Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Отношения между Россией и провинцией Хэйлунцзян в сфере высшего образования в XXI веке

Работа №188709

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Общая характеристика провинции Хэйлунцзян 10
2 Высшее образование в Китае 13
2.1 Общая характеристика высшего образования в Китае 13
2.2 Система высшего образования на примере университета провинции Хэйлунцзян ...21
3 История развития отношений в сфере высшего образования между Россией и Китаем ..24
4 Отношения между Россией и провинцией Хэйлунцзян в наше время 32
4.1 Основные образовательные программы 32
4.2 Качество образования за рубежом 39
4.3 Плюсы и проблемы сотрудничества 41
4.4 Конференции, встречи по улучшению качества образования, улучшения
сотрудничества между Россией и провинцией Хэйлунцзян 46
4.5 Работа и перспективы обучения иностранных студентов в Китае или России по основным образовательным программам 48
Заключение 50
Список использованных источников 53
Список использованной литературы 57


Избранная тема — отношения между Россией и провинцией Хэйлунцзян в сфере высшего образования в XXI веке. В последнее десятилетие Российско-китайские отношения развиваются быстрыми темпами. Практически каждая сфера сотрудничества стран партнеров имеет межправительственные, межведомственные и межрегиональные соглашения. Укрепление партнерства между Россией и Китаем в сфере высшего образования является необходимым для достижения экономической стабильности и устойчивого развития стран в настоящем и будущем. В связи с чем, каждой стране необходимы специалисты, которые владеют не только русским и китайским языками, но и разбираются в особенностях культуры и менталитета другой страны, обладают необходимыми знаниями и опытом.
Надежной информационной базой и составляющей сотрудничества являются нормативно-правовые акты в сфере высшего образования, связанные с вопросами сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Это двусторонние соглашения, меморандумы, договоры и соглашения между вузами двух государств, международные многосторонние соглашения.
Одним из таких документов является договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16.06.2001г. обе страны обязываются в течение долгого времени развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправие и доверие в партнерстве и стратегического взаимодействия, которое соответствует нормам международного права, укреплять приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействовать культурным обменам, ни при каких условиях не применять силу по отношению друг к другу, уважать выбор каждой страны и путь развития, оказывать поддержку по вопросам национального суверенитета и целостности территорий.
Стоит уделить внимание ряду других соглашений: Соглашение между
Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования, 9 ноября 2006 г.; Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации ; Asia-Pacific Regional Convention on the Recognition of qualifications in Higher Education 20115. В основном эти документы были опубликованы на официальных сайтах двух государств. Эти источники являются надежным и первостепенным информационным ресурсом, который позволяет выделить основные направления и условия сотрудничества.
Отдельную группу нормативно-правовых актов составляют законы и подзаконные акты Китайской Народной Республики, которыми регулируется современная система высшего образования государства. Это: Law on the Promotion Of Non-public Schools of the People’s Republic of China; Regulations of the People’s Republic of China on Chinese- Foreign Cooperation in Running Schools («Ф^АЕЛЭДНФ^^^fr^^W)^^^) .
Анализ этих документов позволил выделить специфические черты системы образования КНР. В частности, была установлена роль государственных/провинциальных органов власти в управлении китайскими ВУЗами.
В рамках изучения вопроса особых черт системы высшего образования КНР были использованы иностранные источники (International Education Guide for the Assessment of Education from China, Textor C. Education in China - Statistics & Facts. 2019)8, а также официальная информация, размещенная на официальном сайте Министерства образования КНР (Higher Education Law of the People's Republic of China).
Устав Института Конфуция (ИК) - нормативный акт о принципах работы международного культурно-образовательного центра «Институт Конфуция». Документ содержит принципы и условия функционирования Института за рубежом, предоставляемые им услуги, сведения о штаб-квартире Института, порядок учреждения филиалов за рубежом и их финансирование, регламент управления ИК, его права и обязанности.
Богатой фактологической базой стали материалы из СМИ по вопросам сотрудничества государств. Такие материалы хоть и были краткими, однако содержали мнение ключевых участников политического процесса по развитию диалога. Именно СМИ служат основным источником информации о заключенных соглашениях, тенденциях трудоустройства выпускников в обоих государствах и других важных аспектах сотрудничества.
Актуальность работы обусловлена тем, что Китай является частью мирового рынка образования и занимает одну из ключевых ролей. С каждым годом количество китайских студентов, обучающихся за рубежом растет. И если учитывать, что Китай и Россия территориально близки, взаимно заинтересованы в развитии экономического, научнотехнического и культурного сотрудничества, а также у России есть потребность в привлечении все большего количество иностранных студентов, то дальнейшее расширение и развитие сотрудничества между двумя странами в сфере образования могут быть перспективными. Университеты России продолжают создавать более комфортные условия для студентов, которые приехали из Китая.
Китай усиливает свои позиции в Тихоокеанском регионе на рынке образовательных услуг и тем самым создает серьезную конкуренцию Североамериканскому центру. Многие российские студенты получают образование в Китае или изучают культуру и язык на территории России. Все это создает перспективы для углубления в понимании культур двух стран и содействие развитию отношений между Россией и Китаем.
Основной целью выпускной квалификационной работы является выявление опыта сотрудничества между Россией и провинцией Хэйлунцзян в сфере высшего образования XXI веке.
Объектом научного исследования является сотрудничество в сфере высшего образования.
Предметом исследования является эффективность процесса сотрудничества России и провинции Хэйлунцзян в сфере высшего образования в XXI веке.
Для реализации цели нужно выполнить ряд задач:
• Дать общую характеристику системы высшего образования в Китае и провинции Хэйлунцзян
• Проанализировать нормативно-правовые основы и основные проекты сотрудничества России и КНР, в частности провинции Хэйлунцзян, в сфере высшего образования
• Проследить историю и современный этап формирования сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией в области высшего образования.
• Проанализировать основные образовательные программы, процесс трудоустройства студентов в России и Китае на основе анализа выявить плюсы и минусы сотрудничества между Россией и провинцией Хэйлунцзян
Методами исследования являются: анализ, теоретический метод, исторический метод, историко-сравнительный и историко-системный метод.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. по 2019 г. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что в 1992-м году в результате политических трансформаций после распада СССР и возникновения на этом же пространстве его правопреемника - Российской Федерации, произошло становление нового этапа сотрудничества между двумя субъектами международных отношений - РФ и КНР. Выбор верхней хронологической границы определен утверждением Китая в роли сильной региональной державы в XXI в., основательным его выдвижением как глобальной силы. В новом тысячелетии Россия и Китай выступают в качестве великих держав и являются стратегическими партнерами.
Тема сотрудничества между Россией и Китаем уже была исследована. В первую очередь следует уделить особое внимание трудам исследователей 1990-х гг., а также современным российским исследователям, посвященных анализу исторических аспектов развития сотрудничества между Россией и Китаем в сфере образования, среди которых следует особо выделить Болотова Е.Л, Ефремову Л.И, Изотова Д.А, Медяник Е.И и др.
Л.И Ефремова рассматривает в своей статье реализацию двустороннего сотрудничества между Россией и КНР в области высшего образования, приводит примеры основных направлений сотрудничества в данной сфере и подвергает анализу ключевые особенности сотрудничества. Статья содержит в себе примеры сотрудничества между Россией и КНР в преподавании русского языка в Китае и преподавание китайского языка в России, создание ассоциации университетов КНР и РФ. Л.И Ефремова считает, что на данном этапе сотрудничества стоит уделить внимание продвижение китайского языка и русского языка странам-партнерам. В настоящее время очень большое количество студентов имеет проблемы в изучении иностранного языка и при этом возникает большое количество трудностей в процессе учебы.
В статье Е.И Медяник анализируются совместные проекты в сфере высшего образования, которые являются инновационной формой сотрудничества обеих стран. Статья затрагивает концепцию «мягкой силы», которая является важным звеном в сфере сотрудничества двух государств. Е.И Медяник подчеркивает, что главная цель- это популяризировать культуру России, образовательные услуги на различные пространства такие как ШОС и БРИКС. В процессе достижения этой цели будет происходить постепенное формирование хорошего имиджа РФ в международном пространстве.
При написании данной работы использовалась статься, написанная в совместном исследовании Вероники Роженковой и Уола Раста «Интернационализация высшего образования в России» в данной работе рассматривается интернационализация университетов. Подчеркивается интернационализация в глобальную эру включает в себя дополнительные факторы, такие как английский язык, международные рейтинги и коммуникационные технологии. В данной статье удалось получить важную информацию о проблемах, связанных с образованием в России, а именно конкурентоспособность России, по сравнению с другими странами очень низкая.
В статье И.А Ряснова исследуется гуманитарное сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем в переходный период, а также раскрываются положительные и отрицательные стороны такого сотрудничества, анализируются политические и экономические интересы стран-партнеров.
Исследования, посвященные разным аспектам образовательного сотрудничества, можно разделить на три части:
1) вопросы, которые связаны с интернационализацией высшего образования, на них отвечают труды М. Тадаки и К. Тремевана; 2) о совместных образовательных программах между Россией и Китаем - работы Т.Л. Гурулевой , Ван Ли, И.И. Барановой; 3) сетевое взаимодействие вузов РФ и КНР - исследования Т.Л. Гурулевой, Н.И. Бедаревой, Н.Ю. Гусевской.
Очень много статистической информации было почерпнуто из доклада РСМД «Российско-китайский диалог: модель 2019», отдельным пунктом которого является именно отношения в сфере образования. В данном докладе очень удобно систематизированы факты развития двустороннего диалога по вопросам образования, а также основные факты достигнутых результатов по состоянию на 2019 г.
Как китайские, так и российские авторы уделяют серьезное внимание анализу «мягкой силы». В своей статье Ли Минфу «Мягкая сила во внешней политике Китая в XXI веке» делает вывод, что Китай достиг больших успехов в использовании мягкой силы на международной арене. Е.В Журавлева в работе «Система «мягкой силы» с китайской спецификой и ее особенности» предлагает структуру и систематизацию китайского механизма «мягкой силы» и определяет ключевые компоненты системы «мягкой силы» и ее инструментов, определяет задачи политики «мягкой силы» и препятствия, возникающие при ее реализации, и определение понятия «мягкая сила» с ее китайской спецификой.
Очень важная информация, связанная с изучением развития сотрудничества между Россией и Китаем, находится в работах китайских исследователей Дэн Хунхун и Донг
Хунмэй, Хонг Ма, Чен Ханьцян и др.
Для того, чтобы проанализировать основные тенденции образовательного сотрудничества России и Китая использовались различные статистические данные опубликованные как в иностранных изданиях, так и отечественных. Особое внимание было уделено данным о численности китайских студентов в ВУЗах России по годам и по университетам и численности российских студентов в ВУЗах Китая.
Таким образом, в рамках написания настоящей курсовой работы применялся богатый спектр различных источников, которые в своей совокупности позволили полноценно раскрыть тему исследования и достичь поставленной цели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Взаимодействие России с Китаем на мировой арене имеет давнюю историю, но присутствует неравномерность в развитии отношений. В то же время современная эпоха является наиболее благоприятной и информативной за всю историю российско-китайских отношений. Это связано с примирением двух стран, которое началось в конце прошлого века, и постепенным формированием международно-правовой базы , где Китай и Россия являются соседями. В краткосрочной перспективе Китай занял одно из главных мест на международной арене. Китай быстро развивает международное сотрудничество, потому что развитие и укрепление страны должны строить взаимовыгодные и дружественные отношения с другими странами. Сотрудничество в области высшего образования и привлечение иностранных студентов, которые хотят учиться в китайских университетах, являются неотъемлемой частью развития сотрудничества в других областях.
Анализ сотрудничества РФ и КНР показал, что сходство систем высшего образования способствует развитию и становлению сотрудничества между двумя странами. Многоуровневые системы высшего образования используются в России и Китае. Кроме того, в систему образования России и Китая входят такие высшие учебные заведения, как университеты, колледжи, академии и технические вузы. Высшие учебные заведения, скорее всего, будут разрабатывать образовательные программы исходя из их целесообразности и потребностей общества.
Для Китая сейчас очень важно найти ответы на поставленные глобализацией мировой экономики и растущей конкуренцией вопросы. И одним из вариантов ответа является интернационализация высшего образования. И Китай стремится осуществить переход от импорта образования к экспорту. Реализация данной цели поможет обеспечить защиту национальных интересов Китая. Китай привлекает иностранных студентов для долгосрочного и краткосрочного обучения, знакомит иностранцев с китайской культурой, создавая тем самым определенный круг среди будущих потребителей товаров китайского производства. В то же время он привлекает молодых и начинающих экспертов, которые будут способствовать экономическому развитию Китая. В эпоху, когда экономика Китая тесно связана с экспортно-ориентированными отраслями, интернационализация высшего образования стала необходимым инструментом для распространения влияния Китая по всему миру.
Результатом успешного сотрудничества регионов Сибири, Дальнего Востока и Северо-восточного Китая может стать создание совместных российско-китайских учебных заведений, научно-технологическое сотрудничество и высокий уровень экономического взаимодействия.
В исследовании также изучалось влияние финансовой составляющей российско- китайского сотрудничества в сфере образования для студентов. По сравнению с Европой и Соединенными Штатами китайские студенты выбирают российские университеты не только из-за высокого качества образования, но и из-за их доступных цен (по сравнению с Европой), а также есть возможность получать финансовую помощь от Российского правительства. Китайские студенты также имеют возможность получать гранты на обучение и стипендии в Российской Федерации. В свою очередь, российские студенты, желающие учиться в Китае, также имеют широкий спектр возможностей для получения различных стипендий для обучения в Китае. Это означает, что российско-китайское сотрудничество имеет хорошие перспективы развития и расширения на всех уровнях, при этом участвуют студенты из обеих стран.
Сотрудничество КНР и РФ в области высшего образования и науки реализуется на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которыми урегулированы основные и дополнительные аспекты такой кооперации. Помимо двустороннего сотрудничества государств в области образования, стороны также развивают партнёрство в рамках международных организаций (ШОС, БРИКС). Кооперация России и Китая по вопросам образования активно развивается со второй половины ХХ века и к настоящему времени проходит в следующих направлениях: реализация различных образовательных программ и научных исследований; обмен студентами и преподавателями; развитие программ сотрудничества ВУЗов двух государств; учреждение совместных ВУЗов; государственное финансирование программ академических обменов; программы включенного обучения и др.
На основе анализа документов удалось установить, что приоритетными отраслями для сотрудничества КНР и РФ в сфере образования являются: совместная подготовка специалистов; активизация и установление прямых межвузовских связей; расширение молодёжных обменов в области образования; совершенствование методики изучения и преподавания русского и китайского языков как иностранных; повышение роли культурных и образовательных мероприятий; формирование новых моделей сотрудничества (в том числе совместных ВУЗов).
Провинция Хэйлунцзян имеет общую границу с Российской Федерацией. Следовательно, многие ВУЗы приграничных территорий заинтересованы в налаживании и развитии сотрудничества, укреплении партнёрства по программам академической мобильности. Для российских студентов привлекательными являются направления подготовки по лингвистическим дисциплинам, компьютерным технологиям и инженерии. Для китайских студентов также особый интерес представляют программы обучения филологии, ядерной физики/химии, медицина. Программы академических обменов или даже обучение в зарубежном ВУЗе открывает дополнительные возможности. Во-первых, студент приобретает опыт кросс-культурной коммуникации и знакомства с другой культурой/ментальностью. Во-вторых, в рамках такого обучения появляется возможность не только освоить специальность, но и значительно развить и усовершенствовать лингвистические навыки коммуникации и перевода. В-третьих, многие ВУЗы стран- партнеров предоставляют иностранным студентам, продемонстрировавшим высокие результаты в учёбе, возможность трудоустройства как в институты и организации ВУЗа, так и в коммерческие компании, с которыми налажено сотрудничество.
Подводя итог, можно выделить несколько принципов, присущих развитию российско-китайского сотрудничества в сфере образования. Прежде всего, это постепенное развитие: с расширением законодательной базы увеличилось количество соглашений на правительственном и местном университетском уровне, расширение числа программ. Во- вторых, существует большое количество программ и мероприятий, направленных на изучение и понимание русской культуры китайцами и китайской культуры русскими. Таким образом, студенты могут быстро интегрироваться в окружающую среду. В-третьих, это хорошая перспектива трудоустройства выпускников. Правительства двух стран по- прежнему активно развивают и расширяют сотрудничество в области образования, что находит свое отражение в регулярных встречах глав правительств, заключении совместных договоров и соглашений и проведении совместных встреч. Положительные предпосылки для успешной реализации амбициозных планов могут быть использованы для увеличения числа китайских студентов в российских университетах и российских студентов в китайских университетах, а также для успешной работы институтов Конфуция, особенно Института Конфуция в Томском государственном университете.
Результаты и выводы исследования можно использовать для развития и улучшения сотрудничества между Россией и Китаем. Полезной информацией может послужить выявление плюсов и минусов сотрудничества, а также улучшение качества образовательных программ и решение проблем трудоустройства выпускников. Эти данные помогут улучшить качество образовательного сотрудничества и помочь студентам в получение образования и трудоустройства. Также результаты исследования могут помочь университетам развивать такие организации как Институт Конфуция, основой деятельности которой является распространение китайского языка и культуры.



1. Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки
Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве по проекту создания российско-китайского университета Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Пекинским технологическим университетом. - [Электронный ресурс]. Консорциум. URL:
http://docs.cntd.ru/document/420204349 (Дата обращения: 02.04.2020)
2. Меморандум О реализации Плана действий по развитию российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере. - [Электронный ресурс]. Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/499014828 (Дата обращения: 04.04.2020)
3. Принят во втором чтении законопроект об упрощении трудоустройства для иностранных студентов. - [Электронный ресурс]. Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru/news/47559/ (Дата обращения: 05.04.2020)
4. Российско-китайский диалог: модель 2019: доклад № 46/2019 / [С. Г. Лузянин (рук.) и др.; Х. Чжао (рук.) и др.; гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). - М.: НП РСМД, 2019. - 200 с.
5. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3660 (Дата обращения: 04.04.2020)
6. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о
развитии отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. - [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента Российской Федерации. 05.06.2019. URL: http://kremlin.ru/supplement/5413 (Дата
обращения: 02.04.2020)
7. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования, 9 ноября 2006 г. - [Электронный ресурс]. Национальный информационный центр. URL: https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem coop China 2006 (Дата обращения: 04.04.2020)
8. Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования. - [Электронный ресурс]. Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/902029746 (Дата обращения: 04.04.2020)
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях, 26 июня 1995 г. - [Электронный ресурс]. Национальный информационный центр. URL:
https://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/confirmation/idokb 2577 225553 (Дата обращения:
04.04.2020)
10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством
Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. - [Электронный ресурс]. Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900252 (Дата обращения:
04.04.2020)
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. Консорциум кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/901959023. (Дата обращения: 04.04.2020)
12. Университет Хэйлунцзян (Heilongjiang University). - [Электронный ресурс]. Study in China. URL: https://studyinchinas.com/ru/university/ (Дата обращения: 03.04.2020)
13. Харбинский Политехнический Университет. - [Электронный ресурс]. PortalChina.ru. URL: http://www.portalchina.ru/universities/hit.html (Дата обращения: 05.04.2020)
14. Хэйлунцзян. - [Электронный ресурс]. Регионы Китая. URL: http://russian.china.org.cn/russian/79238.htm (Дата обращения: 02.04.2020)
15. Asia-Pacific Regional Convention on the Recognition of qualifications in Higher
Education 2011. - [Электронный ресурс]. Portal UNESCO. URL:
http://portal.unesco.org/en/ev.php
URL ID=48975&URL DO=DO TOPIC&URL SECTION=201.html (Дата обращения:
04.04.2020)...31



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ