Аннотация 2
Введение 3
1. История взаимоотношений России и Китая 11
1.1. Древняя Сибирь и Древний Китай 12
1.2. СССР и КНР 15
2. Сотрудничество Сибирского Федерального округа и
Регионов КНР 22
2.1. Основы российско-китайского сотрудничества 22
2.2 Значимость Сибирского федерального округа в рамках
российско-китайского сотрудничества. 30
2.3. Вызовы, ограничивающие сотрудничество. 42
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
Новые геополитические условия диктуют новые правила введения внешней и внутренней политики. С 2014 года Российская Федерация медленно поворачивала свой политический и экономический курс на Восток, пока окончательно не развернула этот вектор в 2022 году после разрыва экономических, дипломатических и политических отношений с Западом. В условиях трансформации глобального политического и экономического ландшафта российско-китайское сотрудничество приобретает важное стратегическое значение. Экономическое сотрудничество является важной составляющей отношений России и Китая, направленное на поддержание не только внешних связей, но и на укрепление внутренней структурной устойчивости государств, путем содействия бизнеса, расширения рабочих мест, развития научно-технологических центров и т.д. После разрыва отношений Запада и России, введения антироссийских санкций, ухода западных компаний с российского рынка сотрудничество с Китаем компенсирует ограничение внешнеэкономической деятельности России. Наращивая политический и экономический капитал, Россия и Китай формируют восточный блок, противопоставленный Западному миру, тем самым создается многополярный мир, который не позволяет создавать гегемонистское ядро в лице США. Актуальность темы определяется необходимостью переосмысления потенциала восточных регионов России не только как источника сырья, но и как полноправного участника взаимодействия с Китаем в сферах торговли, агропромышленного комплекса, науки и инфраструктурного развития. Региональные форматы партнёрства способны обеспечить устойчивость и многоуровневость российско- китайских отношений, углубленное изучение данной темы поможет
тщательно выявить особенности и специфичность динамики российско - китайских отношений, что важно для дальнейшего его развития.
Сотрудничество российских регионов с зарубежными партнерами на протяжении почти десяти лет осуществляется в условиях превращения
внешнеторговой деятельности в глобальный инструмент политического противостояния. При определении перспектив развития
внешнеэкономического взаимодействия важно, в первую очередь, учитывать соответствие намеченных направлений существующей структуре внешнеторговых потоков регионов. Необходим также анализ страновой направленности торговли и возможностей дальнейшего расширения экспортно-импортного сотрудничества.
Предполагается, что региональное сотрудничество между субъектами Сибирского федерального округа и провинциями Китайской Народной Республики окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие восточных территорий России, выражающееся в появлении новых рабочих мест, в развитии логистической и социальной инфраструктуры, сдерживании оттока населения, в укреплении межкультурных связей.
Исследования особенностей Сибирского Федерального округа в рамках сотрудничества с Китаем в научной среде получает широкий отклик, существует большое количество работ, посвящённых изучению этой темы.
Во-первых, стоит выделить блок работ, направленных на изучение роли СФО в российско-китайских отношениях. С. А. Карганов, доктор исторических наук, в статье «Восточный поворот 2.0, или «Сибиризация» России» переосмысляет новый этап восточной стратегии России и значимость азиатского региона, актуализирует идею «сибиризации» России. По его мнению, переосмысления роли восточных территорий это ключевое направление внутреннего развития и опоры внешней политики. В публикации подчёркивается необходимость комплексного сдвига центра тяжести экономического, демографического и духовного развития страны в сторону Сибири и Урала. В статье Е. П. Нехорошкова и А.А. Арошидзе «Внешнеторговые отношения Китая и регионов Сибири через призму комплементарности, специализации и устойчивости развития» авторы определяют роль регионального уровня в укреплении внешнеэкономического сотрудничества, в том числе через реализацию масштабных проектов и согласование экспортно-импортных профилей. В рамках исследования особое внимание уделено анализу торговых потоков между Китаем и регионами Сибирского федерального округа, включая их специализацию, взаимодополняемость и устойчивость. Полученные результаты позволяют более точно оценить потенциал СФО в укреплении экономических связей с КНР. Е. А. Шерин в статье «Внешнеторговое сотрудничество Китая и Сибирских регионов» определяет структуру отраслевого и географического сотрудничества сибирских регионов с Китаем, выявляет особенности и проблемные места разворота вектора сотрудничества России на Восток.
Анализ таможенного регулирования РФ нашёл отражение в работах Е.О. Завьяловой «Роль таможенно-тарифного регулирования во внешней торговле с Китаем (на примере регионов Сибирского федерального округа)» , где подчёркивается стратегическая значимость регионов СФО благодаря их географическому положению и экспортной специализации. Исследование выявляет устойчивые товарные потоки между субъектами округа и КНР: в Китай поставляются ресурсы ТЭК, лесоматериалы и агросырьё, в то время как импортируются машины, оборудование и химическая продукция. Особое внимание уделено таможенно-тарифному регулированию, влияющему на структуру экспорта. В частности, показано перераспределение поставок древесины от сырья к продукции с добавленной стоимостью. С.Т. Исмаилов и М.А. Вивальди «Анализ взимания и уплаты таможенных платежей в части акцизов на ввоз товаров» в работе рассматривают значимость акцизов в общей системе таможенного налогообложения, а также их фискальная и регулирующая роль в обеспечении доходной части бюджета. Проанализированы актуальные изменения в ставках акцизов, применяемых при импорте, и их влияние на экономическую ситуацию в стране. В завершение обозначены ключевые направления совершенствования механизма взимания акцизов в контексте современных экономических условий.
Объектом исследования является региональное сотрудничество между Сибирским федеральным округом (СФО) и Китайской Народной Республикой (КНР), Предметом исследования - особенности и формы взаимодействия между регионами СФО и провинциями КНР.
Хронологические рамки: нижней границей изучаемого периода является начало 2022 года, выбор нижней границы обусловлен существенными изменениями во внешнеэкономической и внешнеполитической повестке России, вызванными изменившейся международной обстановкой и усилением санкционного давления со стороны стран Запада. В этот период государственная стратегия переориентировалась на углубление партнёрства с восточными странами, прежде всего с Китайской Народной Республикой. Регионы Сибирского федерального округа, обладающие значительным природно-ресурсным, логистическим и интеллектуальным потенциалом, стали одними из ключевых участников этого поворота. Верхней границей является май 2025 г., поскольку по итогам российско-китайского саммита в Кремле президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин приняли «Совместное заявление о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» . Документ придаёт особое значение межрегиональному экономическому сотрудничеству, включая развитие логистических коридоров, поддержку трансграничной торговли и формирование новых кластеров взаимодействия между приграничными субъектами РФ и регионами КНР. Данный рубеж фиксирует переход к качественно новому этапу экономического взаимодействия, и потому обоснованно используется как верхняя граница рассматриваемого периода.
Целью данного исследования - определить особенности межрегионального сотрудничества между регионами Сибирского федерального округа России и провинциями Китая для экономического развития СФО.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическое сотрудничество СФО и КНР.
2. Определить факторы, способствующие и препятствующие эффективному сотрудничеству.
3. Разработать рекомендации по совершенствованию межрегионального взаимодействия на российско-китайском направлении.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования. Сравнительный анализ позволяет сопоставить уровни и формы сотрудничества различных субъектов Российской Федерации с КНР с целью выявления конкурентных преимуществ СФО по сравнению с другими федеральными округами. Для анализа были выбраны следующие критерии: экономические показатели (товарная характеристика экспортаимпорта), географическая близость, количество инфраструктурных проектов (мосты, транспортные коридоры), уровень гуманитарных связей (количество китайских студентов и образовательных программ с Китаем, сотрудничество университетов), количество межрегиональных соглашений. Системный подход используется для комплексного рассмотрения взаимодействия регионов СФО с Китаем как целостной системы, включающей экономические, геополитические, институциональные и логистические компоненты. Метод контент-анализа применяется при изучении нормативно-правовой базы, межгосударственных и межрегиональных соглашений, стратегий внешнеэкономического развития, публикаций в научной и деловой прессе. Данный метод позволяет выявить ключевые темы, тенденции и установки, определяющие подход к сотрудничеству с Китаем как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Источниковая база исследования представлена разнообразными информационными ресурсами. Первую группу источников составили нормативно-правовые акты Российской Федерации и КНР, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности» - базовый закон, определяющий правовые и организационные основы ВЭД в РФ, формы государственного регулирования (лицензирование, квотирование, валютное регулирование, меры экономической политики и т. д.). Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» - устанавливает общий порядок
координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей. Постановления Правительства №311 , №312 , №31311 - устанавливают порядок определения страны происхождения товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Эти правила важны для применения таможенных пошлин, тарифных преференций, антидемпинговых и компенсационных мер. Закон КНР «О внешней торговле» (TAAKAffSAA^M^) - устанавливает общий правовой режим внешней торговли, включая экспорт, импорт, лицензирование, антидемпинг, субсидии и технические барьеры. Таможенный закон КНР (TAAKAffЙЖАЙ) -регулирует таможенные процедуры при ввозе и вывозе товаров, включая сборы, декларирование, надзор, проверку и инспекцию.
Вторую группу источников составили соглашения между РФ и КНР, направленные на развитие гуманитарных связей. «Соглашение между правительством РФ и правительство КНР о культурном сотрудничестве» , документ обеспечивает правовую основу для развития сотрудничества в области искусства, музыки, театра, кино, литературы, музеев, библиотек, а также народного творчества. «Меморандум о реализации плана действий по развитию Российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере» , направленный на развитие российско-китайских отношений всестороннего стратегического взаимодействия и партнерства, и по которому был разработан «План действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной области». В мае 2025 года было заключено всеобъемлющее «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху в ознаменование 80-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии и образования Организации Объединенных Наций» , один из аспектов направлен углубление межкультурного сотрудничества.
Проведённое исследование позволило выявить особенности, тенденции и перспективы развития межрегионального сотрудничества между субъектами Сибирского федерального округа и провинциями Китайской Народной Республики. В условиях изменяющейся международной обстановки и переориентации внешнеэкономических приоритетов Российской Федерации взаимодействие с КНР приобретает особую значимость, а роль СФО в этих процессах существенно возрастает.
Комплексный анализ показал, что сотрудничество охватывает преимущественно торгово-экономическую сферу и базируется на транспортной связанности, ресурсной специализации регионов. Наряду с этим прослеживаются положительные сдвиги в гуманитарной, научно - образовательной и инвестиционной сферах. Вместе с тем сохраняются диспропорции в структуре двустороннего обмена, выражающиеся в сырьевой направленности экспорта и зависимости от высокотехнологичного импорта.
На региональном уровне СФО демонстрирует наличие значительного потенциала в расширении кооперации с китайскими партнёрами, в том числе за счёт локализации производств, развития логистических хабов и внедрения цифровых решений в торгово-транспортные процессы. Особую роль в этих процессах играют Томская, Иркутская, Новосибирская и Красноярская области, где наблюдается положительная динамика внешнеэкономических и инвестиционных показателей, а также инициируются совместные проекты.
Актуальные вызовы, такие как ограниченная пропускная способность транспортных коридоров, институциональные различия, сложности с трансграничными расчётами и инфраструктурная фрагментарность, требуют системной проработки и согласованных усилий как на региональном, так и на федеральном уровне. Только при наличии комплексной стратегии, учитывающей специфику регионов и потребности китайских партнёров, возможно формирование устойчивых и сбалансированных форм взаимодействия.
Проведённое исследование позволило всесторонне рассмотреть особенности, динамику и перспективы развития межрегионального взаимодействия между субъектами Сибирского федерального округа и административно-территориальными единицами Китайской Народной Республики. В рамках поставленной задачи была проверена гипотеза о том, что данное сотрудничество служит фактором, стимулирующим социально - экономическое развитие восточных территорий Российской Федерации.
На основе анализа статистических данных, нормативных документов, региональных стратегий и конкретных кейсов удалось выявить устойчивую тенденцию к активизации внешнеэкономических связей между регионами СФО и провинциями КНР. Характерными признаками этого процесса являются: расширение товарооборота, увеличение доли китайских
инвестиций в ключевые отрасли экономики, запуск совместных индустриальных площадок, а также развитие транспортно-логистической инфраструктуры, обеспечивающей экспортную и транзитную функцию территорий.
Результаты исследования подтвердили, что сотрудничество на субнациональном уровне выходит за рамки исключительно торговых интересов: оно включает элементы технологического, образовательного и институционального обмена, усиливая взаимозависимость регионов и создавая условия для комплексной модернизации экономики. Особое внимание в работе уделено таким субъектам, как Томская, Иркутская и Новосибирская области, а также Красноярский край, на примере которых прослеживаются реальные эффекты от устойчивого взаимодействия с китайскими партнёрами.
Несмотря на отмеченные достижения, сохраняется ряд ограничений, снижающих эффективность сотрудничества: это и сырьевая направленность экспорта, и проблемы с пропускной способностью инфраструктурных коридоров, и сложности в финансовых расчётах в условиях санкционной среды. Для преодоления этих барьеров необходим переход к более сбалансированной модели взаимодействия, предполагающей развитие высокотехнологичной кооперации, повышение степени локализации производств, а также цифровизацию логистических и таможенных процессов.
Итогом проведённого анализа является вывод о том, что региональное сотрудничество с КНР становится неотъемлемым компонентом устойчивого роста СФО, способствует укреплению экономических позиций восточных регионов в федеральной структуре и формирует предпосылки для интеграции в более широкие евразийские экономические процессы. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в рамках настоящей работы, получила подтверждение.
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 14.03.2025).
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 14.03.2025).
3. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12
дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/7faf10d5db4889ccd4 21abd45b63fd2b43a3dea7/ (дата обращения: 29.05.2025).
4. Меморандум о реализации плана действий по развитию российско - китайского взаимодействия в гуманитарной сфере // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499014828 (дата обращения: 15.12.2024).
5. О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 09 марта 2022 г. № 312 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411232/ (дата обращения: 07.01.2025).
6. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ // Гарант : информ.-правовое обеспечение. - М., 2025. - URL: https://base.garant.ru/179963/ (дата обращения: 15.12.2024).
7. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. № 100 : постановление Правительства РФ от 09 марта 2022 г. № 311 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411231/ (дата обращения: 07.01.2025).
8. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. №100 : Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №313 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_411230/ (дата обращения: 07.01.2025).
9. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 08 декабря 2003 г. №164-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2025. - URL: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения: 15.12.2024).
10. Совместная российско-китайская декларация / Электронный фонд
правовых и номративно-технических документов. - [Б. м.], 2025. -
URL://docs.cntd.ru/document/1901175 (дата обращения: 14.03.2025).
11. Совместная российско-китайская декларация / Электронный фонд
правовых и номративно-технических документов. - [Б. м.], 2025. -
URL://docs.cntd.ru/document/1901175 (дата обращения: 14.03.2025).
12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху в ознаменование 80-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии и образования Организации Объединенных Наций // Президент России. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/6309 (дата обращения: 15.12.2024).
13. Соглашение между правительством Российской Федерации и
правительством Китайкой Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров // Министерство иностранных дел Российской Федерации. - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contrac ts/2_contract/45417/ (дата обращения: 15.12.2024).
14. Социально-экономическое положение России - 2008 год //
Федеральная служба государственной статистики. - [Б. м.] , 2025. - URL:-
https ://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b08_01 /Main.htm.
15. ФТС России напоминает: с 1 января обнулена пошлина на экспорт
нефти из России в рамках завершения налогового маневра // Федеральная таможенная служба. - [Б. м.], 2025. - URL:
https://customs.gov.ru/press/federal/document/550671 (дата обращения
02.06.2025)...52