Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 9
1 Теоретическо-методологические основы исследования стрессоустойчивости психологов-практиков осуществлять
профессиональную деятельность в условиях неопределённости 14
1.1 Толерантность к неопределённости как психологический феномен 14
1.2 Особенности психологической работы онлайн 26
1.3 Сравнительный анализ онлайн и офлайн консультирования 30 2 Эмпирическое исследование психологической готовности психологов- практиков к осуществлению профессиональной деятельности в условиях
неопределённости 38
2.1 Описание основных этапов и методов исследования 38
2.2 Описание первичных результатов исследования: характеристики
выборки исследования 42
2.3 Анализ результатов исследования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 68
ПРИЛОЖЕНИЕ В 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 74
Актуальность. В условиях пандемии возникла необходимость в оказании дистанционной психологической консультативной и психотерапевтической помощи для клиентов всего мира. Ситуации самоизоляции, распространённой на территории Российской федерации и других стран, и неопределённости способствовали актуализации, как внутриличностных проблем клиентов, так и межличностных. Был закрыт ряд муниципальных, государственных и частных учреждений, что негативно отразилось на психологическом состянии граждан многих стран. В связи с этим, практикующие психологи столкнулись с профессиональными трудностями оказания психологической помощи.
Основная проблема, которую мы решаем — это выявление стрессоустойчивости психологов-практиков к готовности выполнять свою профессиональную деятельность в условиях неопределённости в период пандемии COVID-19. В целом, выполненный обзор научных трудов позволил нам сделать вывод об отсутствии сложившихся взглядов на содержание и структуру онлайн-консультирования и так называемый «смешанный» формат, получившие своё развитие в период пандемии COVID-19. Не охарактеризованы специфические черты, не освещено взаимодействие клиента и психолога в рамках онлайн-сессий или смешанном формате, особенностей терапевтического альянса и трудностей перехода из онлайн в оффлайн. Подобное понимание нерешенности данной проблемы как в теоретическом, так и в экспериментальном аспектах легло в основу нашего исследования.
Целью данной работы является определение особенностей стрессоустойчивости психологов, практикующих в различных подходах в аспекте осуществления ими профессиональной деятельности в период неопределённости пандемии COVID-19.
Объект исследования: стрессоустойчивость, жизнестойкость и толерантность к неопределённости, как комплексные явления.
Предмет исследования: стрессоустойчивость психологов-практиков при осуществлении профессиональной деятельности в условиях неопределённости в период пандемии COVID-19.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть феномены толерантности к неопределённости и особенностей онлайн-консультирования в период пандемии COVID-19 в научной психологической литературе.
2. Провести теоретический анализ источников на предмет существования взаимосвязи стрессоустойчивости, жизнестойкости и толерантности к неопределённости.
3. Провести эмпирическое исследование для выявления уровня восприимчивости к организационному стрессу и его связь с жизнестойкостью, толерантностью к неопределённости, а также количеству трудовых часов и опыту респондентов.
4. Выполнить статистический анализ полученных результатов с последующим обсуждением и выводами.
Гипотезы исследования:
Основная:
Стрессоустойчивость психологов-практиков при осуществлении профессиональной деятельности связана с уровнем толерантности к неопределенности и со степени жизнестойкости профессионала в трудных жизненных ситуациях.
Дополнительные:
1. Стрессоустойчивость психологов-практиков к осуществлению профессиональной деятельности в период неопределенности выше у консультантов, чей опыт консультирования больше по времени;
2. Стрессоустойчивость психологов-практиков к осуществлению профессиональной деятельности в период неопределенности связана с возрастом, а именно, чем старше консультант, тем выше готовность к осуществлению профессиональной деятельности.
3. Стрессоустойчивость психологов-практиков к осуществлению профессиональной деятельности в период неопределенности связана с рабочей нагрузкой консультантов, а именно, те консультанты, у которых рабочая нагрузка выше - в большей степени готовы к осуществлению профессиональной деятельности (у них ниже восприимчивость к организационному стрессу).
Теоретико-методологическими основаниями работы, стали для описания феномена толерантности к неопределенности были рассмотрены работы А.И. Гусева, Т.В. Корниловой, Е.Г. Луковицкой, А.А. Федорова, А.С. Андерсона, Н.В. Кругловой и других. Особенности данного феномена изучены в работах С. Баднера, А.Г. Асмолова. Особенности онлайн- консультирования были рассмотрены в работах М. Ролло, Р. Кочюнаса, О.В. Крали, Е.А. Бауэр, А.М. Зураевой, О.А. Олейника, Т.И. Мироновой, Д.Н. Ефремовой, А.Н. Лубеницкой, О.И. Каяшевой и других. Различия между онлайн и офлайн консультированием были рассмотрены в работах Е.В. Лавровой, Е.А. Куминской, С. И. Скипор, А. Е. Воробьевой, А.В. Гришиной, М. В. Косцовой, А. В. Маричевой, С. В. Смирновой, А.В. Степановой, Д.А. Лениной.
Методический инструментарий составили следующие методики:
1. «Шкала организационного стресса, ШОС (А. Маклин)»;
2. «Тест жизнестойкости (Hardiness Survey)» (С. Мадди);
3. «Новый опросник толерантности к неопределенности, НТН» (Т. В. Корнилова).
Эмпирическую базу исследования составили 61 женщина, практикующие психологи в возрасте от 18 до 60 лет. Со стажем работы от менее, чем одного года, до более чем 10 лет. С разным уровнем рабочей нагрузки в месяц.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что толерантность к неопределённости выражает возможность проявить себя, применить новые способы решения, способность к действиям и решениям в случаях, когда отсутствует полная ориентировка в ситуации. Онлайн- консультирование вызывает существенные затруднения для психолога- консультанта, помимо технических сложностей во время сессии, некачественные видеотрансляции и необходимость ориентироваться в первую очередь на вербальную информацию в период сессий с клиентом. Рассмотрены плюсы и минусы онлайн и офлайн консультирования, где выделились следующие плюсы: экономичность, безопасность, конфиденциальность; и минусы: опосредованность общения с клиентом, связь и общедоступность. Дистанционное консультирование представляется перспективным направлением работы для практикующих психологов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что жизнестойкость и все ее отдельные показатели отрицательно связаны с восприимчивостью к организационному стрессу. Чем выше уровень жизнестойкости и отдельных ее компонентов, тем ниже будет восприимчивость к организационному стрессу. Межличностная интолерантность к неопределенности также связана с общим уровнем восприимчивости к организационному стрессу: чем выше уровень интолерантности в межличностных отношениях, тем выше будет уровень восприимчивости к организационному стрессу. Из результатов расчетов было выявлено, что общий показатель восприимчивости к организационному стрессу связан с нагрузкой специалистов, при этом чем выше нагрузка психолога в рабочие будни, тем ниже уровень восприимчивости к организационному стрессу. Помимо этого, выявлено, что рабочая нагрузка также связана со способностью к самопознанию: чем выше рабочая нагрузка психолога, тем ниже показатель «Способность к самопознанию».
Статистическая обработка данных проводилась в пакетах STATISTICA
13.3 (пробная версия) и MS Excel 2010. Статистические методы, использованные в работе:
• Описательные статистики;
• Корреляционный анализ;
• Дисперсионный анализ.
Структура выпускной квалификационной работы построена исходя из поставленных задач и целей. Выпускная квалификационная работа изложена на 80 листах, включает в себя введение, 1 главу (в сумме 3 параграфа), заключение, список источников и литературы, состоящий из 82 пунктов и 4 приложений.
В заключение стоит отметить, что в данной работе была поставлена цель исследования исследования особенностей стрессоустойчивости психологов, практикующих в различных подходах в аспекте их профессиональной готовности к деятельности в период неопределённости пандемии COVID-19. Цель была достигнута через раннее поставленные задачи.
Таким образом, в первой главе первого параграфа была изучена толерантность к неопределённости, которая выражает достаточно позитивное отношение (то есть, как возможность проявить себя, применить новые способы решения), способность к действиям и решениям в случаях, когда отсутствует полная ориентировка в ситуации.
Во втором параграфе, мы изучили особенности онлайн- консультирования, которые вызывают существенные затруднения для психолога-консультанта, помимо технических сложностей во время сессии, некачественные видеотрансляции и необходимость ориентироваться в первую очередь на вербальную информацию во время взаимодействия с клиентом. Отсутствие анализа невербальной стороны общения с обратившимся за психологической помощью часто приводит к необходимости проведения дополнительных сессий для решения запроса клиента. Дистанционное консультирование представляется нам перспективным направлением работы для психологов.
В третьем параграфе, рассмотрены плюсы и минусы онлайн и офлайн консультирования, где выделились следующие плюсы: экономичность, безопасность, конфиденциальность; и минусы: опосредованность общения с клиентом, связь и общедоступность.
Во второй главе, нами было проведено эмпирическое исследование с проверкой основных и дополнительных гипотез. Из результатов расчетов было выявлено, что общий показатель восприимчивости к организационному стрессу связан с нагрузкой специалистов, при этом чем выше нагрузка психолога в рабочие будни, тем ниже уровень восприимчивости к организационному стрессу. Помимо этого, выявлено, что рабочая нагрузка также связана со способностью к самопознанию: чем выше рабочая нагрузка психолога, тем ниже показатель «Способность к самопознанию». Вероятно, такой результат был получен в связи с тем, что при увеличении рабочей нагрузки снижаются когнитивные характеристики психики (внимание, память, мышление) и человеку труднее дается процесс рефлексии.
Мы предполагаем, что именно в этом направлении стоит исследовать, чтобы говорить о действительно значимых результатах, которые можно будет применить на практике.
1. Алехин А. Н., Дубинина Е. А. Пандемия: клинико-психологический аспект // АГ. 2020. №3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pandemiya- kliniko-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 30.05.2022).
2. Алишев Б. С. Психика и преодоление неопределенности // Психология. Журнал ВШЭ. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihika-i- preodolenie-neopredelennosti (дата обращения: 30.05.2022).
3. Алле М. Поведение рационального человека в условиях риска: критика постулатов и аксиом американской школы // THESIS. 1994. Т. 2. Вып.5. С. 217-241.
4. Бажанова Н.А. Личностная готовность к переменам в контексте исследования феномена «ожидания» / Перевод и апробация опросника «Personal change-readiness survey» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения (Приложение к журналу «Вестник РХГА», Т.2). - СПб.: Изд-во РХГА, 2005. - С. 169-178.
5. Бауэр Е. А. Проблемы оказания психологической и
психотерапевтической помощи в условиях эпидемии коронавирусной инфекции(на примере Германии) // Вестник МГОУ. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-okazaniya-psihologicheskoy-i- psihoterapevticheskoy-pomoschi-v-usloviyah-epidemii-koronavirusnoy- infektsii-na-primere (дата обращения: 30.05.2022).
6. Белявцева О. С. Толерантность и интолерантность к неопределенности в современной отечественной и зарубежной психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XVII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-i- intolerantnost-k-neopredelennosti-v-sovremennoy-otechestvennoy-i- zarubezhnoy-psihologii (дата обращения: 30.05.2022).
7. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин // Л.: Наука, - 1988. - 270с.
8. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2004. - 382 с
9. Вестник РАТЭПП .1995. №2. Информация о Международной конференции —Телефонная экстренная помощь в период катастроф и бедствий^ (6-9 июня 1996 г., г. Санкт-Петербург). СПб.,1995.
10. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова // - Спб.: Питер, - 2009.
11. ВЦИОМ совместно с ТАСС провел экспертную онлайн-дискуссию по теме состояния российского малого и среднего бизнеса в условия пандемии коронавируса [Электронный ресуйс] // ВЦИОМ: сайт. URL: https://wciom.ru/index.php?id=237&uid=10253. (1)
12. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Т. 2. Вып. 5. С. 107-134.
13. Голубев А.М. Исследование связи личностных особенностей с особенностями поведения и оценки в ситуации неопределенности / А.М.Голубев // Материалы конференции "Человек в условиях неопределенности" - Новосибирск, 2006. - С. 194 - 208.
14. Гремпинг С. Практикум по управлению стрессом / С. Гремпинг, С. Ауэрбах. - Спб.: Питер, 2002. - 240 с.
15. Гринберг Д. Управление стрессом / Д. Гринберг // - Спб.: Питер, - 2002. - 496с....82