ВВЕДЕНИЕ 2
Гипотеза 2
Актуальность и социальная значимость 2
Цель и задачи 4
Методы и обоснование их выбора 5
Структура работы 5
1 ГЛАВА 7
Сравнительная характеристика процессов демифологизации в европейской и китайской культурах 7
Процесс демифологизации в западной культуре 7
Процесс демифологизации в китайской культуре 8
2 ГЛАВА 11
Сущностные черты конфуцианства, предпосылки его возникновения 11
Причины и предпосылки возникновения конфуцианства 17
3 ГЛАВА 20
Становление и трансформация Конфуцианства в рамках исторических процессов 20
Становление конфуцианства 20
Трансформация конфуцианства в период Чжаньго 22
Конфуцианство в период правления династии Цинь 23
Конфуцианство в период правления династии Хань 25
Конфуцианство в период правления династий Сун, Юань и Мин 27
Конфуцианство после 1911 года 29
Конфуцианство в современном мире: роль Конфуцианства в жизни современного китайца 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40
Гипотеза
Конфуцианство - уникальный феномен. Это учение, которое невозможно уложить в рамки какой-либо доступной нам классификации. Оно и религиозное, и этическое, и философское, и политическое, но в то же время не отвечает всем критериям приведенных категорий. Конфуцианство - это причудливое переплетение традиции и новаторства, культа и осознанности действий, консерватизма и ответов на вызовы современности. Конфуцианство - это визитная карточка Китая, то, что в первую очередь делает жителей этой страны непохожими на представителей других культур. Это то, что составляет ядро этнической идентичности любого китайца, вне зависимости от его оценочной позиции по отношению к данному учению.
Актуальность и социальная значимость
В данной исследовательской работе предпринимается попытка всестороннего изучения одного из ярчайших феноменов, характеризующих китайскую культуру, влияние которой на мировое сообщество в целом и на Россию в частности в последнее время существенно возросло.
По словам эксзамминистра культуры КНР Чжоу Хэпина, изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур .
Федор Михайлович Достоевский говорил: «Нельзя любить то, чего не знаешь». То же справедливо будет сказать и о понимании. В современном мире необходимость понимания Китая, а в каком-то смысле и необходимость любви к нему растут. Особенно это актуально для России. Не брать Китайскую Народную Республику в расчет уже нельзя: крупнейший экспортер, один из основных политических партнеров Российской Федерации на мировой арене, пограничное государство - вот лишь некоторые из имеющихся на данный момент характеристик, которые заставляют проявить к данной стране интерес.
Но есть и другая сторона рассматриваемого вопроса. Китай - государство с многовековой историей, одно из древнейших функционирующих на данный момент. И большую часть своей продолжительной жизни оно развивалось, практически никак не взаимодействуя с европейской культурой, тем самым формируя совершенно отличающиеся от привычных нам традиции, образ мышления, язык, письменность. Если обобщить, формируя совершенно уникальную и непонятную европейцам культуру, притягательную и волнующую своей непонятностью умы.
Исходя из всего вышесказанного, получаем полноценную причину, по которой стоит обратить внимание на духовную жизнь Китая:
Другое, чуждое всегда вызывает к себе интерес, тайна самим своим наличием мотивирует на поиски ответа. А если носитель тайны находится от тебя на расстоянии вытянутой руки, тебе приходится постоянно с ним взаимодействовать, выстраивать стратегии этого взаимодействия, осознавая, что без ответа, без понимания ты делаешь все вышеперечисленное практически наугад, знание тайны становится не только желанием, но и необходимостью.
Приведенный труд представляет собой попытку «взглянуть на мир глазами другого», проанализировать и понять китайскую ментальность в одном из ее важнейших аспектов - духовном, используя разнообразнейшие источники: от научно-исследовательских работ до личного общения.
Конфуцианство было выбрано в качестве репрезентатора рассматриваемой культуры ввиду своего неоспоримого влияния на становление духовной жизни Китая. "Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий".
В чем заключается сущность конфуцианского учения? Каковы причины и предпосылки его возникновения? Как оно влияло на формирование исторических процессов в Китае, и какое воздействие оказывает сейчас? - все это не праздные вопросы. В эпоху глобализации, эпоху перемен умение адекватно воспринять и, возможно, перенять чужой опыт является как для отдельного индивида, так и для целого государства важным и актуальным. Понимание другого дает возможность говорить с ним на одном языке, говорить по-настоящему.
Цель и задачи
Этническая идентичность - одна из сфер, интересовавших людей во все времена. Мы можем обнаружить работы по данной тематике у Гиппократа, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, Д. Юма и многих других известных философов, социологов, психологов. Существует отдельная дисциплина, изучающая приведенный вопрос - этнопсихология.
Китайская идентичность, ее изучение в духовном аспекте - достаточно популярное направление в современном востоковедении. В его русле работали и работают как давно признанные научным сообществом специалисты, так и те, кто только встал на путь изучения культуры Китая. Несмотря на обилие источников, в рассматриваемой сфере все-таки есть пробелы. Одним из них является недостаточность существующей аналитики, рассмотрения причинно-следственных связей, а отсюда и отсутствие практических выводов из проводимых исследований. Мне хотелось бы внести свой посильный вклад, работая именно в этом ключе.
Также мне представляется важным собрать воедино и систематизировать обширный пласт информации об одном из важнейших аспектов духовной жизни Китая, конфуцианском учении, сделав его тем самым более понятным массовому читателю.
Методы и обоснование их выбора
Для выполнения поставленных задач были использованы следующие методы:
-изучение имеющихся по рассматриваемому вопросу источников; -нахождение причин и предпосылок возникновения конфуцианства;
-оценка роли конфуцианства в образующих исторических процессах; -рассмотрение влияния сложившегося уклада в выбранной сфере на культуру современного Китая.
Описанные выше методы были выбраны в силу того, что они, по моему мнению, позволяют максимально близко подобраться к ответам на поставленные вопросы.
Структура работы
Данная работа состоит из трех глав и заключения.
В первой главе приведена сравнительная характеристика протекания процесса демифологизации в европейской и китайской культурах. Данный ход позволяет посмотреть на общую ситуацию «зарождения культуры» в Китае и сравнить эту ситуацию с аналогичной, наблюдаемой в Европе. Также, благодаря предпринятым действиям, становится возможным обретение понимания роли конфуцианства в вышеописанных процессах.
Вторая глава подробнее рассказывает о сущности конфуцианского учения, причинах и предпосылках его возникновения, описывает задачи, решаемые данным учением и уникальные характеристики личности его основателя.
В третьей главе говорится о том, как конфуцианская доктрина менялась с течением времени и как меняла мир своим наличием. А также повествует о современном мире и том месте, которое занимает в нем конфуцианство: как учение влияет на личность современного китайца, а вместе с тем и на культурные, политические, экономические процессы.
«Цзы-чжан спросил:
— Можно ли знать, что будет десять поколений спустя?
Учитель ответил:
— [Династия] Инь унаследовала ритуал [династии] Ся; то, что она отбросила, и то, что она добавила, - известно. [Династия] Чжоу унаследовала ритуал [династии] Инь; то, что она отбросила, и то, что она добавила, - известно. Поэтому можно знать, что будет при преемниках династии Чжоу, хотя и сменят друг друга сто поколений». - Данная цитата из «Лунь Юя» прекрасно иллюстрирует не только воззрения Конфуция на изучение ритуала, но и методологию, применяемую в рассматриваемом исследовании. Изучив процессы становления и трансформации конфуцианской доктрины в исторической перспективе, мне удалось выяснить, что с течением времени было отброшено, а что - добавлено, удалось найти и то, что осталось неизменным. На основе полученного знания можно выделить несколько характерных личностных и социальных черт, присущих современному китайцу, сформировавшихся благодаря влиянию конфуцианской традиции: -Почитание семьи и родителей, уважение к старшим
Данная тенденция, развившаяся из сформулированного некогда Конфуцием принципа сыновней почтительности, оказывает огромное влияние на современное китайское общество. Она прослеживается и в принципах управления государством (государство - аналог семьи, где правительство - родители, заботящиеся о своих детях - народе), и в семейно¬клановой структуре предпринимательства, и в трепетном отношении китайцев к собственной родине.
Также стоит отметить, что семья сыграла огромную роль в процессе сохранения конфуцианского учения. Какие бы метаморфозы ни происходили с китайским обществом, какие бы ценности ему ни навязывались, в рамках каждой отдельно взятой семьи все равно продолжали передаваться из поколения в поколение базовые конфуцианские принципы.
-Стремление к получению образования
Конфуцианский принцип любви к знанию и по сей день является основой личности практически любого китайца. Это легко заметить, проследив тенденции, оформившиеся после выхода Китая на глобальный уровень. В кратчайшие сроки эта страна смогла восполнить свое отставание в политической, технологической, образовательной сферах. На данный момент китайская модель управления государством оценивается мировым сообществом как позитивная, китайцы вышли вперед в области инновационных разработок (в частности, в области робототехники), китайские университеты входят в различные мировые топ-листы. Все это могло произойти лишь благодаря усердию, трудолюбию и неуемному стремлению к узнаванию нового, привитого китайцам Конфуцием. -Приверженность традиции
Китайское общество обладает высоким уровнем стабильности благодаря тому, что смогло пронести через века многие традиции и самобытные взгляды на мир. Зачастую это связывают с конфуцианством, его любовью к древности и исповедованием принципа ли (почитания ритуала).
Оказало влияние конфуцианское учение и на принятую в Китае модель поведения. Заучивавшиеся наизусть на протяжении многих веков ли (правила), сформулированные теоретиками конфуцианства, постепенно стали неотъемлемыми представлениями о должном способе социального функционирования.
Сочетание всех вышеизложенных качеств привело к появлению еще одного феномена, присущего именно китайскому менталитету - открытости. Китайцы с интересом наблюдают и перенимают чужой опыт в различных областях, при этом не боясь в приобретенных новшествах потерять себя. Причиной этого, думается, является наличие крепкой базы, сильного культурного кода, представленного по большей части именно конфуцианскими принципами. Следствием данного феномена выступает более высокий уровень терпимости китайцев к инородному, что немаловажно в современных условиях взаимодействия различных культур.
Таким образом, мне удалось подтвердить собственную гипотезу - продемонстрировать неоспоримое влияние конфуцианской традиции на личность современного китайца в частности и на китайскую культуру в целом. В дальнейшем на основании полученных выводов можно выстраивать стратегии взаимодействия с представителями рассматриваемых культур, а также учитывать выявленные этнические особенности при анализе событий мирового масштаба, в которых принимают участие представители китайской культуры.
1. Агенство Синьхуа Роль конфуцианства в современном мире [электронный ресурс] интернет-статья // http://www.abirus.ru/content/564/623/625/647/836/11117.html
2. Васильев Л.С. Древний Китай: Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.), М.: издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006
3. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской мысли - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. - 313 с.
4. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976. - 368 с.
5. Гань Бао Записки о поисках духов/ Пер. с др.-кит. Л. Меньшикова - СПб.: Азбука-классика, 2006. - 384 с.
6. Делюсин Л.П. Китай в поисках путей развития [сборник статей,]; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки - М.: М. Муравей, 2004. 444 с.
7. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Том 7. Л.: Наука, 1990
8. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 368-369.
9. Ежов В. Мифы Древнего Китая - М.: Астрель, АСТ, 2004. - 493 с.
10. Иванов П. М. Из истории христианства в Китае - М.: ИВ РАН, 2005. - 224 с.
11. интернет-статья, 11.10. 2008 г. // http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2008- 10/11/content_738030.htm
12. интернет-статья, 11.10. 2008 // http://russian.people.com.cn/31521/6513470.html
13. интернет-статья // http://iph.ras.ru/elib/3387.html
14. История Китая / Учебник под ред. А.В. Меликсетова, М.: изд. МГУ, изд. «Высшая школа», 2002 - 736 с.
15. Каретина Г.С. «Конфуцианство в процессе модернизации Китая»// Известия Восточного Института 2015/2 (26)...33