Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКИХ УСТАНОВОК НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Работа №188651

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2025
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ взаимосвязи перфекционизма и социальной
тревожности у студентов 9
1.1 Понятие, теоретические подходы и психологические особенности
перфекционизма 9
1.2 Структура, механизмы и особенности проявления социальной
тревожности 22
1.3 Психологические механизмы взаимосвязи перфекционизма и
социальной тревожности 31
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи перфекционизма и социальной
тревожности у студентов 38
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 38
2.2 Описание и анализ исследования взаимосвязи перфекционизма и
социальной тревожности 41
2.3 Анализ взаимосвязи перфекционизма, социальной тревожности и
учебной активности студентов 46
2.4 Сравнительный анализ по полу, курсу и другим характеристикам 49
2.5 Общие выводы по результатам эмпирического исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А трехфакторный опросник перфекционизма 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б шкала тревожности при социальном взаимодействии (SIAS) 75


В условиях современной образовательной среды студенты сталкиваются с множеством вызовов, обусловленными как внешними, так и внутренними причинами. Усиление требований к академической успеваемости, перенапряжение, неопределённость будущего
профессионального пути, а также давление социальных и академических норм оказывают значительное влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся [1] [2] [3] [4] [5]. Одним из факторов, повышающих
восприимчивость к психологической дезадаптации в этих условиях, выступают индивидуально-личностные особенности, среди которых важную роль играет перфекционизм [6] [7].
Перфекционизм традиционно рассматривается как склонность человека устанавливать для себя и окружающих чрезмерно высокие стандарты и испытывать значительное беспокойство по поводу невозможности их достижения. Он может выступать как адаптивным (способствующим росту и самореализации), так и дезадаптивным (связанным с самокритикой, тревожностью и стрессом) личностным конструктом [8]. Особый интерес вызывает влияние перфекционизма на проявления социальной тревожности — состояния, при котором человек испытывает страх оценки со стороны других и избегает социального взаимодействия [9].
В последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к изучению социальной тревожности среди студентов. По данным ряда исследований, распространенность социальной тревожности в этой группе варьируется от 18 до 25% [5] [10]. Это связывают с тем, что студенческий возраст является критическим периодом формирования социальных навыков,
самоидентификации и профессионального самоопределения [ 11]. В этих условиях наличие выраженных перфекционистских установок может выступать как фактор риска развития социальной тревожности. Однако, несмотря на многочисленные публикации, посвященные отдельно перфекционизму и социальной тревожности, исследования их взаимосвязи остаются фрагментарными, особенно в контексте российской студенческой выборки.
Актуальность настоящей работы обусловлена несколькими важными обстоятельствами. Во-первых, в современных условиях молодые люди находятся под постоянным давлением ожиданий со стороны родителей, преподавателей и общества в целом. Это способствует формированию высоких стандартов и перфекционистских установок, которые, в свою очередь, могут стать источником внутреннего конфликта и повышенного уровня тревожности [12]. Во-вторых, социальная тревожность у студентов часто остается нераспознанной и может оказывать негативное влияние на их академическую успеваемость, коммуникативные навыки и общее качество жизни [13]. Кроме того, научный интерес к теме обусловлен необходимостью поиска факторов, поддающихся психологической коррекции. Перфекционизм, как устойчивое личностное образование, может быть важной целью для профилактики и интервенции в рамках психологической помощи студентам.
Проблема исследования: несмотря на существующие данные о взаимосвязи между перфекционизмом и тревожностью, остается недостаточно изученным вопрос о том, какие именно компоненты перфекционизма (социально предписанный, самонаправленный,
перфекционистский когнитивный стиль) в наибольшей степени связаны с уровнем социальной тревожности у студентов. Также неясно, в какой мере выраженность перфекционистских установок может предсказывать изменения в академической активности, интересе к обучению и результатах учебной деятельности, опосредуемых социальной тревожностью.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между выраженностью отдельных перфекционистских компонентов и уровнем социальной тревожности у студентов.
Объект исследования: перфекционизм как индивидуально-личностная особенность студентов.
Предмет исследования: психологические особенности взаимосвязи перфекционизма с социальной тревожности у студентов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению перфекционизма и социальной тревожности, а также их взаимосвязи.
2. Провести эмпирическое исследование уровня выраженности перфекционизма и социальной тревожности у студентов.
3. Выявить характер взаимосвязи между перфекционистскими установками и уровнем социальной тревожности.
4. Оценить влияние перфекционизма и социальной тревожности на академическую активность, интерес к обучению и успеваемость студентов.
Эмпирическая гипотеза: Перфекционизм как личностная
характеристика студентов проявляется в различных формах, каждая из которых может по-разному влиять на уровень социальной тревожности.
Статистическая гипотеза: Существует статистически значимая положительная корреляция между выраженностью перфекционистских установок и уровнем социальной тревожности у студентов.
Теоретико-методологическая основа исследования: в качестве теоретической основы работы использованы представления о перфекционизме как сложной и многокомпонентной личностной характеристике, нашедшие отражение в работах П. Хьюитта и Г. Флетта, рассматривающих перфекционизм как многоаспектное явление, включающее самонаправленные, социально предписанные и направленные на других установки, ее адаптация Холмогоровой и Гаранян, теория перфекционизма Рэнди О. Фроста. Также опираемся на когнитивно-поведенческий подход, раскрывающий механизмы формирования тревожных расстройств, в частности, социальной тревожности (А. Бек, Р. Кларк, Д. Мендес и др.).
Методы исследования: в теоретической части работы использовались методы анализа, синтеза и обобщения информации, полученной из различных источников — научных публикаций, монографий, диссертационных исследований, нормативно-правовых документов, а также достоверных интернет-ресурсов. Это позволило сформировать целостное представление о современных взглядах на проблему перфекционизма и социальной тревожности, а также определить основные направления эмпирической части исследования.
В эмпирической части были использованы следующие методики:
• Методика диагностики перфекционизма в межличностных
отношениях (адаптация М. Я. Холмогоровой и Н. Г. Гаранян), позволяющая оценить общий уровень перфекционистских установок и выделить три их компонента: социально предписанный
перфекционизм, я-адресованный перфекционизм (высокие стандарты) и перфекционистский когнитивный стиль (негативное селектирование).
• Шкала социальной тревожности (Social Interaction Anxiety Scale, SIAS) — валидированный инструмент, предназначенный для измерения уровня социальной тревожности в межличностных ситуациях.
• Общие авторские вопросы, направленные на оценку успеваемости (средний балл), уровня учебной активности и выраженности интереса к обучению, разработанные в соответствии с задачами исследования.
Для обработки данных применялись методы математикостатистического анализа с использованием пакета IBM SPSS Statistics (версия с русским интерфейсом).
Выборка исследования составила 77 человек после предварительной проверки и исключения анкет с некорректными или «пустыми» ответами. Среди респондентов — 36 женщин (46,8%) и 41 мужчина (53,2%). По курсам обучения распределение следующее: 26 человек (33,8%) обучаются на первом курсе, 10 (13%) — на третьем, 22 (28,6%) — на четвёртом курсе; оставшиеся участники относятся к магистратуре и второму курсу. По направлению подготовки: 59,7% обучающихся представляют технические специальности, 37,7% — социально-гуманитарные. В аспекте академической успеваемости: 50,6% студентов указали, что их средний балл находится в диапазоне 4-5; 46,8% — в диапазоне 3-4; незначительная часть респондентов имеет средний балл ниже 3.
Научная новизна исследования заключается в комплексном эмпирическом анализе взаимосвязи между различными формами перфекционистских установок и уровнем социальной тревожности у студентов, а также в оценке влияния этих переменных на учебную активность, интерес и успеваемость. Особое внимание уделяется раздельному анализу компонентов перфекционизма, что позволяет более точно интерпретировать влияние отдельных факторов на тревожность и академическое функционирование личности.
Теоретическая значимость: результаты исследования дополняют и развивают существующие представления о роли перфекционизма в формировании социальной тревожности. Полученные данные могут служить основой для дальнейших исследований в области личностной психологии и психологии образования, направленных на изучение факторов риска и защиты психоэмоционального благополучия студентов. Работа вносит вклад в теоретическое осмысление перфекционизма как многоуровневого феномена, связанного с различными аспектами адаптации в учебной среде.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при разработке и реализации профилактических и коррекционных программ, направленных на снижение уровня социальной тревожности у студентов с выраженными перфекционистскими тенденциями. Полученные данные могут быть полезны для психологов, работающих в системе образования, а также для преподавателей и тьюторов, заинтересованных в повышении эффективности учебного процесса и психоэмоционального благополучия студентов.
Положения, выносимые на защиту
1. Студенты с высоким уровнем социальной тревожности характеризуются выраженным дезадаптивным перфекционизмом, что говорит о перфекционизме как о дисфункциональной личностной черте, сопряжённой с повышенным риском тревожных состояний.
2. Выраженность некоторых перфекционистских установок, достоверно коррелирует с уровнем социальной тревожности у студентов, формируя устойчивую психологическую уязвимость перед ситуациями социальной оценки. Такой перфекционизм перестаёт быть мотивационным ресурсом и начинает выступать как фактор риска.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников. Список использованной литературы включает как отечественные, так и зарубежные источники, отражающие состояние научного знания по теме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние десятилетия в российской и мировой психологической науке наблюдается устойчивый рост интереса к изучению перфекционизма как многомерного личностного конструкта, во многом определяющего качество психоэмоционального функционирования индивидов. Параллельно возросло внимание к феномену социальной тревожности, особенно в контексте студенческой молодёжи, для которой межличностная оценка, публичное выступление и процесс самоидентификации являются неотъемлемыми элементами образовательного и социального развития. Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, усиление конкуренции в академической среде, необходимость к адаптации, а также рост требований со стороны преподавателей и работодателей нередко порождают у студентов высокие перфекционистские установки, формируя почву для развития тревожности и дискомфорта в социальных ситуациях. Во-вторых, социальная тревожность остаётся одной из наименее распознаваемых, но глубоко влияющих на качество жизни проблем, лежащих в основе трудностей академической адаптации, самооценки и построения здоровых межличностных отношений. Таким образом, изучение взаимосвязи перфекционизма и социальной тревожности у студентов носит прикладной и теоретический характер: выявление этих взаимосвязей позволяет не только обогатить психологическую теорию, но и найти практические пути снижения риска эмоциональной дезадаптации в вузовской среде.
Целью настоящего исследования было выявление психологических механизмов взаимосвязи перфекционистских установок (в целом и по отдельным компонентам) с уровнем социальной тревожности у студентов, а также оценка влияния этих переменных на академическую активность, интерес к учебе и успеваемость.
Программа работы была выполнена и предусматривала следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению перфекционизма и социальной тревожности, а также их взаимосвязи (глава 1).
2. Провести эмпирическое исследование уровня
выраженности перфекционизма и социальной тревожности у студентов (раздел 2.1).
3. Выявить характер взаимосвязи между уровнями перфекционизма и социальной тревожности (раздел 2.2).
4. Оценить влияние перфекционизма и социальной тревожности на академическую активность, интерес к обучению и успеваемость студентов (раздел 2.3).
В ходе исследования была подтверждена основная эмпирическая гипотеза: существует статистически значимая положительная связь между перфекционизмом и социальной тревожностью у студентов, при этом компоненты перфекционизма - социально предписанный перфекционизм и перфекционистский когнитивный стиль, оказывают наиболее сильное воздействие на выраженность социальной тревожности. Нами также было установлено отсутствие прямой значимой связи перфекционизма и социальной тревожности с академической успеваемостью, однако выявлены косвенные связи через параметры учебной активности и интереса к учебе. Ни курс, ни направление подготовки не оказывали существенного влияния на уровни перфекционизма и социальной тревожности, за исключением не сильного гендерного различия в перфекционизме.
Были выявлены как значимые закономерности, так и ряд проблем, требующих внимания со стороны специалистов, работающих в образовательной среде. Одной из ключевых трудностей оказалось устойчивое влияние дезадаптивных форм перфекционизма на уровень социальной тревожности студентов. Внешне навязанные стандарты, ожидания со стороны значимых других, а также избыточная самокритика формируют у учащихся эмоциональный фон неуверенности, страха ошибки и тревоги в межличностных ситуациях. Эта динамика может оставаться скрытой, поскольку не всегда отражается в формальных академических показателях. Студент может демонстрировать удовлетворительную успеваемость, при этом испытывая высокий уровень внутреннего напряжения и социального дискомфорта, что в долгосрочной перспективе повышает риск выгорания, снижает мотивацию и препятствует полноценной адаптации.
Решение данной проблемы требует комплексного подхода. Прежде всего, необходимо включение диагностики дезадаптивного перфекционизма и социальной тревожности в стандартные процедуры психологического сопровождения студентов. Инструменты на базе опросников, использованных в настоящем исследовании, могут быть внедрены в практику центров психологической поддержки учебных заведений. Полученные данные позволят выявлять студентов с высоким уровнем риска и предлагать им индивидуальную помощь.
Ожидаемый эффект от реализации указанных мероприятий заключается не только в снижении тревожности и перфекционистского давления, но и в росте эмоциональной устойчивости студентов, улучшении их включённости в образовательный процесс и повышении общего психологического благополучия. Внедрение профилактических практик, основанных на результатах данного исследования, позволит вузам выстраивать более гуманную и поддерживающую среду, способствующую личностному и профессиональному росту обучающихся.
Так, выявленные в ходе работы связи между перфекционизмом и социальной тревожностью открывают возможности не только для дальнейшего научного изучения, но и для практической реализации стратегии психологической помощи, направленной на повышение качества жизни студенческой молодёжи и улучшение результатов их академической деятельности.



1. Тимченкова С. П. Влияние интеллектуальной нагрузки на
эмоциональное состояние студентов // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 6 (18). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-intellektualnoy-
nagruzki-na-emotsionalnoe-sostoyanie-studentov (дата обращения: 05.06.2025).
2. Чиркова Т. И. Фактор неопределенности в высшем образовании:
контуры проблемы / Т. И. Чиркова, Е. М. Кочнева // Известия Российской академии образования. - 2011. - № 2 (18). - С. 114-125. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=17018131 (дата обращения: 05.06.2025).
3. Щеголев В. А. Основные негативные факторы, влияющие на
здоровье и здоровый образ жизни студентов / В. А. Щеголев, А. Ю. Липовка // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-
negativnye-faktory-vliyayuschie-na-zdorovie-i-zdorovyy-obraz-zhizni-studentov (дата обращения: 05.06.2025).
4. Родин Ю. И. Психологическое здоровье студентов младших курсов педагогического вуза / Ю. И. Родин, Д. С. Метелкина, А. В. Мишина // Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. - 2018. - Т. 7, № 2А. - URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2018-2/11- rodin-metelkina-mishina.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
5. Краснова В. В. Социальная тревожность и студенческая
дезадаптация / В. В. Краснова, А. Б. Холмогорова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 1-15. - URL:
https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2011_n1/psyedu_2011_n1_39944.p df (дата обращения: 05.06.2025).
6. Каяшева О. И. Перфекционизм как фактор развития синдрома
эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - 2018. - № 4 (35). - С. 64-70. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=36634124 (дата обращения: 05.06.2025).
7. Гаранян Н. Г. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации / Н. Г. Гаранян, Д. А. Андрусенко, И. Д. Хломов // Психологическая наука и образование. - 2009. - Т. 14, № 1. - С. 72-81. - URL:
https ://psyjournals.ru/journals/pse/archive/2009_n1/Garanyan_Andrusenko_Hlom ov (дата обращения: 05.06.2025).
8. Hewitt P. L. Dimensions of perfectionism in unipolar depression / P.
L. Hewitt, G. L. Flett // Journal of Abnormal Psychology. - 1991. - Vol. 100, No. 1. - P. 98-101. - DOI: https://doi.org/10.1037/0021-843X.100.L98 (дата
обращения: 05.06.2025).
9. Нунекпеку А. А. Взаимосвязь перфекционизма и тревожности
личности : выпускная квалификационная работа. - М. : Московский международный университет, 2025. - URL: https://archive-
coursework.mmu.ru/files/upload/Diplomas/2025/publish/p_9937_591.pdf (дата обращения: 05.06.2025).
10. Laldinpuii B. A study on prevalence of social anxiety among students / B. Laldinpuii, R. Bhattacharjee // The Pharma Innovation Journal. - 2023. - Vol. 12. - P. 2522-2526.
11. Корытко И. Д. Психологические факторы социальной
тревожности студентов // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2021. - № 1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-sotsialnoy-trevozhnosti- studentov (дата обращения: 05.06.2025).
12. Бикбулатова И. Р. Влияние культурных факторов на
формирование нарциссических и перфекционистских черт личности // Вестник науки. - 2024. - № 12 (81). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kulturnyh-faktorov-na-formirovanie- nartsissicheskih-i-perfektsionistskih-chert-lichnosti (дата обращения:
05.06.2025).
13. Великова С. А. Влияние уровня тревожности на успеваемость
студентов вуза // МНКО. - 2021. - № 2 (87). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-trevozhnosti-na-uspevaemost- studentov-vuza (дата обращения: 05.06.2025).
14. Корчагин В. М. Перфекционизм личности как научная проблема
современной психологии: аналитический обзор // Вестник Самарского юридического института. - 2011. - № 1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/perfektsionizm-lichnosti-kak-nauchnaya- problema-sovremennoy-psihologii-analiticheskiy-obzor (дата обращения: 05.06.2025).
15. Кононенко О. И. Теоретические модели изучения
перфекционизма личности в зарубежной психологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2014. - № 1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-modeli-izucheniya-perfektsionizma- lichnosti-v-zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 05.06.2025).
..86


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ