скандинавам помогали курганы [Электронный ресурс] // N+1. URL: (дата обращения: 06.05.2025).
47. Кахужева (Тхабисимова) Замира Геннадьевна Лингвостилистические особенности новостной заметки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostilisticheskie-osobennosti-novostnoy-zametki (дата обращения: 05.05.2025).
48. Козлов Владимир Петрович. К постановке вопроса о научной дисциплине «Историческая документология» // Новый исторический вестник. 2023. №3 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-voprosa-o-nauchnoy-distsipline-istoricheskaya-dokumentologiya (дата обращения: 07.05.2025).
49. Козлов Евгений Васильевич. Периферия зрелища: спойлер и тизер // Наука телевидения. 2019. №15.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periferiya-zrelischa-spoyler-i-tizer (дата обращения: 22.04.2025).
50. Корнилова В.С., Сошина Е.А. ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ КАК ФОРМА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zritelnyy-kontakt-kak-forma-neverbalnoy-kommunikatsii-osnovnye-teoreticheskie-podhody (дата обращения: 11.04.2024).
51. Космос Просто [RuTube]: URL: https://rutube.ru/video/5576a0c7853a66eaf69cc93cbe25ef21/ (Дата обращения: 25.04.2025)
52. Космос Просто. Космос не холодный! От Большого Взрыва до Земли [Видео] // ВКонтакте. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
53. Космос просто. Правда о пришельцах в Сибири и жизни на планете K2-18b / Тайна Магнетара / Астрообзор #180 [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-142758151_456240722 (дата обращения: 08.05.2025).
54. Костюченко Роман Юрьевич Аналогия в науке и обучении // Вестник СИБИТа. 2017. №4 (24). С. 138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analogiya-v-nauke-i-obuchenii (дата обращения: 08.05.2025).
55. Кот Шредингера : [сайт]. – 2014-2023. – URL: (Дата обращения: 07.04.2025)
56. Кузин В.С. Психология. – М.: Высш. школа, 1982. С. 425
57. Кюнг П. А. ДОКУМЕНТ В СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ: К ПОСТРОЕНИЮ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ // История и архивы. 2022. №3. С. 107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokument-v-sisteme-dokumentovedeniya-i-arhivovedeniya-k-postroeniyu-edinoy-teorii (дата обращения: 07.05.2025).
58. Лаптев Владимир Владимирович Инфографика: основные понятия и определения // Terra Linguistica. 2013. №184. С. 181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya (дата обращения: 08.05.2025).
59. Логово [Канал] // Rutube. – URL: (дата обращения: 07.05.2025).
60. Маркин В. В. НАУКА И ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. №5. С. 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-lzhenauka-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 07.05.2025).
61. Математики МГУ разработали модель для предотвращения давки в общественных местах [Электронный ресурс] // Наука и Техника. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
62. Мифы о мире мертвых. От Осириса и Хель до похищения Персефоны и «Божественной комедии» / Владимир Петрухин. — Москва: МИФ, 2025. — (Мифы от и до).
63. Монастырский Л. М. МЕСТО И РОЛЬ ЛЖЕНАУКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ // Успехи современного естествознания . 2015. №1-3. С. 507. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-lzhenauki-v-formirovanii-sovremennogo-mirovozzreniya (дата обращения: 06.05.2025).
64. Моноклер [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: https://monocler.ru/ (дата обращения: 08.05.2025).
65. Музыка регенерации. Секретóм как основа бесклеточной терапии [Электронный ресурс] // Биомолекула. – URL: https://biomolecula.ru/articles/muzyka-regeneratsii-sekretom-kak-osnova-beskletochnoi-terapii (дата обращения: 08.05.2025).
66. Наима Уришбоевна Шукурлаева СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА ЛОГОТИПА И ЕГО СВОЙСТВО // Oriental Art and Culture. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-dizayna-logotipa-i-ego-svoystvo (дата обращения: 12.04.2025).
67. Наука и жизнь №10 (октябрь) [сайт]: URL: (дата обращения 22.04.2025)
68. Наука и техника [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: (дата обращения: 05.05.2025).
69. Наука и техника [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: (дата обращения: 05.05.2025).
70. Наука. Вопрос науки. Как динозавры «создали» млекопитающих [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-27737784_456250231 (дата обращения: 08.05.2025).
71. НаукаПро [Электронный ресурс] // Научно-популярный образовательный проект. – URL: (дата обращения: 23.04.2025)
72. Никонова Екатерина Андреевна Жанр "аналитическая статья" (на примере текстов англоязычной качественной прессы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №2. С. 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-analiticheskaya-statya-na-primere-tekstov-angloyazychnoy-kachestvennoy-pressy (дата обращения: 01.05.2025).
73. Озерина А. А., Ульянина О. А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Образование и наука. 2023. №2. С. 172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiokulturnoy-identichnosti-sovremennogo-studenta (дата обращения: 25.04.2025).
74. Орнитологи развеяли миф о мстительности медоуказчиков [Электронный ресурс] // Naked Science. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
75. Отт А. А. АНАЛОГИЯ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ДИСКУРСЕ // Вестник магистратуры. 2016. №7-2 (58). С. 47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analogiya-v-nauchno-populyarnom-diskurse (дата обращения: 08.05.2025).
76. Пензина А.И. «Национальные особенности популяризации науки в России: исторические предпосылки и современное состояние» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 3, с. 593
77. ПостНаука [ВКонтакте]. – URL: (дата обращения: 05.05.2025).
78. Постнаука : [сайт]. – 2012-2025. – URL: https://postnauka.ru (Дата обращения: 05.04.2025)
79. ПостНаука. Новые технологии в водородной энергетике: проблемы и решения [Электронный ресурс] // TechInsider. – URL: https://postnauka.org/longreads/157530 (дата обращения: 08.05.2025).
80. Предки ехидн могли быть полуводными [Электронный ресурс] // Элементы. – URL: https://elementy.ru/novosti_nauki/434337/Predki_ekhidn_mogli_byt_poluvodnymi (дата обращения: 08.05.2025).
81. Прикосновение к Вечности ▲ Валерий Senmuth. Незавершённые обелиск и статуя ▲ [by Senmuth] [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-178645960_456239338 (дата обращения: 08.05.2025).
82. Пустовалова Вега Вадимовна Метафора в педагогике: экскурс и перспективы // Вестник ТГПУ. 2016. №12 (177). С. 169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-v-pedagogike-ekskurs-i-perspektivy (дата обращения: 08.05.2025).
83. Роботы бегут полумарафон, а нейросеть распознает речь дельфинов: научный дайджест новостей [Электронный ресурс] // TechInsider. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
84. Роспатент, Федеральная служба по интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] / офиц. сайт: (Дата обращения: 07.04.2025)
85. Российское историческое общество [Электронный ресурс]// Открытый архив. - URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives.html (дата обращения: 06.05.2025).
86. Российское историческое общество. Николай Пирогов. Травматическая эпидемия. Ледяная анатомия _ История российской медицины. Выпуск 3 [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-92796433_456239969 (дата обращения: 08.05.2025).
87. Савинова О.Н. К вопросу подготовки кадров научных журналистов: дискуссионный аспект // «Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа». Сб. материалов каф. журналистики. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018, с. 4
88. Соловьева В.М. «Научные коммуникации в цифровом пространстве: популяризация науки» // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2022, с. 266-267
89. СПбГУ. Павел Скучас «Как работает наука: палеонтология» [Видео] // ВКонтакте. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
90. Таюпова О. И. Специфика коммуникации в текстах медиа-интервью // Sciences of Europe. 2018. №25-3 (25). С. 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kommunikatsii-v-tekstah-media-intervyu (дата обращения: 05.05.2025).
91. Темникова Лина Борисовна, Соболева Елена Игоревна Жанровые особенности научно-популярных журналов в контексте информатизации общества // БГЖ. 2019. №3 (28). С. 374. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-nauchno-populyarnyh-zhurnalov-v-kontekste-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 05.05.2025).
92. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. №6 (149). С. 174-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-v-internet-smi (дата обращения: 05.05.2025).
93. Тихомирова Г. Ю. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/festival-kak-forma-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.05.2025).
94. Толковый словарь Ушакова : [Электронный ресурс] / Юмор – URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/24452/ (Дата обращения 14.04.2025)
95. Топчий Ирина Владимировна, Иванова Дарья Олеговна ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В СПЕЦПРОЕКТАХ НА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНУЮ ТЕМАТИКУ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. №3 (45). С. 156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-infografiki-v-spetsproektah-na-nauchno-populyarnuyu-tematiku (дата обращения: 08.05.2025).
96. Трушко Елена Георгиевна, Шпаковский Юрий Францевич Инфографика как современный способ представления информации // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2017. №4 (195). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sovremennyy-sposob-predstavleniya-informatsii (дата обращения: 05.03.2024).
97. Туркина В. Г., Антонова Е. Л. Массовая культура в ее современных феноменах // Наука. Искусство. Культура. 2019. №3 (23). С. 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-v-ee-sovremennyh-fenomenah (дата обращения: 25.04.2025).
98. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 05.05.2025)
99. Фестиваль науки [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Электрон. дан. - М. : Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: (дата обращения: 07.05.2025).
100. Фоменко А. Д. Научно-популярная журналистика: задачи, тенденции и проблемы // Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 сентября 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021, с. 31
101. Центр египтологических исследований [Электронный ресурс] // База данных египтологии. - URL: http://www.cesras.ru/services/end-isled/baza-egipet/ (дата обращения: 07.05.2025).
102. Цифровое старение здорового человека [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. – URL: https://www.nkj.ru/news/54324/ (дата обращения: 08.05.2025).
103. Шестерина А. М. Открытые лекции как форма популяризации научного знания: традиции и современность // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 111–114.
104. Шинков М. А. К вопросу о дифференциации журналистских и публицистических жанров / М. А. Шинков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 4. — С. 203—205
105. Элементы : [сайт]. – 2005-2025. – URL: https://elementy.ru/ (Дата обращения: 05.04.2025)
106. Элементы большой науки [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 07.05.2025).
107. Элементы большой науки: научно-популярный проект [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.01.2024). - Раздел "События". URL: (дата обращения: 7.05.2025)
108. Якутова О. М., Петрова О. А. Шрифт как элемент дизайна веб-сайта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9. С. 273. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shrift-kak-element-dizayna-veb-sayta (дата обращения: 08.05.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ