Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КНР В 2001-2020 ГГ.

Работа №188796

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты иностранного инвестирования в КНР 11
1.1 Теоретические аспекты иностранного инвестирования 11
1.2 Правовые аспекты иностранного регулирования в КНР в 2001-2013 гг 17
1.3 Правовые аспекты иностранного регулирования в КНР в 2013-2020 гг 30
Глава 2. Особенности инвестиционной политики КНР в различных отраслях 38
2.1 Отраслевое регулирование ПИИ в 2001- 2017 гг 38
2.2 Отраслевое регулирование ПИИ в 2017-2020 гг 50
2.3 Круговые схемы инвестиций как побочный эффект отраслевой политики КНР 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

Актуальность исследования. Сегодня Китай ( далее - КНР) является второй экономикой мира, так, например, номинальный ВВП КНР в 2020 году составил 14, 9 трлн долларов США , уступив лишь США ( 20, 9 трлн долларов США).
Многие исследователи считают, что именно инвестиции являются основным драйвером экономического роста КНР . В 2020 КНР стала главным реципиентом прямых иностранных инвестиций - 163 млрд долларов США, обойдя США . Стоит заметить, что Китай стал лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) на фоне пандемии коронавируса и резкого сокращения прямых иностранных инвестиций в экономику США на 49%.
Несмотря на некоторые положительные эффекты от привлечения ПИИ (передача технологий, развитие человеческого капитала, увеличение конкурентоспособности, повышение производительности и конкурентоспособности продуктов, развитие различных сфер экономики), также имеется ряд негативных эффектов - вытеснение национальных компаний, ухудшение благосостояния населения (медленный рост заработных плат), технологическая зависимость, нарушение суверенитета страны, ухудшение экологической ситуации и т.д. Китайская инвестиционная политика является успешным примером того, как государство с помощью различных методов регулирования использует положительные эффекты от привлечения ПИИ и нивелирует негативные эффекты.
Хотя инвестиционная политика КНР имеет ряд характерных особенностей, тем не менее, опыт Китая может быть полезен для других стран при выстраивании инвестиционной политики. Так, например, количество привлеченных ПИИ в Российскую Федерацию составило 10 млрд долларов США, что в 16 раз меньше чем в КНР. Многие исследователи отмечают существенные недостатки инвестиционной политики Российской Федерации. Учитывая опыт китайских коллег, Россия могла бы усовершенствовать свою инвестиционную политику - поощрять инвестиции в необходимые для экономического роста отрасли, ограничивать отрасли, которые могут угрожать национальной безопасности государства в случае их контроля со стороны нерезидентов Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является выделение этапов развития нормативно-правовой базы инвестиционной политики Китая в 2001 -2020 гг.
Задачи, решаемые по ходу исследования:
1. Исследовать теоретические аспекты иностранного инвестирования
2. Выделить особенности правового регулирования иностранных инвестиций
3. Проанализировать эволюцию основных законов, регулирующих приток прямых иностранных инвестиций с 2001 по 2020 год
4. Проанализировать инвестиционную политику КНР по привлечению прямых иностранных инвестиций в различных отраслях с 2001 по 2020 год.
Объектом исследования является инвестиционная политика КНР 2001 по 2020
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты КНР, регулирующее иностранные инвестиционные процессы в КНР.
Хронологические рамки исследования включают промежуток времени с 2001 г. по 2020 г. Данный промежуток времени охватывает вступление КНР в ВТО в 2001 году и вступления в силу закона КНР «Об иностранных инвестициях» в 2020 году.
Степень изученности темы. Данная тема лучше всего исследована в англоязычной литературе и представлена различными статьями, книгами, диссертациями, работами информационно-аналитических центров.
Среди статей можно выделить статьи, посвященные вступлению КНР в ВТО (Д.Цинь910, Ф.Бер и т.д), основная проблема данного типа статей заключается в поверхностном анализе влияния вступления в ВТО на инвестиционное законодательств КНР, другие статьи анализирует различные нормативно-правовые акты и их влияние - Закон о подоходном налоге(М. Питер ван дер Хук) , Закон об иностранных инвестициях (М.Лиу ,П.Хэйман , М.Рамасвами ) и т.д. Основной проблемой данного типа статей является отсутствие анализа трёх основных законов, регулирующих формы иностранных инвестиций.
Данной теме посвящено достаточно мало книг, можно выделить работу Ж.Шеса под названием «Стратегия международных инвестиций Китая» , в данной книге описываются цели инвестиционной политики КНР, основные законы, регулирующие иностранные инвестиции. Тем не менее, в данной работе не содержится анализ эволюции законодательства КНР.
Так же существует ряд диссертаций, таких авторов, как Н.Джан , Ш.Гао , которые рассматривают инвестиционную политику КНР.
Данной теме посвящены работы некоторых информационно-аналитических центров (The diplomat , China Briefing , China Business Review ), на которых исследуются причины изменения и само изменение инвестиционного законодательства КНР.
В китайской литературе данная тема изучена хуже, чем в английской, ввиду того, что данная тема больше направлена на аспекты иностранного инвестирования в китайскую экономику. Среди авторов, которые анализировали Закон об иностранных инвестициях, можно выделить Ю.Юя и Д.Чжао , Ф.Ляо , Ц. Куна и Д.Чжэна , Ц.Ли .
В китайской литературе лучше затронуты вопросы, касающиеся круговых схем инвестиций, компаний с переменной долей участия, красных фишек (Sohu ,Zhonglun и т.д).
В отечественной литературе данная тема плохо изучена, т.к количество инвестиций из России в КНР достаточно мало ( на 2019 год 43 миллиона долларовая США , в то время как количество ПИИ в Китай за 2019 год составило 187 миллиардов долларов ). Основные исследователи - Н.В. Королёв , В.Л. Ерохин ,П.В. Кульнева , И.З. Фархутдинов , Е.А. Гребнева ,М.В. Карпов , О.Ю. Скворцова . Отдельно можно выделить работу О.Ю Скворцовой «Идеология реформы инвестиционного права в Китае», в которой достаточно хорошо анализируется Закон КНР «Об иностранных инвестициях.
Также можно выделить работу П.В Кульневой «Либерализация инвестиционного режима в Китае: новый этап», в которой представлен анализ изменения инвестиционного режима, а также анализ законодательства, регулирующего приток ПИИ в различные отрасли. Остальные работы представляют достаточно поверхностной анализ тех или иных тем.
Данную тему также затрагивает книга М.Карпова «Замкнутый круг «Китайского Чуда»», в которой автор лишь косвенно касается проблем инвестиционной политики КНР и монография Ж.Дина «Феномен экономического развития Китая» , в которой 8 глава посвящена стратегии привлечения иностранных инвестиций».
Обзор источников. При написание данной работы использовались документы с официальных сайтов ведомств КНР, нормативно-правовые акты и их переводы, информационные ресурсы, обзоры и доклады различных государственных и международных организаций, статистические данные, индексы.
Среди нормативно-правовых актов в основном использовались: Закон «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала» , Закон «О предприятиях иностранного капитала» , Закон «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» , Закон «об иностранных инвестициях» , Каталог-руководство по иностранным инвестициям ,Каталог по реструктуризации отрасли , Специальные административные меры для доступа иностранных инвестиций (негативный список) , Негативный список доступа к рынку и Каталог отраслей, поощряемых иностранными инвестициями.
Нормативно-правовые акты брались в основном с официальных сайтов Министерства Коммерции4748, Государственного комитета по развитию и реформам4950 и других ведомств на английском и китайском языках, на английском языке также использовались переводы с таких сайтов как Law Info China , Asian Legal Information Institute , а на русском Chinalaw.center .
Данной теме посвящены различные обзоры и доклады различных государственных и международных организаций, среди которых можно выделить Обзоры инвестиционной политики КНР, которые проводятся ОЭСР , официальный отчет Бюро по экономическим и деловым вопросам Г осударственного Департамента США об инвестиционном климате в Китае , Доклад Конгрессу о соблюдении Китаем требований ВТО, который составляется Торговым Представительством США , Обзор торговой политики КНР, который составляется секретариатом ВТО , Рабочий доклад МВФ, составленный работниками Департамента Азии и Тихого океана , доклад о мировых инвестициях (ЮНКТАД).
При написании использовались такие информационные ресурсы, как Chinadaily ,Xinhua ,Reuters .
Статистические данные были взяты с сайтов Департамента иностранных инвестиций Министерства комерции КНР ,Statista , Всемирного банка , а также Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) .
При написание работы также использовались различные индексы: Индекс ограничение на ПИИ (FDI Regulatory Restrictiveness Index), который составляется ОЭСР , Индекс восприятия коррупции (corruption perceptions index) , Рейтинг лёгкости ведения бизнеса (Ease of Doing Business Index) .
Методы исследования: в данной работе использовались общенаучные и специально научные методы.
Анализ: с помощью анализа была исследована эволюция инвестиционной политики КНР с 2001 по 2020 гг., исследованы законы и их влияние на инвестиционную привлекательность КНР.
Синтез: использовался при работе с источниками для более четкого
структурирования информации, взятой из источников.
Индукция: с помощью индукции были выделены основные закономерности эволюции инвестиционной политики КНР.
Системный подход: были рассмотрены различные аспекты инвестиционной политики КНР (законодательство, проблемы, политические и экономические факторы)
Сравнительный метод: использовался при рассмотрении изменений законов.
Контент-анализ: в основном использовался для анализа изменения количества позиций в Каталоге-руководстве по иностранным инвестициям.
Историко-описательный метод использовался для описания процесса изменения инвестиционного законодательства КНР.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе исследуются теоретические аспекты инвестирования - рассматривается понятие инвестиций и их классификации, дается понятие инвестиционное политике, рассматривается государственное регулирование инвестиционной деятельности, способы осуществления ПИИ, эффекты ПИИ, основные теории ПИИ, а также основные законы, регулирующие ПИИ, их эволюция и влияние. Во второй главе анализируется отраслевая политика КНР, её влияние и последствия (способы обходов отраслевых ограничений, усиление тенденций круговых схем инвестиций).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Огромную роль в экономическом развитие КНР сыграли прямые иностранные инвестиции. Изучив различные теории прямых инвестиций и сущность инвестиционного климата страны, можно прийти к выводу о том, что привлечение иностранных инвестиций и формирование инвестиционного климата является совокупностью различных факторов - экономических, политических, социальных, природно-ресурсных, инновационных и т.д. Активную роль в данных процессах играет инвестиционная политика государства.
В КНР в формирование инвестиционной политики главную роль играет нормативно-правовая база, именно нормативно-правовая база регулирует иностранную инвестиционную деятельность, тем самым создавая тот или иной инвестиционный климат.
Рассматривая инвестиционную политику КНР с 2001 по 2020, можно выделить два основных этапа:
Первый этап - с 2001 по 2013. Анализируя такие основные законы как Закон «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала» , Закон «О предприятиях иностранного капитала» , Закон «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» , можно прийти к выводу о том, что данные законы направлены на передачу передовых технологий и контроль иностранных инвестиций на стадии создания.Данные законы регулируют форму иностранных инвестиций, распределение прибыли, найм, сроки действия предприятия и т.д. Несмотря на вступление КНР в ВТО, данные законы были изменены незначительно, а некоторые статьи и вовсе противоречат обязательствам, принятым при вступлении в ВТО. Так, например, Закон «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» требует передачу передовых технологий. Также были рассмотрены законы, косвенно формирующие инвестиционную политику КНР, среди них можно отметить - Временные меры по управлению рассмотрением и утверждением зарубежных инвестиционных проектов 2004 года, Антимонопольный закон КНР 2007 года , Закон КНР о компаниях , Закон КНР о подоходном налоге с предприятий с участием иностранного капитала и иностранных предприятий . Рассматривая данные законы, можно прийти к выводу о том, что в данный период прослеживаются тенденции к разделению иностранных компаний и отечественных. Инвестиционный процесс жестко регулировался - каждый инвестиционный проект должен был получить одобрение нескольких государственных органов, предъявлялись жёсткие меры к регистрации предприятия и т.д. В данный период к иностранным предприятиям применялся сниженный подоходный налог и различные льготы (налоговые каникулы, льготные цены на землю и т.д.). Отраслевое регулирование прямых иностранных инвестиций осуществлялось с помощью Каталога-руководства по иностранным инвестициям , который делил отрасли на поощряемые ( применяются различного вида льготы), ограниченные и запрещенные. Основные цели Каталога - привлечение передовых технологий и развитие менее экономических развитых регионов с помощью поощряемых позиций, поддержка отечественных компаний, регулирование рынка, защита политически важных отраслей с помощью ограниваемых и запрещенных позиций. В рассматриваемый период Каталог старался регулировать промышленность - именно в промышленности наибольшее количество поощряемых, ограничиваемых и запрещенных позиций.
Соответственно, данный период носит ярко выраженные черты плановой экономики, а задачами инвестиционной политики является больше обеспечение экономического развития, освоение новых технологий, контроль за рынком нежели улучшение инвестиционного климата. Вместо предоставления иностранным инвесторам национального режима государство использует иностранные инвестиции для решения внутренних проблем, ограничивая возможные негативные эффекты. Основные проблемы инвестиционной политики данного периода - наличие большого количество нормативноправовых актов, противоречие различных законодательных актов, отсутствие транспарентности,
Второй этап - с 2013 по 2020. Третий пленум Центрального Комитета Коммунистической Партии Китая 18-го созыва дал толчок новым реформам. В 2013 году начала действовать Шанхайская зона свободной торговли, в которой стали апробироваться различного рода законы, в том числе в сфере инвестиций. В результате многие идеи были приняты на национальном уровне - так, например, Закон «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного капитала», Закон «О предприятиях иностранного капитала», Закон «О совместных кооперационных предприятиях китайского и иностранного капитала» были изменены в 2016 году (последний закон был изменен в 2017 году). Основное новшество заключается в упрощение процедуры регистрации предприятия, в 2013 был также изменен закон «О компаниях» , был снижен порог для учреждения компании. В 2015 году был опубликован проект Закона «Об иностранных инвестициях», а сам Закон вступил в силу в 2020 году. По сравнению с предыдущими законами, цель данного закона заключается в улучшение инвестиционного климата - в законе рассматриваются такие важные проблемы как принуждение к передаче технологий, защита интеллектуальной собственности, злоупотребление властью на местах, разрешение споров, справедливая конкуренция между китайскими и иностранными компаниями, также произошла унификация инвестиционного законодательства. Стал применяться контроль за деятельность предприятиями постфактум в виде передачи информационный отчетности. Также была введена система контроля безопасности. Тем не менее, главная проблема данного закона заключается в имплементации его положений - закон не создает четкого механизма, а только прокламирует его создание. Отраслевое законодательство, представленное Каталогом, также демонстрирует изменение своего характера - новой целью Каталога стало улучшение инвестиционной среды - резко сократилось количество ограничиваемых секторов, а по количеству запрещенных позиций искусство, спорт и индустрии развлечений обогнали производство. Также Каталог перестал вмешиваться в рынок - больше не ограничиваются или запрещаются отрасли, в которых доминируют иностранные предприятия, имеются избыточные мощности. С 2018 отраслевая политика перешла к системе негативных списков - стали издаваться два негативных листа (один для иностранных инвесторов - в ограничиваемых и запрещенных отраслях используется процесс рассмотрения инвестиционных проектов, в остальных случаях применяется национальный режим), другой негативный лист ограничивает или запрещает доступ в те или иные отрасли как для отечественных инвесторов, так и для иностранных. С 2019 начал издаваться Каталог отраслей, поощряемых иностранными инвестициями.
Данный период характеризуется сменой цели инвестиционной политики КНР - инвестиционная политика стала делать акцент на привлечение иностранных инвестиций и улучшение инвестиционного климата. Характерной чертой является переход от инвестиционной политики с плановым характером экономики к инвестиционной политики рыночной экономики - иностранным инвесторам стал предоставляться национальный режим, в отраслевой политике государство предоставило большую свободу рынку. Тем не менее, существуют многие вопросы, которые ещё предстоит решить - выработать реальные механизмы для соблюдения Закона «иностранных инвестициях», а также реформировать систему негативных списков, сделав её более прозрачной.
Учитывая политические процессы, которые происходят сегодня, представляется маловероятным открытие для иностранных инвестиций чувствительных в политическом плане отраслей - образование, СМИ, новости и т.д, тем не менее, цели инвестиционной политики КНР, скорее всего, все также будут сосредоточены на улучшение инвестиционного климата.



1. Закон Китайской Народной Республики «Об иностранных инвестициях» // Chinawidow. - URL: http://chinawindow.ru/china/legal-information-china/zakon-kitajskoj- narodnoj-respubliki-ob-inostrannyh-investitsiyah/ (дата обращения: 14.06.2022).
2. Закон КНР «О предприятиях иностранного капитала» (в редакции 2016 г.) //
Chinalaw.Center. - URL:
https://chinalaw.center/business_law/china_foreign_investment_enterprise_law_revised_2016_r ussian/ (дата обращения: 14.06.2022).
3. Закон КНР «О совместных кооперационных предприятиях китайского и
иностранного капитала» (в редакции 2017 г.) // Chinalaw.Center. - URL:
https://chinalaw.center/business_law/china_sino- foreign_cooperation_enterprise_law_revised_2017_russian/ (дата обращения: 14.06.2022).
4. Закон КНР «О совместных паевых предприятиях китайского и иностранного
капитала» (в редакции 2016 г.) // Chinalaw.Center. - URL:
https://chinalaw.center/business_law/china_sino- foreign_joint_equity_enterprise_law_revised_2016_russian/ (дата обращения: 14.06.2022).
5. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1005.
6. Статистика внешнего сектора // Банк России. - URL: https://www.sohu.com/ (дата обращения: 14.06.2022).
На английском языке:
1. 16 advantages and disadvantages of foreign direct investment // ResearchFDI: Investment Attraction Agency. - URL: https://researchfdi.com/foreign- direct-investment-advantages-disadvantages/ (access date: 13.06.2022).
2. 2002 Report To Congress On China’s WTO Compliance // United States
Trade Representative. - 2002. - 388 p. URL:
https://china.usc.edu/sites/default/files/article/attachments/2002-report-chinas-wto- compliance.pdf (date of access: 14.06.2022).
3. 2005 Report To Congress On China’s WTO Compliance // United States Trade
Representative. - 2005. - 92 p. - URL:
https://china.usc.edu/sites/default/files/article/attachments/2005%20China%20Report%20to%20 Congress.pdf (access date: 14.06.2022).
4. 2008 Report To Congress On China’s WTO Compliance // United States Trade
Representative. - 2008. - 98 p. - URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/asset_upload_file192_15258.pdf (access date: 14.06.2022).
5. 2009 Investment Climate Statement - China // Bureau of Economic and Business Affairs. - 2009. - URL:https://2009-2017.state.gov/e/eb/rls/othr/ics/2009/120870.htm (access date: 13.06.2022).
6. 2018 Report to Congress On China’s WTO Compliance // United States Trade Representative. - 2018. - p 175. - URL: https://ustr.gov/sites/default/files/2018-USTR-Report- to-Congress-on-China%27s-WTO-Compliance.pdf (access date: 14.06.2022).
7. 2019 Report to Congress On China’s WTO Compliance // Unit ed States Trade
Representative. - 2019. - P 128. - URL:
https://ustr.gov/sites/default/files/2019_Report_on_China%E2%80%99s_WTO_Compliance.pdf (access date: 14.06.2022).
8. 2021 Investment Climate Statements: China // Bureau of Economic and Business Affairs. 2021. - URL: https://www.state.gov/reports/2021-investment-climate-statements/china/ (access date: 14.06.2022).
9. Antitrust-China-2019-Review // Fangda Partners. - 2019. - 31 p. - URL: https://www.fangdalaw.com/wp-content/uploads/2020/04/Antitrust-China-2019-Review.pdf (access date: 13.06.2022).
...150


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ