Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТКОНСАЛТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ В РОССИИ

Работа №188830

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Теоретические аспекты позиционирования агентств на российском рынке политконсалтинговых услуг 8
1.1. Понятие и специфика политического рынка политконсалтинговых структур 8
1.2. Определение «позиционирования» в контексте условий политического
рынка 16
1.3. Возникновение и специфика трансформации политконсалтинговых агентств в
России 20
2. Современные практики позиционирования политконсалтинговых структур в России 26
2.1. Экспертная деятельность российских политконсалтинговых структур как основа
сотрудничества в деле репрезентации государственной
власти 26
2.2. Кросс-функциональные команды в политическом консультировании как
эффективный инструмент конкурентного
позиционирования 32
2.3. Кейс позиционирования на примере политконсалтингового агентства «ИМА-
Консалтинг» 47
Заключение 51
Список использованных источников и
литературы 54
Приложение А 63
Приложение Б 64
Приложение В 66
Приложение Г 67
ПриложениеД 68
Приложение Е 69
Приложение Ж 70
Приложение З 71


Актуальность. Накануне проведения выборов в России разворачивается широкомасштабная мобилизационная работа. Кандидаты на должность президента страны, а также политические партии из года в год вкладывают финансовые, экономические и политические ресурсы в разработку собственного имиджа с целью привлечения большей электоральной поддержки. Любая избирательная кампания в независимости от уровня власти подразумевает комплексный вид деятельности, вовлекающий множество публичных субъектов политики, а также имеющий под собой фундаментальную основу в лице непубличных субъектов: экспертных организаций, общественных исследовательских фондов, консалтинговых агентств, отдельных политических аналитиков и других, которые, в свою очередь, призваны обеспечить масштабное технологическое сопровождение. Повышение значимости подобных организаций, изменение их статуса в реальной политике от циклов выборов 1996, 2000, 2003 годов к циклам 2008, 2012, 2016 и 2018, институционализация политического консалтинга создают основания полагать об их успешной интеграции в сферу государственной политики, и, как следствие, о появлении возможности прямо или косвенно влиять на её реализацию. Исследование проблем, связанных с политическим позиционированием политконсалтинговых агентств, изучение политического рынка услуг приобретает значимость в виду их тесного и непрерывного сотрудничества с субъектами государственной политики. Специфика политических коммуникаций консалтинга и государства, конституционный дизайн этих взаимоотношений сегодня предопределяет социально-экономическое развитие страны.
Политический консалтинг как важный институт в сфере государственной политики, не смотря на свой молодой возраст функционирования на постсоветском пространстве, уже достаточно адаптировался в специфических условиях Российского политического рынка. Однако играя по одним и тем же правилам, и по сути, имея одного и того же заказчика (государство), интересы каждой консалтинговой организации могут быть различны и выражены в большей или меньшей степени, а инструментарий и механизмы политического позиционирования заметно отличаться друг от друга.
Важной исследовательской проблемой является определение места политконсалтинговых агентств в системе политической власти при согласовании групповых и общегосударственных интересов. Необходимо точно понимать к какой группе причислить данные организации.
Степень научной изученности проблемы. Изучая современные практики позиционирования и самопрезентации политконсалтинговых компаний при определении их статуса и роли в политическом процессе необходимо обратиться к классическим и современным элитистским концепциям. Среди авторов таких концепций особого внимания заслуживают Ф. Парето, Р. Михельс, Г. Моска, Ч. Миллс, Й. Шумпетер и др.
Широкое развитие теория групп интересов получила в работах А. Бентли, а анализом их политического позиционирования занимался Ф. Шмиттер. В отечественной политологии вопросами интеграции различных социальных-политических групп в политический процесс занимаются такие исследователи, как В. И. Якунина, С. Г. Перегудов, И. С. Семененко. Изучением региональных особенностей политического позиционирования в России занимаются Р. Ф. Туровский, А. Ю. Зудин А. Е. Чирикова и др.
Помещая политконсалтинговые организации в центр изучаемой проблематики, мы присваиваем им статус непосредственного участника политического процесса, однако сталкиваемся с исследовательской проблемой: можно ли отнести политконсалтинговые агентства к группе интересов наряду с бизнес-сообществом. И можно ли использовать имеющуюся теоретическую базу при изучении данного объекта исследования?
Если политконсалтинговые структуры рассматривать с точки зрения кросс- функциональных групп, то целесообразно обратиться к теоретикам, изучающим концепции малых групп в бизнесе. Среди таковых можно выделить Д. Форсита, Н. Миллера и М. Шоу, которые классифицируют группы в зависимости от их социального взаимодействия и мотивации сотрудничества. Функциональными особенностями данных групп интересовались многие зарубежные авторы. В частности, Ф. Тейлор и А Файоль выделили различные функции, основываясь на управленческих теориях и методах организации труда.
Важной составляющей исследования политического позиционирования консалтинговых организаций являются работы в области коммуникативистики. Наряду с классическими теориями и моделями политической коммуникации с учётом возрастания нелинейности политических процессов и сложности в принятии политических решений на первый план выдвигается концепция политических сетей, затрагивающая такие важные составляющие, как мораль и политическая этика, и указывающая на субъективность политики. Под политической сетью в данном случае понимается система государственных и негосударственных образований, взаимодействие которых обусловлено ресурсной зависимостью с целью достижения консенсуса по интересующему политическому вопросу с использованием формальных и неформальных подходов . Среди исследователей сетевого подхода можно выделить К. Мерсера, Л. В. Сморгунова, Н. В. Панкевича, которые через призму сетевой культуры рассматривают проблемы доверия, взаимодействия и взаимозависимости различных структур. Авторами концепций политико-управленческих «сетей» являются Д. Ноук, Дж. Кингдон, Т. Берцель.
Если рассматривать позиционирование через призму политических технологий, целесообразным будет проявление внимания к работам иностранных и отечественных политтехнологов. Среди зарубежных теоретиков можно выделить Э. Бернейса, С. Блэка и Д. Наполитана, С. Медвика, Л. Сабато, Д. Далио и др. В отечественной науке внимания заслуживают такие авторы, как Е. В. Егорова - Гантман, К. В. Плешаков, О. А. Феофанов, М. Г. Анохин, Е. Н. Минченко, И. Е. Минтусов, Е. Г. Морозова и др. Технологии политического менеджмента активно изучает О. Киркхаймер.
Особое значения при изучении рыночного позиционирования играют маркетинговые исследования, среди которых можно выделить работы Ф. Котлера, Э. Райса и Д. Траута. Изучая особенности политического рынка необходимо обратиться к работе А. Смита и Д. Бьюкенена, которые рассматривают политический рынок в тесной связи с экономическими факторами. Наряду с ними, видными классиками в области изучения экономического и политического рынков товаров и услуг, а также поведения потребителей являются французский социолог П. Бурдье, немецкий философ Ю. Хабермас, американский социолог и экономист Й. Шумпетер, английский экономист А. Маршалл. В отечественной науке изучением политического маркетинга занимается Д. В. Нежданов, а исследованию маркетинговой коммуникации уделяют внимание Е. Н. Голубкова, Г. Г. Почепцов, Н. Г. Федько и др. Особую важность имеют работы в области стратегического управления и менеджмента. Среди авторов можно выделить работы Г. Я. Гольдштейна, Е. Г. Непомнящего, В. А. Семёнова, В. Н. Колесникова и др.
Специфику и структуру политконсалтинговых агентств, а также направления в сфере политического консультирования в системе политического менеджмента в отечественной науке рассматривают В. Н. Колесников и В. А. Семенов. Прикладные особенности деятельности консалтинговых компаний освещены в работах Е. Малкина и Е. Сучкова, С. Г. Тамарина. Институциональные особенности политического консультирования рассмотрены в диссертационных исследованиях М. З. Файрушиной и Н.С. Юханова.
Объектом исследования является политическое позиционирование как один из видов стратегических политических коммуникаций на политическом рынке услуг.
Предметом исследования выступают механизмы политического позиционирования консалтинговых компаний на постсоветском пространстве.
Целью научной работы является комплексное исследование позиционирования политконсалтинговых компаний на российском политическом рынке.
Для достижения поставленной цели в исследовании реализуется решение следующих задач:
— дать определение позиционирования через призму политического рынка консультационных услуг;
— выявить специфику и значимость политического позиционирования в деле репрезентации государственной власти на программном и технологическом уровнях;
— рассмотреть особенности институционализации политического консалтинга
— выделить основные тенденции российского рынка политического консультирования;
— рассмотреть механизмы и технологии политического позиционирования политконсалтинговых компаний;
— оценить опыт экспертного позиционирования;
— провести сравнительный анализ основных типов политконсалтинговых организаций.
Научно-исследовательский подход и методы.
В работе использован маркетинговый подход в сочетании с коммуникативным подходом, поскольку маркетинговая стратегия позиционирования применяется в контексте политической коммуникации, когда имидж агентства является, и товаром, и коммуникативным посланием одновременно.
Методологией исследования выступает коммуникационный аудит, а именно аудит эффективных внешних коммуникаций. Не имея возможности проводить аудит внутренних коммуникаций - оценки внутрикоммуникационных процессов менеджментом компании, диагностику особенностей выстраивания внутрикорпоративных отношений и т.д., но изучая особенности внешней коммуникации, мы получаем высокую степень релевантности исследования. Аудит внешних коммуникаций концентрирует своё внимание на изучении медийного образа фирмы, блогосферы самой компании и конкурентное пространство, в котором эта компания осуществляет свою деятельность. Помимо этого, аудит позволяет выявить степень представленности компании через призму политического позиционирования как в конкретной области, так и на рынке PR, а также позволяет определить степень уникальности применяемого инструментария, используемого для собственного PR-продвижения. Аудит внешних коммуникаций включает в себя два вектора исследования:
1. Выявление образа/имиджа организации со стороны внешней целевой аудитории
2. Выявление особенностей имиджевого и конкурентного позиционирования и самопрезентации на политическом рынке услуг23.
В процессе исследования планируется работа по двум самостоятельным блокам:
— Ретроспективный мониторинг средств массовой информации - пресс- клиппинг материалов;
— Анализ информации, направленный на выявление реального имиджа структурной организации.
На основе двух блоков будет выявлена полная картина реального образа фирмы, особенности имиджевого позиционирования и стратегических коммуникаций на российском рынке услуг.
Исследовательская работа выполнена на основе принципов системности, научности, объективности, комплексности, а также единства теории и практики, написана в контексте объяснительно-аналитической парадигмы.
В рамках исследования используется метод анализа теоретических источников, анализ официальных сайтов и презентационных образов политконсалтинговых структур. Специфика и сложность заявленной проблемы обуславливают применение компаративистского метода, а также применение таких общих методов исследования, как синтез и описание.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили материалы СМИ, интернет-порталов, информационно-аналитические доклады, официальные сайты и документы консалтинговых компаний и ассоциаций, данные социологических и маркетинговых исследований, официальный государственный сайт Единой информационной системы в сфере закупок, официальный интернет-портал Президент России, а также другая обзорно-аналитическая информация, опубликованная в отечественных СМИ.
Апробация работы. Тема политического консультирования обсуждалась на международной конференции «Актуальные проблемы социальных наук» с участием автора.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Позиционирование политконсалтинговых агентств, чьими услугами пользуется политическая власть и большинство ведущих игроков политического рынка, в рамках реализации их коммуникационных стратегий, определяет конъюнктуру рынка коммуникаций. Политконсалтинговые агентства являются базисом, как в отношении выстраивания каналов коммуникации между участниками рынка, так и в отношении выполнения ими важной индикативной функции, определяющей качественный уровень развития отрасли. Активное участие консультантов в политическом процессе даёт возможность эффективно реализовывать коммуникационную стратегию посредством механизмов конкурентного позиционирования.
В силу особенностей российского рынка большинство политических консультантов связано с внутриполитическим блоком федерального центра, а их деятельность осуществляется посредством выполнения государственных заказов с помощью технологий политической экспертизы. Государственная власть позиционирует себя как работодатель, а консалтинговые агентства предоставляют услуги, резюмируя о себе посредством имеющегося опыта, репутации и эффективного предложения.
Именно Администрация Президента является центром гравитации, а каналы коммуникации политтехнологам приходится выстраивать с каждой новой сменой Кремлевского куратора внутриполитического блока. При Володине политтехнологи контролировали политическую ситуацию в регионах, но при этом не вмешивались в политические кампании. При Кириенко ситуация снова изменилась: теперь политический центр направляет своих экспертов в регионы и самостоятельно согласовывает кандидатуры. Основной функционал политтехнологов заключается в непрерывном сопровождении региональных кандидатов. По словам самих политтехнологов, советы Администрации носят рекомендательный характер, но бесповоротный. Но, не смотря на смену кремлевских кураторов, центр всегда располагает кадровым резервом лояльных экспертов, имеется выстроенная рабочая система при сохранении основных принципов. Любая инициатива со стороны консалтинговых компаний пресекается отсутствием финансирования, а значит, выполнение государственных заказов играет первостепенное значение. Региональным экспертам, конечно, дают определенный процент «воздуха», однако всегда есть наблюдатели в лице кремлевских политологов. Тенденция мониторинга региональной политики стала очень популярной практикой во время избирательных кампаний. Но помимо надзорной функции она также выполняет функцию поддержания лояльности экспертного сообщества. Когда эксперты находятся в поле зрения, то есть заняты аналитическим сопровождением центра и выполнением госзаказов, в таком случае снижаются риски сторонней, теневой от государства деятельности. А мотивация работать на центр никогда не теряет свою актуальность - это финансовый ресурс.
Несмотря на то, что в России существуют достаточно сильные кросс- функциональные команды - ассоциации, борющиеся за повышение стандартов качества оказываемых услуг и за повышение финансовой прозрачности, законности политических кампаний, рынок услуг в России остаётся серым. Серым он остаётся потому, что большинство сделок, осуществляемых между государством и компаниями- исполнителями, остаются закрытыми от глаз общественности, а услуги политического консалтинга оплачиваются не из избирательного фонда кандидата. Всё это, конечно, вызывает вопросы и сомнения со стороны интеллектуальной прослойки страны, как следствие, провоцируя их на расследования и рождая тотальное недоверие к политической власти.
На повестке дня вопрос о финансовой прозрачности остаётся открытым и самым болезненным в вопросе позиционирования политического рынка услуг.
Успешное политическое позиционирование политконсалтинговых компаний является результатом деятельности не только самих компаний, но также обусловлена интересом со стороны истеблишмента. Более того, взаимодействие консалтинговых агентств и правящей элиты страны является удачным примером создания политической сети. Благодаря профессиональному технологическому сопровождению со стороны консалтинга представители власти получают дорогостоящие электоральные исследования, позволяющие им корректировать предвыборный курс, что позволяет им удерживаться у власти, со своей стороны государство обеспечивает живучесть и финансовую стабильность консалтинга на политическом рынке. Однако подобная взаимосвязь и прочная интеграция не является чем-то постоянным и не закрепляет равные партнёрские статусы между государством и компаниями. Ключевым вопросом в их взаимоотношениях остаётся вопрос лояльности со стороны консалтинга. Подобно распространённой практике создания «партий власти» на постсоветском пространстве, где политические партии выступают имиджевыми проектами, консалтинговые агентства находятся примерно на таком же положении, когда вопросы жизнеспособности подобных организаций упираются в выполнение государственного заказа.
Не смотря на противоречивость деятельности, политическое консультирование способствовало рационализации избирательных кампаний за счёт внедрения технологий фундаментального исследования электорального поля. Именно консультанты задают аналитический фундамент кампании - её стратегию. Во многом причиной качественного подъёма стала консолидация политконсультантов в огромное экспертное сообщество, формирование кросс-функциональных команд, систематизирующих профессиональные стандарты деятельности.
Анализ позиционирования подтвердил, что политическое консультирование превратилось в доминирующий институт современного электорального рынка, где политконсалтинг позиционирует себя в качестве связующего элемента политикокоммуникационных процессов, выступая посредником между политическими игроками на всех уровнях власти. Ни одна политическая кампания сегодня немыслима без привлечения политтехнологов, а, значит, политические консультанты всё чаще выступают в роли интерпретаторов и модераторов политической реальности.
Политическое позиционирование требует дальнейшего изучения в качестве самостоятельной практической области. Многообразие механизмов политического позиционирования, обладая собственным исследовательским потенциалом, требуют детального анализа.



1. Адкинс. Л. Коучинг agile-команд. Руководство для scrum-мастеров, agile-коучей и руководителей проектов в переходный период / Л. Адкинс. Пер. с англ. С. Пасерба. - М. : Манна, Иванов и Фербер, 2017. - 416 с.
2. Алтухова Н. Ю. Политический рынок и его специфика в современной России [Электронный ресурс] // SuperInf.ru. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://superinf.ru/view helpstud.php?id=1835 (дата обращения 28.04.2018).
3. Андрейчук С., Хомайко Л. Кривое зеркало: Административный ресурс и
бюджетные деньги в Московской политике [Электронный ресурс] // «Трансперенси Интернешнл» Россия. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL:
https://transparency.org.ru/projects/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%BE% D0%B5%20%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%20 %D0%A2%D0%98%2027.06.2017.pdf (дата обращения 12.05.2018).
4. Андрейчук С. Финансовая прозрачность услуг политических консультантов на выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации 10 сентября 2017 г. [Электронный ресурс] // ГОЛОС. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://www.golosinfo.org/ru/articles/142300 (дата обращения 12.05.2018).
5. Андрейчук С. Деньги на выборах: проблемы обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации [Электронный ресурс] // «Трансперенси Интернешнл» Россия. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://docplayer.ru/amp/66805978-Dengi-na- vyborah-problemy-obespecheniya-prozrachnosti-finansirovaniya-politicheskih-partiy-i- izbiratelnyh-kampaniy-v-rossiyskoy-federacii.html (дата обращения 12.05.2018).
6. Андросова Л.А. Политический консалтинг : Учеб. пособие / Л. А. Андросова, А. Е. Сиушкин. - Пенза : Изд-во Пензенского Государственного университета, 2007. — 96 с.
7. Антонова Е. Условием успеха на выборах в Госдуму назвали элитные
договоренности [Электронный ресурс] // РБК. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://www.rbc.ru/politics/18/03/2016/56eac6799a794741f9b983b4 (дата
обращения 7.05.2018).
8. Баширов М. О новой жизни политконсалтинга [Электронный ресурс] // Центр
политического анализа. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL:
https://centerforpoliticsanalysis.ru/opinion/read/id/o-novqj-zhizni-politkonsaltinga (дата обращения 10.05.2018).
9. Бекбулатова Т. Кремлевскому фонду подобрали аббревиатуру и структуру
[Электронный ресурс] // Коммерсант. ru. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3267879?query=%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81 %D0%B8%D0%B9%D 1%81%D0%BA%D0%B0%D 1%8F%20%D0%B0%D 1%81%D 1%81 %D0%BE%D 1 %86%D0%B8%D0%B0%D 1%86%D0%B8%D 1 %8F%20%D0%B F%D0%BE%20%D 1%81%D0%B2%D 1%8F%D0%B7%D 1%8F%D0%BC%20%D 1%8 1%20%D0%BE%D0%B 1%D 1%89%D0%B5%D 1%81 %D 1%82%D0%B2%D0%B5%D 0%BD%D0%BD%D0%BE%D 1 %81%D 1%82%D 1%8C%D 1%8E(дата обращения 7.05.2018).
10. Бекбулатова М. Деньги, доступ и снова деньги [Электронный ресурс] // Meduza
Project. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL:
https://meduza.io/feature/2017/04/10/dengi-dostup-i-snova-dengi(дата обращения 7.05.2018).
11. Блауг М. Маржиналистская революция [Электронный ресурс] // Галерея экономистов. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://gallery.economicus.ru/cgi- bin/frame rightn.pl?type=school&links=./school/austria/lectures/austria l4.txt&name=au stria&img=lectures small.jpg (дата обращения 26.04.2018).
12. Блинов В.Н. Управленческое консультирование (Материалы для спецкурса) : учеб. пособие / В. Н. Блинов. - Томск : 2008. - 143 с.
13. Богатырёв А. И., Канюга М. Коммуникационный аудит как инструмент
мониторинга коммуникативной политики организации [Электронный ресурс] // УПИ им. Б. Н. Ельцина. 2008. № 2. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28451/1/ru 2013 1 12.pdf (дата обращения
24.04.2018).
14. Бочарова С. Движение хоккеиста Овечкина может стать частью предвыборной
кампании Путина [Электронный ресурс] // Ведомости. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/11/09/741017-dvizhenie-
ovechkina-chastyu-kampanii-putina (дата обращения 17.05.2018).
15. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье ; пер. с фр. ; сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. - М. : Socio-Logos, 1993. - 336 с.
..83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ