Введение 3
1. Проза Ю. В. Буйды в критике и литературоведении 7
1.1 Поэтика прозы Ю. В. Буйды 7
1.2 Понятие интертекста и интертекстуальности в современных научных исследованиях 15
1.3 Аллюзии и реминисценции в литературоведении 20
Глава 2. Функции античных аллюзий и реминисценций в романе Ю. В. Буйды «Сады Виверны» 23
2.1 Античные аллюзии как инструмент деконструкции истории
(«Парабасис») 27
2.2 История как лабиринт без выхода («Лемаргия») 45
2.3 Эстетическое и историческое: прекрасное как репрессивный механизм истории («Урщух») 51
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Современная русская литература рубежа XX-XXI веков представляет собой сложное историко-культурное явление. После длительного периода советской цензуры произошла «реабилитация» авторов, чьи произведения были запрещены или игнорировались. Это привело к переосмыслению советского прошлого, исследованию травмы тоталитаризма, попыткам понять исторический опыт и его влияние на современность. Параллельно наблюдается интерес к истории России в более широком контексте, включая дореволюционный период.
Одной из характерных особенностей постмодернистской литературы становится игра с культурными кодами и интертекстуальность, когда текст строится как сложная мозаика цитат и аллюзий переплетаются мифологические, исторические и литературные реминисценции, создавая многослойное повествование («Палисандрия» А. В. Соколова, «Пушкинский дом» А. Г. Битова, «Прогулки с Пушкиным» Абрама Терца и др.) . Другой важной тенденцией является деконструкция традиционных нарративных структур, что проявляется в разрушении линейного сюжета и смешении жанров («Чапаев и Пустота» В. О. Пелевина, «Школа для дураков» А. В. Соколова, «Время ночь» Л. С. Петрушевской и др.) . Особое место занимает тема кризиса идентичности и распада субъекта («Норма», «Голубое сало» В. Г. Сорокина, «Generation "П"» В. О. Пелевина, «Письмовник» М. П. Шишкина и др.). Еще одной значимой чертой является ирония и саморефлексия, когда текст постоянно обыгрывает собственную природу («стихи на карточках» Л. С. Рубинштейна, «Катя китайская» Д. А. Пригова, «Будьте как дети» В. А. Шарова и др.)4.
Важным аспектом современного постмодернизма становится обращение к маргинальным дискурсам и альтернативным историям («Санькя» Захара Прилепина, «Перс» А. В. Иличевского, «Опавшие листья» В. В. Розанова и др.). При этом сохраняется характерная для постмодернизма игра с массовой культурой и китчем, особенно заметная в творчестве В. Я. Тучкова или И. Г. Яркевича. И. С. Скоропанова отмечает, что русский постмодернизм развивается в постоянном диалоге с западной традицией, но при этом сохраняет национальную специфику, выражающуюся в особом отношении к слову, истории и культурной памяти. Эти тенденции продолжают развиваться в современной литературе, приобретая новые формы в условиях цифровой эпохи.
Постмодернистские тенденции, проявившиеся в игре с интертекстуальностью, деконструкции традиционных нарративных форм и углублении в экзистенциальные проблемы постсоветского человека, находят своеобразное воплощение в творчестве Ю. В. Буйды. Юрий Васильевич Буйда - русский писатель и журналист. В. Я. Курбатов описывает прозу Ю. В. Буйды так: «Это умная проза о здоровых обыкновенных людях... Они все по воле автора не без тайного Босха внутри, <...> автор силою и мудростью настоящего дара знает, что «поверхность» человека обманчива <...>. Он ее выдумывает, он прозревает существо жизни своих героев, тот небесный свет игры, который, если фантазию отпустить далее должного, может обернуться тьмой противоположной небу стороны.» .
Актуальность исследования определяется несколькими факторами. В первую очередь, обращение к творчеству Ю. В. Буйды как одного из наиболее значимых современных русских прозаиков позволяет осмыслить актуальные проблемы современного мира через призму художественного текста. Особую значимость исследованию придает растущий в современном литературоведении интерес к феномену интертекста и интертекстуальности как инструменту художественного моделирования. Изучение того, как автор использует античные аллюзии, позволяет продемонстрировать потенциал интертекстуального анализа как метода исследования в современной литературе. Важным аспектом актуальности работы является интерес к античному наследию как универсальному культурному коду. Анализ позволяет проследить трансформацию классических традиций в современной литературе, выявить новые смыслы, которые приобретают античные мифы и исторические нарративы в условиях современного культурного контекста.
Новизна данной работы заключается в комплексном анализе античных аллюзий и реминисценций в романе Ю. В. Буйды «Сады Виверны».
Объектом исследования является роман Ю. В. Буйды «Сады Виверны».
Предметом исследования являются античные аллюзии и реминисценции в романе Ю. В. Буйды «Сады Виверны», их значение, функциональность и влияние на сюжет и развитие персонажей, а также их роль в формировании философских и культурных идей произведения.
Целью работы является анализ античных аллюзий и реминисценций в романе Ю. В. Буйды «Сады Виверны», определение их функций и значения в художественной системе произведения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать функции античных аллюзий и реминисценций в современной литературе;
2. Систематизировать античные аллюзии в романе Ю. В. Буйды «Сады Виверны», выделив их основные категории;
3. Проанализировать трансформацию античных мотивов в трех частях романа, выявив их связь с ключевыми темами;
4. Раскрыть роль античных аллюзий в характеристике персонажей;
5. Определить значение античного интертекста для авторской концепции истории.
Методологической базой стали работы по поэтике творчества Ю. В. Буйды Т. В. Сорокиной, К. А. Дегтяренко, Н. Г. Бабенко, М. В. Безрукавой, Т. Г. Прохоровой, Е. В. Копыриной и др., работы по интертекстуальности Ю. Кристевой, Ж. Женетта, Р. Барта, М. Риффатера и др., а также работы по исследованию аллюзий и реминисценций Н. А. Фатеевой, Е. В. Хализева, И. В. Арнольда.
Методы исследования:
1. Интертекстуальный анализ - выявление в романе интертекстуальных элементов (аллюзий, реминисценций) античности.
2. Сравнительный метод - сопоставление античных мотивов в романе «Сады Виверны» с оригинальными античными текстами, историческими личностями и философскими идеями.
3. Контекстуальный анализ - исследование культурных, социально-исторических и философских контекстов, способствующих пониманию роли античных аллюзий и реминисценций в тексте.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы. Работа определяется целью и задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность исследования, научная новизна, цель и задачи, объект и предмет исследования, представлена методологическая база. Основная часть состоит из двух разделов. В первой главе представлена поэтика творчества Ю. В. Буйды, теоретическая основа исследования, посвященная рассмотрению понятий интертекста и интертекстуальности в современном литературоведении, а также понятий аллюзии и реминисценции в современных исследованиях. Во второй главе производится анализ античных интертекстуальных элементов в трех частях романа Ю. В. Буйды «Сады Виверны» для рассмотрения их функций, структурной роли и авторской концепции произведения. В заключении представлены итоги проведенного исследования. Список литературы состоит из 49 источников.
В ходе проведенного исследования нами были выявлены и проанализированы античные аллюзии в романе Ю. В. Буйды «Сады Виверны». Анализ показал, что что античные аллюзии образуют сложную, многослойную систему, выполняющую ряд важных художественных и смыслообразующих функций.
Теоретическое исследование позволило установить, что обращение к античному наследию в современной литературе часто служит способом осмысления актуальных проблем через призму вечных архетипов и культурных кодов. В романе Ю. В. Буйды этот прием приобретает особую значимость, так как позволяет автору выстроить диалог между прошлым и настоящим, между классической традицией и современной действительностью.
Анализ текста показал, что античные аллюзии в романе функционируют на нескольких уровнях. Они создают культурно-исторический контекст, связывая события романа с вечными вопросами человеческого существования. Мифологические и литературные аллюзии служат важным средством характеристики персонажей, раскрывая их мотивацию через соотнесение с архетипическими образами. Античные мифы и образы, такие как Эней и Дидона, Сцилла и Харибда, Сафо, Минотавр и др., последовательно лишаются своего традиционного смысла. В художественной структуре романа прослеживается четкая динамика функционирования античных аллюзий. В главе «Парабасис» мифологические образы подвергаются деконструкции, представая в виде эксцессов и фрагментарных отсылок, при этом даже фундаментальный эпический выбор между Сциллой и Харибдой редуцируется до прагматичного, но экзистенциально опустошенного «здравого смысла». Во второй главе «Лемаргия» актуализируется пародийное преломление античных сюжетов, что особенно явно проявляется в эпизодах театрализованных действий с настоящим быком, представляющих собой гротескную интерпретацию мифа о Пасифае. В заключительной части «Урщух» античные аллюзии окончательно утрачивают содержательную глубину, превращаясь в номинации - персонажи лишь формально апеллируют к именам древних героев и поэтесс, не вкладывая в эти отсылки подлинного смысла. Подобная трансформация репрезентирует авторскую идею о кризисе культурной преемственности в современном обществе. Античные параллели позволяют автору осмыслить ключевые темы произведения - кризис цивилизации, природу власти, проблему исторического прогресса, взаимоотношения личности и общества. Античные аллюзии показывают распад исторического прогресса: вместо платоновского эроса как движущей силы - «дурная бесконечность» Дон Жуана, вместо вергилианской телеологии - бесцельное блуждание в лабиринте без Ариадны, и, наконец, вместо творческого начала - механизированная страсть, заключенная в понятии «amor machina».
Особенно значимым представляется то, как Ю. В. Буйда переосмысляет традиционные античные сюжеты и образы. В романе они часто приобретают ироническое или даже пародийное звучание, что отражает авторский взгляд на современную реальность как на пространство, где великие культурные традиции утратили свою изначальную значимость, превратившись в пустые знаки. При этом античные аллюзии становятся органичной частью художественной системы произведения, участвуя в создании его своеобразной поэтики.
Исследование демонстрирует, что обращение к античному наследию в романе «Сады Виверны» позволяет автору не только углубить философское звучание романа, но и создать особый тип художественного хронотопа, где прошлое и настоящее постоянно взаимодействуют. Это взаимодействие раскрывает важную авторскую идею о циклическом характере истории и вечном возвращении основных человеческих коллизий.
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. - Л. : Изд-во «Наука». - 1972. URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1358680003(дата обращения: 12.06.2025)
2. Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. Г. Ф. Церетели - Тбилиси : Мецниереба, 1964. - 118 с.
3. Арнольд И. В. Семантика, стилистика, интертекстуальность : Сб. ст. / Науч. ред. Бухаркин П. Е. - СПб. : Изд-во С. Петерб. ун-та, 1999. - 443 с.
4. Бабенко Н. Г. Возможные миры героев Ю. Буйды // Балтийский филологический курьер. - 2004. - № 4. - 207 с.
5. Барт Р. От произведения к тексту / Р. Барт Избранные работы. : Семиотика : Поэтика: сост. Г. К. Косиков. - М. : Прогресс. - 1989. - 535 с.
6. Безрукавая М. В. Проза Ю. Буйды: герой в пространстве эстетического понимания жизни // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7, № 6. - С. 236.
7. Безрукавая М. В. Творчество Ю. Буйды как литературный проект // Язык и культура. - 2015. - №16. - С. 100-101.
8. Безрукавая М. В. Художественная модель мира в прозе Ю. В. Буйды в 2010¬х годах // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 1(25). - С. 79.
9. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции / Ж. Бодрийяр ; [пер. с фр. А. Качалова]. - М.: Издательский дом «ПОСТУМ», 2015. - 241 с.
10. Буйда Ю. Известь. // Знамя. - URL:https://znamlit.ru/publication.php?id=8570(дата обращения: 6.05.2025)
11. Буйда Ю. В. Сады Виверны / Ю. В. Буйда. - Москва : Изд-во АСТ, 2021 - 384 с.
12. Вергилий. Энеида / Вергилий. - М., худож. лит-ра, 1979. - URL:
https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1375300003(дата обращения: 30.05.2025)
13. Габидуллина Ч. Ф. Восприятие и культ женского образа в эпоху Возрождения // Общество и государство. - 2023. - № 1. - С. 62.
14. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. - СПб. 1997. - С. 68.
15. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьеркегора. - М. : Мысль. - 1979. - С. 85.
16. Гомер. Одиссея / Гомер. - М., Гос. изд-во худож. лит-ры, 1953. - URL: https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1344030012(дата обращения: 30.05.2025)
17. Греческая мифология / Подвиги Геракла. Яблоки Гесперид // Легенды и мифы
народов мира. - 2025. - URL: https://world-of-
legends.su/grecheskaya/podvigi_gerakla/id870(дата обращения: 30.05.2025)
18. Гулиус Н. С. Интерпретация мировой истории в романе Ю. Буйды «Ермо» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. - Томск : ТГУ, 2005. - № 7. - С. 220.
19. Данте Алигьери. Божественная комедия / Данте Алигьери. - Изд-во
«Правда». М. : 1982. Ад. Песнь XXVI. - URL:
https://lib.ru/POEZIQ/DANTE/comedy.txt_with-big-pictures.html (дата
обращения: 11.06.2025)
20. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Сост. И. Х. Дворецкий.
Под ред. С. И. Соболевского. - М. : Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1958. - [Электронный ресурс]. - URL: https://gurin.tomsknet.ru/alphaonline.html (дата обращения:
30.05.2025)Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е, переработ. и. доп. М., «Русский язык». 1976. - 1088 с.
21. Дегтяренко К. А. Интертекст в рассказе Ю. Буйды «Чёрт и аптекарь» // Научный диалог. - 2018. - № 4. - С. 78.
22. Женетт Ж. Палимпсесты : литература во второй степени / Ж. Женетт. - М. : Науч. Мир. - 1982. - С. 76.
23. Копырина Е. В. Интертекстуальность в творчестве Ю. Буйды: взаимодействие претекстов и их языковых маркеров в рассказе «Красная столовая» // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. - Вып. 8. - С. 30.
24. Корнилова Е. Автор и жанр в поэме Дж. Г. Байрона «Дон Жуан» // Балтийский филологический курьер. - 2011. - Вып. № 8. - С. 135.
25. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. - 1993. - № 4. - С. 5-6.
26. Курбатов В. Дорога в объезд // Дружба народов. - 1999. - № 9. - URL:
https://magazines.gorky.media/druzhba/1999/9/doroga-v-obezd.html (дата
обращения: 6.05.2025)
27. Лейдерман Н. Л. Русская литература XX века (1950 - 1990-е годы) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - С. 478.
28. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. - М. : Изд-во Tbilisi State University. - 2013. - 624 с.
29. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер, СПб,
1885. - URL:https://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=445035859(дата
обращения: 7.05.2025)
30. Мартиросов С. Космология Вергилия. / С. Мартиросов. - М. : Самиздат. 2010. С. 5.
31. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН,
Институт философии. М.: Мысль, 1993. - URL:
https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1450200000(дата обращения: 30.05.2025)
32. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Изд-во «Мысль», 1999. - С. 528.
33. Полонская К. П. Римские поэты эпохи принципата Августа. - М. : Изд-во МГУ. 1963. С. 63.
34. Прохорова Т. Г. Образ провинциального города в прозе Ю Буйды // Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем : Сборник научных статей. Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2015. - С. 239.
35. Пьеге-Гро. Н. Введение в теорию интертекстуальности / Н. Пьеге-Гро. - Перевод Г. К. Косикова. Москва : Изд. ЛКИ. - 2008. - С. 57.
36. Сорокина Т. В. Принцип «мерцания» вымышленного и реального как основа художественного мира прозы и эссеистики Ю. В. Буйды // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества. // Материалы VII международной научно-практической конференции, Казань, 29 мая 2020 г. - Казань, 2020. - С. 95.
37. Субботина М. В. «Лейтмотивные аллюзии как средство реализации интертекстуальности в поэтических текстах Н. Гумилева // Известия ВГПУ. № 1 (274). 2017. С. 167.
38. Сукало А. А. Социальные девиации: Проституция и гетеризм в культурно-досуговом ракурсе. // Вестник Санкт-Петербургского гос. университета культуры и искусств. - СПБ. 2016. - Вып. № 1 (26). С. 221.
39. Тахо-Годи А. А. Греческя мифология. - М. : Изд-во Искусство. 1989. URL: http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000039/index.shtml(дата обращения: 12.06.2025)
40. Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: Контрапункт интертекстуальности. Изд. 3-е, стер. - М., 2007. - С. 128.
41. Фомин К. А. Концепция интертекстуальности Ю. Кристевой как трансформация литературной традиции // Идеи и идеалы. - 2015. - № 3(25). - Т. 2. - С. 121.
42. Хализев В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2004. - С. 266.
43. Хрестоматия по античной литературе : для высших учеб. заведений / сост. Н.
Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева. - Москва : Просвещение, 1965. -
[Электронный ресурс]. - URL:
https://lib.ru/POEEAST/ARISTOFAN/aristofan2_3.txt(дата обращения: 30.05.2025)
44. Чистякова Н. А. Эллинистическая поэзия: Литература, традиции и фольклор. - Л. : Изд-во Ленинградского университета. 1988. С. 104.
45. Эрос истории. Юрий Буйда. Сады Виверны. - [М.], 2006-2025. URL:
https://noblit.ru/node/3817(дата обращения: 29.05.2025)
46. Юрий Буйда рассказывает про книгу «Сады Виверны» : [YouTube канал]. -
2021. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=jNbNjGU K-k(дата
обращения: 29.05.2025)
47. Юрий Буйда / Официальный сайт Юрия Буйды. - [М.], 2009. - URL: http://buida.ru/(дата обращения: 6.05.2025)
48. Aristophanes. Ranae / W. Suss, Bonn, 1911. // Perseus digital library. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.perseus.tufts.edu/hopper/(дата обращения: 30.05.2025)
49. Nodier Ch. Questions de literature legale. — Paris : Crapelet, 1828.