Введение
Глава 1. Формирование тайваньской проблемы и политика США в отношении Китая с 1949 по
1979 гг 9
Глава 2. Характер американо-китайских отношений в 1980-1990-е гг. Фактор демократизации
Тайваня 22
2.1 Демократические преобразования тайваньского общества в 1990-е гг. Попытка курса на
независимость 22
2.2 Сотрудничество КНР и США в 1980-1990-е гг 32
Глава 3. Взаимодействие в треугольнике США-КНР-Тайвань в 2000-2016 гг 51
Заключение 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ИСТОЧНИКИ: 81
ЛИТЕРАТУРА: 87
На сегодняшний день США и КНР - это государства, которые способны существенно влиять на мировые процессы. Такая роль двух стран обусловлена многими показателями, такими как расходы на оборону, сильная экономика, участие в СБ ООН и др., поэтому от развития американо-китайского диалога будет зависеть как политическое поведение других государств, так и безопасность всей международной системы.
На всем протяжении развития американо-китайские связи характеризовались неоднозначностью: сотрудничество сменялось углублением противоречий и наоборот. Принципиальными причинами часто изменяющихся отношений служили многие факторы. Одним из них, способным повлиять на возможные пути развития двустороннего взаимодействия, является тайваньский вопрос. Эта проблема, ставшая крупнейшим раздражителем в диалоге США и КНР, возникла в далеком 1949 г. и оказалась более трудно разрешимой, чем считалось изначально. С момента возникновения тайваньского вопроса и по сей день вся внешняя политика Пекина с другими странами строится, прежде всего, на признании формулы «Одного Китая», и малейшее отхождение от этого принципа способно существенно ухудшить политическое взаимодействие между Китаем и странами мирового сообщества. Поэтому, учитывая особую значимость этого вопроса для КНР, а также неоспоримый факт возвышения мощи Китая, надо признать, что изучение отношений между США и КНР в свете потенциально взрывоопасной роли тайваньского вопроса приобретает неоспоримую значимость, что и обуславливает актуальность исследуемой темы.
Кроме того, актуальность данной ВКР заключается еще и в следующем. Базу для написания работы составили труды многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых основным является труд Г.В. Зиновьева «История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос». Но ввиду того, что это единственное комплексное исследование по 2005 г., то данная ВКР позволяет проследить историю взаимоотношений в треугольнике США-КНР-Тайвань и дальше до 2017 г. и, тем самым, восполнить этот пробел.
Объектом данной работы выступают американо-китайские отношения с момента возникновения тайваньской проблемы в 1949 г. и до 2017 г., являющиеся на сегодняшний день одними из самых важных двусторонних отношений в мире.
Предметом исследования является тайваньский вопрос в условиях постоянной трансформации американо-китайских отношений и его влияние на развитие взаимодействия двух стран.
Цель данной ВКР - характеристика и выявление роли тайваньского вопроса в выстраивании американо-китайского диалога.
Для раскрытия темы были поставлены следующие задачи:
1. Определить факторы, приведшие к появлению тайваньской проблемы.
2. Проследить основные этапы американо-китайского взаимодействия с 1949 по 2016 гг., выявить актуальные проблемы двусторонних отношений и перспективы их разрешения, а также определить ряд факторов, дестабилизирующих ситуацию вокруг тайваньской проблемы.
3. Установить особенности пути демократизации Тайваня, проанализировать попытки Тайваня на самоопределение, сопоставить реакцию США и КНР на демократические реформы острова.
В выпускной квалификационной работе было задействовано большое количество источников и литературы на русском, английском и китайском языках, относящихся к проблеме влияния тайваньского вопроса на американо-китайское взаимодействие с 1949 по 2016 гг. или же детально освещающих отдельные аспекты данной темы.
В данной работе были использованы различные документы, обладающие практической направленностью, среди которых наиболее применимыми явились:
Во-первых, это всеобъемлющий Сборник ключевых заявлений из Вашингтона, Пекина и Тайбэя на английском языке «Китай/Тайвань: Эволюция политики “Один Китай”», где содержится ценный перечень договоров, имеющих отношение к малому треугольнику США-КНР-КР, анализ которых важен для глубокого понимания изучаемой проблемы . Данный Сборник был подготовлен специалистом по вопросам безопасности в Азии Ширли А. Каном в рамках Исследовательского Центра при Конгрессе США. Особенность упомянутого документа заключается в том, что он освещает эволюцию взаимоотношений как США с КНР, так и США с Тайванем, где отчетливо прослеживается двусмысленное отношение американской администрации к тайваньской проблеме через призму официальных заявлений Белого дома на протяжении четырех десятилетий, начиная с 1971 г. Главными аспектами приведенных в Сборнике заявлений явились три проблемные области: суверенитет над о. Тайвань, применение силы или принуждения КНР против острова, а также межбереговой диалог.
Во-вторых, это три Стратегии Национальной Безопасности США: СНБ вовлеченности и расширения от 1995 г., СНБ США для нового столетия от 1998 г., СНБ США от 2006 г..
Уникальность данных документов заключается в том, что они демонстрируют официальную позицию американской администрации в определенный временной промежуток, позволяют проследить трансформацию внешней политики Вашингтона на китайском направлении и изменение тональности в отношении китайского правительства. Кроме того, отметим, что равноценный вклад в оценку политики Вашингтона на китайском направлении также внесли «Четырехлетний обзор обороны США от 06.02. 2006 г»4 и Доклад Конгрессу США «По проблемам безопасности от 25.11. 2005 г.».
В-третьих, это Доклад конгрессу США «Тайвань: основные продажи оружия США с 1990 г.», который также был подготовлен Ширли А. Каном в рамках Исследовательского Центра при Конгрессе США. Данный документ позволяет проследить динамику поставок американского вооружения на остров после разрыва дипломатических отношений между
США и Тайванем и последующего подписания Закона об отношениях с Тайванем (ЗОТ) в 1979 г. В докладе приводятся статистические данные и расшифровки поставляемого вооружения, а также объясняются причины как расширения военных связей Вашингтона и Тайбэя, так и сворачивания деловых контактов.
В добавление к вышесказанному отметим, что при написании данной работы были задействованы такие электронные ресурсы, как официальные сайты Госдепартамента США,
Белого дома США, Министерства обороны США, МИДа КНР и посольства КНР в США, интернет-версия американской газеты «Нью-Йорк таймс», «Лос-Анджелес таймс», интернет- версия официального печатного издания ЦК КПК «Жэньминь жибао», информационные китайские агентства «Синьхуа», «Хуанцю», «Гоцзи пиньдао», а также информационный портал о. Тайвань.
Обращаясь к использованной литературе, необходимо, прежде всего, констатировать, что главной опорой в написании данной работы выступила объемная монография Г.В. Зиновьева «История американо-китайских отношений и тайваньский вопрос», в которой автор рассматривает историю взаимодействия США и КНР с 1949 по 2005 гг. через призму тайваньской проблематики . Данный труд Г.В. Зиновьева ценен и актуален для использования в ВКР в связи с тем, что это единственный в отечественной науке материал, содержащий в себе всестороннее исследование американо-китайского взаимоотношения и влияния на это взаимодействие такого чувствительного аспекта, как тайваньский вопрос на протяжении всей послевоенной эпохи. Сильной стороной монографии является то, что автор задействовал большое количество материалов при написании книги, а именно: документальные материалы из архивов США, произведения мемуарного характера, воспоминания госсекретарей и советников американских президентов по вопросам национальной безопасности. Стоит отметить, что в конце монографии также собрано порядка 30 основных договоров на английском языке, например, Шанхайское коммюнике 1972 г. или же Девять принципов Е Цзяньина, что также оказало помощь при написании ВКР. Нельзя не упомянуть, что Г.В. Зиновьев искусно использовал теорию «треугольника», которая была разработана американскими политологами для анализа взаимоотношений в треугольнике США-КНР-СССР, событий, происходивших в так называемом «малом треугольнике»: США-КНР-Тайвань (КР). Данная монография является серьезным научным вкладом в отечественное китаеведение и, безусловно, была полноценно использована для написания данной ВКР.
Кроме того, хорошим подспорьем в изучении выбранной проблематики международных отношений послужили работы таких отечественных исследователей, как Е.П. Бажанов, С.Н. Гончаров, А.М. Дедовский, А.М. Лоханин, О.А. Тимофеев, С. Сергейчук. Перечисленные исследователи в своих работах полноценно осветили многие аспекты американо-китайского диалога, включая тайваньский фактор. В их работах была изложена логика развития двусторонних отношений, их конфликтного потенциала, что не только необходимо для постижения прошлого, но также жизненно важно для прогнозирования американо-китайских взаимоотношений на фоне тайваньской проблематики. Отдельного внимания в российской историографии заслуживают труды В.Г. Бурова и Ю.М. Галеновича. Этими научными деятелями был проведен глубокий анализ таких процессов на о. Тайвань, как экономическая, политическая модернизация тайваньского общества и демократизация, начавшиеся в 1950 г. и 1986 г. соответственно; были изучены президентские выборы на о. Тайвань, трансформация тайваньского мировоззрения, в том числе и политические взгляды жителей острова.
Отдельного внимания заслуживают работы ряда российских современных исследователей, которые скрупулёзно изучили тот или иной компонент взаимоотношений в треугольнике США-КНР-КР, что также внесло вклад в написание данной ВКР. Среди них выделим кандидата ист. наук С.Н. Мирошникова, который углубленно изучил политику США в отношении Китайской Республики (КР) в 1953-1955 гг.; кандидатов ист. наук Т.А. Бычкову и А.П. Косова, которые исследовали китайскую политику Белого дома в период президентства Б. Обамы; с.н.с. Института Дальнего Востока РАН В.И. Трифонова, который в своей работе дал объективную оценку развития американо-китайского диалога в контексте изменяющейся обстановки в АТР, не упуская из поля зрения тайваньский вопрос; доктора полит. наук факультета Международных отношений СПбГУ Я.В. Лексютину, которая в своих трудах сконцентрировала внимание на проблеме Тайваня во внешней политике США на современном этапе, происходящих изменениях во внутриполитической ситуации на острове и на оценке действий и заявлений лидеров тайваньских политических партий по вопросам будущего статуса острова и межбереговых отношений. .
В ВКР были активно задействованы труды западных и восточных исследователей. Среди западных приоритетными в использовании оказались: Х. Мэиэр и Р.С. Росс , исследовавшие венные связи Вашингтона и Тайбэя и тайваньский кризис 1995-1996 гг. соответственно. Более того, работы Д. Фелла, Н.Б. Тукера, М.Ж. Брауна явились ценным источником необходимого материала для изучения особенностей перехода от авторитаризма к демократизму на о. Тайвань, а также характеристики политической эволюции острова.
Среди китайских и японских авторов, чьи работы были задействованы при написании данной ВКР, особо значимыми явились труды Е.Е. Дагдага, Ясухиро Мацуды и Чэнь Мумина, так как данные исследователи не только наглядно демонстрируют процессы, происходящие на Тайване во время президентства Чэнь Шуйбяня и Ма Инцзю, но и раскрывают воздействие этих процессов на взаимодействие острова с США и материковым Китаем. Ввиду сравнительно небольшого количества подобного рода работ, где показан характер взаимодействия всех сторон малого треугольника на современном этапе, данные труды представляют собой кладезь ценного материала для анализа.
Изучение форм американо-китайского взаимодействия не только способствует лучшему пониманию системы международных отношений, но и позволяет спрогнозировать сценарий развития диалога двух важных мировых игроков.
Вектор связи, складывающийся между США и КНР зависит от двух граней американо-китайских отношений: с одной стороны - это сотрудничество, с другой - конфликтность. Такое положение вещей диктуется многими причинами, такими как несовместимые идеологии, разное экономическое и политическое развитие. Кроме того, динамика межгосударственных отношений во многом зависит от подхода США к национальным интересам Китая, среди которых центральное место занимает тайваньская проблема.
Для Пекина принадлежность Тайваня - это сфера «коренных интересов» Китая, которые включают в себя защиту суверенитета и территориальной целостности страны. Китай отстаивает свое право объединиться с островом и придает первостепенное значение разрешению этой проблемы. Кроме того, Пекин всегда открыт для диалога с Вашингтоном, если учитываются его «коренные интересы». В такие периоды «учета» чаяний китайского руководства и открываются новые горизонты межгосударственного взаимодействия.
Анализируя же цели США, следует признать, что Вашингтон лишь временами проявляет уважение к своему азиатскому партнеру. В основном это происходит по мере возникновения каких-то острых глобальных вопросов, которые затрагивают американские интересы. Такой расклад дел способствует тому, что тайваньский вопрос и по сей день не имеет возможности решения. Тут следует заметить, что и поддержка острова Вашингтоном происходит, прежде всего, из-за учета своих собственных целей, а уже затем из-за беспокойства о защите Тайваня.
Так, даже после восстановления дипломатических отношений между США и КНР в 1979 г. тайваньская проблема никуда не исчезла - поддержка острова Вашингтоном продолжалась и оставалась негативным фактором для американо-китайских отношений.
В начале 80-х гг. XX в. в Китае осознали, что США не поддерживают его воссоединения с Тайванем и продолжают проводить политику двойных стандартов в решении тайваньского вопроса. Кроме того, Пекин понял, что США используют его как рычаг давления на СССР, тем самым отводя ему второстепенную роль в американокитайском партнерстве. Учитывая эти разногласия между Пекином и Вашингтоном по тайваньскому вопросу и анализируя международную обстановку, КНР взяла на вооружение концепцию «трех миров», тем самым, уравняв для себя США и СССР. Такая новая геополитическая стратегия позволила китайцам занять более принципиальную позицию в 78
тайваньском вопросе, что привело к подписанию Коммюнике от 17 августа, которое позволило заложить основу устойчивого развития американо-китайского взаимодействия в 1980-х гг.
Одновременно в 1980-х гг., несмотря на разрыв дипломатических отношений, взаимовыгодные связи США и Тайваня продолжали успешно развиваться. Это сотрудничество Вашингтона и Тайбэя хоть и оставалось возможным очагом напряженности в треугольнике США-КНР-КР, однако перерастание трений касательно острова в реальное военное противостояние было маловероятно. Экономические, политические выгоды от наладившихся двусторонних американо-китайских отношений толкали заинтересованные стороны к сдержанности и компромиссам.
Рубеж девяностых стал испытанием на прочность, как для Пекина, так и для Вашингтона. Фактор антисоветизма утратил свою актуальность в связи с крахом социалистической системы и СССР. Более того, не добавляло оптимизма и изменившееся восприятие о Китае, который стал для американцев деспотичным, авторитарным государством после событий 1989 г. С таким раскладом сил США и Китай вступили в проблемные девяностые годы. Учитывая эти обстоятельства, трудно было ожидать благоприятного развития отношений между странами. Впрочем, несмотря на то, что с начала 90-х гг. XX в. американо-китайские отношения вновь приобрели некую взрывоопасность, надо отметить, что руководителям двух стран, иногда в спешном порядке, но все же удавалось не доводить возникавшие проблемы до точки кипения. Что касается тайваньского вопроса, то в связи с политической эволюцией острова, приведшей к развитию демократии и возникновению политических сил, ратующих за провозглашение независимости, неопределенный статус Тайваня являлся самым оптимальным для всех сторон треугольника США-КНР-КР.
С началом нового века в треугольнике США-КНР-КР наступали новые времена. На Тайване к власти пришла ДНИ, поэтому вероятность независимости острова из чисто теоретической в любой момент могла воплотиться в практическую. Что же касается США и КНР, то с началом XXI в. продолжала углубляться экономическая и государственная взаимосвязь двух стран - это происходило на фоне возвышения Китая и относительного ослабления США, чему способствовал ряд новых процессов, происходящих в мире. Террористическая атака 2001 г. и финансовый кризис 2008 г., потрясшие США, сыграли на руку Китаю, продолжавшему демонстрировать ежегодный рост. Перемена мест в экономической иерархии способствовала тому, что Вашингтону трудно стало навязывать свою точку зрения.
Кроме того, большую роль в перестановке сил сыграл и процесс нормализации китайско-тайваньских связей. Новый президент острова Ма Инцзю игнорировал Вашингтон, предпочитая добрые соседские отношения с Пекином.
Следует упомянуть и то обстоятельство, что Китай в XXI веке научился действовать уже не так прямолинейно в отношении Тайваня. Теперь китайское руководство сочетало в своей тайваньской политике метод «кнута» и «пряника». Наряду с военной силой (кнут) Пекин демонстрировал и мягкую силу (экономическое партнерство). Такие перипетии в треугольнике США-КНР-КР поставили Вашингтон в двоякое положение. С одной стороны, США были довольны стабилизацией ситуации в Тайваньском проливе, а с другой - неспособность пресечь жесткие действия Китая на фоне становления китайско-тайваньского диалога вызывали беспокойство Белого дома и заставляли вырабатывать новую стратегию в тайваньском вопросе, который затрагивал суверенитет и территориальную целостность КНР. Маловероятно, что Вашингтон пошел бы на серьезные уступки Пекину, так как переход Тайваня под юрисдикцию Китая еще больше бы подорвал стратегические интересы США в АТР, поэтому перспективы разрешения тайваньского вопроса для всех заинтересованных сторон, скорее всего, будут зависеть от того, в каком ключе будут развиваться американокитайские отношения.