Аннотация 3
Введение 4
1. Опийная экономика в Афганистане: обзор 9
1.1. Тенденции в области культивации опийного мака и производства опиатов 10
1.2. Факторы, влияющие на выращивание мака 15
1.3. Альтернативы выращиванию мака 17
1.4. Наркотики и коррупция 19
2. Транснациональная торговля афганскими опиатами 23
2.1. Основные пути наркотрафика, рынки сбыта и распределение наркодоходов 23
2.2. Пакистан и Иран 24
3. Афганский наркотрафик как угроза для России и США 26
3.1. Россия как рынок для афганского героина 26
3.2. США и борьба с наркотиками в Афганистане 29
4. Северный маршрут 32
4.1. Казахстан 38
4.2. Киргизия 41
4.3. Узбекистан 44
4.4. Туркмения 46
4.5. Таджикистан 47
5. Граница между Таджикистаном и Афганистаном более детально 50
Заключение 55
Наркоторговля - противозаконная торговля запрещенными наркотическими средствами. Представляет собой многомиллиардный криминальный наркобизнес. Доходы от этого незаконного бизнеса никогда и нигде не способствовали экономическому росту и развитию государств или их отдельных регионов. Напротив, контроль наркоструктур над огромными финансовыми и материальными средствами представляет серьезную опасность для любой, и прежде всего слабой, экономики. Наркомафия удерживает в своих руках многие, в том числе ключевые отрасли экономики, свидетельствует о том, что вместо стимулирования национальной экономики организованная наркопреступность «консервирует» отсталость. К основному, самому крупному за последние десятилетия по мировому производителю опия-сырца и героина можно с уверенностью отнести Афганистан.
Афганистан - это страна с зоной масштабного вооруженного конфликта. Сохраняющаяся в Афганистане нестабильность представляет собой главную угрозу региональной безопасности. Этой нестабильности способствует роль страны как центра мирового производства опиатов.
Под наркотрафиком, или каналом незаконной транспортировки наркотических средств, принято понимать совокупность маршрута перемещения, используемых транспортных средств, способов сокрытия наркотиков, в том числе при пересечении государственных и таможенных границ, а так же лиц, принимающих непосредственное участие в незаконной транспортировке и причастных к обеспечению ее безопасности.
Положение в соседнем с нами Исламском Государстве Афганистан вызывает тревогу. Ситуация в этой стране, где междоусобная война стала доминантой общественных отношений, не может оставлять равнодушным мировое сообщество. Афганский конфликт создаёт собой опасную тенденцию возникновению международного терроризма, безнаказанного распространения оружия и наркотиков.
Во всемирном докладе о наркотиках за 2014 год, подготовленный Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), на долю Афганистана приходится 80 процентов глобального производства опиума и 74 процента нелегального производства опиума в мире; свыше 90 процентов опиатов, произведенных в Афганистане, вывозятся из страны.
Такую картину как молодые люди с потухшими взглядами, внезапными вспышками агрессии и сколотыми руками, можно увидеть практически в любом американском и европейском городе, в том числе и в среднеазиатских и российских городах. По данным Федеральной Службы по Контролю за Незаконным оборотом наркотиков Российской Федерации (ФСКН РФ) ежегодно от употребления героина гибнут тридцать тысяч россиян, в прошлом 2017 году Россия вышла на первое место в мире по количеству наркоманов, употребляющих героин. Ежегодно из Афганистана в Россию завозят двенадцать тонн белого порошка, которые превращаются в три миллиарда порций 4 героина.
По данным ООН, самым крупным за последние десятилетия мировым производителем опия-сырца и героина является Афганистан. 29 июня 2011 года издание «Independent on Sunday» подтвердило тоже, что Афганистан является самым крупным производителем героина и каннабиса в мире, и что военные действия США в этой стране мало что изменили.
Почему для меня актуален Афганистан? Все очень просто, я житель Республики Таджикистан, самый близкий сосед Афганистана по этническим, религиозным, культурным сферах. Не стабильность нашего соседа и лидерство по производству героина и каннабиса в мире, оказывает пагубное влияние на социально-экономическую жизнь нашей Республики, вызывая политическую нестабильность, способствуя росту коррупции, а также увеличению числа заболеваний, связанных с немедицинским употреблением наркотиков и пр.
В связи с этим данная цель этого исследования является: проследить формирование роста производства наркотиков в Афганистане, как происходил процесс распространения наркотиков из Афганистана, структуру, которая обеспечивает наркотрафик и доставку наркотиков из Афганистана через «Северный Маршрут» на соответствующие страны с 2010 по 2015 гг.
Исходя из этого, задачей данного исследования является:
• Показать рост производства наркотиков в Афганистане;
• Анализ путей доставки наркотиков из Афганистана в зарубежные страны;
• Изучение «Северного Маршрута» наркотрафика из Афганистана.
Объект данного исследования: Афганистан как центр наркотической угрозы.
Предметом данного исследования выступает: процесс формирования наркоугрозы в Афганистане, структура, связанная с изготовлением и поставкой наркотиков из Афганистана в зарубежные страны с 2010 по 2015 гг.
Хронологические рамки: с 2010 по 2015 гг. Данный выбор этого отрезка времени обусловлен активизацией новых угроз и маршрутов наркотрафика из Афганистана на региональном и глобальном уровнях, а также активизацией вывода войск США и НАТО и начало обеспечения безопасности в Афганистане местными силовыми структурами.
В работе были использованы, в первую очередь, статистическо-аналитические материалы, которые помогли сопоставить данные о производстве наркотиков и динамику угрозы. Учитывая тот факт, что объектом исследования стал современный этап афганской наркотической угрозы.
Работал с докладами Управления ООН по наркотикам и преступности, докладами рабочей группы Института «East-West», докладами Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ), трудами президента Республики Таджикистан - Эмомали Рахмон, Мирзоев С. Т., Саркорова А., Мамонтов А. В. и другие, которые рассмотрели статистику, анализ и динамику формирования наркоугрозы из Афганистана.
Существенный интерес представляют доклады рабочей группы Института «East-West» и работы президента Республики Таджикистан - Эмомали Рахмон., которые подробно описывают и трактуют угрозу Афганского наркотрафика, состояние границ государств «Северного Маршрута», методы противодействия афганского наркотрафика.
В качестве источников использовались официальные сайты, такие как: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), Министерство Внутренних дел Республики Таджикистан (МВД РТ), Министерство внутренних дел Республики Казахстан (МВД РК), Федеральная Служба по Контролю за Незаконным оборотом Наркотиков Российской Федерации (ФСКН РФ), Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ), Управление ООН по наркотикам и преступности.
Для меня ценными источниками являются: доклады рабочей группы Института «East-West»: I. «Afghan Narcotrafficking. A Joint Threat Assessment. Joint U.S.-Russia Working Group on Afghan Narcotrafficking. - EastWest Institute. April 2013.», который был опубликован в 2014 году, членами рабочей группы института «East-West» в США в Нью- Йорке. Институт «East-West» - независимая международная некоммерческая экспертная организация, деятельность которой сфокусирована на противодействии критическим угрозам миру. Институт был основан в 1980 г. в целях укрепления доверия между народами, лидерства и продвижения идеи международного сотрудничества ради
достижения позитивных перемен. Отделения Института находятся в Нью-Йорке, Брюсселе, Москве и Вашингтоне.
ОСНОВНОЙ АВТОР: Екатерина Степанова - российский политолог, руководитель группы по исследованию проблем мира и конфликтов и ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), доктор политических наук(2011), профессор РАН (2015).
РЕДАКТОР: Жаклин МакЛарен Миллер - ведущий сотрудник Программы глобальной вовлеченности США Института «East-West».
КООРДИНАТОРЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ:
1. Владимир Иванов - ведущий сотрудник, директор Московского центра Института Восток-Запад.
2. Жаклин МакЛарен Миллер - ведущий сотрудник Программы глобальной вовлеченности США Института Восток-Запад.
II. «Afghan drug trafficking: the state of Afghanistan's borders Joint Russian-American working group on Afghan drug trafficking», который был опубликован в 2015 году, членами рабочей группы этого же института «East-West» в США.
ОСНОВНОЙ АВТОР: Джордж Гаврилис (George Gavrilis) - приглашенный научный сотрудник Института религий, культуры и общественно-политической жизни (IRCPL) Колумбийского Университета, автор книги «Динамика межгосударственных границ» (The Dynamics of Interstate Boundaries).
КООРДИНАТОРЫ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ:
1. Владимир Иванов - директор филиала Института Восток-Запад в Российской Федерации.
2. Юхва Тран (Euhwa Tran) - научный сотрудник Стратегической инициативы по формированию отношений доверия Института Восток-Запад.
Эти два доклада выявляют возможности активизации российско-американского сотрудничества по противодействию афганского наркотрафика в ближайшем и более отдаленном будущем, конкретизирует эту общую угрозу для каждой из двух стран и выясняет, в чем состоят ее особенности как для России, так и для США.
Работа состоит из введения; пяти глав; четыре из которых разделены на несколько параграфов; заключения; списка источников и литературы.
Результаты исследования могут быть применены для анализа роста производства наркотиков и пути ее доставки в зарубежные страны, а также изучению перспектив и 7
возможностей развития сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотиков из Афганистана.
Таким образом, вышеупомянутые работы, воспроизводят только частичную картину угрозы афганского наркотрафика и борьбы с ним. В целом анализ степени изученности темы исследования показывает, изучение афганского наркотрафика и борьбы с ним на современном этапе требует глубокого изучения, что тоже предопределило выбор данной темы в качестве выпускной квалификационной работы.
Без всякого сомнения, афганская экономика и экспорт, ориентированные на опиум, является источником серьезного беспокойства для целого мира. Сегодня мир в целом, к сожалению, показывает свою беспомощность перед этой угрозой. Коррупционные многомиллиардные рынки мирового масштаба имеют огромнейшее влияние на все стороны жизни современного человечества, и теневой мировой рынок наркотиков здесь весьма показателен в этом смысле. В этот рынок втянуты миллионы людей, производящих, перерабатывающих, транспортирующих, продающих и потребляющих. В решении проблем мешает заинтересованность в производстве наркотиков не только сотен тысяч афганских крестьян, но и больших групп чиновников на высших постах. Эти рынки и эти групповые интересы оказываются сильнее целых стран и отдельных спецслужб. В разорённой войнами стране продажа опийного мака и продуктов его переработки становится сегодня едва ли не единственным источником существования для афганских крестьян - и очередным источником обогащения для международной наркомафии. Местные власти и представители военного контингента под командованием НАТО до сих пор спорят, кто и как должен бороться с наркотрафиком. Сегодня оборот наркотиков уже не ограничивается несметной прибылью. Дельцы такого доходного бизнеса стремятся овладеть властью. Эти кровавые деньги являются источником неисчислимых бед, причиной многих этнических конфликтов, террористических актов, тысяч и тысяч смертей граждан различных государств мира.
Сегодня мы видим, что существует маршрут транспортировки произведенного в Афганистане опия, который по пути (в Афганистане или за его пределами) в специальных лабораториях превращается в героин. Этот маршрут является главным «северный» проходящих через Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Россию и далее через Украину, Белоруссию либо страны Прибалтики в Восточную Европу, Германию и Нидерланды.
Последствие трафика афганских опиатов в социальной, экономической, политической областях и в сфере безопасности выходят за рамки регионов Южной, Югозападной и Центральной Азии. Опийная экономика в Афганистане глубоко укоренена и не проявляет признаков спада. В самом Афганистане наркобизнес служит одним из факторов, подрывающих безопасность, и подпитывает коррупцию во власти и активность полевых командиров и повстанцев. Все это сильно затрудняет для центрального афганского правительства задачу консолидации государственной власти и налаживания эффективного управления. Эти проблемы даже усугубляли запланированный вывод из 55 Афганистана сил НАТО в 2014 г. и значительное сокращение американского контингента. Белый Дом переходил от боевой операции к миссии по оказанию поддержки афганским силам. Белый Дом не знал, какой уровень военного присутствия необходим в оказании помощи афганским силам.
А принятие на себя афганскими властями функций по обеспечению безопасности затруднено в условиях слабости и низкой общей функциональности государственной власти, процветающей коррупции, ухудшающихся условий безопасности и продолжающегося, если не усиливающегося, повстанческого движения.
Таджикистан обращается к России с просьбой о расширении помощи таджикским должностным лицам в укреплении границы с Узбекистаном. Такая помощь может быть оказана путем направления инструкторов для сотрудников контрольно-пропускных пунктов, проведения учений в целях повышения квалификации персонала или просто путем предоставления технического и оперативного оборудования в больших объемах. Такие меры могли бы снизить объем наркотиков, нелегально провозимых через таджикско-узбекскую границу, и дали бы дополнительный импульс духу сотрудничества, на котором строится работа.
Из-за конфликта и нестабильности в Афганистане, люди бегут, бросая дома, скот и скарб. Вокруг Кабула вырастают лагеря беженцев с Юга, их обитатели впроголодь живут в нечеловеческих условиях, до гуманитарной катастрофы здесь один шаг.
Калининград, 2 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин признался, что если бы у него была возможность изменить что-то в истории страны, то он бы хотел предотвратить распад СССР. Тут конечно можно бесконечно спорить, что распад это к лучшему или нет. Но, я все таки хотел бы, чтобы вновь родился СССР. Потому что, характер и масштабы незаконного оборота наркотиков в нашем регионе были во многом обусловлены распадом СССР. В этот период вновь созданные государства внезапно столкнулись с необходимостью самостоятельно осуществлять пограничный контроль, за который прежде отвечала центральная власть. Учитывались также и последствия экономического кризиса, который привёл к натурализации экономики, росту теневого сектора и обнищанию населения постсоветских государств, все больше так или иначе вовлекающегося в наркотрафик. Бедность и высокий уровень безработицы способствуют незаконному обороту наркотиков в регионе. Не последнюю роль в функционировании "северного" маршрута играют также этнические связи между таджиками Северного Афганистана, Таджикистана и таджикскими мигрантами в России.
Последствия тяжелой ситуации в области безопасности в Афганистане выходят далеко за рамки его границ. Поэтому многие государства реально заинтересованы в том, 56
чтобы Афганистан развивался по пути к стабильности и процветанию, а именно Россия и США. Потому что Россия подверглась наиболее разрушительному воздействию наркотрафика из Афганистана, так как граничит со странами, которые входят в «Северный Маршрут». США потому что они являются главным внешним игроком в области безопасности и борьбы с наркотиками в Афганистане и остались таковыми после окончания боевых операций и вывода большей части американских войск в 2014 г. Я считаю, что США и Россия должны сотрудничать друг с другом в противодействии афганским наркотикам.
Сегодня афганский наркотрафик как водоворот, уже сложно предотвратить афганский наркотрафик, все друг с другом связаны, все коррумпированы, если один будет честным другие быстро избавятся от него, соответственно честные должны ассимилироваться. Северный маршрут изучен чиновниками, мафиями, наркоторговцами как пять своих пальцев. Везде в контрольно-пропускных пунктах есть связи «такие же чиновники (свои)». Передача рабочего места, не задержание и не проверка транспортных средств госаппарата тоже не избегать, потому что коррупция и патронаж. Безработица растет, рождаемость растет, преступность за счет безграмотности растет, а безграмотность за счет коррупции.
«Ключ к решению проблем Афганистана находится в руках самого афганского народа»
Эмомали Рахмон.
1. Афганский наркотрафик - угроза безопасности России [Электронный ресурс] // Официальный сайт: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Управление по северо-западному округу, Электрон. дан. - [Б.м.], 2015. - Режим доступа: http://www.fsknszfo.ru/new.php7idM108, свободный
2. Официальный сайт: Министерство внутренних дел Республики Казахстан (МВД РК). - Режим доступа: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/MVD, свободный
3. Официальный сайт: Министерство внутренних дел Республики Таджикистан (МВД РТ). - Режим доступа: http://life.ansor.info/mvd-tajikistan/, свободный
4. Официальный сайт: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ). - Режим доступа: https://xn--b1aew.xn--p1ai/, свободный
5. Официальный сайт: Федеральной Службы Безопасности по Контролю за Незаконным Оборотом Наркотиков Российской Федерации (ФСКН РФ). - Режим доступа: www.fskn.gov.ru/, свободный
6. Доклад президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмон. [Электронный
ресурс] // Официальный сайт: МВД Таджикистана, - Электрон. дан. - [Б.м.], 2011. - Режим доступа: http://akn.tj/wp-content/uploads/2016/05/review-2011.pdf,
свободный
7. Состояние контрольно-пропускных пунктов Республики Казахстан. [Электронный
ресурс] // Официальный сайт: МВД Республики Казахстан, - Электрон. дан. - [Б.м.], 2017. - Режим доступа:
http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/MVD/mvd nav main1/Comitet dep/Dep anti
_narkobesiness/kontr_za_oborotom_narkotikov, свободный
8. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: Совет Безопасности РФ, - Электрон. дан. - [Б.м.], 2017. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/54401, свободный
9. Addiction, Crime and Insurgency: The Transnational Threat of the Afghan Opium. -
Vienna: UNODC. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: United Nations Office on Drugs and Crime. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2009. - Режим доступа:
http://www.unodc.org/documents/data-and-
analysis/Afghanistan/Afghan Opium Trade 2009 web.pdf свободный
10. Afghan drug trafficking: the state of Afghanistan's borders Joint Russian-American working group on Afghan drug trafficking. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: EastWest INSTITUTE. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2015. - Режим доступа: https://www.eastwest.ngo/sites/default/files/ideas- files/Afghanistan%27s%20Borders.pdf, свободный
11. Afghan Narcotrafficking. A Joint Threat Assessment. Joint U.S.-Russia Working Group on Afghan Narcotrafficking. - EastWest Institute. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: EastWest INSTITUTE. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2013. - Режим доступа:
http://www.operationspaix.net/DATA/DOCUMENT/7908~v~Afghan Narcotrafficking
A J oint Threat Assessment .pdf. свободный
12. Afghanistan Opium Survey - Vienna: UNODC. [Электронный ресурс] //
Официальный сайт: United Nations Office on Drugs and Crime. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2008. - Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/crop-
monitoring/Afghanistan Opium Survey 2008.pdf , свободный
13. Afghanistan Opium Survey. [Электронный ресурс] // Официальный сайт: United Nations Office on Drugs and Crime. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2011. - Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/cropmonitoring/Afghanistan/Afghanistan opium surv ey 2011 web.pdf, свободный
14. Afghanistan: when counternarcotics undermines counterterrorism. [Электронный
ресурс] // Официальный сайт: Washington Quarterly, - Электрон. дан. - [Б.м.], 2015. - Режим доступа: http://reformdrugpolicy.com/wp-
content/uploads/2015/09/05autumn felbab.pdf, свободный
15. Drug Situation Analysis Report: Central Asia. [Электронный ресурс] // Официальный
сайт: United Nations Office on Drugs and Crime. - Электрон. дан. - [Б.м.], 2011. - Режим доступа:
http://heroin2011.dbroca.uz/sites/default/files/publications/dsa ca nov 2011.pdf, свободный
...31