Исследование типов высшей нервной деятельности (ВНД) при помощи теста Айзенка у спортсменов, занимающихся баскетболом (Национальный Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Здоровья)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 7 профессиональных спортсменов.
Введение. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПОВ ВНД ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА АЙЗЕНКА У СПОРТСМЕНОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ ВНД 5
1.1 Теоретические аспекты изучения типов ВНД 5
1.2 Применение Теста Айзенка в физиологии12
1.3 Применение теста Айзенка в спорте. 15
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ17
2.1 Характеристика контингента 17
2.1 Методы исследования 17
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
3.1 Определение типа ВНД у профессиональных спортсменов 18
3.2 Определение типа ВНД у спортсменов любителей 19
3.3 Сравнение типов ВНД у профессиональных спортсменов и спортсменов-любителей, занимающихся баскетболом 20
ВЫВОДЫ 23
Список литературы 26
Экстраверсия и нейротизм являются двумя ключевыми аспектами личности, изучаемыми в психологии и физиологии. Эти понятия были впервые предложены Гансом Айзенком, который разработал трехфакторную модель личности, включающую также психотизм. Экстраверсия характеризуется открытостью, общительностью и стремлением к социальному взаимодействию, тогда как нейротизм отражает уровень эмоциональной нестабильности и склонность к тревожности (Смирнов, В. М., С. М. Будылина — 2004).
В данной работе мы рассмотрим физиологические основы этих черт личности. Особое внимание будет уделено исследованиям, связывающим экстраверсию и нейротизм с различными физиологическими процессами и состояниями организма. Так же рассмотрим влияние физической культуры и спорта на эти показатели. Понимание этих связей поможет глубже осознать природу человеческой личности и разработать эффективные методы диагностики и коррекции поведенческих расстройств (Русалов, В. М. — 2012).
Цель исследования: определить индивидуальные особенности адаптации с учетом типа ВНД
Объект исследования: процессы изменения типов высшей нервной деятельности (ВНД) под влиянием регулярных и интенсивных занятий баскетболом среди подростков.
Предмет исследования: психофизиологические особенности высшей нервной деятельности спортсменов, занимающихся баскетболом, и её изменение вследствие систематической спортивной тренировки.
Задачи исследования:
1. Исследовать показатели экстраверсии и нейротизма по тесту Айзенка у занимающихся баскетболом на профессиональном уровне.
2. Исследовать показатели экстраверсии и нейротизма по тесту Айзенка у занимающихся баскетболом на этапе начального обучения.
3. Сравнить показатели экстраверсии и нейротизма у спортсменов занимающихся баскетболом на начальном и профессиональном уровне.
Гипотеза исследования: предполагается, что проведенное тестирование выявит как меняется тип высшей нервной деятельности в зависимости от спортивного стажа в баскетболе.
1. В результате проведённого исследования по методике Г. Айзенка установлено, что профессиональные спортсмены, занимающиеся баскетболом, в среднем характеризуются высоким уровнем экстраверсии (X̄ = 13,7) и умеренным уровнем нейротизма (X̄ = 9,7). Анализ типологических особенностей показал, что преобладающим типом высшей нервной деятельности является сангвинический (57 %), что отражает такие качества, как активность, эмоциональная уравновешенность, коммуникабельность и быстрая адаптация к изменяющимся условиям.
Холерический тип, выявленный у 29 % испытуемых, свидетельствует о наличии у части спортсменов высокой эмоциональной возбудимости, стремления к доминированию и выраженной мотивации к достижению результата. Полученные значения по шкале лжи (X̄ = 3,4) не превышают допустимых норм, что позволяет считать данные опроса достоверными.
Таким образом, профессиональные баскетболисты обладают психологическими характеристиками, соответствующими требованиям командных видов спорта: высокой экстравертированностью, эмоциональной устойчивостью и склонностью к продуктивному межличностному взаимодействию в условиях напряжённой игровой деятельности.
2. Проведённое исследование по методике Г. Айзенка среди спортсменов, занимающихся баскетболом на начальном уровне, позволило определить средние значения по ключевым психологическим шкалам. Средний уровень экстраверсии составил 13 баллов, что свидетельствует об умеренной степени выраженности открытости, активности и направленности на внешнее взаимодействие. Средний показатель по шкале нейротизма составил 9 баллов, что указывает на средний уровень эмоциональной нестабильности и возможную чувствительность к стрессовым ситуациям.
Анализ типологических особенностей показал, что преобладающим типом высшей нервной деятельности является сангвинический (43 %), что отражает активность, уравновешенность и способность к адаптации. Холерический тип выявлен у 29 % испытуемых, что может указывать на склонность к импульсивным реакциям и высокой эмоциональной возбудимости. Флегматический тип (также 29 %) свидетельствует о наличии у части испытуемых устойчивости, сдержанности и замедленного темпа реагирования.
Показатель по шкале лжи (X̄ = 2,57) находится в пределах допустимой нормы, что позволяет считать полученные результаты достоверными. Выявленные статистические показатели разброса (Qx = 4,07; mx = 1,54) указывают на наличие индивидуальных различий, что характерно для неоднородной по опыту и возрасту выборки.
Таким образом, начинающие баскетболисты обладают разнообразными личностными характеристиками, при этом большинство из них демонстрируют черты, благоприятные для развития в командных видах спорта, включая эмоциональную уравновешенность, коммуникативность и адаптивность.
3.В ходе сравнительного анализа психофизиологических показателей экстраверсии и нейротизма по методике Г. Айзенка у баскетболистов разного уровня подготовки было установлено, что существенных статистических различий между профессиональными спортсменами и спортсменами-любителями не выявлено (при уровне значимости p > 0,05 по всем шкалам).
Средний уровень экстраверсии у профессиональных спортсменов составил 13,7±0,7, а у спортсменов-любителей — 13±1,54. По шкале нейротизма профессиональные спортсмены имели значение 9,7±1,82, а любители — 9±1,54. Показатели по шкале лжи также не показали достоверных различий (3,4±0,56 у профессионалов и 2,57±0,7 у любителей). Значения t-критерия Стьюдента по всем параметрам (t = 0,41; 0,29; 0,79 соответственно) не превышают порог достоверности.
Таким образом, можно заключить, что уровень спортивной квалификации не оказывает выраженного влияния на проявления экстраверсии и нейротизма у баскетболистов. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что данные личностные черты в большей степени определяются индивидуально-типологическими особенностями спортсменов, чем уровнем их спортивной подготовки.
1. Анохин, П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1968. — 405 с.
2. Айзенк, Г. Ю. Структура личности и измерение темперамента / Г. Ю. Айзенк. — М. : Прогресс, 1997. — 384 с.
3. Батуев, А. С. Введение в физиологию сенсорных систем / А. С. Батуев, Г. А. Куликов. — М. : Наука, 1983. — 135 с.
4. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. — 480 с.
5. Дембо, А. Г. Практические занятия по врачебному контролю : учебное пособие / А. Г. Дембо. — М. : Физкультура и спорт, 1970. — 34 с.
6. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2010. — 352 с.
7. Казанцева, Н. В. Связь черт личности и эмоциональной устойчивости с активностью нейрофизиологических структур головного мозга / Н. В. Казанцева, С. В. Смирнова, Е. Н. Журавлева // Вестник ТГУ. — 2020. — № 25(2). — С. 122–130.
8. Котляр, Б. И. Физиология центральной нервной системы / Б. И. Котляр, В. В. Шульговский. — М. : Мир, 1979. — 255 с.
9. Михайлова, Н. Ю. Психофизиологическая диагностика в спорте / Н. Ю. Михайлова, Е. Н. Романова. — СПб. : Питер, 2012. — 272 с.
10. Небылицын, В. Д. Психофизиологические исследования индивидуально-типологических свойств человека / В. Д. Небылицын. — М. : Наука, 1972. — 456 с.
11. Павлова, Е. А. Влияние нейротизма на адаптационные процессы у спортсменов высокой квалификации / Е. А. Павлова, Д. Н. Исаев // Теория и практика физической культуры. — 2020. — № 9. — С. 38–42.
12. Рохлов, В. С. Практикум по анатомии и физиологии человека : учебное пособие / В. С. Рохлов, В. И. Сивоглазов. — М. : Изд. центр Академия, 1999. — 160 с.
13. Русалов, В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека / В. М. Русалов // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. — С. 19–32.
14. Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность / В. М. Смирнов, С. М. Будылина. — М. : Академия, 2004. — 304 с.
15. Соколов, Е. Н. Физиология высшей нервной деятельности. Взаимодействие первой и второй сигнальной систем / Е. Н. Соколов. — М. : Наука, 1981. — 70 с.
16. Сопов, В. Ф. Психическая регуляция и биоритмы в спорте высших достижений / В. Ф. Сопов // Журнал спортивного психолога. Спец. вып. — М. : РГУФК, 2003. — Май. — С. 66–76.
17. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. — М. : Академический проект, 2005. — 128 с.
18. Сопов, В. Ф. Психологическая подготовка к достижению максимального спортивного результата / В. Ф. Сопов. — Самара : СГПУ, 1999. — 150 с.
19. Стреляу, Я. В. Роль темперамента в психическом развитии / Я. В. Стреляу ; под общ. ред. И. В. Роевич. — М. : Прогресс, 2012. — 280 с.
20. Уманский, Л. И. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Л. И. Уманский. — М. : Советский спорт, 2005. — 254 с.
21. Чернов, А. Л. Использование опросника Г. Айзенка для оценки психофизиологического состояния студентов в условиях учебного стресса / А. Л. Чернов, В. А. Жданов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. — 2019. — Т. 12, № 2. — С. 67–75.