ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико- методические основы тактической подготовки волейболистов 5
1.1 Понятие тактики, тактической подготовки, классификация тактики 5
1.2 Средства и методы тактической подготовки волейболистов 15
2 Методы и организация исследования 22
2.1 Методы исследования 22
2.2Организация исследования 25
3 Эффективность методики обучения индивидуальным тактическим действиям студентов
вуза, занимающихся волейболом 27
3.1 Анализ методики тактической подготовки студентов вуза, занимающихся
волейболом 27
3.2 Особенности методики обучения индивидуальным тактическим действиям
студентов ВУЗа занимающихся волейболом 29
3.3 Оценка эффективности методики обучения индивидуальным тактическим
действиям 33
ВЫВОДЫ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Актуальность. Спортивные игры относятся к числу наиболее сложных видов спортивной деятельности, поскольку достижение спортивного результата опосредованно, т.е. оно возможно лишь в результате достижения превосходства над своим соперником, пытающимся со своей стороны достичь аналогичной цели. Спортивный поединок - это конфликтная ситуация, исход которой, прежде всего зависит от превосходства интеллекта одной из соревнующихся сторон. Нахождение оптимального плана поединка, выбор рациональных средств и их эффективное осуществление представляет главное содержание соревновательной деятельности в этих условиях. Отсюда можно сделать вывод, что положительный исход спортивного поединка в значительной мере обуславливается знаниями общих закономерностей ведения спортивной борьбы и способностью спортсменов в конкретных условиях реализовать эти знания в оптимальной программе спортивного единоборства. Таким образом, в подготовке спортсменов - игровиков доминирующее значение приобретает знание ими стратегии и тактики спортивной борьбы. [1,8,11]
К основам тактики относится и систематизация средств и способов ведения игры, конкретное рассмотрение примеров тактических действий игроков и команды в целом в процессе соревнований, а также обобщение опыта комплектования игроков и их специализация в приемах защиты или нападения.
Средствами тактики являются все технические приемы игры: передача мяча, подача, нападающий удар, блокирование и отвлекающие действия.
В процессе соревнований игрок, в зависимости от сложившейся игровой обстановки, может применять одну из разновидностей каждого тактического приема и достигать при этом различного результата. Поэтому эффективность тактических средств ведения игры рассматривают в тесной взаимосвязи с конкретными действиями противника. Таким образом, изучаются наиболее эффективные тактические средства нападения против сильной обороны противника, а также средства активной защиты в противовес мощному нападени [14].
Анализируя литературу, мы увидели что многие авторы делают акцент на групповую и командную тактику игры в защите (Железняк Ю.Д.,1981; Пименов М.П.,2003; Ивойлов А.В.,2005; Чехов О. 2004; Хапко В.Е., 2004; Беляев А.В., Савин А.В.,2002), а обучению индивидуальным тактическим действиям уделяется мало внимания. А основой групповых и командных тактических действий является правильный выбор места и игрового действия спортсменом, т.е. индивидуальные тактические действия.
Цель исследования - разработать методику обучения индивидуальным тактическим действиям студентов вуза, занимающихся волейболом.
Задачи:
1. Выявить средства и методы тактической подготовки волейболистов на основе анализа литературных источников.
2. Выявить особенности методики тактической подготовки студентов вуза, занимающихся волейболом.
3. Разработать методику обучения индивидуальным тактическим действиям студентов вуза, занимающихся волейболом и проверить ее эффективность в условиях педагогического эксперимента.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс студентов вуза,
занимающихся волейболом.
Предмет исследования - методика обучения индивидуальным тактическим действиям студентов вуза, занимающихся волейболом.
Структура работы: Работа представлена на 33 страницах, содержит введение, 3 главы, выводы, список литературы из 36 источников и приложение.
1. На основе изучения литературных источников и поставленных задач получилось выявить следующие средства и методы. Средства обучения тактике объединяют все действия игрока без мяча и с мячом, то есть все технические приемы и их разновидности. Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения. Существует множество методов, но удобнее рассматривать их по этапам обучения волейболиста.
Первый этап —ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д.
Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях.
Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка. Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков.
Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы.
2. На основе анализа литературных источников мы выявили особенности тактической подготовки волейболистов. В подготовке волейболиста принято различать следующие органически связанные между собой виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, психологическую, интегральную, теоретическую, игровую. Каждый вид подготовки имеет как свои локальные цели, так и цели, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки. Без высокоразвитых функциональных способностей невозможно эффективное проявление скоростной - силовых качеств, выносливости, ловкости, гибкости в игре, что в свою очередь сказывается на безошибочное выполнения технических приемов.В процессе соревнований игрок, в зависимости от сложившейся игровой обстановки, может применять одну из разновидностей каждого тактического приема и достигать при этом различного результата. Поэтому эффективность тактических средств ведения игры рассматривают в тесной взаимосвязи с конкретными действиями противника. Таким образом, изучаются наиболее эффективные тактические средства нападения против сильной обороны противника, а также средства активной защиты в противовес мощному нападению.
3. Экспериментально подтверждена эффективность методики обучения индивидуальным тактическим действиям волейболистов студенческой команды ВУЗа, на основе достоверных различий в уровне тактической подготовленности и в уровне теоретических знаний по тактике волейбола в контрольной и экспериментальной группах после ее применения.
1. Аверин И. В. Специальная подготовка волейболиста // Спорт в школе. - 2000.
- №11. - С. 9-16.
2. Аврамова Н.В. Повышение спортивного мастерства квалифицированных волейболисток 15-17 лет на основе программирования и коррекции ведущих технических приемов: дис. канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2013. - 164 с.
3. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар. света, 2005. - 72 с.
4. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование. - М.: Человек; Олимпия, 2007. - 56 с.
5. Беляев А.В., Булыкина Л.В. Волейбол: теория и методика тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 184с.
6. Беляев А.В., Савин А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002. - 368 с.
7. Булыкина JI.B. Формирование двигательных игровых навыков волейболистов у учащихся общеобразовательных школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 24 с.
8. Бурцев А.В. Формирование пространственно-временной ориентировки при выполнении технических приемов на основе экстраполяции двигательных действий волейболистов: автореф. дис. . канд. пед. наук. - Набережные Челны, 2011. - 23 с.
9. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. - М., Советский спорт,1996. - 587с.
10. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-
юношеских школ, СДЮШОР. /Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников/ - М.:
Советский спорт, 2005. - 112 с.
11. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-
юношеских школ, СДЮШОР. /Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников/ - М.:
Советский спорт, 2019 1.2 Средства и методы тактической подготовки волейболистов.
12. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М.: Физкультура, образование, наука, 2000. - 368 с.
Волейбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. А.К. Дягтерева. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 244 с.
13. Дёмочкина Т.Н., Дёмочкина М.Б. Общие и специальные качества
баскетболистов, способствующие повышению техники игры // Наука-2020. 2018. №2-2(18).
С. 96-100.
14. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: "ФиС", 1978. - 224с.
15. Жидкова Т. А., Костюков В. В. Динамика уровня физической подготовленности лиц разного возраста, занимающихся пляжным волейболом / Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты подготовки кадров для олимпийских и паралимпийских игр: Ванкувер - Лондон - Сочи». Краснодар: КГУФКСТ, 2018. - С. 123-125.
16. Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом. // "Физкультура в школе". - 2005. - 140 с.
... всего 47 истчоников