Введение 3
1 Арабо-израильский конфликт: палестинская проблема в ее истоках 9
1.1 Зарождение этноконфессиального конфликта евреев и арабов Палестины 9
1.2 Конец британского мандата и первая арабо-израильская война 1948 года 16
1.3 Первые арабо-еврейские инициативы мирных соглашений 20
2 Мирный процесс второй половины XX — начала XXI века 23
2.1 Попытки мирного урегулирования палестино-израильского конфликта во второй
половине XX века 23
2.1.1 Кэмп-Дэвидские соглашения с Египтом 24
2.1.2 Переговоры в Мадриде и мирное соглашение с Иорданией 28
2.2 Американские попытки урегулирования палестино-израильского конфликта
в XXI веке 31
2.2.1 «Дорожная карта» мирного процесса Джорджа Буша-младшего 32
2.2.2 Ошибки американской политики на Ближнем Востоке при Бараке Обаме 37
3 «Сделка века» Дональда Трампа по урегулированию палестино-израильского
конфликта 44
3.1 «Peace to prosperity» или «Мир во имя процветания» Дональда Трампа 45
3.2 «Соглашения Авраама» с арабскими странами 56
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 63
Арабо-израильский конфликт является одним из старейших и классических примеров затяжных конфликтов. На протяжении почти столетия международные лидеры, дипломаты и ученые обсуждали силу влияния данного конфликта на регион и мировую историю, а также пытались создать универсальные пути его завершения. Несмотря на довольно успешные Кэмп-Дэвидские и Мадридские соглашения, еще ни одной из третьих сторон, заинтересованных в расширении политического и экономического влияния на Ближнем Востоке, так и не удалось предложить реальный план действий, рассматривающий интересы как израильской, так и палестинской сторон. За этот период мир сильно изменился, как и проблемы безопасности, с которыми сталкивается Ближний Восток, но многие из спорных вопросов остались в основном прежними и упорно неразрешимыми: строительство израильских поселений на палестинских территориях, принадлежность святынь Иерусалима одной из конфессий, распределение водных и земельных ресурсов. За последние несколько десятилетий было выдвинуто множество предложений и идей, действовавших в основном в пользу Палестины, но элементы этих планов были недостижимыми с учетом реалий на местах и на Ближнем Востоке в целом. Хотя ни один из предложенных планов не давал и не даст ни одной из сторон всего того, что она выдвигает в своих требованиях, план Дональда Трампа «Peace to prosperity» дает обеим сторонам представление о наилучшем, наиболее реалистичном и достижимом совместном будущем.
Кроме того, конфликт между Израилем и Палестиной выходит далеко за рамки современных границ стран и не позволяет другим арабским государствам нормализовать свои отношения с обеими сторонами и совместно стремиться к созданию стабильного, безопасного и процветающего региона. Одна из причин неразрешимости этой проблемы - сочетание сразу нескольких отдельных конфликтов: территориального спора, спора о безопасности и беженцах между Израилем и Палестиной и религиозного спора между Израилем и мусульманским миром относительно контроля над местами, имеющими религиозное значение для обеих конфессий. Отсутствие официальных отношений между Израилем и большинством мусульманских и арабских стран только обостряет конфликтную ситуацию на Ближнем Востоке, в то время как перед всеми странами данного региона складывается другая наиболее насущная и важная проблема в лице радикально настроенного Ирана и террористов, в лице таких террористических организаций как ХАМАС, ИГИЛ и прочие. Чем больше мусульманских и арабских стран нормализуют отношения с Израилем, тем больше это поможет продвинуться в русле справедливого урегулирования конфликта между израильтянами и палестинцами и не позволит радикалам использовать данный конфликт для дестабилизации региона. Все это в равной степени заключает и освещает в себе план Дональда Трампа, предлагая враждующим сторонам реальные возможности для урегулирования обоюдных претензий и споров.
Актуальность данной темы характеризуется накаленностью сложившейся на Ближнем Востоке ситуации. Нерешенность арабо-израильского конфликта создает все большую напряженность как на региональном, так и на международном уровнях. Администрации сразу четырех президентов США: Джимми Картера, Джорджа Буша- старшего в 20 веке и Джорджа Буша-младшего и Барака Обамы в 21 веке, с разным успехом пытались разрешить данный конфликт посредством примирения сторон и нахождения точек пересечения их интересов, но каждый раз сталкивалась с непримиримостью со стороны политических верхов враждующих государств. И если политика «умной силы» Барака Обамы в его последний президентский срок пошатнула крепкие отношения с практически единственным лояльным союзником США на Ближнем Востоке - Израилем, то Дональду Трампу удалось изменить несостоятельность данного факта и стать самым произраильским президентом США за всю историю двухсторонних отношений. Помимо этого, опубликованный им на сайте Белого Дома документ «Peace to Prosperity», а также следующие за ним «Соглашения Авраама» представляют огромную уникальность и интерес для изучения в рамках мирного урегулирования ближневосточного конфликта, в то время как в российских научных кругах практически отсутствуют анализы данных документов, что во многом препятствует изучению общего видения ближневосточной политики Дональда Трампа, как одного из президентов Соединенных Штатов Америки.
Целью исследования является выявление тенденций по урегулированию арабоизраильского конфликта в контексте складывавшихся взаимоотношений между США, Израилем и арабскими странами Персидского залива и Северной Африки в период президентства Дональда Трампа.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить истоки арабо-израильского конфликта в период с 1917 по 1948 год;
- Проследить шаги, предпринимавшиеся со стороны США, Израиля и других арабских государств для заключения мирных соглашений во второй половине 20 века - начале 21 века;
- Произвести комплексный анализ взаимоотношений, складывавшихся между Израилем, ОАЭ, Марокко и Суданом в 21 веке и послуживших началом для установления мирных соглашений;
- Проанализировать опубликованный на сайте Белого дома документ Дональда Трампа «Peace to prosperity»;
- Определить тенденции и возможности к урегулированию арабо-израильского конфликта в период президенства Дональда Трампа.
Объектом исследования является процесс мирного урегулирования палестиноизраильского конфликта.
Предметом исследования является план «Сделка Века» Дональда Трампа по урегулированию палестино-израильского конфликта.
Хронологические рамки исследования охватывают период с декабря 2017 года по август 2020 года. Выбор нижней хронологической границы исследования обусловлен первым упоминанием Дональдом Трампом о готовящемся его администрацией плане по урегулированию палестино-израильского конфликта. Верхняя граница является датой заключения первого «Соглашения Авраама» между Израилем, ОАЭ и Бахрейном.
Преимущественным методом исследования является метод контент-анализа документа «Peace to prosperity» , направленный на разбор и систематизацию основных предложений администрации Дональда Трампа по наиболее важным вопросам палестиноизраильского конфликта. В ходе анализа был применен метод кодификации, в соответствие с которым все разделы документа, представляющие практический интерес для исследования, были поделены на отдельные группы по наиболее близким друг к другу тематикам: вопросы о территориях, экономическое развитие региона, заключение мирного соглашения, участие третьих сторон и организация международных контролирующих органов.
Немаловажным для исследования является и метод ивент-анализа. С применением данной методики было проанализировано выступление Дональда Трампа перед Американоизраильским комитетом по общественным связям в марте 2016 года , где он в общих чертах обозначил конъюнктуру дальнейшей ближневосточной политики своей администрации и меры по ограничению иранской ядерной программы, которые будут предприняты после избрания на пост президента. Также, данным методом была проанализирована первая пресс-конференция Дональда Трампа в качестве президента Соединенных Штатов с премьер-министром Израиля Беньямином Нетаньяху , на которой президент раскрыл свою полную приверженность мирному урегулированию конфликта на Ближнем Востоке с произраильской позиции.
В данном ключе также интересны и публикации Дональда Трампа в социальной сети Twitter, в которых президент часто анонсировал как предстоящие встречи с высшим руководством арабских стран и Израиля, так и результаты данных переговоров. Так, своей публикацией от 13 августа 2020 года Дональд Трамп в результате своей поездки в Объединенные Арабские Эмираты анонсировал прорыв в деле становления мирных соглашений между конфликтующими сторонами, чем вызвал немалый интерес к данному прогрессу и своему документу «Peace to prosperity».
С использованием метода анализа исторических источников были изучены такие документы, как «Соглашения Сайкса-Пико», соглашение «Вейцмана-Фейсала» и резолюции ООН №181, №242, №338, в которых в той или иной степени затронута проблема решения ближневосточного конфликта. Данные документы важны для исследования, ведь в них содержатся попытки урегулирования палестино-израильского конфликта, на которые в итоге опирались американские президенты при составлении своих планов. Все документы и стенограммы выступлений опубликованы на сайте Еврейской виртуальной библиотеки.
Для составления целостной картины американской политики в отношении палестино-израильского конфликта в 20-21 веках был применен метод изучения документов, включавший в себя план Джорджа Буша «Дорожная карта» , как наиболее точно излагающий точку зрения его администрации по мерам урегулирования палестиноизраильского конфликта с применением посреднических услуг третьих сторон, а также «Стратегию Национальной безопасности» Барака Обамы за 2010 и 20157 годы, в которых изложены ближневосточные приоритеты политики администрации Барака Обамы и его видение по решению данного конфликта.
В основном данная работа полагается на официальную документацию и выступления президентов, но в то же время активно привлекались работы как российских, так и зарубежных авторов. Среди российских авторов хотелось бы выделить монографию Т А. Карасовой , посвященную непростой истории становления американо-израильского сотрудничества с момента возникновения Израиля как самостоятельного государства в 1948 году и вплоть до 2014 года, когда в результате действий администрации Барака Обамы были значительно ухудшены двухсторонние отношения между странами. В книге показано то, как происходило налаживание стратегического партнерства между Израилем и Соединенными Штатами, как Америка делала ближневосточный конфликт зоной своих интересов и то, как строятся современные взаимоотношения двух стран. Ко всему этому Т. А. Карасова добавляет свою оценку всем происходившим событиям, выдержанную в нейтральных тонах для всех трех сторон конфликта: США, Израиля и арабских государств. Другой российский автор А. И. Смирнов в своей монографии в доступной для широкого читателя форме рассказывает об истоках палестино-израильского конфликта, основных военных действиях между двумя сторонами и дает оценку последствиям этих конфликтов, которые сильнее прочих слагаемых делают невозможным заключение постоянного мира на Ближнем Востоке. Немаловажным было бы выделить и статью С. А. Маргеловой , в которой проанализированы почти все статьи наиболее известных американских газет и журналов с высказываниями видных американских консервативных и либеральных политиков по поводу «Соглашений Авраама». На основе данного анализа делается заключение о том, что консервативные издания схожи друг с другом в положительном отношении к соглашениям, в то время как либеральные издания содержат множество отличных друг от друга критических мнений и реакций на соглашения. По политике Джорджа Буша младшего были выделены статьи Е. В. Федосик и Я. А. Козлова , в которых с применением простой историко-описательной методики рассказывается об основных действиях администрации президента по урегулированию палестиноизраильского конфликта с применением многосторонних соглашений. Касательно же политики Барака Обамы хотелось бы отметить статью А. В. Крылова и В. М. Морозова , в которой анализируются попытки американской дипломатии при Бараке Обаме добиться прорыва в русле урегулирования палестино-израильского и дальнейшая провальная политика американского президента, приведшая к ухудшению взаимоотношений двух стран.
Что касается зарубежных авторов, то центральное среди них место в исследовании занимает монография израильского историка А. Д. Эпштейна . Книга посвящена истории палестино-израильского конфликта, который автор в хронологической последовательности описывает через сопоставление различных военных и переговорных процессов между конфликтующими сторонами. Автор пытается отойти от объективной «арабской» или «израильской» позиции большинства русскоязычных и зарубежных научных деятелей в описании конфликта, не считая ни одну из причастных сторон плохой или хорошей и выстраивает свое повествование на основе взвешенного анализа фактов, лишенных каких- либо политических пристрастий самого автора. Вторая монография Митчелла Г. Барда является сборником различных фактов и мифов о палестино-израильском конфликте, многие из которых отсутствуют, либо заведомо опускаются в работах других авторов. Используя метод «факт-опровержение/подтверждение» автор в краткой форме выстраивает хронологическое повествование о наиболее значимых событиях конфликта при этом давая оценку и характеризуя то, почему возник тот или иной факт. Даниэль Эгель, Шира Эфрон, Линда Робинсон в своей статье описывают основные точки соприкосновения интересов арабских государств и Израиля, а также дают оценку заключенным между сторонами «Соглашениям Авраама» и роли Соединенных Штатов при их заключении. В статье явно прослеживается либеральная точка зрения авторов, ведь большая часть материала отведена анализу того, что при заключении соглашений опускались как права палестинской стороны, так и какие-либо преференции для нее. Авторы четко говорят о том, что арабским государствам более неинтересна Палестина и ее проблемы, что делает конфликт еще более нерешенным.
Зарождение арабо-израильского конфликта изначально происходило под эгидой конфронтации двух мировых конфессий - иудаизма и ислама. Основные конфликтные ситуации между евреями и арабами возникали именно по вине последних и их неприязни к народу столь близкому к ним как в религиозном, так и в культурном плане. Данная тенденция исходила от слишком ортодоксальной и скептически настроенной политической и духовной верхушки арабов, не готовой смириться с тем, что рядом может образоваться экономически развитое и сильное государство. Мусульмане строго следуют идеологическим догматам в борьбе с «неверными», исключая даже малейшую идею о том, чтобы достичь какого-либо компромисса в разделе Палестины. В рамках их понимания данного мира, Палестина, находившаяся в их руках многие столетия, должна принадлежать именно им. Евреи же в данной ситуации показали себя более достойно, отстояв все свои права на те земли, что были у них некогда отняты, и показав приверженность своим основным идеям о том, что они до самого победного конца будут защищать и развивать даже тот клочок земли, что у них имеется. Поэтому арабо-израильский конфликт во многом является камнем преткновения всех конфликтов на Ближнем Востоке, дестабилизирующим весь регион в целом. В связи с этим западные государства так навязчиво пытаются привнести свое видение урегулирования конфликта. Ведь тот, у кого будет в руках «ключ от гроба Господня» и будет обладать наибольшим влиянием на Ближнем Востоке. Первенство в данной гонке занимают США, установившие прочные связи с демократическим Израилем и налаживающие союзнические отношения с другими арабскими государствами Персидского залива.
Еще в 20 веке Джимми Картеру, 39-му президенту Соединенных Штатов Америки, удалось, хотя и не без взаимного налаживания отношений со стороны обеих стран, посадить за стол переговоров двух непримиримых противников - Израиль и Египет, заключив между ними Кэмп-Дэвидские соглашения. Хотя данные договоренности и не предлагали универсального плана по урегулированию всего конфликта, они тем не менее показали стремление обеих сторон к заключению мирных соглашений и попыток мирно существовать на одной территории. Точно такая же ситуация сложилась и на Мадридской конференции, открыв довольно долгую линию различных мирных договоренностей и инициатив, предлагавшихся американскими президентами уже в 21 веке.
В период своих двух администраций Джордж Буш-младший был привержен защите религиозной свободы, борьбе с фанатизмом, борьбе с терроризмом и пропаганде моральных ценностей. Президент Д. Буш не просто говорил об этих целях - он действовал в соответствии с ними. С первых дней своего пребывания на посту он осуждал антисемитизм, демонстрировал непоколебимую поддержку Израилю и продвигал программы сострадания у себя на родине. Президент Буш всегда признавал, что свободные общества должны уважать права всех своих граждан, особенно тех, кто исповедует разные религии. События 11 сентября 2001 года напомнили всем американцам, что враги религиозной терпимости являются также врагами всех свободолюбивых людей. Именно благодаря ближневосточной политике Буша-младшего сегодня все евреи в Америке знают, что у них всегда есть верный друг и защитник в Овальном кабинете. Но несмотря на все это, президенту США с его «дорожной картой» так и не удалось прийти к мирному урегулированию данного конфликта, и эта задача была возложена на администрацию следующего президента - Барака Обамы.
Также две администрации Барака Обамы пытались решить арабо-израильский конфликт, но все его два срока прошли под эгидой постоянного ухудшения отношений со своим союзником - Израилем. Охлаждение американо-израильских отношений началось еще в 2009 году во время Каирской речи Б. Обамы, когда американский президент обозначил свое видение решения палестино-израильского конфликта, основанное на создании двух государств для двух народов. Хотя Палестина и была готова в какой-то мере принять данное предложение, израильский премьер-министр, Биньямин Нетаньяху, высказался категорически против данного предложения, считая, что это нанесет удар и так шаткому положению Израиля на Ближнем Востоке. Отношения между странами еще больше ухудшились после ближневосточной речи Обамы 2011 года, которую Израиль так же воспринял в штыки. В то же время США никогда не отворачивались от своего союзника и продолжали его поддерживать, что ярко просматривалось в накладывание со стороны США вето на проекты резолюций Совбеза ООН по ограничению расширяющихся поселений евреев. Последний же удар столь прочному союзу был нанесен тогда, когда Соединенные Штаты вступили в ядерную сделку по Ирану, после чего Б. Нетаньяху заявил о том, что если так продолжится и дальше, то Израиль будет противостоять иранской угрозе в одиночку. За два срока своего президенства Бараку Обаме так и не удалось достичь никакого продвижения в русле решения арабо-израильского конфликта. С одной стороны, это связано с тем, что Обама пытался лавировать между поддержкой своего правительства израильским лобби США и снижением негативного отношения арабских стран к США, посредством уступок ПНА. С другой стороны, обе страны, Палестина и Израиль, просто не готовы были пойти на какие-либо уступки. Израиль хотя и заявлял, что готов к прямым мирным переговорам, но без каких-либо подвижек в территориальном и политическом плане. Палестина же в свою очередь не видела возможным начало мирных переговоров, пока Израиль не прекратит строительство новых поселений на Западном берегу реки Иордан и не решит проблему с палестинскими политическими заключенными.
Дональд Трамп - самый эпатажный и непредсказуемый президент Соединенных Штатов за последние несколько десятилетий, оказался самым успешным в русле урегулирования ближневосточного конфликта палестинцев и израильтян. Он не только улучшил отношения с Израилем посредством американского признания израильских прав на многие объекты Палестины, но и заставил другие арабские страны сплотиться вместе, признав Израиль как суверенное государство. Кроме того, предложенный им план «Peace to Prosperity» является наиболее всеобъемлющим и приемлемым практически для обоих сторон, хотя в нем явно прослеживается уклон в сторону Израиля. Проанализировав все статьи данного плана, можно говорить о том, что в нем соединились как предложения двух предыдущих президентских администраций, так и свежий взгляд с позиции бизнесмена. План предусматривает как создание двух независимых государств, так и их всеобщее сосуществование, основанное на совместном развитии и процветании. Но для слишком ортодоксальных лидеров ПНА и других арабских стран он оказался просто неприемлемым, в связи с чем во многих районах Палестины вспыхнули восстания и демонстрации, выражавшие непримиримость с данным решением. Кроме того, ситуация с коронавирусной инфекцией отвлекла многие государства от данного плана, потому он остался практически незамеченным в мировых кругах. Следующая администрация Джо Байдена пока не предложила новых идей в русле решения палестино-израильского конфликта, сосредоточившись больше на России и ее Специальной военной операции, поэтому план Дональда Трампа пока что остается единственным, способным ненадолго, но сгладить основные углы конфликта.
«Соглашения Авраама», являющиеся последствием «Сделки века», предлагают Соединенным Штатам историческую возможность стать парусом в новой политической и экономической сделке, которая не так уж отличается от той, что была достигнута в послевоенной Европе. Как и в случае с европейскими странами 1940-х годов, мотивация «Соглашений Авраама» - общее признание партнерами того, что экономическое и политическое сотрудничество является императивом для позитивного общего будущего. Успех, скорее всего, потребует от Соединенных Штатов технической (а иногда и политической, и финансовой) поддержки обеих сторон для достижения полного эффекта. Наконец, для более точного успеха в этом случае может потребоваться, чтобы Соединенные Штаты согласились на снижение относительных барьеры на пути американского экспорта в обмен на геостратегические преимущества такой крупной сделки. «Соглашения Авраама» могли бы обеспечить путь к прочному миру, очень похожему на мир, который архитекторы послевоенного восстановления Европы обеспечили сначала за счет экономической интеграции Германии и Франции, а затем большей части континента.
Преимущества от нормализации отношений лежат на поверхности, но многие наблюдатели не оценили масштабы потенциальных экономических выгод сотрудничества. Критики указали на то, что они считают проблемными вопросы, касающиеся «подачек», предложенных США отдельным странам для закрепления соглашений, - например, предложение поддержать экспорт современного оружия американского происхождения в ОАЭ, исключить Судан из списка государственных спонсоров терроризма США (что снимает со страны многие санкции), и признать оспариваемые притязания Марокко на Западную Сахару. В частности, они указывали на то, что характер данных подачек может быть лишь временным явлением, и сделать то же самое для остальных стран, до сих пор отрицающих существование Израиля, будет просто невозможным. Другие же указывали на неспособность соглашения урегулировать израильско-палестинский конфликт в целом и на то, что подписание соглашений является лишь дальнейшим затягиванием поясов в русле поиска универсального решения. Эти вопросы важно оценить для возможного пересмотра уже имеющихся соглашений или для предсказывания будущих дипломатических усилий, но взгляд на риски и выгоды соглашений должен также отражать очень значительный потенциал роста, который может возникнуть в регионе, если правительства, подписавшиеся под соглашениями разработают политику, направленную на создание долгосрочных планов роста и реформ, которые будут не только гарантировать обоюдовыгодные взаимоотношения, но и создадут базу для более мирного и продуктивного общества.
Кроме того, для того, чтобы в полной мере оценить все возможности и проблемы, связанные с «Соглашениями Авраама», потребуется время. Большинство экспертов согласно с тем, что так же, как падение Берлинской стены в 1989 году стало ключевым событием в мировой истории, ознаменовавшим падение «железного занавеса» и изменением свойств международных отношений, так и соглашения, отражающие тектонические политические, экономические и стратегические сдвиги, произошедшие в регионе за последнее десятилетие, могут ознаменовать начало новой эры на Ближнем Востоке.