Аннотация 3
Введение 3
1 Политическая пропаганда и политическая коммуникация: появление
исследования, основные определения, типология и методы 10
1.1 Начало изучения политической пропаганды и коммуникации 10
1.2 Понятие и типология политической пропаганды и коммуникации 19
1.3 Методы политической пропаганды и коммуникации 26
2 Образ пропагандиста-коммуникатора и влияние пропаганды на примере
ток-шоу Владимира Соловьева 43
2.1 Ток-шоу Владимира Соловьева как пропагандистская компания 43
2.2 Образ пропагандиста-коммуникатора на примере деятельности
Владимира Соловьева 53
2.3 Значение пропагандистской деятельности ток-шоу
Владимира Соловьева 59
Заключение 64
Список источников и литературы
Актуальность исследования. Выбранная мной тема стала как никогда актуальной в эпоху информационных технологий современного общества. C развитием технологий передачи информации, а также с появлением новых способов коммуникации политическая информация довольно быстро доходит до желаемых реципиентов социальной сферы. Влияние политической партии или лидера всецело зависит от успешной работы в сфере политической коммуникации. В современном мире политическая пропаганда всё чаще стала использоваться в качестве основной формы политической коммуникации. При этом такой эффект коммуникации имеет как позитивные, так и негативные черты воздействия на общество. А также само воздействие политической пропаганды начало носить скрытый характер, при котором объекты воздействия даже не представляют, что получая определённые объёмы информация, подвергаются эффекту пропаганды. Более того, в российском обществе по-прежнему популярны различные политизированные ток-шоу и новостные выпуски спонсируемые государством. При этом данные телепрограммы скрыто и явно оказывают манипулятивно-пропагандистское воздействие на реципиентов, а информация, получаемая вследствие такого воздействия нередко является пропагандистским сообщением с полностью ложными данными в одних случаях и лишь частично искаженными в других. Более того, ведущие данных телепрограмм принимают на себя образ коммуникатора-пропагандиста, так как полностью руководят объемами информации в данных ток-шоу, а также применяют манипулятивные методы воздействия на целевую аудиторию, характерные для методов пропаганды. Огромное значение в пропагандистской кампании имеет сам образ пропагандиста-коммуникатора, именно благодаря нему зависит успех пропагандистской компании.
Одними из наиболее популярных ток-шоу в российском информационном поле являются “Вечер с Владимиром Соловьевым”, а также “Соловьев Live”. Данные шоу имеют своей целью вести пропаганидстко-информационную деятельность, то есть доносить до реципиентов определенную информацию, которая продиктована действиями правительства Российской Федерации. В иных случаях информация и позиция ведущего может отличаться, но ни в коем случае не идти против установленной политики РФ. Так в 2014 году данные ток-шоу доносили идеи о легитимности присоединении Крыма. В 2020 году всячески продвигали и рекламировали поправки в конституцию, тем самым создавая мобилизационный эффект для участия граждан в выборах. А уже в 2022 году как ток-шоу, так и лично Владимир Соловьев с помощью своей информационной деятельности доносили до общества идею о правильности Специальной военной операции проводимой на территории Украины, а также всячески активизировали общество на поддержку текущей политики правительства, военнослужащих и их руководящего состава. При этом важно отметить, что в обществе существует неоднозначная позиция по поводу оценки деятельности данных ток-шоу и новостных программ. Таким образом, выбранная мной тема выпускной квалификационной работы является актуальной, так как лидирующие позиции по объему аудитории и популярности на ТВ и в интернете занимает именно Владимир Соловьев. В данной связи важное значение имеет реконструкция образа пропагандиста-коммуникатора Владимира Соловьева для выявления определенных характеристик и черт присущих этому образу, что поможет выявить влияние современных пропагандистских кампаний на ТВ, в средствах массовой информации и сетях интернет.
Степень разработанности. Данная тема становилась предметом исследования множества ученых и является крайне дискуссионной в современном научном поле. Всю имеющуюся литературу, посвященную данной проблеме, можно, условно, разделить на несколько групп.
Политическая пропаганда. Пропаганда стала одной из самых распространенных форм массовой коммуникации после Первой мировой войны. Первопроходцем в изучении пропаганды стал Гарольд Лассуэлл. В своей работе “Техника пропаганды в мировой войне” он дал определение понятию пропаганда. А также определил цели, методы и формы пропаганды применяемые в войнах начала 20 века. Э. Аронсон и Э. Р. Пратканис выделили специфику современной пропаганды как влияния. Эти исследователи подходили к изучению пропаганды в рамках коммуникативного подхода. К исследованию пропаганды обращались ученые из различных сфер, так Леслав Войтасик в своей работе “Психология политической пропаганды” дает осмысление теоретическим основам пропаганды, а также раскрывает психологические особенности воздействия пропаганды на массовое сознание и отдельного индивида в частности. В рамках лингвистического подхода пропаганда исследуется в работах Г.Г. Почепцова А. Д. Васильева и Ф. Е. Подсохина.
Теории политической коммуникации. Основы теории коммуникации созданы Гарольдом Лассуэллом, представителем чикагской школы. Ему же принадлежит авторство первой теоретической модели политической коммуникации. Также к исследователям теории коммуникации относятся: Уолтер Липпман, Пауль Лазарсфельд, Карл Ивер Ховланд. Из числа отечественных авторов, наиболее подробно и углубленно вопросами коммуникации занимается Георгий Почепцов. В своей работе “Теории коммуникации” автор приводит историю развития теорий коммуникации, а также приводит различные модели коммуникаций. К отечественным специалистам по теме можно отнести Быкова И. А. В своих работах автор исследует различные теоретические и практические аспекты сетевой политической коммуникации. При этом автор уделяет отдельное внимание эффекту воздействия подобных сетевых коммуникаций на различные средства доставки массовой информации и PR технологии. Также отдельное внимание политической коммуникации уделяет С. В. Володенков в своей статье “Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием” в ней автор исследует различные манипулятивные возможности политической коммуникации, им дается определение политической манипуляции, а также показываются эффекты от влияний данных технологий на общественное сознание. М. С. Вершинин в своей работе “Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований” анализирует перспективные направления исследования политической коммуникации в контексте современного информационного общества и быстрого развития технологий доставки информации от политической системы к социальной.
Информационная компания. А. Д. Васильев в работе “Некоторые манипулятивные приемы в текстах телевизионных новостей” раскрывает манипулятивные приемы в рамках информационных кампаний СМИ. В работе “От прецедента к стереотипу: три этапа информационной кампании” совместно с Ф. Е. Подсохиным он дает характеристику этапам информационных компаний, а также раскрывает способы воздействия на аудиторию. Большое внимание в работах С. В. Володенкова уделено применению политических технологий в интернете. В статье за авторством Гаджимусиловой Дианаы Гаджиахмедовны и Булейко Натальи Андриановны “Ток-шоу на современном экране”, рассмотрены особенности телевизионного публицистического ток-шоу на современном этапе, как одного из самых востребованных жанров. Освещены проблемы, связанные как с созданием программы ток-шоу, так и его проведением. Также показаны роль и место публицистического ток-шоу на современном российском телевидении и в информационных кампаниях. Особо подчеркивается значительная роль ток-шоу в эстетическом и воспитательном восприятии зрителя. В нем поднимаются актуальные, волнующие зрителя темы, обсуждаются, а в некоторых случаях решаются, наболевшие проблемы. В статье рассказывается как готовят ток-шоу. Освещаются все этапы предварительной работы: запуск пилотных программ, которые помогают принять окончательное решение о запуске ток-шоу в эфир утверждение; ведущего программы, от которого напрямую зависит популярность программы; подбор команды. В статье раскрывается общее и особенное в отношении ток-шоу федерального канала и регионального. В работе Деевой Ирины Васильевны и Деревлеевой Елены Васильевны “Невербальные средства воздействия на аудиторию” анализируются, с помощью эмпирических и теоретических методов исследования, различные факторы воздействия на аудиторию, в том числе и невербальные в рамках информационных компаний. Также в данной статье анализируются невербальные методы воздействия на примере ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым”, а также рассматривается личность телеведущего и методы воздействия на аудиторию которыми он зачастую руководствуется.
Научные труда в которых специально исследуется образ Владимира Соловьева. Внимание работ Грабельникова А. А., Гегеловой Н. С. исследуются характерные стратегии, приемы и техники манипулятивного воздействия на аудиторию, которые применяются разными журналистами, в том числе и Владимиром Соловьёвым. В работах Деевой И.В., Деревлевой Е.В. акцентируется внимание на невербальных средствах коммуникации, которые присущи ведущим ток-шоу. Отдельное внимание уделяется невербальным средствам коммуникации, которые активно использует Владимир Соловьев в рамках собственного ток-шоу. В научном труде Добрыниной Е.Г. проводится сравнительный анализ образов телеведущих информационно-аналитических ток-шоу в России и на Украине. Отдельное внимание уделяется различным характерным чертам, техникам и приемам завлечения аудитории, которые используются ведущими. В научной статье Череповой Т Н. исследуется роль образа Владимира Соловьева в пропаганде новой российской идеологии “Русский мир”.
Эмпирическая база исследования составляет видеоматериалы ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым” и “Соловьев LIVE”, в которых содержатся все необходимые элементы коммуникативной деятельности для реконструкции образа.
Объект исследования: современная политическая пропаганда.
Предмет исследования: образ пропагандиста-коммуникатора на примере ток-шоу Владимира Соловьева .
Цель исследования: реконструировать образ Владимира Соловьева как влиятельного политического пропагандиста на примере ток-шоу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию и привести типологию политической пропаганды и коммуникации;
2) раскрыть способы и методы политической пропаганды и коммуникации, которые применяются в России и в мире;
3) выявить взаимосвязь политической пропаганды и коммуникации;
4) продемонстрировать специфические составляющие образа ведущего шоу Владимира Соловьева;
5) реконструировать знаковый образ пропагандиста-коммуникатора Владимира Соловьева;
6) раскрыть методы, способы и техники, с помощью которых Владимир Соловьев формирует точку зрения у реципиентов;
7) выявить информационное значение деятельности ток-шоу Владимира Соловьева
Теоретические основания исследования. Данная работа опирается на теоретические положения политического конструктивизма. Выбор субъективистской парадигмы обусловлен тем, что объектом исследования выступает современная политическая пропаганда, одним из основных составляющих которой является образ коммуникатора-пропагандиста. Автор исходит из тезиса о том, что успех современной политической пропаганды всецело зависит от сконструированного образа пропагандиста-коммуникатора со всеми присущими ему элементами. Так, примерами практики современной политической пропаганды в Российской Федерации являются различные политизированные ток-шоу такие как: “Вечер с Владимиром Соловьевым” и “Соловьев LIVE”, которые имеют своей целью конструировать политическую реальность и влиять на точку зрения реципиентов. Сущностным компонентом данных ТВ программ является бессменный ведущий Владимир Соловьев, который с помощью различных техник, средств и методов присущих образу пропагандиста-коммуникатора активно участвует в данных пропагандистских кампаниях.
Подход и методы. Научным подходом в исследовании является политико-коммуникативный, то есть информационная деятельность ток-шоу Владимира Соловьева понимается как пропагандистская кампания, основным элементом которой является образ коммуникатора-пропагандиста Владимира Соловьева. В работе были использованы следующие методы:
1. Общенаучные методы (реферирование, анализ, синтезирование, интерпретация фактов, дедукция, индукция, обобщение и систематизация понятий), с помощью которых проводилось осмысление теоретико-методологического материала, построение и проверка гипотез, а также описания видеоматериалов ток-шоу Владимира Соловьева.
2. Качественно-количественный метод контент-анализа, направленный на выявление основных характеристик, черт и приемов присущих образу пропагандиста-коммуникатора Владимира Соловьева и основных тематик пропагандистской компании.
Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В ходе исследования было выявлено начало изучения политической пропаганды и коммуникации, а также приведены первые подходы к изучению политической пропаганды и коммуникации. Прежде всего начало изучения политической пропаганды связано с именами Гарольда Лассуэлла, Карла Ивера Ховланда, Уолтера Липмана и Пауля Лазарсфельда, которые создали авторские подходы к изучению как всей пропаганды в целом, так и ее отдельных составных частей. Также важно отметить, что всплеск изучения политической пропаганды и коммуникации непосредственно связан ростом информационных технологий после Первой мировой войны.
В процессе исследования были определены понятия политической пропаганды и коммуникации, а также приведена основная типология этих двух понятий. Продемонстрированы современные методы политической пропаганды, из которых наиболее распространенными являются: мифологизация, применение PR технологий, внушение, убеждение, замедление темпа изложения, использование эпитетов, создание эмоционального резонанса, многократное повторение пропагандистской информации. Определена ведущая роль в современной российской политической пропаганде различных политизированных, информационно-аналитических ток-шоу.
Также в рамках проведения исследования, было проанализировано информационно-аналитическое ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым”. В ходе исследования было выявлено, что данное ток-шоу, начиная с 2014 года является пропагандистской кампанией правительства Российской Федерации. Данный вывод был сделан на основе того, что в рамках деятельности ток-шоу зачастую транслируется недостоверная информация, активно критикуются оппозиционные силы в Российской Федерации, а также отдельные представители оппозиции. Для деятельности ток-шоу также характерно использование различных пропагандистских методов, приемов и техник, к которым можно отнести создание эмоционального резонанса, введение в заблуждение, мифологизацию а также множество других манипулятивных технологий. Целью пропагандистской компании в рамках ток-шоу “Вечер с Владимиром Соловьевым” является частичное информирование населения о происходящих политических процессах. Используется это прежде всего для создания образа противника, выставления текущего политического курса, как единственно правильного и того, что внешняя политика России является полностью хорошей и оправдывающей себя. Ведущими информационными темами в рамках подобной пропагандистской компании являются: конфликт на украине, идеологический конструкт “Русский мир”, сирийский кризис, демонстрация и порицание противников РФ в лице стран запада.
Главным лицом в организации и проведении ток-шоу является ведущий-Владимир Соловьев. В ходе исследования была продемонстрирована краткая биография журналиста, определена характеристика личности Владимира Рудольфовича с точки зрения российских и западных СМИ. В ходе реконструкции образа коммуникатора Владимира Соловьева были выявлены основные черты присущие его образу, к которым относятся: внешний вид, оригинальность, аттрактивность, позиция главного лица и авторитета в рамках ток-шоу, а также умение подстраиваться под беседу с собеседниками из разных сфер. На основе этого были сделаны выводы о привлекательности образа Владимира Соловьева для массовой аудитории. Также в рамках образа пропагандиста-коммуникатора Владимир Соловьев очень часто используются различные манипулятивные методы воздействия на сознание аудитории. Так, методы манипулятивного воздействия на аудиторию, которые использует Владимир Соловьев можно разделить на: вербальные, невербальные и паравербальные. Ключевой техникой манипулятивного воздействия, которая применяется образом Владимира Соловьева, является коммуникативная агрессия.
Помимо этого, в рамках данного исследования было определено значение пропагандистской деятельности ток-шоу Владимира Соловьева. Основным значением было выявлено формирование необходимого правительству РФ общественного мнения, с целью получения от общества одобрения различных внешнеполитических процессов. Также значение пропагандистской деятельности Владимира Соловьева обуславливается отвлечением внимания от внутренних проблем Российской Федерации в сторону информирования населения о внешнеполитических событиях. В дополнение к этому, значение пропагандистской деятельности ток-шоу определяется активной пропагандой идеологии в рамках идеологического конструкта “Русский мир”. При этом, отдельные выпуски программы посвящены утверждению правильности, достоверности и качеству транслируемой информации.
1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э. Р Пратканис.- СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
2. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования: монография / И. А Быков.- СПб. : ФГБОУ ВПО «СПГУТД», 2013.- 160 с.
3. Бернейс Э. Пропаганда / Э. Бернейс. - М. : Hippo Publishing, 2010.-176 с.
4. Белоусов А. Политическая пропаганда в современной России // Россия и мусульманский мир. - 2010. - №9. - С. 18-28.
5. Васильев А. Д. Некоторые манипулятивные приемы в текстах телевизионных новостей // Политическая лингвистика. - 2006. - №20. - С. 95-116.
6. Васильев А. Д. От прецедента к стереотипу: три этапа информационной кампании / А. Д Васильев, Ф. Е. Подсохин // Политическая лингвистика. - 2016. - №6. - С. 32-37.
7. Васильев А. Д. Информационная война: лингвистический аспект / А. Д Васильев, Ф. Е. Подсохин // Политическая лингвистика. - 2016. - №2.
С. 10-16.
8. Владимир Соловьев: известному журналисту - 58 // Радио Sputnik. -
[Б. м.], 2021. - URL:
https://radiosputnik.ria.ru/20211020/solovev-1754007432.html (Дата обращения 12.06.2023).
9. Владимир Соловьёв // 24СМИ. - [Б. м.], 2021. - URL: https://24smi.org/celebrity/522-vladimir-soloviov.html (Дата обращения 12.06.2023).
10. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 253 с.
11. Вечер с Владимиром Соловьевым // Сетевое издание “Смотрим” [Б. м.], 2023. - URL: https://smotrim.ru/brand/21385 (Дата обращения 14.06.2023).
12. Калугина М. Н. Виды и форма политической коммуникации //Образовательный портал «Справочник» [Б. м.], 2018. - URL: https://spravochnick.ru/politologiva/politicheskava kommunikaciya i smi/v idy i formy politicheskoy kommunikacii/#vidy-politicheskoy-kommunika cii (дата обращения 05.05.2023).
13. Войтасик Л. Психология политической пропаганды // Л. Войстасик. - М. : Прогресс, 1981. -281 с.
14. Володенков С.В. Управление современными политическими кампаниями: уч. пос. для вуз. / С. В. Володенков. - М.: Изд. Московского университета, 2012. - 312 с.
15. Володенков С.В. Современная политическая коммуникация как инструмент манипулирования общественным сознанием // Вестник Московского университета. Серия 12 : Политические науки. - 2012. - №5.-С. 89-103.
..70