АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1 Основные подходы к изучению этничности 8
1.1 Содержательный анализ категории «этничность» и теории возникновения этноса 8
1.1.1 Содержательный анализ категории «этничность» в работах авторов-
конструктивистов 12
1.2 Общая характеристика форм существования этничности: этническая общность,
этническая группа, этническое объединение 19
1.2.1 Виды этнических общностей и их особенности 20
1.2.2 Понятие этнической группы с точки зрения концепции инкорпорированных
классов Пьера Бурдьё 24
1.3 Этническое объединение через призму явления диаспорализации 29
2 Роль этнических объединений в формировании межэтнической толерантности 36
2.1 Мнения экспертов в сфере межэтнических отношений 43
2.1.1 Социокультурная ситуация в России и Томской области 43
2.1.2 Участие этнических объединений в процессе формировании толерантности 48
2.1.3 Функции этнических объединений 50
2.1.4 Взаимодействие этнических объединений 53
2.2. Мнение представителей этнических объединений 59
2.2.1 Мотивационные детерминанты этнофоров 59
2.2.2 Функции этнических объединений 66
2.2.3 Взаимодействие этнических объединений 71
Заключение 79
Список литературы 82
Приложение А Программа исследования 85
Приложение Б Бланки интервью 87
Приложение В Список информантов-представителей Э.О. 89
Приложение Г Список информантов-экспертов 90
Приложение Д Расшифровки интервью с представителями Э.О. 91
Приложение Е Расшифровки интервью с экспертами 127
На пороге XXI века человечество столкнулось с множеством вызовов, среди которых особняком стоят проблемы, связанные с усилением интенсивности миграционного потенциала населения. Несомненно, массовые перемещения людей в пространстве стали частью социальной реальности, так как пытаясь удовлетворить те или иные запросы людям зачастую приходится действовать радикально, вплоть до смены места жительства, ради того, чтобы обеспечить лучшие условия как для себя, так и для своих близких. Следствием стремительного роста трансграничных миграций и миграций, происходящих внутри стран, стала мобилизация этнических меньшинств в группы, которые в настоящее время носят статус «диаспор». За счет постоянного притока приезжих граждан из других этнонациональных государств появляются «новые» этнические образования, а также меняется облик «старых» этнических объединений. В связи с этим актуализируется потребность в обеспечении мирного существования представителей разных этнических групп на одной территории. В контексте межэтнической толерантности, результатом «успешной» коммуникации является диалог культур. Именно готовность вступить во взаимодействие с представителем любой иноэтничной группы, религии и нации детерминирует существование поликультурного общества, и является фундаментом для мирного взаимодействия этносов, проживающих в рамках единого государства.
В ходе исторического развития сложилось четыре типа мультикультурных обществ: существовавшие до современности империи, колониальные общества, пост национальные мультикультурные общества, которые характерны для Северной Америки, Западной Европы и Океании. Проблемная ситуация бакалаврской работы заключается в том, что среди перечисленных государств выделяется Российская Федерация, так как наше многонациональное пространство существует почти три века. После распада СССР межнациональные отношения в России существенно осложнились в связи со стремлением бывших союзных республик к независимости и ростом этнического самосознания. Россия прежде всего-Федерация и многие субъекты выделены на основе их этнических признаков. Еще в советском союзе был заложен базис многонациональности, который ссылался к признанию и защите прав этнических меньшинств, а сама многонациональность поддерживалась. Факт большого количества наций, проживающих в СССР, рассматривался как предмет гордости людей. Таким образом, длительный исторический опыт сосуществования разных и многочисленных этнических групп на одной территории с своеобразными культурными традициями содействовал формированию уникального культурного пространства Российской Федерации - в сущности, мультикультурного. Россия также вовлечена процесс миграции, и является для приезжих принимающим сообществом, причем в большей степени для выходцев из стран бывшего советского союза, которые приезжают из ныне суверенных государств Центральной Азии, таких как Узбекистан, Таджикистан, Кыргызтан; из Армении и Азербайджана, а также Украины, Белоруссии, Молдовы. Стремление к формированию этнических общин продиктовано желанием этнофоров воссоединиться с собратьями по этносу, сохранить своё этническое самосознание. Томская область является полиэтничным регионом, на территории которого, по данным департамента культуры и туризма проживают представители более чем 140 национальностей. По данным департамента культуры и туризма Томской области, в регионе зарегистрировано более 30-ти национально-культурных автономий. В данной ситуации поднимается вопрос, выражающий проблему данной работы: какую роль выполняют этнические общественные объединения в процессе интеграции этнофоров в принимающее сообщество и каким образом содействуют формированию межэтнической толерантности? На сегодняшний день известно о том, что томские этнические объединения имеют «площадки», в рамках которых, происходит их взаимодействие, а также административные структуры, осуществляющие контроль за их деятельностью, соответственно к первой «группе» относятся: Дом Дружбы народов, ассамблея народов томской области, региональный центр развития образования, а также томские вузы; со стороны администрации города - комитет по местному самоуправлению, департамент культуры и туризма, комитет внутренней политики администрации томской области, координационный совет по межнациональным отношениям в Томской области.
Объект исследования: этнические объединения.
Предмет исследования: роль этнических общественных объединений в процессе формирования толерантности.
Для изучения объекта данной работы была поставлена следующая цель: определить какова роль этнических объединений в формировании межэтнической толерантности
Чтобы реализовать поставленную цель были сформулированы задачи:
1. описать основные подходы к изучению природы этничности;
2. проанализировать термин «этничность» в работах авторов-конструктивистов;
3. определить какие функции выполняют этнические объединения в социальном пространстве;
4. описать социокультурную ситуацию, связанную с межэтническими отношениями в России;
5. выявить мотивы участия в деятельности этнических объедений.
Теоретико-методологическую рамку исследования составили работы автором конструктивисткой теории этничности, таких как Пьер Бурдьё и Бенедект Андерсон. В частности, большее внимание уделяется концепции габитуса предложенной французским социологом Пьером Бурдьё, а также его теории инкорпорированных классов. Также, рассматриваются положения Роджерса Брубейкера из работы «Этничность без групп». Для содержательного анализа понятий толерантность и мультикультурализм использовались работы Майкла Уолцера и Уилла Кимлики, соответственно. Методы, используемые в работе: анализ литературы, сравнительный метод, анализ документальных источников, а также полуформализованное интервью.
Научная новизна данного исследования состоит в рассмотрении феномена этнических объединений с точки зрения конструктивисткой парадигмы, выявлении значимых аспектов в дальнейшем изучении феномена этнических объединений, и в выявлении социально значимых эмпирических данных полученных в результате опроса экспертов в этой области и членов включённых в деятельность этнических организаций.
Практическая значимость заключается в том, что полученные критерии и задачи функционирования этнических объединений могут быть полезны в дальнейшем изучении объекта, как исследователям, так и административным органам. Образ этнических объединений представленный с точки зрения экспертов из разных областей деятельности, и самих членов этнических объедений позволит выстраивать нужную траекторию действий для реализации принципов толерантности в этой сфере, и отношений между этническими и другими организациями.
Проблема, связанная с изучением тематики этничности и межэтнических отношений, является одним из актуальных вопросов на сегодняшний день, который поднимается работах исследователей, многих теоретиков, а также лидеров государств. Особенным значением данная проблематика наделяется тогда, когда появляется дилемма: как управлять этническим многообразием для того, чтобы избежать всплеска экстремистских и террористических настроений? Основной любого полиэтничного государства, этническая композиция которого сложна и мультикультурна, служит толерантность и её повсеместная трансляция. Современная ситуация как никогда вписывается в рамки толерантности, появлением необходимости в продуцировании подобных принципов конструктивного и бесконфликтного сотрудничества. В эпоху активизации трансграничных миграций целостность и сплоченность мультикультурных государств находится в зоне риска. Стремление каждой культуры к самосохранению объяснимо, особенно в иноэтниченых условиях. Россия в свою очередь также является страной-реципиентом для большого числа приезжих из дальнего и ближнего зарубежья. Отличительной чертой Российской Федерации служит кодификация прав этнических меньшинств на законодательном уровне, закрепление основных прав и обязанностей, которые предусмотрены за этническими общинами. Наиболее встречающейся формой институционализированной этничности в России является национально-культурная автономия, или иными словами этническое объединение.
Для того, чтобы детально рассмотреть и проанализировать конструкт «этническое объединение», было поставлено, и по ходу реализовано несколько задач. Во-первых, описание основных подходов к изучению феномена этничности, состоящего из трёх основных направлений. Во-вторых, этничность была рассмотрена через призму конструктивисткой теории этничности, в лице П. Бурдьё и Б. Андерсона. Третьим шагом стал анализ трёх видов этнических образований, в том числе этническая общность, группа и объединение как вид последней. Обзор концепта «этническое объединение» был реализован в рамках концепции инкорпорированных классов П. Бурдьё, смысл которой раскрывается с помощью понятия «габитус». Четвертый аспект работы был посвящен анализу явления «этнического объединения» с точки зрения процесса диаспорализации: разобрана дефиниция «диаспора» и «национально-культурная автономия», которые употребляют в данной работе. В-пятых, была раскрыта сущность понятия толерантность в рамках межэтнических отношений, а также проанализировано явление мультикультурализма (политики толерантности), которое по мнению экспертов характеризует состояние социокультурной ситуации в России. Для того, чтобы ответить на главный вопрос работы было проведено 79
эмпирическое исследование состоящие из двух частей: мнение экспертов относительно участия этнических объединений в процессе формирования толерантности, и мнение собственно субъектов данной деятельности - членов двух этнических общин города Томска.
Изучение подходов к пониманию того, что такое «этнос» и «этничность» позволили определить наиболее приемлемую концепцию для дальнейшей интерпретации явления этнических объединений в социокультурном пространстве. Избрав именно конструктивистскую модель изложения генезиса этничности удалось выяснить, что этничность для носителя этнической принадлежности, служит частью габитуса, которая также детерминирует содержание культурного капитала личности. Этничность - совокупность качеств личности, определяющихся через этническое самосознание, это взгляд субъекта на мир, то есть картина мира, составляющая этническую константу, с одной стороны, и связь с группой посредством единого представления о истерической родине, и на миф о происхождении этноса - с другой. Развивая тему в данном ключе, учитывая объективные и субъективные характеристики этничности, авторы конструктивисты полагают что этничность характеризуется динамичность - она подвижна, её можно сформировать и расформировать. Таким образом, этническое объединение - есть социальная конструкция, которая существует за счет разделяемого представления о своей культуре, осознание собственной принадлежности к ней. Границы общностей определяются также подвижны, и они изменятся ситуативной и историко-временной перспективе. Этнические объединения образуются на базе общего интереса, или общности культурного капитала, выраженного через одинаковое представление о том, как надо жить и, что надо делать. Консолидация членов объединения происходит лидером, который случае НКА де-юре является представительным лицом от группы. За счет обладания символическим капиталом, лидер (председатель) наделен способностью направлять действия субъектов, включённых в процесс деятельности объединения, опираюсь на свой статус и авторитет.
В ходе исследования удалось определить за счет чего этнические объединения влияют на процесс формирования толерантности. Эксперты отметили, что не все группы располагают нужными ресурсами, символическим капиталом в том числе. Отсутствие харизматических лидеров исключает за данными группами возможность влиять на продуцирование принципов толерантности, так как они не реализуют в полной мере необходимый спектр задач для этого. Что касается функций, информантами экспертами и членами объединений были названы задачи, имеющие значение как в рамках группы, так и за её рамками - в обществе. Отметим, что все задачи содержат в себе воспитательный и просветительский потенциал, который в целом направлен на презентацию собственной культуры и налаживание межкультурного диалога посредством этого. Помимо функций 80
были определен этнокультурный фон, на котором разворачиваются взаимодействия между носителями разных этнических принадлежностей, и непосредственно определён характер данных отношений. Помимо этого, в исследовании было выделено отдельное место для анализа мотивационных детерминант участников этнических общин.
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма: пер. с англ. / Б. Андерсон; пер. В. Николаева; вступ. ст. С. Баньковской. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.
2. Бабич И. Л. Теория и практика мультикультурализма / И. Л. Бабич, О. В. Родионова // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М.: ИЭА РАН, 2009. - Вып. 215. - 49 с.
3. Бауман З. Мыслить социологически: учеб. пособ.: пер. с англ. / З. Бауман; под ред. А. Ф. Филиппова. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 254 с.
4. Бергер П. Л. Конструирование социальной реальности. Трактат по социологии знания / П. Л. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
5. Брубейкер Р. Этничность без групп: пер. с англ. / Р. Брубейкер; пер. И. Борисовой; Нац. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
6. Бурдье П. Начала: пер. с фр. / П. Бурдьё; пер. Н. А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1994. - 288 с.
7. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1993. - № 2. - С. 137-150.
8. Бурдье П. Социология социального пространства: пер. с фр. / П. Бурдье, общ. ред. Н. А. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2007. - 288 с.
9. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики / Современная социальная теория : Бурдье, Гидденс, Хабермас. учеб. пособие / сост., пер. и вступ. ст. А. В. Леденевой. - Н-ск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. - 120 с.
10. Бурдье П. Формы капитала [Электронный ресурс] // Экономическая социология: электронный журнал. - 2002. - Т. 3. - № 5. - С. 60-74. - Электрон. дан. - URL: http://ecsoc.hse.ru/data/670/586/1234/ecsoc t3 n5.pdf (дата обращения: 29.03.2017).
11. Волкова Т. П. Классические философские концепции мультикультурализма и толерантности// Вестник МГТУ. - 2011. - Т. 14. - №2. - С. 254-259.
12. Даллакян К. С. Этнонация: признаки этнодифференциации / Научный вестник МГТУГА. - 2012. - № 182 (8). - С. 124-129.
13. Диденко В.В. Динамика исследования феномена толерантности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2016. - № 2(26). - С. 45-53.
14. Дугин А. Г. Этносоциология / А. Г. Дугин. - М.: Академический Проект: Фонд Мир, 2011. - 639 с.
15. Дятлов В. И. Мигранты и принимающее общество: стратегии и практики
адаптации (на примере Иркутска) [Электронный ресурс] // Байкальская международная бизнес-школа ФГБОУ ВО ИГУ. - Электрон. дан. - URL:
https://buk.irk.ru/exp seminar/3/3 dyatlov.pdf (дата обращения: 12.04.2017).
..41