Конструктор «LEGO» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 дошкольников
Введение ………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ……….6
1.1. Общее представление о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогических исследованиях…………6
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…9
1.3. Педагогический возможности конструктора «Lego» как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………13
Выводы по первой главе ………17
Глава 2. Опытно-поисковое исследование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego» …19
2.1. Выявление исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.2. Методические рекомендации по работе, направленной на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego» 26
Выводы по второй главе ………29
Заключение …………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы………33
Выборка: 20 дошкольников
Введение ………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ……….6
1.1. Общее представление о творчестве и творческих способностях в психолого-педагогических исследованиях…………6
1.2. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста…9
1.3. Педагогический возможности конструктора «Lego» как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………………13
Выводы по первой главе ………17
Глава 2. Опытно-поисковое исследование по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego» …19
2.1. Выявление исходного уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста……………19
2.2. Методические рекомендации по работе, направленной на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego» 26
Выводы по второй главе ………29
Заключение …………………………………………………………………. 30
Список использованной литературы………33
Актуальность темы исследования. Современный мир требует от человека не только знаний и умений, но и развитого творческого мышления, способности находить нестандартные решения и адаптироваться к изменяющимся условиям. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, формируются ключевые навыки и умения, в том числе и творческий потенциал.
Роль педагога в этом процессе сложно переоценить. Воспитатель выступает не только источником знаний, но и проводником в мир творчества, вдохновителем и наставником. Он создает условия для развития креативности, стимулирует воображение и любознательность воспитанников, помогает им раскрыть свой потенциал и поверить в свои силы.
Доказано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.
В науке неоднократно исследовалась природа творческих способностей личности, их диагностика и развитие в дошкольном возрасте (Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Е.Л. Мельникова, А.И. Савенков, Э.Д. Телегина, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Е.Л. Яковлева и др.).
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие творческих способностей закладывается в детстве и является условием последующего творческого развития личности ребёнка, его успешной социализации в жизни. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческих способностей подрастающего поколения.
Несмотря на признание важности развития творческих способностей старших дошкольников, на практике часто преобладают традиционные методы обучения, ориентированные на усвоение знаний и репродуктивное мышление. При этом педагог может использовать разнообразные средства, методы и приемы, чтобы сделать образовательный процесс интересным и увлекательным, пробудить у детей желание искать новые решения и не бояться экспериментировать.
Одним из эффективных средств развития творческих способностей старших дошкольников является конструктор «Lego».
Во многом естественное стремление детей к совместному исследованию окружающего мира имеют образовательные возможности Lego-конструирования, как элементу игры в процессе развития и воспитания детей, формирования их творческих способностей. Кроме того, игры с Lego-конструкторами позволяют расширять имеющиеся у детей представления, научить выделять признаки, характеризующие различные предметы, развить внимательность, наблюдательность.
Обобщающая функция моделирования, которое возможно осуществлять с помощью Lego-конструктора, позволяет активизировать элементарное осознание детьми явлений языка и речи, которое связано с развитием функций детской речи, с формированием речевых умений и навыков.
Анализ литературы показал, что наблюдается противоречие между потребностью в развитии творческих способностей старших дошкольников и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса использования конструктора Lego в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Проблема исследования – каковы педагогические возможности конструктора Lego в развитии творческих способностей старших дошкольников?
Недостаточная разработка данной проблемы и ее несомненная актуальность для практики дошкольной образовательной организации послужили основанием для выбора темы данного исследования – «Конструктор «Lego» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое обоснование влияния конструктора Lego на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольной образовательной организации по поставленной проблеме.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – конструктор «Lego» как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и содержание процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить педагогические возможности конструктора «Lego» как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по работе, направленной на процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego».
Методы исследования – теоретические: анализ и синтез научной литературы; обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования; практические – диагностические методики, разработка методических рекомендаций; качественный и количественный анализ данных.
Структура курсовой – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Общее количество страниц курсовой работы составляет 36 страниц
Роль педагога в этом процессе сложно переоценить. Воспитатель выступает не только источником знаний, но и проводником в мир творчества, вдохновителем и наставником. Он создает условия для развития креативности, стимулирует воображение и любознательность воспитанников, помогает им раскрыть свой потенциал и поверить в свои силы.
Доказано, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие творческих способностей - одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е.А. Флерина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева и др.
В науке неоднократно исследовалась природа творческих способностей личности, их диагностика и развитие в дошкольном возрасте (Д.Б. Богоявленская, И.П. Волков, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Е.Л. Мельникова, А.И. Савенков, Э.Д. Телегина, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова, Е.Л. Яковлева и др.).
Актуальность исследования объясняется тем, что развитие творческих способностей закладывается в детстве и является условием последующего творческого развития личности ребёнка, его успешной социализации в жизни. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческих способностей подрастающего поколения.
Несмотря на признание важности развития творческих способностей старших дошкольников, на практике часто преобладают традиционные методы обучения, ориентированные на усвоение знаний и репродуктивное мышление. При этом педагог может использовать разнообразные средства, методы и приемы, чтобы сделать образовательный процесс интересным и увлекательным, пробудить у детей желание искать новые решения и не бояться экспериментировать.
Одним из эффективных средств развития творческих способностей старших дошкольников является конструктор «Lego».
Во многом естественное стремление детей к совместному исследованию окружающего мира имеют образовательные возможности Lego-конструирования, как элементу игры в процессе развития и воспитания детей, формирования их творческих способностей. Кроме того, игры с Lego-конструкторами позволяют расширять имеющиеся у детей представления, научить выделять признаки, характеризующие различные предметы, развить внимательность, наблюдательность.
Обобщающая функция моделирования, которое возможно осуществлять с помощью Lego-конструктора, позволяет активизировать элементарное осознание детьми явлений языка и речи, которое связано с развитием функций детской речи, с формированием речевых умений и навыков.
Анализ литературы показал, что наблюдается противоречие между потребностью в развитии творческих способностей старших дошкольников и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса использования конструктора Lego в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Проблема исследования – каковы педагогические возможности конструктора Lego в развитии творческих способностей старших дошкольников?
Недостаточная разработка данной проблемы и ее несомненная актуальность для практики дошкольной образовательной организации послужили основанием для выбора темы данного исследования – «Конструктор «Lego» как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое обоснование влияния конструктора Lego на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольной образовательной организации по поставленной проблеме.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – конструктор «Lego» как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность и содержание процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить педагогические возможности конструктора «Lego» как средства развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить критерии, показатели и уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации по работе, направленной на процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego».
Методы исследования – теоретические: анализ и синтез научной литературы; обобщение передового педагогического опыта по проблеме исследования; практические – диагностические методики, разработка методических рекомендаций; качественный и количественный анализ данных.
Структура курсовой – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Общее количество страниц курсовой работы составляет 36 страниц
Проанализировав понятие «творчество» и «детское творчество», мы увидели, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия творческих способностей дошкольников, на данный момент не имеется. Несмотря на это различные психологи и педагоги имеют сходство в суждении: дарованием к творческой деятельности владеет каждый ребёнок, и задача нынешнего воспитания найти такие средства и способности, при которых будет гарантированно формирование творческих способностей каждого ребенка. Дошкольный возраст предоставляет отличные возможности для развития творческих способностей.
Изучив значение творчества в развитии детей дошкольного возраста был сделан вывод о том, что дошкольный возраст наиболее подходящий для формирования способностей к творчеству, так как именно в это период совершается закладка психологической основы для творческой деятельности. Ребенок может произвести новый рисунок, устройство которые различаются уникальностью, вариативностью, эластичностью и физической активностью. Для развития творческих способностей дошкольников необходима целенаправленно организовывать деятельность как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Возраст от пяти до шести лет характеризуется особой активностью и развитием познавательных процессов. Дети в этом возрасте начинают показывать более глубокий интерес к окружающему миру, задавать множество вопросов и искать ответы на них. Их любопытство и исследовательский пытливый ум играют важную роль в развитии их творческого потенциала.
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять креативное мышление, способность генерировать новые идеи и решать проблемы. Они могут предлагать нестандартные решения и подходы к задачам. развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их общем развитии. Предоставление возможностей для самовыражения, экспериментирования и игры помогает развить у детей творческие способности, воображение и самостоятельность.
Lego – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Основу процесса её усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
Lego-конструктор – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов Lego.
С помощью Lego-конструктора у детей появляется возможность создать нечто уникальное, креативное, задействовав при этом все мыслительные процессы. Занятия в данном направлении способствуют развитию творческих способностей, а также координации, моторики, мышления, внимания, сообразительности, речи и др.
Практическое исследование было проведено в детском саду в группе с детьми 6-7 лет. Всего 20 дошкольников.
Для выявления уровней развития творческих способностей дошкольников были выделены критерии, показатели и методики диагностики.
Критерии – мотивационный, когнитивный и деятельностный.
Показатели - ребенок проявляет интерес к творческой деятельности, стремление активно учувствовать в процессе творческой деятельности; ребенок осознает цели задания (что нужно делать?) и самостоятельно ребёнок все выполняет; ребенок понимает, что нужно делать, самостоятельно выполняет задание.
Применяемые методики диагностики - методика Е. Торренса «Неполные фигуры», методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и методика диагностики творческих способностей В.Т. Кудрявцевой.
По результатам проведения всех трех методик диагностики мы увидели, что уровни развития творческих способностей детей по разным методикам находятся в основном на низком и среднем уровнях. Соответственно, с детьми необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей и для этого мы предлагаем использовать Lego-конструктор.
В работе представлены методические рекомендации по работе, направленной на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego».
Изучив значение творчества в развитии детей дошкольного возраста был сделан вывод о том, что дошкольный возраст наиболее подходящий для формирования способностей к творчеству, так как именно в это период совершается закладка психологической основы для творческой деятельности. Ребенок может произвести новый рисунок, устройство которые различаются уникальностью, вариативностью, эластичностью и физической активностью. Для развития творческих способностей дошкольников необходима целенаправленно организовывать деятельность как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Возраст от пяти до шести лет характеризуется особой активностью и развитием познавательных процессов. Дети в этом возрасте начинают показывать более глубокий интерес к окружающему миру, задавать множество вопросов и искать ответы на них. Их любопытство и исследовательский пытливый ум играют важную роль в развитии их творческого потенциала.
Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять креативное мышление, способность генерировать новые идеи и решать проблемы. Они могут предлагать нестандартные решения и подходы к задачам. развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их общем развитии. Предоставление возможностей для самовыражения, экспериментирования и игры помогает развить у детей творческие способности, воображение и самостоятельность.
Lego – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Основу процесса её усвоения составляет чередование практических и умственных действий самого обучаемого, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
Lego-конструктор – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов Lego.
С помощью Lego-конструктора у детей появляется возможность создать нечто уникальное, креативное, задействовав при этом все мыслительные процессы. Занятия в данном направлении способствуют развитию творческих способностей, а также координации, моторики, мышления, внимания, сообразительности, речи и др.
Практическое исследование было проведено в детском саду в группе с детьми 6-7 лет. Всего 20 дошкольников.
Для выявления уровней развития творческих способностей дошкольников были выделены критерии, показатели и методики диагностики.
Критерии – мотивационный, когнитивный и деятельностный.
Показатели - ребенок проявляет интерес к творческой деятельности, стремление активно учувствовать в процессе творческой деятельности; ребенок осознает цели задания (что нужно делать?) и самостоятельно ребёнок все выполняет; ребенок понимает, что нужно делать, самостоятельно выполняет задание.
Применяемые методики диагностики - методика Е. Торренса «Неполные фигуры», методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и методика диагностики творческих способностей В.Т. Кудрявцевой.
По результатам проведения всех трех методик диагностики мы увидели, что уровни развития творческих способностей детей по разным методикам находятся в основном на низком и среднем уровнях. Соответственно, с детьми необходимо проводить работу по развитию их творческих способностей и для этого мы предлагаем использовать Lego-конструктор.
В работе представлены методические рекомендации по работе, направленной на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктора «Lego».



