Введение 3
1. Творчество Д.С. Мережковского как отражение самосознания культуры 10
Серебряного века 10
1.1. Социокультурные основания мировоззрения творческой элиты Серебряного века 10
1.2. Символистская среда как репрезентант культуры Серебряного века 15
1.3. Духовные искания и творческий путь Д.С. Мережковского 18
2. Восприятие Мережковским культурного наследия: обращение к прошлому и разговор с
вечностью 32
2.1. От рецепции к диалогу 32
2.2. Прочтение античности: тоска об утраченной гармонии 37
2.3. Итальянский Ренессанс: утверждение Богочеловека 42
2.4. Уроки отечественной культуры: поиск духовных истоков 47
Заключение 52
Список использованных источников 55
I. Список литературы 55
II. Интернет-ресурсы 57
Актуальность темы. Серебряный век - это уникальный социокультурный феномен, сформировавшийся в рамках русской культуры конца XIX — начала XX столетия. Переходная эпоха справедливо ассоциируется с небывалым творческим расцветом русской культуры. В кругах русской интеллигенции происходил переход к иному типу культуры, формировалось новое самосознание эпохи его склонность к переосмыслению мироустройства, размыванию устоявшихся понятий, представлений, к пророчествам, катастрофизму, духовному бунтарству. Переосмысление мироустройства деятели Серебряного века видели во всеобъемлющем синтезе, порождавшем интерес к культурам прошлого. По-новому интерпретировались и становились актуальными Древний Восток, Древняя Греция, Средневековье, Возрождение.
Особенности восприятия Серебряным веком культурного наследия прошлого ярко проступают в богатом творческом наследии Дмитрия Сергеевича Мережковского - писателя, мыслителя, публициста, литературного критика. В духовных исканиях этого выдающегося представителя русской интеллигенции рубежа XIX - XX вв. сконцентрировались и явственно отразились многие характерные черты религиознофилософской и этической мысли, настроения, сомнения, интересы, эстетические идеи эпохи. В этом смысле рассмотрение такой репрезентативной фигуры Серебряного века позволяет более глубоко постичь закономерности развития культуры этого периода истории отечественной культуры, интерес к которому сохраняет свою актуальность.
В не меньшей мере актуальность исследования связана с проблемой рецепции культурного наследия, его творческого переосмысления и поиска в нем духовных опор и решений для дальнейшего развития общества и культуры. Особую остроту проблема осознания культурного опыта прошлого обретает в сложные переходные эпохи, какой является и эпоха современная, с ее серьезными вызовами и проблемами. Творческий характер восприятия культурных пластов прошлого русской интеллигенцией Серебряного века перерастает в своеобразный культурный диалог между разными эпохами как субъектами единого мирового культурного пространства. Этот диалог у мыслящего, творческого человека рубежа XIX - XX вв. оказывается погружением не только в другую культуру, но и в самого себя, становится процессом самопознания и духовного становления.
Д.С. Мережковский в своих работах сознательно демонстрирует источники идей и исторические события, которые формировали его собственные представления, вкусы, взгляды, философию, мировоззрение; использовал дневники выдающихся личностей прошлого, к которым часто обращался в своих произведениях, жизнеописания их современников, рассматривал их жизнь, творчество и религиозные взгляды. При этом писатель и философ старался пройти по историческому пути своих спутников, начиная с античности, найти ответы на вопросы, волнующие людей, живших в конце XIX века.
Таким образом, Мережковский, пробуждая интерес к культурному наследию прошлого, создавая культурный диалог между современностью и прошлым, являлся переводчиком смыслов общественного сознания своего времени, и поднимал, таким образом, проблемы, актуальные для рубежа XIX - XX веков. Но также в каждой эпохе он обнаруживал онтологические, вечные вопросы: жажду веры, общность взглядов, борьбу язычества и христианства, противоречия материального и духовного, культуры и цивилизации.
Проблема. Как через рецепцию культурного наследия прошлого в творчестве Мережковского высвечиваются процессы самопознания духовной элиты его времени и диалог культур - Серебряного века и других эпох.
Степень изученности проблемы. В отечественной научной литературе Серебряному веку посвящено немало работ, значительная их часть исследует художественно-эстетический аспект русской культуры конца XIX - начала XX века. Есть авторы, которые стремятся раскрыть понятие культуры Серебряного века исходя из таких ее особенностей, как синтетичность и диалогичность. Здесь следует назвать работы И. А. Азизяна и М.А. Воскресенской, Л.Г. Березовой, И.А. Биккуловой. О роли символисткой среды в формировании мировосприятия рассматриваемой эпохи, кроме ранее перечисленных, пишут такие авторы, как А. Белый, Е. В. Ермилова, И.Г. Минералова.
Мировоззрение же самого Д.С. Мережковского в контексте духовной культуры Серебряного века представлено в работах Н.А. Бердяева, Ю.В. Зобнина, И.А. Ильина, Е.М. Емельянова Все они рассматривают символистские, религиозно-философские взгляды Д.С. Мережковского в контексте литературных, религиозно-философских, духовных поисков в российской культуре конца XIX - начала XX века.
Значительный исследовательский интерес представляют работы, в которых творчество писателя осмыслено в историко-культурном плане. И.В. Кондаков обращается к анализу нравственно-эстетических взглядов писателя и мыслителя как представителя русского Культурного Ренессанса рубежа XIX - XX вв.
Объектом исследования является культура Серебряного века.
Предметом дипломной работы является творческое наследие Д.С.
Мережковского, особенно тот его аспект, который отражает характер обращения писателя к культурам прошлых эпох.
Цель исследования: на основе анализа и интерпретации критических, публицистических и художественных работ Д.С. Мережковского выявить особенности рецепции писателем культурного наследия прошлого и проступающего за ней культурного диалога Серебряного века с другими эпохами, ставшего способом духовного самоопределения русской культуры конца XIX - начала XX в.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить основные социокультурные основания мировоззрения культурной элиты Серебряного века.
2. Проанализировать жизненный и творческий путь Д.С. Мережковского как яркого представителя культуры рубежа XIX - XX веков.
3. Обозначить особенности рецепции культурного наследия прошлого творческой элитой Серебряного века на примере творчества Д.С. Мережковского.
4. Выделить основные культурные пласты и эпохи прошлого, которые вызывали наибольший интерес Мережковского, и нашли отражение в его творчестве.
5. Выявить философско-культурологические основания культурного диалога Серебряного века с другими эпохами.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что через рецепцию культурного наследия прошлого творцами Серебряного века высвечивается особого рода диалогизм культуры рубежа XIX - XX вв., который способствовал самосознанию культуры эпохи.
Методы исследования. Специфика объекта и предмета дипломной работы обусловила обращение к следующим методам исследованиям. Посредством исторического метода были выявлены особенности культуры Серебряного века, как конкретного яркого этапа в истории русской культуры, выявлены основные тенденции духовного развития эпохи, отображена связь между социокультурными факторами и мировоззрением культурной элиты. Использование биографического метода позволило осмыслить культуру рубежа XIX - XX вв. через жизненный путь отдельной выдающейся личности - Д.С. Мережковского, а также реконструировать обстоятельства жизни, результаты деятельности, психологический портрет философа и писателя Серебряного века. Для выявления общих закономерностей обращения Мережковского и вообще культуры Серебряного века к наследию прошлого был применен аналитический метод. Также в дипломной работе был использован компаративный метод, который позволил сопоставить культурные коды Серебряного века и эпох, с которыми он вступает в диалог.
Подходы к осмысливаемому в работе материалу в значительной мере определены методологией культурологического анализа, позволяющей расширить понимание специфики феномена культурного диалога и рецепции наследия прошлого Серебряным веком. Исследование самосознания культуры Серебряного века и рецепции им прошлых эпох базируется на понимании такого феномена, как культур-диалог. Его теория разработана в трудах М.М. Бахтина, B.C. Библера, Ю.М. Лотмана.
Источниковая база исследования. В дипломной работе были использованы разные группы источников.
Первая группа это непосредственно художественные, критические и публицистические труды Д.С. Мережковского. Из критики и публицистики особо выделена статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), являющаяся своеобразным манифестом русских символистов, позволившая проанализировать основные установки сознания интеллигента Серебряного века. Предметом анализа также стала книга «Вечные спутники» (1897) - цикл очерков, литературных портретов писателей разных эпох и стран, позволивший установить к каким эпохам Мережковский проявляет интерес и считает их значимыми для его современников. Также было рассмотрено центральное художественное произведение Мережковского - трилогия «Христос и Антихрист» (1895 - 1905), в которой писатель реконструирует Древний Рим, Италию эпохи Возрождение и Россию времен правления Петра I.
Вторая группа источников - это биографические стихотворения, мемуары, эссе самого Мережковского и его современников, на основе которых были установлены особенности мировоззрения интеллигенции Серебряного века. К данной группе источников относятся дневники Зинаиды Гиппиус, супруги Мережковского, сборник стихотворений одного из значимых поэтов Серебряного века - К.Д. Бальмонта, статья Г. Струве, эссе о творчестве Мережковского философа Н.А. Бердяева, которые позволяют рассмотреть творчество писателя в контексте эпохи.
Научная новизна заключается в том, что творческое наследие Д.С. Мережковского рассмотрено как поле диалога между Серебряным веком и культурами прошлого, в процессе которого происходит самосознание человека эпохи рубежа XIX - XX вв. В работе обозначена культурфилософская рефлексия Мережковского по поводу отдельных исторических эпох, их культуры, что позволило выявить особенности его рецепции культурного наследия.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование творчества Д.С. Мережковского раскрывает общие особенности обращения деятелей Серебряного века к культурному наследию прошлого - это тонкая восприимчивость, глубокое проникновение, умение почувствовать духовные доминанты культуры далекой эпохи и творчески переосмыслить ее опыт.
2. Рецепция культурных пластов прошлого становилась важным фактором духовного поиска и самосознания культурной элиты Серебряного века.
3. Восприятие и творческое переосмысление культурного наследия отдельных былых эпох перерастало в культурный диалог русской элиты Серебряного века с мировой культурой, понимаемой как единое, вбирающее все времена пространство, целостный опыт человечества.
Практическая значимость. Результаты дипломной работы можно использовать в качестве материала для подготовки уроков и лекций по культуре Серебряного века.
Апробация результатов исследования. Основные положения дипломной работы апробировались во время выступлений автора с докладом на международной научнопрактической конференции «Этюды культуры» в апреле 2017 г. в Томском государственном университете.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность, выделяются объект и предмет исследования, обозначаются цель и задачи, приводится характеристика методологической и источниковой базы работы, раскрываются степень изученности проблемы, научная новизна, излагается практическая значимость темы, предоставляются информация об апробации результатов исследования и сведения о структуре бакалаврской работы.
Первая глава посвящена общей характеристике культуры Серебряного века, в частности, раскрываются социокультурные основания мировоззрения культурной элиты (и, в первую очередь, символистов). Также в первой главе освещается личность Мережковского, его жизненный и творческий путь и место в русской культуре рубежа XIX - XX веков.
Во второй главе раскрываются особенности рецепции Мережковским культурного наследия прошлого, обозначается тематический диапазон культурных апелляций писателя (Античность, Возрождение, русская культура XVII - XIX вв.), рассматривается присущий культуре Серебряного века диалогизм, который осмысляется преимущественно на основе бахтинской концепции диалога культур.
В заключении подводятся итоги работы.
1. Творчество Д.С. Мережковского как отражение самосознания культуры
В данной работе на основании изучения личности и творчества выдающегося писателя и мыслителя Серебряного века - Д.С. Мережковского, рассмотрения его жизненного пути и духовной эволюции, анализа художественных произведений, литературно-критических, религиозно-философских, публицистических и эпистолярных текстов, были исследованы особенности его рецепции культурного наследия прошлого. Поскольку Мережковский - достаточно репрезентативный представитель русской культурной элиты своего времени, на основании его творчества можно выявить общий характер обращения Серебряного века к культурам разных эпох и их прочтения.
Этот характер рецепции культур прошлого определялся общей социокультурной ситуацией в России рубежа XIX - ХХ вв., драматической эпохи исторического перелома, пересмотра старых ценностей и поиска новых ориентиров. Уход старой дворянской России, процессы капитализации, ломка всех сложившихся форм жизни и культуры, брожение умов, назревание революционных настроений - все это влияло на мировоззрение людей того времени. Для духовного развития творческой элиты Серебряного века характерны такие общие тенденции, как актуализация философской мысли и религиозности, эстетическая чувствительность, интерес к экзистенциальным вопросам драматизма истории и судьбы отдельной личности, проблемам национальной идентичности, революционного обновления веры, познания, искусства и общества. Эти тенденции, соответственно, определяли особенности отношения к культурному наследию прошлого.
Творческий человек рубежа XIX - XX веков в обращении к другим эпохам не стремится к натурализму, т.е. к исторической конкретности и точности, он поэтизирует, возводит историческое событие в некий символ, пригодный и для интерпретации современности. Особенно деятелей Серебряного века привлекали переходные, драматические эпохи - столкновения языческого и христианского, средневекового и ренессансного мировоззрений. Сохранялся живой интерес не только к прошлому отечественной культуры, но и ко всему мировому культурному опыту.
Так, Д.С. Мережковский выбирал переходные, неустойчивые эпохи, среди которых - поздняя античность, Возрождение, переломные моменты русской истории. Центральное место в творчестве писателя занимает именно рассмотрение древних цивилизаций, оставивших свой след в формах европейской культуры, в христианской религии, в русской философии. Особенно важной для религиозно-философской концепции Мережковского являлась интерпретация античности, идея о взаимодействии в античной культуре двух начал - аполлонического и дионисийского. По определению самого Мережковского, речь шла о «единстве двух бездн» - «бездны духа» и «бездны плоти». Причем, подобный синтез подразумевался не только в рамках единичного, индивидуального человеческого бытия, но и в общем пространстве культуры.
В истории, искусстве, культуре античности Мережковский находит стихийность дионисийского начала, которую в современную эпоху призвано было восстановить новое искусство, и прежде всего, символизм. На примере анализа первого романа трилогии «Христос и Антихрист» - «Юлиан Отступник» - можно сделать вывод об антиномичности рецепции поздней античности Мережковским. Антиномия выступает у него как единство в античной культуре двух противоречащих друг другу, но одинаково обоснованных правд (духа и плоти, Христа и Антихриста) - за этой концепцией проступает ощущение Мережковским катастрофизма реальной исторической ситуации в России на рубеже веков.
В Возрождении писатель видит близкую ему (и вообще Серебряному веку) борьбу с предрассудками, веру в возможности свободного человеческого духа и его творческого потенциала. С позиций индивидуализма своего времени, культа творческой личности Мережковский интерпретирует выдающихся представителей итальянского Ренессанса: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Данте. К Возрождению Мережковского привлекал его мощный гуманизм. В романе «Леонардо да Винчи» сила творческого духа великого живописца и ученого вырисовывается на фоне чудовищных процессов инквизиции, пороков светской власти и невежества публики. Но именно творческая личность, созвучная высшему Творцу, способна противостоять этим мрачным началам.
В культуре прошлого России Мережковский усматривает гармоническое начало, утерянное Серебряным веком, особенно в эпохе начала XIX века, когда творчество Пушкина озарило всю русскую культуру и дало основу для становления мировоззрения и национальной идентичности будущих поколений. С другой стороны, писатель вычитывает в отечественной истории XVII - XIX вв., и темные стороны - отсталость, становление узурпаторской власти, в которой лежит «антихристианское» начало, связанное со стремлением человека своей собственной волей разрешить глобальные противоречия жизни, противоречия ее «плотских» и «духовных» сторон.
Таким образом, Мережковский постоянно отсылает читателей к истокам, восстанавливает разорванные связи. Художественные произведения Д.С. Мережковского достаточно ярко отразили основные религиозные, философские, эстетические тенденции своего времени. В их пространстве как нельзя лучше прослеживается «диалог культур» Серебряного века с другими эпохами. Именно в произведениях Мережковского можно отчетливо проследить творческий характер обращения человека Серебряного века к тем или иным текстам культуры прошлого, особенности их прочтения, глубину проникновения и актуализацию в них тех или иных смыслов.
Культуры былых эпох для Мережковского не просто наследие прошлого, но части безграничного, вечного пространства мировой культуры, не прекращающегося духовного творчества человечества. И апеллируя к ним, писатель ведет с ними разговор. Рецепция перерастает в диалог равноправных субъектов мировой культуры. В этом смысле, опираясь на концепции М.М. Бахтина и В.С. Библера, правомерно говорить о культурном диалоге Серебряного века с прошлым. Усвоение культурного опыта былых времен носит характер внутреннего творческого осмысления человеком самого себя, своего времени, актуализируя в целом процессы самопознания Серебряного века. В соответствии с представлениями Ю.М. Лотмана, культурный текст любой эпохи несет в себе такие концентрированные смыслы, сложные коды духовного опыта, что отождествляется с отдельной интеллектуальной личностью, с которой возможен диалог.
Для современной эпохи сохраняет актуальность этот предлагаемый Серебряным веком опыт творческого общения с прошлым, актуализации его разных пластов и смыслов и включения их в контекст духовных исканий и проблем своего времени. Вопрошание к прошлому становится необходимым фактором самоопределения культуры в переходные эпохи, когда она напряженно пытается найти пути к будущему.
1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 399 с.
2. Бальмонт К.Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). - Ярославль, 1990. - 283 с.
3. Барковская Н.В. Поэтика символического романа. - Екатеринбург, 1996.
4. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. Работы 1940-х — начала 1960-х годов. — М.: Русские словари, 1997. - 732 с.
5. Белоусова Т.В. «Генерализующая поэтика» Д. Мережковского (Трилогия "Христос и Антихрист"): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Екатеринбург, 1998. - 21 с.
6. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
7. Бердяев Н.А. Новое средневековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. - М.: Искусство, Лига,1994. - Т. 2. - С. 5-321.
8. Березовая Л.Г. Самосознание русской интеллигенции начала XX века: Автореф. д- ра ист. наук. - М.: РГГУ, 1994. - 303 с.
9. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. - М.: Прогресс, 1991. - 176 с.
10. Библер В.С. Мышление как творчество. (Введение в логику мысленного диалога). - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
11. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991. - 281 с.
12. Бикулова И.А. Феномен русской культуры Серебряного века: учеб. Пособие / И.А. Бикулова. - М. : Флинта : Наука, 2010. - 232 с.
13. Воронцова Т.В. Концепция истории в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 1998. 21 с.
14. Воскресенская М.А. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX-XX веков. - Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2003. - 226 с.
15. Воскресенская М.А. Социокультурная природа Серебряного века // Методологические и историографические вопросы исторической науки: Сб. статей / Отв. ред. Б.Г. Могильницкий. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 2003. - Вып. 27. - С. 71-93....37