Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИТУАЦИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКА НА ПРИМЕРЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ПОДРОСТОК»

Работа №188656

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы52
Год сдачи2025
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретическое осмысление ситуации самоопределения старшеклассника 5
1.1 Сравнительный анализ поколений Y и Z в аспекте социализации, ценностей и
профессионального самоопределения 5
1.2 Опыт предшественников в кинематографе 8
1.3 Анализ факторов, влияющих на ускоренное развитие детей, с точки зрения
психологов и психиатров 17
2 Создание авторского документального фильма 27
2.1 Цель и авторская гипотеза документального фильма о самоопределении
старшеклассника 27
2.2 Процесс создания документального фильма о самоопределении старшеклассника ... 28
Заключение 48
Список использованных источников и литературы 50

Актуальность исследования обусловлена стремительной трансформацией социокультурных, технологических и экономических факторов, оказывающих непосредственное и глубокое воздействие на механизмы взросления и профессиональной идентификации современных подростков, прежде всего представителей поколения Z (зуммеров). По данным исследований РАО, 50 % учащихся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда, 46% респондентов ориентированы на поддержку взрослых, не имеют представления о научных основах выбора профессии, 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда. Изучение внутреннего мира старшеклассника в ситуации экзистенциального выбора, преодолевающее поверхностные стереотипы, становится насущной научной и практической задачей.
Целью данной выпускной квалификационной работы является создание документального фильма о ситуации самоопределения и выбора современного старшеклассника, основу которого составил собирательный портрет поколения Z.
Задачи исследования:
1. Систематизировать и проанализировать комплекс ключевых факторов, детерминирующих процесс самоопределения и выбора в старшем школьном воз расте.
2. Выявить и теоретически обосновать визуально-нарративные стратегии и режиссерский инструментарий для глубокого раскрытия внутреннего мира и ситуации выбора современного старшеклассника в формате авторского документального кино.
3. Создать авторский документальный фильм о ситуации самоопределения старшеклассника.
Объект исследования: самоопределение и совершение жизненно важных выборов в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: документальный фильм о ситуации профессионального самоопределения современного старшеклассника (на примере поколения Z), ее психологические, социальные и культурные аспекты.
Структура работы логически разделена на две взаимосвязанные части. Первая глава посвящена многоуровневому анализу феномена самоопределения старшеклассника. Она рассматривает взаимодействие нейробиологических, психологических (включая роль привязанности, сепарации, формирования идентичности) и социокультурных факторов (влияние цифровой среды, экономических условий, феномена «исчезающего детства», особенностей поколений Y и Z) в контексте взросления. Особое внимание уделяется сравнительному анализу поколений, выявляющему характерный для зуммеров карьерный прагматизм, индивидуализм, приоритет ценностей (толерантность, инклюзивность, экология) и гибких образовательных траекторий, а также связанные с ускоренной социализацией психологические риски и особенности социальных отношений. Вторая глава представляет собой описание методологии, процесса создания и анализа результатов авторского документального фильма, центрированного на глубоком изучении конкретной ситуации самоопределения старшеклассника Дмитрия. Фильм рассматривается как основной исследовательский инструмент и эмпирическая база работы, а глава детально анализирует примененные визуально-нарративные стратегии и их эффективность в раскрытии внутреннего мира героя и многомерности процесса его выбора.
Краткая характеристика работы подчеркивает ее междисциплинарный характер, интегрирующий подходы психологии развития, социологии, культурологии и визуальной антропологии. Исследование опирается на фундаментальные академические теории и эмпирические данные для обеспечения глубины и достоверности анализа. Практическая часть демонстрирует, как тщательно выстроенная методология визуального исследования (шестиблочная нарративная структура, аналитическое интервьюирование, концептуальные решения в операторской работе, монтаже и звуке) позволяет достичь психологической достоверности и создать динамичный, концептуально насыщенный портрет старшеклассника в момент кризиса выбора.
Таким образом, работа не только углубляет теоретическое понимание уникальных вызовов самоопределения поколения Z, но и предоставляет конкретный инструментарий для его глубокого эмпирического изучения через призму индивидуального опыта, представленного в авторском фильме. Созданный продукт служит как творческим результатом, так и наглядной эмпирической основой для представленного теоретического анализа.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование последовательно раскрыло особенности ситуации самоопределения и выбора современного старшеклассника, интегрируя теоретический анализ, сравнительные данные и результаты уникального практического исследования в форме авторского документального фильма. Сравнительный анализ поколений Y и Z выявил специфические социокультурные факторы, формирующие современный профиль самоопределения старшеклассников (поколение Z), характеризующийся карьерным прагматизмом, ценностно-ориентированным выбором, стремлением к гибкости и индивидуализации образовательно-профессиональных траекторий, что сопровождается повышенным психоэмоциональным напряжением, обусловленным ускоренной социализацией и давлением социума. Теоретическое осмысление подтвердило комплексную детерминацию процесса взросления и формирования идентичности взаимодействием нейробиологических, психологических и мощных социокультурных факторов (влияние цифровой среды, трансформация институтов детства и семьи).
Практическая реализация проекта - создание документального фильма - продемонстрировала высокую эффективность избранной методологии визуально-антропологического исследования для глубокого проникновения в субъективный опыт старшеклассника. Применение системы визуально-нарративных стратегий (наблюдательная документалистика, интервью, сложная работа с ракурсом, цветом, светом, звуком и монтажом) позволило не только достичь психологической достоверности в раскрытии внутреннего мира героя, но и визуализировать ключевые аспекты ситуации выбора: внутреннюю двойственность, конфликт между стабильностью и стремлением к самореализации, влияние семьи, дружбы, социальных ожиданий и рефлексии о поколениях. Шестиблочная нарративная структура обеспечила системность в представлении факторов влияния и драматургическую целостность, центрированную на акте профессионального выбора как квинтэссенции самоопределения.
Таким образом, данная работа не только предоставила глубокий теоретико-эмпирический анализ специфики самоопределения поколения Z в контексте ускоренной социализации и социокультурных сдвигов, но и обосновала документальное кино как действенный метод научного исследования сложных психосоциальных феноменов. Через тщательный анализ единичного случая удалось выявить универсальные механизмы и экзистенциальные сложности, присущие ситуации выбора, стоящей перед современным старшеклассником. Документальный фильм стал не только творческим результатом, но и релевантной эмпирической базой, наглядно подтверждающей теоретические положения работы и предлагающей глубокое, лишенное стереотипов, понимание мучительного и нелинейного процесса взросления и самоопределения в условиях современности.



1. Monica Anderson, Michelle Faverio, Jeffrey Gottfried. Teens, Social Media and
Technology // Pew Research Center. - 2023. - [электронный ресурс]
URL:https://www.pewresearch.org(дата обращения: 21.11.2024);
2. Fox Van Allen. Study: Technology use is reducing our attention spans // Techlicious. - 2015. - [электронный ресурс] URL:https://www.techlicious.com/blog/microsoft-attention-span-study/(дата обращения: 25.11.2024);
3. McKinsey & Company. Gen Z and the Future of Work // McKinsey & Company. -
2020. - [электронный ресурс] URL
https://static1.squarespace.com/static/5e9491b0c2923c644bacc529/t/5ec813cce3537d3e3 e33af14/1590170593906/ServiceNow+Gen+Z+and+the+Future+of+Work+2019+2019.pdf(дата обращения: 4.12.2024);
4. Stefano Montali. Gen Z workers’ ‘non-negotiable’ demands for job loyalty and
productivity // New York Post. - 2024. - [электронный ресурс]
URL:https://nypost.com/2024/05/17/lifestyle/gen-z-workers-non-negotiable-demands-for-job-loyalty-and-productivity/(дата обращения: 11.01.2024);
5. Annie E. Casey. Generation Z and Mental Health // The Annie E. Casey Foundation.
- 2024. - [электронный ресурс] URL:https://www.aecf.org/blog/generation-z-and-mental-
health(дата обращения: 15.01.2024);
6. Stacy Jo Dixon. Gen Z and Social Media in the US // Appinio Insights Blog. - 2024.
- [электронный ресурс] URL:https://www.appinio.com/en/blog/insights/gen-z-and-social-
media-us(дата обращения: 5.02.2024);
7. Kate Burrows. Gen Z Relationships: New Trends in Love and Intimacy // About Generations. - 2023. - [электронный ресурс] URL:https://aboutgenerations.com/articles/gen-z-relationships-new-trends-in-love-and-intimacy/(дата обращения: 19.02.2024);
8. Erica Coe, Jenny Cordina, Kana Enomoto, Raelyn Jacobson. Addressing the
unprecedented behavioral-health challenges facing Generation Z // McKinsey &Company. - 2022. - [электронный ресурс] URL:https://www.mckinsey.com/industries/healthcare/our-
insights/addressing-the-unprecedented-behavioral-health-challenges-facing-generation-z(дата обращения: 6.03.2024);
9. Megan Grant. 15 Aspects That Highlight How Generation Z Is Different From
Millennials // Business 2 Community. - 2022. - [электронный ресурс]
URL:https://www.business2community.com/social-data/15-aspects-that-highlight-how-generation-z-is-different-from-millennials-01244940(дата обращения: 7.04.2024);
10. Костарева И. Вся правда о Поколении Z (зуммерах) // Sirius Magazine. - 2023. - [электронный ресурс] URL:https://siriusmag.ru/articles/1286-vsa-pravda-o-pokolenii-z-zummerah/(дата обращения: 8.04.2024);
11. Дикова В. В. Результаты исследования профессиональных предпочтений старшеклассников в контексте регионального рынка труда // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 255-260.
12. Постман, Н. Исчезновение детства / Н. Постман ;
13. Смолл, Г. Мозг онлайн: человек в эпоху интернета / Г. Смолл;
14. Теркл, Ш. Одиночество вместе: Почему мы ожидаем большего от технологий и меньше друг от друга / Ш. Теркл ;
15. Сигел, Д. Д. Разум подростка: руководство по выживанию для подростков и их родителей / Дэниел Дж. Сигел ;
16. Дольто, Ф. На стороне подростка / Франсуаза Дольто ;
17. Петрановская, Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка / Людмила Петрановская.
18. Элькан А. А. Хэй, бро! / реж. Александр Элькан. - Россия, 2018. - 86 мин.
19. Как мы взрослеем? Первые 20 лет нашей жизни / прод. BBC. - Великобритания, 2018. - 60 мин.
20. Трудные подростки. Реальность / прод. студия «Огонь». - Россия, 2021. - 25 мин.
21. Бальмес Т Малыши / реж. Томас Бальмес. - Франция, 2010. - 80 мин.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ