Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционно-педагогическая работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Череповецкий государственный университет)

Работа №188843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №124» г. Череповец.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Возраст детей— 5–6 лет.
Есть приложения

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический обзор психолого-педагогической и методической литературы по проблеме изучения произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи…7
1.1. Психолого-педагогические подходы к изучению произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……11
1.3. Особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………….19
1.4. Значение дидактической игры в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня….23
Выводы по первой главе………………………………26
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами дидактических игр…………...……………28
2.1 Цель, задачи, описание диагностических методик и организации экспериментального исследования……………………………………………..28
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня….35
Выводы по второй главе………………………41
Глава 3. Коррекционно – педагогическая работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами дидактических игр………...………………42
3.1. Организация формирующего эксперимента..42
3.2. Содержание коррекционно – педагогической работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами дидактических игр....43
3.3. Оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы…51
Выводы по третьей главе ………60
Заключение………………………………………………………………..62
Библиографический список……64
Приложение……………………………………………………………….70

Актуальность темы. Внимание является одним из основных психических процессов, который играет важную роль в успешности обучения и адаптации детей в обществе. Произвольное внимание еще не до конца сформировано у дошкольников, и может быть неустойчивым и не постоянным. Дети могут быстро переключаться с одной задачи на другую, им сложно контролировать свое внимание и устоять перед различными отвлекающими факторами.
Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи часто испытывают трудности в этой сфере, что влияет на их школьную успеваемость и адаптацию в социуме. Внимание играет ключевую роль в освоении знаний и навыков, а также в формировании коммуникативных и социальных умений. Они могут быть не способными концентрироваться на задачах, быстро утомляются, имеют трудности в выполняемых заданиях.
Проблема развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рассматривалась различными учеными в области психологии, педагогики и логопедии, такими как Л, Л. С. Волкова, О.И. Воробьева, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Е. М. Мастюкова, Ж. Пиаже, О. Н. Усанова, Т. А. Фотекова и др.
Авторы отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи, внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, ограниченность возможности его распределения, наблюдается невозможность длительной активной концентрации, быстрая и легкая отвлекаемость, что в последующем отражается на учёбе детей в школе. Ученые отмечают, что чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия, что способствует более раннему формированию произвольного внимания.
Ряд ученых (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, В.П. Мусина, М.С. Певзнер и др.) отмечают, что развивать и совершенствовать произвольное внимание в период дошкольного возраста не менее важно, чем обучать письму, счёту, чтению. У большинства детей с общим недоразвитием речи основные свойства изучаемого психофизиологического процесса, находятся на низком уровне развития, дети часто страдают от рассеянности и незрелости. Данная проблема является значимой для современной педагогической науки и образовательной практики.
Работа по развитию внимания требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации предшкольной подготовки детей в детском саду. Одним из видов дидактических средств для детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Во многих исследованиях обнаруживается взаимосвязь развития внимания и дидактической игры. Посредством игры ребенок получает новые знания, умения и навыки. Дидактическая игра – это многогранное и сложное педагогическое явление, выполняющее две функции: метода обучения и формы обучения ребенка.
Целью исследования является изучение особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, разработка содержания и реализация коррекционно-педагогической работы по его развитию средствами дидактических игр.
Объект исследования – особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Предмет исследования - содержание коррекционно-педагогической работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами дидактических игр.
Гипотезой данной работы стало предположение о том, что произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня имеет такие особенности, как сложность переключения, узкий объем, недостаточный уровень концентрации.
Мы предполагаем, что специально разработанная и реализованная коррекционно-педагогическая работа с использованием дидактических игр будет способствовать преодолению этих недостатков у данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного уровня с общим недоразвитием речи.
2. Выявить особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Изучить влияние дидактической игры на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня
4. Осуществить анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению особенностей развития произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
5. Разработать содержание и реализовать коррекционно-педагогическую работу по развитию произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами дидактической игры.
6. Оценить эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования);
2. экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);
3. статистические - количественная и качественная обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о развитии произвольного внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами дидактических игр.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанное и реализованное содержание коррекционно-педагогической работы и подобранный диагностический инструментарий по изучению особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня может быть использован в практической работе учителя-логопеда, воспитателей, родителей детей изучаемой нозологии.
Экспериментальная база: МАДОУ «Детский сад №124» г. Череповец. В эксперименте приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Возраст детей— 5–6 лет.
Структура работы: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения,
списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Произвольное внимание обуславливается поставленной целью. Данный вид внимания носит активный характер и проявляется через волевые усилия человека, благодаря которым произвольное внимание направляется и поддерживается. Произвольное внимание играет важную роль в жизни ребенка, оно затрагивает все сферы взаимодействия ребёнка с действительностью: игровую, трудовую и учебную деятельность дошкольника. Развитое произвольное внимание необходимо для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Обладая данным навыком, дошкольнику легче даются навыки чтения, письма и математических операций.
Анализ методической и специальной литературы по проблеме исследования показал, что данная тема актуальна на сегодняшний день, ей посвящено значительное количество исследований и существует достаточно много методических разработок по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Диагностические методики, включающие в себя серию последовательных заданий, позволяют выявить актуальный уровень развития произвольного внимания у детей с ОНР в разных видах работ.
Методики позволили определить особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня. Также, по результатам анализа проведенных исследований нами была разработана и осуществлена коррекционно-педагогическая работа, составлены методические рекомендации для учителей-логопедов, воспитателей и родителей данной категории детей.
Анализ результатов исследований позволил сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня количественные и качественные показатели выполнения заданий методик находятся преимущественно на среднем уровне. Больше всего у детей возникают трудности там, где меняются задания, дети не успевают переключить внимание. Присутствуют также характерные для детей данной нозологии трудности связанные с пониманием словесной инструкции, нарушение слухового внимания в целом. Несмотря на то, что на момент исследований с детьми уже ранее проводилась коррекционно-педагогическая работа по развитию произвольного внимания в рамках ДОУ, у большинства испытуемых отмечались трудности, выражающиеся в непонимании словестных инструкций, сложности концентрации, у детей была высокая отвлекаемость, они с трудом могли переключать внимание между заданиями.
По полученным в ходе контрольного эксперимента данным видно, что составленный и реализованный нами в ходе формирующего эксперимента перспективный план коррекционно-педагогической работы дал положительный результат. Большинство детей экспериментальной группы показали хорошую динамику в развитии произвольного внимания при выполнении практических заданий.
После реализации разработанного нами плана программы коррекционно-педагогической работы по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня средствами дидактических игр, у детей сформировались необходимые навыки для дальнейшего успешного освоения АООП и ООП в школе.



1. Ананьев, Б.Г. Воспитание внимания дошкольника [Текст] /Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2014. – 86 с.
2. Андреева, И.А. Уроки развития внимания и памяти [Текст] / И.А. Андреева. – Минск : Букмастер, 2014. – 32 с.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой/ Н.П.Аникеева. – М.: Просвещение, 1990. – 145 с.
4. Ванюхина, Н. В. Общая психология: учебное пособие / Н. В. Ванюхина, Р. Ф. Сулейманов; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – Казань: Познание (Институт ЭУП), 2014. – 132 с.
5. Власенко И.Т. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
6. Волкова, Н. Внимание детей во время занятий [Текст] / Н. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – №12. – С. 6-9.
7. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитие речи [Текст] / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М. : Книголюб, 2004. – 254 с.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Просвещение, 1976. – 186 с.
9. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кобылицкая. – М.: Издательство Моск. университета, 1974. – 102 с.
10. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши
11. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 323 с.
12. Добрынин Н. Н. Воспитание внимания / "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис /М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г.
13. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Дудбев // Логопедия. – 2006. – №2. – С. 22-27.
14. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. [Текст] / Н.С. Жукова. – М. : Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с.
15. Запорожец А. В. Психология [Текст]: Учеб. пособие для дошкольных пед. училищ. - Москва: Учпедгиз, 1953. - 188 с. : ил.; 23 см.
16. Зверева, Г.И. О воспитании внимания [Текст] / Г.И. Зверева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С. 46-49.
17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М. : ЛОГОС, 2014. – 384 с.
18. Ильина, М. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет [Текст] / М. Ильина – М. : АРКТИ, 2005. – 136 с.
19. Истомина, З.М. Развитие внимания у дошкольников [Текст] / З.М. Истомина – М. : РГИУ, 2012. – 458 с.
20. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 2001. – 171 с.
22. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности -- М.: АСТ: Астрель, 2007. - 318, [2]с. - (Высшая школа)
23. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2007. – 416 с.
24. Колесникова, Е.В. Развиваем внимание. Игровые упражнения по развитию произвольного внимания у детей 5-6 лет [Текст] / Е.В. Колесникова. – М. : Ювента, 2016. – 32 с.
25. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
26. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2009. – 224 с.
27. Ланге Н.Н. Теория волевого внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976. С.138
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М. : Просвещение, 1997 – 368 с.
29. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Науч-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с., ил.
30. Лурия А.Р. Основы Нейропсихологии 1902-1977 Москва: Издательство Московского университета, 1973. — 374 с.
31. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Матюхина. – М. : Просвещение, 2012. – 256 с.
32. Мельниченко, О. Развиваем внимание и память [Текст] / О. Мельниченко. – М. : «Эксмо», 2016. – 32 с.
33. Немов, Р.С. Общие основы психологии Кн. 1. [Текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2003. – 688 с. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А. Карабанова [и др.]. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
34. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М. : ТЦ Сфера, 2001. – 104 с.
35. Петухова, Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.В. Петухова. – М. : Логос, 2011. – 32 с.
36. Полеева, Е. Калейдоскоп игр, упражнений и заданий, развивающих внимание детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Полеева // Воспитание дошкольников. – 2011. – № 3. – С. 26-31.
37. Путляева, Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №8. – С. 58-60.
38. Рибо, Т. Психология внимания [Текст] / Т. Рибо. – СПб. : Изд-во Ф. Павленкова, 2010. – 369 с.
39. Розов, А.И. К вопросу о теории внимания [Текст] / А.И.Розов // Вопросы психологии. – 2011. – № 6. – С. 25-29.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. –– (Серия «Мастера психологии»)
41. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С.161-167.
42. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – СПб. : Речь, 2005. – 384 с.
43. Семенова, И.С. Современные подходы к созданию условий для корекционно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст] / И.С. Семенова // Логопед в детском саду. – 2007.– №4. – С. 54–58.
44. Столяренко, Л.Д. [Текст] Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2013. – 636 с.
45. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, переработанное и дополненное [Текст] / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2000. – 671 с.
46. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Е.И. Тихеева. – М. : Академия, 1999. – С. 144-148.
47. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 285 с.
48. Трясорукова, Т.П. Игры и задания по развитию внимания [Текст] / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2016. – 108 с.
49. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
50. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М. : Владос, 1995. – 291 с.
51. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985. – 213 с.
52. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей : [сб. статей] / под ред. А. В. Запорожца ; [сост. Н. Я. Михайленко]. — М. : Просвещение, 1976. — 94
53. Филичева, Т.Б Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
54. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
55. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с: ил. - (Библиотека практикующего логопеда)
56. Шаповал, И.А. Методы изучения и психодиагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А. Шаповал. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.
57. Якобсон, С.Г. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников [Текст] / С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова // Вопросы психологии. – 1999. – №5. – С. 3-10
58. Якушева, С.Л. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. Л. Якушева // Психолог в детском саду. Ежеквартальный научно-практический журнал. – 2010. – № 4. – С. 58-60.
59. Dimitrova-Radojichich D., Chichevska-Jovanova N., Parents attitude: inclusive education of children with disability. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. vol. 2, i. 1, 2014, pp. 13-17.
60. Kornev A.N., School disadaptation in children with speech underdevelopment and its prevention (part 1). State of Art. 2012, no. 1(5), pp. 436-
61. Li-Chen Tung,Chin-Kai Lin, Ching-Lin Hsieh, Ching-Chi Chen, ChinTsan Huang, and Chun-Hou Wang. Sensory integration dysfunction affects efficacy of speech therapy on children with functional articulation disorders. Neuropsychiatr Dis Treat. 2013, no. 9, pp. 87-92.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ