Аннотация
Введение 3
1 Стратегия провокации жанра комментария в Интернет-дискурсе 7
1.1 Интернет-дискурс как сфера реализации жанра интернет-комментария 7
1.2 Интернет-комментарий как жанр Интернет-дискурса 11
1.3 Особенности социальных сетей Twitter и TikTok 16
1.4 Twitter- и Tiktok-комментарий провокатора как жанр Интернет -
дискурса 20
1.5 Стратегия провокации в жанре интернет-комментария 21
Выводы к главе 1 27
2 Анализ стратегии провокации в жанре комментария 29
2.1 Описание тактик 29
2.2 Количественный и сравнительный анализ тактик стратегии провокации
в жанре комментария 44
Выводы к главе 2 47
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Данная работа представляет результаты исследования стратегии провокации в жанре комментария на материале комментариев на тему «группы K-POP».
Актуальность данного исследования связана, во-первых, с развитием направления «интернет-лингвистики» (Т.В. Аникина, М.Я. Блох, Е.Н. Галичкина, Е.В. Горина, Е.И. Горошко, В.И. Карасик, Л.Ф. Компанцева, Е.С. Молчанова, О.В. Обухова и др.).
Во-вторых, работа актуальна, поскольку в ней рассматривается Интернет-дискурс, изучение которого в последние годы проводится учеными- лингвистами все чаще (Е.Г. Грибовод, И.Н. Загоруйко, А.В. Зеленовская, А.А.Ушаков и др.). В частности, рассматриваются различные интернет- площадки и социальные сети, в том числе Twitter и TikTok и их лингвистические и жанровые особенности (О.В. Акбаева, А.Н. Атягина, Е.Н. Добрынина, В.М. Зубарева, С.В. Иванова, Н.В. Кобрин, А.Р. Копачева, Т.А. Мельничук, М.П. Пушина, А.С Решетова, И.В. Топчий, А.В. Чижик и др.).
Кроме того, актуальность определяется жанровым подходом к исследованию интернет-коммуникации (Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина, С.М. Карлоян, Л.Ф. Компанцева, М.А. Ульянова и др.): к жанру комментария обращаются достаточно активно, в том числе - к жанру комментария в Интернет-дискурсе (Т.В. Дубровская, В.М. Зубарева, С.В. Иванова, В.И. Карасик, А.С. Круглова, В.А. Митягина, М.П. Пушина, И.Р. Танабаева, Л.Ю. Щипицина и др.). В частности, рассматриваются особенности интернет- комментария на русском (М.П. Пушина, И.В. Топчий и др.) и на английском языке (В.М. Зубарева, С.В. Иванова и др.).
В-третьих, стратегия провокации рассматривалась с точки зрения лингвистики (Т.В. Варлакова, О.С. Волкова, О.С. Иссерс и др.), в частности - освещена в рамках интернет-коммуникации (Д.И. Семенов, С.С. Солошенко и др.), на материале русского (В.Ю. Андреева, О.С. Иссерс, А.Л. Печенегова и др.) и английского (О.С. Волкова и др.) языков.
Тем не менее, стратегия провокации в жанре комментария на материале текстов на английском языке на тему «КРОР» рассмотрена не была.
Цель работы - описание стратегии провокации в жанре комментария на тему «группы K-POP».
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. На основе рассмотренных работ описать особенности Интернет- дискурса, в котором реализуются комментарии.
3. Описать жанровую специфику комментария в социальных сетях Twitter и TikTok.
4. Выявить тактики стратегии провокации в Twitter- и Tiktok- комментарии.
6. Выявить и проанализировать в выявленных тактиках языковые средства, с помощью которых Twitter- и Tiktok-комментарий получает провокационный потенциал.
7. Провести количественный анализ тактик провокации в Twitter- и Tiktok-комментарии.
8. Сравнить тактики стратегии провокации в соцсетях Twitter и TikTok.
Объектом исследования является стратегия провокации в англоязычного комментарии.
Предметом исследования является текстовая реализация стратегии провокации в англоязычном комментарии.
В качестве материала был использованы 900 комментариев (460 в Twitter и 440 в TikTok на английском языке) общим объемом около 6500 слов.
Собранные комментарии были опубликованы пользователями социальных сетей Twitter и TikTok в период с 24 июня 2021 по 17 мая 2023 гг.
Выбор методов исследования определяется его объектом и предметом.
Для анализа материала использовалась методология дискурсивно - жанрового моделирования.
На первом этапе исследования прошел отбора материала, тематически относящегося к обсуждению, выражению мнения на тему «группы K-POP», методом сплошной выборки. При дальнейшей работе были отобраны только те комментарии, которые провоцируют и вызывают негативную реакцию или конфликтное обсуждение у пользователей.
...
Итак, Интернет-дискурс, характеризующийся как оформленная лингвистическими и экстралингвистическими средствами совокупность разнообразных текстов в сети интернет, имеет следующие характеристики: спонтанность речи, языковые заимствования, множество сокращений и эмотивность.
Модель жанра интернет-комментария, оставленного провокатором и посвященного K-POP группам, выглядит следующим образом.
1) Основная коммуникативная цель, которую ставят перед собой провокаторы, - высказывание негативной оценки в сторону фанатов или группы при помощи необоснованного и неподтвержденного мнения, провоцирование конфликта и вызывание негативных эмоций у пользователей - фанатов корейских музыкальный групп (что подтверждается самими провокаторами в рамках найденного материала).
2) Основное диктумное содержание описываемых комментариев - музыкальные корейские группы, их личные достижения, награды, их музыка, а также участники-идолы, их быт и личная жизнь (в комментариях используются наименования групп и их участников, которым дается негативную характеристику в лаконичной форме).
3) Основное модусное содержание комментариев - тексты с негативным, оскорбительным, ироничным содержанием, которые привлекают внимание других пользователей.
4) Образ автора - анонимные пользователи-провокаторы, имеющие настойчивое стремление спровоцировать других людей, которое выражается в довольно частом и активном слежении за блогами, специализирующимися на выкладывании новостей, касающихся K-POP индустрии. Комментарии таких пользователей, как правило, короткие и зачастую повторяющиеся по содержанию.
5) Адресат - пользователи-фанаты.
6) Языковое воплощение - использование сленговых слов и терминов, нарушение норм грамматики, орфографии, нарушение этических правил (частотное использование ненормативных слов), а также большое количество сокращений, эрративов, выражений, содержащих иронию, сравнительные конструкции, риторические вопросы и восклицательные предложения. Аргументация при этом отсутствует, факты, подтверждающие точку зрения провокатора, не приводятся.
Анализ материала позволил выделить основные тактики стратегии провокации: тактика оскорбления; тактика «выражения доминирования и уверенности в провале»; тактика выражения «всеобщего» мнения; тактика «распространения неподтвержденных фактов и слухов»; тактика «призыва к действию»; тактика сравнения; тактика «насмешка»; тактика «надежда»; тактика «условие»; тактика «заметка».
В рамках социальной сети Twitter провокаторам больше всего свойственно использование тактики оскорбления, выражающейся в прямом унижении участников групп, упоминании их внешности в негативном свете, принижении дискографии участников и т.д. (в TikTok данная тактика может быть направлена и в сторону фанатов групп). В то время для TikTok, ввиду технических особенностей комментариев (более усиленное ограничение используемых символов по сравнению с Twitter), более свойственна тактика выражения «доминирования и уверенности в провале», позволяющая использовать готовую простую конструкцию для провокации.
В качестве одной из тактик провокатор использует тактику «всеобщего мнения» и за счет «группового объединения», создает иллюзию всеобщего негативного отношения к K-POP группе при помощи использования обобщающих лексем.
Провокатор стремится распространить слухи, которые могут стать одним из факторов осуждения группы.
...
1. Акбаева О.В. Дискурсивные характеристики Твиттера как особой системы микроблогинга / О.В. Акбаева // Научный альманах, 2015. - № 7(9). - С. 1320-1322. - DOI 10.17117/na.2015.07.269. - EDN: UGSACD.
2. Андреева В.Ю. Коммуникативный саботаж как средство реагирования в ситуации речевой провокации // Теория языка и межкультурная коммуникация, 2016. - № 3. - С. 7-12.
3. Артеменко С.Ю. Платформа "TikTok" как один из источников современного молодежного сленга / С.Ю. Артеменко, Л.М. Гареева // Гуманитарные науки и образование, 2022. - Т. 13, № 1(49). - С. 128-132. - DOI 10.51609/2079-3499_2022_13_01_128. - EDN: IHDEZF.
4. Артюхова А.А. Коммуникативные стратегии в митинговом дискурсе / А.А. Артюхова // Одеський лшгвютичний вюник : зб. наук. праць / [голов. ред. Н. В. Петлюченко] ; Нац. ун-т «Одес. юрид. акад.». - Вип. 3.- Спец. вип., присвячений 200-р1ччю вы дня народження Т. Г. Шевченка. - Одеса : Гельветика, 2014. - С. 25-32.
5. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистическая энциклопедия. - М., 1990. - С. 136-137.
6. Атласова Д.В. Исследовательский работа "Влияние корейской
волны на эмоциональное состояние подростков". 2022. Инфоурок [Электронный ресурс] : Исследовательская работа "Влияние корейской волны на эмоциональное состояние подростков". URL:
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-koreyskoy-volni-na- emocionalnoe-sostoyanie-podrostkov-1311179.html (дата обращения:
05.05.2023).
7. Атягина А.П. Твиттер как новая дискурсивная практика в сети Интернет. Вестник Омского университета, 2012. - № 4(66). - С. 203-208.
8. Ахренова Н.А. Теоретические основы интернет-лингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. - № 10(28). - C. 22.
9. Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.
10. Бирюкова П.С. TikTok сленг в современном медиапространстве. Tiktok slang in modern media space / П.С. Бирюкова, А.В. Самойлова // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований : Сборник научных трудов / Краснодар : Кубанский государственный университет, 2022. - С. 4-12. - EDN: YEKLKU.
11. Брагина Н.Г. Концепты в системе интернет-коммуникации //
Международные филологические чтения «Человек и язык в коммуникативном пространстве», сборник материалов [Электронный ресурс] : Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. URL: http://conf.sfu-
kras.ru/langcom/participant/4773 (дата обращения: 05.05.2022).
12. Букина Л.М. Лингвистический и паралингвистический аспекты интернет-дискурса (на примере французских пользователей) // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2016. - № 4. - С. 125 - 134.
13. Волкова О.С. Коммуникативная провокация как стратегия деструктивного поведения в бытовом конфликте // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание, 2014. - № 5. - С. 49 - 55.
14. Воякина Е.Ю. Дискурсивные практики интернет-коммуникации в свете лингвистических исследований: системный обзор // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. - №11. - С. 3470-3471.
15. Горина Е.В. Подходы к анализу дискурса интернета. В: Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016. - № 3-2(57). - С. 73-76.
... всего 56 источников