Введение 3
1. Специфика рынков интеллектуального продукта 5
1.1 Понятие интеллектуального продукта 5
1.2 Классификация рынков интеллектуального продукта 7
1.3 Особенности поведения потребителей 15
2. Особенности маркетинга на рынках интеллектуального продукта 18
2.1 сущность маркетинга на рынках интеллектуального продукта 18
2.3 Инструменты маркетинга 25
3. Анализ рынка и формирование стратегии маркетинга для проекта «Создание
саморазвивающейся управляющей системы (искусственного интеллекта)» 31
3.1 Анализ рыночного потенциала технологии и определение рынка для внедрения 31
3.2 Выбор оптимального рынка внедрения технологии и оценка конкурентоспособности 48
Заключение 75
На сегодняшний день интеллектуальные продукты являются движущей силой экономического роста, определяют конкурентоспособность производства и всё это предопределяет усиление роли интеллектуальной собственности.
Продукты интеллектуальной деятельности являются важнейшим компонентом национального богатства России. В условиях рыночной экономики большая часть этих продуктов выходит на рынок, чаще всего, не имея справедливой стоимостной оценки и необходимой правовой защиты. На сегодняшний день мы не имеем научных методов оценки интеллектуального продукта.
Проблемы рынка интеллектуальной продукции в РФ в значительной степени связаны с отсутствием или слабым развитием маркетинга в научно-технических организациях и инновационных фирмах страны. К сожалению, долгое время маркетинг в нашей стране вообще не получал стимулов для своего развития, а затем практиковался лишь в достаточно узкой сфере - в области внешней торговли. Реальной потребностью маркетинг в России стал только после реформ 1992 г., однако нерешенных вопросов в российском маркетинге сегодня остается гораздо больше чем решенных.
Маркетинг - это процесс планирования и осуществления мероприятий по созданию, установлению цены, продвижению и распространению идей продуктов и услуг для осуществления обмена, который соответствует целям организации и частных лиц.
Особенно мало исследованной областью является маркетинг рынка интеллектуальной продукции, хотя в условиях рынка новые товары, технологии и услуги - главные инструменты в конкурентной борьбе. Как правило, новый товар, технология или услуга являются плодом многолетнего научно-технического поиска, на который фирма затрачивает значительные финансовые средства. Соответственно, одной из важнейших проблем фирмы становится маркетинговое обеспечение вновь разрабатываемых товаров.
Одним из ведущих драйверов развития рынков интеллектуального продукта являются научно-исследовательские объединения. В первую очередь ВУЗы вокруг которых собираются так называемые «инновационные хабы». В России, несмотря на серьезный прогресс последнего пятилетия, этот вопрос все еще в новинку. Многие именитые представители российской науки все еще отрицают полезность реализации разработок на свободном рынке. Вследствие этого в российской науке появляется вакуум, из недостаточной информированности, неправильной правовой защиты, а также падения интереса к науке, ведь не каждый человек способен потратить 30 лет своей жизни на исследование, результаты которого принесут пользу только через 100. Но более серьезной проблемой является отсутствие понимания механизма вывода на рынок совершенно новых, не имеющих аналогов в мире технологий. Вследствие этого как страна, так и российское научное сообщество теряют заслуженную славу и признание. Необходимо осваивать новые рыночные механизмы, готовить специалистов для работы с рынком инноваций, создавать условия для привлечения научных кадров заинтересованных в реализации прорывных идей.
Объектом данного исследования является проект реализации инновационного интеллектуального продукта «Создание саморазвивающейся управляющей системы - модели искусственного мозга».
Предметом настоящего исследования является изучение рынков интеллектуального продукта и инструментов вывода новых товаров на эти рынки.
Задачи настоящего исследования:
1) Изучить понятие и сущность интеллектуального продукта, рассмотреть его виды, характер и особенности;
2) Изучить рынки интеллектуального продукта, выявить их специфичные формы, особенности и приемы маркетинга
3) Выявить сильные и слабые стороны инновационного интеллектуального продукта, определить его конкурентную среду, найти наиболее безопасную точку входа на рынок и сформировать маркетинговую стратегию.
В наше время традиционный материальный рынок уступает свое место рынку нематериальному. Рынку где особое место занимает интеллектуальный продукт, выступающий в качестве товара и требующий особого подхода. Вместе с этим формируются новые рынки купли-продажи интеллектуальной собственности, появляются новые виды аренды, возрастает роль креативного подхода. Многие давно существующие рынки получают второе дыхании.
Коммерческий интерес к интеллектуальной собственности связан не столько с перспективами неограниченного развития, сколько с возможностью получения права монопольного пользования за счет новых технических решений или торговлей лицензиями и патентами. Свойственные нетрадиционным рынкам новизна и творческий подход позволяют оценивать их и на товарном рынке.
Итак, согласно общему экономическому определению интеллектуальный продукт - это результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности. Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства. Понятие же рынка интеллектуального продукта чересчур размыто, и включает в себя: 1) рынок интеллектуальной собственности; 2) рынок лицензий; 3) рынок авторского права; 4) рынок видеоигр и т.д.
В практической главе дипломной работы проведен анализ перспектив инновационной технологии по созданию самообучающейся управляющей системы. Результат позволяет утверждать, что в российском сегменте еще не сильно развиты инструменты для качественного анализа необходимые для оценки перспектив и выбора рынков для внедрения. Бесперспективность реализации данного проекта говорит об отсутствии культуры реализации подобного в российской науке.
1. G06N 3/02 (2006.01), Н04 П3/00.Пат. 2011151391/08, Российская Федерация, МПК
УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО С ИСКУССТВЕННОЙ НЕЙРОСЕТЬЮ/ Шумилов Владимир Николаевич (UA; Воронин Владимир Николаевич (RU); Соломонов Владимир Иванович (RU); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" (ТГУ) (RU). - 27.09.2012 Бюл. № 27
2. G06N 3/063, Н04 П3/00.Пат. 2012103088/08, Российская Федерация, МПК
АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО, НЕЙРОПОДОБНЫЙ БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ И СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТАКОГО УСТРОЙСТВА/ Шумилов Владимир Николаевич (UA; Воронин Владимир Николаевич (RU); Соломонов Владимир Иванович (RU); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" (ТГУ) (RU). - опубл. 20.02.2013 Бюл. № 5
3. Games: Technology, Industry, Culture // New Media: an Introduction (Second Edition). — Oxford University Press, 2005. — P. 101-114. — ISBN 0195551494.
4. Актуальные проблемы экономики современной России: сборник научных трудов / Под ред. А. А. Оводенко. — СПб.: ГУАП, 2007.
5. Амблер, Т. Практический маркетинг: учебник/ Т. Амблер — СПб.: Издательство «Питер», 2010. — 400 с.
6. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/ М.П. Афанасьев — М.: Издательский центр «Книга», 2010. — 304 с.
7. Валдайцев, В.С. Оценка бизнеса и инноваций: Учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.С. Валдайцев. - М.: Филинъ, 2015. - 486 с.
8. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприя-тия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. - GUMER-INFO, 2013. - 720 с.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 2011. - 296с.
10. Выявление, правовая защита и коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности : учебное пособие : [для студентов вузов по направлению подготовки бакалавров «Инноватика» / Солдатов А. Н., Миньков С. Л., Соснин Э. А. и др. ; под ред. Солдатова А. Н., Минькова С. Л.] ; Том. гос. ун-т. - Томск : Издательский Дом
Томского государственного университета, 2014. URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000494631
11. Головеров Д.В., Кемрадж А.С. и др. Правовые аспекты использования Интернет - технологий. М.: Книжный мир, 2012г.
12. Голубков Е.П. Еще раз к вопросу о некоторых основополагающих понятиях маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - № 4. - С. 115-127
13. Гребнев Е. Т. Анализ конкурентоспособности услуг [Электронный ресурс] / Журнал «Маркетинг в России и за рубежом // URL: http://www.mavriz.ru/ (дата обращения: 1.06.2016 г.)
14. Григорьев, В.В. Оценка предприятия: теория и практика. / В.В. Гри-горьев. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
15. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 462 с.
..54