Введение 3
Глава 1. Теоретическая основа
исследования 6
1.1. Определения понятий и терминов 6
1.1.2 Доступные способы изучения медиапотребления 8
1.1.3. Теоретическое описание и обоснование выбора дневникового метода для
исследования 11
1.1.4. Цифровой детокс как элемент дополнительного эксперимента в рамках исследования 13
1.2. Подростковый возраст. Специфика психологического развития поколения Z 15
1.3. Особенности медиапотребления тинейджеров современного подросткового возраста 17
1.4 Томские исследования медиапотребления подростков 18
Глава 2. Разработка, проведение и результаты исследования подросткового интернета Томска 2021 года 21
2.1. Создание собственного медиа-дневника 21
2.2. Условия проведения основного медиа исследования в городе Томске 23
2.3. Полученные данные, сравнительный анализ и аналитика 26
2.4. Процесс проведения эксперимента цифрового детокса в Томске в рамках
изучения подросткового интернета. Статистика по
результатам 38
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Выбранная тема взаимодействия интернет-медиа и молодого поколения является одной из самых актуальных на сегодняшний день. В условиях современного мира медиа и интернет-технологии, которые более всего интересуют нас при выполнении данной выпускной работы, совершенствуются с каждым днём. Разработчики социальных сетей вынуждены чаще выпускать обновления, увеличивать спектр возможностей пользователей, делать интерфейс наиболее разнообразным. Всё дело в том, что на данный момент большая часть активных пользователей не только социальных сетей, но и интернета в целом - это подростки или так называемое поколение «Z». Представители поколения «Z» родились в цифровую эпоху. Процессы, связанные с интернетом, являются для них естественными настолько же, насколько и биологические процессы. Само виртуальное пространство воспринимается подростком как второй дом, а гаджеты - привычной и органической частью повседневности. К тому же по сравнению с реальностью в виртуальном мире многое происходит гораздо проще: знакомства, общение, самовыражение, отстаивание своих мнений и так далее. Каковы же особенности медиапотребления представителей данного поколения, какие плюсы и минусы существуют в таком тесном взаимодействии с интернетом и благодаря каким методам можно его изучить - на эти и другие вопросы мы собираемся искать ответы в данной выпускной работе. Также изучив теоретическую основу, мы ставим перед собой задачу описать и изучить подростков города Томска.
Медиапотребление подростков не является новой темой и уже изучалось многими научными деятелями, такими как И.В. Кирия, к работам которого мы будем обращаться. Также Д.Ю. Кульчицкая, С.А. Вартанов, Д.В. Дунас, Е.А. Салихова в 2019 году выиграли грант на изучение специфики методологии исследования медиапотребления молодёжи. В их статье очень качественно отражены тенденции методологии, которые можно применять для своих исследований. Также при изучении медиапотребления поколения «Z» важно рассматривать наряду с русскими исследователями, зарубежные результаты работы. Одним из ценных ресурсов оказался американский центр исследований Pew Research. На примере их статей мы рассмотрим работу методологических подходов на практике.
Цель работы: выявить особенности медиапотребление подростков города Томска.
Задачи исследования:
1) Дать научное обоснование понятиям медиа и медиапотребление. Охарактеризовать существующие методы исследования медиапотребления в условиях повседневной жизни.
2) Выделить теоретические особенности дневникового метода исследования, как основного для проведения нашего эксперимента;
3) Рассмотреть психологические особенности возраста испытуемых. Описать медиапотребление поколение «Z»;
4) Разработать медиа дневник для исследования томского подросткового интернета;
5) Провести эксперимент в городе Томске поэтапно: подготовка инструкция, поиск респондентов, проведение эксперимента;
6) Провести дополнительный эксперимент «цифровой детокс»;
7) Проанализировать собранные данные и охарактеризовать, как же выглядит подростковый интернет города Томска в 2021 году;
8) Подвести итоги по выполненному исследованию, цифровому детоксу и полученным результатам в рамках данной выпускной работы в разделе «Заключение»;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в работе служит медиапотребление, предметом - подростковое медиапотребление.
Методы научного исследования: теоретический анализ научной, методической специальной литературы и интернет-источников, в том числе научных статей, статистических данных, обобщение и систематизация материала, метод наблюдения, метод медиа дневника, метод эксперимента. Также такие обработке данных использовались математические методы, к примеру, сбора статистики.
Содержание данной работы раскрывается в двух главах. Первая глава отражает теоретическую сторону изучаемого нами вопроса. В ней мы поэтапно стараемся разобраться в определениях медиа, медиапотребление, подростковые медиа практики. Также выделяем доступные способы изучения медиапотребления и более детально изучаем дневниковый метод. Следующий шаг - это определение характера психологического развития респондентов и особенности их медиапотребления. В конце главы приводятся примеры ранее проводимых исследований медиа потребления томских подростков, а также рассматриваются полученные результаты исследователей.
Вторая глава - это исследовательская составляющая нашей работы. Она посвящена непосредственно нашему эксперименту: созданию медиа дневника для исследования, организации процесса и итоговым результатам. Важно отметить, что в этой главе будут описаны результаты не только медиа дневникового метода, но и дополнительного эксперимента цифрового детокса. В конце главы мы охарактеризуем подростковый интернет города Томска и выделить его особенности.
Работа включается в себя введение, заключение и приложения. В приложениях мы представляем статистистические диаграммы, которые анализируем в первой главе. Помимо этого приложение содержит наши наработки по созданному медиа дневнику и по тесту для цифрового детокса. Получившиеся диаграммы на основе собранных результатов по медиа дневникам и по итогам цифрового детокса размещены на последних страницах приложения.
По итогам проделанной работы хочется отметить, сколько разных аспектов удалось изучить в данной дипломной работе. Для начала мы дали теоретическую основу исследования томского подросткового интернета. Были рассмотрены такие понятия, как медиапотребление, дана характеристика поколения Z и выделены психологические особенности подросткового возраста. Удалось выявить методологические подходы к изучению медиапотребления в условиях повседневности школьников и обоснован выбор метода для нашего исследования - медиа дневник. Воспользовавшись созданным и протестированным шаблоном из прошлых курсовых работах, мы доработали медиа дневник, провели работу сбором группы участников. В рамках данной работы участники были набраны исходя из разного профиля обучения: медиа ориентированные подростки, ребята технического профиля и школьники обычных классов. Это помогло не только описать томское подростковое медиапотребление, но и ответить на вопрос: «Влияет ли профиль обучения тинейджеров в Томске на их медиапотребление?».
Проведенное исследование дало результаты по 3 разным направлениям: самые популярные сайты подростков, чем они любят заниматься в интернете и с каких устройств предпочитают заходить в сеть.
Подводя итоги по всем этим критериям, мы можем сказать, что подростковый интернет Томска разнообразен. Среди целей захода у респондентов преобладает цель «общение». Для общения подростки предпочитают использовать Вконтакте, именно в эту социальную сеть было совершено больше всего заходов - 506. Также в топ-5 наиболее используемых сетей подростков вошли Instagram, Youtube, ТикТок и Twitter. Не обходится и без бессознательного листания ленты новостей, которое заняло второе место по целям захода в интернет и набрало 239 упоминания.
Также мы установили, что профиль обучения все-таки влияет на медиапотребление подростков, но кардинально не меняет его. Ребята из обычных классов активнее других общаются в сети и используют Youtube, подростки технической группы потребляют больше развлекательного контента и заходят в ВК, а медиа ориентированные тинейджеры чаще остальных листают ленту новостей в Instagram. Что касается устройств, заходы чаще были сделаны с компьютера.
Помимо основного исследования был проведен дополнительный эксперимент цифрового детокса. По его итогам, в основном томские тинейджеры спокойно могут находится без интернета и знают, чем себя занять. Большинство подростков даже отметили, что время в реальной жизни было проведено интереснее, чем в сети.
Наше исследование также показало, что контролировать время в интернете томским школьникам не помогают родители. Только над действиями в сети одного участника из 37 следят родители.
Мы считаем, что данное исследование было трудоемким, но важным для молодежи города Томска, оно смогло выявить существующие особенности взаимодействия подростка и интернета в нашем городе.
1. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М. - Москва-Жуковский: Изд-во «Канон-пресс», 2003. - 464 с.
2. Назаренко А. Н. Понятие «медиа» в междисциплинарных исследованиях коммуникаций // Вестник СПбГИК. - 2018. - №3. - С. 2.
3. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / А. Г. Качкаева , И. В. Кирия., К. Г. Коломеец [и др.] ; под ред. А. Г. Качкаевой. - М.:, 2010. - 200 с.
4. Коломиец В. П. Медиасоциология - наука о социальном функционировании медиа // Теория и социология СМИ. М.. - 2012.- С.84.
5. Ершов Ю. М. Цифровой мир сетевых подростков и их зрительские практики / Ю. М. Ершов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 2. — С. 355¬372. — DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).355-372.
6. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования / Д. Ю.
Кульчицкая, С. А. Вартанов, Д. В. Дунас, Е. А. Салихова [и др.] // Медиаскоп. - 2019. - № 1. http://www.mediascope.ru/2529 DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.9
http://www.mediascope.ru/2529 (дата обращения: 8.02.2021)
7. How to Research Cross-media Practices / U. Hasebrink, A. Hepp. // Investigating Media Repertoires and Media Ensembles. - 2017. - Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies 23 (4): P. 362-377.
8. Полуэхтова И. А. Исследования аудитории и медиапотребления в цифровой среде: методологические и практические проблемы // Медиаскоп. - 2016. - №. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2199 (дата обращения: 8.05.2021)
9. Медиаметрические исследования целевой аудитории: методика количественного анализа: Учебно-методическое пособие. / сост.: Н. Г. Воскресенская, Е. Г. Фирулина. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2014. - С. 9; C.66.
10. Pew Research Center. - [Washington], 2021.- URL: https://www.pewresearch.org/ (access date: 08.04.2021)
11. Качественные методы исследования: учеб.-метод. пособие для студентов / сост.: Н. В. Клюева. - Ярославль, 2016. - 34, 102 с.
12. Гладарев Б. С. Дневниковый метод в изучении социальных сетей // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). - 2002. - № 14.
13. Capturing Mobility: The Time-space Diary as a Method for Assessing Media Use Niches. / G. J. Hoplamazian, J. Dimmick, A. Ramirez, J. Feaster // Mobile Media & Communication. - 2017. № 6 (1). - P. 127-145.
14. Measuring Children's Media Use in the Digital Age Issues and Challenges / E. A.
Vandewater, S. J. Lee // 2019. - P. 3-6. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/26820818_Measuring_Children's_Media_Use_in_the_ Digital_Age_Issues_and_Challenges (access date: 01.04.2021).
15. Ефимова Г. З. Семенов М.Ю. Цифровой детокс молодежи (на примере использования социальных сетей) / Г. З. Ефимова, М. Ю. Семенов // Вестник Российского университета дружбы народов. Социология. - 2020. - Т. 20. - №3. - C. 572-581...61