Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СЕМИПАЛАТИНСКИЙ ЯДЕРНЫЙ ПОЛИГОН В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАЗАХСТАНА

Работа №188811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Историческая память: сущность, структура и основные характеристики 14
1.1. Понятие «исторической памяти» 14
1.2. Структура и функции исторической памяти 19
2. Семипалатинский ядерный полигон в исторической памяти: репрезентации прошлого в
политическом и социокультурном контексте 26
2.1. Политика памяти Казахстана в отношении ядерного полигона в постсоветский
период 26
2.2. Репрезентации семипалатинского ядерного полигона в культуре 35
2.3. Восприятие и отношение к полигону в современном обществе 43
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 57
Приложение А 64
Приложение Б 66
Приложение В 68

В настоящее время исследования исторической памяти в рамках междисциплинарного направления «memory studies» становится все более востребованным. Связано это во многом с тем, что историческая память стала полем для идеологических баталий, на котором ведется борьба за интерпретацию прошлого. Политизация истории - феномен, ставший популярным за последнее время, все чаще встречается в жизни различных обществ. Так, вслед за распадом СССР перед независимыми государствами остро встал вопрос о формировании новой идентичности граждан страны. В подобных условиях актуализировалось значение конструирования исторической памяти, как инструмента для легитимации существующих политических режимов и консолидации общества. Благодаря многочисленным репрезентациям - способам представления и интерпретации исторических событий, личностей и явлений - был запущен процесс формированиях новых образов, символов и мифов. Зачастую эти образы противопоставлялись советскому прошлому. Для молодых стран, таких как Казахстан, вопросы исторической памяти приобрели особую важность. Возникла необходимость пересмотра травматического советского периода, включая историю и последствия деятельности Семипалатинского ядерного полигона.
Таким образом, научная актуальность данной работы обусловлена ее соответствием современным направлениям исследований в области истории памяти и расширяющимся интересом современной историографии к проблемам исторической памяти постсоветских обществ, в том числе и казахстанского общества.
Воспоминания о ядерных испытаниях и их губительных гуманитарных и экологических последствиях стали частью коллективной памяти народа Казахстана. В сознании граждан была сформирована травма, которая еще не до конца пережита и осмыслена. Поэтому общественная актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития страны общество Казахстана нуждается в актуализации травматической памяти для преодоления общественной амнезии и достижения исторического примирения со своим прошлым. Данное исследование позволит внести вклад в концептуальное осмысление процессов конструирования и трансформации исторической памяти казахстанцев о событиях ядерных испытаний. Анализ памяти о полигоне важен для понимания влияния ядерного наследия на формирование национального самосознания граждан Республики Казахстан.
Помимо этого, необходимо подчеркнуть, что ядерное оружие с момента создания представляло и представляет реальную угрозу для существования человечества. Мировые ядерные арсеналы огромны, и в условиях усиливающейся конфликтности международных отношений актуальным становится вопрос об опасности начала ядерной войны. Многочисленные исследования о последствиях использования ядерного вооружения наглядно показывают разрушающее воздействие радиации на окружающую среду. Экологическая катастрофа, рост заболеваемости и уничтожение всего живого - это все ужасы, предвестниками которых стали события в Хиросиме и Нагасаки, Чернобыле и на территории Семипалатинского ядерного полигона. В связи с этим опыт отказа от ядерного оружия Республики Казахстан после распада СССР - несомненно, важное достижение в сфере международного разоружения, о котором стоит говорить сегодня.
Степень изученности проблемы. Историографию данного исследования можно условно разделить на две части. Первая часть посвящена историографии общеметодологической части, которая внутри подразделяется на зарубежную, российскую и казахстанскую. Вторая часть - краткий анализ основных работ по Семипалатинскому ядерному полигону.
Прежде всего стоит остановиться на зарубежных исследователях теории памяти в целом. М. Альбвакс, французский философ и социолог, одним из первых занялся вопросом изучения феномена коллективной памяти. В таких работах, как «Коллективная и историческая память» и «Социальные рамки памяти», автор приходит к выводу о социальном характере процессов памяти. Развивая идеи М. Альбвакса, немецкий культуролог А. Ассман создала свою теорию культурной памяти, под которой понимался особый социально-символический механизм конструирования коллективной идентичности. Весомый вклад в изучение памяти внес представитель третьего поколения школы «Анналов» французский историк П. Нора и его масштабный исторический проект «Места памяти», отражением которого стали публикации на русском языке «Франция- память» и «Всемирное торжество памяти». П. Нора показал, как символические репрезентации прошлого могут участвовать в формировании национальной идентичности. Актуальным остается вопрос о конструировании подобных репрезентаций в исторической памяти. Большой вклад в исследовании репрезентаций внес французский историк Р. Шартье. Он понимал их как множественность образов, которыми люди представляют свой мир
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семипалатинский ядерный полигон является неотъемлемой частью исторической памяти граждан Республики Казахстан. На протяжении 40 лет, с 1949 по 1991 гг., на территории полигона проводились масштабные испытания ядерного оружия, унесшие жизни и здоровье сотен тысяч человек. Радиоактивное заражение обширных регионов страны привело не только к развитию лучевой болезни, врожденных патологий и онкологических заболеваний среди местного населения, но и к экологическим бедствиям. Несмотря на то, что полигон закрыт, память об этом травматичном периоде в истории жизни страны все еще жива и продолжает оказывать непосредственное воздействие на национальное самосознание жителей Казахстана. Эта коллективная травма народа Казахстана требует дальнейшего осмысления и преодоления.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что понятие исторической памяти остается дискуссионным в современных гуманитарных науках. Представляя собой совокупность знаний и представлений общества о прошлом, она имеет важную характеристику - связь и зависимость от настоящего. Историческая память является результатом интерпретации и переосмысления исторических событий, включая их эмоциональную оценку. Она носит избирательный характер, поскольку в коллективное сознание включаются лишь наиболее значимые события и факты. Данный вид памяти динамичен и трансформируется под влиянием социальных, политических или культурных факторов. Все с тем, она обладает устойчивостью и преемственностью, так как передается из поколения в поколение. Процесс формирования исторической памяти - это ее главная особенность. Когда общество не способно самостоятельно воспроизводить информацию о прошлом, появляются различные его репрезентации, созданные извне определенными акторами. Делается это с разными целями: легитимация политических режимов, построение новой идентичности граждан или же консолидация общества.
Перечисленные цели стали актуальны для государственной элиты Казахстана после распада СССР. И именно здесь ядерный полигон сыграл свою ключевую роль - благодаря ему удалось объединить новое общество независимой страны и легитимировать возникшую власть. Анализ политики памяти Республики Казахстан в отношении Семипалатинского ядерного полигона позволил выявить основные репрезентации и национальные символы, создаваемые посредством этой политики. Так, на момент закрытия полигона перед казахстанскими гражданами и мировой общественностью предстала репрезентация полигона как опасности, возникшей на пути свободного государства. После его закрытия, он превратился в настоящий национальный символ, с помощью которого страна позиционирует себя ведущим инициатором отказа от ядерного вооружения на мировой арене. В ходе исследования было обнаружено, что текущая политика памяти в отношении полигона направлена на его мемориализацию и увековечивание памяти жертв, пострадавших от испытаний. Создание музеев, открытие памятников, празднование памятных дат и выступления политической элиты направлены на закрепление в массовом сознании репрезентации полигона как катализатора ядерного разоружения и создание образов народа в качестве «борца» и одновременно «жертвы» с целью построения новой национальной идентичности граждан страны. Этот образ «жертвы» связывается с концептом «ядерного колониализма», когда суверенная территория Казахстана использовалась Советским Союзом в качестве полигона без учета интересов и благополучия местного населения. Стоит отметить, что позиционирование ядерного полигона, как национального символа страны, осуществляется наравне с личностью первого президента Н. Назарбаева. Он приобрел статус ключевой символической фигуры, неразрывно связанной с Семипалатинским ядерным полигоном. Его образ лидера, покончившего с ядерными испытаниями и защитившего свой народ от угрозы, стал частью исторической памяти о полигоне и является важным компонентом политики памяти, направленной на увековечение трагического наследия полигона в Семипалатинске. Таким образом, политика памяти Республики Казахстан формирует комплекс связанных между собой образов и символов Семипалатинского полигона, призванных укрепить национальную идентичность и сплотить общество вокруг идеи противостояния ядерной угрозе.
Проведенное исследование показывает, что в культуре Казахстана Семипалатинский ядерный полигон главным образом репрезентирован как трагедия народа, которая нанесла глубокую травму национальному самопознанию жителей. Образы, представленные в кинематографе, живописи и литературе, посвященные ядерному полигону, транслируют ощущение страха и боли. Ключевыми сюжетами становятся человеческие страдания, ужасы последствий радиационного воздействия, скорбь и трагизм. Все это непосредственно отражается в фильмах, картинах, книгах и стихах, подтверждая тот факт, что Семипалатинский ядерный полигон остаётся травмой в памяти народа. Несмотря на то, что культура несколько обособлена от политики, государственная элита, преследуя собственные цели, оказывает воздействие и на нее. Полигон с помощью них превращается в национальный бренд страны через создание особых культурных продуктов, транслируемых мировой аудитории, и служит инструментом для достижения политических целей. Культурные репрезентации полигона на международной арене служат инструментом «мягкой силы», с помощью которого государственная власть стремится заручиться поддержкой мирового сообщества и укрепить собственные позиции на глобальной политической сцене. Трансляция травматического образа ядерного полигона становится частью стратегии самоопределения и интеграции Казахстана в международное пространство.
...


1. Абикеева Г. Ахат Ибраев: «Ни Хиросима и Нагасаки, ни Чернобыль не идут
с Семипалатинским полигоном ни в какое сравнение» : [интервью]. - Астана, 2021. - URL: https://qazaquni.kz/ru/155141-akhat-ibraev-ni-khirosima-i-nagasaki-ni (дата обращения
3.05.2024).
2. Айкай : [художественный фильм] / [режиссер К. Шайкаков] // НАО «Государственный центр поддержки национального кино»: фильм. - Астана, 2023. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=qAzcpIb90rk (дата обращения 27.04.2024).
3. Артыкбаев Ж. О. История Казахстана: Учебник-хрестоматия / Ж. О. Артыкбаев. - Астана : Фолиант, 1999. - 312 с.
4. Аяган Б. Г. История Казахстана (с 1949 по настоящее время). Учебн.. для 9 кл. общеобразовател. шк. / Б. Г. Аяган, К. Б. Адиет, А. Б. Сатанов. - Алматы: Атамура, 2019. - 224 с.
5. Вс. Явленке открыли обелиск жертвам ядерных испытаний на
Семипалатиснком ядерном полигоне / МТРК. - Петропавловск, 2023. - URL:
https://mtrk.kz/ru/2023/10/05/v-s-yavlenke-otkryli-obelisk-zhertvam-yad/ (дата обращения 27.04.2024).
6. Драма «Айкай» («Крик») завоевала главный приз на Международном
кинофестивале азиатского кино / MC kz. - Алматы, 2024. - URL:
https://marieclaire.kz/kultura/drama-aikai-krik-zavoevala-glavnyi-priz-na-mezhdunarodnom- kinofestivale-aziatskogo-kino/ (дата обращения 27.04.2024).
7. Данияров К. История Казахского государства / Данияров К. XV-XX вв. В 2-х ч. - Алматы: Эдельвейс, 2001. 514 с.
8. Кобрин В. Г. Семипалатинская трагедия: пацифистский сборник / В. Г. Кобрин. - Семипалатинск : Семей, 2000. 56 с.
9. Концепция становления исторического сознания в Республике Казахстан.
1995 г. // Deutsche Allgemeine Zeitung. 1995. № 28. - URL:
https://daz.asia/ru/kontseptsiyastanovleniya-istoricheskogo/ (дата обращения: 15.04.2024).
10. Кузембайулы А. История республики Казахстан. / А. Кузембайулы Е. А. Абиль. - Астана: Фолиант, 2000. - 400 с.
11. Многострадальная земля Семипалатинска в картинах жертвы радиоактивного
облучения / Almaty TV. - Алматы, 2019. - URL: https://almaty.tv/news/kultura/1600-
zagublennaya-ekologiya-i-mnogostradalnaya-zemlya-semipalatinska-v-kartinakh-dgertvy- radioaktivnogo-oblucheniya (дата обращения 28.04.2024).
12. Назарбаев Н. А. G-Global. Мир XXI века / Н. А. Назарбаев. - Астана : Деловой мир Астана, 2013. - 195 с.
13. Назарбаев Н. А. Эпицентр мира / Н. А. Назарабаев. - Астана: Елорда, 2001. - 294 с.
14. Памяти жертв ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и
Чернобыльской катастрофы / Управление общественного развития области ЖеЧсу. - Жетку, 2023. - URL :https://www.gov.kz/memleket/entities/zhetysu-
comdev/press/news/details/619659?lang=ru (дата обращения: 27.04.2024)
15. Полигон : [телесериал : в 6 сериях] / [режиссер А. Ибраев] // Таскын : телехикаясы. - Астана, 2020. - URL: https://khabar.kz/ru/vse-serii-poligon (дата обращения: 27.04.2024).
... всего 58 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ