ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШЕЛАЕВСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВАЛУЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШЕЛАЕВСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВАЛУЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШЕЛАЕВСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВАЛУЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в нашей стране постепенно повышается роль муниципальной «составляющей» в общей системе социального управления. Увеличивается ответственность муниципальных служащих за выбор приоритетов и стратегий развития территориальных общностей, за разработку и принятие эффективных управленческих решений. Именно местное самоуправление является связующим звеном между органами государственной власти и жителями той или иной территории и представляет собой сферу профессиональной деятельности по защите прав и интересов граждан, форму и средство приближения демократического идеала государства к объективной реальности.
Вместе с тем, система местного самоуправления в России находится на стадии трансформации и сталкивается с рядом организационно-правовых, финансовых, кадровых и иных проблем. В общественном сознании только формируется понимание сущности местного самоуправления, а у значительной части населения нет представления о значении и смысле его существования, уровень доверия органам муниципальной власти продолжает оставаться сравнительно низким. В то же время, участие населения в местном само-управлении и вовлеченность жителей территории в решение проблем местного сообщества являются одним из условий эффективного функционирования института местного самоуправления в целом, способствует развитию гражданского общества, децентрализации системы социального управления, улучшению взаимодействия власти и населения.
Безусловно, в Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Однако несмотря законодательно установленное право влиять на решение вопросов местного значения, активность населения на местном уровне остается низкой, а в практике деятельности органов муниципальной власти преобладают не самые действенные меры по развитию гражданского участия. Отсутствуют эффективные механизмы согласования интересов и постановки общих целей в местных сообществах, что препятствует выработке оптимальной схемы взаимодействия органов местной власти с населением. В связи с этим, представляются необходимыми дальнейший поиск и разработка новых организационных инструментов, обеспечивающих развитие и реализацию местных инициатив, а также социальных технологий, способствующих повышению активности участия населения в местном самоуправлении.
Анализ степени изученности темы. Проблематика местного само-управления, а также участия граждан в управлении делами государства и местного сообщества уже давно является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные отрасли гуманитарного знания.
В частности, правовые аспекты участия населения в местном само-управлении как формы народовластия рассматривают в своих научных трудах Ю.В. Агибалов, Е. Бабошина, В.В. Кудрявцев, В.В. Кудрявцев, М.О. Лебедев, В.К. Лукин, А. Маллакурбанов, Д.Б. Сергеев, Д.Д. Стронский, А.Э. Тюлегенов.
Проблемы правовой регламентации и практической реализации от-дельных форм участия граждан в местном самоуправлении, в том числе правотворческой инициативы, опроса граждан, института сельских старост, деятельности общественных объединений, исследуют такие авторы, как Н.В. Винник, С.В. Громыко, Б.В. Карцев, М.М. Курячая, Н.Н. Мусинова, А.А. Уваров, С.В. Федина, М.С. Шайхуллин.....
Вместе с тем, система местного самоуправления в России находится на стадии трансформации и сталкивается с рядом организационно-правовых, финансовых, кадровых и иных проблем. В общественном сознании только формируется понимание сущности местного самоуправления, а у значительной части населения нет представления о значении и смысле его существования, уровень доверия органам муниципальной власти продолжает оставаться сравнительно низким. В то же время, участие населения в местном само-управлении и вовлеченность жителей территории в решение проблем местного сообщества являются одним из условий эффективного функционирования института местного самоуправления в целом, способствует развитию гражданского общества, децентрализации системы социального управления, улучшению взаимодействия власти и населения.
Безусловно, в Федеральном законе № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. Однако несмотря законодательно установленное право влиять на решение вопросов местного значения, активность населения на местном уровне остается низкой, а в практике деятельности органов муниципальной власти преобладают не самые действенные меры по развитию гражданского участия. Отсутствуют эффективные механизмы согласования интересов и постановки общих целей в местных сообществах, что препятствует выработке оптимальной схемы взаимодействия органов местной власти с населением. В связи с этим, представляются необходимыми дальнейший поиск и разработка новых организационных инструментов, обеспечивающих развитие и реализацию местных инициатив, а также социальных технологий, способствующих повышению активности участия населения в местном самоуправлении.
Анализ степени изученности темы. Проблематика местного само-управления, а также участия граждан в управлении делами государства и местного сообщества уже давно является предметом исследования многих отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные отрасли гуманитарного знания.
В частности, правовые аспекты участия населения в местном само-управлении как формы народовластия рассматривают в своих научных трудах Ю.В. Агибалов, Е. Бабошина, В.В. Кудрявцев, В.В. Кудрявцев, М.О. Лебедев, В.К. Лукин, А. Маллакурбанов, Д.Б. Сергеев, Д.Д. Стронский, А.Э. Тюлегенов.
Проблемы правовой регламентации и практической реализации от-дельных форм участия граждан в местном самоуправлении, в том числе правотворческой инициативы, опроса граждан, института сельских старост, деятельности общественных объединений, исследуют такие авторы, как Н.В. Винник, С.В. Громыко, Б.В. Карцев, М.М. Курячая, Н.Н. Мусинова, А.А. Уваров, С.В. Федина, М.С. Шайхуллин.....
Сложность и противоречивость современного этапа развития Российской Федерации обусловливают необходимость перехода к новому качеству управления как на государственном, так и на муниципальном уровне. В свою очередь, это требует разработки и использования новых подходов, способных, с одной стороны, обеспечить достижение запланированных результатов, с другой стороны, сделать это на основе системного использования творческого потенциала граждан.
Реализация парадигмы партисипативного управления позволит демократизировать процессы принятия управленческих решений в регионах и муниципальных образованиях за счет активизации субъект-субъектных взаимодействий. В результате ее использования могут быть созданы условия для включения в процесс подготовки, принятия и реализации решений населения и институтов гражданского общества не в форме эпизодического подключения, но в форме равноправного участника на всех стадиях.
Однако потенциал гражданского участия в органах местного самоуправления используется редко, несмотря на то, что подобная практика успешно применяется реализации в публичных проектов на муниципальном уровне во многих странах. В России, несмотря на то, что правовая база для участия жителей в управлении делами местного сообщества создана уже до-вольно давно, значительная часть определенных федеральным законом № 131-ФЗ форм такого участия практически не применяются. Инициируемые органами местного самоуправления формы взаимодействия с гражданами могут создавать лишь видимость участия, не представляя собой реальное вовлечение населения и общественных структур в муниципальное управление.
Проведенное при подготовке выпускной работы эмпирическое исследование показало, что на территории Валуйского городского округа население непосредственно осуществляет местное самоуправление и участвует в его осуществлении в таких формах, как: местный референдум; муниципальные выборы; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; публичные слушания, общественные обсуждения; собрание граждан, конференция граждан; опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; старосты сельских населенных пунктов.
Однако, согласно полученным результатам авторского исследования, участие граждан в местном самоуправлении носит преимущественно эпизодический характер. Основными причинами этого являются социальная пассивность населения, в ряде случаев имитационный характер некоторых фор-матов участия, недостаток необходимой информации, опыта, свободного времени. При этом имеет место противоречие между декларацией сравнительно высокого уровня потенциальной готовности граждан к участию в общественной деятельности и неспособностью и нежеланием реализовать ее на практике. В значительной степени данное противоречие отражает сложившиеся стереотипы сознания, в основе которых лежит недоверие к власти и убежденность, что личное участие в управлении не приведет к заметным позитивным изменениям. Также следует отметить, что ссылка на пассивность окружающих как на оправдание собственного отказа от общественного участия частично также определяется отсутствием реальных каналов влияния на процесс принятия и реализации властных решений.
В результате возможности гражданского участия в процессе муниципального управления в Шелаевской территориальной администрации пока что используются недостаточно.
В связи с этим особенно актуальным является поиск политико-технологических решений, позволяющих населению и институтам гражданского общества по-настоящему включиться в процесс управления развитием муниципалитета. Решение этих задач должно осуществляться на теоретически фундированной муниципальной политики, основными принципами которой являются: научная обоснованность; функциональность; социальная ответственность; целеполагание; обмен информацией; соучастие (партисипативность)....
Реализация парадигмы партисипативного управления позволит демократизировать процессы принятия управленческих решений в регионах и муниципальных образованиях за счет активизации субъект-субъектных взаимодействий. В результате ее использования могут быть созданы условия для включения в процесс подготовки, принятия и реализации решений населения и институтов гражданского общества не в форме эпизодического подключения, но в форме равноправного участника на всех стадиях.
Однако потенциал гражданского участия в органах местного самоуправления используется редко, несмотря на то, что подобная практика успешно применяется реализации в публичных проектов на муниципальном уровне во многих странах. В России, несмотря на то, что правовая база для участия жителей в управлении делами местного сообщества создана уже до-вольно давно, значительная часть определенных федеральным законом № 131-ФЗ форм такого участия практически не применяются. Инициируемые органами местного самоуправления формы взаимодействия с гражданами могут создавать лишь видимость участия, не представляя собой реальное вовлечение населения и общественных структур в муниципальное управление.
Проведенное при подготовке выпускной работы эмпирическое исследование показало, что на территории Валуйского городского округа население непосредственно осуществляет местное самоуправление и участвует в его осуществлении в таких формах, как: местный референдум; муниципальные выборы; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; публичные слушания, общественные обсуждения; собрание граждан, конференция граждан; опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; старосты сельских населенных пунктов.
Однако, согласно полученным результатам авторского исследования, участие граждан в местном самоуправлении носит преимущественно эпизодический характер. Основными причинами этого являются социальная пассивность населения, в ряде случаев имитационный характер некоторых фор-матов участия, недостаток необходимой информации, опыта, свободного времени. При этом имеет место противоречие между декларацией сравнительно высокого уровня потенциальной готовности граждан к участию в общественной деятельности и неспособностью и нежеланием реализовать ее на практике. В значительной степени данное противоречие отражает сложившиеся стереотипы сознания, в основе которых лежит недоверие к власти и убежденность, что личное участие в управлении не приведет к заметным позитивным изменениям. Также следует отметить, что ссылка на пассивность окружающих как на оправдание собственного отказа от общественного участия частично также определяется отсутствием реальных каналов влияния на процесс принятия и реализации властных решений.
В результате возможности гражданского участия в процессе муниципального управления в Шелаевской территориальной администрации пока что используются недостаточно.
В связи с этим особенно актуальным является поиск политико-технологических решений, позволяющих населению и институтам гражданского общества по-настоящему включиться в процесс управления развитием муниципалитета. Решение этих задач должно осуществляться на теоретически фундированной муниципальной политики, основными принципами которой являются: научная обоснованность; функциональность; социальная ответственность; целеполагание; обмен информацией; соучастие (партисипативность)....





