«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АКСЕЛЕРАТОР» КАК ТЕХНОЛОГИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРКА СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТГУ)
|
Введение 3
1 Социальное предпринимательство в студенческой среде 6
1.1 Развитие социального предпринимательства в студенческой среде
в России и за рубежом 6
1.2 Исследование представлений студентов о содержании социального
предпринимательства 13
2 Образовательные технологии вовлечения студентов в социальное
предпринимательство 24
2.1 Образовательные технологии вовлечения студентов
в социальное предпринимательство в России и за рубежом 24
2.2 Разработка и реализация технологии вовлечения студентов
в социальное предпринимательство «Образовательный акселератор»
(на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ) 31
2.3 Результаты реализации технологии вовлечения студентов
в социальное предпринимательство «Образовательный акселератор»
(на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ) 39
Заключение 50
Список используемых источников и литературы 52
Приложение А Оценочный лист члена экспертной комиссии
«Образовательного акселератора «StartupSocial» 57
Приложение Б Фотографии с проведения мероприятий в
рамках «Образовательного акселератора «StartupSocial» в 2017 г. 58
Приложение В Методические рекомендации по организации
и проведению технологии «Образовательный акселератор» 63
1 Социальное предпринимательство в студенческой среде 6
1.1 Развитие социального предпринимательства в студенческой среде
в России и за рубежом 6
1.2 Исследование представлений студентов о содержании социального
предпринимательства 13
2 Образовательные технологии вовлечения студентов в социальное
предпринимательство 24
2.1 Образовательные технологии вовлечения студентов
в социальное предпринимательство в России и за рубежом 24
2.2 Разработка и реализация технологии вовлечения студентов
в социальное предпринимательство «Образовательный акселератор»
(на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ) 31
2.3 Результаты реализации технологии вовлечения студентов
в социальное предпринимательство «Образовательный акселератор»
(на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ) 39
Заключение 50
Список используемых источников и литературы 52
Приложение А Оценочный лист члена экспертной комиссии
«Образовательного акселератора «StartupSocial» 57
Приложение Б Фотографии с проведения мероприятий в
рамках «Образовательного акселератора «StartupSocial» в 2017 г. 58
Приложение В Методические рекомендации по организации
и проведению технологии «Образовательный акселератор» 63
В социальной сфере сегодня набирает популярность такое явление, как социальное предпринимательство. Это связано с постоянным поиском инновационных подходов к решению социальных проблем общества. В то время как за рубежом социальное предпринимательство начало развиваться ещё с начала XX века (например, в Индии и в США), в России оно появилось только сравнительно недавно, после распада СССР.
По официальным данным исследовательского консорциума SEFORIS на 2015 год на территории России действует 104 социальных предприятия (в Испании - 127, Венгрии - 122, в Англии - 135, в Китае - 102). Средний возраст социального предпринимателя в России составляет 39 лет, а в процентном соотношении только 22 % предпринимателей моложе 30 лет [37].
Однако, сама специфика социального предпринимательства (один из главных признаков которого - инновационность) отвечает и инновационной функции молодёжи, которую она выполняет в обществе. Следовательно, молодёжь может выступать активным субъектом социально предпринимательской деятельности, что подтверждают и официальные документы.
Так, например, в проекте государственной Стратегии развития молодёжи Российской Федерации до 2025 года приоритетным направлением выделяется «Поддержка талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив», в рамках которого предусматривается «обеспечение мотивации молодежи к инновационной деятельности» [3, с. 9], что ведёт к развитию бизнеса, в том числе и в социальной сфере.
В Стратегии государственной молодежной политики Томской области приоритетом её реализации является следующий: «Развитие гражданского сектора для молодежи, призванного концентрировать собственные силы молодых людей и направлять их на решение молодежных проблем, а также общих задач общественного развития, обеспечивать самоорганизуемую занятость молодежи и создавать систему необходимых мотиваторов». [2, с. 6] Таким образом, самоорганизуемая занятость в совокупности с направлением собственных сил молодёжи на решение проблем общественного развития представляет некую «формулу» социального предпринимательства, что позволяет говорить об актуальности его развития в молодёжной среде.
Сегодня большинство молодёжи Томской области и России в целом ориентировано на получение высшего образования с целью трудоустройства в государственные учреждения или корпорации. Это связано как с видимой стабильностью в данной сфере экономики, так и с заложенными в природу предпринимательской деятельности характеристиками (например, риск) [1]. В то же время для занятия социально предпринимательской деятельностью молодежи необходимо обладать определёнными предпринимательскими и социальными навыками. По данным Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) в России не сформирована целостная система предпринимательского образования, а в большинстве российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования не создана предпринимательская экосистема [26]. Именно поэтому, по нашему мнению, необходимо внедрять и разрабатывать образовательные технологии по вовлечению студентов в социальное предпринимательство.
Освещение вопросов социального предпринимательства встречается в работах таких зарубежных исследователей, как Д. Борштейн, Г. Диз, Т. Лайонс, Дж. Кикал, М. Юнус и М. МакЛин. В России работы в области социального предпринимательства преобладают в исследованиях таких авторов, как А. А. Московская, А. В. Мухин, Ю. Н. Арай, М. С. Волкова, Д. О. Шеяненко и Т. Н. Мартынова. Вопрос молодёжного социального предпринимательства поднимается исследователями П. Картером, К. Вэлнером и В. Карнан.
Авторами рассматриваются ключевые определения социального предпринимательства, бизнес-модели социальных предприятий, их отличительные черты и перечень необходимых социальному предпринимателю навыков, однако вопрос вовлечения студенческой молодёжи через обучение социальному предпринимательству остаётся мало изученным.
Таким образом, объектом исследования выступает вовлечение студентов в социальное предпринимательство.
Под предметом исследования понимаются образовательные технологии вовлечения студентов в социальное предпринимательство.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что вовлечение студенческой молодежи в социальное предпринимательство будет успешным при условии применения в процессе дополнительного образования практико-ориентированных образовательных технологий.
Целью работы является разработка и апробация образовательной технологии по вовлечению студенческой молодежи в социальное предпринимательство
Задачи:
1. Дать содержательную характеристику социальному предпринимательству;
2. Исследовать представления студенческой молодежи о социальном предпринимательстве;
Проанализировать существующие образовательные технологии вовлечения
студенческой молодежи в социальное предпринимательство в России и за рубежом;
4. Разработать и апробировать технологию «Образовательный акселератор» по
вовлечению студентов в социальное предпринимательство.
В работе использовались следующие методы теоретического научного исследования: анализ научной литературы, изучение и обобщение практического опыта работы российских и зарубежных высших учебных заведений по вовлечению студентов в социальное предпринимательство; методы эмпирического исследования: включённое наблюдение, интервью, анкетирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.
Представленная в работе технология может быть полезна специалистам, работающим в учреждениях высшего, профессионального и дополнительного образования, занимающимися развитием социального предпринимательства в студенческой среде.
По официальным данным исследовательского консорциума SEFORIS на 2015 год на территории России действует 104 социальных предприятия (в Испании - 127, Венгрии - 122, в Англии - 135, в Китае - 102). Средний возраст социального предпринимателя в России составляет 39 лет, а в процентном соотношении только 22 % предпринимателей моложе 30 лет [37].
Однако, сама специфика социального предпринимательства (один из главных признаков которого - инновационность) отвечает и инновационной функции молодёжи, которую она выполняет в обществе. Следовательно, молодёжь может выступать активным субъектом социально предпринимательской деятельности, что подтверждают и официальные документы.
Так, например, в проекте государственной Стратегии развития молодёжи Российской Федерации до 2025 года приоритетным направлением выделяется «Поддержка талантливой молодежи, молодежных стартапов и инициатив», в рамках которого предусматривается «обеспечение мотивации молодежи к инновационной деятельности» [3, с. 9], что ведёт к развитию бизнеса, в том числе и в социальной сфере.
В Стратегии государственной молодежной политики Томской области приоритетом её реализации является следующий: «Развитие гражданского сектора для молодежи, призванного концентрировать собственные силы молодых людей и направлять их на решение молодежных проблем, а также общих задач общественного развития, обеспечивать самоорганизуемую занятость молодежи и создавать систему необходимых мотиваторов». [2, с. 6] Таким образом, самоорганизуемая занятость в совокупности с направлением собственных сил молодёжи на решение проблем общественного развития представляет некую «формулу» социального предпринимательства, что позволяет говорить об актуальности его развития в молодёжной среде.
Сегодня большинство молодёжи Томской области и России в целом ориентировано на получение высшего образования с целью трудоустройства в государственные учреждения или корпорации. Это связано как с видимой стабильностью в данной сфере экономики, так и с заложенными в природу предпринимательской деятельности характеристиками (например, риск) [1]. В то же время для занятия социально предпринимательской деятельностью молодежи необходимо обладать определёнными предпринимательскими и социальными навыками. По данным Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП) в России не сформирована целостная система предпринимательского образования, а в большинстве российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования не создана предпринимательская экосистема [26]. Именно поэтому, по нашему мнению, необходимо внедрять и разрабатывать образовательные технологии по вовлечению студентов в социальное предпринимательство.
Освещение вопросов социального предпринимательства встречается в работах таких зарубежных исследователей, как Д. Борштейн, Г. Диз, Т. Лайонс, Дж. Кикал, М. Юнус и М. МакЛин. В России работы в области социального предпринимательства преобладают в исследованиях таких авторов, как А. А. Московская, А. В. Мухин, Ю. Н. Арай, М. С. Волкова, Д. О. Шеяненко и Т. Н. Мартынова. Вопрос молодёжного социального предпринимательства поднимается исследователями П. Картером, К. Вэлнером и В. Карнан.
Авторами рассматриваются ключевые определения социального предпринимательства, бизнес-модели социальных предприятий, их отличительные черты и перечень необходимых социальному предпринимателю навыков, однако вопрос вовлечения студенческой молодёжи через обучение социальному предпринимательству остаётся мало изученным.
Таким образом, объектом исследования выступает вовлечение студентов в социальное предпринимательство.
Под предметом исследования понимаются образовательные технологии вовлечения студентов в социальное предпринимательство.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что вовлечение студенческой молодежи в социальное предпринимательство будет успешным при условии применения в процессе дополнительного образования практико-ориентированных образовательных технологий.
Целью работы является разработка и апробация образовательной технологии по вовлечению студенческой молодежи в социальное предпринимательство
Задачи:
1. Дать содержательную характеристику социальному предпринимательству;
2. Исследовать представления студенческой молодежи о социальном предпринимательстве;
Проанализировать существующие образовательные технологии вовлечения
студенческой молодежи в социальное предпринимательство в России и за рубежом;
4. Разработать и апробировать технологию «Образовательный акселератор» по
вовлечению студентов в социальное предпринимательство.
В работе использовались следующие методы теоретического научного исследования: анализ научной литературы, изучение и обобщение практического опыта работы российских и зарубежных высших учебных заведений по вовлечению студентов в социальное предпринимательство; методы эмпирического исследования: включённое наблюдение, интервью, анкетирование, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок.
Представленная в работе технология может быть полезна специалистам, работающим в учреждениях высшего, профессионального и дополнительного образования, занимающимися развитием социального предпринимательства в студенческой среде.
Несмотря на актуальность развития социального предпринимательства в молодёжной среде, проведённые в ходе работы исследования о представлениях студентов о социальном предпринимательстве демонстрируют недостаточную осведомлённость студенческой молодёжи в вопросе разработки и реализации социально-предпринимательских проектов. В то же время, ответы респондентов указывают на заинтересованность студентов в социальном предпринимательстве.
Решение данной проблемы возможно посредством реализации образовательных технологий вовлечения молодёжи в социальное предпринимательство, которые позволяют реализовать на практике новые образовательные ориентиры: применение в обучении информационных технологий, компетентностный, личностно-ориентированный и практико-ориентированный подходы.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка и апробация образовательной технологии вовлечения студенческой молодежи в социальное предпринимательство. Цель была достигнута с помощью выполнения ряда задач.
Во-первых, на основе анализа зарубежной и отечественной литературы, нами была дана содержательная характеристика социальному предпринимательству, определены его характерные особенности.
Во-вторых, опираясь на эмпирические данные, нами были выделены особенности социально-предпринимательских проектов студентов, участников Международного студенческого фестиваля социального предпринимательства (2016 г.). В результате
анализа было выявлено, что проекты студенческой молодёжи России имеют выраженную социальную ориентированность, что говорит о необходимости использования образовательных технологий, направленных на доработку уже существующих социальных проектов до социально-предпринимательских.
В-третьих, нами были проанализированы существующие отечественные и зарубежные практико-ориентированные образовательные технологии по вовлечению студенческой молодёжи в социальное предпринимательство, что позволило прийти к выводу о том, что самой распространённой и наиболее успешной является технология «Образовательный акселератор».
В-четвёртых, нами была разработана и апробирована технология по вовлечению студенческой молодёжи в социальное предпринимательство «Образовательный акселератор» на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ. Технология состоит из четырёх модулей: подготовительный, введение в социальное предпринимательство,
образовательный интенсив сопровождение.
Апробация «Образовательного акселератора «StartupSocial» проходила в 2016 и 2017 г. (с учётом доработок). В процессе апробации нами осуществлялось включённое наблюдение за участниками акселератора, в ходе которого фиксировались успехи и трудности проектной команды в течение работы над проектом. Также для оценки проектов экспертами нами был разработан оценочный лист, который включает критерии, позволяющие зафиксировать наличие признаков социально-предпринимательского проекта. По окончанию образовательного интенсива, мы отслеживали реализацию проектов, проводили встречи с проектными командами.
По результатам апробации у всех участников было сформировано полное и позитивное представление о социальном предпринимательстве, а 8 проектов из 14 реализованы или продолжают успешно развиваться. Нами были составлены рефлексивные описания проектов студентов, подтверждающие успешное вовлечение команды проекта в социальное предпринимательство.
Полученные выводы позволяют подтвердить нашу гипотезу о том, что вовлечение студенческой молодежи в социальное предпринимательство будет успешным при условии применения в процессе дополнительного образования практико-ориентированных образовательных технологий.
Таким образом, по результатам работы были составлены методические рекомендации по организации и проведению технологии «Образовательный акселератор», которые могут быть использованы специалистами, работающими в учреждениях высшего, профессионального и дополнительного образования, занимающимися развитием социального предпринимательства в студенческой среде
Решение данной проблемы возможно посредством реализации образовательных технологий вовлечения молодёжи в социальное предпринимательство, которые позволяют реализовать на практике новые образовательные ориентиры: применение в обучении информационных технологий, компетентностный, личностно-ориентированный и практико-ориентированный подходы.
Целью выпускной квалификационной работы являлась разработка и апробация образовательной технологии вовлечения студенческой молодежи в социальное предпринимательство. Цель была достигнута с помощью выполнения ряда задач.
Во-первых, на основе анализа зарубежной и отечественной литературы, нами была дана содержательная характеристика социальному предпринимательству, определены его характерные особенности.
Во-вторых, опираясь на эмпирические данные, нами были выделены особенности социально-предпринимательских проектов студентов, участников Международного студенческого фестиваля социального предпринимательства (2016 г.). В результате
анализа было выявлено, что проекты студенческой молодёжи России имеют выраженную социальную ориентированность, что говорит о необходимости использования образовательных технологий, направленных на доработку уже существующих социальных проектов до социально-предпринимательских.
В-третьих, нами были проанализированы существующие отечественные и зарубежные практико-ориентированные образовательные технологии по вовлечению студенческой молодёжи в социальное предпринимательство, что позволило прийти к выводу о том, что самой распространённой и наиболее успешной является технология «Образовательный акселератор».
В-четвёртых, нами была разработана и апробирована технология по вовлечению студенческой молодёжи в социальное предпринимательство «Образовательный акселератор» на базе Парка социогуманитарных технологий ТГУ. Технология состоит из четырёх модулей: подготовительный, введение в социальное предпринимательство,
образовательный интенсив сопровождение.
Апробация «Образовательного акселератора «StartupSocial» проходила в 2016 и 2017 г. (с учётом доработок). В процессе апробации нами осуществлялось включённое наблюдение за участниками акселератора, в ходе которого фиксировались успехи и трудности проектной команды в течение работы над проектом. Также для оценки проектов экспертами нами был разработан оценочный лист, который включает критерии, позволяющие зафиксировать наличие признаков социально-предпринимательского проекта. По окончанию образовательного интенсива, мы отслеживали реализацию проектов, проводили встречи с проектными командами.
По результатам апробации у всех участников было сформировано полное и позитивное представление о социальном предпринимательстве, а 8 проектов из 14 реализованы или продолжают успешно развиваться. Нами были составлены рефлексивные описания проектов студентов, подтверждающие успешное вовлечение команды проекта в социальное предпринимательство.
Полученные выводы позволяют подтвердить нашу гипотезу о том, что вовлечение студенческой молодежи в социальное предпринимательство будет успешным при условии применения в процессе дополнительного образования практико-ориентированных образовательных технологий.
Таким образом, по результатам работы были составлены методические рекомендации по организации и проведению технологии «Образовательный акселератор», которые могут быть использованы специалистами, работающими в учреждениях высшего, профессионального и дополнительного образования, занимающимися развитием социального предпринимательства в студенческой среде





