Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования (Карасукский педагогический колледж)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА АКТИВИЗАЦИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
4. МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА АКТИВИЗАЦИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
4. МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Отмечая актуальность вопроса по активизации технического творчества детей, прежде всего, обратимся к определению данного понятия.
Согласно педагогическому словарю, техническое творчество - это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны.
Занятия техническим творчеством способствуют развитию новых технологий и инноваций, что крайне важно для экономического роста страны. В условиях глобальной конкуренции Россия должна поддерживать высокий уровень технологического развития, чтобы оставаться конкурентоспособной на международной арене.
Развитие технического творчества помогает готовить специалистов высокого уровня в различных технических областях, таких как инженерия, IT, робототехника и другие. Это способствует формированию кадрового потенциала, необходимого для реализации крупных инфраструктурных проектов и модернизации промышленности.
Активизация технического творчества ведёт к созданию новых продуктов и услуг, которые могут быть востребованы на мировом рынке, позволяет развивать интерес к науке и технике, формирует полезные навыки и компетенции, такие как критическое мышление, креативность, умение работать в команде.
Включение элементов технического творчества в образовательную программу образовательного процесса способствует подготовке будущих инженеров и учёных.
Таким образом, активизация технического творчества имеет важное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности на мировой арене и улучшения качества жизни граждан.
С целью поддержки и активизации технического творчества в России разработан ряд нормативных документов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации», предусматривающий создание условий для разработки и внедрения инновационных проектов, включая технические.
2. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», разработанная в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и направленная на поддержку научных исследований и разработок, включая техническое творчество, а также меры по стимулированию инновационной деятельности и поддержке молодых учёных и изобретателей.
3. Приказ Минобрнауки России № 1320 "Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников", который регулирует проведение олимпиад по различным предметам, включая технические дисциплины, что стимулирует интерес школьников к науке и технике.
4. Указ Президента РФ № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", предусматривающий меры по поддержке талантливой молодежи.
Данные документы создают правовую основу для развития технического творчества в России, обеспечивая финансирование, организационную поддержку и мотивацию участников.
По данным подведомственного Минпросвещению России Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (ВЦХТ), собирающего общую статистику развития системы дополнительного образования детей, в 2023/24 учебном году в России обновлен рекорд популярности технических кружков. Общее число учащихся, записавшихся в кружки и секции, составило почти 3 миллиона человек, при этом более 2,8 миллиона детей выбрали техническую направленность.
Однако вопрос активизации технического творчества вызывает ряд проблем, которые затрудняют полноценное развитие этой сферы.
Проблематика этой сферы многогранна и затрагивает различные аспекты образования, инфраструктуры, государственной поддержки и мотивации.
Одной из ключевых проблем является слабая подготовка обучающихся в области инженерии и технических наук. По данным исследования, проведённого Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), отмечается, что количество выпускников инженерных специальностей в России снижается, а уровень подготовки часто не соответствует требованиям современной промышленности.
В России слабо развита инфраструктура для стартапов и изобретений, что затрудняет финансирование и правовую защиту. Многие молодые инженеры уезжают за рубеж, где условия для реализации проектов лучше.
Стереотипы о непрестижности и низкой оплате инженерных профессий снижают интерес молодежи к техническим специальностям. Лишь 20% российских школьников планируют карьеру в этой сфере, тогда как в Европе этот показатель выше.
Обучающиеся отмечают недостаток практической работы и реальных проектов в процессе обучения, что снижает их мотивацию и заинтересованность в развитии технического творчества.
Перечисленные проблемы отражают многогранность вызовов, стоящих перед развитием технического творчества. Их решение требует комплексного подхода.
Одним из решений данных проблем может стать внедрение компьютерных игр в образовательный процесс.
Таким образом, тема «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования» является актуальной. В соответствии с заданной темой были определены компоненты методологического аппарата.
Объект: процесс организации занятий техническим творчеством в учреждениях дополнительного образования.
Предмет: методика применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение методики применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста в процессе организации занятий в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности занятий техническим творчеством в учреждениях дополнительного образования.
3. Определить влияние компьютерных игр на активизацию технического творчества детей младшего школьного возраста.
4. Изучить методики применения компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что изученные методики применения компьютерных игр могут быть востребованными в системе дополнительного образования на уровне муниципалитета или региона. При необходимости они могут быть адаптированы для использования в системе общего образования. Кроме того, данные материалы могут быть полезны при подготовке специалистов в области воспитания и педагогов дополнительного образования.
Согласно педагогическому словарю, техническое творчество - это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны.
Занятия техническим творчеством способствуют развитию новых технологий и инноваций, что крайне важно для экономического роста страны. В условиях глобальной конкуренции Россия должна поддерживать высокий уровень технологического развития, чтобы оставаться конкурентоспособной на международной арене.
Развитие технического творчества помогает готовить специалистов высокого уровня в различных технических областях, таких как инженерия, IT, робототехника и другие. Это способствует формированию кадрового потенциала, необходимого для реализации крупных инфраструктурных проектов и модернизации промышленности.
Активизация технического творчества ведёт к созданию новых продуктов и услуг, которые могут быть востребованы на мировом рынке, позволяет развивать интерес к науке и технике, формирует полезные навыки и компетенции, такие как критическое мышление, креативность, умение работать в команде.
Включение элементов технического творчества в образовательную программу образовательного процесса способствует подготовке будущих инженеров и учёных.
Таким образом, активизация технического творчества имеет важное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности на мировой арене и улучшения качества жизни граждан.
С целью поддержки и активизации технического творчества в России разработан ряд нормативных документов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации», предусматривающий создание условий для разработки и внедрения инновационных проектов, включая технические.
2. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», разработанная в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и направленная на поддержку научных исследований и разработок, включая техническое творчество, а также меры по стимулированию инновационной деятельности и поддержке молодых учёных и изобретателей.
3. Приказ Минобрнауки России № 1320 "Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников", который регулирует проведение олимпиад по различным предметам, включая технические дисциплины, что стимулирует интерес школьников к науке и технике.
4. Указ Президента РФ № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", предусматривающий меры по поддержке талантливой молодежи.
Данные документы создают правовую основу для развития технического творчества в России, обеспечивая финансирование, организационную поддержку и мотивацию участников.
По данным подведомственного Минпросвещению России Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (ВЦХТ), собирающего общую статистику развития системы дополнительного образования детей, в 2023/24 учебном году в России обновлен рекорд популярности технических кружков. Общее число учащихся, записавшихся в кружки и секции, составило почти 3 миллиона человек, при этом более 2,8 миллиона детей выбрали техническую направленность.
Однако вопрос активизации технического творчества вызывает ряд проблем, которые затрудняют полноценное развитие этой сферы.
Проблематика этой сферы многогранна и затрагивает различные аспекты образования, инфраструктуры, государственной поддержки и мотивации.
Одной из ключевых проблем является слабая подготовка обучающихся в области инженерии и технических наук. По данным исследования, проведённого Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), отмечается, что количество выпускников инженерных специальностей в России снижается, а уровень подготовки часто не соответствует требованиям современной промышленности.
В России слабо развита инфраструктура для стартапов и изобретений, что затрудняет финансирование и правовую защиту. Многие молодые инженеры уезжают за рубеж, где условия для реализации проектов лучше.
Стереотипы о непрестижности и низкой оплате инженерных профессий снижают интерес молодежи к техническим специальностям. Лишь 20% российских школьников планируют карьеру в этой сфере, тогда как в Европе этот показатель выше.
Обучающиеся отмечают недостаток практической работы и реальных проектов в процессе обучения, что снижает их мотивацию и заинтересованность в развитии технического творчества.
Перечисленные проблемы отражают многогранность вызовов, стоящих перед развитием технического творчества. Их решение требует комплексного подхода.
Одним из решений данных проблем может стать внедрение компьютерных игр в образовательный процесс.
Таким образом, тема «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования» является актуальной. В соответствии с заданной темой были определены компоненты методологического аппарата.
Объект: процесс организации занятий техническим творчеством в учреждениях дополнительного образования.
Предмет: методика применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение методики применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста в процессе организации занятий в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности занятий техническим творчеством в учреждениях дополнительного образования.
3. Определить влияние компьютерных игр на активизацию технического творчества детей младшего школьного возраста.
4. Изучить методики применения компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что изученные методики применения компьютерных игр могут быть востребованными в системе дополнительного образования на уровне муниципалитета или региона. При необходимости они могут быть адаптированы для использования в системе общего образования. Кроме того, данные материалы могут быть полезны при подготовке специалистов в области воспитания и педагогов дополнительного образования.
В ходе теоретического исследования по теме «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования» была поставлена цель - изучение методики применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература таких авторов, как: Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Немов Р.С., Макаренко А.С., Ушинский К.Д., Фребель Ф. и Давыдов В.В. и др..
Изученная литература позволила не только доказать актуальность темы исследования, но и более глубоко изучить понятие и сущность термина «техническое творчество» и его активизация, тем самым решив первую задачу.
Выявленные особенности занятий по техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования, такие как: гибкость и вариативность программ, высокий уровень практической значимости и возможности индивидуального подхода ещё раз подчеркнули, что дополнительное образование создаёт благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, включая формирование профессиональных навыков и поддержку технического творчества. Это позволило решить вторую задачу и перейти к изучению вопроса о влиянии компьютерных игр на активизацию технического творчества детей младшего школьного возраста, тем самым решая третью задачу.
Важно отметить, что внедрение компьютерных игр в образовательный процесс активно привлекает детей к деятельности и стимулирует их критическое мышление и креативность. Важно тщательно выбирать игры в соответствии с образовательными целями.
В ходе исследования была изучена методика применения компьютерных игр и её влияние на активизацию технического творчества в учреждениях дополнительного образования.
В заключении можно отметить, что использование компьютерных игр в образовательном процессе создает уникальные возможности для активизации технического творчества детей. Игровые элементы не только повышают мотивацию и вовлеченность, но и положительно влияют на развитие творческого мышления и инженерных навыков. Эти особенности делают дополнительное образование привлекательным для ребенка, позволяя ему по собственной инициативе находить свое устойчивое место в жизни и обретать индивидуальность. Таким образом, внедрение компьютерных игр в образовательный процесс представляет собой перспективное направление для развития технического творчества и социальных навыков у детей, вовлекая их в активную деятельность и стимулируя критическое мышление и креатив.
Так как тема исследования является актуальной, то работа над ней будет продолжена, изученные методики будут включены в проектируемые конспекты занятий.
Для достижения поставленной цели изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература таких авторов, как: Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Немов Р.С., Макаренко А.С., Ушинский К.Д., Фребель Ф. и Давыдов В.В. и др..
Изученная литература позволила не только доказать актуальность темы исследования, но и более глубоко изучить понятие и сущность термина «техническое творчество» и его активизация, тем самым решив первую задачу.
Выявленные особенности занятий по техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования, такие как: гибкость и вариативность программ, высокий уровень практической значимости и возможности индивидуального подхода ещё раз подчеркнули, что дополнительное образование создаёт благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, включая формирование профессиональных навыков и поддержку технического творчества. Это позволило решить вторую задачу и перейти к изучению вопроса о влиянии компьютерных игр на активизацию технического творчества детей младшего школьного возраста, тем самым решая третью задачу.
Важно отметить, что внедрение компьютерных игр в образовательный процесс активно привлекает детей к деятельности и стимулирует их критическое мышление и креативность. Важно тщательно выбирать игры в соответствии с образовательными целями.
В ходе исследования была изучена методика применения компьютерных игр и её влияние на активизацию технического творчества в учреждениях дополнительного образования.
В заключении можно отметить, что использование компьютерных игр в образовательном процессе создает уникальные возможности для активизации технического творчества детей. Игровые элементы не только повышают мотивацию и вовлеченность, но и положительно влияют на развитие творческого мышления и инженерных навыков. Эти особенности делают дополнительное образование привлекательным для ребенка, позволяя ему по собственной инициативе находить свое устойчивое место в жизни и обретать индивидуальность. Таким образом, внедрение компьютерных игр в образовательный процесс представляет собой перспективное направление для развития технического творчества и социальных навыков у детей, вовлекая их в активную деятельность и стимулируя критическое мышление и креатив.
Так как тема исследования является актуальной, то работа над ней будет продолжена, изученные методики будут включены в проектируемые конспекты занятий.



