Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях (Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет)

Работа №188847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы116
Год сдачи2025
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере канала «VK видео» и Telegram-канала «Антропогенез.ру».
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Эволюция научно-популярной журналистики в России
1.1.Содержание понятия «научно-популярная журналистика»…
1.2.Возникновение и развитие научно-популярной журналистики в России (конец XIX - начало XXI вв.)…
1.3. Научно-популярная тематика в современных сетевых изданиях: общий обзор …
1.4.Инструменты популяризации научного знания………………………...
Глава 2. Специфика освещения научно-популярной тематики на современных сетевых ресурсах (на примере канала «VK Видео» и Telegram-канала «Антропогенез.ру»)….
2.1. Принципы функционирования интернет-портала «Антропогенез.ру»
2.2. Популяризация современных исследований в области происхождения человека как ведущее тематическое направление интернет-портала «Антропогенез.ру»……
2.3. Особенности «не визуального» оформления научно-популярного контента интернет-портала «Антропогенез.ру»………………
2.4. Особенности «визуального» оформления научно-популярного контента интернет-портала «Антропогенез.ру»…………
Заключение ………………………………………………………….………….
Список литературы……………………………………………………………..
Приложения……………………………………………..………………………

Научно-популярная журналистика в России играет важную роль в распространении научных знаний среди широкой аудитории. Она не только делает сложные научные темы доступными и понятными, но и помогает формировать у населения интерес к науке и ее развитию.
Одной из важных функций научно-популярной журналистики является информирование общественности о последних научных достижениях и открытиях, а также актуальных проблемах науки и технологий. Это, в свою очередь, помогает повысить уровень научной грамотности и образованности населения, а также сознательную повестку среди молодежи. Новизна исследования заключается в комплексном анализе методов и средств популяризации научного знания. Во-первых, в работе впервые рассматриваются специфические форматы подачи научного контента на платформах «VK Видео» и текстовых публикациях Telegram-каналов. Также нами в ходе исследования выявляются эффективные стратегии вовлечения аудитории через мультимедийные инструменты, интерактив и адаптацию сложных научных тем под цифровую среду. Соответственно, исследование дополняет существующие работы по научной коммуникации, предлагая практические рекомендации для создателей контента в условиях меняющегося медиапространства.
Исследование научно-просветительской тематики в современных сетевых изданиях является актуальным и важным в наше время. Современный мир переживает резкий рост доступности к научной информации и ее распространению благодаря широкому использованию социальных сетей, таких как «Вконтакте» и Telegram. Это позволяет более широкому кругу людей получать доступ к знаниям и науке, что влияет на общественное сознание, мировоззрение и культурный уровень общества.
Каналы «VK Видео» и Telegram-каналы становятся одним из основных площадок популяризации научных знаний, поскольку они обеспечивают беспрепятственный доступ к научной информации, используя доступный и удобный формат. Кроме того, они используют различные методы и техники для привлечения внимания широкой аудитории. Именно поэтому исследование научно-просветительской тематики в сетевых изданиях имеет большое значение для современного общества. Результаты исследования могут помочь научно-просветительским изданиям в развитии более эффективных методов привлечения внимания аудитории. Также исследование может помочь научному сообществу и обществу в целом стимулировать развитие научно-популяризаторской деятельности в сетевых изданиях с целью повышения научной грамотности и уровня образованности населения.
Степень изученности отдельных аспектов исследования довольно обширна и охватывает исследования от взаимодействия научно-популярной журналистики с обществом до особенностей использования юмора в научных дискурсах. В работе использовались исследования профессорско-преподавательского состава и магистрантов кафедры журналистики в сборнике «Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа», которое раскрывает разные аспекты восприятия и представления научных данных в средствах массовой информации. Дополнение к пониманию научного мифа в популяризации науки было заимствовано из работы К.С. Быковой «Лингвокогнитивные механизмы формирования научного мифа в научно-популярном дискурсе: к постановке проблемы». Отдельное внимание было уделено историческому аспекту популяризации науки, опираясь на заключение Главного Управления по делам печати конца XIX века, а также исследование А.Г. Ваганова об эволюции форм популяризации науки в России начиная с XVIII века и до наших дней, подчеркивая этим долговременный характер и актуальность изучаемой темы. Современные исследования, такие как аналитический обзор «Наука и жизнь: мониторинг» ВЦИОМ и статья Топчий И. В. и Ивановой Д. О. об особенностях инфографики в научно-популярных спецпроектах, демонстрируют вопросы визуализации научно-популярного контента. В работе Фотиевой И.В. и Кирилина К.А. «Мультимедийные технологии в научно-популярной журналистике: успехи и проблемы» выявлены новейшие тренды и вызовы, с которыми сталкиваются создатели такого рода контента. что подчеркивает многофункциональность и многослойность научно-популярного сообщения. Рассматривая лексические особенности, мы обращались, например, к труду Пустоваловой В.В. «Метафора в педагогике: экскурс и перспективы», к статье Астахова Р.Э. «Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка». Труды Отт А. А. «Аналогия в научно-популярном дискурсе» и Костюченко Р.Ю. «Аналогия в науке и обучении» помогли определить роль аналогии в популяризации научного знания. При изучении такого метода развития просветительской деятельности, как проведение тематических мероприятий, мы опирались на статьи Тихомировой Г. Ю. «Фестиваль как форма социально-культурной деятельности», Шестериной А. М. «Открытые лекции как форма популяризации научного знания: традиции и современность» и другие.
Соответственно, подход к использованию источников имеет междисциплинарный характер.
Объект исследования – популяризация научного знания.
Предмет исследования - методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях.
Эмпирической базой исследования избран научно-просветительский портал «Антропогенез.ру» в Telegram и «VK Видео». Выбор обусловлен тем, что портал является действующим активным ресурсом популяризации научного знания в России.
Цель исследования – изучить методы и средства популяризации научного знания в современных сетевых изданиях.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить историю развития научно-популярной журналистики в России XIX-XXвв.
2. Определить характеристику данного тематического направления журналистики, определить основные тенденции и способы популяризации научного контента и его адаптации под аудиторию, не относящуюся к научному сообществу.
3. Собрать и проанализировать материалы научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» в Telegram и «VK Видео» с использованием качественных и количественных методов исследования.
4. Определить визуальные и не визуальные методы и средства, которые помогают авторам делать контент, легко воспринимаемый зрителями, не относящимися к научному сообществу.
5. Интерпретировать полученные результаты, а также оценить эффективность методов и средств, используемых журналистами научно-просветительского портала «Антропогенез.ру» в Telegram и «VK Видео» для привлечения внимания аудитории к научно-просветительской тематике.
Хронологические рамки.
Для анализа были выбраны публикации «VK Видео», рассматриваемые в цепочке событий с 1 марта 2025 по 29 марта 2025 года (10 выпусков). Параллельно с этим нашим фокусом стали материалы Telegram-канала портала «Антропогенез.ру». Для этой части исследования были выбраны публикации за двухмесячный срок: март и апрель 2025 года.
Методология исследования.
Используя метод анализа, нам удалось рассмотреть создаваемый контент научно-популярного портала "Антропогенез.ру". Анализ был выбран в качестве метода исследования по причине его способности глубоко проникать в содержание коммуникаций и систематически отражать особенности текстовых и мультимедийных сообщений. Этот подход позволяет определить присутствующие темы, частоту и контекст их упоминания, а также выявить скрытые смыслы, которые могут не быть очевидны при поверхностном просмотре. Анализ использовался для того, чтобы исследовать выпуски группы «Вконтакте» и сообщения Telegram-канала, что дало возможность оценить как количественные (например, объем и частоту публикации информации), так и качественные аспекты материалов (например, стилистику, используемые научные аргументы и налаженную форму презентации материала). Другим методом стал структурно-функциональный подход, он обеспечил возможность рассмотреть портал "Антропогенез.ру" как сложную систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов. Исторический метод стал применим для изучения эволюции научно-популярного дискурса. Это позволило проследить, как менялось восприятие науки обществом и какие формы передачи научного знания были наиболее эффективными в разные периоды. Метод сравнения оказался наиболее полезным при анализе популярности интервью как инструмента научной коммуникации. Сопоставляя данные о числе просмотров и уровне вовлеченности аудитории в интервью с другими форматами научного контента, мы получили возможность оценить эффективность интервью для популяризации научных идей. Классификация позволила систематизировать полученные знания и выстроить типологию используемых порталом "Антропогенез.ру" подходов к созданию контента. Все это обеспечило большую ясность в понимании того, как разные типы материалов выполняют свои функции и взаимосвязаны в рамках реализации цели по просвещению общественности.
Апробация отдельных аспектов исследования проходила на XXXVI научной студенческой конференции с международным участием 17 мая 2024 года.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности оптимизации стратегий создания и распространения научной информации в средствах массовой информации. Результаты работы могут быть использованы создателями научного контента, редакторами научно-популярных изданий, медиаплатформами и организациями, занимающимися научным просвещением, для повышения уровня грамотности аудитории и вовлеченности в научный дискурс. Эксперты и практики могут воспользоваться рекомендациями для повышения интерактивности и доступности научной информации, что важно для мотивации аудитории к изучению научных тем и привлечения новых заинтересованных групп. Особенно это будет полезно для каналов и платформ, работающих в социальных сетях Telegram и «Вконтакте», где визуализация и форма подачи играют доминирующую роль. Исследование может быть полезно и методистам и педагогам, которые могут использовать полученные данные для разработки более актуальных и занимательных образовательных программ, направленных на поддержку и развитие научной литературы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении отражено обоснование выбора темы исследования, её актуальность, сведения об авторах и исследованиях, посвященных рассматриваемой тем, определяются цели и задачи исследования, приводится основная информация об используемой методологии и описание теоретической и эмпирической базы.
Первая глава «Эволюция научно-популярной журналистики в России» посвящена изучению теоретических границ научно-популярной журналистики как тематического направления. Далее мы обратились к истории и изучили развитие научно-популярной журналистики на территории России в период XIX-XXI вв. Также мы рассмотрели самые популярные методы популяризации научного знания, используемые современными сетевыми изданиями.
Во второй главе «Специфика освещения научно-популярной тематики на современных сетевых ресурсах (на примере канала «VK Видео» и Telegram-канала «Антропогенез.ру»» мы рассмотрели несколько основных визуальных и «невизуальных» методов популяризации научного знания, используемых научно-просветительским порталом «Антропогенез.ру» в «VK Видео» и Telegram-канале.
В заключении подведен итог исследования, сделаны основные выводы, полученные в ходе работы. Библиографический список содержит 108 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания выпускной квалификационной работы были достигнуты все поставленные задачи. В результате их выполнения мы смогли достичь следующих результатов:
1. Описали механизм развития научно-популярной журналистики в России XIX-XX вв. С помощью литературного обзора мы выявили основные этапы развития данной сферы. В ходе исследования мы выяснили, что, если в начале XIX века научно-популярная журналистика не была развита совсем, и неграмотность основной массы населения была повсеместна, то уже в середине века процесс урбанизации и «Хождение в народ» интеллигенции смогли изменить отношение населения к чтению. Были запущены первые научно-популярные журналы, некоторые из которых продолжали свою деятельность до революции, а некоторые, например, «Наука и жизнь», продолжают свое существование по сей день. В XX веке развитие научно-популярной журналистики «подстегивал» процесс ликбеза – ликвидации безграмотности. В XXI веке издания описанной тематики стали конвергентными и на данный момент набирают охваты, расширяют направления контента и аудиторию.
2. Рассмотрели характеристики научно-популярных жанров в наше время, определили основные тенденции и способы популяризации научного контента и адаптации его под аудиторию, не относящуюся к научному сообществу. В результате анализа литературы мы определили, что в современности расширяется инструментарий научно-популярных изданий, и с его помощью они обращают внимание аудитории на наиболее актуальные и интересные темы, которые вполне реально влияют на нашу жизнь, например, искоренение псевдонаучных теорий, генетика, зоология.
3. Определили визуальные инструменты, которые помогают авторам делать контент, легко воспринимаемый зрителями, не относящимися к научному сообществу. Мы проанализировали научно-популярные материалы, определив, что инфографика, анимация и дизайн – это самые распространенные и легко воспринимаемые средства, способные усовершенствовать научно-популярный контент, сделать его интересным и узнаваемым. Инфографика позволяет проиллюстрировать то, что описывается автором. Анимация разнообразит видеоряд, помогает оформить сложные концепции в визуально приятном формате, оживить видеоряд и при относительно небольших затратах продемонстрировать то, что сложно заснять в реальной жизни. Выверенный дизайн портала визуально объединяет материалы, превращает разрозненные посты и выпуски в единый проект и обеспечивает ему узнаваемость.
4. Выявили «не визуальные» средства в виде жанровых особенностей, тщательно подобранных тем выпусков и постов, ссылок на архивные документы, аналогий, образной лексики, и интерактивных мероприятий с аудиторией, которые активно используются порталом «Антропогенез.ру» и пользуются спросом у его основной аудитории. Выбор правильных жанров, таких как обзоры, статьи, интервью, тизеры и репортажи помогают аудитории погрузиться в просветительский контент, сокращают дистанцию между аудиторией и экспертом, помогают получить ответы на вопросы. Темы выпусков являются актуальными, привлекают внимание и основываются на массовой культуре, сезонных особенностях и потребностях аудитории. Архивные документы повышают уровень доверия аудитории к автору. Богатая и образная речь экспертов облегчает понимание сложных научных концепций, интерактивные мероприятия привлекают новую аудиторию и формируют эмоциональную привязанность аудитории к проекту, помогают почувствовать себя частью заинтересованного в науке сообщества.
5. Собрали и проанализировали материалы из канала «VK Видео» и Telegram- канала «Антропогенез.ру» с использованием качественных и количественных методов исследования. В результате анализа мы выявили особенности использования различных инструментов на данных каналах, а также проанализировали способы взаимодействия авторов контента с аудиторией, подтвердив эффективность описанных нами в первой главе методов популяризации научного знания, потому как при наличии данных аспектов в материале, создаваемом проектом, популярность канала не только сохраняется, но и неуклонно растет.



1. 10 глупых вопросов антропологу | Станислав Дробышевский [Электронный ресурс] / ЖИЗА // YouTube. - 2022. - URL: https://youtu.be/36F6mBpZZ4E?si=dhcnqY9WNa8OIzlz (дата обращения: 05.04.2025)
2. [True Tech Day 2.0] [Видеозапись] / [N+1]. — URL: (дата обращения: 05.05.2025).
3. JagaJam : [аналитический сервис] – URL: https://jagajam.com/ (Дата обращения 14.04.2025)
4. N+1 [сайт]: URL: (Дата обращения: 25.04.2025)
5. N+1 Космические нейтрино высоких энергий | Лекция N + Offline [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-91933860_456241809 (дата обращения: 08.05.2025).
6. N+1. История изучения атома [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-91933860_456241513 (дата обращения: 08.05.2025).
7. N+1 : [сайт]. – 2015-2025. – URL: https://nplus1.ru/ (Дата обращения: 05.04.2025)
8. Naked Science [Электронный ресурс] // Интернет-издание о науке и технологиях. – URL: (дата обращения: 23.04.2025).
9. Naked Science: научно-популярный портал [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 07.05.2025). - Раздел "События": Петербургский геологический форум. URL: .
10. Paleo_lab [Электронный ресурс] // Telegram : [научно-популярный канал]. – URL: (дата обращения: 23.04.2025).
11. Telemetr : [аналитический сервис] – URL: https://telemetr.me/ (Дата обращения 09.04.2025)
12. Thoisoi. Зачем нужны редкоземельные металлы? [Видео] // VKVideo. URL: (дата обращения: 08.05.2025).
13. Thoisoi. Зачем нужны редкоземельные металлы? [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-22629421_456239805 (дата обращения: 08.05.2025).
14. Thoisoi. Что такое сверхпроводники? [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-22629421_456240166 (дата обращения: 08.05.2025).
15. «Наука и жизнь: мониторинг»: опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. URL: (Дата обращения: 07.04.2025)
16. Аналогия как метод познания // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 14.07.2024. — URL https://spravochnick.ru/logika/analogiya_kak_metod_poznaniya/ (дата обращения: 08.05.2025).
17. Антонова Л. Г., Махалова А. И. Жанровые особенности видеоинтервью в новых медиа // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том 6, № 1. С. 95
18. Антропогенез.ру : [сайт] - URL: https://antropogenez.ru/ (Дата обращения: 09.04.2025)
19. Антропогенез.ру : [VK Видео] – URL: https://vk.com/antropogenez_ru
20. Антропогенез.ру [Электронный ресурс] // Энциклопедия о палеонтологии, антропологии и эволюции человека. – URL: (дата обращения: 23.04.2025).
21. Антропогенез.ру : [сайт]. – Москва, 2010-2023. // «О проекте» – URL: https://antropogenez.ru/about/ (Дата обращения: 12.04.2023)
22. Аргайл М. Психология счастья. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — URL: https://mir.zavantag.com/psihologiya/17445/index.html.
23. Астахов Роман Эдуардович ЭПИТЕТ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЯЗЫКА // Холодная наука. 2024. №5. С. 76-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/epitet-kak-izobrazitelno-vyrazitelnoe-sredstvo-yazyka (дата обращения: 08.05.2025).
24. Астахова Татьяна Юрьевна Композиционные модификации репортажа на российском телевидении // Огарёв-Online. 2019. №1 (122). С. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnye-modifikatsii-reportazha-na-rossiyskom-televidenii (дата обращения: 05.05.2025).
25. Балашов Никита Александрович КАК СУПЕРАППЫ МЕНЯЮТ РЫНОК МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ // Бизнес-образование в экономике знаний. 2020. №3 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-superappy-menyayut-rynok-mobilnyh-prilozheniy (дата обращения: 22.04.2025).
26. Биомолекула [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: https://biomolecula.ru/ (дата обращения: 08.05.2025).
27. Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) : [Электронный ресурс] / Ирония – URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/24452/ (Дата обращения 14.04.2025)
28. Бруев, А. А. Научно-популярное издание: особенности коммуникации автора и читателя : специальность 05.25.03 "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Бруев Александр Александрович. – Санкт-Петербург, 2022, с.23
29. Быкова К.С. «Лингвокогнитивные механизмы формирования научного мифа в научно-популярном дискурсе: к постановке проблемы» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022. Вып. 4 (222), с.97
30. В орлеанской могиле нашли табличку с проклятием на галльском [статья] // Наука и жизнь. – URL: https://www.nkj.ru/news/54296/) (дата обращения: 07.05.2025).
31. Ваганов, А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII-XXI вв / А. Г. Ваганов // . – 2016. – Т. 11, № 3. – с. 69-70
32. Вид на звёзды изнутри Андырчи // Кот Шредингера. - URL: https://kot.sh/zakony-prirody/tpost/85jznl7d71-vid-na-zvyozdi-iznutri-andirchi (дата обращения: 12.04.2025).
33. Вилкова Александра Викторовна ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТАФОРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СТИХОТВОРЕНИЯХ В ПРОЗЕ // Современное педагогическое образование. 2023. №2. С. 226. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/olitsetvorenie-kak-raznovidnost-metafory-v-sovremennyh-stihotvoreniyah-v-proze (дата обращения: 08.05.2025).
34. ГОСТ Р 7.0.8-2013: Делопроизводство и архивное дело: Термины и определения
35. Грачева М. О. Телерепортаж как вид журналистского дискурса // Преподаватель ХХI век. 2013. №2. С. 326. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telereportazh-kak-vid-zhurnalistskogo-diskursa (дата обращения: 05.05.2025).
36. Грибер Юлия Александровна, Цыганкова Карина Юрьевна, Устименко Юлия Александровна ЦВЕТ КАК ТРИГГЕР: ВЛИЯНИЕ ХРОМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СЕНСОРНЫХ КНОПОК НА МОТИВАЦИЮ ПРИКОСНОВЕНИЯ // Психолог. 2022. №6. С. 87. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-kak-trigger-vliyanie-hromaticheskih-harakteristik-sensornyh-knopok-na-motivatsiyu-prikosnoveniya (дата обращения: 08.05.2025).
37. Гришечкина Галина Юрьевна Эмоциональные и образные средства в научно-популярном тексте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2009. №1. С. 119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-i-obraznye-sredstva-v-nauchno-populyarnom-tekste (дата обращения: 08.05.2025).
38. Гузель Мирхайзяновна Шигабетдинова, Анастасия Владимировна Шиндязова Жанр интервью в новых медиа // Вестник УлГТУ. 2022. №3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-intervyu-v-novyh-media (дата обращения: 05.05.2025).
39. Густая порода: ученые нашли способ увеличить добычу высоковязкой нефти // Наука и Техника. - URL: (дата обращения: 12.04.2025).
40. Дильмухаметова А.В. ЮМОР КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник магистратуры. 2021. №11-3 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yumor-kak-predmet-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 10.04.2024).
41. Е.Г. ТОЛМАЧЕВА, М.Ю. ЛАВРЕНТЬЕВА, НАУЧНЫЕ ЦЕНТРЫ, БИБЛИОТЕКИ, АРХИВЫ. РОССИЙСКАЯ ЕГИПТОЛОГИЯ: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 15.01.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НАУЧНЫЕ-ЦЕНТРЫ-БИБЛИОТЕКИ-АРХИВЫ-РОССИЙСКАЯ-ЕГИПТОЛОГИЯ-НОВЫЕ-ПЕРСПЕКТИВЫ-РАЗВИТИЯ (дата обращения: 07.05.2025).
42. Ермакова Е. Е. РАЗРАБОТКА ТОНАЛЬНОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ // Экономика и социум. 2019. №5 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-tonalnosti-kommunikatsii-dlya-prodvizheniya-brenda-v-sotsialnyh-setyah (дата обращения: 12.04.2025).
43. Заключение Главного управления по делам печати [Электронный ресурс] // Природа и люди : [сайт]. – URL: (дата обращения: 05.05.2025)
44. И.В. Фотиева, К.А. Кирилин МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ // МНКО. 2021. №3 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-v-nauchno-populyarnoy-zhurnalistike-uspehi-i-problemy (дата обращения: 05.03.2024).
45. Интерфакс [Электронный ресурс] // Минкультуры советует регионам заменить увеселительные мероприятия на просветительские. – URL: (дата обращения: 07.05.2025).
46. Как скандинавам помогали курганы [Электронный ресурс] // N+1. URL: (дата обращения: 06.05.2025).
47. Кахужева (Тхабисимова) Замира Геннадьевна Лингвостилистические особенности новостной заметки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvostilisticheskie-osobennosti-novostnoy-zametki (дата обращения: 05.05.2025).
48. Козлов Владимир Петрович. К постановке вопроса о научной дисциплине «Историческая документология» // Новый исторический вестник. 2023. №3 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-voprosa-o-nauchnoy-distsipline-istoricheskaya-dokumentologiya (дата обращения: 07.05.2025).
49. Козлов Евгений Васильевич. Периферия зрелища: спойлер и тизер // Наука телевидения. 2019. №15.1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periferiya-zrelischa-spoyler-i-tizer (дата обращения: 22.04.2025).
50. Корнилова В.С., Сошина Е.А. ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ КАК ФОРМА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zritelnyy-kontakt-kak-forma-neverbalnoy-kommunikatsii-osnovnye-teoreticheskie-podhody (дата обращения: 11.04.2024).
51. Космос Просто [RuTube]: URL: https://rutube.ru/video/5576a0c7853a66eaf69cc93cbe25ef21/ (Дата обращения: 25.04.2025)
52. Космос Просто. Космос не холодный! От Большого Взрыва до Земли [Видео] // ВКонтакте. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
53. Космос просто. Правда о пришельцах в Сибири и жизни на планете K2-18b / Тайна Магнетара / Астрообзор #180 [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-142758151_456240722 (дата обращения: 08.05.2025).
54. Костюченко Роман Юрьевич Аналогия в науке и обучении // Вестник СИБИТа. 2017. №4 (24). С. 138. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analogiya-v-nauke-i-obuchenii (дата обращения: 08.05.2025).
55. Кот Шредингера : [сайт]. – 2014-2023. – URL: (Дата обращения: 07.04.2025)
56. Кузин В.С. Психология. – М.: Высш. школа, 1982. С. 425
57. Кюнг П. А. ДОКУМЕНТ В СИСТЕМЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВОВЕДЕНИЯ: К ПОСТРОЕНИЮ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ // История и архивы. 2022. №3. С. 107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokument-v-sisteme-dokumentovedeniya-i-arhivovedeniya-k-postroeniyu-edinoy-teorii (дата обращения: 07.05.2025).
58. Лаптев Владимир Владимирович Инфографика: основные понятия и определения // Terra Linguistica. 2013. №184. С. 181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-osnovnye-ponyatiya-i-opredeleniya (дата обращения: 08.05.2025).
59. Логово [Канал] // Rutube. – URL: (дата обращения: 07.05.2025).
60. Маркин В. В. НАУКА И ЛЖЕНАУКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. №5. С. 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-i-lzhenauka-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 07.05.2025).
61. Математики МГУ разработали модель для предотвращения давки в общественных местах [Электронный ресурс] // Наука и Техника. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
62. Мифы о мире мертвых. От Осириса и Хель до похищения Персефоны и «Божественной комедии» / Владимир Петрухин. — Москва: МИФ, 2025. — (Мифы от и до).
63. Монастырский Л. М. МЕСТО И РОЛЬ ЛЖЕНАУКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ // Успехи современного естествознания . 2015. №1-3. С. 507. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-lzhenauki-v-formirovanii-sovremennogo-mirovozzreniya (дата обращения: 06.05.2025).
64. Моноклер [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: https://monocler.ru/ (дата обращения: 08.05.2025).
65. Музыка регенерации. Секретóм как основа бесклеточной терапии [Электронный ресурс] // Биомолекула. – URL: https://biomolecula.ru/articles/muzyka-regeneratsii-sekretom-kak-osnova-beskletochnoi-terapii (дата обращения: 08.05.2025).
66. Наима Уришбоевна Шукурлаева СОЗДАНИЕ ДИЗАЙНА ЛОГОТИПА И ЕГО СВОЙСТВО // Oriental Art and Culture. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-dizayna-logotipa-i-ego-svoystvo (дата обращения: 12.04.2025).
67. Наука и жизнь №10 (октябрь) [сайт]: URL: (дата обращения 22.04.2025)
68. Наука и техника [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: (дата обращения: 05.05.2025).
69. Наука и техника [Электронный ресурс] // Научно-популярный портал. – URL: (дата обращения: 05.05.2025).
70. Наука. Вопрос науки. Как динозавры «создали» млекопитающих [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-27737784_456250231 (дата обращения: 08.05.2025).
71. НаукаПро [Электронный ресурс] // Научно-популярный образовательный проект. – URL: (дата обращения: 23.04.2025)
72. Никонова Екатерина Андреевна Жанр "аналитическая статья" (на примере текстов англоязычной качественной прессы) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №2. С. 44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-analiticheskaya-statya-na-primere-tekstov-angloyazychnoy-kachestvennoy-pressy (дата обращения: 01.05.2025).
73. Озерина А. А., Ульянина О. А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Образование и наука. 2023. №2. С. 172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiokulturnoy-identichnosti-sovremennogo-studenta (дата обращения: 25.04.2025).
74. Орнитологи развеяли миф о мстительности медоуказчиков [Электронный ресурс] // Naked Science. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
75. Отт А. А. АНАЛОГИЯ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОМ ДИСКУРСЕ // Вестник магистратуры. 2016. №7-2 (58). С. 47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analogiya-v-nauchno-populyarnom-diskurse (дата обращения: 08.05.2025).
76. Пензина А.И. «Национальные особенности популяризации науки в России: исторические предпосылки и современное состояние» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 3, с. 593
77. ПостНаука [ВКонтакте]. – URL: (дата обращения: 05.05.2025).
78. Постнаука : [сайт]. – 2012-2025. – URL: https://postnauka.ru (Дата обращения: 05.04.2025)
79. ПостНаука. Новые технологии в водородной энергетике: проблемы и решения [Электронный ресурс] // TechInsider. – URL: https://postnauka.org/longreads/157530 (дата обращения: 08.05.2025).
80. Предки ехидн могли быть полуводными [Электронный ресурс] // Элементы. – URL: https://elementy.ru/novosti_nauki/434337/Predki_ekhidn_mogli_byt_poluvodnymi (дата обращения: 08.05.2025).
81. Прикосновение к Вечности ▲ Валерий Senmuth. Незавершённые обелиск и статуя ▲ [by Senmuth] [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-178645960_456239338 (дата обращения: 08.05.2025).
82. Пустовалова Вега Вадимовна Метафора в педагогике: экскурс и перспективы // Вестник ТГПУ. 2016. №12 (177). С. 169. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metafora-v-pedagogike-ekskurs-i-perspektivy (дата обращения: 08.05.2025).
83. Роботы бегут полумарафон, а нейросеть распознает речь дельфинов: научный дайджест новостей [Электронный ресурс] // TechInsider. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
84. Роспатент, Федеральная служба по интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] / офиц. сайт: (Дата обращения: 07.04.2025)
85. Российское историческое общество [Электронный ресурс]// Открытый архив. - URL: https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives.html (дата обращения: 06.05.2025).
86. Российское историческое общество. Николай Пирогов. Травматическая эпидемия. Ледяная анатомия _ История российской медицины. Выпуск 3 [Видео] // VKVideo. URL: https://vkvideo.ru/video-92796433_456239969 (дата обращения: 08.05.2025).
87. Савинова О.Н. К вопросу подготовки кадров научных журналистов: дискуссионный аспект // «Научно-популярная журналистика: опыт системного анализа». Сб. материалов каф. журналистики. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2018, с. 4
88. Соловьева В.М. «Научные коммуникации в цифровом пространстве: популяризация науки» // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2022, с. 266-267
89. СПбГУ. Павел Скучас «Как работает наука: палеонтология» [Видео] // ВКонтакте. – URL: (дата обращения: 08.05.2025).
90. Таюпова О. И. Специфика коммуникации в текстах медиа-интервью // Sciences of Europe. 2018. №25-3 (25). С. 39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-kommunikatsii-v-tekstah-media-intervyu (дата обращения: 05.05.2025).
91. Темникова Лина Борисовна, Соболева Елена Игоревна Жанровые особенности научно-популярных журналов в контексте информатизации общества // БГЖ. 2019. №3 (28). С. 374. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovye-osobennosti-nauchno-populyarnyh-zhurnalov-v-kontekste-informatizatsii-obschestva (дата обращения: 05.05.2025).
92. Тертычный А. А. Особенности жанрообразования в интернет-СМИ // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2013. №6 (149). С. 174-175. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zhanroobrazovaniya-v-internet-smi (дата обращения: 05.05.2025).
93. Тихомирова Г. Ю. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/festival-kak-forma-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.05.2025).
94. Толковый словарь Ушакова : [Электронный ресурс] / Юмор – URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/24452/ (Дата обращения 14.04.2025)
95. Топчий Ирина Владимировна, Иванова Дарья Олеговна ОСОБЕННОСТИ ИНФОГРАФИКИ В СПЕЦПРОЕКТАХ НА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНУЮ ТЕМАТИКУ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. №3 (45). С. 156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-infografiki-v-spetsproektah-na-nauchno-populyarnuyu-tematiku (дата обращения: 08.05.2025).
96. Трушко Елена Георгиевна, Шпаковский Юрий Францевич Инфографика как современный способ представления информации // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2017. №4 (195). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-kak-sovremennyy-sposob-predstavleniya-informatsii (дата обращения: 05.03.2024).
97. Туркина В. Г., Антонова Е. Л. Массовая культура в ее современных феноменах // Наука. Искусство. Культура. 2019. №3 (23). С. 41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kultura-v-ee-sovremennyh-fenomenah (дата обращения: 25.04.2025).
98. Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 05.05.2025)
99. Фестиваль науки [Электронный ресурс] : офиц. сайт. - Электрон. дан. - М. : Министерство науки и высшего образования РФ. - URL: (дата обращения: 07.05.2025).
100. Фоменко А. Д. Научно-популярная журналистика: задачи, тенденции и проблемы // Роль науки и высоких технологий в обеспечении социально-экономического развития государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 сентября 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021, с. 31
101. Центр египтологических исследований [Электронный ресурс] // База данных египтологии. - URL: http://www.cesras.ru/services/end-isled/baza-egipet/ (дата обращения: 07.05.2025).
102. Цифровое старение здорового человека [Электронный ресурс] // Наука и жизнь. – URL: https://www.nkj.ru/news/54324/ (дата обращения: 08.05.2025).
103. Шестерина А. М. Открытые лекции как форма популяризации научного знания: традиции и современность // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 111–114.
104. Шинков М. А. К вопросу о дифференциации журналистских и публицистических жанров / М. А. Шинков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 4. — С. 203—205
105. Элементы : [сайт]. – 2005-2025. – URL: https://elementy.ru/ (Дата обращения: 05.04.2025)
106. Элементы большой науки [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения: 07.05.2025).
107. Элементы большой науки: научно-популярный проект [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.01.2024). - Раздел "События". URL: (дата обращения: 7.05.2025)
108. Якутова О. М., Петрова О. А. Шрифт как элемент дизайна веб-сайта // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9. С. 273. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shrift-kak-element-dizayna-veb-sayta (дата обращения: 08.05.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ