Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование бюджетной классификации по доходам

Работа №188629

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты бюджетной классификации Российской Федерации 5
1.1 Сущность бюджетной классификации и этапы ее развития 5
1.2 Состав бюджетной классификации 10
1.3 Понятие классификации доходов бюджетов 13
1.4 Принципы назначения кода бюджетной классификации 22
2 Применение бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 26
2.1 Структура кода классификации доходов бюджетов 26
2.2 Анализ исполнения доходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов бюджетов 35
2.3 Применение группировок доходов при анализе исполнения регионального бюджета (на примере Томской области) 44
3 Проблемы применения новой бюджетной классификации в Российской Федерации и направления ее совершенствования 54
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Приложение 1 Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета за 2016 год 69
Приложение 2 Доходы областного бюджета Томской области по кодам классификации доходов бюджетов за 2015 год


В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет является сметой доходов и расходов. Они по своему составу, источникам, направлениям использования разнообразны. Для того чтобы существовала целостность бюджетной системы, они классифицируются. Для группировки доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, применяется своя бюджетная классификация. В целях углубленного анализа бюджетного процесса, планирования, учета доходов, их прогнозирования в рамках единой бюджетной системы бюджетная классификация имеет большое значение. Она не только позволяет систематизировать бюджетный процесс, но способствует проведению действенного финансового контроля за формированием и использованием доходов бюджетов на всех уровнях власти.
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что в Российской Федерации бюджетная классификация подвергается постоянным изменениям и трансформации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оптимального варианта упорядочения и систематизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до сих пор не выработано. Таким образом, в качестве первостепенных задач современной бюджетной политики в области бюджетной классификации должны выступать разработка рациональных методов повышения эффективности бюджетных доходов, контроль за их поступлением, а также оптимизация бюджетного учета, которые в конечном итоге позволят сформировать объективную, полную и достоверную информацию, необходимую для эффективного управления бюджетными средствами.
Целью данной бакалаврской работы является решение задачи совершенствования бюджетной классификации Российской Федерации по доходам, имеющей существенное значение для повышения эффективности организации бюджетного процесса.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру бакалаврской работы:
- определить сущность бюджетной классификации и этапы ее развития;
- рассмотреть состав бюджетной классификации;
- выявить понятие классификации доходов бюджета;
- изучить структуру кода классификации доходов бюджетов;
- провести анализ исполнения доходов федерального бюджета в разрезе главных администраторов доходов бюджетов;
- рассмотреть применение группировок доходов при анализе исполнения регионального бюджета (на примере Томской области);
- с помощью полученных знаний разработать предложения по совершенствованию бюджетной классификации Российской Федерации по доходам.
Объектом исследования является бюджетная классификация Российской Федерации.
Предмет исследования - классификация доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исследованию вопросов о бюджетной классификации посвящены работы таких авторов как Климович В. П., Ляпунова Г. В., Маркина Е. В., Носова Л. Ф., Предеина Е. В., Прокофьев Е. С., Сагайдачная Н. К. и др.
Информационной базой исследования явились законодательные и нормативные акты в области налогового и бюджетного законодательства, справочно-статистические данные Министерства финансов Российской Федерации, ФНС России, Казначейства России, Росстата России, а также ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы как: анализ, синтез, сравнение, экономико-статистический метод.
Цели и задачи исследования определили структуру бакалаврской работы. Она состоит из введения, трех глав, 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:
1 Бюджетная классификация Российской Федерации является одним из ключевых инструментов, обеспечивающих единообразие в рамках реализации бюджетного процесса, и неотъемлемой частью единой системы сбора, регистрации, классификации и обобщения данных о государственных и муниципальных финансах. В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Реформирование системы управления государственными и муниципальными финансами неизбежно связано с необходимостью реформирования бюджетной классификации Российской Федерации. На протяжении последних лет проводилась реформа бюджетного учета, которая изменяла и доводила до совершенства основы бюджетной классификации.
2 Состав бюджетной классификации Российской Федерации, установленный статьей 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включает в себя четыре классификации: классификацию доходов бюджетов, классификацию расходов бюджетов, классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов и классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).
3 Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. На основе действующего законодательства доходы бюджетов можно разделить на: налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.
4 Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код. Код бюджетной классификации - агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Единые коды, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются выражением принципа единства бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации.
5 Обязательным направлением исследования кода бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджета является анализ ее первооснов, основных положений, а именно - принципов назначения кодов бюджетной классификации. Назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Данные Указания устанавливают принципы назначения, структуру, общие требования к порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов.
6 С целью повышения эффективности, мобильности и прозрачности исполнение федерального бюджета осуществляется соответственно раздельно по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. В ходе исполнения федерального бюджета по доходам осуществляется комплекс процедур, направленных на администрирование соответствующих платежей, их распределение в соответствии с утвержденным бюджетным законодательством Российской Федерации нормативами, а также зачисление соответствующих сумм доходов на счет федерального бюджета и отдельные процедуры, касающиеся возврата излишне уплаченных сумм. Исполнение федерального бюджета по доходам представляет собой достаточно сложный комплексный и логически взаимосвязанный процесс, в котором активное участие принимают соответствующие участники бюджетного процесса. Поскольку практически вся технология исполнения федерального бюджета реализуется в рамках кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, одна из важнейших ролей в рассматриваемом процессе отведена органу, осуществляющему кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по доходам, или Федеральному казначейству.
7 Неотъемлемой частью бюджетного процесса являются аналитические расчеты, оценка их результатов с применением группировок доходов, а также выработка необходимых мер в случае обнаружения отклонений от плановых заданий. Проведенный анализ исполнения федерального бюджета по доходам за 2015 год показал явное преобладание налоговых доходов (свыше 50%). Так, в составе налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации ежегодно преобладает налог на добавленную стоимость. В 2015 году на его долю приходилось 49% от совокупной величины налоговых доходов федерального бюджета. Затем идет налог на добычу полезных ископаемых (36%). Поступление налога на прибыль организаций составило 491 379,9 млн. рублей, что на 8 584,9 млн. рублей, или на 1,8 %, больше уточненного прогноза поступлений на год по этому виду доходов к Федеральному закону № 384-ФЗ (с изменениями). Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов федерального бюджета в 2015 году приходится на вывозные таможенные пошлины (71%). В структуре безвозмездных поступлений федерального бюджета в 2015 году преобладали доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов (67%), а также субсидии (11%) и иные межбюджетные трансферты (22%). Поступления от государственных и негосударственных организаций в федеральном бюджете незначительны.
8 Нами был проведен анализ доходов областного бюджета Томской области за 2015 год. В ходе анализа было выявлено, что по итогам 2015 года доходы областного бюджета исполнены в сумме 51 200 927,7 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 40 819 739,9 тыс. рублей, безвозмездные поступления - 10 381 187,8 тыс. рублей. В структуре доходов областного бюджета в 2015 году доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась по сравнению с 2014 годом на 3,8% и составила 79,7%, доля безвозмездных поступлений - 20,3%. Поступления налоговых доходов во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на территории Томской области составили 155 145 805,0 тыс. рублей, что на 12 016 218,0 тыс. рублей больше, чем в 2014 году. Основную долю в неналоговых доходах в 2015 году занимают платежи при пользовании природными ресурсами - 455 317,7 тыс. рублей (47,4%) и штрафные санкции - 380 458,1 тыс. рублей (39,6%). Безвозмездные поступления за 2015 год исполнены в сумме 10 381 187,8 тыс. рублей с темпом роста к прошлому году 88,7%. Неисполнение годовых плановых назначений составило 1,3% или 134 844,1 тыс. рублей.
9 Бюджетный кодекс Российской Федерации и Приказ Минфина «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» дают несколько различные подходы к группировке доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Думается, что разработка, систематизация и законодательное уточнение понятийного аппарата бюджетной классификации Российской Федерации по доходам являются одними из необходимых условий ее совершенствования. Предлагаемое Бюджетным кодексом Российской Федерации подразделение доходов бюджетов на две группы - «налоговые и неналоговые доходы» и «безвозмездные поступления» не увязано ни с разграничением бюджетно-налоговых прав уровней власти, ни с периодом закрепления доходов, что затрудняет сопоставимость данных по горизонтали бюджетной системы. В связи с этим представляется целесообразным применение бюджетной классификации по доходам с выделением трех групп доходов и соответствующим им подгруппам доходов: налоговые доходы (Группа 100), неналоговые доходы (Группа 200) и безвозмездные поступления (Группа 300). Устранение выявленных недостатков бюджетной классификации будет способствовать расширению аналитических возможностей бюджетной классификации и повышению прозрачности бюджетов.



1 Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 31.07.1998 г. № 117-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу от 30.03.2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2 Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу от 05.05.2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : фед. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу от 01.06.2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5 О бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс] : фед. закон от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ (ред. от 18.12.2006 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2006. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6 О федеральном бюджете на 2016 год [Электронный ресурс] : фед. закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7 Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР [Электронный ресурс] : закон от 10.10.1991 г. № 1734-1 (ред. от 31.07.1995 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу от 10.07.1996 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 1996. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8 Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] : фед. закон от 30.09.2015 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9 О Министерстве финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] :
постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 13.04.2016) //
КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10 О Федеральном казначействе [Электронный ресурс] : постановление
Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 13.04.2016) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11 О классификации доходов и расходов союзного бюджета и республиканских бюджетов союзных республик [Электронный ресурс] : приказ Минфина СССР от 14.06.1971 № 122 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 1971. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12 Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н (ред. от 16.02.2016 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13 Аветисян И. А. Бюджетный процесс как инструмент управления государственными и муниципальными финансами // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 1(19). - С.121-135.
14 Акиндинова Н. Российская экономика на повороте - Конспект статьи в журнале: Вопросы экономики, 2014, №06 / Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. - М.: Издательство НП «Редакция журнала «Вопросы экономики»», 2014. - 11 с.
15 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. / И. М. Александров - М.: «Дашков и Ко», 2014. - 486 с...61



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ