Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКА ЗВУЧАНИЯ В РАССКАЗАХ К. Г. ПАУСТОВСКОГО (НА МАТЕРИАЛЕ СБОРНИКА «МЕЩЕРСКАЯ СТОРОНА»)

Работа №188785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2024
Стоимость4480 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛЕКСИКА ЗВУЧАНИЯ КАК ЛЕКСИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.1 Лексика. Системные отношения в лексической системе языка.
Лексико-семантическая группа. Лексико-семантическое поле 5
1.2 Лексико-семантическое поле «звук». Организация лексико
семантического поля «звук» в современном русском языке 7
1.3 Лексика звучания как тематическая группа 13
1.4 Функции лексики звучания в художественном тексте 19
ГЛАВА 2. ЛЕКСИКА ЗВУЧАНИЯ В РАССКАЗАХ К.Г.
ПАУСТОВСКОГО 22
2.1 Классификация лексем по источнику звука 23
2.2 Классификация лексем по качеству звука 30
2.3 Классификация лексики звучания по частям речи 31
2.4 Стилистическая функция единиц звучания в рассказах К.Г.
Паустовского о природе 33


Современная лингвистика имеет неослабевающий интерес к изучению системных связей лексики. Одним из плодотворных путей изучения лексической системы языка является характеристика лексико-семантических групп слов. Лексико-семантические группы слов рассматриваются как сложные явления, на которые оказывают влияние языковые и неязыковые факторы [39].
Актуальность исследования обусловлена тем, что, хотя лексикосемантическое «Звук» в русском языке уже являлось темой исследовательских работ [10, 18, 24, 40], описание его своеобразия в произведениях классиков русской литературы необходимо для полного раскрытия художественного замысла автора. Лексика звучания в рассказах К.Г. Паустовского представляет интерес в плане раскрытия семантического потенциала лексикосемантического поля «Звук» русского языка, актуализации проблем полисемии, компонентного анализа, стилистики и лексикологии.
Цель работы - описание функций лексики звучания в рассказах К.Г. Паустовского о природе.
Задачи работы:
1. прочитать сборник рассказов и выяснить значения отдельных лексических единиц;
2. определить теоретические понятий, которые используются в работе, предварительно сделав реферат научной литературы;
3. осуществить поиск лексических единиц, обозначающих звуки, и описание лексико-семантических групп, описывающих звучание и его
особенности;
4. классифицировать лексемы, входящие в лексико-семантические группы, относящиеся к феномену звучания;
5. определить стилистическую функцию выделенных единиц в художественном тексте рассказов о природе.
Объект исследования - особенности идиостиля К.Г. Паустовского.
Предмет исследования - лексические единицы, относящиеся к звучанию, и их стилистическая функция.
Методы исследования: метод лингвистического описания, методы анализа дефиниций, компонентного и контекстного анализа, прием направленной выборки материала.
Материалом исследования выступили рассказы К.Г. Паустовского, посвященные описанию природы. Это сборник «Мещерская сторона», сыгравший особую роль в становлении писателя: «Примерно в это время я «открыл» для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю - Мещеру. Открыл я ее случайно, рассматривая клочок карты, - в него мне завернули в соседнем гастрономе пачку чая. На этой карте было все, что привлекало меня еще с детства, - глухие леса, озера, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы.» [31]. Для дополнительных подсчетов нами были использованы рассказы, помещенные после сборника «Мещерская сторона» в издании Паустовский К.Г. Мещерская сторона. М.: Детская литература. 2015 г. - 448 с.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования мы изучали лексику звучания, которая встречается в произведениях Константина Георгиевича Паустовского, посвящённых природным явлениям. Наша работа является частью изучения лексического состава русского языка и стилистики художественных текстов.
Мы рассматривали лексику звучания с двух точек зрения: структурносемантической и функционально-стилистической. На первом этапе мы анализировали семантическое поле звучания в одном из произведений автора. Исследование показало, что в это поле входит более ста лексических единиц, содержащих сему «звук». Эти единицы можно классифицировать по различным критериям: часть речи, источник звука, громкость звука.
Затем в работе объясняется, для каких целей используются слова из лексико-семантического поля «Звук» и какое значение они имеют для реализации авторского замысла. Через лексику звучания в произведениях о природе передаётся значительная часть образности. Таким образом формируется образ различных состояний природы и сопутствующих им явлений, наблюдаемых человеком, находящимся рядом с природой или совершающим путешествие.
Изученные приёмы художественной выразительности основаны на специфике использования слов. После анализа употребления лексики звучания мы смогли получить представление об особенностях художественного стиля К. Г. Паустовского. Тем не менее, чтобы полностью раскрыть роль звуков в прозе К. Г. Паустовского, требуется провести сплошной анализ всех его произведений различных жанров. Перспективным представляется более детальное изучение лексики звучания и её роли в индивидуальном стиле писателя на основе других его произведений. Это даст возможность глубже понять особенности использования автором языковых средств для воплощения своего творческого замысла.
К. Г. Паустовский — известный русский писатель, обладающий ярким и образным русским языком. В произведениях о природе звуковой фон, который создаётся разнообразными лексемами, описывающими широкий спектр естественных и искусственных звуков, погружает читателя в атмосферу русской природы.



1. Аваков, С. А. Звукоподражательные слова русского языка в сравнении с английским и немецким: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 2007. - 22 с.
2. Аверинцев, С. Вода // Большой толковый словарь по культурологии. -
2003 - [Электронный ресурс]. URL:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1419/%D0%92%D0%BE%D0 %B4%D0%B0 (дата обращения 21.05.2024)
3. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 282 с.
4. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.
5. Брагарник-Станкевич, О. С. Глаголы звучания в бестиальной глагольной лексике русского языка // Восточно-Европейский научный журнал. - 2016. - Т. 8, № 3. - С. 23-25.
6. Вакула, Е. А. Языковые и речевые экспрессивные фонетические средства, их эмотемный анализ и количественный подход // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». - №2. - М., 2011. - С.122-125.
7. Васильев, Л. М. Семантика русского глагола. Глаголы речи, звучания и поведения: учебное пособие. - Башкирский гос. 52 ун-т им. 40-летия Октября - Уфа, 1981.
8. Вершинина, М. Г. Экспликация фоносферы в русской фоносемантической звуковой картине мира : специальность 10.02.01 «Русский язык» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Пермь, 2013. - 259 с.
9. Воронин, С. В. Основы фоносемантики. - Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1982. - 248 с.
10. Гао, Ф. Лексика звучания в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучие
половицы».: выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 45.03.01 - Филология / Гао, Фэн - Томск: [б.и.], 2019. - [Электронный ресурс]. URL:
https://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vital:8824
11. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис Пресс Рольф, 2001. - 448 с.
12. Ежова, Е. Н. Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Э. Мандельштама: автореф. дисс. ... канд. филолог. Наук. - Ставрополь, 1999. - 21 с.
13. Журавлев, А. П. Звук и смысл. Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1991.
14.Зализняк, А. Языковая картина мира. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/YAZIKOV AYA_KARTINA_MIRA.html (дата обращения 19.04.2024)
15. Казарина, В. И. К вопросу о семантике глаголов звука, издаваемого неживым предметом // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - Т. 14. - №. 2. - С. 49-59...41



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ