Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕНТИЧНОСТЬ РЮКЮСЦЕВ В КОНТЕКСТЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ

Работа №188763

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4570 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Превращение Рюкю в префектуру Окинава в составе Японии
1.1. Происхождение и основные черты культуры рюкюсцев 10
1.2. Традиционная государственность рюкюсцев 16
1.3. Включение островов Рюкю в состав Японии 19
2 Политика Японии по отношению к Окинаве в первой половине ХХ в.
2.1. Окинава во Второй мировой войне 25
2.2. Американская администрация на Окинаве 33
3 «Окинавская проблема» вторая пол. XX- начало XXI вв.
3.1. Основные направления национальной политики Японии на Окинаве 38
3.2. Военные базы США на Окинаве 39
3.3. Обострение «Проблемы Окинавы» и усиление идентичности рюкюсцев 41
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 48
Приложение А 53
Приложение Б 54
Приложение В 57

Актуальность исследования идентичности рюкюсцев по большей мере объясняется следующими основными факторами.
Япония — это страна, которая традиционно причисляется к одним из самых гомогенных государств мира, где 98% населения являются японцами и говорят на японском языке. Долгое время токийское правительство активно продвигало эту идею, в итоге получившую широкое распространение в среде японских ученых. Однако с преобразованием Японии в более открытую страну, идея моноэтничности встретилась с некоторыми несоответствиями и перестала быть единственно верной.
Так, например, Хидэо Накано, директор Международного института изучения Японии при университете Хосэй считает: «То, что мы сегодня именуем «Япония» и «японцы», является просто пространством и населением в рамках границ, управляемых современным японским государством. С годами, по мере изменения масштабов и силы японского государства, различные неяпонские этнические группы были включены в состав «Японии» и превращены в «японцев» . На одну из таких этнических групп, освещенных на наш взгляд недостаточно в отечественной и зарубежной науке, мы и обратим свое пристальное внимание.
Рюкюсцы (окинавцы) - это основное население архипелага Рюкю (Приложение А; рис.1), простирающегося от южной оконечности о. Кюсю до о. Тайвань.
Актуальность исследования, во-первых, обуславливается тем, что все страны являются многонациональными, в том числе Япония, в составе, которой, как мы выяснили есть южные (рюкюсцы) и северные (айны) аборигены. Это выводит данную проблему в общенаучную область. Соответственно возникает актуальная проблема формулирования национальной политики по отношению к национальным меньшинствам. Таким образом, на примере Японии нам представляется возможность рассмотреть, каким образом формируется национальная политика государства и какое влияние она оказывает на этническое самосознание нацменьшинств.
Во-вторых, этническое самосознание находится в процессе эволюции. Этнос, попадая под влияние различных факторов политических, экономических и т.д. развивается. И эти постоянные изменения самосознания мы рассмотрим на примере идентичности рюкюсцев. Как под влиянием политики Японии и США происходила трансформация этнического самосознания рюкюсцев?
В-третьих, актуальность исходит из мировой тенденции усиления внимания к проблеме глобализации. Процесс размывания этнического самосознания, сглаживания культурных различий вызывает ответную реакцию, направленную на сохранение этих особенностей, возрождение идентичности. Именно факт того, что рюкюсцы выступают против военных американских баз, является показателем актуализации идентичности рюкюсцев в обществе и знаменует новый виток борьбы за национальное самоопределение.
В контексте этой работы хотелось бы выявить специфику культуры и общества рюкюсцев, определить существовала ли у них своя идентичность до вхождения в состав Японии. Проследить взаимосвязь того, как этнически идентифицировали окинавцев Японские власти и власти США, и как это влияло на проводимую ими политику. А также как «окинавский вопрос» запустил новый этап в истории идентичности рюкюсцев.
Степень изученности темы.
Специальных исследований, обобщенных работ, которые были бы посвящены идентичности рюкюсцев в контексте внутренней и внешней политики Японии в отечественной науке нет.
Так как темы, касающиеся народов Японии, зачастую затрагивают преимущественно айнов. Существует огромное количество источников, раскрывающих данную тему. Научных работ по рюкюскому этносу гораздо меньше, однако они есть. Таким образом в решении поставленной проблемы помогли работы, посвящённые этногенезу, анализу языка, традиционной культуре, историко-этнографических очерки, а также специальные работы о политике, экономике, современном положении префектуры в составе Японии и проблеме присутствия американских баз на территории Окинавы.
Всю литературу по интересующей нас проблематике можно объединить в три тематических блока. Во-первых, литература, посвященная проблемам этногенеза, ранней история и традиционной культуре рюкюсцев. В этом аспекте был рассмотрен фундаментальный труд М.Г. Левина «Этническая антропология Японии» , помогающий разобраться в некоторых проблемах этногенеза рюкюсцев, где автором особенно подчеркивается уникальный тип населения архипелага Рюкю.
Проблема этнической принадлежности населения о-вов Рюкю нашла отражение в исследованиях Ж. М. Баженовой «Этногенез и этническая история рюкюсцев» и «Страницы истории рюкюского народа». Важными были выводы о результатах проведенных генетических исследованиях знаменитых японских (Иха Фую) и отечественных (А.Г. Козинцев) ученых.
Для более полного понимания языковых аспектов вопроса, была привлечена работа С.А. Быковой. Автор отмечает совпадение некоторых элементов грамматики, лексики и фонетики рюкюского языка с японским, делая вывод о принадлежности к их единому праязыку. При этом подчеркивая, что рюкюский язык родственный японскому языку, но при этом является скорее самостоятельным языком, нежели диалектом.
Монография «История королевства Рюкю (с древнейших времен и до его ликвидации)» под авторством Е.В. Пустовойта помогла вникнуть в основные процессы и исторические аспекты, касающиеся данной темы. Что касаемо культурных особенностей, то основную краткую характеристику мы можем получить из этнографических очерков в том числе Н.Н. Чебоксарова .
В целом, отечественных материалов для выполнения цели квалификационной работы оказалось недостаточно. Более полно и широко история генезиса, истории и традиционной культуры жителей Рюкюского архипелага отражены в трудах зарубежных учёных. Особое место занимает монография Джорджа Керра «Окинава. История островного народа» , содержащая огромную базу фактического материала.
Работы, освещающие политику Японии по отношению к коренному населению островов Рюкю, объединены во втором блоке. Особый интерес в контексте данной темы представляют работы, посвященные этническим процессам после аннексии Рюкю Японской империей. Специфика ассимиляционной политики Японии, отношение окинавцев к проводимым японским правительством реформам, проблемы государственной и социальной дискриминации окинавцев освещаются в трудах Стива Рэбсона , Хига Микио 9 _
и других ученых.
Третий блок литературы посвящен проблемам американского присутствия на островах Рюкю.
Обращаясь к проблеме военных баз США в Японии, можно найти множество работ, посвящённых данной теме, работ же, раскрывающих положение народа Окинавы во время войны, в период оккупации и в наши дни не так много.
Основой для написания соответствующей главы данной работы стали следующие труды - исследования кандидата исторических наук Ж.М. Баженовой. В статье «Окинава в начальный период американской оккупации (1945 - 1952гг.)» рассматриваются
особенности начального периода американской оккупации, установленной на Рюкюском архипелаге в 1945 году. Благодаря работе «Битва за Окинаву и проблемы идентичности окинавцев » я углубилась в понимание логики японского правительства относительно Окинавы и представила неприглядную правду этой войны.
Политика американских оккупационных властей, масштабное Движение за возвращение Японии, развернувшееся на островах под эгидой представлений об Окинаве как неотъемлемой части Японии, было представлено в работах Майкла Моласки и многих других авторов.
Также работа «Japanese Reflections on World War II and the American Occupation» под авторством Эдгара Портера и Ран Ин Портер, построенная на рассказах личных историй тех, кто пережил войну и оккупацию в Японии с начала 1930-х до середины 1950-х годов представила нам точку зрения очевидцев.
Проблемам окинавской идентичности на современном этапе посвящены работы Кодзи Тайра, Мэтью Аллена , Лауры Хэйн и Марка Сэлдена.
Таким образом, имеющаяся научная литература позволяет решить все поставленные задачи исследования.
Объектом данной исследовательской работы является внутренняя и внешняя политика Японии.
Предметом - идентичность рюкюсцев.
Целью моей выпускной квалификационной работы является выявить влияние внешней и внутренней политики Японии на формирование идентичности рюкюсцев. Поэтому я выделила для себя следующие задачи, как основополагающие для написания данной работы:
1. Охарактеризовать традиционное Рюкюское государство к моменту вхождения в состав Японии.
2. Изучить ассимиляционную политику Японского правительства.
3. Ознакомиться с положением рюкюсцев во время второй мировой войны.
4. Рассмотреть политику оккупационной администрации по отношению к рюкюсцам.
5. Проследить процесс трансформации идентичности рюкюсцев.
Методология и методы исследования.
В основе исследования лежит принцип историзма в понимании диалектики этнокультурных процессов, когда все явления рассматриваются в тесной взаимосвязи. А также цивилизационный подход, в рамках которого мы воспринимаем культурные явления, как уникальные, имеющие свои закономерности и особенности.
При определении методологических подходов исследования мы опирались также на важнейшие положения отечественных исследователей (Бромлей Ю.В., Итс Р.Ф и др.) в области этнографии. За методологическую основу также взята концепция идентичности.
Наибольшее распространение в отечественной этнологии получило представление об этносе, сформулированное Ю.В. Бромлеем: этнос - социальная группа,
характеризующаяся собственно этническими свойствами (язык, культура, самосознание, скрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, государственно- правовых. Данное определение было дополнено введением термина «идентичность», который тождественен традиционному признаку этноса - этнического самосознание.
Ю.В. Бромлей выделяет два вида этносоциальных процессов, которые дифференцируются в зависимости от последствий, происходящих с этносом в результате каких-либо изменений. Результатом первого вида этносоциальных процессов выступает изменение этнического самосознания у представителей данного этноса. Такие процессы ученый определяет, как этнотрансформационные, так как они связаны с переходом из одного этнического состояния в другое. Второй вид - этноэволюционные процессы, выражающиеся в значительном изменении любого из основных параметров этноса, но не ведущие непосредственно к изменению этнического самосознания. Основным содержанием подобных этнических процессов является изменение культурной специфики этнических общностей.
Опираясь на эти научные положения, можно считать, что рюкюсцы как этнос окончательно сложились в период гусуку (XII—XV вв. н.э.), когда на архипелаге Рюкю сформировалось единое экономическое, культурное и политическое пространство. Все последующие изменения этнической идентичности рассматриваются в рамках этнической истории рюкюсцев.
В ходе исследования применялись общенаучные методы: сбор, анализ, описание и синтез. А также специальные, к которым относятся - сравнительно-исторический метод, который я использовала для сравнения меняющегося самосознания рюкюсцев на разных этапах развития для определения специфических черт и историко-генетический метод, позволившей установить условия и факторы формирования идентичности рюкюсцев.
Хронологические рамки исследования включают в себя три исторических периода Окинавы -существование Рюкюского гос-ва (XV- XIX). Японский период (1879- 1945г.г.) и послевоенный период (1945г.- начало XXI.) с целью выявить отношение правительства Японии к населению о-вов Рюкю через анализ внутренней и внешней политики Японии. По вопросам этногенеза рюкюсцев привлекаются сведения, относящиеся к середине 3 тыс. до н.э., когда этот процесс начался, а также используются исследования по периоду гусуку (XII—XV вв. н.э.), к которому относится процесс завершения этого процесса.
Источниковая база представлена письменными источниками. Это, прежде всего материалы личного происхождения - дневники и заметки ученых, путешественников, писателей и журналистов, побывавших на архипелаге Рюкю в разные исторические периоды. Так 20-е гг. XX в. советский специалист по естественным наукам П.Ю. Шмидт посетил острова Рюкю и описал различные обычаи его жителей.
Свет на период американской оккупации Окинавы пролил очевидец разворачивающихся событий советский писатель Борис Горбатов . В очерке «Лагерь на Окинаве» описывается положение местных жителей, руины городов, выжженые деревни, лагеря за колючей проволокой. Описано отношение американцев к рюкюсцам.
Особое внимание было направлено на истории из первых рук окинавцев от домохозяек и студентов до рабочих заводов, солдат и пилотов-камикадзе в книге Эдгара Портера и Ран Ин Портер.
Также в качестве источников использовались архивные материалы, опубликованные в монографии Фиша Арнольда «Военное правительство островов Рюкю 1945—1950». Рассекреченные документы военных департаментов армии и флота США, раскрывающие американские цели на оккупированных территориях, меморандумы, директивы, инструкции по вопросам экономики, политики, местного самоуправления на территории островов Рюкю.
Статистические источники. Используется статистический опрос 2005 года, проведенный на базе Университета Рюкю.
При работе над данной темой исследования были использованы периодические издания. Новостные японские порталы The Asahi Shimbun , местные Окинавские издания The Okinawa Times и американские новостные сайты The Okinawa Peace Network of Los Angeles , The Guardian .
Использованы визуальные источники. Альбом, посвящённый керамическим и лаковым изделиям Рюкю, составленный Ж.М. Баженовой.
Структура работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении работы, нами сделаны основные выводы исследования. Изначально независимое государство Рюкю активно вело торговлю с странами Восточной и ЮгоВосточной Азии. Перенимало опыт и культурные особенности стран-соседей. Так в период с 1372 г. по 1609 г значительнейшее влияние оказывал Китай, после вторжения клана Сацума в 1609 году начался этап «японской эры» и период двойного вассалитета от Китая и Японии.
Так на протяжении многих столетий небольшое островное королевство впитывало культуру двух великих азиатских держав- Китая и Японии.
В результате процессов ассимиляции на основе местных традиций была создана самобытная рюкюская культура, вобравшая в себя черты других культур и трансформированная с учетом своей уникальной специфики.
В период с XVII - XIX островитяне пережили военное вторжение, социальноэкономическую деградацию, бурный рост интереса к наукам и культуре, потерю своей независимости и присоединение к Японии. Однако можно заявить, что именно в это время происходит культурное становление жителей архипелага Рюкю, идентичности народа, которая сформировала классический тип рюкюской государственности, образования, культуры и мировоззрения островитян, дошедших до наших дней.
Однако, ассимиляционная политика Японского правительства после аннексии Рюкюского государства была губительна для идентичности рюкюсцев. Начиная с периода Мэйдзи (1868-1912 гг.) правительство Японии стремилось политически, идеологически и культурно подчинить префектуру Окинава. Аккультурация происходила преимущественно насильственно, под давлением. Однако имело место и желание ассоциировать себя с нацией, победившей в китайско-японской войне 1894-1895г.г., развивающейся большими темпами страной - с Японией. С другой стороны, окинавцы испытывали дискриминацию, основанную на культурных различиях. Обычаи и традиции рюкюсцев рассматривались жителями материка, как «варварские». Таким образом, рюкюский народ был подвергнут глубокой аккультурации.
Большая часть Окинавы так и осталась малоразвитым и отсталым районом Японии. Политика Японии, как в первые годы присоединения Рюкю, так и в последующие, приводила к экономической и культурной деградации Окинавы.
Особенно это резонирует с процветанием Рюкю во время вассального положения от Китая. Так, заверения японского правительства относительно определения окинавцев, как японцев, опираясь на концепции, выгодные Японии - не были достигнуты.
Наиболее ярко и отчетливо отношение японского правительства проявилось к рюкюсцам во время Второй мировой войны. К войне окинавцы относились, как к шансу заслужить «статус японца», быть равными. Однако Окинава для японского правительства была лишь удобной территорией для ведения боевых действий не на своей основной территории. Окинава разделила судьбу многих пограничных территорий, слишком маленьких и слишком слабых, чтобы ими занимались в мирное время, но оказывающихся в эпицентре внимания в периоды кризисов между мировыми державами. Такие территории не могут избежать пагубного влияния войн и революций соседних стран. И более того, одной из главных причин противоречия между Японией и Окинавой является то, что окинавцы по-прежнему не считаются частью японского народа. И жертвы во время войны за Японию со стороны островитян поменять ситуацию не в силах.
Изначальную стратегию оккупационной администрации США на Окинаве отмечают, как нелогичную и непоследовательную. К середине 1950-х гг. картина изменилась, Окинава приобрела стратегически значимый статус. Отношение к местному населению становилось сравнительно гуманным. Американские власти, в целом, пытались не будоражить публичное мнение и не практиковали грубых методов во взаимоотношениях с местным населением. Однако, осуществлялась жестокая цензура, строго контролировалось общественное мнение. Совершались случаи насилия по отношению к рюкюсцам, в особенности сексуальных действий в отношении женщин. Зафиксированы также случаи убийств. Недовольства населения трансформировалось в историческую обиду и множественную миграцию.
Таким образом, мы можем проследить пластичность идентичности на примере рюкюсцев Окинавы, как она менялась под действием разных политических и экономических факторов. Мы можем сделать вывод о том, что к моменту вступления в состав Японии рюкюский народ обладал идентичностью, однако политика Японии по отношению к нацменьшинствам практически уничтожила уникальную культуру Рюкю. Толчок к новому витку борьбы за свою идентичность и за свободу Рюкю, развернувшуюся в последние годы, дала «Окинавская проблема», которая вновь поставила вопрос перед Японией - кем для нее является население Рюкю.



1. Горбатов Б.М. Человек из сословия «эта». М.: Военное издательство, 1953.
2. Шмидт П.Ю. На островах Лиу-Киу. - Л.: 1929. - 63 с
3. Porter E.A., Porter R.Y. Japanese Reflections on World War II and the American Occupation. Amsterdam University Press, 2017. 256 p.
Архивные источники
4. Agreement Under Article VI of the Treaty of Mutual Cooperation and Security Between Japan
and the United States of America, Regarding Facilities and Areas and the Status of United States Arms Forces in Japan [Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией] // mofa.go.jp - URL:
http://www.mofa.go.jp/mofaj/area/usa/sfa/pdfs/fulltext.pdf (дата обращения: 15.06.2022).
5. Incidentsand Accidents Stemming from the U.S. Military Bases Number of accidents
involving the U.S. military aircraft Crashes. [Инциденты и несчастные случаи, связанные с военными базами США. Количество несчастных случаев, связанных с авиакатастрофами военных самолетов США]// URL: https://dc-office.org/wp-
content/uploads/2018/03/E08.pdf
6. Fisch Arnold G. Military government in the Ryukyu islands 1945—1950. Center of military
history United States Army, Washington. D.C.: 1988.
(https://archive.org/details/militarygovernme00arno/page/112/mode/2up) Статистические источники
7. Окинава дзю:мин но аидентити тё:са [ Опрос жителей Окинавы об идентичности] //FC
2. [Б. м.], 2005. URL: http://questionnaire.blog16.fc2.com/blog-entry-416.html(дата
обращения: 15.06.2022).
Периодические издания
8. Американский морпех признался в изнасиловании японки на Окинаве// РИА Новости [Б. м.], 2016. URL: https://ria.ru/20160527/1439856228.html (дата обращения: 15.06.2022).
9. Okinawa rejects new US military base but Abe vows to push on [Окинава отвергает новую военную базу США, но Абэ обещает настаивать на своём] // The Guardian. [Б. м.], 2019. URL: https://www.theguardian.com/world/2019/feb/24/okinawa-referendum-rejects-new-us- military-base-but-abe-likely-to-press-on (дата обращения: 15.06.2022).
10. People's Rally of October 21, 1995 [Народный митинг 21 октября,1995] // The Okinawa
Peace Network of Los Angeles. [Б. м.], 2005. URL:
http://www.uchinanchu.org/history/1995_rape_incident.htm(gaTa обращения: 15.06.2022).
11. Кити футан ва секандо курасу хэ гуаму то окинава, сабетсу но руидзисеи [Бремя баз для "второго сорта" Гуама и Окинавы, сходство дискриминации] // The Okinawa Times. [Б. м.], 2016. URL: https://www.okinawatimes.co.jp/articles/-/49970
12. Нихон ни оите окинавадзин де ару кото: диасупора кеикен [Быть окинавцем в Японии:
Опыт диаспоры] // The Asia-Pacific Journal. [Б. м.], 2012. URL:
https://apjjf.org/2012/10/12/Steve-Rabson/3720/article.html
13. Окинава дзю:мин но аидентити тё:са [ Опрос жителей Окинавы об идентичности] //FC
2. [Б. м.], 2005. URL: http://questionnaire.Ыog16.fc2.com/Ыog-entry-416.html(дaтa
обращения: 15.06.2022).
14. (Фораму)кися сарон има окинава о кангаэру [(Форум) Пресс-салон Размышления об
нынешней "Окинаве"] // Асахи синбун. [Б. м.], 2021. URL:
https://www.asahi.com/articles/DA3S 15025513.html?iref=pc_ss_date_article (дата
обращения: 15.06.2022).
Визуальные источники
15. Баженова Ж.М. Керамические и лаковые изделия Рюкю. Ceramics and lacquer ware of Ryukyu. URL: http://ihaefe.org/files/presentations/ceramics-and-lacquer-ware-of-ryukyu.pdf
..61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ