Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования (Карасукский педагогический колледж)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
2. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКИМ ТВОРЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
3. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА АКТИВИЗАЦИЮ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
4. МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Отмечая актуальность вопроса по активизации технического творчества детей, прежде всего, обратимся к определению данного понятия.
Согласно педагогическому словарю, техническое творчество - это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны.
Занятия техническим творчеством способствуют развитию новых технологий и инноваций, что крайне важно для экономического роста страны. В условиях глобальной конкуренции Россия должна поддерживать высокий уровень технологического развития, чтобы оставаться конкурентоспособной на международной арене.
Развитие технического творчества помогает готовить специалистов высокого уровня в различных технических областях, таких как инженерия, IT, робототехника и другие. Это способствует формированию кадрового потенциала, необходимого для реализации крупных инфраструктурных проектов и модернизации промышленности.
Активизация технического творчества ведёт к созданию новых продуктов и услуг, которые могут быть востребованы на мировом рынке, позволяет развивать интерес к науке и технике, формирует полезные навыки и компетенции, такие как критическое мышление, креативность, умение работать в команде.
Включение элементов технического творчества в образовательную программу образовательного процесса способствует подготовке будущих инженеров и учёных.
Таким образом, активизация технического творчества имеет важное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности на мировой арене и улучшения качества жизни граждан.
С целью поддержки и активизации технического творчества в России разработан ряд нормативных документов. Рассмотрим некоторые из них.
1. Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации», предусматривающий создание условий для разработки и внедрения инновационных проектов, включая технические.
2. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», разработанная в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» и направленная на поддержку научных исследований и разработок, включая техническое творчество, а также меры по стимулированию инновационной деятельности и поддержке молодых учёных и изобретателей.
3. Приказ Минобрнауки России № 1320 "Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников", который регулирует проведение олимпиад по различным предметам, включая технические дисциплины, что стимулирует интерес школьников к науке и технике.
4. Указ Президента РФ № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", предусматривающий меры по поддержке талантливой молодежи.
Данные документы создают правовую основу для развития технического творчества в России, обеспечивая финансирование, организационную поддержку и мотивацию участников.
По данным подведомственного Минпросвещению России Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (ВЦХТ), собирающего общую статистику развития системы дополнительного образования детей, в 2023/24 учебном году в России обновлен рекорд популярности технических кружков. Общее число учащихся, записавшихся в кружки и секции, составило почти 3 миллиона человек, при этом более 2,8 миллиона детей выбрали техническую направленность.
Однако вопрос активизации технического творчества вызывает ряд проблем, которые затрудняют полноценное развитие этой сферы.
Проблематика этой сферы многогранна и затрагивает различные аспекты образования, инфраструктуры, государственной поддержки и мотивации.
Одной из ключевых проблем является слабая подготовка обучающихся в области инженерии и технических наук. По данным исследования, проведённого Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), отмечается, что количество выпускников инженерных специальностей в России снижается, а уровень подготовки часто не соответствует требованиям современной промышленности.
В России слабо развита инфраструктура для стартапов и изобретений, что затрудняет финансирование и правовую защиту. Многие молодые инженеры уезжают за рубеж, где условия для реализации проектов лучше.
Стереотипы о непрестижности и низкой оплате инженерных профессий снижают интерес молодежи к техническим специальностям. Лишь 20% российских школьников планируют карьеру в этой сфере, тогда как в Европе этот показатель выше.
Обучающиеся отмечают недостаток практической работы и реальных проектов в процессе обучения, что снижает их мотивацию и заинтересованность в развитии технического творчества.
Перечисленные проблемы отражают многогранность вызовов, стоящих перед развитием технического творчества. Их решение требует комплексного подхода.
Одним из решений данных проблем может стать внедрение компьютерных игр в образовательный процесс.
Таким образом, тема «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования» является актуальной. В соответствии с заданной темой были определены компоненты методологического аппарата.
Объект: процесс организации занятий техническим творчеством в учреждениях дополнительного образования.
Предмет: методика применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста.
Цель: изучение методики применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста в процессе организации занятий в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности занятий техническим творчеством в учреждениях дополнительного образования.
3. Определить влияние компьютерных игр на активизацию технического творчества детей младшего школьного возраста.
4. Изучить методики применения компьютерных игр в учреждениях дополнительного образования.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что изученные методики применения компьютерных игр могут быть востребованными в системе дополнительного образования на уровне муниципалитета или региона. При необходимости они могут быть адаптированы для использования в системе общего образования. Кроме того, данные материалы могут быть полезны при подготовке специалистов в области воспитания и педагогов дополнительного образования.
В ходе теоретического исследования по теме «Компьютерные игры как средство активизации технического творчества детей в учреждениях дополнительного образования» была поставлена цель - изучение методики применения компьютерных игр как средства активизации технического творчества детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература таких авторов, как: Выготский Л.С., Сухомлинский В.А., Немов Р.С., Макаренко А.С., Ушинский К.Д., Фребель Ф. и Давыдов В.В. и др..
Изученная литература позволила не только доказать актуальность темы исследования, но и более глубоко изучить понятие и сущность термина «техническое творчество» и его активизация, тем самым решив первую задачу.
Выявленные особенности занятий по техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования, такие как: гибкость и вариативность программ, высокий уровень практической значимости и возможности индивидуального подхода ещё раз подчеркнули, что дополнительное образование создаёт благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, включая формирование профессиональных навыков и поддержку технического творчества. Это позволило решить вторую задачу и перейти к изучению вопроса о влиянии компьютерных игр на активизацию технического творчества детей младшего школьного возраста, тем самым решая третью задачу.
Важно отметить, что внедрение компьютерных игр в образовательный процесс активно привлекает детей к деятельности и стимулирует их критическое мышление и креативность. Важно тщательно выбирать игры в соответствии с образовательными целями.
В ходе исследования была изучена методика применения компьютерных игр и её влияние на активизацию технического творчества в учреждениях дополнительного образования.
В заключении можно отметить, что использование компьютерных игр в образовательном процессе создает уникальные возможности для активизации технического творчества детей. Игровые элементы не только повышают мотивацию и вовлеченность, но и положительно влияют на развитие творческого мышления и инженерных навыков. Эти особенности делают дополнительное образование привлекательным для ребенка, позволяя ему по собственной инициативе находить свое устойчивое место в жизни и обретать индивидуальность. Таким образом, внедрение компьютерных игр в образовательный процесс представляет собой перспективное направление для развития технического творчества и социальных навыков у детей, вовлекая их в активную деятельность и стимулируя критическое мышление и креатив.
Так как тема исследования является актуальной, то работа над ней будет продолжена, изученные методики будут включены в проектируемые конспекты занятий.
1. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/ press/8116/v-rossii-pobit-rekord-populyarnosti-shkolnyh-tehnicheskih-i-estestvenno-nauchnyh-kruzhkov/. (Дата обращения 16.03.2025)
2. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/ 72216664/. (Дата обращения 02.03.2025)
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников».
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400311428/. (Дата обращения 02.03.2025)
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/. (Дата обращения 23.03.2025)
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: https:// base.garant.ru/70170946/. (Дата обращения 02.03.2025)
6. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_164841/. (Дата обращения 02.03.2025)
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 - ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/. (Дата обращения 26.11.2024)
8. Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А. и др.; Под ред. Андрианова П.Н., Галагузовой М.А. Развитие технического творчества младших школьников // М.: Просвещение, 1990. - 106 с.
9. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники // М.: Инфра - М., 1998. - 222 с.
10. Григорьев И.С. Игровые технологии в дополнительном образовании // Молодой ученый - № 7 (111), 2016. - 1211 с.
11. Ефимова Н.С. Основы общей психологии // «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2013. - 287 с.
12. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: история и современность // Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 276 с.
13. Золотарева А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей // Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 205 с.
14. Золотарева А.В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей // Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 316 с.
15. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности // Питер; СПб, 2009. – 433 с.
16. Комлик, Л. Ю. Особенности сюжетно-ролевой игры детей поколения альфа // Молодой ученый - № 42 (541), 2024. – 350 с.
17. Макаренко А.С. О воспитании // Сост. и авт. вступит. статьи Хелемендик В.С. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
18. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии // «ВЛАДОС», 2004. - 148 с.
19. Рыбаченко А.Б. Теоретические основы воображения, его виды и функции // Образование и воспитание - № 5 (10), 2016. – 163 с.
20. Сластенин В.А. и др.Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 31 с.
21. Соболев Л.Б. Проблемы инженерного образования России // Экономический анализ: теория и практика. - Т. 17, № 7, 2018. - 1267 с.
22. Бельский А. Кадровый баланс: почему российским компаниям не хватает инженеров. URL: https:// www.forbes.ru/mneniya/532897-kadrovyj-balans-pocemu-rossijskim-kompaniam-ne-hvataet-inzenerov. (Дата обращения 20.03.2025)
23. Борисов Г. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского. URL: https:/ /hr-portal.ru/story/ponyatie-deyatelnosti-kak-osnovanie-issledovaniy-nauchnoy-shkoly-ls-vygotskogo. (Дата обращения 22.03.2025)
24. Воитлева Н.А. Ученые о сущности педагогического творчества. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/uchenye-o-suschnosti-pedagogicheskogo-tvorchestva. (Дата обращения 23.03.2025)
25. Вострикова Н.М. Понятие «Мышление» в психолого-педагогической литературе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-myshlenie-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature. (Дата обращения 10.02.2025)
26. Давыдова К. Модель Вселенной на 3D-принтере, роботы своими руками и собственные видеоигры: как хобби детей поколения «альфа» могут изменить мир. URL: https://startoria.ru/blog/model-vselennoj-na-3d-printere-roboty-svoimi-rukami-i-sobstvennye-videoigry-kak-hobbi-detej-pokoleniya-alfa-mogut-izmenit-mir/. (Дата обращения 10.03.2025)
27. Дети поколения альфа. URL: https://www.kp.ru/family/deti/deti-pokoleniya-alfa/. (Дата обращения 20.03.2025)
28. Дидактическая игра - важнейший элемент образовательного процесса на начальном этапе обучения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-vazhneyshiy-element-obrazovatelnogo-protsessa-na-nachalnom-etape-obucheniya. (Дата обращения 17.12.2024)
29. Займидорога С. Развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов. URL: https:// www.maam.ru/detskijsad/razvitija-igrovoi-dejatelnosti-v-isledovanijah-otechestvenyh-i-zarubezhnyh-psihologov-i-pedagogov.html. (Дата обращения 15.12.2024)
30. Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-sposobnostey-v-pedagogike-i-psihologii. (Дата обращения 14.03.2025)
31. Категория познания в психологии. Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов. URL: https://studfile.net/preview/8861839/page:13/. (Дата обращения 24.03.2025)
32. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. Проблема коммерциализации научных исследований и направления их решения. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-kommertsializatsii-nauchnyh-issledovaniy-i-napravleniya-ih-resheniya/viewer. (Дата обращения 18.03.2025)
33. Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится. URL: https://netology.ru/blog/04-2023-creativity. (Дата обращения 12.02.2025)
34. Критическое мышление: что это, в чем суть, когда и кому оно пригодится.URL: Критическое мышление: что это, где и кому пригодится, уровни и навыки - как развивать критическое восприятие. (Дата обращения 12.02.2025)
35. Литова З.А. Формирование системы обучения техническому творчеству в общеобразовательной школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-obucheniya-tehnicheskomu-tvorchestvu-v-obscheobrazovatelnoy-shkole/viewer. (Дата обращения 17.03.2025)
36. Медведева Л.В. Развитие технического мышления обучающихся образовательных организаций. URL: https://urok.1sept.ru/articles/649955. (Дата обращения 15.02.2025)
37. Мотивация в играх: как создать увлекательную игру. URL: https:// skillbox.ru/media/gamedev/motivatsiya_v_igrakh_kak_sozdat_uvlekatelnuyu_igru/. (Дата обращения 17.03.2025)
38. Осипов Н.В. Развитие технического творчества обучаемых в условиях дополнительного образования. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/ 13087/2/Osipov2.pdf. (Дата обращения 13.02.2025)
39. Особенности и характеристики творчества. URL: https:// wika.tutoronline.ru/obshhestvoznanie/class/5/osobennosti-i-harakteristiki-tvorchestva. (Дата обращения 15.03.2025)
40. Педагогическая энциклопедия. URL: https://didacts.ru/termin/tvorchestvo-tehnicheskoe.html. (Дата обращения 18.03.2025)
41. Педагогический терминологический словарь. URL: https:// gufo.me/dict/pedagogy_terms/Техническое _творчество. (Дата обращения 20.01.2025)
42. Поколение "тач-скрин". Дети поколения "Альфа", особенности развития. URL: https://hello-park.io/ru/articles/ deti-alfa. (Дата обращения 20.03.2025)
43. Поколение альфа. Современные дети: кто они и что нужно знать при общении с ними. URL: https://media.foxford.ru/articles/poklonenie-alfa-chto-eto-za-deti. (Дата обращения 16.03.2025)
44. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/ 1996_n2/Polivanova. (Дата обращения 20.02.2025)
45. Польза и вред игр на занятиях: разбираемся в сложностях геймификации. URL: https://tutortut.com/articles/polyza-i-vred-igr-na-zanyatiyah%3A-razbiraemsya-v-sloghnostyah-geymifikacii. (Дата обращения 26.12.2024)
46. Потребности человека: что это такое и какие есть виды потребностей. URL: https://skillbox.ru/media/growth/needs/. (Дата обращения 15.02.2025)
47. Профессии в России: престиж, доходность, востребованность.
URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professii-v-rossii-prestizh-dokhodnost-vostrebovannost. (Дата обращения 20.03.2025)
48. Скороглядова И.Г. Познавательная деятельность учащихся: на что обратить внимание. URL: https:// solncesvet.ru/blog/baza-znanij/poznavatelnaya-deyatelnost-uchashhihsya/. (Дата обращения 16.01.2025)
49. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https:// pedagogical.academic.ru/193/ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (Дата обращения 22.03.2025)
50. Табаева С.А. Развитие технического творчества младших школьников через проектную деятельность. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/508267-razvitie-tehnicheskogo-tvorchestva-mladshih-s. (Дата обращения 17.03.2025)
51. Теоретические основы развития творческого потенциала личности. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам. URL: https:// www.maam.ru/detskijsad/teoreticheskie-osnovy-razvitija-tvorcheskogo-potenciala-lichnosti.html. (Дата обращения 20.03.2025)
52. Ярцев Н.Н. Становление и развитие системы детского технического творчества в условиях дополнительного образования. URL: https:// www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-detskogo-tekhnicheskogo-tvorchestva-v-usloviyakh-dopolnitelno. (Дата обращения 20.02.2025)
53. Ястребова В.Е. Управление развитием познавательных процессов.
URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/12/30/upravlenie-razvitiem-poznavatelnyh-protsessov. (Дата обращения 23.12.2024)