АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Конгрессно-выставочная деятельность как инструмент продвижения компаний 8
1.1. Конгрессно-выставочная деятельность: история развития и понятие 8
1.2. Классификация конгрессно-выставочных мероприятий 15
1.3. Современная конгрессно-выставочная деятельность: особенности и тенденции развития ...19
2. Анализ продвижения IT-компаний с помощью конгрессно-выставочной деятельности:
на примере Aurigma, Palex, Sibedge 25
2.1. IT-компания: определение и специфика продвижения 25
2.2. Сравнительный анализ продвижения отечественных и зарубежных IT-компаний с помощью
выставочных и конгрессных мероприятий 30
2.3. Aurigma 42
2.4. Palex 47
2.5. Sibedge 49
2.6. Гайд для участия в конгрессно-выставочной деятельности IT-компаний 56
Заключение 64
Список литературы и источников: 68
Конгрессно-выставочная деятельность представляет собой совокупность двух ранее отдельных феноменов: выставок и деловых мероприятий, посвященных обсуждению актуальных вопросов и обмену знаниями. Эта деятельность является инструментом маркетинговых коммуникаций и используется компаниями для достижения различных целей: продвижения продуктов и услуг, укрепления репутации, привлечения новых сотрудников и установления связи с потенциальными клиентами.
Актуальность. Конгрессно-выставочные мероприятия со временем эволюционируют и претерпевают изменения в ответ на требования современного общества. В этом процессе IT-компании играют существенную роль и оказывают значительное влияние на трансформацию данной деятельности. Они стали одними из первых, кто осознал выставочный потенциал и начал применять его на новом, более эффективном уровне. Изучая конгрессно-выставочную деятельность как инструмент продвижения, следует обратиться к опыту IT-компаний, потому что именно они активно внедряют новые технологии в выставочные процессы и перестраивают классические подходы, превращая статическое присутствие на выставке в активные действия, которые объединяют компании со своими целевыми аудиториями в реальном времени.
Проблемная ситуация. С каждым годом увеличивается количество компаний, принимающих участие в выставках, конференциях, как на международном, так и на региональном уровнях. Несмотря на растущую популярность конгрессно-выставочной деятельности, существует недостаточное количество исследований о специфике продвижения IT-компаний через такие мероприятия. В современном мире, практически любая сфера деятельности интегрирует информационные технологии в свои процессы, в связи с этим, наблюдается рост количества IT-компаний, занимающихся разработкой новых решений. В связи с этим, усиливается конкуренция, как среди IT-компаний, имеющих схожие продукты, так и на рынке труда, когда компании стремятся привлечь новых сотрудников. В таких условиях конгрессно-выставочная деятельность становится особенно актуальной. Правильное использование данного инструмента позволит IT-компаниям наиболее эффективно взаимодействовать с целевой аудиторией.
Проблема, решаемая в данной работе, заключается в недостаточном количестве исследований об особенностях продвижения IT-компаний с помощью выставочной и конгрессной деятельностях. В связи с этим, необходимо изучение современной практики использования данной социальной технологии и её описание с точки зрения эффективного применения IT-компаниями.
Степень разработанности темы. В ракурсе маркетинговых коммуникаций конгрессно-выставочная деятельность рассматривается как инструмент для продвижения конкретных компаний. Большое количество исследований на тему продвижения с помощью выставок и конференций можно встретить в книгах по организации мероприятий, маркетинговым и событийным коммуникациям. Несмотря на наличие таких работ, изучение этой темы в контексте IT-отрасли имеет ограниченное количество исследований и публикаций. Некоторые исследования могут касаться общих аспектов конгрессновыставочных мероприятий, но работы, уделяющие внимание особенностям продвижения IT-компаний через конгрессы и выставки, с упоминанием конкретных компаний, ограничены и не раскрывают особенностей данной деятельности. Это указывает на тот факт, что данная тема представляет собой актуальное направление исследования, которое может принести полезные практические рекомендации.
Объектом исследования является конгрессно-выставочная деятельность как инструмент продвижения.
Предметом исследования выступают особенности конгрессно-выставочной деятельности в системе продвижения IT-компаний.
Цель исследования - изучить особенности конгрессно-выставочной деятельности в системе продвижения IT-компаний, на примере компаний «Aurigma», «Palex», «Sibedge».
Задачи:
1. Изучить теоретическую базу и научные исследования по конгрессно-выставочной деятельности как инструмента продвижения компаний.
2. Выявить современные тенденция развития и особенности конгрессно-выставочной деятельности.
3. Провести сравнительный анализ продвижения отечественных и зарубежных IT- компаний с помощью выставочных и конгрессных мероприятий.
4. Проанализировать опыт участия в конгрессно-выставочной деятельности IT- компаний «Aurigma», «Palex» и Sibedge».
5. Выявить и систематизировать особенности конгрессно-выставочной деятельности в системе продвижения IT-компаний.
6. На основе проанализированной информации, разработать гайд для участия IT- компаний в конгрессно-выставочной деятельности.
Теоретическая база исследования. Книга «Маркетинг менеджмент» Ф. Котлера, К.Л. Келлера описывает основные маркетинговые концепции и теории необходимые для успешного продвижения компании на рынке. Их необходимо учитывать при разработке стратегии продвижения с помощью выставочных и конгрессных мероприятий. Книга Клауса Шваба «Четвертая промышленная революция» является важным источником для понимания текущих технологических и экономических изменений, которые влияют на все отрасли, включая конгрессно-выставочную деятельность. Вопросами конгрессновыставочной деятельности, событийных коммуникаций и выставочного менеджмента занимались следующие авторы: О.В. Архипова, Э.Б. Гусев , Г.П. Захаренко , Д.В. Румянцев, Н.А. Франкель , Ф.И. Шарков . Для определения основных понятий использовались государственные стандарты РФ по выставочной и конгрессной деятельностям .
Методология
1. Общенаучный уровень:
Структурный функционализм Т. Парсонса. Общество рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции для поддержания стабильности и равновесия системы. В этой теории общество интерпретируется как стремление к стабильности и гармонии, где каждая часть выполняет необходимые функции для общего благополучия.
Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Коммуникативное действие - это вид социального действия, целью которого является достижение взаимопонимания между участниками и достижение совместных результатов в определенной ситуации. В рамках выставок, конференций, круглых столов и других деловых мероприятий, участники ведут диалог, направленный на достижение взаимопонимания по вопросам технологий, продуктов и услуг. Это соответствует идее коммуникативного действия, где цель коммуникации - не только информировать, но и достигать консенсуса и совместных решений.
2. Специально-научный уровень:
Концепция маркетинг менеджмента Ф. Котлера. Маркетинг взаимоотношений (партнерских отношений). Данный термин ввел Л. Берри, позднее концепцию развили Ф. Котлер, К.Л. Келлер. Маркетинг взаимоотношений фокусируется на создании и поддержании долгосрочных, взаимовыгодных отношений с ключевыми рыночными партнерами компании. В отличие от классического маркетинга, в «Relationship Marketing» внимание акцентируется на потребительской ценности, качестве и долгосрочном масштабе деятельности. Конгрессно-выставочная деятельность строится по принципам маркетинга взаимоотношений, так как компаниям необходимо выстраивать прочную связь со своими клиентами и партнерами.
Особенности маркетинговой деятельности в IT-компании, рассмотренные в статье Е. Соколовой , показывают разновидности IT-компаний и способы их продвижения. Отмечается важность выставочных и деловых мероприятий в системе продвижения компании.
3. Прикладной уровень:
Выставочный коммуникационный менеджмент Ф. И Шаркова. Автор описывает особенности организации выставочной деятельности и подготовки к участию в ней. В подходе подробно описаны общие шаги для всех компаний по выстраиванию эффективной коммуникации с целевой аудиторией во время выставок.
Подход к организации мероприятий Д.В. Румянцева и Н.А. Франкель учитывает тонкости при подготовке своего мероприятия и возможные ошибки в этом процессе.
Методы исследования: обзор литературы, анализ контента, классификация, сравнительный анализ, case-study, систематизация.
Теоретическая значимость. Данное исследование позволило выявить особенности участия IT-компаний в конгрессно-выставочной деятельности, а также систематизировать и расширить знания в этой области. В результате исследования разработан гайд, содержащий рекомендации по оптимизации участия компаний в таких мероприятиях.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в его применимости для PR-специалистов IT-компаний, планирующих участие в конгрессновыставочной деятельности. Результаты исследования предоставляют им ценную информацию и рекомендации по эффективному использованию конгрессно-выставочных мероприятий для продвижения компаний. PR-специалисты смогут использовать полученные знания о специфике выставок и конференций в IT-сфере для планирования и организации участия своих компаний в таких мероприятиях. Это поможет компаниям достигнуть поставленных целей. Исследователи и практики в области маркетинговых коммуникаций и PR также смогут воспользоваться результатами исследования. Они расширят свое понимание о том, как эффективно интегрировать эту деятельность в маркетинговую стратегию компании. Это будет полезно при разработке общих подходов к продвижению IT-компаний на мероприятиях.
Структура ВКР
В первой главе «Конгрессно-выставочная деятельность как инструмент в системе продвижения компаний» изучается история развития и определяется понятие конгрессновыставочной деятельности, рассматриваются её основные виды и проводится классификация по масштабу, отрасли и формату. Изучаются основные тенденции развития конференций и выставок.
Вторая глава посвящена изучению продвижения IT-компаний с помощью конгрессно-выставочной деятельности. Проводится сравнительный анализ продвижения отечественных и зарубежных IT-компаний. Выставочная и конгрессная деятельность изучается на примере «Aurigma», «Palex» и «Sibedge». После изучения систематизируются особенности продвижения IT-компаний с помощью выставочных и конгрессных мероприятий. Итогом работы является гайд для продвижения IT-компаний с помощью конгрессно-выставочной деятельности.
Конгрессно-выставочная деятельность с точки зрения маркетингового подхода - это комплексный инструмент, который позволяет IT-компаниям достигать следующих целей: продвижение продуктов и услуг, позиционирование компании как лидера отрасли, укрепление имиджа на рынке, установление связей с потенциальными партнерами, усиление HR-бренда, обмен опытом и знаниями. Наиболее часто встречающиеся виды мероприятий, в которых участвуют IT-компании включают в себя выставки, конференции, саммиты, форумы, круглые столы и панельные дискуссии.
Современные тенденции развития и особенности конгрессно-выставочной деятельности включают в себя диджитализацию, использование нейросетей, интерактивность, предпочтение посетителей конгрессно-выставочного мероприятия получить персональный опыт во время принятия участия в событии, «Human-to-human», экологизацию.
Был проведен сравнительный анализ продвижения с помощью конгрессновыставочной деятельности известных отечественных и зарубежных IT-компаний. Анализ показал следующее:
• Компании активно участвуют в крупнейших международных выставках для продвижения инноваций и укрепления имиджа технологического лидера.
• Известные IT-компании организуют собственные конференции, которые помогают усилить бренд и привлечь лучших специалистов в компанию.
• Развитие партнерских взаимодействий на мероприятиях через совместную организацию и участие.
• Использование открытых, масштабных стендов, интерактивных панелей, виртуальной и дополненной реальностей.
• Акцент на демонстрации инноваций и установление стандартов в отрасли.
В ходе исследования было проанализировано продвижение IT-компаний «Aurigma», «Palex» и Sibedge» с помощью конгрессно-выставочной деятельности. В системе продвижения компаний, в особенности «Aurigma» и «Sibedge» выставки и конференции занимают не последнее место, наблюдается большое количество конгрессно-выставочных мероприятий, в которых компании участвуют и организовывают сами. «Palex» выделяется среди них, так как основная направленность компании — это локализация. Но компания уделяет внимание разработке коммерческого программного обеспечения для индустрии локализации. И для продвижения данного продукта активно использовалась конгрессновыставочная деятельность. Все три компании работают в разных отраслях, но их объединяет международный сегмент B2B, стремление к созданию инновационных решений и развитию IT-отрасли. Выставки и конференции помогают компаниям заявить о себе на международном, конкурентом IT-рынке, найти партнеров и связаться с клиентами. Кроме того, все 3 компании вкладываются в развитие IT-сообщества в России, в частности, в Томской области, благодаря организации конференции «Город-IT». Участие в ней также усиливает HR-бренд компаний и делает их привлекательным местом для работы.
Анализ показал, что конгрессно-выставочная деятельность является неотъемлемой частью системы продвижения IT-компаний и их продуктов. Были выявлены и систематизированы следующие особенности:
1. Геополитическое влияние и глобализация
• Ежегодно увеличивается масштаб использования данного инструмента, несмотря на сложности участия в международных мероприятиях из-за сложившейся геополитической обстановки.
• В условиях глобализации IT-компании стремятся к международному присутствию и участию в ключевых мировых мероприятиях. Это способствует обмену передовыми практиками, продвижению компании на новые рынки и установлению транснациональных партнерств.
• Наблюдается смещение географии участия российских IT-компаний в международных выставках в сторону дружественных стран.
• Растет интерес к конгрессно-выставочной деятельности внутри России как со стороны компаний-участников, так и посетителей.
2. Цели участия
• Международные выставки используются IT-компаниями часто используются для сбора контактов и установлению партнерств. Более крупные игроки IT-рынка используют выставки для демонстрации своих инновационных продуктов, продвижения идей и поддержания лидерских позиций.
• Конференции используются для обмена знаниями, нетворкинга, усиления HR-бренда и развития IT-сообщества.
• Конференции и выставки - ценный источник информации. Рынок IT-продуктов и услуг динамично развивается, если IT-компания не следит за тенденциями развития отрасли, в которой она работает, то есть вероятность очень быстро потерять свою конкурентоспособность. Участие в конференциях не только способствует установлению полезных для компании связей, но и является ценным источником информации для корректировки существующей стратегии продвижения. Выступления и дискуссии на конференциях предоставляют важную информацию о состоянии и перспективах развития IT-отрасли. Это позволяет компаниям быть в курсе последних трендов и изменений в рыночных условиях.
• Связь с властью. Некоторые конференции предлагают секции диалога между представителями отрасли и государственными органами. Это позволяет обсудить вопросы развития отрасли и установить взаимодействие между компанией и государством для решения возникающих сложностей.
3. Тенденции в организации конгрессно-выставочных мероприятий
• Одной из заметных тенденций в конгрессно-выставочной деятельности является включение неформальной части в программу мероприятий, нетворкинг. Современные конгрессы и выставки все чаще предоставляют площадки для неформальных встреч, создавая дружественную и непринужденную атмосферу. Это позволяет участникам эффективнее взаимодействовать, обмениваться идеями и установить более прочные связи.
• Креативные названия докладов. На некоторых деловых мероприятиях применяются нестандартные наименования программ, секций, докладов, чтобы привлечь внимание и создать интерес участников. Такие креативные названия помогают сделать программу более привлекательной и запоминающейся, а также подчеркнуть инновационный и современный характер организуемых мероприятий.
• Разделение по секциям. Программа конференции в IT-отрасли часто разделена на определенные секции. Например, в одно и то же время в разных залах выступают с разными докладами. Это позволяет участникам выбирать наиболее интересные и актуальные для них темы, а также облегчает навигацию по программе мероприятий.
• Использование передовых цифровых технологий. Создание виртуальных стендов и выставочных площадок с комнатами конференций, которые можно посещать дистанционно.
• Интерактивность. Использование интерактивных экранов на стендах. Включение интерактивных сессий, таких как круглые столы, воркшопы, способствует активному участию и взаимодействию посетителей. Это не только повышает интерес к мероприятию, но и способствует более глубокому погружению в тему.
• Гибридный формат. Практически все современные выставки и конференции проводятся не только в офлайн, но и в онлайн формате. Это проявляется в следующем: используются «live трансляции» на сайте мероприятия, некоторые спикеры конференции выступают онлайн, участники имеют возможность участвовать в виртуальной выставке или конференции, где участники могут посещать виртуальные стенды и общаться с другими участниками через специальные онлайн-инструменты.
• Образовательные программы. Многие IT-компании включают в программу конгрессновыставочного мероприятия образовательную часть и тренинги для специалистов. Что позволяет повысить вовлеченность, как потенциальных клиентов, так и будущих сотрудников.
4. Влияние IT-отрасли на конгрессно-выставочную деятельность
• IT-компании оказывают значительное влияние на развитие конгрессно-выставочной отрасли благодаря внедрению передовых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект. Эти технологии не только улучшают организацию и проведение мероприятий, но и создают новые форматы взаимодействия.
Результатом работы стайл гайд для эффективного участия IT-компаний в конгрессно-выставочной деятельности, который включил в себя рекомендации для компаний с разными целями.
Таким образом, конгрессно-выставочная деятельность является
многофункциональным и перспективным инструментом для продвижения IT-компаний, который активно используется и развивается ведущими игроками рынка информационных технологий.
Деятельность выставочно-ярмарочная. Основные положения»: ГОСТ Р 56765. Национальный стандарт Российской Федерации. - 2015
2. «Конгрессная деятельность. Термины и определения.»: ГОСТ Р 53524. Национальный стандарт Российской Федерации. - 2009
3. Алексеев А. «К выставке готов! Экспотренинг» //М.: Альпина Паблишер, 2018. - 199 с.
4. Архипова О. В. «Конгрессно-выставочная деятельность: учеб. пособие»/ - Санкт- Петербург: СПбГИЭУ, 2010. - 184 с.
5. Воронова О.В. «Конгрессно-выставочная деятельность как сфера внешнеэкономической деятельности»/ А.С. Лящук, С.А. Смирнова, М.Э. Белокурова // Научный вестник ЮИМ. -2019. - №4. - С. 103-108
6. Глухов В.В., Карпов Д.А. Особенности организации конгрессно-выставочных мероприятий в условиях цифровизации // Устойчивое развитие цифровой экономики, промышленности и инновационных систем: Сборник трудов научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2020 года / под ред. Д.Г. Родионова, А.В. Бабкина. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 420-423.
7. Гусев Э.Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом/ - Прокудин В.А., Салащенко А.Г Под ред. Н.П. Лаверова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
8. Данилевская, О. Ю. Event-маркетинг в сфере IT-технологий // Молодой ученый. — 2017. — № 42 (176). — С. 78-81.
9. Докащенко Л.В. «Экономика и организация конгрессно-выставочной деятельности: учебное пособие»/ - Оренбургский государственный университет, - 2015. - 163
10. Дуненкова Е.Н., Исаева М.И. Развитие конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации//Вестник университета. 2022. No 5. С. 100-107.
11. Захаренко, Г.П. Выставка: Техника и технология успеха.-М.: Вершина, 2012. - 232 с.
12. Карпов, Д. А. Особенности развития конгрессно-выставочной деятельности в рамках общемировой цифровизации. // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, (4). 2023 - 34-40 с.
13. Карпов Д. А. «Экономика конгрессно-выставочного мероприятия: оценки и принципы организации»/ Глухов В.В. // «п-Economy». - «2020». -№3 Том 13. - с.105-114
14. Комарова, Л. К. «Основы выставочной деятельности»: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. К. Комарова: Издательство Юрайт, 2023. — 194 с.
15. Коноваленко В. А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата /Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 486 с.
..61