Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕНТИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ТОМСКА И ТОМСКОГО РАЙОНА

Работа №188691

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

антропология

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Теоретические подходы в области изучения идентичности и ценностных ориентаций 9
1.1 Идентичность: подходы к определению 9
1.2 Виды идентичности 14
1.3. Ценностные ориентации 15
Глава 2 Методика исследования 22
2.1 Качественная методология: обоснование использования 22
2.2 Описание процедуры исследования: методы и инструментарий 25
2.2.1 Метод интервью 25
2.2.2 Включенное наблюдение 33
2.2.3 Автоэтнография 39
Глава 3 Ценностные ориентации и профессиональные стратегии молодых педагогов
Томска и Томского района: анализ полученных данных 45
3.1. Характеристика респондентов и их путь в профессию учителя 45
3.2 Духовные ценностные ориентации и их ценности-средства 53
3.3 Профессиональные ценностные ориентации и их ценности-средства 63
3.4 Материальные ценности и идентичность 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Приложение. Гайд интервью 83


Актуальность данного исследования обусловлена тем, что стабильная профессиональная идентичность и понимание своих ценностных ориентаций позволят улучшить педагогическую работу, а исследование данных вопросов даст возможность выделить рекомендации молодым специалистам, которые ищут себя в данной области. Социологи В. А. Иванюшина и Д. А. Александрова пишут, что в современной ситуации число педагогов сокращается, престиж профессии падает, а молодые специалисты предпочитают избегать работы учителем . Действительно можно отметить, что на сегодняшний день многие школы Томска и Томского района испытывают нехватку в молодых учителях, которые также часто не задерживаются на данном месте работы. Например, на начало 2022 учебного года общая нехватка учителей в школах Томского района составила 450 человек , а доля молодых педагогов до 30 лет составляет 17,2 % . Работая в школе, я могу наблюдать, что на большой преподавательский состав приходится всего несколько молодых педагогов до 35 лет (5 человек, включая меня), учитывая, что сама школа нуждается в новых учителях.
Также после общения с молодыми людьми, которые работали в школах после окончания университета, выяснилось, что все они уходили в течение полугода работы. Старшие преподаватели отмечали, что молодые педагоги появляются крайне редко и в большинстве случаев уходят на следующий год работы. По этой причине многие учителя-предметники работают после выхода на пенсию и берут больше двух ставок, чтобы восполнить нехватку специалистов, что в свою очередь сказывается на уровне образования. Проблемы нехватки учителей в школах и привлечение молодых специалистов также широко обсуждаются на государственном уровне.
Исходя из этих проблем видно, что молодые учителя сталкиваются с разными трудностями, которые не дают им возможности дальше работать, а также происходит переосмысление ожиданий от работы в данной сфере после столкновения с действительностью. Важно выяснить, что дает мотивацию для работы тем молодым учителям, которые остаются в данной профессии. Изучение поставленного вопроса с антропологической точки зрения позволит лучше понять самих учителей, а углубленный анализ их практик сможет дать более широкое понимание ценностей современного педагога. Важно проследить за тем, с какими трудностями сталкиваются молодые учителя, как их преодолевают и какие строят стратегии по своему профессиональному развитию.
На сегодняшний день профессия педагога является широко изученной и известной, об учителях снято множество фильмов, написано большое количество научной и художественной литературы. С другой стороны, профессиональная идентичность учителей с антропологической точки зрения практически не изучалась и оставляет широкое поле для рассмотрения поставленной проблемы. Кроме того, учителя могут встречаться со множеством проблем.
В первую очередь, в условиях значительных социальных изменений педагоги сталкиваются с переосмыслением некоторых ценностей. Поэтому важно узнать, что они считают важным для себя в первую очередь и как это влияет на их профессиональные стратегии. А значит важно выяснить, что молодых педагогов привлекает в своей профессии и на что они ориентировались при ее выборе. Также важным этапом является изучение того, что включает в себя профессиональная идентичность молодых педагогов .
Для этого было проведено исследование среди молодых учителей Томска и Томского района, они же и являются его объектом. Предмет исследования - ценностные ориентации и профессиональные стратегии молодых учителей Томска и Томского района.
Цель исследования - выявить и описать ценностные ориентации и профессиональные стратегии молодых учителей Томска и Томского района.
Задачи:
1. Раскрыть содержание теоретических подходов к определению «идентичности» и «ценностные ориентации» в социальных и гуманитарных науках.
2. Выявить и охарактеризовать существующие типологии «идентичности».
3. Провести исследование молодых педагогов Томска и Томского района с использованием качественной методологии (включенное наблюдение, интервью, автоэтнография) и обосновать ее использование.
4. На основе анализа интервью изучить специфику и особенности ценностных ориентаций и профессиональных стратегий молодых учителей Томска и Томского района.
Необходимо дать пояснения критериев, по которым выбирались учителя для проведения исследования. Первый критерий - возраст. Когда педагог считается молодым? Для определения возрастных рамок было принято решение обратиться к законодательству РФ. Согласно Федеральному закону от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ О молодежной политике в Российской Федерации , молодым специалистом считается гражданин возраста до 35 лет, который получил профессиональное образование и впервые устроился на работу. Таким образом, в выборку будут попадать молодые специалисты до 35 лет.
Следующим критерием является стаж работы молодого учителя. Это важный аспект проблемы потому, что педагоги, которые уже проработали некоторое время и остались в профессии имеют определённые сформировавшиеся ценности и понимание своей работы. Необходимо выделить минимальный срок работы для респондентов. Так, например, в статье М. А. Флореса, С. Дэй «Contexts which shape and reshape new teachers’ identities: A multiperspective study. Teaching and Teacher Education» говорится, что молодые учителя имеют две стадии вхождения в профессию. Первая - вхождение или пороговый период, когда учитель сталкивается со всей ответственностью преподавания в первый год работы. Вторая - фаза врастания, когда учителя принимают коллеги и коллектив, наступает после первого года работы . Разумеется, первое время работы является важным этапом для понимания своего места в профессии педагога, поэтому для определения более точных рамок стажа работа будет использоваться испытательный срок, во время которого молодой специалист успевает лучше понять коллектив и детей, а также определить для себя дальнейшее развитие в профессии. Согласно Трудовому Кодексу РФ испытательный срок составляет три месяца, поэтому именно стаж от трех месяцев работы будет использоваться при выборке.
Также стоит отметить, что в данном исследовании будет использован метод включенного наблюдения, который позволит лучше понять ценностные ориентации молодых учителей, а также посмотреть на их деятельность изнутри. Постоянное пребывание в школе в качестве учителя даст возможность лучше понять, как происходит педагогическая деятельность у молодых специалистов и изменяется ли она со временем. Данное наблюдение будет проводиться в течение семи месяцев. Я являюсь учителем истории, обществознания и экономики, также имею классное руководство и провожу проектную деятельность, что позволяет мне использовать и автоэтнографию. Это позволяет ближе ознакомиться с ценностными ориентациями и профессиональными стратегиями педагогов в том числе и на личном опыте. Стоит также отметить, что в исследовании принимали участие как мужчины, так и женщины. Хотя в педагогических составах большинства школ преобладают женщины.
Заключительным критерием, который следует рассмотреть, является направленность предметов, которые ведут учителя и звено их преподавания (начальная или старшая школа). Преподаватели начального и старшего звена сталкиваются со схожими трудностями во время своей деятельности, а также являются в равной степени участниками жизни школы, не следует разграничивать их при выборке по данному критерию. Технические науки отличаются от гуманитарных, подход к их преподаванию также имеет различия. Это сказывается на отношении между педагогом и детьми, а также на формировании дальнейших профессиональных стратегий. Однако, в данном исследовании необходимо охватить наибольшее количество возможных участников. Также, один преподаватель может вести разные предметы одновременно, например, историю и экономику. Следовательно, в интервью будут учувствовать педагоги различных предметов.
После того как были разобраны критерии для выборки респондентов, следует внести некоторые уточнения по поводу основных терминов, которые используют в настоящей работе. Данное исследование напрямую использует широкое понятие идентичности, которое имеет несколько позиций. В качестве теоретической рамки будет использован конструктивисткий подход в области понимания идентичности. Идентичность может формироваться как через сходства с другими, так и через различия. Здесь важно отметить концепцию «своих» и «чужих» на основание которой человек будет идентифицировать себя с той или иной группой.
В фокусе внимания данной работы является понятие профессиональной идентичности. Необходимо дать определение данному термину. В статье «Международное исследование профессиональной идентичности педагога» дается следующая формулировка: «Профессиональную идентичность можно определить как область самосознания личности, динамическую психологическую категорию, которая является результатом профессионального самоопределения и реализации профессиональной направленности личности, что находит проявление в формировании знания собственной принадлежности к определенному социально - профессиональному сообществу, а также в осознании и переживании себя как профессионала.» .
Также в работе используются понятия ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Более подробно они рассмотрены в первой главе.
Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе будет проведен анализ термина идентичность, разбор теоретических основ исследуемой проблемы и подходы, рассмотрены разные точки зрения на данный вопрос и дана им оценка.
Для анализа профессиональной идентичности была выбрана профессия преподавателя в виду того, что поставленная тема позволит лучше понять работу учителя. Педагоги играют важнейшую роль в нашем обществе, так или иначе почти каждый из нас выступал в роли преподавателя и наставника, поэтому важно, чтобы люди, которые идут учить, детей знали ради чего они это делают.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе была проведена детальная работа в области изучения ценностных ориентаций и профессиональных стратегий молодых педагогов Томска и Томского района. Проанализированы подходы к пониманию «идентичности» и «ценностных ориентаций», также выбраны именно те их типологии, которые позволяли раскрыть поставленную проблему. Таким образом, был выбран конструктивисткий подход в области изучения идентичности.
Для исследования молодых педагогов Томска и Томского района были выбраны такие методы как интервью, включенное наблюдение и автоэтнография. Выбор каждого из них был подробно описан и проанализирован. Использование совокупности разных методов позволило реализовать поставленную цель. Отдельно хотелось бы отметить метод автоэнтографии. Мое «включение» в сообщество педагогов позволило проанализировать разные элементы деятельности учителей изнутри. А длительное включенное наблюдение дало нестандартные возможности для исследования. При этом требовалось провести большую работу с теоретическим материалом, чтобы обосновать совместное использование разных методов и подобрать релевантные виды для реализации поставленных задач.
Важным этапом моей работы была выборка и поиск информантов, что требовало обоснования определённых критериев. Мне удалось взять интервью у десяти респондентов, среди которых было одинаковое количество мужчин и женщин. Однако в ходе исследования я увидел разницу между респондентами в возрастном отношении. Взгляды молодого специалиста 30-ти лет сильно отличаются от взглядов 20-ти летнего. Взгляды в данном возрасте сильно отличаются по причине наличия семьи, определённых обязательств, обычно законченного образования и других жизненных ценностей. Поэтому хотелось бы дать рекомендацию для будущих исследований о возрастном делении. Следует разделять педагогов до и после 30-ти лет, что подтверждается ответами респондентов данной работы. Деление по месту работы (город или село), а также гендерная принадлежность, являются необходимой частью работы, чтобы обеспечить многообразие ответов и проследить их взаимосвязь.
Следует также обращать внимание на занятость молодых специалистов, в ходе интервью выяснилось, что ценностные ориентации и профессиональные стратегии молодых специалистов, которые продолжают обучение, например, в магистратуре, могут сильно отличаться от тех, кто уже закончил обучение. Согласно ответам респондентов, такие педагоги в большинстве случаев планируют покинуть работу в школе и уйти в другие направления. Однако необходимо выделить те элементы работы, которые привлекают большинство участников - это, в первую очередь, важность работы для общества, интерес для молодых педагогов, свобода и независимость на рабочем месте, возможность комфортного совмещения с учебой. Среди негативных аспектов респонденты ставили на первое место низкую оплату труда, престижность профессии в обществе и «потолок» в развитии, поэтому 7 из 10 участников интервью планируют в будущем уйти из школы или из системы образования вообще.
Заключительным этапом моей работы был анализ влияния этих факторов на формирование профессиональной идентичности, которая обеспечивает стабильную и качественную работу специалистов. Можно сказать, что её формированию мешает восприятие молодыми педагогами работы в школе как подработки или временного этапа своего карьерного пути. У многих респондентов отсутствовали элементы, которые характеризуют включенность в сообщество педагогов (общение с коллегами, место работы в жизни и т.п.), также респонденты отмечали нехватку наставников в начале своего пути, что создавало некоторые трудности. В качестве рекомендации для укрепления отношений с коллегами и учениками можно предложить классное руководство, это позволит обеспечить конструирование профессиональной идентичности, что подтверждается ответами респондентов и моим личным опытом.



1. Антонова Н. Л., Бусыгин А. Г. Идентичность как социальный феномен: теоретико - методологические основания социального конструктивизма // Теория и практика общественного развития- 2019. - № 2(132) - С. 12 - 16.
2. Баранова В.В., Маслинский К.А. (2017) Идентичность учителей: выбор профессии и адаптация к школе. Журнал социологии и социальной антропологии- 2017. - № 20 (2) - С. 104 -118.
3. Берберян А. С., Богданова Т. В., Сильченкова С. В., Ермолаева Е. Б., Варданян Н. Т. Международное исследование профессиональной идентичности педагога // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2019. - Т. 19. -№ 3 - С. 306 - 319.
4. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 418 с.
5. Быков Р. А., Быкова Е. Ю. Учителя и дети: проблема формирования коммуникативного пространства // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. - 2017. - № 38. - С. 252 - 259.
6. Быков Р. А., Быкова Е. Ю., Власова Ю. А. Конструирование профессиональной позиции как профилактика социальной апатии среди учителей // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. - 2020. № 54. - С. 133 - 152.
7. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 560 с.
8. Головчин М. А., Соловьева Т. С. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. - 2018. - Т. 2. - №
3. - С. 233 - 252.
9. Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. Самара: Универс-групп, 2004. - 448 с.
10. Готлиб А. С. Автоэтнография (разговор с самой собой в двух регистрах) // Социология 4М. - 2004. - № 18-19. - С. 5 -16.
11. Задворная Е.С. Феномен идентичности: история формирования понятия и современные подходы к изучению // Ценности и смыслы. -2017. - № 1 (47). - С. 24 - 37.
12. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Учительство как социальнопрофессиональная общность // Социологические исследования. - 2015. - № 2(370). - С. 113 - 122.
13. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Политиздат, 1996. - 223 с.
14. Здравомыслова Е., Темкина А. Анализ нарратива: возможности реконструкции сексуальной идентичности // В поисках сексуальности: Сборник статей/ Под ред. Здравомысловой, А.Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 549 - 558.
15. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Существует ли дифференциация учителей в российских школах? // Социологические исследования. - 2016. - № 9. - С. 59 - 65.
..72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ